«муза, вдохновляющая поэта» (фр. «муза, вдохновляющая поэта» (фр. La muse inspirant le pote или «Поэт и муза»)— портрет французского поэта Гийома Аполлинера и его возлюбленной художницы Мари Лорансен, созданный французским художником-примитивистом Анри Руссо в 1909 году. «муза, вдохновляющая поэта» (фр. La muse inspirant le pote или «Поэт и муза»)— портрет французского поэта Гийома Аполлинера и его возлюбленной художницы Мари Лорансен, созданный французским художником-примитивиста Анри Руссо в 1909 году. «муза, вдохновляющая поэта» — портрет французского поэта Гийома Аполлинера и его возлюбленной художницы Мари Лорансен, созданный французским художником-примитивиста Анри Руссо в 1909 году.
Одним из первых в искусстве XX века он преображает бесхитростные плоды массовой культуры, превращая цветы на обоях в «восхитительный сад». Былое сбудется опять. Его желанного возврата Дождаться ль мне когда опять.
Существует мнение, что за каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами. Раздосадованный Аполлинер отказался признавать сходство с изображенным героем и не купил картину у художника, который уступил ее Амбруазу Воллару всего за 300 франков.
Таким он хотел запечатлеть себя для потомков. Державина есть стихотворение, посвященное Эвтерпе («К Эвтерпе»). В этом ироническом стихотворении Аполлинера, как и в картине Руссо, определены существенные признаки новой эстетики цивилизованного века. Очевидно, что перед нами не портрет девочки, а аллегория Весны.
Это полотно находилось в мастерской Руссо вплоть до его смерти, украшая одну из стен. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Следует подвергнуть это утверждение сомнению.
Как и в Париже, работа вызвала неоднозначную реакцию. На картине странный раздутый младенец в белом платьице, вырисовывающийся, как изваяние, на фоне голубого неба в позе балаганного зазывалы, держит на веревочке «ожившего» полишинеля в ярком шутовском костюме и с лицом, напоминающим самого Анри Руссо. Кажется, что Руссо наделяет почву на своих картинах (гладкую закрашенную поверхность, обозначающую зеленый луг) особой плодоносной силой.
Вероятно, Руссо проводил много часов в древнеегипетском отделе Лувра. Щукина. Несмотря на все «измерения», в портрете отсутствовала «фотографическая» точность.
Тем самым портрет представляет собой аллегорию Судьбы.
Он также имитирует по композиции групповой фотоснимок. Вряд ли можно привести более наглядный пример работы по фотографии, в результате которой получается нечто совершенно антифотографическое. Гораздо лучше обои и пейзаж на стене.
Тело Музы скрыто под античным пеплосом. Название Муза, вдохновляющая поэта" дал картине сам Руссо, пославший ее на выставку в Салон независимых в марте 1909 года, где ее всего за 300 франков купил известный торговец картинами Амбруаз Воллар. На вершине всего стояла поэзия. Именно благодаря Марине Влади появилось невероятное множество чувственных и нежных стихов, абсолютно не свойственных Высоцкому, каким мы его знаем по его бессмертным песням.
Поза, в которой стоит Аполлинер на портрете, также находит свое объяснение в рамках выработанной Руссо иконографической схемы. Среди них итальянец Франческо дель Косса и швейцарец Арнольд Беклин. На переднем плане появилась сиамская кошка – воплощение всего таинственного и экзотического, а на фоне возник полуиндустриальный пейзаж с дымящимися трубами и одиноким, напоминающим японское деревом: намек на мечты о загадочном и далеком Востоке, которые пришли в цивилизованную Европу вместе с романами Лоти. Как правило, это были флейта, авлос (двойная свирель, предок современного гобоя) или лира.
Или навек моя утрата И вечно арфе не звучать. Букет преображается, превращаясь в сад, фантастический расцветший лес. Главный эпитет, который украшал музу лирической поэзии, – дарящая удовольствие. И все же фотоснимок необходим художнику. Здесь можно было вдосталь посмеяться.
В скульптуре также воплощено немало образов муз. Копии античных статуй можно увидеть в прекрасном парке в Павловске под Санкт-Петербургом. Не случайно несколько муз граничит с разными ее направлениями. Его картины неизменно вызывали у людей начала века приступы гомерического хохота.
