Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали. Наравне с бронзой, при создании скульптур мелкой пластики широко использовались и другие металлы, в частности чугун и серебро.
В книге И. Забелина приводятся признания епископа Еланссонского Арсения, присутствовавшего в 1589г. Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно.
Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. Формовка). И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого. ювелирные приемы и цветовые сочетания камней использованы в окладе иконы «Богоматерь Одигитрия», которая, судя по помещенным на ней изображениям святых, являлась семейной иконой Ивана Грозного и, как предполагает автор книги «Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII–XVIII веков», после смерти его жены Анастасии была перенесена в Архангельский собор. умершие от холеры братья Андрей и Симеон Радонежские.
Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен. трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. Однако в целом произведения годуновского времени сохраняют все традиции XVIв.
вискусстве чеканки по серебру. Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г.
(Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина). Вообще, следует сказать, таких мастерских по Москве было несколько. Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г.
Отходный материал должен быть сведен до минимума. Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Возрождаться означало двигаться вперед, а не возвращаться. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае— барельеф, во втором— горельеф).
Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями. Здесь, глядишь, у четвероногого – хвост змеи, там, у рыбы – голова четвероногого. Интересно, правда. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства.
Да нет. Центрами резьбы по дереву оставались монастыри. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см.
Одно из лучших, по мнению специалистов, произведений древнерусской пластики – изображение Николы – помогает почувствовать тревожную, полную опасностей, воинских подвигов атмосферу конца XV – начала XVIв., когда собиралась Великая Русь из отдельных удельных княжеств, все более твердо вставая на своих границах перед ворогами. На многих изделиях XV–XVIвв. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Московский князь Иван III жестоко расправился с еретиками. Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).
В XV–XVIвв. Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В мелкой пластике XV–XVIвв. Особыми магическими силами наделяли красный яхонт, как называли в Древней Руси рубин.
Эти изделия используются для украшения любого интерьера. Большого мастерства достигли русские художники XVв.
Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии.
Во многих местах проводились они по пятницам. В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А. Майоль, А. Бурдель, Г. Мур, С. Т. Коненков, В. И. Мухина) расширяют круг тем, жанров изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т. д. ). Издавна и на протяжении многих веков на Руси резали иконки, кресты, панагии по дереву. Во-первых, еще сохранились затухающие традиции мастеров резьбы по камню, постепенно уступающему место другим материалам. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет.
Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Иван III, например, не только поддерживал на Руси такую торговлю, но и держал в Крыму постоянных агентов, достававших для русского двора «лалы, да яхонты добрые, да зерна великие жемчужные». animal – животное). Большую роль в мелкой пластике всех направлений играет цвет. Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах).
Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества. Жанры и направления малой скульптуры— портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. По рассказам упоминавшегося германского посла Кобенцеля, во время приема Иван Грозный и его сын сидели в одеждах, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом, а на шапках сияли «как огонь горящие рубины, величиной с куриное яйцо». Однако если камни были заморские, мастера уже тогда бывали русские. В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов).
buste, от ит. Главою классической школы явился в 1839г. Следовательно, надо подумать, чтобы мелкая пластика «вышла» бы в пространство комнаты, заняв место либо на специальной полке, либо наверху достаточно невысоких шкафов различного назначения и т. д. Очевидно, что масштаб современной мелкой пластики в этих новых условиях должен, видимо, быть увеличен.
Однако преувеличение в этой области нежелательно, так как скульптуре становится либо тесно в комнате, либо она даже вовсем «вырывается» из своего окружения («Клоун» С. Орлова). И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого. Повсюду гремят, веселятся, поражают обилием товаров ярмарки. Знаменательно, что перечисленные выше новые черты уже наметились в мелкой анималистической пластике ряда художников (Павловский, Горлов, отчасти Розов, Сотников, Воробьев и др. ), причем каждый из них, что показательно, сохранил свою художественную индивидуальность.
И вообще изучение мелкой пластики Древней Руси – занятие не только увлекательное, но и трудоемкое, требующее эрудиции и таланта. Античное и варварское влияние на западное искусство. В начале XVIв. Пластика форм, красота силуэта фигуры и декоративность цвета, естественно, должны приобрести иной более яркий характер, учитывая сухой, антипластический, «рационалистический» характер современной мебели. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей. для мелкой пластики уникален. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры.
- монумент очень близок памятнику. (Художественная обработка металла) Реже она обращается к не менее податливому и интересному материалу -- чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». А уже упоминавшийся автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия» с восторгом вспоминал свои впечатления от выхода царя Федора Ивановича, чья одежда была украшена «разными драгоценными камнями и великим множеством дорогих восточных жемчугов».
Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.
Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Со второй половины XIXв. Большинство камней были привозные.
Скульптурное искусство – это наука со многими неизвестными, но главным условием успешности является цельность силуэта и четкие контуры изображения. Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекций оставил отец Павел Флоренский. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г.
Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу. К чему чудовищные кентавры. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ). Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а так же для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом). По мнению специалистов, своеобразная пластика многих таких портретов XVIв. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности. Икона исполнена замечательным художником в лучших традициях искусства пластики того времени и своеобразно отражает не только высокий уровень культуры XV–XVIвв., но и связь искусства и общества, художника и доминирующих в его окружении идеологических и эстетических идей.
К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского. Одна из таких тем – борьба русского народа за независимость. История и виды скульптуры тесно переплетаются. Мастер изображает гневного Христа, отталкивающего от себя сомневающегося апостола.
Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок. Он поощрял и художников, желая восстановить оборванные связи с эллинистической культурой. Не менее редки, но и не менее ценны как источники для изучающих историю Отечества сохранившиеся скульптурные портреты той эпохи. В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее).
Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма). Период XV–XVIвв. Формовка). Она сделалась велеречивой, придуманной.
врусской деревянной пластике такие герои. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г. Словом, наступает эпоха Возрождения.
Обычно приводится летописный рассказ о неких старцах из чужих стран, которые привезли в Псков изображения Николы «резья резанные», народом не принимаемы до тех пор, пока митрополит Макарий не узаконил их своим авторитетом. Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв. Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает ее духовную насыщенность.
Что такое скульптура. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). И ждет своего исследователя. Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.
Борьбу против еретиков возглавил страстный полемист Иосиф Волоцкий. Важным этапом истории скульптуры является античность идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас). Одно из них, отмеченное 1412г. Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления.
Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Многочисленные изделия подобного типа – рельефные пластинки, служившие главным образом для украшения окладов книг, пиксиды (цилиндрические сосуды для хранения реликвий, благовоний и т. д. ), литургические гребни и прочее, – распадаются в стилистическом отношении на несколько групп, указывая на существование ряда школ. Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей). По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, все более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (Возрождение). Ганс Кобенцелъ, автор «Письма о России XVI века», опубликованного в 1842г. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л. Гиберти).
Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств).
отходит к Москве. ивложенных ею в Архангельский собор Московского Кремля после смерти царя Федора Ивановича.
И если доведется вам увидеть в Русском музее, в Третьяковской галерее, в краеведческих и художественных музеях Вологды и Ростова Великого, Рязани и Новгорода, Вятки и Архангельска такие замечательные творения скульпторов XV–XVIвв., как резной рельеф с изображением Михаила Архангела, Георгия Победоносца, «Чудо Георгия о змие», «Троицу», самостоятельные скульптурные композиции и детали памятных крестов из церквей того времени, наслаждаясь замечательным мастерством русских резчиков по дереву, задумайтесь и над тем, для чего, во имя чего создавались полтысячелетия назад эти работы. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Русь освободилась от ненавистного татаро-монгольского ига. Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали металлическими листами.
Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) станковая скульптура, не зависящая от среды имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углублённое содержание. Развивается он и на Москве и в новгородской и в владимиро-суздальской школах. Он, по словам Ивана Грозного, «врачует сердце, мозг, силу и память человека» – эти слова русского царя донес до нас из XVIв. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством и рельеф. Ведь далеко не случайно появляются в XV – начале XVIв.
Судите сами. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX – начале XX вв., когда в рамках стиля «модерн» вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимают важное место. Во многих других книгах – по истории ли, по искусству ли Древней Руси, – вы встретите рассказы о произведениях ювелирного искусства, украшавших царей и цариц, бояр и князей, живших в те далекие времена. Но по древнерусским преданиям, «Бечета есть камень (мелкие сорта гиацинта), сердце обвеселит и кручину и неподобные мысли отгоняет, разум и честь умножает».
Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится ее главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Остальные же камни, украшавшие одеяния русских государей, привозились иноземными купцами. «Кто яхонт червчатый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит». Скульптуры святителей XVIв. Они изготавливались из терракоты, гипса или воска и покрывались художественной росписью. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Это очень удобный материал для создания округлых форм.
Во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Малые, пространственно— объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. Дошедшие до нас отдельные произведения безоговорочно могут быть причислены по своим художественным качествам к шедеврам. Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум.
Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). вСтоглаве были оговорены поверия, связанные с ее культом: «в пяток (то есть в пятницу) ручного дела не делати и женам не прясти и платье не мыти и пламени не разжигати». Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Вот таким образом позволю себе вторично коснуться здесь этой острой проблемы.
Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. ворот.
икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников. Общий подъем искусства во времена Каролингов не захватывает монументальную скульптуру. Отдают дань этим описаниям и мемуаристы и романисты. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением.
Драгоценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий. Так изумруд почитался как камень мудрости, сапфиру приписывались свойства «измены открывать, страхи отгонять», а «кто в перстне его при себе носит, чинит его спокойным и в людях честным, набожным и милостивым». икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников. Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается.
Находящиеся рядом люди с осуждением смотрят на неверного Фому. Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло.
В них вновь проявился реализм, вкус к конкретным деталям, свобода линии и яркость цвета. Явной становится манера работы с деревом в форме монолога -- подчинения бруска исключительно творческой воле автора. Таково знаменитое исполненное неким Вольвиниусом и датированное 835 г., «Палиото» базилики Сайт Амброджо в Милане.
Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами). Возникновение скульптуры, которое произошло еще в первобытные времена, граничит с развитием трудовой деятельности человека и его верой во все магическое. Это одна гипотеза. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер.
Сегодня алмазы обычно носят женщины. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). Известнейшими мастерами деревянно-резного дела были в XVI столетии нюрнбергцы Фейт Штос и Ганс Брюггеман и тиролец Михаель Пахер. Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов. Классическим образцом подобного типа резьбы является икона-складень середины XVIв.
Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. Материалами скульптуры являются камень (мрамор известняк, песчаник, гранит и др. ), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др. ), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др. ), гипс. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Странная взаимосвязь.
В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв. Фарфор не следует раскрашивать под дерево, а дерево под майолику. В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством. Главным образом это были иллюстрированные рукописи.
мемуарист, автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия», впервые опубликованного в 1884г. Что такое скульптура с точки зрения художника. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряженного драматизма.
Недаром одним из первых исследователей мелкой пластики XV–XVIвв. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного. впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии). умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. Особое почитание Параскевы доходило до того, что в XVIв.
распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца. стрельцов, купцов, ремесленников и т. д. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике). И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров.
миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности. К чему тут грязные обезьяны. К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского. Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед.
Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник. Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия).
Культ Николы был на Руси XV–XVIвв. Бернард Клервосский не преувеличивал. Одно из лучших, по мнению специалистов, произведений древнерусской пластики – изображение Николы – помогает почувствовать тревожную, полную опасностей, воинских подвигов атмосферу конца XV – начала XVIв., когда собиралась Великая Русь из отдельных удельных княжеств, все более твердо вставая на своих границах перед ворогами. В нач.
Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»). Название ей дано по имени мастера, украсившего рукопись, на окладе которой имеются две резные пластинки, принадлежащие, несомненно, к шедеврам этой школы (на одной из них пророк Натан упрекает Давида, взявшего Вирсавию в жены). трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. (и эти предметы – тому подтверждение) все более усиливается связь между камнем и его обрамлением, общей художественной отделкой произведения искусства, что говорит о росте собственно мастерства русских ювелиров. К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник.
Стремление русских мастеров XVIв. Рельефы, расцвеченные разными красками, в обилии покрывали, наподобие ковров, стены египетских зданий изображая подвиги фараонов и достопамятные события отечественной истории— в храмах и дворцах, эпизоды из обыденной жизни и чествование богов— в погребальных сооружениях. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Бытовая мелкая скульптура, как бы противостоящая обстановке комнаты, являющаяся ее основным «акцентом», как уже отмечалось, обязана иметь достаточно декоративный силуэт. Более того, они лишены смысла, они противоречат всему строю современной обстановки.
Таковы, например, «Рыба» М. Павловского, выполненная из стекла, «Конь» и «Жеребенок» М. Денисенко (майолика), различные животные, выполненные Д. Шушкановым из дерева, а из кости — И. Карахан. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.
Однако на художественных советах, где принимаются подобные произведения, по-прежнему, царит полное благодушие, по-прежнему принимают и одобряют и птичниц и балерин и сплетниц так, словно вся эта мелкая пластика или более крупные произведения по-прежнему рассчитываются либо на размещение в шкафах-горках (как это имело место в XVIII—XIX вв. ), либо на свободное размещение и обозрение с относительно далекого расстояния в больших комнатах и залах (характерных скорее, для дворцового интерьера). Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. В постоянный обиход малой пластики вошел камень. кединству различных художественных компонентов в отделке ювелирных изделий приводит к удивительной цельности их декоративного решения.
Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены. В отличие от «школы Ады» здесь доминируют повествовательные многофигурные композиции.
3 тыс. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. Пример вятской игрушки здесь особенно показателен. «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки. Рельефом (фр. Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одежде, усыпанной драгоценными камнями.
Один из самых древних видов искусства. и ювелирная пластика. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии и др. ) обнаружены изображения животных и женщин – прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщенности и грубоватости форм.
Весила одежда царя 200 фунтов и «ее хвост и полы несли 7 бояр». дон. э. ). Вот одна из них. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности.
Только так можно достичь высокого результата. Собственно же на Руси проявления пластики ограничивались литьем небольших крестов, образов-складней, выбиванием окладов на образа и резьбою фигурных иконостасов. Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии. В старину верили, что бирюза и коралл, привозимые «заморскими гостями», положенные на руку смертельно больного, тускнеют. В 15–19 вв.
Вместе с тем «обобщенные» приемы, которыми увлекаются отдельные скульпторы, не только ухудшают мелкую пластику, но и дискредитируют поиски новых приемов, умаляют роль и значение мелкой пластики как красивого декоративного произведения. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д. Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). отходит к Москве.
И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие).
Началась она во времена Ивана Грозного. стрельцов, купцов, ремесленников и т. д.
- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Развиваются ремесла, торговля.
в дар Соединенным Штатам Америки. Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола. Знаменита фигура Св. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.
Свои школы резьбы по дереву складывались в Суздали, Москве, Новгороде. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). Однако, средневековые «возрождения» хотя и оглядываются на античность, но, тем не менее, делают в то же время попытку продвинуться вперед. Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни. впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке – на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии). ив середине XVIв.
Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела.
Судите сами. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н. э. ) (см. Бюстом (фр. Мур, Великобритания). Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление или моделировка— искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— искусство делать изваяние из расплавленного металла глиптика или скульптура в тесном смысле— искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). К чему полулюди.
Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами. Наиболее древним изображение этой святой специалисты считают Параскеву XVв.
Однако анализ даже сохранившихся работ позволяет ученым предположить, что восходит скульптура Пермского края к деревянным идолам, которым поклонялись язычники-зыряне до того, как великий просветитель этого края Стефан Пермский начал, пропагандируя православие, вытеснять язычество. К чему дикие львы. Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни. Ярким выражением художественных вкусов своего времени является группа церковных предметов, выполненных по заказу царицы Ирины Годуновой в 1598г.
Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). Такова, например, скульптура Древнего Египта: огромные, неподвижные сфинксы и статуи фараонов, поражающие своим величием и спокойствием. Дж. Внешнее сходство при этом не важно.
В XX веке развитие скульптуры принимает противоречивый характер. исторического источника. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире.
Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г. Георгий, поражающий дракона, как бы охранял въезд в Кремль. миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье.
Его продукция получила название «Венская бронза» и стала одним из важных объектов коллекционирования. На высоком уровне стояла в VIII-X вв. Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой.
Но массовое направление было базовым. Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. до н. э., Париж, Лувр).
вискусстве чеканки по серебру. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Подобные скульптурные изображения Николы можно было встретить в Москве, Новгороде, Пскове, Перми, на севере Руси.
до н. э. ). В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне). Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения.
Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). В XV–XVIвв. Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр).
В этом случае она берет на себя роль основного декоративного «акцента» в оформлении и жилой комнаты и общественного помещения. Реализм, преобладающий во французской скульптуре того времени, не исключает, однако, существования в ней и других стремлений.
Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге). Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Также ценится резьба по кости. Большого мастерства достигли русские художники XVв.
Существующие приемы в мелкой пластике не соответствуют современной обстановке, поскольку они созданы для абсолютно иной среды, малоинтересны по содержанию, силуэту, декоративной форме и цвету. Инталия (ит. Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц.
Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). Были у мастеров и излюбленные сочетания камней. Цвет, естественно, должен поддерживать силуэт и пластику форм.
А вот тоже камень, для государей российских небесполезный: гиацинт. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня. Станковая скульптура – род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее).
Однако у каждого из них есть своя специфика. в «Чтениях в Обществе истории и древностей Российских». Перенеситесь мысленно в XV–XVIвв. Странная взаимосвязь. Прадье и Ж. Давид Анжерский.
К чему пятнистые тигры. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее). Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти. К лику святых, как известно, был причислен и победитель немцев и шведов Александр Невский.
Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед. Классический спор историков, было ли Раннее Средневековье эпилогом античности или прологом новых времен (хотя любая эпоха в той или иной степени является переходной) продолжается.
Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Высокого искусства достигают русские мастера в обрамлении самих камней, в составлении узоров из них. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб.
Разнообразие произведений мелкой пластики велико. buste, от ит. Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Эрмитаже). Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Палиото» использованы с большим вкусом и ни в какой мере не нарушают гармонии целого.
Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. В этот период распространен прием использования легкой скани, филигранного узора – мы встречаем их на многих иконках и образках этого времени. Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н. э., Берлин Государственные музеи рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н. э., Лондон, Британский музей), Древней Америки.
На венцах и коронах ангелов в окладе к знаменитой рублевской иконе «Троица», вложенном Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь, камни велики по размерам и столь густо поставлены, что доминируют над чеканным узором. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью.
С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Не отставал в этом от деда и Иван Грозный: в 1567г. распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца. На их земле был основан Троице-Сергиев монастырь.
Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Известно, например, что в конце XVв. - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н. э., С. -Петербург, Эрмитаж). Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка— искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья глиптика— искусство резьбы на драгоценных камнях к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). Для этой работы ему служат пальмовые или стальные инструменты различной формы, называемые стеками, но ещё больше пальцы его собственных рук.
Ж. Давид дАнже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции). В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике). Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. Итог: в ходе данной исследовательской работы были выявлены основные направления и жанры скульптуры малых форм используемые в данном виде скульптуры их свойства, стилистика направления сочетание сложившихся за тысячи лет традиций, передающихся из поколения в поколение, от одной культурной среды другой и научных открытий, новаторства авторов, примеры скульпторов этого направления.
Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Это может быть круглая скульптура или рельеф. Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером.
Правда, последние рассчитаны на то, чтобы «населять» узкую полосу полок в шкафу перед книгами. Однако, в целом «каролингское возрождение» было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперед, завершившейся тем, что пришлось сдвинуться с пути или остановиться. В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам.
Центрами резьбы по дереву оставались монастыри. Известно, что резное изображение Николы Можайского в складне с двумя створами существовало в Новгороде уже в XVв. Трактовка форм, пропорции полных жизни фи-гур, крайне экспрессивные позы и жесты близки к стилю реймсской школы миниатюры, в частнос-ти, к знаменитым иллюстрациям Утрехтской псалтыри. В этой связи представляется важным рассмотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.
Одно из них, отмеченное 1412г. Вспомните, как часто болели русские цари их родичи. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него.
Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). В XV-XVI вв. Как бы там ни было, «каролингское возрождение» если и создало что-то действительно выдающееся в искусстве, то это – шедевры миниатюры.
Однако образцы скульптуры XV–XVIвв. Эти миниатюры из металла пользовались бешеной популярностью, особенно после того, как известный скульптор Жан-Леон Жером выпустил свою серию под названием «Греческие парижанки». busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. При всем том среди её представителей было немало художников, которые сделали бы честь любой стране. О том, сколь уважаем был даже в царских покоях, не говоря о боярских, русский самоцвет, заморский камень и жемчуг интересно рассказано в книге И. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII веке» (М., 1872).
изображает на одной створке Снятие с креста, на другой – Уверения апостола Фомы. Многие письменные источники XV–XVIвв. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло). Значительно большей оригинальностью отличается «группа Лиутара» (или Лиутгарда).
Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Здесь «была выработана особая манера работы, когда контуры фигур давались не резким оброном фона, а плавным круглящимся рельефом с тонкой проработкой детали», – отмечает Т. В. Николаева. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Непревзойденный талант этих мастеров позволил собрать в музеях всего мира значительное количество шедевров скульптурного искусства.
Экспериментализм модернистских живописных течений XX века проник и в скульптуру особенно сильно было влияние кубизма (П. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой. Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл.
История ваяния начинается приблизительно за тридцать веков дон. э., со старейшего из культурных народов древнего мира, египтян. Наряду с рельефами мастера IX и X вв. Образ Георгия-святого, героя, побеждающего страшного дракона, олицетворял для русского человека борьбу справедливости со злом. Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло.
Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. По-моему, бытовые сценки в фарфоре и подобные им отдельные фигурки отжили свой век, как незаметно отжила и ушла в прошлое бытовая иллюстрация типа Агина или Боклевского. из церкви Пятницы в Рыбной слободе города Галича нынешней Костромской области.
Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекции оставил отец Павел Флоренский. комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера).
Любопытно, что эта простая истина сразу становится ясной художникам, когда дело идет о какой-либо зарубежной международной выставке (например, Пражской выставке керамики, выставке в Вильнюсе, 1971), но на внутренний рынок по-прежнему нескончаемой чередой изготовляются произведения почти так же, как это имело место в прошлом. Скульптура — более широкое понятие. В начале XVIв. в «Журнале Министерства народного просвещения», с удивлением отмечал: «В московском дворце государя так много серебра и золота, что почти невозможно сосчитать всех сосудов».
Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными. Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне).
Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др. ). также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. А ту же иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного.
Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Эти существа возникают из орнаментальной резьбы, сидят на обрамлениях, порой замешиваются в компанию святых и присутствуют при «священных собеседованиях». Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Но при всем этом обычаи и образ жизни Карла ничем не были похожи на церемонные обычаи византийских императоров: он был постоянно в походах, никогда не расставался с мечом, сам разбирал тяжбы, носил простонародную одежду франков, «чужеземные же одеяния, хотя бы и самые красивые, отвергал».
Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики. Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому. Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге).
Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва). Работой в дереве увлекаются многие мастера. Бернард Клервосский в XII веке с изумлением восклицал: «. Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). считалось, однако, что камень этот весьма полезен мужчинам ибо укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомудрие (это, конечно, с позиции средневекового мужчины больше пристало соблюдать женщинам), но не только, он же, алмаз заморский, спасает в битве: если воин носит его на своем оружии на левой стороне, то не будет убит.
Это облицовка четырех сторон главного алтаря, украшенная многочисленными (более 40) рельефами из золота и позолоченного серебра. А туже иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного. Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф.
Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). По свидетельству Эйнгардта, своих наставников в науке Карл Великий высоко чтил и «осыпал их почестями». Бюстом (фр.
Вот таким образом в первые века христианства ваяние, уступив своё главенство живописи и мозаике играло лишь подчиненную роль, употребляясь преимущественно для декоративных целей. Иное время иные песни. Однако образцы скульптуры XV–XVIвв. В древности он считался символом величия Руси и ее непобедимости.
И это писал посол германского государя, также бедностью не отличавшегося. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. Условность применения цвета вполне возможна. XIXв. Полихромия). В произведении автор может экспериментировать и проявлять всю свою индивидуальность.
Однако при наличии цвета всегда следует думать о свойствах и качествах материала. Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп.
Это— Ф. Рюд, Дж. Предполагают даже, что было это изображение родовой реликвией рода князя Шемяки. знакомят нас с новым этапом в развитии прикладного искусства. Имели своих мастеров-серебряников даже обедневшие удельные князья, как, например, Иван Юрьевич Патрикеев, завещавший, в частности: «А людей своих дарю жене своей Овдотье: да Куземку Булгакова сына Плотникова, серебряного мастера». На голове она имела ослепительного блеска корону, которая составлена была искусно из драгоценных каменьев и жемчугами была разделена на 12 равных башенок В короне находилось множество карбункулов, алмазов, топазов и круглых жемчугов, а кругом она была унизана большими аметистами и сапфирами.
Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности. Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества. Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак».
Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное (анималистический жанр), еще реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Прекрасно поддающееся тонировке бронза может в полной мере раскрыть замысел скульптора. К чему охотники трубящие. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики.
В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк и т. д. ). Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в настоящем искусстве, очень много недосказанности и это способствует развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотворчеству. Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями. Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина). Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв.
Часто при создании рельефов используется цвет. Были, разумеется и оригинальные произведения. Однако есть существенное отличие. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. также ВЕРСАЛЬ).
Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. Все это крайне затрудняет их атрибутирование. Ученик Бартолини, Дж. Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Естественно также, что художнику следует всемерно руководствоваться свойствами материала, техникой полив и окраски.
«полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв. Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. В течение XVIв. Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла.
Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). для Благовещенского собора в Московском Кремле.
Веры в Конке (конец X в. ). Да нет. Мастера-серебряники были у великого князя и митрополита, при московских монастырях.
Имя Параскева – греческое, означающее в переводе – «приготовление к субботе». Глубокой, многовековой стариной (языческой. ) веет от этих изображений святых Русской Православной Церкви.
Глиптикой (греч. Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого.
С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см.
Характерные для XVIв. К чему воины, в поединке разящие. То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Культ Николы был на Руси XV–XVIвв. Таковы главные черты художественного наследия этой эпохи.
Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Столь велика, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по камню, чем по книге и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе Божьем, поучаясь». А для конца века – характерны большая пышность, художественная «роскошность». В иных произведениях каролингского времени отчетливо видно влияние Византии, в других присутствует характерный «варварский» плетеный орнамент. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа) и койланаглиф (en creux – фр. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала.
За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л. Бернини, А. Гудон, О. Роден, Ф. И. Шубин).