Портрет художника и скульптора Микеланджело Буонарроти.
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. 109, 111.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Вазари прямо пишет:. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада». Петра.
Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Это были тяжелые годы. Там он познакомился с техникой фрески. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Мучение Св.
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Фигура погружается в сон. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Илл. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Он действует только словом.
Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Среди них был и Доменико Гирландайо, мастер техники фресковой живописи, перспективы, рисунка и портретной живописи. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка.
И этой же цели служит цвет. Илл. Илл. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку.
Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. 41. Его ожидал еще более ошеломляющий заказ: в память Сикста, дяди Его Святейшества, расписать потолок капеллы, выстроенной во дворце Сикстом. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Он не любил пускать свои стихи в свет.
Стены Сикстинской капеллы, расчлененные карнизами на три зоны, были расписаны предшественниками Микеланджело. Мать прикрывает головку ребёнка. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Вот таким образом каждый из найденных художником мотивов движения обладает исключительной динамикой и внутренней убедительностью. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Отец не был богатым и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. ботинках». Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). 7, 8. Прожил до 18 февраля 1564 года. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.
Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Не говоря уже о том, что она растянулась почти на сорок лет, она была связана с тысячами трудностей и разочарований, которые нервировали художника и приносили ему множество неприятностей.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. 107, 108. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. 126.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие – с 1475 по 1564 год. Илл. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Ок. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Илл.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
И недаром наделил его Микеланджело руками скульптора, привыкшего работать тяжелым отбойным молотом. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Мучение Св. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 86-91.
Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Илл.
Илл. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
33, 34. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. 38. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде.
Илл. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). По-видимому, это была статуя Вакха. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
86-88. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Но они забывают при этом, что речь идет о религиозности совсем особого типа, остро субъективной и весьма далекой от жестких догматов католической церкви. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Это, конечно, не так. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, мечтавшего восстановить фанатичную и аскетическую средневековую теократию, завершились народным восстанием, в результате которого Медичи были изгнаны из Флоренции. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Этот жест символизирует молчание. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. По-прежнему он изображает мощные фигуры, с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Вот таким образом до нас дошли лишь жалкие крупицы из некогда огромного творческого фонда Микеланджело.
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Потолок Сикстинской капеллы При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане.
Художник, скульптор, архитектор и поэт, один из самых знаменитых художников итальянского Возрождения был рожден под именем Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони 6 марта 1475 г. в Капрезе, Италия. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). И это приводит к трагической разобщенности образов. Илл.
Впоследствии он занимался ею с увлечением. Теперь она находится в базилике святого Петра. Недаром они украшали пилястры. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Илл.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти».
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Художник охотно принял это предложение.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Примеров почти полного копирования всего несколько.
И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». После того как папа утвердил один из предложенных ему художником вариантов, был подписан договор и начались работы по заготовке мрамора. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. 109-112, 116-119.
Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Мрамор для статуй и его перевозка стоили слишком дорого, чтобы мастер мог идти на риск, не имея твердых заказов. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
Илл. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Но какой ценой.
Картина получила широкое признание от пэров. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Тем самым ей отводится центральное место.
Илл. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. И невольно вспоминается одна из любимых мыслей Микеланджело, часто встречающаяся в его сонетах: произведение искусства уже скрыто в самом камне и лишь от опытной руки зависит извлечь его оттуда. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
116-119. 56-71).
106, 113. Илл. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование.
158, 159. В Болонье ему заказали высечь несколько последних маленьких фигур для завершения гробницы Святого Доминика в церкви в честь этого святого.
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. 32. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Илл. Но подобно Данте, Микеланджело отобразил в своей росписи не только героическое начало жизни, но и ее трагические стороны. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). 182, 187, 188, 189. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса.
И результаты были самыми плачевными. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Взгляд бога обращен на чашу с вином.
Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». 140, 141. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Увиденное потрясло воображение многих людей. Илл. Композиция Микеланджело, насколько позволяет судить гризайль Бастиано да Сангалло, выделялась своим абсолютно необычным характером. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова).
Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
(Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Илл. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Но как раз этого не произошло.
Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Слева мы видим райский сад. Только наглость и невежество он карал неумолимо. 46.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Мастер, несомненно имел в виду такую композицию, которая наилучшим образом вписывалась бы в первоначальную форму каменного квадра и которая обладала бы максимальной компактностью и собранностью.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Это предназначенные для украшения гробницы Св. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Современники же почти не знали их совсем.
146-148. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Цикл библейских сцен в среднем поясе завершается изображением первого дня творения мира – Отделением света от тьмы. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства.
Илл. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). 110, 112. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Илл. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
Он занимался там в течение одного года. Ева послушно следует слову творца. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
16. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Заказ, как это представлял себе папа Юлий II, заключался в украшении парусов фигурами двенадцати апостолов.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Статуя осталась незаконченной. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Собираясь приступить к работе над статуями для гробницы, он узнает стороною, что Юлий отказывается от оплаты заготовленного мрамора. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Это человек действия (vir activus). Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. В борьбу включился и Микеланджело. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.
Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Илл.
И здесь бог изображен в активном действии. Илл. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Илл.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Арсенал его технических приемов был безмерно богат. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Эскизный характер фигуры Крестителя, едва намеченная правая рука Марии и местами совсем сырые части фона не оставляют сомнения в том, что мы имеем здесь незаконченное произведение Микеланджело. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. 75-78. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. Илл. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). После краткого пребывания в Венеции, он поехал в Болонью, где жил в доме местного патриция Джан Франческо Альдовранди с осени 1494 до конца 1495 года. Илл. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Илл. Он стал уже высекать статую св. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Особенно выразительна правая фигура.
Илл. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. 30), довольно точно передающая ее общий вид. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Моисей восседает в торжественной позе. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной37.
Илл. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Во-первых, папа, семья которого была враждебна семейству делла Ровере, препятствовал продолжению работы над гробницей Юлия II, с 1515 года занимая художника проектированием, а с 1518 – осуществлением фасада церкви Сан Лоренцо. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Илл.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. 5, 6. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20).
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Договор согласовали в августе следующего года. Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов.
В марте 1505 года папа Юлий II вызывает Микеланджело в Рим, чтобы поручить ему выполнение своей гробницы. Но Микеланджело упорно отклонял все приглашения, прибегая к различного рода деликатно замаскированным отказам. Однако и здесь царит дух отчужденности. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Их лица полны скорби, Мария пытается поддержать изможденное тело сына, склоняя голову перед неизбежностью одиночества.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). 81-84.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Его рука сгибается к плечу.
Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). 1515. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. 48-55. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Тематика фресок была предложена мастеру Павлом III, пожелавшим прославить двух старших апостолов, одного из которых – Петра – папы рассматривали как первого римского епископа иначе говоря, как своего прямого предшественника. Так начался расцвет гения. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. С завершением Давида пришёл другой заказ.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). 151. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. 2. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Так, образ христианского бога превращается у Микеланджело в демиурга, строителя вселенной и первого художника. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 155, 156. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. 79, 142.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Он побежден.
Микеланджело убедил Папу Юлия дать ему полную свободу действий и предложил другой, более сложный план, представляющий Сотворение мира, Грехопадение, Надежда на спасение через пророков и Родословие Иисуса. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Илл. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы.
Фигуры Христа и выглядывающего из-за правого плеча Марии Крестителя даны в более низком рельефе. 114, 115. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Он победил.
1. 119, 111. 39. Илл.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Илл. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Илл. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Илл.
В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Воинственный Юлий II мечтал сделать из Рима столицу мира и основать огромное церковное государство, которое могло бы управлять вселенной. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. 149. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. 17, 18, 19, 20. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. При исполнении этой работы приор монастыря предоставил в распоряжение Микеланджело труп, на котором художник впервые познакомился с анатомией. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Ученик Донателло, Бертольдо был страстным поклонником античного искусства и он привил эту любовь своему ученику. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа».
