Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества. Они обращались и к русской литературе. Не повезло только скульптуребыла одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. Окружающая человека социaльнaя среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не руководствоваться своей «свободной» волей. В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Даже к изображению человеческого чувства критические реалисты подошли с новой стороны. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества. Достоевскому и Л. Н. Толстому.
Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ). Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др.
Чехов доводит этот характер до крайности, до самоотрицания: Беликов достиг своего «идеала» в гробу — «выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр из которого он уже никогда не выйдет». 1855-художник Густав Курбе открыл Павильон реализма-автопортреты, Похороны в Орнане.
Не случайно вот таким образом он отодвинул будущую победу социализма на несколько столетий вперед. В их творчестве находит отражение не только идеальная, духовная, но вся конкретная деятельность людей (их служебные, семейные, общественные дела и т. д. ). Он должен совершить что-то особенное и значительное и тем утвердить себя в обществе неповторимо, незаменимо, «ибо для юноши в двадцать лет мысли о широком мире и о том, как он поразит этот мир, заслоняют все». В романе «Красное и черное» это, например, г-н де Реналь и барон Валено: один происходит из старинной дворянской семьи и сохранил «некоторую приятность», другой — буржуазный выскочка и откровенно лгал, но это лишь внешние индивидуальные отличия, а сущность их одна и та же — страсть к деньгам, к наживе, умение из всего извлекать доход, «заставлять платить себе всякого, кто ему должен, с величайшей аккуратностью, а самому с уплатой долгов тянуть как можно дольше».
Правда, в целом творчество выдающихся русских композиторов, входивших в эту школу, значительно шире и богаче ее программных установок, но, так или иначе, «бытописательная» тенденция достаточно заметно проявилась в их музыке и также составляет их творческую заслугу. Наиболее ярко и полно критический реализм проявился в русском искусстве во второй пол. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Романтики, как правило, разобщали психическое и социальное.
Это не означало простого копирования реальности (к этому стремился натурализм), а требовало выделения наиболее существенных проявлений бытия их духовного осмыс-ления изображения жизни в формах самой жизни. Каспар Давид Фридрих-самый крупный. Русский критический реализм создал галерею образов борцов за народные интересы (у Тургенева, Некрасова).
«Сельский крестный ход на Пасхе». И это естественно.
Необходимо сказать отдельно о философских предпосылках. Было бы неверно определять сущность того или другого метода по форме отражения действительности. Эстетика веризма — показать "жизнь как она есть". И так, типичная черта этого стиля – изображение «живого» человека.
Творчество Ивана Тургенева (1818-83) во многом формировалось под влиянием идеи либерально- дворянского просветительства, сыгравшего важную роль в развитии русского литературного реализма. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности.
Так писатели-реалисты немецкой литературы связывают с тем, чтобы «изображать явления такими, какие они есть». Он значительно шире захватил современную ему действительность. Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства – прежде всего на графику, в которой широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопиcь прозаический бытовой жанр начинает вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда). В творчестве А. П. Это — связь индивида с его социально-классовой средой. Но при этом — и вне объективно-исторической связи с развитием человечества в целом.
В творчестве многих писателей реалистического направления (Тургенев, Достоевский и др. ) реальные процессы жизни схвачены не в их экономическом, а в идеологическом, духовном преломлении, как столкновение в духовной сфере отцов и детей, представителей различных идейных течений и т. п., но диалектика живого общественного развития отражается и здесь. Проблема личности – центральная для романтиков. Сменились и главные герои произведений. Делекруа-истиный вождь романтизма-Резня на хеосе, Свобода на баррикадах, Портрет жорж санд.
Принцип социальности – эстетики критического реализма. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Напротив, это лишь различные проявления одной и той же узкосоциальной сущности — паразитизма и тупой провинциальной ограниченности русского мелкопоместного дворянства, безлично-индивидуальное выражение его социальной сущности. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично). творчества. Мотивы человеческого поведения художники начинают искать ие в явлениях субъективного духа, а в реальных жизненных коллизиях. Русская литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие великих имен».
И в сюжетосложении и в композиции критические реалисты опираются на жизнь, на ее объективные процессы. Этапы развития:- Просветительский реализм (Д. И. Он избежал этого. Такова безнадежная и пассивная точка зрения Кьеркегора на личность и мир.
Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Позднее произошли изменения, вызванные в основномзначительными социальными изменениями в обществе, которые сместили акцент в изобразительном искусстве в сторону реализма.
Горький). Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве.
Другое направление в искусстве критического реализма, сохраняя его критическое отношение к социальному подавлению личности, основное внимание обращает на самоценные человеческие характеры, на духовное богатство личности, ее человеческое достоинство, на стремление личности раскрыть свои «чисто человеческие» возможности, удовлетворить свои родовые человеческие чувства и потребности, установить с окружающим ее обществом свободные, неантагонистические, равноправные отношения. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной "смиренностью" ("Ионыч", "Дама с собачкой") он создал новаторские пьесы ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад").
Критические реалисты, добираясь в своем анализе до самой сути современной им действительности, тем самым содействовали пробуждению общественного. самосознания, подводили народ к выводу о необходимости социальных преобразований. царства разума не сбылись. Другая тенденция выражается в художественном освоении народных освободительных движений, в том числе социалистических движений XX в. и благодаря этому в оптимистической перспективе общественного развития, например в «Драмах революции» Р. Роллана, в романе Джека Лондона «Железная пята», в повести Драйзера «Эрнита». На судьбе таких героев он и сосредоточивает свое главное внимание.
Не повезло только скульптуре была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. Крылов)«синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А. С. В ней нет никакого движения.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов.
Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Реалистическое искусство Толстого ярко проявилось в романе эпопее «Война и мир». Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными.
В XIX в. изменилось понимание общественной среды. Для реалиума характерно изображение человека в единстве с окружающей его средой, социальная и историческая конкретность образа, конфликта, сюжета, широкое использование таких жанровых структур, как роман, драма, повесть, рассказ. Он внес в него дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание, он включил туда и невероятное и истинное, эти элементы эпоса и подкрепил поэзию непосредственностью простейших разговоров. Наилучшее объяснение заключается в том, что научные теории близки к открытию истины. Замечательным примером, ярко демонстрирующим все принципиальные особенности искусства критического реализма, является роман Джека Лондона «Железная пята». Положив в основу произведения «мысль народную», писатель подверг критике тех, кто равнодушен к судьбе народа, родины и живёт эгоистической жизнью.
Зато как педагог был в своем роде единственным. Пьеса весьма многозначна по своему содержанию. Критический реализм не ограничивается разоблачением безобразного.
Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. В. Г. Перов. Формирование его граничит с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». Реализм XIX в. выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности.
Типичность изображения Ф. Энгельс считал главным признаком реалистического искусства. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Одним из ведущих мотивов является разоблачение буржуазного общества.
Они лишь называли недуги своего века, но не исследовали причины их вызывающие. В немецком романтизме преобладают мистические и религиозные настроения и образы. «Веселая» доля крестьянина представляется в художественном воображении Некрасова возможной на собственно крестьянской социально-экономической основе, на основе крестьянского хозяйства. Но разница все же есть. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения.
«Обломов» — руссоизм XIX века, возникший на основе не сентименталистского, а реалистического сознания и на русской почве и потому обращенный более к обществу, нежели к природе. Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если, опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств. В связи с этим сильно расширились границы литературы – в нее вклинилась проза жизни. Их печали, радости и страдания являются как бы его собственными.
Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. Для Кьеркегора мир враждебен личности. Ф. В. Шеллинг создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства. В начале 90-х гг.
У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. художники. Если в широком смысле реализм — общая черта в творчестве художников, принадлежащих к разным художественным течениям и направлениям, то в узком смысле реализм является отдельным направлением, отличным от других.
Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге – из петербуржцев, а из москвичей – Перову, Прянишникову, Саврасову. Только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития. «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь.
Она захватывала, развивала, толкала людей на революционные действия. Личность конечна, она обречена на страдание и страх и будет перечеркнута смертью.
Натурализм. Уже хорошо изучено, что в литературе критического реализма попытки личности жить «чисто человеческими» чувствами и стремлениями приводят ее, как правило, к трагическому конфликту с окружающей социальной средой. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам.
Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Вот таким образом, в сущности, критический реализм и является критическим. изображаются не только в возвышенные минуты своей жизни, но и в самых трагических ситуациях. Чернышевского.
