1866 год, молодой Клод Моне рисует свою возлюбленную, Камиллу Донсьё, а работу называет «Камилла или портрет дамы в зеленом платье». Ее портрет «Камилла или дама в зеленом платье», написанный в 1866 году принес Моне известность. Дама в зеленом платье не принесла той славы, на которую расчитывал Моне.
Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж). Во время путешествия парусник, в частности, посетил Бразилию. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетёной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно-художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). Они ему даже не нравились.
Эдуард Мане собирался выставить на Парижском салоне 1865 года две новые картины — «Осмеяние Христа» и «Олимпию». Через некоторое время запрет был снят — это был демонстративный жест в споре с прессой и общественным мнением: члены жюри будто показывали, что случится, если убрать «нравственный фильтр», против которого так сильно выступало общество. Салон проходил во Дворце промышленности, больше известном как Дворец на Елисейских Полях и построенном двенадцатью годами раньше, в 1853 году. Никто не видел окружающий мир таким, как Моне. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света- изображённый ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность, – и простотой композиции, на первом плане которой – трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором – полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем – возвышающийся холм. В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (Музей Пола Гетти, Лос – Анджелес, Калифорния) мастер использовал тёмный фон, от которого в последствии отказался. «Я не могу думать ни о чем, кроме собора». Ему важно не просто запечатлеть пейзаж, Клод много Моне работает на натуре, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, бытовую сценку, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески рефлексы. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов: в основном они рисовали en plein air («на открытом воздухе»), уделяя особое внимание передаче света и цвета. Однако члены жюри, формировавшие выставку, сославшись на то, что перед ними «гнусные выверты», отказались давать картинам место в зале.
Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище. Сама дама не случайно показывается спиной к зрителю.
В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» (1866–1867, Музей дОрсе, Париж) чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создается впечатление фрагментарности. В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Пик неприятия выпадает на 1865 год, когда Мане выставил в салоне свою (знаменитую ныне) «Олимпию» — картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал. Такой жанр встречается не только в живописи, но и в графике. Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия Руанские соборы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва и другие собрания).
Он также подготовил серию картин с изображением той же сцене в разное время суток. Лишь тогда его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания («Олимпия» была практически навязана Лувру друзьями Эдуара, выкупившими её по общественной подписке в 1889 году). С абстракционизмом некоторые критики связывают и более позднее творчество Моне, в частности его серию «Кувшинки, пейзажи воды». «Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие», – слова Моне – основоположника импрессионизма – удивляют своими реверансами в сторону геометрии, характерными, скорее, для кубиста и абстракциониста, а не для художника, чьи картины являются источниками ускользающего впечатления от уникального мгновения, которое здесь и сейчас, но больше никогда не повторится. Типично жанровая сценка – дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, – утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам.
Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886, Музей изобразительных искусств, Москва) «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е, оба Эрмитаж, Санкт-Петербург). В циклах «Вокзал Сен-Лазар» (1877), «Стога» (1890 – 1891), «Тополя» (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Рисовали обнаженных богинь, нимф и прочих мифических персонажей.
Он засадил все разнообразными видами цветов и растений. Они полностью лишили своего сына содержания и Клод был вынужден временно вернуться домой. Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»: «Я глубоко опечален, но я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу.
После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Поговаривают также, что Викторина (натурщица) была известной куртизанкой и основной контингент посетителей салона, включая отца Мане, был с ней, так сказать, лично знаком. Травля Мане со стороны чиновников от искусства и «просвещённой публики» вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко, Веласкеса и Гойи, находя в них оправдание своего эстетического вкуса. Он быстро пролистал каталог и заказал весь каталог.
Зато любовно выписана на полотне сама девушка: ее слегка приподнятая рука, легкий наклон шеи, платье из плотной тяжелой ткани, наброшенный на плечи полушубок, строгая линия подбородка над ним. Моне не стал приукрашивать лицо девушки, которой предстояло в будущем стать его супругой. Как истинный художник, Моне и к оформлению сада подошел с фантазией и вкусом, воспринимая это скопление цветников не просто как «зелёные насаждения», а как свое любимое творение, как прекрасную натуру, которую хочется снова и снова изображать на картинах. Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости.
Платье дамы не только красиво сочетается с окружающей зеленью. Нужда была так сильна, что порой Моне приходилось соскабливать краску с прежних картин для создания новых. В 1872 году Клод Моне создал знаменитое полотно «Впечатление.
Также её статус негласно подтверждают некоторые символы в картине. В руках у него неизменно были блокнот и карандаш. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль. Мимолетность момента, кажется, схвачена здесь и в позе и в манере письма.
Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе. Такой резкий контраст с затенённых и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно «Бар Фоли-Бержер», которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году. В своих пейзажных композициях (Бульвар капуцинок в Париже, 1873, Скалы в Этрета, 1886, – обе в ГМИИ, Москва Поле маков, 1880-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. разнообразных оттенков эти сорта популярны и ныне и прекрасно растут в умеренном климате). В возрасте 32 лет. Оно гибкое и в то же время плотное, оно мягко волочится, оно живет, оно ясно говорит, кто эта женщина.
Камилла на портрете – живая и настоящая, женщина из плоти и крови. Буден показал юному художнику некоторые приёмы живописной работы с натуры. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар и Фредерик Базиль.
В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Его работы были выставлены на витрине единственной в городе художественной лавки. Моне, еще в Нормандии, начавшего писать на природе интересовали эффекты естественного освещения. По словам самого художника, ему потребовалось некоторое время, чтобы «понять» свои кувшинки, вникнуть в их красоту: «Я выращивал их, даже не думая, что когда-нибудь стану писать.
«Огненные лилии» затаились почти на год. К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. К счастью, эта ухоженность не бросается в глаза: тенистые уголки с густыми зарослями и пруд с кувшинами оставляют абсолютно естественное впечатление «творческого беспорядка» природы. Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины.
Эти работы не произвели впечатления на муниципальный совет, молодому Оскару в стипендии было отказано с формулировкой, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости». Моне следует своим собственным законам, не выстраивая композицию картины, подобно театральной мизансцене. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетеной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно — художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Де Банвиль, отзыв на картину Мане «Le Bon Bock» (перевод с французского Т. М. Пахомовой). Цвет экспрессивен.
В своих пейзажных композициях (Бульвар капуцинок в Париже, 1873, Скалы в Этрета, 1886, – обе в ГМИИ, Москва Поле маков, 1880-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Они жили очень бедно известность и достаток, как это часто бывает в жизни, приходила к нему трудно. Срезанные цветы в букетах он изображал не часто.
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Он часто приглашал Клода на пленэр, но тот все отказывался, ссылаясь на занятость в школе. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла или портрет дамы в зелёном платье»). Надо сказать, что в то время работы Будена абсолютно не трогали Клода.
Знакомство с коллекционером имело для Моне «далеко идущие последствия». Камилла затем стала женой художника и у них родился сын Жан. И это лишь первое полотно, на котором Моне за годы совместной жизни изобразил Камиллу. В 14 лет Моне писал карикатуры, заработав таким образом известность среди жителей Гавра.
Здесь видно, что колорист Моне использует цвет для построения композиции. Щеголь. Цветы не могут стареть», признался Моне журналисту в 1926 году. Критик Теодор Торе утверждал, что картина была написана всего за несколько дней. И тут появился четвертый, его появление запомнили все.
Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Типично жанровая сценка — дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, — утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. Восходящее солнце (Impression. С 1991 года картина вновь заняла своё место в экспозиции.
Здесь вы найдете картины, написанные в стиле абстракционизма. После этой «первой волны» сюда потянулись и другие американские художники, причем многие стали задерживаться не только на летние месяцы. Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873, Музей изобразительных искусств, Москва). Восходящее солнце» (Impression, soleil levant). Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 года выступил именно Клод Оскар Моне (1840 – 1926).
Восхищались живостью фигуры, тем, как она, уходя, обернулась. Soleil levant 1872, Музей Мармоттан, Париж) произошло название импрессионизма. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. За этот портрет им платили пятьдесят франков. Тут нет восхищения недоступным образом прекрасной дамы.
Никто не знает заранее, как сложится его судьба: ни художник, ни его поклонники. Одно из свиданий настолько вдохновило его, что портрет девушки известный теперь как картина «Дама в зеленом платье», он написал всего за несколько дней. Художник, страстно любивший цветы, предпочитал их на природе. В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (1869, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния) мастер использовал темный фон, от которого впоследствии отказался.
Но постепенно все привыкли. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Смысловой центр смещен к левому краю полотна. В период 1876-1886 гг. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался испортив то, что было хорошо.
Леон и Сюзанна послужили моделями для многих полотен художника. Панно «Кувшинки» («Ненюфары») (Музей Оранжери, Париж) рождает ощущение плоскости и бесконечности пространства, словно утекающего за рамы картины. Кстати, первый учитель Моне – Эжен Буден тоже участвовал в этой выставке. Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения).
Все это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840.
Камилла стала Моне и подругой и любовницей и моделью. Надо сказать, что в то время работы Будена совершенно не трогали Клода. Его жена Алиса в своих письмах даже жаловалась дочери, что муж неустанно рисует свои «вечные кувшинки». Например, его серия «Руанские соборы» ярко демонстрирует эту особенность: каждая картина представляет собой новый и свежий взгляд, который отмечает и особенности света в определенное время суток и влажность погоды.
Камилла со своей утонченной красотой стала моделью для многих картин Моне: «Женщины в саду», «Камилла Моне с сыном Жаном» (Женщина с зонтиком), «Камилла с маленькой собачкой», «Камилла Моне у окна», «Камилла Моне на садовой лавочке», «Камилла на пляже в Трувилле», «Камилла Моне в саду с Жаном и его няней», «Женщина за вышиванием» (Портрет Камиллы). Живопись в то время его не привлекала и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы Клод не познакомился с художником Эженом Буденом (Eugene Boudin). Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца».
