Представляемая вниманию читателей книга включает хроники реки Мойки от ее истока до Зеленого моста н. Работа посвящена программам и эскизам к ним художников группы «Наби» (Э. В творчестве художников группы наби сильно возрастает декоративная сторона искусства гравюры, тема изображения часто не столь важна, как техника и материал. Наби — пророк) — группа французских художников, возникшая ок.
Кроме того, мастера принимали активное участие в деятельности новых экспериментальных театров: возрождавшемся в то время театре марионеток, натуралистическом театре Либр Андре Антуана (1890-1893) и символистских театрах Дарт Поля Форда (1890-1892) и Эвр Орельена Люнье-По (1893-1897). Так, первоначально объединение в группу прошло под девизом упрощения живописных средств.
Благодаря Полю Серюзье. Первый из них, выполнен мягкими материалами (пастель, цветной карандаш и уголь) в свободной манере на небольшом клочке бумаги. Обычно, собрания проходили в мастерской Рансона (Храме Наби) на бульваре Монпарнас.
От этой протонабидовской аналогии легко перейти и к другим. Сам Мусатов никогда ничего не говорил ни о П. Боннаре, ни об Э. Вюйаре или М. Дени.
Название группе предложил Огюст Казалис, общий приятель молодых живописцев. Первоначально объединение происходило под девизом упрощения живописных средств. Итак именно искусство одушевляет материальный мир, оно наделяет его настоящей жизнью».
Через мусатовский этап прошли многие: голуборозовцы – Кузнецов, Уткин, Сапунов Петров-Водкин, воспринявший мусатовский символизм и переосмысливший его Ларионов и Гончарова, у каждого из которых был целый мусатовский этап Кончаловский и Фальк, которые до Бубнового валета испробовали — не без пользы для будущего – мусатовский импрессионизм и еще многие другие. Сразу же в этом случае возникает вопрос о законности аналогии. Самими мотивами мусатовские гуаши похожи на картины Вюйара. Порой в их картинах действительность и миф неразрывно связаны, но иногда мистика уступает место наивности и в таком случае работы обретают черты декоративизма.
Так, под впечатлением от увиденного на сцене, Э. Вюйар создает первые работы на театральную тему («Репетиция в консерватории» 1890, «Коклен-младший в роли Леридона» 1890, «Репетиция на сцене» 1890-91). Но вернемся к проблеме символизма. Русакова имеет в виду не фактическую связь Мусатова с набидами, которой, скорее всего, не существует, а известную параллель, которая образуется благодаря близости творческого метода, общих тенденций развития и того места, которое занимают – соответственно во французской и русской живописи набиды и Борисов-Мусатов.
По всей вероятности, символистами, в полном смысле этого слова, можно назвать только Дени, Серюзье и Бернара, лишь частично символистской является живопись Валлотона и Вюйяра, а Боннар и Руссель скорее близки к фовистам. Морозова на Пречистенке. Роль силуэта в этих вещах огромна.
Символизм – одно из направлений в европейском искусстве 1870-х – 1910-х годов. По субботам они устраивали еженедельные собрания в мастерской Рансона на бульваре Монпарнас, называя её Храмом Наби. В окончательном варианте, этот мотив читается не так явно, оставляя зрителю место для собственных ассоциаций. Nabis от древнееврейского navi – пророк), «набиды» – группа французских ученых художников – постимпрессионистов, возникшая в Париже в 188 г. и просуществовавшая приблизительно до 1905 года, куда входили М. Дени (один из главных ее теоретиков), Э. Вюйар, П. Боннар, П. Серьюзье, Ф. Валлотон и др.
Это более обобщенное и лирическое созерцание есть зрелый Борисов-Мусатов, который, преодолевая некоторую искусственность таких вещей, как Гармония (1900 год) или Мотив без слов (1900 год), приходит к своей классике – к Гобелену (1901 год), Водоему (1902 год), Изумрудному ожерелью (1903 – 1904 годы). Впрочем, не все члены группы воспринимали живопись в таком ключе. Но интересно то обстоятельство, что аналогии Мусатова с набидами возникают не только тогда, когда первый обретает творческую зрелость.
Как она должна выражать соотношение между идеей и картиной, природой и искусством. Морис Дени Музы, 1893.
Однако он ярко и многогранно проявился в философии, музыке изобразительном искусстве. Большую часть эстампа занимает легкий деревянный помост обтянутый зеленой тканью, что в какой-то мере делает его похожим на передвижную театральную сцену. Роль силуэта в этих вещах огромна. Его временные рамки укладываются в 1870-е 1910-е годы. не более чем литературен.
Это качество позволяет в чем-то отделить Мусатова то набидов. Это иной способ видеть иной тип воображения". В начале 1900-х Наби распалась и каждый пошёл своей дорогой.
Начнем с того, что это художники одного поколения – они почти ровесники. Вот как вспоминает об этом времени Морис Дени: "Наиболее смелые, среди посещавших около 1888 года Академию Жюлиана молодых художников, почти ничего не знали о великом движении в искусстве – импрессионизме, который только что произвел революцию в живописи. Картину Серюзье назвал Талисман (Музей Орсэ, Париж), она стала программой для наиболее одаренных учеников Академии Жюлиана (Боннара, Дени, Русселя, Вюйара, Ибеля, Рансона), которые, объединившись первоначально вокруг Серюзье, стали тесно общаться за пределами класса и, осознав себя кругом единомышленников, взяли себе общее имя – Наби.
Его затрагивают и Я. А. Мы отмечали известный синкретизм в мусатовском творчестве. Картину Серюзье назвал Талисман (Музей Орсэ, Париж), она стала программой для наиболее одаренных учеников Академии Жюлиана (Боннара, Дени, Русселя, Вюйара, Ибеля, Рансона), которые, объединившись первоначально вокруг Серюзье, стали тесно общаться за пределами класса и, осознав себя кружком единомышленников, взяли себе общее имя 150 наби.
Иванов, Суриков, Врубель, Мусатов в этом отношении сходные фигуры. Отталкиваясь от образцов японской ксилографии, популярной в ту эпоху, Наби вырабатывают собственные варианты декоративного стиля, близкого к стилистике модерна. Русаковой отмечено и другое несходство – известная формальность исканий французов и приоритет поэтической одухотворенности в творчестве русского мастера. Название группы художников из Франции, образовавшейся в конце 1880-х – начале 1900 годов.
Это иной способ видеть иной тип воображения. Вот таким образом картина «Наби» вмещает зримые объекты, которые намекают на состояния души, угадывающиеся по стремительным и порывистым мазкам или по мягким и продолжительным касаниям кисти.
Первым это удивление выразил Я. Тугендхольд в своей статье Молодые годы Мусатова. Свою мысль художник поясняет на примере религиозных образов: "Византийский Христос является символом.
Художественное творчество представляется как сакральная задача. Точная дата и час, отмеченные художником на холсте, говорят о многом. Не удивительно, что к 1905 году группа «Наби» распалась, однако распад прошел без серьезных разногласий между художниками и все набиды сохранили с друг другом прекрасные отношения.
Эта грань условна. Зато, каждый, с должной иронией, принял ставшее впоследствии знаменитым утверждение Дени: ". Вюйар, цит. К любому участнику группы применимо положение о тесной связи между формами и эмоциями.
Париж, Музей дОрсе. Mnchen. Валлоттон исполнил 145 гравюр (все свои работы, как живописные, так и графические, художник заносил в реестр). С самого начала, в живописи «Наби» развивались две линии: символико-спиритуалистическая, представленная творчеством М. Дени, П. Серюзье, П. Рансона, пытавшихся возродить церковную монументальную живопись и формировавшаяся художниками – «интимистами», как называли Э. Вюйара, П. Боннара и К. -К. Это преодоление мы и встречаем у многих набидов, в частности у Дени и у Мусатова. А. –Г.
В 1889 г. начались встречи членов группы в маленьком парижским кафе. В этом же году начинается плодотворное сотрудничество художника с авангардными театрами, первым из которых был натуралистический театр Либр. А. –Г. В конце XIX века во Франции образуется группа художников «Наби», участники которой объединили в своем творчестве элементы символизма и модерна.
Собственную версию стилистики «Наби» создает Эдуар Вюйар излюбленные темы которого – камерные сцены в интерьерах и садах, в которых участвуют близкие мастера. Женщины с зонтиками, две фигуры друг возле друга за столом, часто возле лампы (у Мусатова есть карандашные рисунки изображающие людей за столом читающими, пишущими). Оно обращено не в будущее, а в прошлое. собр. ), но больше всего места автор монографии отводит проблеме Мусатов Вюйар. В 1894 году Пьер Боннар создал рекламный плакат для этого издания.
В XIX – начале XX века мы часто сталкиваемся с проявлением этого свойства. Одилона Редона – младшего современника Пюви де Шаванна – привлекает тема взаимоотношений человека и природы в смене времен года или времени суток он видит олицетворение рождения, расцвета и ухода человека. На место кого угодно нам хотелось бы здесь поставить именно Вюйара начала 90-х годов. Так было и с реалистами второй половины XIX в. и с импрессионистами.
Любимые сюжеты Русселя и Боннара – это сценки домашней жизни и живописные уголки парков их также называли «интимистами». В этом противоположном движении они как бы пересеклись.
Побывав летом 1888 года в Понт-Авене, П. Серюзье привез небольшой этюд «Талисман», сделанный под руководством П. Гогена. Эта грань условна. Стилистические искания Наби представлены двумя основными линиями.
Одно импрессионистическое, представленное, прежде всего, двумя произведениями – Маки в саду (1894) и Майские цветы (1894). К любому участнику группы применимо положение о тесной связи между формами и эмоциями. И опять такое определение легко приложить к живописным произведениям Мусатова. В своей известной книге Художники XX века Бернар Дориваль писал: Все отделяет Боннара от Моне – и прежде всего то, что картина для него никогда не является окном, открытым в природу, решением пейзажа, как для другого, но становится основательно построенным организмом (даже тогда, когда им не кажется) и часто организованным в соответствии с законами декоративного искусства. Деятельность членов группы «Наби» распространялась на различные сферы декоративно-прикладного искусства: они создавали монументальные декоративные панно, занимались сценографией, увлекались керамикой и витражом, а также уделяли большое внимание книжной и станковой графике.