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Они приходили к работе и срисовывали с неповторимого полотна, пытаясь приблизиться к таланту великого мастера. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Илл.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Она напоминает мощную лавину. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна.
В действительности оно так и получилось. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Илл. Он даже не дотрагивается до нее. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой.
Зато вид группы справа мало удачен. Петра. Илл.
В отличие от Леонардо, выступавшего его соперником в декорировании Зала Совета, Микеланджело избрал не кульминационный момент сражения, когда страсти накалены до предела, а эпизод, предшествовавший битве. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. 159. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают. Проистекающий проект художественного оформления внушал благоговение его современникам и с тех пор вдохновляет других художников.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть. Илл.
Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Илл. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Рассчитанная на восприятие лишь с одной точки зрения, она так скомпонована, что ни одна ее часть не выходит за пределы той идеальной плоскости, которая совпадает с передним аспектом статуи.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Действительность не оправдала их надежд. Это помогало ему сохранять чувство целого. В стране вспыхивает революция.
При этом движение лишено всякой скованности. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Сегодня она находится в Лувре. 89-91. Давид, 1501 – 1504. 20 января 1494 г., после обильных снегопадов, наследник Лоренцо, Пьеро де Медичи, заказал снежную статую и Микеланджело снова вошёл во двор Медичи.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. 21, 22. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Команду консультантов, в том числе Боттичелли и Леонардо да Винчи, вызвали вместе решать, где его разместить, в итоге этим местом стала площадь Синьории, перед Палаццо Веккьо. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари.
Недаром его любимым материалом была бронза.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Младенец изображён без нимба. В самой передней зоне, на постаментах саркофагов, должны были находиться оставшиеся невыполненными фигуры речных божеств в следующей пространственной зоне стоят саркофаги с фигурами Утра, Вечера, Дня и Ночи далее идет стена гробницы с нишами и, наконец, в нише размещены статуи умерших герцогов. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами.
Свои ранние детские годы Микеланджело провел в Сеттиньяно, где его отец имел небольшое имение. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Не имея возможности осуществить свой замысел, Микеланджело перенес на фигуру Матфея многое из того, что он собирался воплотить в фигурах рабов. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34.
По многим параметрам она отступает от церковных канонов. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. 23, 24. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее.
В этой связи следует решительным образом отмести неверное толкование статуи рядом ученых, которые, снижая трагизм микеланджеловского замысла, трактуют статую как изображение засыпающего, либо медленно пробуждающегося от сна юноши. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Илл. Илл.
Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. 47. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. По словам Кондиви, художник собирался высечь из одной большой скалы колосса, которого моряки могли бы видеть издалека на море.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Когда в 1489 году, Лоренцо де Медичи, фактический правитель Флоренции, спросил Гирландайо о двух своих лучших учениках, Гирландайо отправил Микеланджело и Франческо Граначчи. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Илл.
В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги.
Именно здесь следует искать объяснение тому, почему многие статуи Микеланджело, особенно в поздний период, кажутся замкнутыми в себе, вернее, замкнутыми в блоке камня. Далее автор предупреждает об опасности подражания подобным лютеранским прихотям, которые погребают веру и благочестие. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге».
Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» 56. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Он был сыном мелкого чиновника.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Если бы в согласии с замыслом Микеланджело были осуществлены фигуры морских божеств, призванные украсить постамент саркофагов, то они еще сильнее выступали бы за пределы обрамления. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Илл. изобразил Микеланджело мессера Томмазо на большом рисунке в натуральную величину ни прежде, ни после того портретов он не делал ибо ужасала его мысль срисовывать живого человека, если он не обладает необычайной красотой. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. К тому же фигуры обладают столь ярко выраженной статуарностью, что это препятствует их объединению в живописные группы.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М.
После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Тут столкнулись два сильных характера.
Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Но все усилия напрасны.
Картина получила широкое признание от пэров. 150. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Илл.
13, 14, 15. Слева – обрамляющий фигуру Адама холм и лишенное листвы дерево, как бы высеченное из мрамора, в глубине – бесконечный морской горизонт. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. 5. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Илл. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. 80. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. 145.
Илл. 6. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.
И не собирается оплачивать расходы. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. В 1496-1501 гг. Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками и гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая сила, которой они не могут противодействовать. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
97, 98. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь. На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину. Страшный Суд Микеланджело уже при жизни мастера породил резкую оппозицию в контр-реформационных кругах. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Их формы выражения лучше подходили для воплощения того, что он чувствовал в старческие годы. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Эти рисунки, выполненные в необычайно тщательной манере сангиной либо итальянским карандашом, призваны были служить образцами для учившегося рисовать Кавальери, который был страстным поклонником античного искусства и обладателем первоклассной коллекции антиков.
И это понимает только один человек – апостол Петр. Мраморный барельеф. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. 1490-1492.
Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Илл.
99, 101, 102. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Они утратили волю. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Он избегает детализированной характеристики места.
Последняя была предназначена для хора старого собора св. Учитывая будущее местоположение скульптурной группы, предназначенной для украшения капеллы, где она должна была стоять около стены, Микеланджело подчинил всю композицию ее фронтальному аспекту. Созванный в 1545 году Тридентский собор привел к полной победе крайних экстремистских группировок, возглавляемых кардиналом Караффа и иезуитами. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Илл.
Илл. С необычайной остротой ощущает он разлад между жизнерадостным ренессансным сенсуализмом и новыми аскетическими религиозными идеалами, сложившимися не без воздействия контрреформационного католицизма. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
На нее надо смотреть несколько снизу и тогда она немало выигрывает в силе своего воздействия.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Пейзаж пустынен и гол. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году.
скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Илл. 122-125.
Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Моисей. Илл. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.
В ангеле Микеланджело всё динамично. Илл. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Вместе с Леонардо Микеланджело закладывает основы для нового стиля, стиля Высокого Возрождения.
Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. И, быть может, никто лучше Гёте не выразил те чувства, которые испытывает человек после посещения Сикстинской капеллы, когда он записал в своем дневнике следующие слова: Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть такими большими глазами, как Микеланджело. Для мастера это было единственным средством выразительности. 155. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Таким представил его и Микеланджело. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению.
А в росписи потолка Сикстинской капеллы мастер идет еще дальше, находя для пластического антропоцентризма адекватные ему формы живописного выражения. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. 130. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
25, 26. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
131, 132. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Он вернулся к изначальным идеям Браманте и развил их в центричный план церкви, укрепление строения как физически, так и визуально. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. 3, 4.
В конечном итоге мастер выполнил лишь две боковых гробницы и стоящую около входной стены статую Мадонны. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Этому его научила скульптура. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Илл.
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
Микеланджело именовал их как «ignudi». Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Это событие произошло 6 января 1537 года и воскресило надежды республиканцев на освобождение Флоренции от тирании. Он вернулся к работе у Медичи. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды. Но роспись обладает и другим аспектом. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. 37.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. 36.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512).
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
10, 11, 12. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. И здесь его постигает страшный удар. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. В момент, пишет Ромен Роллан, когда победитель должен нанести удар, он останавливается, отворачивает в сторону свое грустное лицо и свой нерешительный взор.
Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
20 мая 1511 года французы отняли у папы Болонью, 19 февраля 1512 года они устраивают кровавый погром в Бреше летом этого же года испанцы, как бы соревнуясь с французами, подвергают жестокому разграблению Прато, после чего республике во Флоренции приходит конец и город открывает ворота перед Медичи. Все они базировались на рисунке. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
На парусах, Микеланджело заменил предлагаемых апостолов на пророков и сивилл, которые предрекли пришествие Мессии. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. С ней он обращался как с драгоценным металлом, отделывая ее с чисто ювелирной тщательностью. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В 1494-1495 гг. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.