Натюрморты Александра Васильевичка Куприна отличает тщательно продуманная композиция. Александра Васильевича Куприна (1880 – 1960) я для себя открыла в 1969 году в залах Русского музея: это была выставка «Русский натюрморт». Натюрморты А. Куприна – это не мертвая природа, они полны жизни, света, тепла.
Натюрморт – один из самых любимых жанров для всех художников «Бубнового валета», но именно натюрморты Куприна обладают способностью открывать зрителю прекрасное в самых обыденных и будничных вещах. Картина Александра Куприна Натюрморт с сыром: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Крымская природа, горы и море стали важнейшей темой его творчества. «Феодосия. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой.
Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ).
В поздних натюрмортах он особенно внимателен к индивидуальной красоте предметных мотивов, предпочитает живые цветы, настоящие овощи и фрукты искусственным цветам, муляжным плодам и другим собственно «мертвым предметам», которыми населял прежде свои полотна. В 1950-е годы Куприн, несмотря на возраст, продолжал заниматься живописью, правда он больше не мог ездить в творческие командировки, но у себя на даче в Песках под Москвой и в Крыму он постоянно писал пейзажи и натюрморты. Она причисляла Куприна, как и Фалька, к «тихим бубновым валетам». Учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902–1904), в Москве в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1904–1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910) у А. Е. Архипова, К. А. Коровина, Л. О. Пастернака. Член объединения Московские художники (с 1925), общества московских художников (с 1928).
Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург. Примером такой гармонии является «Осенний букет» (1925). Почти одни и те же предметы. В начале XX века художественная жизнь в Москве, Петербурге и Одессе била ключом.
В первом ряду окажутся богатыри – И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, – а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива. Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие валеты, приглушая свой природный темперамент, переименовывались в Московских живописцев (1925) и в Общество московских художников (1928). Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902-04), в студии К. Ф. Юона в Москве (1904-06) и в МУЖВЗ (1906-10). Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета». Горизонтальная ритмика округлых башен органично звучит «рефреном» в плавных линиях горных холмов, а игольчатые вышки минаретов и четкие вертикальные ритмы плотно построенных кубов домов, как бы вторят совершенным линиям стволов островерхих тополей. Вдова Р. Р.
1920-х гг. Скоро побегу очертя голову искать заработка. Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового. Королёва», 1919 все– ГТГ).
Куприн Александр Васильевич (1880-1960) – русский художник. Куприн Александр Васильевич, советский художник, член-корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Яблоки.
В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля. Они всё более приближаются к естественному природному источнику («Осенний букет», 1925 «Настурции», «Натюрморт с красным подносом и фаянсовым кувшином на фоне синей драпировки», обе -1930). Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. На первый план здесь выдвигается цветовая характеристика — ведь тяжести и плотности у цветов немного их «смысл» — в красоте, взаимодействии с пронизывающим их пространством. Крым», 1937, н другие).
в живописи К. ведущее место занимает пейзаж, в котором преобладают импрессионистич. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба. В картине изображены люди, но ни масштаб их фигур, ни их чувства и содержание не соразмерены с содержанием, наполняющим образ природы.
Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Рождественский, Р. Р. Участник объединения «Бубновый валет», Куприн всвоих натюрмортах опирается нату же живописную систему Сезанна иМатисса, что иКончаловский.
– 1960, Москва)Художник пейзажист, автор натюрмортов. Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния). и реалистич. Вторая половина 20-х гг.
Наиболее характерны для этого времени натюрморты, сочетающие декоративное начало с острым аналитическим проникновением в изображаемую натуру (Натюрморт с синим подносом, 1914, Натюрморт со статуэткой, 1919, Осенний букет, 1925, – все в Третьяковской галерее). Куприн Александр Васильевич (1880, Борисоглебск Воронежской губ. Они написаны сильно и звучно. В ее устройстве участвовали Кончаловский, Машков, Лентулов, Рождественский и Куприн.
А вот в Натюрморте с синим веером. Вместе с отечественными художниками выставлялись разнообразные «французы», «Сецессион» и другие представители новейших течений.
Натуральность передачи цвета предметов сочетается со стройностью внимательно проработанной художником единой цветовой гаммы, появляющейся здесь как плод сложной обобщающей работы живописца. Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. Участник выставок «Бубновый валет», «Мир искусства», «Московские художники», «Бытие», «Общество Московских художников». Здесь он поступает в студию К. Ф. Юона. Кувшины, кружки, подносы часто делает и расписывает своими руками. Крым».
Мелкие, дробные пятна облаков вплетаются в эту полную внутренней трепетности картину природы. С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. Полдень» (1927 обе– ГРМ), «Тополя» (1927, ГТГ). В 1930-1934 гг.
«Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Ежемесячно только в Москве открывались две-три значительные художественные выставки. Молодого художника интересовала выразительность колорита. (Тополя, 1927 Беасальская долина, 1937 Пейзаж с луной, 1944 и др. ).
Став членом «Бубнового валета» (с 1910), разделил общее увлечение Сезанном. Куприн, М. Ф. утратило связь с живым наблюдением над жизнью. Одна из гл. Чурук-Су. В первом ряду окажутся «богатыри» – И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, – а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива.
Но зато ясно, последовательно, доказательно выражена цветовая и структурная «самость» всех предметов, освобожденных от каких бы то ни было «литературно» оправданных ролей. Природа живет по своим внутренним законам. Вечером, гуляя по средневековым улочкам Бахчисарая, прислушиваясь к звукам журчащих фонтанов, вдыхая запах трав, Александр Васильевич часто думал о том, как прекрасна природа и вместе с нею человек, который не бунтует против нее, а стремится жить в полном согласии с ней. Став членом Бубнового валета, он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы – колючесть, цвет – контрастность и напряженность (Натюрморт с синим подносом, 1914 Натюрморт со статуэткой, 1919 Осенний букет, 1925 и др. ). Менее непосредственный, чем большинство его товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы – скульптуру, трубки, лошадиный череп вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру и живые цветы во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Смотришь на них и чувствуешь великую радость от встречи с таким совершенным, мудрым творением природы.
В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. В этот период в творчестве Куприна заметно влияние кубизма. В конце 1920-х гг. После смерти Анастасии Трофимовны в свои последние годы Куприн был женат на художнице Татьяне Сергеевне Анисимовой (19041987), в молодости — известной альпинистке, в начале 30-х занимавшейся в его мастерской.
доминирует натюрморт («С тыквой», 1912 «С синим подносом», 1914 «Со статуэткой Б. Д. В его глазах и горы и тополя и небо с облаками становятся единой материальной средой, охваченной единой жизнью. Сумерки», «Пейзаж с двумя фигурами».
Одни и те же цветы. Вего живописи 1910-хгг.
Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. с 1924), Текстильном ин-те (1931–1939), МВХПУ (1946–52), также в Нижегородских и Сормовских ГСХМ (1920–1922). Постепенно художник пришел к равновесию рационального и эмоционального начал. Художника интересовала передача конструкции предмета. Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг.
Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. Сумерки» (1928) Куприн тонко передает последний солнечный отблеск, медленно скользящий по стенам старых татарских домов, древнего минарета. Среди поздних работ Куприна наиболее известны крымские пейзажи, а также серия индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов. Был членом объединений «Московские художники» (1925) и «Общество московских художников» (1928).
(Тополя, 1927 Беасальская долина, 1937 Пейзаж с луной, 1944 и др. ). Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». А. Куприн, как и другие художники художественного объединения «Бубновый валет», писал натюрморты на протяжении всей своей творческой жизни, но особенно большое место занимал натюрморт в его раннем творчестве. С 1954 г. – член-корреспондент АХ.
Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие «валеты», приглушая свой природный темперамент, переименовывались в «Московских живописцев» (1925) и в Общество московских художников (1928). С 1930-хгг., под влиянием установок социалистического реализма, его произведения становятся более академичными («Беасальская долина», 1937, ГТГ «Замерзающее болото», 1947, ГРМ). 1947 г. – новый этап в его искусстве. Сельский пейзаж» (1925), «Коломенское.
считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. Живопись Куприна сочная, ясная, солнечная. Это его лучшее полотно – «Беасальская долина» здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. Ж. воспринял некоторое влияние кубизма. Нефтяные промыслы Биби-йбат, 1931, – оба в Третьяковской галерее).
С1920-хгг. К. – крупный мастер индустриального пейзажа (Завод, 1915, Баку.
Вскоре семья переехала в Воронеж. В воображаемом групповом портрете членов общества Бубновый валет (1910) место А, В. Куприна – во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. Кроме живописи, у Куприна была еще одна любовь — музыка. Храм XI века», 1929 «Беасальская долина. Кубистические изыскания приводят художника к противоположному – к правде натуры. Дубы» (1933). Именно в это время он почувствовал, что должен писать не совсем гак, как учат в училище. Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность.
Решив стать художником, он в 1902 году отправился на учёбу в Санкт-Петербург. Серов ушел оттуда по политическим мотивам: администрация отказала известному скульптору Анне Голубкиной, ученице Родена (. ), в ее просьбе посещать классы. Лирическим ощущением хрупкой, задумчивой красоты природы веет от его картин «Дубровицы.
Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (190204), в студии К. Ф. Юона в Москве (190406) и в МУЖВЗ (190610). Еще в 1909 году В. А. Это не прошло даром для Куприна. В 1920 г. он уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими.
В первой половине 30-х гг. В саду» (1924), «Руза. художник вновь возвращается к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам. наступает новый период в его искусстве. В 1888 году Ван Гог написал свои знаменитые Подсолнухи и Натюрморт с гипсовой статуэткой. Уже с конца 30-х гг. В ранний период творчества (1910-е – 1-я пол. Начало 30-х гг.
В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной – к мотивам русской природы. Манера художественного мышления Куприна и сейчас кажется необыкновенно современной. А когда А. Куприну было всего шестнадцать лет, умер отец.
Его подсолнухи как бы хранят в себе непостижимую тайну. В картине «Бахчисарай. Материальная нужда заставила поступить его конторщиком в управление Юго-Восточной железной дороги. он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. Им были созданы впечатляющие образы мощных заводов и фабрик. Помимо творческой работы, много сил и времени отдавал преподаванию: в Свободных художественных мастерских Нижнего Новгорода и Сормово (1918–1922), в Государственных свободных художественных мастерских—Высшем художественно-техническом институте в Москве (с 1920), в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952).
Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников. Он кропотливо подбирает предметы для постановок. Ларионов, В. В.
Преподавал в Московском Высшем художественно-техническом институте (19221930), Московском текстильном институте (19311939), Московском высшем художественно-промышленном училище (19461952). Ларионов взял в руки карту бубнового валета. Ноего натюрморты более спокойны поинтонации.
В 1930-е годы он много работал в жанре индустриального пейзажа. Став членом «Бубнового валета», он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы – колючесть, цвет – контрастность и напряженность («Натюрморт с синим подносом», 1914 «Натюрморт со статуэткой», 1919 «Осенний букет», 1925 и др. ). Сумерки».
Для этого нужно немного обозлиться. Художники рассматривали это как признание их искусства. Он отмечен двумя большими картинами. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия».
Фальк, ориентированных на «другую» школу. дало абсолютно новые темы искусству. Один из член-учредителей объединения Бубновый валет (1910).
Особенно любит художник изображать зыбкое переходное состояние природы. Учился в частных студиях в Петербурге (1902-04) и в Москве (1904-06) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1906-10) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Творческая деятельность художника началась в первые годы ХХ века и была связана с объединением «Бубновый валет», одним из организаторов которого он являлся.
Но на этом не кончился творческий путь художника, всю жизнь неустанно стремившегося к правде и совершенству, смело обращавшегося, не считаясь с предрассудками, к новаторским поискам. В каждой детали чувствуется трепетная любовь художника к своей родной земле. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ). Полдень» (1926), «Бахчисарай.
тенденции. Посетителей было мало, а нужно было платить за аренду помещения и жить дальше. С 1954 г. – член-корреспондент АХ. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.
И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. в творчестве К. усиливаются реалистические тенденции. Куприн достигает особой декоративности своих натюрмортных композиций. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат», 1931, ГРМ и ГТГ).
В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником. «Пески. Во всем этом ощущается некое соревнование с природой. институтах.
В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, К. углубляется в полную внутреннего движения жизнь природы, гармонический строй которой раскрывается в его полотнах в своей чувствственной осязательности (Тополя, 1927, Беасальская долина, 1937, – оба в Третьяковской галерее). В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет. Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче. В этот период написаны представленные в экспозиции одухотворенные пейзажи: «Бахчисарай. Раннее творчество К. сформировалось под влиянием сезаннизма и кубизма.
Один из организаторов общества «Бубновый валет». Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. Обобщенная трактовка формы на этот раз не мешает узнать конкретные растения — красные гроздья рябины, желтые соцветия пижмы, синие стрелы цикория. В 1918-52 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском текстильном институте и др. С 1905 года Куприн был женат на своей землячке и подруге юности Анастасии Трофимовне Полозанцевой (1879 – 1957) в 1923 году они потеряли восемнадцатилетнего сына, утонувшего в Москве-реке.
Особое место вживописи К. занимает индустриальный пейзаж («Завод под Москвой», 1915, ГТГ «Баку. На протяжении всего творческого пути Куприн откликался на животрепещущие задачи времени. Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. Преподавал в Москве– в ГСХМ (1918–1920), Вхутемасе– Вхутеине (1922–30 проф. Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу.
А в конце марта 1910 года из Московского училища живописи, ваяния и зодчества была уволена группа «бунтовщиков» — учеников, в том числе А. В. Затем начиналась подготовка холста. («Тополя», 1927 «Беасальская долина», 1937 «Пейзаж с луной», 1944 и др. ). Спать, гулять и закрывать глаза не полагается. Март» (1937), «Пейзаж с луной» (1914).
Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. – во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г. ). На рубеже 20-30-х гг. кубистическими увлечениями. Куприн вернулся в Москву в 1908 году и оказался в самом центре событий. В «Большом натюрморте» (1920) бутылка, фрукты, чайница, цветы в сюжетном отношении соединены случайно, между ними нет смысловой или эмоциональной связи, отсутствуют и бытовые характеристики. Меж тем и «Школа ваянья» давно уже не была тихой заводью. Но в чем художник был всегда неизменен – это в своей любви к живописи.
А группа художников во главе с Кончаловским, Машковым, Лентуловым, Куприным, Рождественским, Фальком еще больше укрепилась на реалистических позициях.
Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (18991901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева, затем в Санкт-Петербурге (19021904) в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского и в Москве (19041906) в школе живописи и рисования К. Ф. Юона и И. О. Дудина, затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества (19061910) у Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича, А. Е. Архипова и К. А. Коровина. С 1954 г. – член-корреспондент АХ. В воображаемом групповом портрете членов общества «Бубновый валет» (1910) место А, В. Куприна – во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. На даче, где он поселился, был отличный вид на Ялту, гору Ай-Петри, бухту. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом.
Со второй половины двадцатых годов Куприн все больше сил отдает пейзажу. Вечерняя тишина разлита в картине «Бахчисарай. Ничто не нарушает гармонии природных и архитектурных форм.
Предметы настоле тщательно расставлены, продуманы их пластические созвучия. В 1913–1914 посетил Италию и Францию, где изучал классическое и современное искусство. Куприн становится одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче.