В самой целле чанди Мендут находятся три статуи: по центру – Будда Гаутама, слева бодхисатва Авалакитешвара, справа – неидентифицированный бодхисатва (есть предположение, что это Ваджрапани). Влияние Индии на архитектуру Индонезии было велико и почти одновременно со строительством Боробудура были построены еще 2 храма (Павон и Мендут), которые были единым целым по духу. Рельефы целлы Мендута сохранились достаточно хорошо.
Они даже расположены рядом – Павон в полутора километрах, а Мендут чуть дальше, в трех. Рельефы Мендута – образец того, как легко и ясно читаемая схема живет на стене красотой своего рисунка, легкостью и заманчивостью орнамента, живописностью пластики. В период правления царя Индры (782 – 812 г. г. ) из династии Шайлендра были сооружены чанди Мендут и Павон и воздвигнут грандиозный храмовый комплекс – знаменитый Боробудур. Чанди Мендут – буддийский храм известный тем, что в нём Будда Шакьямуни сидит в необычной для подобного рода сооружений, так называемой «европейской» позе (с обеими опущенными на лотосовую подставку ногами и широко разведенными коленями).
Первоначальный вид чанди Мендут не приобрел до сих пор, потому что утеряны оригинальные камни, составлявшие крышу храма. Как уже говорилось между Мендутом и Боробудуром находится небольшой чанди Павон: на расстоянии примерно 1150 метров от Мендута и 1750 метров от Боробудура. Рядом с башней Мендут – тихий дворик буддийского монастыря, куда можно заглянуть, чтобы увидеть скульптуру самого худого Будды. Чанди Мендут был обнаружен в 1838 году. В настоящем виде кровля памятника плоская, но можно с уверенностью предполагать, что, как и на других индонезийских чанди, на вершине Мендута была большая башня, окруженная восьмью, шестнадцатью и двадцатью четырьмя меньшими башенками, расположенными, соответственно, по трем ярусам кровли.
Почти на прямой линии между Мендутом и Боробудуром находится маленький храм Павон – на расстоянии 1150 метров от Мендута и 1750 метров от Боробудура. Буддисты совершают ход, начинающийся от храма Мендут и заканчивающийся массовой молитвой в храмеБоробудур. Самые крупные из дошедших до нас памятников долины Кеду являются Боробудур, чанди Мендут и чанди Павон. Чанди Мендут находится в 38 км от Джогьякарты и в 3-х км от Боробудура. Канди Мендут был построен около 800 г. н. э.
Рельефы целлы Мендута сохранились достаточно хорошо. Планировка чанди Мендут достаточно традиционна : собственно храм — целла (внутреннее помещение, где находится фигура божества) с небольшим портиком и трехступенчатой кровлей и высокий постамент с обходом вокруг храма имеющий ширину, достаточную для ритуальной процессии.
Именно они и строили чанди на плато Дьенг. В чанди Мендут ощутим высокий вкус к большим масштабам, к спокойным плоскостям и выверенным пропорциям, подобно мелодии гимна дающим чувство спокойной величественной гармонии. В этом смысле Мендут – явление типичное.
Три типа скульптурных изображений на чанди Мендут (повествовательные сцены вперемежку с орнаментом – на постаменте, канонические композиции, раскрывающие иконографию данного памятника, – на стенах целлы, круглая пластически ясная и совершенная скульптура – в интерьере целлы) соответствуют трем эмоциональным состояниям зрителя. Дерево это, называемое кальпаврикша (что на санскрите буквально означает космическое дерево), происходит, видимо, от небесного дерева из рая Индры и, судя по иконографии, связывается с божественными, то есть небесными благами и дарами. Все дети забавляются под двумя деревьями, симметрично расположенными по краям рельефа.
Аскетизм в оформлении интерьера храма еще больше подчеркивает условность отгороженного мира, в котором пребывает будда (или бодхисаттва). И стоит он не на каменистом пустынном плато, а в речной плодородной долине.
Различны лишь сами персонажи и их атрибуты – форма гирлянд и украшений. Предполагают, что это божественный супруг Харити по имени Атавика. Иконографически-образным воплощением пятичленной структуры махаянистского храма-космоса являются пять особых будд – дхьяни-будд, – которые составляют как бы идеальные начала вселенной Дхьяни-будды соответствуют четырем сторонам света и центру и имеют свои иконографические признаки в виде той или иной позы рук и ладоней (мудры). На крокодиле сидит обезьяна, схватившаяся рукой за свою голову. Возможно именно такие статуи помещались в нишах придорожных стен. Памятник, находящийся сейчас в угрожающем состоянии, должен быть практически разобран и сложен вновь по самому последнему слову реставрационной и инженерной техники, при консультации крупнейших исследователей и историков Боробудура.
Однако восстановить удалось только основание и главный корпус чанди. Тропические деревья подступают к зданию, оставляя лишь небольшие лужайки, заросшие травой. Крокодил предлагал обезьяне «помощь», предлагал сесть ей себе на спину и перевести её на берег, где больше бананов, но обезьяна поняла его хитрость.
В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как (вместо стандартного) : лёгкий, мягкий. До сих пор большинство его сооружений представляют собой бесформенную кучу камней.
В мрачном неукрашенном помещении они представляются средоточием жизни. Так, простейшая (и древнейшая) схема с числовым символом 3 наряду с ее исконным значением разделения мирового пространства на нижнюю, среднюю и верхнюю сферы используется буддийской этико-психологической доктриной для различения сознания затемненного (низ, прошлое), просветленного (середина, настоящее) и слиянного с истиной (то есть буддой – верх, будущее). Предки индонезийцев оставили массу (около сотни) сооружений поменьше, многие из которых сейчас приведены в очень приличное состояние и на которые, в целом, вполне можно глянуть. Чанди Мендут был обнаружен в 1838 году.
Так или иначе, переходя от чанди Мендут к чанди Павон, а затем – к великому храму Боробудур, мы и ныне совершаем сакральный путь паломников, как некогда подданные династии Шайлендра. Самые крупные из дошедших до нас памятников долины Кеду, находящиеся вблизи Боробудура (в двух-трех километрах) и, видимо, связанные с ним, – чанди Мендут и Павон. Через сотню лет после того, как в храм был вмонтирован последний камень, его забросили по пока еще не совсем выясненным причинам.
В середине — сидящий Будда Вайрокана, освобождающий тело от физической кармы. Будда изображенный с позой рук дхармачакра (центральная фигура в интерьере Мендута) да еще обозначенный изображением колеса (символа учения) между двумя оленями (символом первой проповеди будды в оленьем парке Бенареса) – это, конечно, проповедующий будда Шакьямуни.
Сюжет – справа в нижнем, четвертом ряду, – известная басня о хвастливой черепахе, которая поплатилась жизнью за свою болтливость. Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — при звуко буквенном анализе.
Именно в таком виде Мендут предстал перед исследователями Боробудура в середине XIX века. Неподалеку расположены деревни, которые соединяются дорогой (ныне оживленным шоссе), проходящей у самых стен чанди. Однако от предполагаемой дороги-аллеи ничего не осталось, если не считать статуи сидящего будды (без головы), которая по своим размерам (высота – 85 см) не подходит ни к одной из ниш Боробудура. Женщину с младенцем на коленях безоговорочно отождествляют с богиней Харити. Содержание рельефов на левом крыле лестницы в основном расшифровано. В данном случае роль мирового остова, соединяющего небо и землю (воду) играет фигура прямо сидящей тары, чья поза рук (дхьяна-мудра) говорит о состоянии глубокого и значительного погружения в себя, во внутреннее созерцание истины.
Мендут, самый старый из этих трех храмов, ориентирован на запад. При этом отношения человеческого мира бытия и божественного мира абсолюта определяются этико-психологическим стремлением человека к совершенству, способствующему взаимопревращению бытийного (сансара) и небытийного (нирвана) начал. Авалокитешвара – глава восьми бодхисаттв, стоящих в узких боковых простенках целлы Мендута и он же – центр троицы, в которую входят две богини тары (женские ипостаси бодхисаттв), расположенные на центральных панелях стен с северной (точнее, северовосточной) и южной (юго-западной) стороны. Новые властелины Явы с еще большей настойчивостью стали рваться к водам Зондского пролива.
В IX столетии двор Шайлендра распадается на несколько отдельных княжеств. Разросшееся орнаментальное обрамление сцены не имеет отношения к сюжету. Чанди Мендут крупнее построек на плато Дьенг (общая высота строения сейчас достигает 26, 5 м). Кром определяет его как царя богов Индру (Шакру) ибо за ним сидит его верный слуга Айравата в головном уборе, воспроизводящем форму хобота и ушей слона. Особенно хороши женские фигуры, стоящие в нишах боковых простенков.
