Картина Константина Маковского За чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "За чаем", художника Константина Маковского вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил житейскую сцену за столом. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни – в 75 лет. Вы также можете сделать сладкий имбирный чай, если вам нравится имбирь чайный гриб.
И вот таким образом оно послужило в качестве сюжета для множества картин. Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Мальчик совсем маленький. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».
Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне.
Картины Константина Маковского, созданные им в эпоху «передвижничества», также часто приписывались невежественной публикой Владимиру (увы, не все внимательно читают надписи под произведениями искусства. ) О творчестве Константина Маковского рассуждали лишь специалисты-искусствоведы, да гиды художественных музеев изредка могли обмолвиться в ходе экскурсии, что известных художников Маковских, оказывается, было два. В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Имеется крепеж-крокодильчик для того, чтобы можно было сразу повесить картину на стену.
Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится41. В дворянских усадьбах чай берегли как зеницу ока: обычно хозяйка хранила его не в кладовой, а в собственной спальне, в специальном ларце-чайнице. В доме отца постоянно бывали знаменитые художники, преподаватели училища. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.
Сама Академия также была заинтересована в союзе с талантливыми выпускниками. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Чай стал ежедневным массовым удовольствием для всех сословий. За ней последовали Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем (1886), Смерть Ивана Грозного (1888), Одевание невесты к венцу (1890), Поцелуйный обряд (1895, ГРМ). Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Чай пивали малый, большой и с полотенцем. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем».
Особое внимание художник уделил женскому лицу, подчеркнув его строгие, но в то же время гармоничные и прекрасные черты. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую512952. Наша красавица сидит за столом, смакует горячий чай и угощается сладостями. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
А кот. Яркий образ, созданный Маковским, так и приглашает к столу, выпить чашечку крепкого чая. И каждый раз, любуясь своими героинями их полнокровной жизненной силой, художник иронизировал над ними, а еще грустил —по безвозвратно уходящему прошлому. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города.
Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, – говорит, – под яблонью глохнет». Лёгкий успех К. Маковского, его поверхностность, достигнутый им «автоматизм» письма и огромное количество типологически сходных произведений стали основной причиной отрицательного отношения к его творчеству впоследствии. Судя по тогдашним плохим фотографиям, она была очень красива.
Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Сюжетом картины послужили реальные сцены, которые художник часто наблюдал на различных подмосковных окраинах. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение».
Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. Бархатный костюм темно-красного (особенно любимого Маковским) цвета, шляпа с перьями необыкновенно идут этому горбоносому «гранду» с темной, как смоль, бородой, в которой начинают проступать красиво оттеняющие ее, отливающие голубизной седые волосы. Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.
Теплое помещение сохраняется, тем быстрее он будет взрослеть. Другой портрет сына в мастерской (1882) называется «Маленький антиквар». Это с горечью отмечали иностранцы имевшие довольно тесное общение с русскими простолюдинками.
На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Чай пивали малый, большой и с полотенцем. Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Произведения этого времени («Вдовушка», 1865 «Селёдочница», 1867, обе – ГРМ) создавались художником на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной либерально-демократической литературы и журнальной графики. Может быть, они уже направлялись домой, когда их настигла гроза.
Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. То, что нарисовал Маковский, скорее, является русской фэнтэзи. В 17 веке на людях знатные русские женщины появлялись с густым слоем тогдашней косметики на лице (в основном белила, охра, хна), что практически полностью скрывало настоящий облик прекрасной половины. Именно в ней и жили сюжеты и люди из того, уже ушедшего мира, не утратившего своего терпкого аромата9.
А кот. Харламов, Ю. Я. В середине 70-х годов художник выставил две картины имевшие у русского зрителя большой успех: «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875, Государственная картинная галерея Армении) и «Болгарские мученицы» (1876, Государственный художественный музей БССР). Он был счастливым человеком: всегда жил, как жилось, писал, как хотелось. На следующий день влюбленный «профессор живописи» поспешил пригласить всех к себе — «помузицировать». В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»6319.
Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. Чай можно назвать своеобразным «рогом изобилия», только в среде напитков. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Стоимость 300 руб. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Перед купчихой раскинулся роскошный натюрморт богатой трапезы, отличающийся звучным многоцветьем, художественной красотой и выразительностью92713.
Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», совершенно полными. Целый ряд портретов художник связал с театрально-карнавальным действом, к чему, возможно, его и подтолкнула постановка «живых картин». Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка. И, конечно же, стало сюжетом многих картин.
Отец будущего живописца Егор Иванович – один из учредителей Натурного класса, послужившего основой будущего Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), – в юности очень успешно занимался миниатюрными портретами по кости. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». В период, когда Маковский работал над большими полотнами из древнерусского быта, он имел обыкновение для вдохновения осуществлять постановку «живых картин», как бы репетирующих композицию будущей картины. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
Несмотря на участие в «бунте 14-ти», сотрудничество, хотя и непостоянное, с Товариществом передвижных художественных выставок, К. Маковский никогда не порывал с академическими кругами. Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться. «Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета2110. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» – он коллекционировал предметы русского быта.
Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. «С полотенцем» – это значить пить много и долго, до пота, который этим полотенцем и предполагалось утирать. Подобную тематику К. Маковский оставил знаменитому баталисту Верещагину. Стоящий на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую – нищие, мальчик и старик. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим2022. Называлась картина, если не ошибаюсь, «Турецкие зверства» и принадлежала она кисти наиболее прославленного в те годы художника –Константина Маковского. Александр II говорил о Маковском «мой художник» и вообще правитель и художник очень тепло относились друг к другу. Поскольку красота последних, по словам заморских гостей, затмевала красоту европейских женщин. Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. 1910) и «За чаем» (1914, Ульяновский художественный музей). То своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», окончательно сформировалось в 1880-е годы, когда художник уже бесповоротно отошёл от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений.
Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты. Советские искусствоведы, как уже было сказано, не могли простить ему отхода от традиций «шестидесятников» и то, что Маковский якобы ради материальных благ поставил своё искусство на службу правящему классу. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне.
Купчихи в творчестве Кустодиева— это будто богини, выразительницы мечтаний народа о счастье, сытости и достатке2. И такие молодцы проглядели революцию. Одна из известнейших — «За чайным столом». Особое внимание художник уделил женскому лицу, подчеркнув его строгие, но в то же время гармоничные и прекрасные черты.
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). А кот. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Сам Константин Маковский, обладавший удивительным бархатистым баритоном, пел, как настоящий артист и даже выступил на профессиональной сцене в опере «Травиата».
Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Художником станет Александр, сын Владимира Егоровича. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, – говорит, – под яблонью глохнет». Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». В доме отца постоянно бывали знаменитые художники, преподаватели училища.
жизнь так красива, когда её берешь полной горстью. ». На склоне лет он создаёт серию замечательных детских портретов, а также несколько портретов девушек в народных костюмах, картины «Чарка мёду» (ок. Она имела лирическое сопрано красивого тембра, художник был покорен её музыкальностью.
Другие считали «вероотступником», который изменил демократическим идеалам передвижников, возвратившись к академической традиции, «зарыл свой талант в землю», потакая вкусам привилегированных слоёв. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведённым в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом как в России, так и на международных выставках. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни – в 75 лет. Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение».
Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы33. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Картины Маковского стилизованны под русскую самобытность. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Этот прием художник очень любит и часто использует в своих портретных работах.
Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Эта купчиха с виду дородная женщина, которая пышет здоровьем. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний».
Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошьюhellip» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» – он коллекционировал предметы русского быта.
«Академики», всегда верные единственному мерилу – денежному успеху исходя из этих условий, вынуждены были сменить приоритеты. Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. А кот. Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Встреча Константина Егоровича с Юлией Павловной состоялась на балу в Морском корпусе. В 1883 году он показал картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена и увезена в Америку.
В работе «За чаем», выполненной уже на 75 году жизни, хорошо отражена техника автора. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику38394023. Только в начале XIX века чай стал доступным и начал прочно входить в русский быт: без него не обходилась ни одна встреча, ни одно семейное торжество, не заключались брачные союзы и торговые сделки. В 1863 году участвовал в «бунте четырнадцати» — вместе с товарищами, недовольными тем, что им отказали в выборе конкурсных задач по их усмотрению, вышел из академии и принял участие в учреждении Артели художников. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Судя по ее разноцветному красивому старинному сарафану, украшениям на шее, головному убору, видно, что она живет в достатке. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.
Но в начале 19 века он становится доступным для людей и с небольшим достатком. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.
Их позы, неспешное чаепитие, – распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. С этого момента чай, доставлявшийся в Россию посуху через Кяхту и Сибирь, стал основным товаром на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке: с его перепродажи начинался очередной торговый сезон. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном.
Только на начало 19 века этот напиток стал доступен для «простого люда». «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», – писал на склоне лет К. Е. Маковский. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» – он коллекционировал предметы русского быта.
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 годКонстантин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени. Из-за высокой цены на картины К. Маковского П. М. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. А Константин Маковский, безусловно, обладал талантом. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.
Лето 1888 года Константин Коровин провел в подмосковном имении своего друга, художника Василия Поленова, где написал несколько картин. Русские познакомились с чаем лишь в первой половине XVII века. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества37, программной работой художника29.
Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. К числу лучших из них относится «Кинешма. Самая важная часть домика – токонома, – ниша в стене, расположенная напротив входа. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.
Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый. » Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева, он рисовал ее множество раз. Совсем юная красавица («ангел неизреченной красоты», по словам И. Е. Ещё не побывав на выставке, слушая разговоры старших, я готовился увидеть нечто чудовищно страшное (что в детские годы служит величайшей приманкой), а тут как раз самых зверств я и не приметил. Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», совершенно полными. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица26.
Чайные традиции в России зародились сравнительно недавно. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2553. Чай можно назвать своеобразным «рогом изобилия», только в среде напитков. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.
(Крестьянская девочка лет десяти убегает от грозы. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5455, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева56, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить57. К сожалению, у Васнецова женщины 17 века изображены более правдиво. Так началась их помолвка. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
Поскорей бы добраться до дома. После смерти Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (. ) дней было распродано 1100 «номеров», составлявших богатую и ценную антикварную коллекцию художника, собранную с любовью и знанием дела. Но в начале 19 века он становится доступным для людей и с небольшим достатком.
Одна из известнейших – «За чайным столом». К. Е. Маковский стал одним из самых богатых людей своего времени. Зато «Портрет мужчины в бархатном костюме» (1882) полностью выдерживает стилистику. Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться пора идти в сад чай пить, а встать никак не может.
После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. Старинные русские костюмы изразцы, резная мебель, узоры и вышивка – его излюбленные спутники его художественных трудов. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.
Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. В его доме было собрано немало старинной домашней утвари и боярских костюмов — разноцветных сарафанов, расшитых жемчугом поручей и кружевных кокошников. Только на начало 19 века этот напиток стал доступен для «простого люда».
Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. Репин, И. П. Морозовой (1884) платье цвета бледной морской волны, украшенное золотисто-кружевной отделкой «а 1а XVII век», накинутая на плечи шубка глубокого винно-красного тона, старинная форма кресла вызывают ассоциации с парадными портретами западноевропейских классиков. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.
Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. В зрелые годы она своеобразна и практически всегда одинакова, независимо от предмета изображения, но в «академический период» живописная манера Маковского ещё не сформировалась. И, конечно же, стало сюжетом многих картин. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
Елены Поленовой (сидит спиной), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова – Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за самоваром утренним гостей и хозяев дома. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном.