Простой, но в тоже время привлекающий взгляды сюжет картины стразами «Ветряная мельница» позволит творчески попробовать себя в алмазной вышивке каждого. Почетное место среди его творений занимает картина «Старая мельница».
В отличие от водяных мельниц, могущих оставаться неподвижными относительно постоянно текущего потока, ветряные должны «ловить ветер», поворачиваясь так, чтобы крылья были перпендикулярны к потоку. Сейчас трудно себе представить те грандиозные бедствия, которые коварная водная стихия обрушивала на маленький народ.
Картина воплощает невозмутимость предрассветного покоя. Как только солнце взойдёт, туман рассеется — настанет новый день. Природа замерла в ожидании зари.
Справа он поместил фигуры стариков, которые идут, поддерживая друг друга. Неизвестно, пользовался ли Поленов этим крестьянским верованием, но он дал очень чёткое представление о том, как должно выглядеть запущенная постройка. С 1600-х годов ветряные мельницы становятся энергетической базой быстро капитализирующейся Голландии и в середине XIX века в одной только провинции Заан, тянущейся узкой полосой вдоль берега Северного моря, действовало около 1000 этих агрегатов – с их помощью выделывались доски, бумага, масла, краски известь, мел, на них смалывались какао, нюхательный табак, перец, горчица, дубовая кора и т. д. Но главным потребителем энергии ветра в этой стране была не мукомольная и не обрабатывающая промышленность.