Одновременно с Шайлендрами (и даже, возможно, несколько раньше их) на Центральной Яве действовали представители другого государства – Матарам. В современном высокоразвитом обществе это выглядит весьма комично.
Это один из самых лиричных и земных рельефов во всем индонезийском искусстве. Чаще всего это бывают образы будд или высших, наиболее почитаемых бодхисаттв, которые находятся в состоянии медитации, самопогружения, отрешенности от всего земного. А справа – Ваджрапани, очищающий душу от кармы нечистых мыслей. Еще две фигуры сидящих божеств вознесены над головой тары – на облака, которые обозначают небесное царство (как листья и бутоны лотосов обозначают водное царство внизу). Эти состояния можно схематично представить как растворенность в природе и поглощенность жизнью (что отразилось в рельефах на постаменте), просветленное постижение религиозного канона (представленного в рельефах на внешних стенах целлы) и лицезрение совершенства бога (воплощенного в круглой скульптуре в интерьере храма).
Он достигает почти 25 м в высоту. Довольно сильно выступающий профиль зонта над головой бодхисаттвы делит простенок пополам, так что над зонтом остается пустое пространство, заполненное лишь свисающими с самого верха цветочными гирляндами, а пространство, где стоит фигура, оказывается фактически традиционной нишей для круглой скульптуры. Рельеф, расположенный на первой стене портала, аналогичен выше разобранному левому, только здесь среди младенцев помещено мужское божество. Одно из изображений дерева богатства (или небесного дерева) можно видеть на рельефе портика Мендута в глубокой, плохо сохранившейся нише левой стены.
В воспоминаниях о нем реальные события тесно переплелись с мифическими, в его земных делах участвуют боги, а его люди совершают подвиги, доступные богам. Эти рельефы свободны от декора.
Два медальона с облаками дополняют трехчленную схему круглых крон деревьев до пятичленной. Кроме того, в строительстве часто работали люди, которые занимались так же конструированием кораблей, что свойственно для любой талассократии (морского государства). Скульптурные образы Мендута божественно спокойны – они излучают свет познанной истины.
В применении к собственно религиозному догмату трехчленная схема выражает разные стадии нисхождения будды (рассматриваемого как бога) в мир людей: будда-абсолют, явление его миру в идеальных формах, воплощение в земном обличий. Обилие растительного орнамента не лишает архитектурную конструкцию ясности, а сюжетные и фигурные рельефные композиции – четкости и простоты. Письменный язык состоит из букв, а устная речь из звуков.
У второго бодхисаттвы нет ярко выраженных отличительных признаков, хотя Бернет Кемперс находит у него более грубое выражение рта и изогнутые брови, выдающие якобы происхождение бодхисаттвы Ваджрапани (когда-то он был демоном-якшей, а затем стал верным последователем будды). А справа — Ваджрапани, очищающий душу от кармы нечистых мыслей. В середине – сидящий Будда Вайрокана, освобождающий тело от физической кармы. Пухлые младенческие тела, сбившиеся в отдельные оживленные группы, вписываются в своеобразную композиционную схему, состоящую из трех треугольников вершиной центрального треугольника является голова женщины, а двух боковых треугольников поменьше – фигурки детей, забравшихся на деревья.
Довольная своей выдумкой (черепаха летела по воздуху, держась зубами за палку, которую несли в клювах два гуся), она не удержалась, чтобы не оповестить окликнувших ее людей о своем уме и догадливости. В рельефах Мендута происходит многократное совмещение и удвоение иконографических схем. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора:- соловьи, на курьих ножках, кроличьи, нет семьи, судьи, ничьи, ручьи, лисьи. Но:Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости предшествующего согласного и, хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон, павильон, аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.
Мендут, самый старый из этих трех храмов, ориентирован на запад. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки, бесшумный. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. После беседы с буддой Харити не только отказалась от своих преступлений, но объявила себя покровительницей младенцев, за что ей стали приноситься жертвы в буддийских храмах (на рельефе около постамента изображена большая чаша с фруктами).
Например, фигура тары является одновременно центром сидящей на лотосах троицы, центром пяти божеств нижней композиции (с двумя нагами), центром пяти божеств верхней композиции (с двумя божествами на облаках), центром девяти божеств (обе совмещенные композиции плюс две фигуры на колоннах). Наступил период, который в историю Индонезии вошел как героический, легендарный «золотой век». Такую позицию может занимать только ударный звук и слог.
Здесь угадываются сюжеты четырех популярных джатак – «Джатака о Будде, бывшем индюком, победившим павлина в соперничестве за невесту», «Джатака о Будде, бывшем попугаем, рассказавшем брахману о похождениях его неверной жены», «Джатака о Будде, бывшем обезьяной, перехитрившей жадного крокодила», «Джатака о Будде, бывшем крабом, схватившем за горло ненасытного пеликана». Буддийское паломничество обычно совершается в майское или июньское полнолуние. А семантика образа дерева многослойна.
Из двух сцен третьего сверху ряда расшифрована левая. В рельефе изображающем Бодхисаттву Праджняпарамиту (Бодхисаттва Абсолютной Мудрости), ощутима классическая уравновешенность и строгость пропорций. Рельефы на узких боковых частях стены состоят всего из одной стоящей фигуры бодхисаттвы. По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук : красного, синего, белого, острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Он—апогей развития на Яве храмовой архитектуры типа чанди. Так, естественность волн и нежной плоти крупных заворачивающихся листьев лотоса с ясно различимыми прожилками на их обратной стороне уживается со странным искусственным ритмом чередующихся коротких и длинных, очень прямых стебельков, подымающихся из воды. В буддийском продолжении этой легенды повествуется, как жители города Раджагриха пожаловались будде Шакьямуни на Харити. Он достигает почти 25 м в высоту.
После его смерти, в 1904 году, работы завершаются ван Эрпом. На внешних стенах изображены эпизоды из жизни различных бодхисатв. Буддийское паломничество обычно совершается в майское или июньское полнолуние. Большинство рельефов включено в растительный орнамент. Помимо ребенка на коленях в сцене участвуют еще тринадцать детей и одна служанка. Особая грация рельефных женских фигур Павона заключается как раз в их объемности, сочной пластичности, которая из-за светотени, возникающей от солнечных лучей, создает ощущение прихотливой игры форм, движений и поз.
Рельефы целлы Мендута – основной, средней части храма – сохранились довольно хорошо. Слева – Авало-китешвара избавляющий личность от кармы несправедливой речи. Более древние семантические слои раскрывают космогонический смысл дерева как мирового остова, связывающего небесную сферу (круглую крону) с землей (то есть корневой системой). Слева — Авало-китешвара избавляющий личность от кармы несправедливой речи.
По сравнению с древними органически спаянными символами-образами (например, палеолетической настенной живописью или мегалитической скульптурой) средневековые художественные системы оказываются более динамичными и гибкими, несмотря на их громоздкость и многоступенчатость. Так же нужно отказываться от соблазнов таких «помощников», как жадность и корысть. На всех центральных панелях, как и на боковых, композиции Рельефов почти одинаковы.
Черепаха упала и была съедена голодными людьми. Потом его разрушило землетрясение. Так, например, на рельефе с северной стороны тара по имени Чонда сидит на лотосовом троне с постаментом, а на рельефе с южной стороны другая тара (или какой-либо иной персонаж) покоится на лотосе-цветке, который за прямой короткий стебель поддерживается двумя божествами водного царства (нагами).
На внешних стенах изображены эпизоды из жизни различных бодхисатв. Но основные элементы храмового комплекса реконструированы. Во всем облике восстановленного Мендута ощущается некая просветленность. Высокий цоколь украшен рельефами, на которых проиллюстрирована история буддизма.
Чем может помочь носителю русского языка фонетический разбор. Тенденция к монотеизму, характерная для развития махаяны, приводит в VIII-IX веках к выделению центрального дхьяни-будды в качестве высшего – ади-будды, а позднее добавлению к нему (причем иногда даже тайному) шестого и седьмого будд. Классификацией звукового состава языка занимается фонетика.
В средней части расположена главная рельефная композиция.
За примером далеко ходить не нужно. Высокий цоколь украшен рельефами, на которых проиллюстрирована история буддизма. Своеобразное удвоение схем можно видеть в ритмическом повторе кругов – трех нимбов сидящих бодхисаттв и трех крон деревьев.