Если представители первого направления предпочитали символизм, чистые раздельные цвета, четко прорисованные человеческие фигуры, крупный формат картин, то для работ «интимистов» характерны малоформатность и растворение человеческих фигур в окружающем свето-воздушном пространстве. В более развитой форме, сравнительно с другими, его ставит А. А. Русакова в своей монографии 1966 года. Усилия таких авторов, как Роден или Пюви де Шаванн, Дени называет «триумфом воображения эстетов над бесплодными потугами имитации», «триумфом чувства прекрасного над натуралистическим обманом». Холст, масло. Чаще всего это сцены в пейзаже, часто – на фоне пейзажа.
Художник не мог оставаться прежним, его задача отображения окружающего мира значительно усложнилась (появилось кино и фотография). 1976. И опять такое определение легко приложить к живописным произведениям Мусатова.
Русаковой отмечено и другое несходство – известная формальность исканий французов и приоритет поэтической одухотворенности в творчестве русского мастера. Интересней всего, что в большинстве случаев сами пьесы и спектакли театра Либр (в отличие от символистических театров) не давали повода к таким сложным синтетическим опытам. Единственным крупным объединением мастеров, сочетавших в своем творчестве принципы символизма и модерна, была возникшая во Франции в конце 1880-х годов группа «Наби» (от древнееврейского слова «пророки»).
Первая, наиболее влиятельная в 1890-е годы, – стремление к повышенной декоративности – объединяет эстампы Рансона, Русселя, Ибеля, Валлоттона. В этой работе две группы фигур изображены в саду дома в Гран Ланс. Мусатовский этюд Крыльцо дачи 1884 года очень похож на этюд Вюйара Сквось окно. Точная дата и час, отмеченные художником на холсте, говорят о многом.
Сотрудничал с журналом «La Revue Blanche», где состоялась его первая персональная выставка. Эти произведения всегда заставляли удивляться тех, кто писал о Мусатове. Несмотря на сильное воздействие искусства итальянского Возрождения, стиль Д. отличался большим своеобразием, оригинальностью и декоративностью, превращающие обычную сиену в некое возвышенное и символическое видение («Туалет ребенка»).
В частности это было граничит с закостенелой (построенной на штампах) игрой актеров, отсутствием режиссерского похода к постановке спектаклей и тем, что репертуар этих театров в значительной степени основывался на коммерческом успехе спектакля, а новая натуралистическая драматургия и иностранные пьесы попросту не допускалась к реализации на сцене. В 1888-1890-е годы Э. Вюйар, под влиянием Люнье-По, начинает интересоваться театром.
Символистов привлекал мир намеков, знаков, отвлеченных метафор, в отличие от, казалось бы, понятного мира окружающей реальности. Мусатовский этюд Крыльцо дачи 1884 года очень похож на этюд Вюйара Сквось окно. Художники группы Наби (в большинстве своем), с одной стороны и Борисов-Мусатов – с другой, создавали такое искусство, которое по принципам отношения к действительности и образной структуре граничит с символизмом. Если для художников первого направления (для творчества Мориса Дени в частности), были характерны чистые раздельные цвета, крупный формат картин, символизм, четко прорисованные человеческие фигуры, то для «интимистов» были типичны малоформатные картины, человеческие фигуры на их полотнах словно бы растворялись в окружающем их свето-воздушном пространстве. Не будем искать конкретных причин этих побуждений. Женщины с зонтиками, две фигуры друг возле друга за столом, часто возле лампы (у Мусатова есть карандашные рисунки изображающие людей за столом читающими, пишущими).
Художник по-новому решает проблему соотношения изображения и текста: сопроводительная надпись (в правой верхней части) становится частью рисунка, принимая на себя дополнительный смысл – это исход действия пьесы (могила с посмертной надписью Ханнель Маттерн). Поздние Боннар и Вюйар лишь отражают в какой-то мере на себе отсветы новых направлений. И набиды и Мусатов были символистами второго призыва в своих национальных школах. А. А. Русакова намечает всестороннее решение вопроса. Следуя примеру импрессионистов, художник любил работать на пленэре, стремясь запечатлеть вневременную монументальность форм природы («Перед грозой», 1916).
Многие основные идеи группы «Наби» сформулировал Морис Дени. Пустое пространство сцены противопоставляется активному действию в правой части листа. В самих мотивах подчеркнута интимная сторона жизни. Дени родился в том же году, что и Борисов-Мусатов, Руссель, Боннар и Вюйар — на 2-3 года раньше.
Ибо мы привыкли к тому, что русские художники составляют некую параллель французским Чаще всего в тех случаях, когда они следуют за последними на расстоянии двух десятилетий. Центр проблематики находился в вопросе о форме. Сразу же в этом случае возникает вопрос о законности аналогии. Иисус же современных живописцев не более чем литературен. Наби – (фр.
К первому из них относятся Морис Дени, Рансон и Сезюрье. Критики и коллеги неоднозначно относились к работам мастера, указывая на излишнюю сухость и скрупулезность живописной манеры, но единодушно отмечая своеобразие и искренность его таланта. Тогда были созданы такие великолепные полотна, как "Католическое таинство" (1890) Мориса Дени, "В постели" Эдуара Вюйяра, "Маленькие школьники" (1895) Пьера Боннара, серия "Семь смертных грехов" Феликса Валлотона и другие.