Они ему даже не нравились. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру («Стог сена», около 1886, Музей изобразительных искусств, Москва). Основоположников этого течения тогда называли «батиньольцами» (художники любили собираться в кафе на улице Батиньоль). Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом.
Клод и Ренуар в Париже делили на двоих одну комнату, жили впроголодь. Задний план портрета, фактически, не прорисован. Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая вдаль сада дорожка, полускрытая разросшийся кустами ирисов, над ней- уходящие перспективой стволы садовых деревец. Тем не менее, творчество Эдуара Мане не было до конца признанным вплоть до 1890-х годов.
Сразу понятно, что Моне очень нравилось именно это место в саду. Ярко-красное кимоно Камиллы выделяется на сером фоне стены, украшенной веерами. Эти слова наставника запали ему в душу и стали путеводной звездой во всем последующем творчестве. Особенно явно прослеживается влияние на Эдуара творчества Веласкеса. Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Не сомневаюсь, что вы найдёте мои полотна совершенными. Своего рода компромисс был найден, когда Мане решил поступать в мореходную школу в 1847, однако, с треском провалил вступительные экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). К 1867 году относится работа «Терраса в Сент-Андресс» (Музей Метрополитен, Нью- Йорк).
ldquoПосмотрите на платье. Живопись в то время его не привлекала и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы Клод не познакомился с художником Эженом Буденом (Eugene Boudin). Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окруженные воздухом и светом. И Буден увлёк за собой Моне. Тем не менее, ему в качестве подготовки к повторным экзаменам было позволено отправиться в учебное плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа». В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х — «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. Вскоре судьба после стольких испытаний все же улыбнулась ему.
Здесь изображен момент, когда уже собравшаяся уходить Камилла обернулась напоследок. Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша. Также Моне пробовал писать одни и те же предметы при разном освещении. Художественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра. Клод Моне как никто другой придавал значение свету, его оттенкам и игре теней и как никто другой боготворил природу. Это было непривычно – городской житель в деревне.
От наименования пейзажа Моне Впечатление. В это же время Моне создает полотно аналогичной тематики «Дама в саду» (1867, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это непосильный труд для старика и всё же я хочу передать то, что чувствую». Со средствами на поездку помогла тетка Моне мадам Лекадр. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла или портрет дамы в зелёном платье»). Большие колонии белых с разными оттенками кувшинок никого не оставили равнодушными.
Нанесенные художником масленные краски напоминают хаотичную живую структуру. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов. Но им всем не хватало бесспорного лидера.
Еще его привлекали «модники» в смешных шарфиках и ботинках из крокодиловой кожи, этакие денди с сигарами. В 1892 году Моне женится второй раз на Алисе Ошеде. Его творческий путь все дальше уводил его от импрессионизма к абстракционизму. 15 апреля 1874 года в ателье Надара в доме 35 на бульваре Капуцинов открылась выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов».
В 1867 художник написал картину «Жан Моне в колыбели» (частное собрание). В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Эту картину Мане не смог выставить в сооруженном им по примеру Курбе бараке у моста Альма в числе прочих по причине сильнейшего политического резонанса. Барак АльмаНеприятие Мане установившегося во Франции строя во главе с Наполеоном выливается в написание им картины «Расстрел императора Максимилиана» — повествование о казни ставленника французского правительства в Мексике. Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех. Завтрак на траве (1865) После армии Моне поступил на факультет искусств, но вскоре бросил университет и начал заниматься в студии живописи Шарля Глейра. И растерявшийся портной не настаивал, восторгаясь господином с такими манерами».
«Здание парламента в Лондоне» (Музей д Орсе, Париж) словно окутано густым туманом, сквозь который проступают величественные очертания неоготической архитектуры и пробивается желто – рыжее солнце, окрашивающее Темзу рыжевато – багровыми бликами. Судьба художника – такой же дар, как и собственно талант. Когда Оскару исполняется 16 лет, он оставляет учебу в колледже.
Которые долгими часами были вынуждены проводить за рабочим столом, Такие «офисные кресла» считались в то время образцом и комфорта предназначались для людей. Жанровое по сути полотно изображает мать у детской колыбельки (такие сюжеты часто встречаются в голландском искусстве). Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству. К тому времени там уже занимались Базиль и Ренуар. В 1874 году эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда ещё именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и гравёров» под лидерством Моне.
Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность. В марте—апреле 1883 года Эдуар Мане переносит тяжелейшую операцию по ампутации ноги. В этих работах он еще традиционно менял точку зрения на композицию. Эжен Буден, напротив, был очень добр к юноше, восхищаясь его работами.
В 1865–1866 Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане. Кастаньяри, 1875 год (перевод с французского Т. М. Пахомовой). Главный вход находился со стороны улицы Мариньи. Учиться Моне не захотел, но решил приобщиться к художественной жизни Парижа в «Кабачке мучеников» – местечке, популярном среди богемы.