В рассказе Евгения Носова «Сронилось колечко» (2002), посвящённом эпохе коллективизации, перемены в обществе отрицательно сказались и на нечистой силе: в результате остановки мельниц исчезли речные омуты и водяные были вынуждены перебраться в лес, где выживают как могут— «дегтярничают, живицу сочат, дорожки к белым грибам за полтину указывают», а лешие же оказались «посноровистей»— устроились на службу в лесничие. Не стоит передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос— это может оказаться леший. Представления о росте лешего разнятся: он описывается то как великан, способный перешагивать рекик. Также образ лешего создан в ряде самостоятельных произведений. Или леший заводит животное в глухое, труднодоступное место. Слегка нажимая на карандаш, нанеси штрихи на тело вдоль контуров. На Ерофея-мученика, 4 (17) октября, лешие перестают бродить по лесу, так как проваливаются под землю, откуда появляются вновь лишь веснойк. Чтобы найти пропавшую скотину, крестьяне предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» («отворачивания»): ночью или рано утром шли на перекрёсток лесных дорог (или посылали «знающего» человека), где пытались договориться с лешим.
Леший упоминается в стихотворении Василия Жуковского «К Войекову» (1814), в котором подмечена его зооморфность (козлоногость)23:154. Ещё способы: не молиться на ночь и перед сном думать о лешем сесть на сосновый пенёк и трижды аукнуть выйдя из дома, закрыть дверь левой рукой, придя в лес, разрыть муравейник левой ногой, срезать верхушку берёзки левой рукой и крикнуть «У-у-у. » срубить осину, отрубить от неё чурку и аукнуть и так три раза15:316-318 ночью в лесу снять с себя крест, закопать в землю и сказать: «Владыка лесов, у меня есть до тебя просьба. »12:211. В нём присутствуют многие характерные черты мифического лешего89. В иллюстрации «Лесовик и эхо» лесовик, в соответствии со сравнением в книге, напоминает чёрта, а также силена с амфоры VI века дон. э.
По мотивам пьесы были созданы одноимённые балет (1936), опера (1958) и фильмы (1961, 1976, 1980), в которых также участвует Лесовик. 3815:30024:44, ворует у людей неблагословлённую еду, а также зерно и гвозди514:319. Считалось, что идущего лешего спереди и сзади сопровождает сильный ветер, по направлению которого можно определить, куда он держит путь. 524:15528. Леший управляет лесными животными, способен превращаться в пень, в его облике проявляются элементы леса— «нос— лукошко», «волосья— поросли ракит». Глаза должны смотреть вниз.
Указание на родство в именах (дедушка, дядя) объясняется славянской традицией брататься с опасным духом, считалось, что названный родственником дух не станет вредить человеку6:188-189. В романе «Иверень» (1943) Ремизов создаёт образ лесавки— дочки лешего, которую он видит во сне: «её зелёные волосы пушатся без ветра, глаза как две ягоды. Определи форму рук и костей. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает.
Ветер этот заметает следы лешего, вот таким образом, по одной из версий их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы)13:30118:323-32432:655, 66136:70. Всем привет. Представления о происхождении леших размыты. У южных славян собственно лесные персонажи развиты слабок.
В «Фантазии» сидящий под деревом лесовик похож на древнегреческого силена в росписи кратера «Силен и менады» V—IV века дон. э., он выглядит добродушным. Иногда он в одежде нехарактерной для леса, например, в чёрном костюме. В драме Леси Украинки «Лесная песня» (1911) Лесовик изображён как защитник леса, хранитель мудрости, старший наставник главной героини Мавки. Иногда леший персонифицирует весь лес, заполняет собой всё его пространство513:25334. Леший боится собак и трёхцветных кошек. Аналогично, если потерялся, ездя на телеге, следует перезапрячь лошадей наоборот.
Когда рассказывают про встречи с лешим, как и с другой нечистой силой, часто используют слова «чудится», «кажется», «видится», «манит», «пугает», «блазнит» и другие выражения неопределённости12:170. Такое многообразие граничит с запретом на произнесение настоящих имён духов. Велимир Хлебников в части своих стихотворений показывает лешего как «хозяина леса», «полулюд-полукозёл», способного устроить «в роще самовал» и «ветры буйные смутить». Но есть множество других имён, распространённых в разных регионах. 40, леший являлся восприемником функций тотемного предка13:254—256, 270, 29023:8742.