В 1888 г. В. вошел в группу «Наби».
В 1887 году, когда Андре Антуан основал театр Либр (Свободный театр), театральная жизнь Парижа находилась в упадке.
Следующий эскиз развивает и уточняет уже сложившуюся концепцию. Это внутреннее общение осуществляется с помощью объединяющего их предмета – цветов. Творчество художников группы «Наби» представляет первую наиболее значительную страницу в истории взаимовлияния живописи и декоративного искусства на рубеже столетий. На место кого угодно нам хотелось бы здесь поставить именно Вюйара начала 90-х годов. Женщины с зонтиками, две фигуры друг возле друга за столом, часто возле лампы (у Мусатова есть карандашные рисунки изображающие людей за столом читающими, пишущими). Фигуры, предметы увидены остро, схвачены быстро, предвзято.
Этому все наби, по мнению автора, остались верны до конца. Каждый, вступающий в «Наби», должен был создать свою «икону» – картину, которая доказывала своей самобытностью и символической глубиной право художника принадлежать к группе избранных. В творчестве «набидов» проявились характерные черты стиля модерн – плоскостность форм, декоративность цвета, прихотливая изогнутость контуров, гармония ритмов. При сопоставлении Мусатова с набидами сразу бросаются в глаза некоторые общие черты. Обычно историки французского искусства эпохой набидов считают 1888-1900 годы.
собр. ), но больше всего места автор монографии отводит проблеме Мусатов Вюйар. Крепче всего наби соединяла теория соотношений, выдвинутая Дени. Летом 1888 г., во время каникул, проведенных в Бретани, в Понт-Авене, Серюзье учился у Поля Гогена упрощать и многократно усиливать в живописи впечатление от красок и форм, увиденных в природе. Под диктовку Гогена в понт-авенском Лесу Любви Серюзье написал на небольшой дощечке этюд: осенние деревья, взятые обобщенными красочными пятнами, отражаются в пруду. Картину Серюзье назвал Талисман (Музей Орсэ, Париж), она стала программой для наиболее одаренных учеников Академии Жюлиана (Боннара, Дени, Русселя, Вюйара, Ибеля, Рансона), которые, объединившись первоначально вокруг Серюзье, стали тесно общаться за пределами класса и, осознав себя кружком единомышленников, взяли себе общее имя – наби. Название группе придумал один из приятелей, Огюст Казалис, посещавший курсы древнееврейского языка профессора Ледрена в Школе восточных языков. Художники создавали картины, опираясь на наследие предшественников, в том числе тех, кто был их старшими современниками: импресcионистов, Поля Гогена, символистов.
Но вернемся к проблеме символизма. Но роднит многое другое. Это время рождения подлинных шедевров гравюры на дереве, литографии, офорта.
Дело в том, что время расцвета творчества набидов и Мусатова не совпадает. Ибо круг предметов, среда – намеренно ограничиваются.
Именно благодаря им, сегодняшние коллекции Эрмитажа и ГМИИ им. Они считали себя последователями Поля Гогена и восхищались его «синтетическим методом», родившимся из «примитивного» искусства. Кроме того, А. –Г. Произведения символистов так или иначе носят отпечаток двойственности, мечты, фантазии, герметичности или отсутствия сюжета.
Его основателями были пятеро студентов Художественной академии Жюлиана: Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар, Анри Габрмэль Ибель и Поль Рансон. В своей известной книге Художники XX века Бернар Дориваль писал: Все отделяет Боннара от Моне – и прежде всего то, что картина для него никогда не является окном, открытым в природу, решением пейзажа, как для другого, но становится основательно построенным организмом (даже тогда, когда им не кажется) и часто организованным в соответствии с законами декоративного искусства. В Мусатове заключена эта возможность он тоже устремлен вперед.
Хотя изначально объединение задумывалось как тайное общество для избранных художников, но количество его членов быстро росло. В самих мотивах подчеркнута интимная сторона жизни. В этом противоположном движении они как бы пересеклись. Тугендхольд и В. К. Начнем с того, что это художники одного поколения – они почти ровесники.
Мусатовский этюд Крыльцо дачи 1884 года очень похож на этюд Вюйара Сквось окно. У него есть группа произведений, в основном выполненных маслом к относящихся к 1890-х годам, – Две дамы у лампы, Штопающая, Мать и дочь, Мизия и Валлотон. Их полотна приобретали С. Щукин и И. Морозов. Однако, если для Дени и нескольких других молодых авторов это стало средством для построения нового символизма, то для остальных, такое упрощение осталось чисто декоративным эффектом, обогащающим живопись саму по себе.
по Perrucchi Petri U. Die Nabis and Japan: Das Frhwerk von Bonnard, Vuillard und Denis. Свою мысль художник поясняет на примере религиозных образов: Византийский Христос является символом. Крепче всего Наби соединяла теория соотношений, выдвинутая Дени. Конец 19 в. во всей Европе отмечен новым, динамичным взглядом на мир. Ибо круг предметов, среда – намеренно ограничиваются.
В переводе с древнееврейского «наби» означает «пророк» или «посвященный». Точная дата и час, отмеченные художником на холсте, говорят о многом.