В 1886 году продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900). Этот натюрморт экспонировался в Салоне под названием Цветы поэта. Неслучайно с разными ее направлениями связано несколько муз. В Автопортрете также присутствуют Музы. Их лица, став совсем плоскими, превратились в аккуратно расчерченные симметричные маски. Вот таким образом мы решили рассказать о пяти самых неоднозначных музах двадцатого века.
Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. Жанр портрета-пейзажаПодобный тип вневременного канонического портрета, ярким примером которого является «Муза, вдохновляющая поэта», не исключение в творчестве Руссо. Историки славили Клио. Подобно Мане и Сезанну, он проводил многие часы в Лувре изучая и копируя произведения искусства.
Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Себя и свою жену Руссо видит как отражение в дагерротипе. Что такое ККУТТЭЭМП.
У ее ног копошатся овца и корова, микроскопические рядом с этим колоссом.
В галерее Воллара в Париже на них обратил внимание Сергей Щукин и вскоре (по совету Пабло Пикассо) приобрел несколько полотен Руссо для своей московской галереи. Но к чему искать гипотетического заказчика. И далее: «Как отличительный признак он носит густую бороду и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака». На нем юные Музы в венках предаются музицированию.
Не случайно их узнавали современники. Остроумная Мари Лорансен, увидев себя в облике Музы, от души расхохоталась.
Недаром Руссо считал себя «великим реалистом». Пейзаж теряет функцию передачи не только образа «данной конкретной местности», но и природы вообще он сводится к сумме простейших элементов и становится знаком, указателем к портрету, составляя с ним целое. В 1884 году получил разрешение копировать картины в Лувре, Люксембургском музее и Версале, что и стало его единственной художественной школой.
И светит мне твоя звезда. Поэт представлен с атрибутами своего ремесла – гусиным пером и свитком. Что такое ККУТТЭЭМП.
Упорное желание Руссо точно передать облик персонажей привело к парадоксальному результату. Разочарование Аполлинера при первом знакомстве с портретом можно понять. Эта идея окончательно оформилась после знаменитого пародийного банкета в честь Руссо, устроенного в ноябре 1908 года в мастерской Пабло Пикассо в Бато-Лавуар («Плавучая прачечная» – общежитие художников) на Монмартре. Гипертрофированная торжественность героев портрета выглядит невольным ироническим парафразом культа, созданного вокруг Руссо парижскими художниками-модернистами. Критически относившаяся к ней Фернанда Оливье впоследствии писала, что «с возрастом изящная Мари становилась все более похожей на портрет Руссо». Казалось, что художник специально снимает мерку с поэта и его подруги, чтобы потом со знанием дела спародировать эти точные размеры. Картины Руссо не принимали всерьез в качестве произведений искусства. Излюбленными жанрами Руссо были портрет, портрет в пейзаже и городской ландшафт.
Он вызывал улыбки у друзей из окружения Аполлинера и Пикассо. Над портретом смеялась не только искушенная публика. Гордость и своенравие довели дочерей Пиэра до того, что они попытались ударить муз. Вскоре Руссо написал для Аполлинера новый вариант картины (Художественный музей, Базель). На следующий год картину у Воллара приобрел С. И. Из фотографии в портрет П. Лоти перешли суммарно переданные черты лица, турецкая феска, стоячий белый воротник манишки (своего рода пьедестал для головы) и ясные, четкие контуры вылепленной светом фигуры.
Муза поэзии по установившейся традиции должна носить голубые, небесные цвета. Пока ещё её сиянье Душа умеет различать: Не умерло очарованье. В подоле у ребенка-Судьбы лежат цветы – символы бессмертия, «цветы поэта». Эти строки через год после смерти Анри Руссо написал мелом на его надгробном камне Гийом Аполлинер, один из немногих современников (вместе с супругами Делоне и хозяином дома, где жил Руссо, месье Кевалем), любивший и понимавший искусство Таможенника.
Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику. Зато они были у истории и астрономии. Фотография была нужна, чтобы, сделав ее предметом художественного анализа, создать «стиль Руссо».
Если бы мне удалось сделать картину, передающую этот эффект». О каком заказе здесь может идти речь. В 1861 году, по окончании лицея, переехал из Лаваля в Анжер, где работал клерком. Отличительный признак жанра изобретенного Руссо, состоит в том, что, невзирая на его название, в «портрете-пейзаже» отсутствуют как портрет, так и пейзаж в классическом смысле. Стоит только левкоям из ботанического атласа, обозначающим нечто вроде живой изгороди перед фигурами поэта и Музы, попасть на эту почву, как они тут же оживают их стебли вытягиваются, листья распрямляются, а соцветия вырастают до гигантских размеров.
Все это означает, что Аполлинер на своем портрете стоит в «канонической» позе артиста-творца в момент вдохновения. Андреа Аппиани изобразил муз на Парнасе, танцующих под лиру Аполлона. В 1894 году познакомился с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, который много сделал для популяризации живописного и литературного творчества Руссо и, в частности, придумал ему ставшее знаменитым прозвище – «Таможенник». Подобный тип вневременного канонического портрета, ярким примером которого является Муза, вдохновляющая поэта, не исключение в творчестве Руссо. Муза «держит» поэта – вот почему он «одержим», – говорил Платон.
Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона. В ней она, конечно, лукавит, говоря о том, что никогда не помогала Высоцкому писать. Ему важно было не ошибиться в расчетах изготовляя свой трафарет-ширму. Он не останавливается перед сравнением аляповатых трафаретов-задников с райской символикой кватрочентистского пейзажа, обладая даром видеть в одном другое.
Они по смыслу отделены от него, «оторвались» и висят в пространстве, как на полотнах сюрреалистов, поскольку это не просто руки, а эмблема поэта в представлении Руссо. Весь вечер Руссо исполнял роль короля шутов. Чуткая и вдохновляющая, она могла подарить своим избранникам умение рождать из хаоса звуков гармоничную мелодию, складывать, казалось бы, случайные слова в тягучую и плавную песню. У платоников Муза отождествлялась с бессмертной душой поэта и философа. Поэт и Муза и сегодня вызывает у неискушенного зрителю улыбку.
Но всё, что от времён прекрасных, Когда он мне доступен был, Всё, что от милых тёмных, ясных Минувших дней я сохранил — Цветы мечты уединённой И жизни лучшие цветы, — Кладу на твой алтарь священный, О Гений чистой красоты. Выдуманный пейзаж не хуже настоящего. Щукин.
Ряд мотивов в портрете Муза, вдохновляющая поэта говорит о близком знакомстве Руссо с произведениями Боттичелли. Поэт обретает вдохновение извне, будучи избранным. Эвтерпа здесь изображена без традиционного атрибута, свирели. Муза Урания изображена Лесюером с поднятой в указующем жесте правой рукой.
В центре, на возвышении, как на алтаре, находилась картина Руссо, а сам он был посажен под ней на пьедестал, как на трон. Реальное лицо становится игрушкой в руках художника, актером, который и не подозревает о том, что уже играет написанную для него автором роль.
У Руссо и Аполлинера сходным образом поставлены ноги вместо гусиного пера Руссо держит в правой руке кисть, а в левой палитру, которую он специально демонстрирует зрителю. Муза увенчана венком и облачена в античный пеплос. Многие художники писали ее образ. За весь вечер художник не проронил ни слова, только что-то чертил в своем блокноте. Они превратили спесивых царевн в сорок, крикливых и трескучих. Музы вознегодовали, но были вынуждены петь.
Не знаю, светлых вдохновений Когда воротится чреда, — Но ты знаком мне, чистый Гений. Аполлинер держит в руке гусиное перо — атрибут своего ремесла. Также нередко встречаются изображения музы в сопровождении лесных нимф. Их Руссо мог видеть в Париже и в Анжере, где он жил в юности. С 1905 года выставлялся в Осеннем салоне.
В целом базельский вариант отличается от московского строгой иконописностью. Эффект картины состоит в переворачивании нормальных представлений о масштабе. Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера. Узнавали и потому смеялись. Такого оскорбления вдохновительницы простить не смогли.
Этот уникальный документ демонстрирует процесс работы Руссо над портретом. Само имя «Эвтерпа» происходит, по Диодору, от описания наслаждения испытываемого слушающими музыку. Базельский вариант – наглядный зрительный комментарий к московской картине.
Музы вдохновляли известных художников, которые изображали их так, как представляли. Прекрасная Каллиопа взяла в руки лиру и поведала о похищении Персефоны. Документальные характеристики модели, своего рода «отпечатки пальцев», должны остаться, присутствовать в образе, трансформированном воображением художника и особенностями его стиля. У Музы слишком большая голова с лунообразным лицом, вросшая в плечи и приставленная к ее телу «чужая» гигантская рука.
В Салоне Независимых этот портрет фигурировал под названием Муза, вдохновляющая поэта. Художник считал себя изобретателем нового жанра – «портрета-пейзажа». Перед нами готовый трафарет, в который остается только «встать» Аполлинеру и Лорансен и картина будет окончена. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. От подножья Парнаса до рощ Геликона Ты услышишь их песен пленительный звук, Ты увидишь их танец в лучах Аполлона С атрибутами разных искусств и наук.
Рисунок сохраняет характерную для модели постановку головы, осанку, пропорциональные соотношения лба с остальной частью лица, расположение глаз, абрис бороды и усов. Этот «портрет-пейзаж», если пользоваться терминологией Руссо, запечатлел его новых друзей: поэта, критика и эссеиста Гийома Аполлинера (1880 – 1918) и его спутницу, художницу Мари Лорансен (1883 – 1956). В копии Руссо не только переписал «цветы поэта», но поправил оригинал, лишив его обаяния натуры и ассоциативной сложности, обнажив программную основу.
Подрабатывал игрой на скрипке, составлением документов изредка писал портреты на заказ. У живописи и скульптуры муз не было.
Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Одни из самых ранних известных нам образцов портретного творчества Руссо – Автопортрет и Портрет первой жены, задуманные как парные, – явно написаны по фотографиям. По саркастическому замечанию спутницы Пикассо Фернанды Оливье, здесь предстали «Аполлинер, тонкий и хрупкий, каким он никогда не был» и «Лорансен, тяжелая и дородная, какой она еще не стала». Довольный своей работой, Руссо продемонстрировал ее в Салоне независимых в марте 1909 года, где портрет стал мишенью для насмешек.
Изображалась она практически всегда в руках с музыкальными инструментами. У Г. Р.
Вот для чего измерял Руссо их лица и руки. Тогда понятно, почему его руки анатомически неправильно приставлены к туловищу.
Один из мифов хорошо описывает, как расправлялись вдохновительницы с соперниками. Например, Гюстав Моро перенёс образы муз на полотно «Аполлон и 9 муз», на котором девушки беззаботно парят позади сидящего Аполлона. Ведь известно, что, когда он хотел выразить свое восхищение перед понравившейся ему картиной, он говорил: «Это вышло просто по-египетски. ».
Этим свойством наделены не только растения в пейзажах, но и цветы в натюрмортах. Дочери царя запели о войне богов с великанами. У растений и цветов в картинах Руссо есть еще одно, только им присущее свойство. Модели (Аполлинер и Лорансен) как бы попали в царство кривых зеркал и художник навеки запечатлел их искаженные отражения.
Воллар был единственным постоянным покупателем работ наивного Таможенника. Был похоронен на кладбище для бедняков. Каллиопа отвечала за эпос. Сергей Иванович против своего обыкновения (он весьма неохотно расставался с картинами даже на время) решил в 1913 году предоставить «Поэта и музу» на выставку общества «Бубновый валет». Ребенок-Судьба в картине – не слепая фортуна, но источник жизни (в облике монстра) и вдохновения. Ее принято считать заказным портретом.
Поэзия стояла на вершине всего. Каждая из Муз диптиха образует с фигурой своего поэта самостоятельную группу.
Этот банкет оставил яркий след в памяти его участников. Муза Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии. Лес составлен из самых обыкновенных цветов и отдельно стоящих ветвей, покрытых листьями.
Старше всех Каллиопа. Эти науки приравнивались к искусству. Терпсихора — муза танца и хорового пения — замыкает плавное шествие сестер. Аполлинер и Лорансен во втором варианте почти полностью утратили портретные черты. Нам очень мало известно о круге интересов Руссо и его научных занятий.
Поэт держит гусиное перо и свиток, простые атрибуты, объясняющие его ремесло. Служил в армии кларнетистом полкового оркестра. Вероятно, что картина Девочка в розовом платье написана с живой модели.
На полотне тщательно написан фон вплоть до проработки деталей и оставлены места (нанесен только рисунок) для фигур. Летом 1910 года повредил ногу и умер от заражения крови.
Скульптуры изображающие муз, украшают музей Ватикана и Лувр. Также к образам муз обращался Жан-Марк Натье в картине «Талия» и Эсташ Лёсюёр в картине «Музы».