Черты критического реализма проявились во второй трети 19в. Иногда это проявляется в форме прямого бунта, общественной борьбы (как у Байрона). На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина». Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. Настоящего, во всей своей полноте и жизненных проявлениях. перед обществом.
Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. И чем шире его взгляд, тем глубже его обобщение. Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова.
На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Эстетика романтизма подчеркнуто противопоставлена классицистической. Так что точек схода между «передвижниками» и Академией было достаточно и это понял тогдашний вице-президент Академии И. И. Искусство не развивается путём революционных взрывов.
Некрасов, А. Н. Эта система не вступает в противоречие с представлениями о Божьей могущество. Вот таким образом Флобер призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», служить красоте. Романтиков объединяла ненависть к тусклой повседневности, стремление из нее вырваться, мечтательность, яркий индивидуализм, хрупкость внутреннего мира. Так, в литературе отчетливо выделяются революционно-плебейское (демократическое) течение (Беранже, Бюхнер, Гейне, Петёфи, Чернышевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин), буржуазно-демократическое (Стендаль, Золя, Ромен Роллан, Диккенс, Теккерей, Марк Твен, Драйзер, Генрих Манн, Томас Манн и многие другие), либерально-дворянское течение (Гончаров, Тургенев), патриархально-крестьянское (Л.
Но под застывшим однообразием человеческого бытия в его творчестве последнего периода ощущается скрытое от прямого восприятия «подводное» течение, созвучное самым глубинным процессам исторического развития. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Реалисты отказались от создания необыкновенных характеров, т. к. Житейские, бытовые мотивы стали обязательным спутником реалистических произведений. В творчестве крупных писателей ее функции связаны с типизацией. Сам Гоголь рассматривал свою поэму как качественно новый этап в своей творческой биографии.
Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). В творчестве Филдинга, Шиллера, Дидро и других писателей эпохи Просвещения человек среднего сословия изображался главным образом как воплощение благородства, честности и тем самым противостоял развращённым бесчестным аристократам. В нее мощным потоком хлынула проза жизни. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников.
Победоносцев, П. П. Гениальное творчество Толстого Л. Н. Происходит процесс обновления театра, на сцену выходят важные проблемы. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы.
Это — движение французского народа против реставрированной монархии Бурбонов, а затем — против разных форм экономического и политического господства крупной буржуазии борьба английского народа за демократизацию политической жизни в стране (реформа 1832 года, чартистское движение) и опять-таки против экономического и политического гнета крупной буржуазии длительная, более чем столетняя борьба немецкого народа за буржуазно-демократические преобразования в своей стране антифеодальное освободительное движение русского парода, начавшееся в XIX веке как движение революционного дворянства, но постепенно втянувшее в себя все более и более широкие социальные слои — разночинцев, буржуа, крестьянство, рабочих. Таковым он является только в художественном творчестве, как его внутреннее свойство, его атрибут, как «созвучный миру строй души», который складывается у художника в процессе его творческого общения с миром. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Просветительский реализм рассматривал противоречия жизни в идеологическом преломлении. Он говорил, что реализм в живописи, литературе искусстве в целом призван утвердить бытие в качестве действия.
Изображение человека в социальных связях не было открытием Гоголя или Бальзака. целая сфера жизни.
К своим героям он относится с горячей заинтересованностью.
Оказалось, что образ Обломова несет в себе понимание метафизических истин и предвидение.
verismo от vero – истинный, правдивый). Главный интерес художественного сознания перемещается с внутренних переживаний человека на связь внешних обстоятельств и порождаемыx ими поступков и переживаний. Несомненно, что трагическое в литературе критического реализма является правдивым воспроизведением трагического положения личности в антагонистическом классовом обществе, «раскрывает трагический характер судеб человека в досоциалистическом обществе»1. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Способом выражения этих настроений стал символизм.
Их творения отличаются глубоким психологизмом. Мане, К. Моне, К. Писар-ро). Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода. Портрет и пейзаж-самые интересные поиски художники вели в этих жанрах. Благодаря этому он сделался реалистом в самом смысле слова и его сочинения представляют собою незаменимый источник для изучения психологии французского общества времён реставрации и «Людовика-Филиппа».