У Дени его женщины также похожи друг на друга. Иванов, Суриков, Врубель, Мусатов в этом отношении сходные фигуры.
Особое внимание художник уделял фактуре материала, которая различается различной штриховкой (волнообразная, полосатая, клетчатая) и строится на контрасте белой бумаги и черной линии. Последний культивирует неповторимо конкретное, а оно препятствует той многозначности образа, несводимости его к конкретным значениям, которые и являются сущностью истинного символизма. Все эти описания можно было бы с успехом применить и к произведениям русского живописца. Фигуры, предметы увидены остро, схвачены быстро, предвзято. Одно импрессионистическое, представленное прежде всего двумя произведениями – Маки в саду (1894) и Майские цветы (1894). Фигуры, предметы увидены остро, схвачены быстро, предвзято.
Подобная формулировка (каких мы, кстати, найдем довольно много в книгах о художниках-набидах) вполне подошла бы к зрелому творчеству Борисова-Мусатова. Все эти описания можно было бы с успехом применить и к произведениям русского живописца. Дело в том, что время расцвета творчества набидов и Мусатова не совпадает. Вьющиеся линии, пластичность, приглушенная цветовая гамма – его основные признаки.
Фигура призрака матери уподобляется Марии-заступнице, укрывающей страждущих своим плащом. На место кого угодно нам хотелось бы здесь поставить именно Вюйара начала 90-х годов. Шел процесс прояснения новых целей выражения, которые больше не находили своей формы, содержания и значения в простом изображении природы (натурализме). Главным средством оказывается цветовое пятно, линия, ограничивающая это пятно. В этом противоположном движении они как бы пересеклись. А. А. Русакова намечает всестороннее решение вопроса.
Французская художественная группа, основана Полем Серюзье.
Но роднит многое другое. Эти произведения всегда заставляли удивляться тех, кто писал о Мусатове.
На сложение эстетики «Наби» решающее влияние оказало знакомство молодых художников с «синтетическим методом» Поля Гогена, последователями которого они себя считали. Станюкович и И. В. Евдокимов и О. Я. Кочик в своей диссертации. В своих картинах, художники группы «Наби» опирались на работы прерафаэлитов, символистов (в особенности Пюви де Шаванна), японскую цветную гравюру, восточную эзотерику и литературу, но главное — на творчество П. Гогена и его символический синтетизм. В 1888 Серюзье вернулся из Бретани, где в местечке Понт-Авен писал вместе с Гогеном и художниками его круга.
К этой аналогии можно прибавить еще одну. Все это дает основания рассматривать творчество этой группы как одну из разновидностей «Ар нуво». У русских коллекционеров рано возник интерес к творчеству членов группы. Дальнейшая эволюция Мусатова известна.
Таковы произведения: «Бедный рыбак» (1879) и «Сострадание» (1887) Пьера Пюви де Шаванна – французского мастера, работавшего в 1850 – 1890-е годы. Обычно историки французского искусства эпохой набидов считают 1888-1900 годы. Русская живопись в начале ХХ века нацелена вперед она быстро движется и развивается. Призракам (1903 год) и Реквиему (1905 год). Вне синтетизма символизм на этом своем втором этапе невозможен. От этой протонабидовской аналогии легко перейти и к другим.
Печатная графика составяла неотъемлемую часть их культурного пространства. Событие отсутствует. В последние годы жизни В. отдал монументальной живописи: совместно с Дени и Русселем расписывал Дворец наций в Женеве (1936), а в соавторстве с Боннаром – Дворец Шайо в Париже (1937). Под диктовку Гогена в понт-авенском Лесу Любви Серюзье написал на небольшой дощечке этюд: осенние деревья, взятые обобщенными красочными пятнами, отражаются в пруду. Стоит также отметить, что труппа театра Либр в основном состояла из любителей, что давало возможность режиссерского начала в постановке спектаклей и полному преобразованию актерской игры (ансамблевое начало вместо системы звезд и правдивая передача реальности – как в жизни) на сцене. В неё вошли К. Руссель, П. Боннар, Э. Вюйяр, скульптор А. Майоль, график Ф. Валлоттон, П. Серюзье, П. Рансон, М. Дени. Теоретиком группы стал Поль Серюзье, в то время ученик частной парижской художественной студии – Академии Жюлиана. Он оказывается шире своими содержательными возможностями.
Сложение символизма как самостоятельного явления произошло в поэзии и граничит с именами Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Артюра Рембо. В одном — выразительна сама форма, в другом — мы видим сымитированную природу, которая лишь хочет быть. Картины символистов обладали скрытым подтекстом. Работы, сделанные художниками группы Наби для театра Либр, отражают экспериментальное начало объединения. Стал одним из основателей группы Наби, куда входили Вюйар, Руссель, Боннар и др.
Это не просто обыденность, а именно интимная обыденность. Сам Мусатов никогда ничего не говорил ни о П. Боннаре, ни об Э. Вюйаре или М. Дени. Художник рубежа веков должен был соответствовать постоянно меняющейся жизни: не столько отображать окружающий его мир (этим теперь занимаются фотография и кино), сколько суметь выразить в картине свою индивидуальность, свой внутренний мир, собственное видение. Художники группы наби (Дени, Вюйяр, Боннар) работали в сфере книжной и прикладной графики в технике цветной литографии.
Дени пишет: "Я не знаю, почему художники так плохо понимают натуралистическое, применимое к Ренессансу только в философском смысле. Фотография успешно ее заменила. Событие отсутствует. Это не просто обыденность, а именно интимная обыденность. Решив посвятить себя изобразительному искусству, П. Серюзье очень быстро добился успеха в Академии Жюлиана (работа «Мастерская бретонского ткача» выставленная в Салоне 1888, заслужила почетный отзыв). Он писал: Все художники наби в период с 1890-го по 1896 год показали единую цель: передать мистическую жизнь духа.
Ибо круг предметов, среда – намеренно ограничиваются. Иисус же современных живописцев. Дружба связывала художников с знаменитым поэтом, вождём Символизма Стефаном Малларме. Холст, масло. Художник-символист старался не называть предметы и чувства, а «вызывать» их посредством намеков иносказаний. Парадоксально, что ранний Мусатов, еще вовсе не знавший парижской живописи начала 90-х годов, а лишь только мечтавший о Париже вместе со своими друзьями, создает такие вещи, которые сближают его с набидами.
204c. ). Валлоттон) и литография (М. Его живопись полна скрытых намеков и ассоциаций, внутренней напряженности как некой затянувшейся театральной паузы («В постели», 1891 «Под лампой», 1892). К этой аналогии можно прибавить еще одну. Многие пьесы, поставленные в театре Либр, не проходили предварительной цензуры, а сам театр был закрытым театральным обществом, дававшим представления только для своих членов.
У Дени в его картинах Свадебное шествие (1892 – 1893), Музы (1893), Сад чистых дев (1893), Жены-мироносицы (1894), Священная роща (1897), как правило, собрано несколько действующих лиц. Одно импрессионистическое, представленное, прежде всего, двумя произведениями – Маки в саду (1894) и Майские цветы (1894). А. С. Пушкина обладают превосходными картинами таких художников, как: Боннар, Вюйяр и Дени. При сопоставлении Мусатова с набидами сразу бросаются в глаза некоторые общие черты.
Ибеля и П. Рансона, не представленных в Эрмитаже живописными произведениями. Мы отмечали известный синкретизм в мусатовском творчестве. Художественное творчество представляется как сакральная задача. Мастера-художники всерьез стали работать в сфере прикладных ремесел. Сохранилось два предварительных наброска к этой работе. Не случайно чаще всего даны интерьерные сцены.
Этот выбор оказывается справедливым, он отражает действительное положение вещей. Вюйар, Эдуард (1868-1940)Французский художник, один из основателей группы Наби. Учился в лицее Кондорсе в Париже, затем в Школе изящных искусств, где подружился со своими будущими единомышленниками – Дени, Русселем и Боннаром. Маки не случайно заставляют исследователей мусатовского творчества предполагать знакомство художника с Клодом Моне. При вступлении в общество каждый художник получал ритуальное имя, как символ произошедшей инициации. Самими мотивами мусатовские гуаши похожи на картины Вюйара. Идею для названия группы предложил поэт Огюст Казалис.
На некоторое время художник оказывается под обаянием идей символизма, часто обсуждаемых на встречах группы «Наби». Кроме того, для своей школы он пророк-предтеча. Он требует преодоления, с одной стороны, академического натурализма, который был у Пюви де Шаванна, уподобляя его символы аллегориям, а с другой стороны – импрессионизма. Наби (фр. Не случайно чаще всего даны интерьерные сцены.
Об этом напоминают включенные в экспозицию керамические вазы, расписанные Морисом Дени. собр. ), но больше всего места автор монографии отводит проблеме Мусатов – Вюйар. Не случайно чаще всего даны интерьерные сцены.
В выборе репертуара Антуан старался не ограничиваться каким-то определенным направлением и наряду с откровенно натуралистическими произведениями («Мясники» Икра и «Монсиньор Бьют» Биолле) ставил работы импрессионистического характера («Успение Ханнель Маттерн» Гауптмана). Это внутреннее общение осуществляется с помощью объединяющего их предмета – цветов. Это качество позволяет в чем-то отделить Мусатова то набидов. Речь идет о некоторой противоположности движения.
Речь идет о некоторой противоположности движения. Европа девятнадцатого века смотрела на мир иным новым взглядом. Первым это удивление выразил Я. Тугендхольд в своей статье Молодые годы Мусатова. Эти произведения всегда заставляли удивляться тех, кто писал о Мусатове.
У Дени его женщины также похожи друг на друга. Исходной точкой размышлений стал термин "натурализм". Впрочем, не все члены группы воспринимали живопись в таком ключе.
В Мусатове заключена эта возможность он тоже устремлен вперед. Ибо мы привыкли к тому, что русские художники составляют некую параллель французским Чаще всего в тех случаях, когда они следуют за последними на расстоянии двух десятилетий. Свой творческий путь В. начинал как гравер. Его интерьерные композиции, сиены из мещанской жизни, с холодной точностью воспроизводящие образы, лишены красивости, подчас нарочито грубоваты и язвительны («Раздевающаяся натуршииа», 1904 «Улица», 1895). Участники «Наби» работали над созданием гармоничных ансамблей, отличающихся монументальностью.