Существовало поверье, что похищенный, чтобы вернуться домой, не должен был есть пищу леших (но в других рассказах люди угощались у лешего и возвращались, но взятая ими с собой еда превращалась в шишки, мох ит. п. ). Считается, что лешие, как и другие духи, празднуют приход весны и Пасху (лучший подарок для лешего в этот день— пасхальное яйцо)14:324. В советской военной прозе черты лешего просматриваются как в положительных героях, например в «чудесном помощнике» дедушке Селиване в повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» (1977), так и в отрицательных, например, образы немцев в повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» (1967)95.
19. Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. Согласно одному из них, необходимо нарубить молодых берёзок, сложить их в круг верхушками в центр, стать в круг, снять с себя крест и громко крикнуть: «Дедушка. » Также можно затупленным топором срубить в лесу сосну в обхват, чтобы она, падая, повалила две осины, встать на них лицом к северу и призвать лешего. 3, в которых описываются бесы с поведением, присущим лешему5920212223:137.
Есть также рассказы, в которых «похищенные» (заблудившиеся) люди погибают от изнеможения, голода, падения в яму или попадания в трясину12:176, 393-39713:311-314, 317-31914:319-32018:324-325274336:70. Представления о нраве леших также противоречивы. Как и другие мифологические персонажи, леший стал объектом интереса художников. В этом облике он поднимает пыль на дороге, сносит крыши домов и валит деревья.
20. Нижняя часть должна быть немного меньше, чем две верхние. Он не нечистая сила, а хозяин леса. С другой стороны, в поэме «Песнь о Великой Матери» использован отрицательный образ лешего— «и в зыбуны косматый леший народ развенчанный ведёт»8384. Лесовики также присутствуют на линогравюрах «Мелодия гор» и «Лесовик» из серии «Легенда гор и лесов» (1936) здесь их образы ближе к славянской мифологии и более романтичны99:317. 10 волосы и длинная седая иногда зелёная, борода иногда он лысый.
Если пропавшая скотина не была «завещана» лешему, то она либо сама вскоре возвращалась, либо леший говорил, где её можно найти, либо рассказывал о её судьбе (загрызли звери, украл кто-то из людей, гуляет не в лесу). Леший сливается со стихией леса: он зелёный, у него деревянные «руки— грабли», напоминающий древесную кору «тела стан в морщинах дряблый». В ночь под Агафона Огуменника, 22 августа (4 сентября), лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства крестьяне по ночам охраняли от лешего снопы, они ходили на гумно в вывороченной одежде и обводили около снопов круговую черту кочергой, как бы замыкая их оградой18:339.
Считалось, что если обход был совершён с ошибками, то леший, обиженный на применение против него магии (а именно он считался причиной всех несчастий со скотом в лесу), может попытаться отомстить людям— погубить животных. Там же известен заманивающий и убивающий мужчин женский демон лсниця (лсна, лсовка)10:108. Намечаем глаза, рот и нос. По мнению Н. Н. Афанасьева, в образе лешего выражено то, что Набоков любил в природе России (мох, берёза, брусника) и чего ему не хватало в эмиграции, то, что ассоциируется с Родиной. Это может быть как гигант, так и обычный с виду человек.
Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (леший может воплощаться белым волком— вожаком)13:254-256, 268, 270-27314:317-31818:325. Лесун у Богдановича изображён старым и измождённым, хотя есть стихотворение, в котором его «душу дикую» крестит месяц в небесной купели3480. Двойственное отношение проявлялось и в том, что леший представлялся то сильным, страшным духом, против которого могут помочь только молитвы или магия (в основном в быличках), то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обхитрить (в основном в сказках и близких к ним бывальщинах)15:33643. Подобно другим демоническим персонажам, леший может похищать людейк. Лесун— один из главных персонажей у Максима Богдановича в цикле «В зачарованном царстве» сборника «Венок» (1914).
3113:299-30514:314, 318, 32618:325-32923:8932:660-661. 32.
49, «Приключения домовёнка» (1986, озвучивают Феликс Иванов— леший и Светлана Травкина— внук лешего)к. Также он носит сапоги, а иногда ходит босой. В одном из стихотворений Петра Вяземского леший является олицетворением метели68. Нарисуй очертания лица, шеи и уха. У лешего могут отсутствовать брови и ресницы (но иногда у него кустистые брови), а иногда и ноздри или правое ухо или один глаз, он может быть хромым.
На Егория Вешнего, 23 апреля (6 мая) или около Николы Вешнего, 9 (22) мая, с лешим могли заключать договоры пастухи41. В поэме Арсения Несмелова «Прощённый бес» (1941) леший раскаивается в былой жизни, когда он стаскивал звёзды с небес (по мнению Т. Ф. Усковой, это отождествление с гоголевским чёртом) и издевался над богомолками, видя, что теперь не осталось паломников в расположенную в лесу обитель Николая Угодника, кругом одни «лихие мужики», уничтожающие лес. 15510:10513:260-26314:315-31618:321-32223:873137. Бывает, что это полностью растительный объект— дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, указывающая на демоничность осина и др. ), куст, пень, лист, мох, гриб ит. п.
Образы духов леса присутствуют на иллюстрациях Елены Кульчицкой к книге В. Гнатюка «Нарис укрансько мфолог» (1918—1921). Леший рассматривался как первопричина блуждания человека по лесу, в связи с чем его также называли блуд, шатун, манило и водила. Начиная справа, нарисуй веерообразную одежду из листьев вокруг затылка. Если же от лешего рождает женщина, живущая в деревне, то её ребёнок вскоре исчезаетк. Добавь чёткости чертам лица и с помощью штриховки создай текстуру волос.
Считалось, что леший мог похищать у людей скот, особенно тот, который прокляли, послав «к лешему». Взамен похищенного младенца лешие иногда кладут в колыбель «подменыша»— полено или связку соломы иногда же оставляют своё детище, принимающее образ похищенного ребёнка, но искажённый, уродливый подменыш злой, много орёт, не умеет ни ходить, ни говорить, не проявляет признаков интеллекта через некоторое время он исчезает или умирает или по достижении определённого возраста убегает в лес, а если остаётся между людьми, то делается колдуном. В либретто Афанасия Фета «Днепровские русалки» (1839) леший— разудалый лесной царь, которому «всё в мире трын-трава», охотники используют магические фразы, чтобы защититься от его чар также у Фета есть стихотворение «К лешему» (1840), в котором лирический герой просит того напугать девушку, чтобы она искала в нём защитника70.
Вот таким образом часто предпочитали ритуалу «божественного» («благословенного») отпуска договор с лешим и «лесной» («страшный», «неблагословенный») отпуск. Уже нарисовал Спасибо, отличный урок Наметь контуры фигуры лесовика вокруг каркаса. Согласно поверьям, живёт леший на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, в тайной пещерек. Как замечает П. Ф. Маркин, «это не своенравный хозяин леса и зверей, а уставший от времени старик», он «горбатый», «с серыми волосьями» и «древним челом»23:275-278. Лешего часто «вспоминают» в ругательствах (впрочем, его можно заменить в них на чёрта)48.
47, «Стрела улетает в сказку» (1954, озвучивает Георгий Вицин, а в переозвучке 2001 года— Владимир Конкин)к. Одним из первых нарисовал лешего Виктор Васнецов, создавший эскиз его костюма к опере «Снегурочка» в 1885 году его леший стар и древоподобен с ногами-корнями и ветвями, покрывающими всё тело, на голове веточки с листвой99:310-311. 35. Вернувшихся тянет обратно в лес, они избегают людей, зачастую не могут создать семьюк. 51, «Глаша и Кикимора» (1992, озвучивает Юрий Волынцев)к.
Будучи заграницей, он зашёл проведать человека, которого пугал на Родине. Нарисуй нос и рот поверх крестика, затем ухо и глаза по обеим сторонам носа. 50, «Уважаемый леший» (1988, озвучивает Виктор Проскурин)к.
В некоторых описаниях у лешего синяя кровь и, как следствие, синяя кожа. Оберегами от лешего служат соль и огонь, очерченный «магическим» предметом круг, лутошка (очищенная от коры липовая палка), головёшка, рябина. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы.
Некоторое сходство с лешим имеет польский лесной дух (borowiec, borowy и др. ), он пугает и сбивает людей с дороги, свистит и кричит с вершин хвойных деревьев и плачет, когда их рубят8:12810:1086061. Наиболее распространённое в русском языке по отношению к этому персонажу слово леший означало «лесной», «лесистый» (например, «лешая земля», «лешие яблоки»)4. Защищая лес, леший может мешать человеку рубить деревья (прячет топоры, раскидывает поленья), а тем более увечить их без надобности и охотиться (отводит выстрел, лишает меткости и вообще способности стрелять, заманивает в непроходимые места).
3313:312-314, 318-319274546. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу живёт только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший).
11 и др. Помощь против лешего родственники искали и у домового, обращаясь к нему, «гаркая» в трубу. 7— собака, чёрная кошка, конь, чёрный козёл и др. 3910:10812:199-20049.
Однако иногда леший мог вредить человеку и без видимой причины5к. 26. В некоторых местах считалось, что появление лешего предвещает беду513:319-32314:322, 326. С этим образом также преемственно связаны сербо-хорватский вучи пастир, украинский лсун (который может рассматриваться как отдельный персонаж— «волчий бог») и русский Егорий Храбрый13:271, 277-28018:3255452:112—113.
