24 июля исполнилось 156 лет со дня рождения всемирно известного чешского художника иллюстратора, ювелирного дизайнера, плакатиста Альфонса Мухи. Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha). Альфонс Мариа Муха (чеш.
Альфонс Муха сделал поистине неоценимый вклад в развитие культуры своей родины и Чехия благодарна за все его творения. В этот же период Альфонс Муха оформляет спектакли и участвует в создании костюмов. В 1913 Альфонс Муха совершил поездку в Россию, побывал в Москве и Санкт-Петербурге.
Альфонс Муха. Альфонс познакомился с французскими художниками, подружился с знаменитым Полем Гогеном (Paul Gauguin, 1848—1903), который вместе со своей возлюбленной яванкой Анной стал частым гостем в ателье Мухи на рю де ла Грандшомье. 1903 год знаменателен в жизни Альфонса Марии Мухи: он женился на молоденькой ученице – Марии Хытиловой, которую ласково называл Марушкой. Альфонс Муха был принят в одну из самых известных художественных школ Франции – Академию Жюльена, а затем в Академию Коларосси. Имя Альфонса Мухи в Америке было хорошо известно.
Альфонс Муха занимался дизайном чехословатских денег. После провозглашения в 1918 году Республики, Альфонсу Мухе было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Два года спустя, в 1789 году, по объявлению в венской газете, Альфонс Муха устроился в мастерскую «Каутски-Бриоши-Буркхарт», которая занималась изготовлением различной театральной фурнитуры. Альфонс Муха скончался 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.
Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты и картины из цикла «Славянский эпос». К началу XX века Альфонс Муха завоевал репутацию мэтра, к мнению которого с почтением прислушивалась художественная общественность не только Европы, но и Америки, которую он впервые он посетил в 1904. 24 июля 1860 недалеко от Брно, в старом маленьком моравском городке Иванчице родился Альфонс Мария Муха.
Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения. Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Альфонс Муха (Mucha Alphonse Maria) – Чешский художник. В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства.
Альфонс Мариа Муха (чеш. Альфонс Мария Муха (1860-1939 1860, 24 июля) – родился в моравском городке Иванчице 1879 – получил место художника в венской фирме Каутски – Бриоши – Бургардт, производящей театральные декорации. Там же можно найти множество сувенирной продукции с изображениями произведений Альфонса Мухи. В 1897 году во Франции прошла первая персональная выставка Альфонса Мухи.
Осенью 1887 года Альфонс Муха перебрался в Париж и вскоре поступил в художественную академию Ж. Лоренса, где затем и преподавал. Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. К слову сказать, сегодня афиши и плакаты Альфонса Мухи стоят баснословные деньги: миллионеры не жалеют за обладание ими свои миллионы. Альфонс Мария Муха (1860-1939) — чешский график, живописец, виртуоз декоративно-прикладного искусства.
В 1998 в историческом центре Праги, в великолепном барочном дворце Кауницкого, построенного в 1720, был открыт музей, посвящённый творчеству всемирно известного и любимого чешского художника Альфонса Мухи. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн). Альфонс Муха — чешско-моравскийживописец, театральныйхудожник иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн». Альфонс Муха появился на свет летом 1860 года в городке Иванчице. Однако Альфонсом в том значении, которое вложил в это имя Дюма, Муха не был.
Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Кроме графических и живописных работ, рисунков, скульптур и ювелирных изделий Альфонс Муха создает архитектурные проекты. Скончался Альфонс Муха 14 июля 1939 года – ровно через 4 месяца после оккупации Чехии и Моравии нацистскими войсками и за 10 дней до своего семидесяти девятилетия.
Альфонс Муха был признанным мастером новых изысканных форм. Альфонс Муха — выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Альфонс Муха достиг первого успеха в 1894 году, выполнив литографию афиши Сары Бернар и Театра Ренессанс. Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения.
В России имя знаменитого чешского художника Альфонса Мухи мало известно. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Муха Альфонс.
В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Он стал мелким служащим в местном суде. В настоящее время она живет в Чехии. Муха расписал несколько помещений замка, кроме того, он отреставрировал семейные портреты.
Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей». В молодости Муха часто ходил в церковь интересовался музыкой, хоровым пением и живописью. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха.
Но это не так. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. Декоративны и красочны плакаты, сделанные для фирмы, выпускавшей бумагу для изготовления сигарет.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Все костюмы, украшения и декорации также выходят из-под пера Альфонса.
Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка.
«Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Граде. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
В 1891 году у Мухи складываются серьезные отношения с книжными издательствами. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Он живет в комнате на чердаке и питается бобовым супом. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать».
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Однако сам Муха уже знает, что он рожден быть художником. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Но каким страшным напряжением сил. Был красив и статен, с загорелой золотистой кожей и белоснежными здоровыми зубами. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. И прекрасная златокудрая Эмма осталась только в мечтах. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись.
Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения.
Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Приведем краткое описание картины. Я предложил мою работу о драпировках.
Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Данные веяния в философии и культуре были характерны для этой эпохи. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Вспоминали, что он был улыбчив и почти беспечен. Туда его устроил отец.
Его личная, семейная жизнь. После пожара в «Рингтеатре» в 1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Произведения дышат спокойствием и негой.
франков. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Поворот в его судьбе наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Она была и оставалась до конца жизни его любимой Музой, его моделью. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Конечно, ему так хотелось выглядеть преуспевающим. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Эта самая знаменитая в то время дама даже подписывает с ним контракт на шесть лет. На самом деле все вполне логично и гармонично.
Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Замок назывался поэтично – «Эмманофф», в честь хозяйки, графини Эммы. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Даже в Японии, где открыли его музей. Дальше – больше. А между тем оно стало буквально символом в изобразительном искусстве конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
В доме этого вельможи он познакомился с известным художником Вильгельмом Креем, профессором мюнхенской Академии художеств. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Рефлексия над историей, культурой и мифологией славянских народов стала катализатором восемнадцатилетней работы над циклом «Славянская эпопея». Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи. Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Однако неожиданно «грянул гром».
От заказов не было отбоя. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Своему сводному брату он даже послал в Моравию модное пальто, а сестрам кружева.
Боже. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения.
Слева автопортрет художника. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. В 1892 он по заказу иллюстрирует многотомную «Историю Германии».
Мальчик с детства хорошо рисовал. Это было довольно прибыльным делом. Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. От заказов не было отбоя.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое».
Муха придет. », а далее дата – уже неразборчиво. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. От заказов не было отбоя. Помимо этого масштабного проекта, Муха занимается декорированием интерьеров Муниципального дома, отелей «Империал» и Европа», создает эскиз витража в соборе Святого Вита. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал.
Идеи для будущих картин Муха собирал во время путешествия по славянским странам, в том числе по России. Искренне и бескорыстно. До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Занимался он и практической работой. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать.
Вся работа заняла у Мухи три месяца. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. И в борьбе с Парижем этот славянин стал побеждать. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Интересна история внучки Мухи. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Художник моментально становится знаменитым. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. По тем временам это было неслыханной роскошью. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Хотя первое время Муха чувствовал себя чужаком среди монмартровской богемы. В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие. С 1904 по 1913 гг. Впрочем иногда случались и серьёзные заказы.
Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
Является единственным официальным музеем художника. Он так увлекся этим и так преуспел в этом роде искусства, что был приглашен в замок графа Куэна в Судетах расписывать интерьеры залов. И еще одна очень важная сторона жизни этого великого поклонника женской красоты (достаточно взглянуть на его поэтичные женские портреты). Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). В 1882 году после пожара в Городском театре, где работала его компания, она оказалась в стесненных финансовых обстоятельствах и его уволили. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц) (чеш. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Близится Рождество.
Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом). После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Техника создания – масло и яичная темпера. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Предки его занимались выращиванием винограда. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Затем Муха перешел на службу к другому члену этого знатного семейства, графу Эгону Куэн — Белази (1849-1909). Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда».
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». А затем и в парижскую академию Жульена.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса. От того, что здесь его называют Мюша. Он стал любимцем повсюду.
И что же делал Муха. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. После образования в 1918году независимой Чехословакии Муха поглощен созданием «официального» графического стиля нового государства: его таланту принадлежат образцы первых банкнот и почтовых марок страны, один из вариантов государственного герба и даже правительственные бланки и конверты. Этот цикл картин был посвящён истории славянства различных народов, среди которых: чехи, поляки, болгары, русские и другие народы. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Семья была большая. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. И хотя отдельные проявления этого стиля встречались вплоть до 1914 года, формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометризированный декор. Искусством, не имеющим самоцелью эпатаж или претензию в адрес современников.