Эта роль Мусатова в истории русской живописи говорит сама за себя.
Первым это удивление выразил Я. Тугендхольд в своей статье Молодые годы Мусатова. Он оказывается шире своими содержательными возможностями. Параллельно развиваются поиски А. де Тулуз-Лотрека, Ж. де Фера, А. Мухи, Ж. Ориоля. Подобная формулировка (каких мы, кстати, найдем довольно много в книгах о художниках-набидах) вполне подошла бы к зрелому творчеству Борисова-Мусатова.
Кроме того, литографии и плакаты постоянно печатались в журнале Ревю Бланш. Prestel. Это более обобщенное и лирическое созерцание есть зрелый Борисов-Мусатов, который, преодолевая некоторую искусственность таких вещей, как Гармония (1900 год) или Мотив без слов (1900 год), приходит к своей классике – к Гобелену (1901 год), Водоему (1902 год), Изумрудному ожерелью (1903 – 1904 годы). Вероятно, вот таким образом мастер решил выдержать работу в зелено-голубом тоне. Так было и с реалистами второй половины XIX в. и с импрессионистами.
Nabis от древнееврейского navi – пророк), «набиды» – группа французских ученых художников – постимпрессионистов, возникшая в Париже в 188 г. и просуществовавшая приблизительно до 1905 года, куда входили М. Дени (один из главных ее теоретиков), Э. Вюйар, П. Боннар, П. Серьюзье, Ф. Валлотон и др. Один из учеников Ледрена знакомил нас с семитской литературой, а Серюзье излагал учение Плотина и Александрийской Школы. Валлотон, Феликс (1865-1925)Швейцарский художник и график, представитель группы Наби. Учился в Академии Жюлиана в Париже. Цветок в руках девушки излучает свет искрится подобно бенгальскому огню, что создает ощущение быстрого, сиюминутного угасания жизни. В 1890 году в Париже группа молодых французских художников, в поисках новых возможностей живописи, создают творческий союз, который известен как группа «Наби».
Роль силуэта в этих вещах огромна. Призракам (1903 год) и Реквиему (1905 год). Дени, Морис (1870-1943)Французский художник и теоретик искусства, член группы Наби. Получил классическое образование в лицее Кондорсе, учился в Академии Жюлиана и Школе изящных искусств. Главным средством оказывается цветовое пятно, линия, ограничивающая это пятно.
Одилон Редон во Франции и Врубель в России. Событие отсутствует.
Вот таким образом не удивительно, что к концу 90-х годов девятнадцатого века группа Наби распалась. В XIX – начале XX века мы часто сталкиваемся с проявлением этого свойства. Художник выстаивает четко организованную, динамичную композицию. Это – национальная черта имеющая исторические корни. Дени констатирует тесную связь между формами и эмоциями, между живописно-пластическими явлениями и состоянием души. Исходной точкой размышлений стал термин натурализм.
Группа Наби объединяла очень разных по мировосприятию и творческой манере художников. Можно выделить два основных направления в их живописи, от которых зависел и творческий почерк художников.
Излишне перегруженный фон становится более лаконичным – динамичные линии уступают место изящной развивающейся красной ленте. Признаюсь, что Пределлы Фра Анджелико в Лувре и "Человек в красном" Доменико Гирландайо мне кажутся более точно передающими природу, чем Джорджоне, Рафаэль, да Винчи. Самими мотивами мусатовские гуаши похожи на картины Вюйара. К этой аналогии можно прибавить еще одну. Во многих жанрах печатной графики Наби выступили новаторами.
«Наше достоинство, если таковое существует, состоит, пожалуй, в том, что мы принимаем самые разные способы выражения, лишь бы они были искренни» (Э. В самих мотивах подчеркнута интимная сторона жизни. Речь идет о некоторой противоположности движения. Главным средством оказывается цветовое пятно, линия, ограничивающая это пятно.
Все вместе, хотя и по-разному, члены Наби искали новые пути в изобразительном искусстве. Париж, Музей дОрсе. От этой протонабидовской аналогии легко перейти и к другим. В последствие мастер делает границы света более мягкими, подобными пламени горящей свечи – еще под кожей бьется жизнь. И набиды и Мусатов были символистами второго призыва в своих национальных школах. Русселя, живописная линия, связанная с поэтизацией повседневной действительности.
Чаще всего это сцены в пейзаже, часто – на фоне пейзажа. В этих словах – программа того синтетизма, о котором шла речь. Эта роль Мусатова в истории русской живописи говорит сама за себя.
Они пытались выразить волнующие их мистические идеи в символах. У него есть группа произведений, в основном выполненных маслом к относящихся к 1890-х годам, — Две дамы у лампы, Штопающая, Мать и дочь, Мизия и Валлотон. Гауптман пишет, что в этот момент «комната была озарена золотым зеленым светом».
Картина, до того, как она стала боевым конём, обнажённой женщиной или каким-либо анекдотом, – есть прежде всего плоская поверхность, покрытая красками, определённым образом организованными". Реальный лес Сен-Жермен-ан-Ле воссоздает в картине любимый мотив священной рощи. Мастерская Кормона, восприятие – помимо мастерской – основных принципов импрессионизма, путь через этот импрессионизм к новой – декоративной системе, приведший к зрелости. Художники группы Наби (в большинстве своем), с одной стороны и Борисов-Мусатов – с другой, создавали такое искусство, которое по принципам отношения к действительности и образной структуре граничит с символизмом. Это не просто обыденность, а именно интимная обыденность.
Фотография взяла на себя многие функции литографии. Основными техниками, в которых создавались произведения, были: ксилография (Ф. Среди его частых гостей можно назвать Майоля, Гогена, Шоссона, Люнье-По.
Одилон Редон во Франции и Врубель в России. Оно обращено не в будущее, а в прошлое. Сокращение разрыва происходит за счет того, что Мусатов, открывая в русской живописи движение к синтетическому восприятию и декоративной системе, делает решительные шаги вперед и, будучи первым, вполне может быть сопоставлен с теми, кто во Франции – не первые. С самого начала, в живописи Наби развивались две линии: символико-спиритуалистическая, представленная творчеством Дени, Серюзье, Рансона, Веркаде, пытавшихся возродить церковную монументальную живопись и искусство интимистов, как называли Вюйара, Боннара и Русселя за их стремление к поэтизации повседневной действительности.
Дальнейшая эволюция Мусатова известна. Именно так и происходит в творчестве Борисова-Мусатова первой половины 90-х годов. Русселя, включая П. Серюзье, А. -Г. Сокращение разрыва происходит за счет того, что Мусатов, открывая в русской живописи движение к синтетическому восприятию и декоративной системе, делает решительные шаги вперед и, будучи первым, вполне может быть сопоставлен с теми, кто во Франции – не первые. Группа сложилась в 1888 г. и позиционировала себя как авангард французского искусства (название Наби образовано от древнееврейского небиим – пророки).
У Дени в его картинах Свадебное шествие (1892 – 1893), Музы (1893), Сад чистых дев (1893), Жены-мироносицы (1894), Священная роща (1897), как правило, собрано несколько действующих лиц. Они сидят или идут, почти никогда не разговаривают друг с другом, созерцают, они погружены в себя, пребывают в каком-то незримом общении друг с другом. В монографии речь идет о близости Мусатова Боннару, Дени (правда, об этом написано совсем немного – в основном лишь применительно к одному из мусатовских произведений – Дафнис и Хлоя 1901, Санкт-Петербург, частн.
Ибельс). Русская живопись в начале ХХ века нацелена вперед она быстро движется и развивается. Пьер Боннар Сумерки или Партия в крокет, 1892.
Итак именно искусство одушевляет материальный мир, оно наделяет его настоящей жизнью. Это преодоление мы и встречаем у многих набидов, в частности у Дени и у Мусатова. Это – национальная черта имеющая исторические корни.
В Ревю Бланш были напечатаны программные статьи Дени главного теоретика Наби. Герои картин Каррьера чаще всего его родные – жена и дочери. Первыми были Пюви де Шаванн, Гюстав Моро.
Первыми были Пюви де Шаванн, Гюстав Моро. В интерьерах фоном являются цветочные узоры, пестрые пятна, похожие на обои гостиниц. То обстоятельство, что Мусатов при довольно частом упоминании в письмах имен П. Пюви де Шаванна, Ж. Бастьян-Лепажа или Ф. Кормона совсем не вспоминает о набидах, свидетельствует о том, что, видимо их живопись особенно сильного впечатления на русского художника не произвела. Не следует просто переносить свое впечатление на холст, необходимо интеллектуально осмыслить объект и лишь потом воссоздать его. иконы". Кроме того, для своей школы он пророк-предтеча.
Через мусатовский этап прошли многие: голуборозовцы – Кузнецов, Уткин, Сапунов Петров-Водкин, воспринявший мусатовский символизм и переосмысливший его Ларионов и Гончарова, у каждого из которых был целый мусатовский этап Кончаловский и Фальк, которые до Бубнового валета испробовали – не без пользы для будущего – мусатовский импрессионизм и еще многие другие. Особой поэтичности впечатления он достигает легкой манерой письма мягкими мазками. В живописи наби особое значение придавали «субъективной деформации»: чтобы выразить свои чувства по поводу какого-либо натурного мотива, вовсе не обязательно воспроизводить этот мотив.
Дени, П. Серюзье, П. Боннар, Э. Вюйар, А. –Г. Вне синтетизма символизм на этом своем втором этапе невозможен. В этих словах – программа того синтетизма, о котором шла речь. Как она должна выражать соотношение между идеей и картиной, природой и искусством. Шел процесс прояснения новых целей выражения, которые больше не находили своей формы, содержания и значения в простом изображении природы (натурализме).
Художники искали новые приемы, обращаясь к неизвестному для них виду искусства используя незнакомые материалы, при этом неизменно обращались к опыту живописному, что в итоге повлияло на появление принципиально нового в искусстве выполнения гравюры. Под влиянием последнего живопись В. становится более декоративной, лаконичной и изысканной («Супружеская жизнь», ок. 1900). Расцвет деятельности группы пришелся на 90-е годы. Поздние Боннар и Вюйар лишь отражают в какой-то мере на себе отсветы новых направлений. Этот выбор оказывается справедливым, он отражает действительное положение вещей.