Ряд дат в народном календаре связаны с лешими. Скотина могла пропасть, если попадала на место, которым прошёл леший. 14. «Леший бродит» «на неведомых дорожках» у лукоморья в прологе к поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила» (1828)23:161.
Заблудится и тот, кто «перейдёт след лешего», попадёт на его тропу. Есть поверья, что туда приходят перед смертью лесные животныек. Зато в лесу он и полноправный и неограниченный в действиях хозяин всего и всех. Договор с лешим необходимо хранить в тайне. Вновь появляются лешие только весной, когда начинает таять снег.
Клюев следует народному образу «лесного хозяина», сливающегося со своим царством. Человек мог услышать звуки свадебного поезда лешихк. 25.
Чтобы закончить разговор с лешим, необходимо произнести «заднее слово», то есть то, которое он (или же сам человек) сказал первым, как бы замкнув словесный круг. Вместе с тем леший может увеличиваться и уменьшаться и по своей воле13:253. В балладе Павла Катенина «Леший» (1815) леший изображается седым старичком инфернальность которого выдаёт лишь «насмешливый и злой вид», он через сны заманивает мальчика в лес и похищает23:156-15767. Согласно М. М. Бахтину, в образе лешего в этой поэме, как и в образах лешачонка и лешачихи в рождественской пьесе-сказке «Снежимочка» (1908), «соединяется страшное и смешное, но страшное здесь существует в форме смешных страшилищ, то есть уже побеждённых смехом»78. Сначала заштрихуй башмачки и верхнюю часть одежды.
Также леший мог покалечить скотину13:291-29814:320-32118:335-3383141:246-247. Скот во многих регионах пасли в лесу и с целью оградить его от нападений хищников и пропажи пастух в начале сезона, на Егория или на Николу, совершал ритуальный обход (отпуск) скота— обходил стадо трижды с иконой и другими «магическими» предметами, произнося заговоры. Под взаимным влиянием и слиянием находились образы «злого» лешего и чёрта, который часто служил родовым понятием для всей нечисти13:257, 307-308, 32224:118-11931. В мифологии западных и южных славян и украинцев в лесу могут встретиться дикие (дивьи, лесные) люди— голые, обросшие шерстью и волосами существа10:10818:49919. Ответом служили различные лесные звуки, в которых людям «чудился» смысл.
Отсюда и отношение к лешему, как к лесному хозяину, в народе было двойственнымк. В украинских Карпатах есть персонаж чугайстер— добрый, жизнерадостный, обросший шерстью лесной великан, который охотится за мавками и защищает людей в лесу. А может «закрыть» и самого пропавшего человека— люди слышат, что он где-то рядом, а найти не могут. При сохранении веры в этого персонажа его называли вежливыми выражениями («лесной хозяин» ит. п. ), слово «леший» считалось неуважением по отношению к духу и распространилось после упадка культа изначально среди горожан6:1907:95.
Во множестве историй леший разговаривает по-человечески. Как у покровителя пастухов и животных возможна связь между образами лешего, «скотьего бога» Велеса и христианских святых, на которых перешли в двоеверии функции последнего: святого Власия, Егория Храброго (святого Юрия, Георгия Победоносца), Николы (Николая Угодника) и др. 13:280, 291, 2985352:112—113 Как покровитель одного из видов диких животных, чаще всего волков, реже медведейк. В стихотворении Фёдора Глинки «Две дороги» (1850—1870-е) с лешим сравниваются паровозы и корабли («и свищет и рычит заклёпанный в засаде леший и без коней— обоз бежит»)72. Леший имеет тесное родство с духом-хозяином полей— полевым: предполагаются отделение полевого от лешего в процессе отхода людей от подсечно-огневого земледелия (обособление поля от леса) и повторное слияние с ним при растворении мифологической традиции13:249, 265, 272. 12, то как крохотный человечек, то он обычного роста. Леший часто фигурирует в «малороссийских былях и небылицах» Ореста Сомова69.
Когда леший сидит, он закидывает левую ногу на правую. Внешний облик лешего (как и остальных мифологических персонажей) в быличках может и не приводиться, так как его образ часто неуловим, кроме того, рассказчик мог считать опасным красочно описывать нечистую силу31. 2715:625223:13731. Есть также немногочисленные бытовые сказки с лешим (в связи с тем, что мифологические персонажи, в отличие от персонажей сказочных, воспринимались как реальные, а не вымышленные) леший в сказках деромантизирован, приземлён, часто неорганичен и легко заменяется другим персонажем7:9824:35-45, 151-15430. Придай форму ногам и башмачкам.