Но постепенно он понял, что работает лучше интереснее многих. Только импрессионист играл с освещением, выявляя очарование объекта изображения в зависимости от света, а Муха — показывал насколько неповторимые и завораживающие отдельные элементы природы, собранные под одним понятием. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. В представлении принимала участие Сара Бернар. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца.
К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Позже у них рождаются две дочери и сын. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. На фоне многих влюбленностей Муха всегда был счастлив любовью к единственной. Имеют грандиозный успех его театральные афиши. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом).
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние.
Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Переломный момент в его жизни связан с заказом от театра Ренессанс в 1894 году. Он должен быть готов к утру новогоднего дня.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. У неё две дочери.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Это было не только неожиданно, но почти убийственно. Появились деньги.
Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Потом в дневниках, вспоминая этот период своего становления, Альфонс напишет, что это было для него – неопытного, чистого душой оптимиста – «страшное время трудностей и лишений». От заказов не было отбоя.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Во время своего путешествия в 1902 году он увлекся созданием эпических патриотических работ, передавая, таким образом историю славянского народа в нео-классическом стиле. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа.
Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия).
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Тем не менее вскоре Муха отдал предпочтение изобразительному искусству. Из-за частой работы на пленэре простывал и то и дело болел гриппом. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
Удача никогда не оставляла Альфонса Муху. У неё две дочери. Но, конечно именно парижский период возродил его славу. Общителен и деликатно галантен с дамами.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок.
В1900годуМуха принимает участие в отделке павильонаБоснии и ГерцеговинынаВсемирной выставкев Париже. Серийная живопись — еще одна черта его творчество. Так, в 1881 году он получил большой заказ от графа Карла Куэн — Белази (1849-1918), владельца замка Эммархоф в местечке Грушовани. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Название пришло из Франции. Однако они оба знали: «деньги – вещь наживная» – и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили двух дочерей – рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на ослепительную мать. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Благодаря своему замечательному голосу Муха пел в школьном хоре, что позволило ему в отроческие годы получить более качественное платное образование.
Была младше художника на 22 года. Его мать хотела, чтобы он стал священником и некоторое время он вполне соглашался с этим желанием. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Но и она, родив мужу еще двух дочерей, вскоре умерла. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere.
Муха остался без средств к существованию. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Париж стоил обедни. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси».
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Альфонса он отправил в лицей в Брно. Но на этом сказка закончилась. Книга была издана в формате 395Ч310 мм.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. 1893 год. Ах, как она была хороша.
Интересна история внучки Мухи. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.
По углам и над окнами «престижных квартир» под кистью молодого художника порхали дивные амуры, распускались невиданные цветы, танцевали и водили хороводы грациозно-нежные амазонки. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Ему приходится бросить занятия серьезной живописью. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Они проникнуты мистицизмом и символизмом в духе «Серебряного века», вызывающим из темных переулков души спрятанные там, сложно объяснимые эмоции, отдающие торжественностью и тревожностью.
От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Тогда Муха стал брать уроки рисования.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Ибо к моменту их брака его долги были гораздо больше его состояния. После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра "Ренессанс", парижского театра С. Бернар ("Жисмонда", 1894 "Дама с камелиями" А. Дюма-сына, 1896 "Лорензаччо" А. де Мюссе, 1896 "Медея" по мотивам Еврипида, 1898). Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Жестоким к слабым и неудачливым. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. В ту пору он заинтересовался историей славян. Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»).
Париж –признанная европейская художественная столица, он был необходимым шагом в образовании любого серьезного художника. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Какое-то время в этот период Альфонс Муха работает бок о бок с Ван Гогом, т. к. Однако разница между ними не меньше, чем количество персонажей «Игры престолов». Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей». По сегодняшний день жители и гости города могут любоваться этим даром известного мастера имя которого Альфонс Муха. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш.
Юноша купил элегантный костюм и шляпу. Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году. Там его уже встречали афишами с его изображением в полный рост и аршинными буквами: «В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен. ».
