Почетное место среди его творений занимает картина «Старая мельница». Почетное место в живописи русского народа занимают картины Поленова Василия Дмитриевича. Его знаменитые портреты и пейзажи не оставляют равнодушными многих ценителей искусства. Любимой и самой удивительной для меня есть его полотно «Старая мельница».
Так, она и вертится от рассвета до заката. Оно давало вдохновение, темы для новых картин. На улице ещё стоит лёгкий туман, который окутывает реку и близлежащую природу. Она муку молет, урожай пшеничный весь к ней несут, как на поклон.
Природа замерла в ожидании зари. Как только солнце взойдёт, туман рассеется — настанет новый день. Художник подчеркнул ее ветхость изобразив покосившиеся стены, старую кирпичную кладку, неровную крышу. Картина Ивана Айвазовского «Ветряная мельница» датируется 1837 годом. Хотя и река и небо, занимающие немало места на картине, выполнены в холодных оттенках, в целом полотно «У мельницы» производит теплое и очень душевное впечатление.
Справа он поместил фигуры стариков, которые идут, поддерживая друг друга. Ветряные мельницы не только смалывали всё потребляемое в стране зерно (каждая вполне удовлетворяла нужды 2 тыс. Такие конструкции мельниц есть и в знаменитой мельницами Испании. Сейчас увидеть произведение можно в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размер пейзажной картины 88 x 106 см, холст, масло. Массивное здание старой мельницы занимает большую часть переднего плана, но при этом оно лишено тяжести и грузности. Ведь мельница для селян – кормилица.
Долгое время, рассматривая картину, я не могла понять, как можно так точно и реалистично прорисовать каждую деталь. Тени и отражения на спокойной воде, затуманенные деревья, каждый листик и травинка, все настолько настоящее и живое, что, кажется, даже шевелится от еле заметного ветерка. Среди всей этой красоты не зразу заметен мальчик на берегу. Он присел на траву и держит в руках удочку. Его светлые волосы и белый костюм приманивают к себе солнечные лучи. Хотя, мне кажется, что солнце только-только появляется из-за горизонта. Это видно по еще не растворившемуся туману на заднем плане. Скорее всего, мельница уже старой постройки и вполне вероятно могла и не выдержать напора ветра. Для художников море всегда имело очень большую притягательную силу.
Все цветёт и дышит неуловим теплом летней зари. Вот её и подстраховали. В пейзажной живописи и графике с 1640 – 1641 годов начинается реалистическое освоение Рембрандтом свеже и естественно увиденного голландского пейзажа, с его пространством, светом и постройками (в этом ряду пейзажных работ художника находится и картина «Мельница»).
Мельница — композиционный центр картины. Картина «Старая мельница» написана В. Д. Поленовым в период расцвета его таланта. Он уже давно ловит рыбу, заодно пришёл проведать свою хорошую знакомую.
Первое впечатление при взгляде на это полотно оказывается обманчивым: изображение, выглядящее каким-то беглым, будто наносилось в спешке, при более внимательном рассмотрении начинает «дышать жизнью», обретать динамику и расцветать. Природа замерла в ожидании зари. И центральный элемент картины – это мельница. Мельница прекрасно вписалась в окружающую действительность, она стоит на фоне туманного леса, река медленно течёт близ крутых берегов. Полотно удивительно реалистично.
Картина воплощает невозмутимость предрассветного покоя. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Мельница». Картина «Старая мельница» является ярким примером творческого гения художника.
Василий Поленов прославился, как мастер пейзажного жанра. В этот период уменьшается количество заказных портретов, большое внимание художник уделяет изображениям простых народных типов (первая серия эскизов Христа, около 1648), углубляет новый вариант «Данаи» (1646 – 1647). Именно к ней, первым делом, устремляют свои взоры зрители. Удивительно тонкая картина, полотно того самого Шишкина, который много позже напишет «Медведи в сосновом бору», «Рожь», «Дубрава» и много других достаточно известных полотен. Этот пейзаж, созданный после знаменитого полотна «Московский дворик» не удостоился широкого признания и успеха, но для художника он явился важным звеном в изучении природы, в развитии пейзажного мастерства.
Как и многие другие работы, данная картина выполнена маслом на холсте. В дополнение к мукомольным мельницам, первое документальное упоминание о которых относится к 1274 году, в 1582 году появляется первая маслобойка, в 1586 году – бумагоделательная мельница, а в 1592 – лесопильная. Это полотно в числе первых. Надо отдельно сказать и о мельницах. А в этом пейзаже мельницы стоят как бы подпёртые большими балками. Картина воплощает невозмутимость предрассветного покоя.
На берегу сидит мальчишка. Создаётся впечатление усталости и кроткой задумчивости. Море здесь спокойное, синее, приветливое.
Одной из самых выразительных работ художника является картина «У мельницы». На дальнем плане синей полоской виднеются холмы, у подножия которых расположились фермерские участки. То, чем именно занят герой, не совсем ясно, можно лишь сделать предположение о том, что он работает на мельнице и ненадолго присел отдохнуть. Как и в большинстве картин Айвазовского, значимая роль уделяется морю.
Мало того они поставлены так, чтобы крылья улавливали «розу ветров» и если надо было без особого труда начинали бы вертеться. Тогда и мельница закружится, только никому её помощь уже не нужна. На правом берегу можно увидеть мужичка, присевшего на бревно.
Отражение деревьев на водной глади прорисовано потрясающе четко и правильно. Сохраняется интерес и к выразительным головам стариков.