Леший в рассказе не может жить без своей земли и умирает, передавая герою что-то важное85. Иногда утверждается, что у лешего заострённая вверх головак. В некоторых бывальщинах лешачиха изображена как жена лешего, хозяйка в его доме.
В рассказе Владимира Набокова «Нежить» (1921) леший был вынужден эмигрировать из России, спасаясь от «безумных землемеров», уничтоживших его леса и убивших множество людей. 34. Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров. Впрочем, леший и в виде человека имеет ирреальные особенности31к.
Это будет ось, вокруг которой выстроим весь рисунок. Николай Угодник покидает лес и прощает лешего, говоря, что ему зачлась его защита лесных животных, предлагает идти вместе с ним в «радостный Ерусалим»9394. В лесу совершался весь цикл земледельческих работ (при сохранении подсечно-огневого земледелия), в лесу пасли скот, заготавливали дерево для строительства и отопления, охотились и ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, к лесным промыслам относились гонка дёгтя и смолы, выжигание древесного угля, через лес проходили дороги, в лесу совершались различные языческие обряды. В драматической поэме Александра Олеся «Нч на полонин» (1941) Лесовик изображён старым и лысым с сучками по всему телу, позеленевший от мха, он хозяин леса, к людям относится хорошо помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт108109. Также для закрепления договора пастух оставлял в лесу запертый на ключ замок.
Заключивший договор с лешим пастух должен был в течение всего сезона соблюдать ряд запретов: ему нельзя было смотреть за скотом в лесу, бить его, убивать лесных животных, ломать деревья, собирать ягоды (особенно чёрные) и грибы, ругаться в лесу, стричь волосы и ногти, пасти в своей одежде, давать другим людям свои трубу и батог, прикасаться к другим людям (здороваться за руку, есть из одной посуды, мыться вместе в бане, спать с женщиной), видеть мертвецов и новорождённых также было запрещено в течение сезона продавать скотину из стада, чесать шерсть у овец, нарушать целостность изгороди. и выгнать, может, даже убить. 25919:34.
Нельзя, отправляясь в лес, говорить, что ты идёшь ненадолго— это решать не человеку, а лешему. По одним версиям, леший всегда подпоясан, а по другим— всегда без поясак. По мнению Н. Я. Оноприенко, гибель лесуна в некоторых стихотворениях символизирует «упадок древней народной культуры, трагичную судьбу белорусского этноса, драматичную историю Беларуси»79. Чтобы найти заблудившегося в лесу человека, люди совершали тот же обряд «отведывания» («отворачивания»), что и в случае с потерявшимся домашним животным, только дары были несколько ценнее— не только хлеб с солью, но и блины, пироги, горшок с кашей, кусок сала.
52116, «Месяц» (1993)к. 16. Нанеси волнистые линии на одежду из листьев. Правда на луга он выходит редко, ведь необходимо соблюдать права своего соседа-полевика. Охотника леший может завести в чащу, прикинувшись ускользающим животным иногда диковинным.
Леший мог «привязать» скотину к дереву, так что она не могла от него отойти, хотя съела вокруг всю траву и голодала или даже «закрыть» («спрятать») животное, как бы поместив его в иной мир, причём ищущие люди могут слышать где-то поблизости колокольчик коровы. Левая пола одежды лешего запахнута на правую (у мужчин принято наоборот), при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь иногда надета не на те ноги. Распространено представление лешего как седого бородатого старичка. Иногда представляли, что его лицо белое как береста. Для успешной охоты можно заключить с лешим договор (лучшим временем для этого считались Пасха и ночь на Ивана Купала): принести ему дар— «первохрестное» пасхальное яйцок.
Кроме того, леший мог предсказать судьбу просто встретившемуся ему человеку. Охотники чаще всего заключали договоры с лешим на Пасху и в ночь на Ивана Купала13:274. Гадающие очерчивали вокруг себя магическим предметом (кочергой, лучиной и пр. ) три круга-ограды или очерчивали шкуру животного, на которую садились, клали рядом с собой кусочек хлеба и иногда другие предметы и спрашивали у лешего, что случиться в будущем году. С другой, его часто противопоставляли «настоящим» чертям: его негативные действия вызваны не целью загубить человека, а желанием наказать (пусть и смертью) за ненадлежащее поведение в лесу14:32318:321, 33024:119 (а иногда и нарушение правил человеческого общества14:323). Ведущего себя плохо в лесу человека леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь, защекотать до смерти (за последнее его иногда называли щекотуном)12:200-201, 224, 338-34813:268-270, 273, 278, 302, 308-31114:317-318, 322-32318:325-326, 330-331, 33932:655, 658, 660. 18 и даже под землёйк. Так выродилось таинственное, неизведанное96. 46115, «Дудочка и кувшинчик» (1950)к.