Альфонс был первым сыном во втором браке. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Матерью Альфонса была вторая жена Ондрея (первая умерла), 37-летняя Амалия, дочь богатого мельника. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием.
Работа над декорациями дает ему опыт создания крупномасштабных декоративных произведений. Он рисовал афиши для различных театральных постановок. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». В течение 2-х лет, граф Эгон спонсировал обучение Мухи в Академии.
Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
В 1906 году мастер женится на Марии. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Вошел с этой поры в число ведущих художников французской рекламы его композиции печатались в журналах либо в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в орнаментально-пестрый мир роскоши и неги. Но это не так. Однако постепенно этот одаренный человек, к тому же получивший хорошее образование, начинает находить заказы.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери).
В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань).
Он согласился. Ненавидел холод и осень. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Во Франции художника называли Мюша. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника. Сара Бернар была под таким сильным впечатлением от работы художника, что она тут же предложила художнику шестилетний эксклюзивный контракт. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. И вот он, спустя десятилетия, действительно к нам пришел. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. В те времена отделка квартир, роспись по стенам и потолкам была в большой моде. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке. Он тут же сделал наброски в своем альбоме.
И обожала его. Ему заказывает афишу сама великая Сара Бернар. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Критики пишут хвалебные статьи о его «поющей линии», о его изысканном колорите, теплом, как само женское тело. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Ибо к этому времени он открыл свой стиль – неповторимый и единственный. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Это была афиша на премьеру спектакля Жисмонда с актрисой Сарой Бернар.
Комплексы стали отступать. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе.
Потом он рисовал и их, дочерей – молодых, свежих. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Двадцать полотен изображают переломные моменты в этногенезе славян, среди которых «Славяне на исконной Родине», «Гора Афон», «Отмена крепостного права на Руси», «Апофеоз истории славянства». От крупных промышленников, делателей автомашин, шоколада и шляпок до бедных контор.
И все же это просто унитаз. Название пришло из Франции. Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Но судьба благосклонна к гению.
Снял приличную комнатку-мастерскую. Влияние его увлечений особенно четко прослеживается в его поздних работах. Художник создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Помимо «Искусства» Муха написал циклы «Сезоны», «Времена суток», «Звезды», «Драгоценные камни», «Цветы». Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. И главное, полно заказов. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Муха остался без средств к существованию.
Все рекламные афиши, панно, календари и прочие декоративные формы будет исполнять для нее только Муха. В настоящее время она живет в Чехии. Он успел съездить на заработки в Америку. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. После этой работы Альфонс Муха проснулся известнейшим художником Парижа. Альфонс Муха (чеш. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. В1879годуМуха был замечен и приглашён вВенув художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre». В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8.
Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Важной вехой в этот период был заказ на создание иллюстраций к многотомной «Истории Германии». Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Муха остался без средств к существованию. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. В 1906году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее— известный журналист, умер в 1991г. ). В 19 лет Альфонс покидает службу и становится театральным художником. Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Этот период жизни молодого Мухи сильно повлиял на дальнейшее его творчество. И закрутилась карусель неплохих заказов. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Он был вхож в мистические общества, собрание франкмасонов. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийскийТироль.
Граф сообщал, что в связи с финансовыми затруднениями прекращает высылку денег. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Работа наполнена скорбью и переживанием о судьбе славянских народов в сложные периоды кровопролитных войн. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. На картинах этого цикла практически нет и следа арт-нуво. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. Дистиллированная красота, которая не может не притягивать. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Там Альфонс работает в качестве художника-декоратора театра. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Париж любит сильных.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Фортуна теперь улыбнулась ему.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»2. Великая актриса была очарована работой. Славянская эпопея путешествует по миру. Сначала это была Академия Жюлиана, а впоследствии – Академия Коларосси. Она захотела познакомиться лично с автором афиши.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. С радостью заставил подрамниками, этюдниками, мольбертом и стал готовиться к своей первой выставке. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
Но его неудержимо тянуло в искусство. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. Сразу вспоминается Клод Моне, стремившийся запечатлеть все грани одного явления. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. Хитилова была соотечественницей Мухи.
В круг его друзей входят Поль Гоген (1848 — 1903) и художники группы «Наби». Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Хитилова была соотечественницей Мухи. Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели.