Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Художественное образование получает в Брно. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год.
Является единственным официальным музеем художника. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Восхищенная публика срывала плакаты на память.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
Он с удовольствием писал то, что любил сам. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Музей Альфонса Мухи, Прага. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
Великая актриса была очарована работой. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Аметист, 1900 год. Альфонс Муха (чеш.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. По прошествии двух лет чешский художник отправляется продолжать свое художественное образование в Художественное Училище Жюльена в Париже.
В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». Mucha Museum, Прага.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Большими длинными листами были заклеены все стены и заборы Парижа. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Церковь отозвалась резко и крайне негативно о том, что художник затронул языческую дохристианскую историю человечества, но поклонники творчества и сам художник уже не обращали на эти выпады внимания. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены6 и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Ради своей мечты мастер едет на заработки в Америку, где он вынужден много работать, создавая рекламные плакаты и афиши.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Но помимо них в его портфолио – серьёзные произведения искусства иллюстрации к журналам и книгам, примеры декорирования интерьера и экстерьера, а также (что меня лично интересует больше всего) дизайн ювелирных украшений. Но судьба благосклонна к гению. Мария становится для Альфонса новой музой, второй любовью в жизни, как отмечал он сам, после родины. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Холст, масло. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. Именно в эти годы Муха является ведущим художником французской рекламы, его работы печатаются в журналах в виде плакатов. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений.
Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Холст, масло. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника.
Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Муха взялся за работу и к 1 января 1895 г., размещенная по всему Парижу афиша, привлекла всеобщее внимания. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. От того, что здесь его называют Мюша. В 1906 году мастер женится на Марии. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника.
Мы с радостью представляем Вашему вниманию постоянно пополняющуюся коллекцию работ Альфонса Мухи, которая наверняка понравится страстным и чувственным натурам. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
«Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Мало кто знает, что он – один из основоположников стиля ар-нуво (Art Nouveau), а такжеоснователь театральной и рекламной афиши в стиле модерн. Он согласился. В настоящее время она живет в Чехии. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Принцесса Гиацинт, 1911 год. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Но это не так. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Топаз, 1900 год. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Холст, масло.
Тогда Муха стал брать уроки рисования. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Там художник и освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой.
Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». От заказов не было отбоя. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс».
Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши.
Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Весна, 1894 год. Музей Альфонса Мухи, Прага. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. Афиша стала революционной.
Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Художник моментально становится знаменитым. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет.
А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. Слева автопортрет художника.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Он предчувствовал еще большую беду, ведь уже началась вторая мировая война. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Но на этом сказка закончилась. После первой мировой войны художник возвращается на родину. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций.
Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. У неё две дочери.
В ту пору он заинтересовался историей славян. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов.
Интересна история внучки Мухи. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в городе Иванчице, в Моравии, которая была в то время частью Австро-Венгрии.
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Приведем краткое описание картины. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Музей Альфонса Мухи, Прага. Власти гитлеровской Германии даже включили его в список врагов рейха. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Родом он из Моравии – исторического региона Чехии. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Близится Рождество. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
Мадонна лилий, 1905 год. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. На фото слева: Цветок, 1897 год.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
С 1904 по 1913 гг.
Один из ярчайших представителей стиля модерн. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Название пришло из Франции. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Но это не так.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Славянский Эпос, 1928 год.
Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Умер Альфонс Муха тихо, 14 июля 1939 года, держа в ладони руку Марии. Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. 1893 год.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. В представлении принимала участие Сара Бернар. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Один из ярчайших представителей стиля модерн. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Слева автопортрет художника. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка.
Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. У неё две дочери. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи».
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Хитилова была соотечественницей Мухи.
На следующий год- вторая, более крупная – в салоне de Cent, а затем она объехала всю Европу. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли.
Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Рубин, 1900 год. Муха остался без средств к существованию. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль.
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Частная коллекция. Интересна история внучки Мухи. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Название пришло из Франции. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Дама с камелиями, 1896 год. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души».
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер.
Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Холст, масло. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс» заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда», главную роль в котором исполняла великая актриса Сара Бернар.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Это было довольно прибыльным делом. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. В настоящее время она живет в Чехии.
Изумруд, 1900 год. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Например, аметист – это ирисы.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами.
Поворот в судьбе Мухи наступил в 1894-м. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.