По другим представлениям, леший заботится о похищенных коровах, пасёт и доит их. 2812:255-258, отправляясь в лес, следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина». 55. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детейк. Леший у Клюева изумлённо наблюдает, как на его мир надвигается «злой тонконогий дьявол»— прогресс23:317-321. За несоблюдение ритуала гадающий мог жестоко поплатиться. Она ничего не говорит, но её губы, как этот ручей— затаившееся живое сердце» она дарит герою волшебное яблоко, открывая «в нём наличие внутренней связи с другим миром» и «предчувствие творческого вдохновения»76. Считается, что леший одет как обычный человек.
К людям, уважающим лес, например, к дяде Льву, относится хорошо, но способен и покарать, так, он превращает Лукаша в волколака за предательство Мавки. по другим поверьям леший всегда с непокрытой головой. 4210:1081962. В рассказе «Бежин луг» (1851) Ивана Тургенева дети рассказывают былички о нечистой силе, в том числе и о лешем и обсуждают его звуковые проявления71.
Чаще всего поводом для похищения становится проклятие, особенно родительское, в виде посылания «к лешему». В драме Василия Белова «Бессмертный Кощей» (1978) леший— единственный, кто не покоряется захватившему лес Кощею и борется с ним, пока не погибает, что побуждает, однако, остальных лесных обитателей к восстанию110111112113. Человек не может найти дорогу, так как леший «обошёл» его, как бы замкнул невидимой круговой чертой, тем самым выделив из этого мира в иной. В басне Василия Тредиаковского «Леший и Мужик» (1752) Мужик приглашает к себе домой замёрзшего в лесу Лешего, но тот убегает испугавшись то согревающего, то охлаждающего дыхания человека66. В поэме «Вила и Леший» (1912) ссора лешачих и попытка вилы соблазнить лешего изображены в буффонированном виде23:27877. Леший может принимать образ знакомого или просто неизвестного попутчика и, отвлекая разговорами или суля показать места, богатые грибами или ягодами, заводит в непроходимое место, после чего исчезает его появление в таких случаях часто граничит с тем, что человек мечтал о попутчике.
23, не совпадающие с людскимик. В сборнике сказок Алексея Ремизова «Посолонь» (1907) леший появляется под разными именами и в разных образах, как и имеющих фольклорную основу, так и полностью выдуманных: сивобородый Леший-дед, что «крал дороги в лесу да посвистывал» лесунок тяжко вздыхающий Лесной Ох спящий в хворосте Лешак-хворостянник хвалящий свой лес, шумя как еловые шишки Лесовой друг Водяного и Полевого Лесовик, которому дарят ягоды и авторские персонажи лешки Боли-Бошка— живёт в черничном бору используя хитрость душит людей, заводит в трясину и Аука— седой «затейный» старичок, живущий в уютной избушке, знает много весёлостей и любит попугать7475. Пропасть могут люди любого возраста и пола.
А. В. Пигин подчёркивает, что у Несмелова языческие боги и нечистая сила получают приглашение в рай, былые противоречия не важны в эпоху «лихих мужиков», которые уподобляются чертям. Согласно мифологическим рассказам, звуковые проявления лешего шумны (часто слышатся на весь лес, оглушают человека) и разнообразны (все звуки, которые слышатся или чудятся в лесу): свист, хохот, хлопки в ладоши, зычный крик, пение, голоса любых животных, завывания ветра, гул, треск и шум. Пан на «одноимённой картине» Михаила Врубеля 1889 года изображён на фоне типичного севернорусского пейзажа и не отделим от него, что роднит этот образ с образом лешего99:311100.
11. Также леший— один из персонажей балета «Русские сказки» (1915) на музыку Анатолия Лядова и спектакля «Аленький цветочек» (1950) режиссёра Леонида Лукьянова. По другим традициям, лешего не вызывали, а просто клали подарок ему под берёзу, «которая на тебя посмотрит». Слово «леший» иногда используется для перевода на русский названий различных схожих существ и духов в иностранных языкахк. Ещё можно было попытаться выйти из леса задом по собственным следамк. Согласно народному этикетук.
Существует поверье, что у лешего отсутствует теньк. Есть поверья, что в случае человеческих войн воюют между собой и лешие разных стран513:32315:298-300. Существовали представления, что лешие активны не все сутки, но только в некоторые, обычно переходные, часы: ночью (особенно в полночь), на утренней заре, в полдень или в неопределённый «худой час»913:267. Ходить в лес в этот день считалось опасным, так как можно потерять разум.
Леший может сам указать охотнику, как заключить договор. Леший может «привязать» человека к дереву, в котором он живёт, в таком случае путник, блуждая, всё время возвращается к нему. Это, например, мультфильмы «Новогодняя ночь» (1948, озвучивает Георгий Милляр)к.
11, поиграть в карты531. Дар оставляется в корнях вывороченного дерева или на перекрёстке лесных дорог, при этом человек должен снять пояс (оберег) и крест (отказ от христианства). Леший может перемещаться по людским дорогам, но в лесу есть у него и собственные невидимые тропык. Также особым «срочным днём» лешего считалось Воздвиженье, 14 (27) сентября, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё, чтобы играть на него в карты крестьяне не ходили в этот день в лес, чтобы не попасть на сборище леших5. Детализируй фигуру лесовика.
Слово «леший» упоминается в литературных памятниках (в текстах заговоров) начиная с XVII векак. Есть севернорусские поверья, утверждающие, что леший носит шапку-невидимку, но его можно увидеть с помощью растения иванова (или адамова) голова и украсть у него шапку510:105. Часто лешего видят голымк. Часто он передразнивает людей— подобно эху, которое в лесу считалось его откликом. Были распространены поверья, что лешими становятся проклятые люди, обмененные нечистой силой дети, заложные покойники, потомки от брака чёрта и ведьмы. Лешего можно прогнать ударом наотмашь.
Корова, «завещанная» лешему, должна была погибнуть или пропасть в лесу в течение сезона. Если с лешим удалось договориться, то он показывал пропавшему дорогу или даже сам выводил его из леса или «открывал» его ищущим— пропавший мог оказаться в том месте, где его уже безрезультатно искали. Клюев также демифологизирует лешего («бородёнка козья»), сближает его с крестьянами («доплетает леший лапти на опушке»).
Далее в них начинают проявляются человеческие признаки: форма, ветви как волосы. В стихотворении Льва Мея «Леший» (1861) ему снится страшный сон о железной дороге, проложенной сквозь его лес73. Также считалось, что в Великий четверг можно прийти в лес, сесть на старую берёзу, позвать лешего («Царь лесовой, всем зверям батька, явись сюда. ») и спросить у него о будущем. 4465. Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми13:25414:314, 316, 32218:323-32532:654—655, 657—660, 66539:510-511. Помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт Куц103104105106.
Жизнь крестьянина была тесно связана с лесом, зависела от него. 53117, «Бабка жка и другие» (2006, озвучивает Александр Пожаров), «Ваня и Леший» (2010)к. В поэзии Николая Клюева лес— это и сама жизнь, дар неба и хаос, в котором царит леший82. Подчас леший прямо изображается властителем стихий13:254, 265, 267. Леший часто предстаёт как получеловек-полукозёл (наподобие чёртак. В стихотворении Николая Некрасова «Выбор» (1861) леший убеждает решившуюся на самоубийство девушку выбрать, вместо предложенных другими духами, его способ— броситься с дерева вниз головой65.
По наблюдению О. А. Черепановой, они чаще всего изображают лешего древовидным31. У лешего длинные седые, зелёные иногда рыжие, растрёпанные или зачёсанные налевок. Согласно автору, Россия лишается своей души87. У девушек (которых на Смоленщине называли после пребывания у лешего лесными девками) влияние похищения проходит после свадьбы512:21713:317-3192747.
В романе-быличке Сергея Клычкова «Чертухинский балакирь» (1926) леший Антютик (от эвфемизма «анчутка») выступает сватом для главного героя. Существовало представление, что вернувшиеся от лешего меняются. В мифологии славянских народов в лесу обитают самые разные персонажи. Причём пастух мог по своему желанию, протрубив, вызвать любую скотину из леса.
А может заводить голосом знакомого, плачущего ребёнка или умирающего. Рассказчик в романе отмечает, что «лет, может, тридцать, а то и поболе» назад, когда происходит основное действие, лешие были, но теперь исчезли, поскольку в них никто не верит, да и леса стали уже не те89. Именно с его образом, а не водяника, связаны лесные озёра— зеркальца, манившие автора. Особенно часто леший показывался перед Великим постом, Вербным воскресеньем и в ночь на Ивана Купала на 24 июня (7 июля)10:105-106. Считалось, что леший соглашался ответить только на три вопроса.
