«водяные лилии» являются частью масштабной серии водяных пейзажей Моне, которая была задумана еще в 1909 году. Однако на его зимние пейзажи обратила внимания лишь недавно. Эдуард Мане не останавливался на определенных темах своих произведений, чередовал пейзаж с портретом, натюрморт с сюжетами из жизни.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Но и здесь картина «Завтрак на траве» приняла яростные нападки публики. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Ренуар вскоре последовал примеру Моне, а Сислей и Писсарро согласились с его доводами. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Под их влиянием он начал писать на пленэре.
Несмотря на этот факт, Дюранти и Мане помирились, сочтя происшедшее недоразумением и остались хорошими друзьями до самой смерти Эдуарда. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Подсознательно они понимают, что в революции особого смысла нет – они все равно будут ныть, какая бы власть ни была на дворе. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард Мане приобщился к классическому наследию. Его признанные ныне шедевры «Завтрак на траве» и «Олимпия», своеобразные «цитаты» из мастеров прошлого, вызывали скандал и бурное негодование.
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ".
И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером.
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Две фигуры, сидящие вкреслах, — это отец Монеи, вероятно, тетка. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Но со смертью отца и получением наследства полет его мысли раскрепощается, не тяготимый финансовой зависимостью от писания картин. Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Но его тянуло к большим полотнам и он все-таки взялся, превозмогая болезнь, за свою последнюю композицию. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». возродить" и ". Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне.
Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Сколько же идиотов на свете.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Эдуар Мане (1832-1883). Но неудача не отвернула Эдуара Мане от избранного пути и в 1865 году он представил картину «Олимпия» изобразив на ней лежащую на ложе обнаженную девушку, которой служанка-негритянка подносит букет цветов. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Они во всех видят русофобов и врагов народа. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Мане Эдуард (Manet), французский художник.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». перешёл к пленэрной живописи. Шардена,, П. -П.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). Теперь художник решительно отверг все советы Кутюра, что позволило ему легко и непринуждённо изобразить собрание людей.
Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Своим искусством Мане предвосхитил возникновение и стал одним из основоположников импрессионизма в конце 60-х гг. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. восторга за рашу. ". Мане хотел и писал то, что его волновало, а именно — современную жизнь.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). На чем бы она ни паразитировала. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. В 1882 году, уже тяжело больной и прикованный к постели, Эдуар Мане закончил свое последнее крупное произведение «Бар в Фоли-Бержер», ставшее своего рода духовным завещанием художника. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Прямо там художник начинал работу над своим творением.
Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.
Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Путешествуя в 1850-х годах по Голландии, Италии, Германии и Австрии, он изучал «секреты» великих мастеров — Веласкеса, Гойи, Тициана, Рембрандта, Халса.
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни.
Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Хотя Мане отвергал учебные каноны своего наставника, Кутюр научил его использовать опыт великих колористов прошлого, выразительность фактуры и светотени. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Публика благожелательно встретила творения Мане Эдуара.
Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Содержание картины демонстрирует зрителю утро в порту Гавр во Франции.
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В конце концов победила его приверженность к искусству. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Да, теперь было слишком поздно.
Перед ними стоит кузина художника снеизвестным. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
После первого успеха художник задумал ряд картин на тему парижской жизни, мира богемы — «Музыка в Тюильри» и «Завтрак на траве». В 1861 году жюри Парижского салона отобрало две работы молодого художника («Портрет родителей» и «Испанский гитарист») для показа.
Мастер рисует пестрый и яркий мир, стремясь запечатлеть мимолетное мгновение, полное поэзии и самоценности («В кафе», 1878 «У папаши Латюиля», 1879). Замысел ее был ошеломляюще необычен: девушка стоит за стойкой, глядя на вас, а в зеркале позади нее отражается весь бар с массой людей и фантастическим блеском огней. В 1866 году художник сблизился с импрессионистами, признавшими в Мане своего лидера. И снова мастера обвиняли в безнравственности. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Тень фигуры не соответствует её положению.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Вместе с графом Альбером де Баллеруа художник снимает под мастерскую помещение на улице Лавуазье. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Родился в Париже в семье крупного чиновника. нужно неизменно.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). ". Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников.
Возмущение художников было столь велико, что по приказу императора Наполеона III отвергнутые полотна показали в отдельных залах, а за выставкой закрепилось название «Салон отверженных». Ее сочли «непристойной» из-за сидящей в центре обнаженной женщины в окружении одетых мужчин. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города.
Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Так, одно из самых ранних его произведений – Любитель абсента (1859 –кажется прямой иллюстрацией к Цветам зла Бодлера. А начиналось все хорошо. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
Мане не рассматривал искусство как средство борьбы за социальный прогресс, но он не остался безучастным к окружающим событиям. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ".
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, пророчивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран.
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Сам того не желая, художник стал бунтарем в искусстве. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком.
Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи. Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».