Они не рассказывают всего о своём пребывании у лешего, так как за это они могут поплатиться жизнью. Только у русских их упоминается более сотни5. Леший мог наслать на скотину, которую пас плохой пастух, диких животных— волков, медведей. Очерти контур, обращая особое внимание на одежду и башмачки. Набоков изобразил лешего в духе фольклорных традиций, однако заметно и влияние картины «Пан» М. А. Врубеля. Он воспринимался как чуждая и опасная территория, место скопления нечистой силы и даже иной, «тот» мир13:247-25014:31418:320.
По мнению Н. Л. Блища, на образ лешего в рассказе оказали влияние ремизовские лешие из «Посолони» и сказки «Нежит» (1907): мажорная интонация Ремизова сменилась у Набокова трагическим пафосом, а образ Нежита— неприкаянного призрака «без души, без обличья» становится символом эмигрантской реальности86. 54, вторая серия мини-сериала «Приключения Котигорошка и его друзей» (2014)к. Николай перекрестил лешего на прощание, что придало тому сил94. 36. Если надеть на неё крест и отстегать рябиновой веткой, то она исчезнет.
Считалось, что будучи хозяином леший заботится о лесе, охраняет его. На Русском Севере есть поверье, что лешачихи (боровухи) являются мужчине в лесу, часто в виде его жены или любимой и вступают с ним в половую связь, после чего он сходит с ума или умираетк. Точнее, которая присутствует — ведь рисовать мы будем Бабу-Ягу.
48, «Новогодняя сказка» (как Чудище-Снежище), (1972, озвучивает Ефим Кациров)к. Добавь контур волос вокруг головы. 22, честной лес5910:10613:265-26714:31618:32432:658, 66239:51033. У белорусов образ лешего мог сближаться с образом лесного цмока (змея), высасывающего молоко у коров. 35 В современных историях некоторые функциональные особенности лешего переходят к интернациональным персонажам: инопланетяне похищают людей275758, в лесу встречают огромного, мохнатого, вызывающего болезни снежного человека31 и др. К. А. Титянин считает, что его «образ близкий по стилю к гоголевским нечистым, по функции— к чёрту в Братьях Карамазовых Достоевского»90. Т. И. Шамякина видит в них вход в иной мир, куда и вынужден уйти вытесненный людьми лесун34.
Выполняя договор, лесной хозяин приводит под ружьё охотника «стада» животных или загоняет их в его ловушки, делает выстрел всегда метким. 24, попасть на них опасно для человека— можно заблудиться14:31840. В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки ит. п.
30, хлеб с солью (со своими волосами или ногтями) и др. — или жертву— свою кровь (из пальца) или первую добычу или написать кровью договор на бумаге или листе растения. Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Леший обладает огромной силой13:259. Считалось, что защититься от похищения можно сразу же после проклятия используя христианские (помолиться, перекреститься, вспомнить Бога, совершить молебен) или языческие средства (сказать «чур меня», произнести заговор, произвести обряд «отведывания»), а то и просто вовремя спохватившись и догнав «уносимого» в лес. Стоит также отметить, что в быличках не всегда даётся имя духа, с которым столкнулся рассказчик, в таком случае персонаж определяется собирателем или исследователем, если это возможно, по чертам, характерным для определённого образа в данном регионе8:13-229. По мнению И. Шевченко, для Лесовика характерны черты, присущие людям, он «один из тех, кто указывает путь к гармоничному человеческому существованию»107.
Леший также может похитить человека с целью превращения в раба. 912:170-177. Леший может закрыть дорогу преградой-наваждением: буреломом, рекой и др. Леший и сам может принимать облик сильного ветра, вихря, а также бури, дождя, тумана. 297:97-9826.
Иногда наблюдалось также смешивание образов лешего с водяным9 и болотником55. 13, одежда наподобие балахона или рясы с широкими рукавами. 37. Для этого ему преподносили дар— яйцо, хлеб с солью и др., завёрнутые в чистый кусок ткани, перевязанный красной ниточкой, молили его или угрожали ему магией («закрестить» все дороги в лесу, перевязать все деревья) или заступничеством святых. Леший был широко известен у русских (особенно на Севере), в меньшей степени представления о нём бытовали у восточных белорусов и восточных украинцев10:10424:32.
11, обычно с блестящими пуговицами. Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть513:262-264. Они учатся заново говорить, повреждаются умом или, наоборот, становятся сосредоточенны и серьёзны, приобретают способности к колдовству, предсказанию своей и чужой судьбы, общению с духами (лешими, домовыми). Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями (жена лешего— лешачиха или похищенная девушка, дети— собственные лешачата или также похищенные) и даже деревнями: дома леших покрыты кожейк. Часто леший предстаёт в форме лесника или солдатак.