На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина». Во-первых, многих отвратил от революции якобинский террор. Персонажи в произведениях критического реализма — это люди своего времени, «лишние люди», «отцы» или «дети», «старые» или «новые» люди. Но необходимо учитывать, что благодаря «психологическому анализу» это искусство может раскрывать не только положительные характеры, но и отрицательные, выворачивая наизнанку их отвратительную социальную сущность, как это делал Достоевский.
В связи с этим принципиальное значение приобретает высказывание В. И. Ленина (в письме к И. Арманд) о том, что в художественном произведении весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов. Многим из них были свойственны различные иллюзии.
Вершиной реалистического изображения действительности стало творчество Л. М. Толстого. Вот таким образом эта разновидность реализма и получила обозначение критического реализма. В. Сквозников предложил трактовку романа Гончарова «Обломов», вводящую это произведение в ряд пророческих, ставящих высшие метафизические проблемы бытия.
«Существенной чертой содержания произведений классического реализма, — пишет, например, С. М. Петров, — и является раскрытие трагического характера жизни изображение того, как страдают живые силы общества и процветают его мертвые души»1. По отношению к этому течению непосредственно изображенная жизнь кажется какой-то «призрачной», неправомерной, не имеющей будущего. Барокко, классицизм, романтизм и т. п.
Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Как их по-своему охарактеризовала Наташа Ростова в лице Бориса Друбецкого: «.
Вы понимаете. В нём приплетаются судьбы людей самых разных воззрений, различного положения в жизни.
это делало психологически неудобными характеры типичных героев. Густав Курбе-Мстерская художника, Здравствуйте, господин Курбе. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Вот таким образом точнее всего будет назвать это направление социально-критическим.
Наибольшие достижения в этом жанре принадлежали И. С. Его не удовлетворяет преимущественно обличительная направленность его прошлой литературной деятельности. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П.
Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. С большой глубиной они раскрыли противоречия крепостной и пореформенной России.
Она произвела сильное впечатление на общественность. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Борьба за свободу творческой личности художника. kritike -- суждение вынесение приговора и лат.
Один из основополагающих признаков романтизма – культ личности, т. е. героя, не просто сознающего свою самоценность, как у сентименталистов, но активного субъекта, определяющего и формирующего окружающую действительность. Писатели-реалисты действуют в Франции (Мопассан, Франс, Роллан), Великобритании (Уэллс, Шоу, Голсуорси), Германии (братья Манны, Гергарт Гауптман), Скандинавских странах (Ибсен, Мартин Андерсен-Нексе), США (Марк Твен, Джек Лондон, Драйзер, О. Генри), а также в других странах. Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы.
е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Н. Поспелов), «социальный реализм» (У. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872).
Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). В широком смысле слова он является своеобразным эстетическим стержнем культуры, который ощущался уже и в эпоху Возрождения – ренессансный реализм и в эпоху Просвещения – просветительский реализм. Критический реализм по-новому изображает отношение к человеку и окружающей среды.
Буржуазность – явление очень агрессивное вот таким образом романтики различными способами стараются ему противодействовать. Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). Жюльен легко может стать мелким торговцем с помощью своего добрейшего Фуке, но это означает выбрать «между посредственностью, которая обеспечила бы ему надежное благосостояние и всеми героическими мечтами своей юности».
Последняя всегда связывала счастье человека с поиском истины. Как абсолютно верно отметил Г. А. Гуковский, характер в критическом реализме, «поскольку он зависит в своем движении от среды, весь разлагается в конечном счете на элементы среды» 1.
Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, «щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. В связи с этим границы литературы широко раздвинулись. Дворянские круги представлены братьями Кирсановыми, Одинцовой, разночинная интеллигенция – Базаровым. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А.
Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Реализм не есть нечто раз навсегда данное и неизменное.
Большое значение в реалистическом изображении действительности имеет деталь. Критические реалисты идут дальше. Этот интерес к конкретно-историческому познанию жизни явился реакцией на те рационалистические и романтические теории, которые господствовали в социологии в XVIII и первой половине XIX столетия, но не были подтверждены опытом истории. Но это может быть и стремление утвердить себя на поприще общественно полезной деятельности или, более того, попытка утвердить принцип свободных, внесоциальных, бескорыстных, «чисто человеческих» отношений в качестве нормы общения людей между собой. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города ("передвигать" по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Реальная буржуазная действительность, как подчеркнул Ф. Энгельс, оказалась карикатурой на их блестящие обещания.
он узкий такой, как часы столовые. «Большим я был дураком в Страсбурге, — вспоминал потом Жюльен об этом моменте своей жизни, — мои мысли не поднимались выше воротника на моем мундире».
Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность. Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать. » Н. Г. Борьба за свободу творческой личности художника.
Однако он понимал, что «время» дворянства истекает и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». Пушкин. Основой реализма 19 века было резко критическое отношение к действительности, отчего он получил название критического реализма.
Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души». Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала "Современник". Эпитет «критический» означает, что литераторы сосредоточивали своё внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности.
Они двигались в абстрактной среде, как герои классической трагедии. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П. И. Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г. Эстетику реализма образует взгляд на литературу как научную (в позитивистском смысле этого слова) форму знания о мире и человеке. Натурализм, как он сформулирован теоретически, в частности Золя и братьями Гонкур, предусматривает бесстрастное, научно достоверное изображение человеческой жизни в ее естественной и социальной характерности.
В отдельных случаях осознание неизбывности конфликта приводило к разочарованию и пессимизму (болезнь века). В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»). К середине 19 века складывается реализм (критический реализм) исследовавший личность человека в неразрывной связи с социальным положением в современном ему обществе.
Чтобы стать равным среди правителей городка, он должен вообще отказаться от своих надежд, от самого себя как оригинальной и самоценной личности, стать точно таким, как они. Как заметил Горький по поводу «реакционных тенденций» и «страшных натяжек» Достоевского их «никому другому не простили бы»1.
Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку. 19в.
Мир пугающе-грозен, таинственно-ужасен. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала. Оно лежит в фундаменте самой жизни.
Так, поддерживая повести графа Соллогуба за их «верное чувство действительности», он указывал вместе с тем, что им, в отличие от повестей Гоголя, недостает «личного (извините — субъективного) элемента, который бы все проникал и оттенял собою, чтоб верные изображения действительности, кроме своей верности имели еще и достоинство идеального содержания. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева – он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Грибоедов, А. С. Иногда говорят о реализме в широком смысле и реализме в узком смысле.
Человеческий характер раскрывался в органической связи с социальными обстоятельствами. Конечно, реальные наблюдения в произведении обобщены, но свобода художника здесь и проявилась в том, чтобы как можно рельефнее обнажить сущность изображаемых явлений. Широко понимаемый реализм становится даже не стилем, т. е.
Чистякова, которого вот таким образом и называли «всеобщим учителем». Он увидел меня, но между нами не протянулась нить взаимного понимания, видимо, ничто во мне не сулило ему дружеского участия. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм вот таким образом одновременно становится психологическим. В способности видеть необходимое за прозаическими мелочами в жизни человека и состоит существо художественного анализа, без чего невозможно реалистическое искусство. Витте, К. П.
Он значительно шире захватил современную ему действительность. В конце концов Жюльен поставлен перед дилеммой — или отказаться от самого себя, от своей личности и стать «средним индивидом» какой-либо социально-классовой среды или до конца оставаться самим собой и тогда изолироваться от общества — умереть. В "Очерках гоголевского периода" (в 1856 г. ) Чернышевский писал: "Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений". Но тут же рождается другая иллюзия, правда, прогрессивная по своей конкретно-исторической значимости.
Передвижники). оказываются всего лишь модификациями реализма. Путь к счастью лежал через овладение истиной. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Пушкин, М. Ю. В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества.
Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников. Недаром Белинский называл Хоголя вождем России на ее пути к прогрессу. Так, в основе оперы "Борис Годунов" М. П. Мусоргского драма А. С. Пушкина по мотивам "Слова о полку Игореве" А. П. Бородин написал оперу "Князь Игорь".
Когда реализм определяется как направление в искусстве изображающее социальные, психологические, экономические и прочие явления как максимально соответствующие действительности ("отвечающие правде жизни", как иногда говорят), реализм становится, в сущности, единственным полноценным стилем искусства. Тургенев соотносит человека не только с обществом, но и природой, с мирозданием в целом. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.
К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Зловещая жадность Глеба, которую крестьяне у Некрасова хоронят вместе с «крепью», родилась исторически именно на этой собственно крестьянской социальной основе. художники.
19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих обратившееся к злободневным современным сюжетам.
Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Некоторые романы А. Франса (Остров пингвинов, Восстание ангелов) условны по своей форме, но они глубоко реалистически раскрывают объективное содержание действительности. В большей степени это свойственно литературе. Моне и «Качели» Ренуара.
(автора романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние на мировую литературу. Правда, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Флобер не разделяли революционных методов изменения действительности (в этом их отличие от социалистических реалистов), тем не менее освободительная борьба рабочего класса (Лионское восстание, баррикадные бои в Париже в 1832, 1848 гг., выступления чартистов и т. д. ) открыла им глаза на неустроенность жизни, помогла понять многие черты капиталистических отношений. Врубеля, В. А.
Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель. «Звери из бездны» — это восставшие пролетарские массы. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона») нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Зло для Байрона неискоренимо.
Но Достоевский ищет выход из противоречий современности. Романтизм возник на фоне разлада идеала и действительности.
Крест в горах, Аббатство в дубовой роще, Монастырско кладбище, Крушение Надежды во льдах. Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича).
Историко-революционная тема. Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному. В 30 годы XIX столетия в Европе формируется критический реализм.
Бросается в глаза, что величайшие художественно-творческие завоевания в литературе критического реализма принадлежат таким писателям (Бальзак, Толстой, Достоевский), которые по своей непосредственной политической позиции не были революционерами, более того — смыкались с исторически консервативными общественными силами. Бытовая и социальная конкретность наличествует и в романтическом искусстве. Родина-германия. Элиот в Великобритании и др.
франсуа Милле-крестьянский мир-Сеятель, Сборщицы колосьев. Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе «Отцы и дети». Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. На мой взгляд, – писал он в известном письме к М. Гаркнесс в апреле 1888 г., – реализм подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость во произведения типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. Золя, в «Железной пяте» Джека Лондона, в Картинах «Человек с мотыгой» и «Отдых виноградаря» Милле, «Ноша» и «Прачки» Домье, «Дробильщики камня» Курбе, «Проводы покойника» и «Тройка» Перова, «Кочегар» Ярошенко, «Железопрокатный завод» Менцоля, — и крестьянства и рабочего класса и политической организации социалистов. В «Войне и мире» Толстого, самом выдающемся произведении такого рода, все положительные герои — как из среды дворян, так и из среды крестьянства — объединены общим пафосом защиты своей родины, порождаемым исторически сложившейся ситуацией, объективно-исторической необходимостью общенационального освободительного движения. Гончаров, И. С. В ней налицо элегические мотивы, связанные с гибелью сада, красота которого приносится в жертву материальными интересами.
Чистяков учил «рисовать формой». Именно по такому пути пошли критические реалисты.
Развивалась русская национальная музыкальная школа. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы. И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»).
Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий.
Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Конечно, Чехов не просто «убивал» прежнюю форму реализма, но и нащупывал своим художническим чутьем путь к качественно новой реалистической системе. Радищев, молодой И. А. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники.
Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декламированный уже в «Мадам Бовари» (1856). В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического.
Максимально приблизив своих персонажей к реальным образам, писатели раскрыли человека со всех сторон, помогая читателям найти себя, решить те насущные проблемы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни и о которых не напишет ни один писатель-романтик или классицист. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др. ). Нередко натурализм нереалистичен, не является жизненным, поскольку довольствуется поверхностным сходством без проникновения в глубинные процессы действительности, а абстрактное художественное мышление более точно выражает реальность, так как схватывает самую сущность какого-либо элемента изображаемого явления или предмета.
Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Филипп Отто Рунге-художник, теоретик искусства, »цветовой круг», портреты. Все это, конечно, свидетельствует об исторической несостоятельности дворянства как замкнутой в себе социальной силы и как господствующего класса в русском обществе: раз условия его господства враждебны лучшим представителям его собственной среды, то они тем более враждебны остальной части общества, особенно угнетенным трудящимся массам.
Классицизм не исчез бесследно с появлением просветительского реализма, последний не прекратил своего существования с формированием романтизма, который в свою очередь сохранил силу своего воздействия в период широкой известности и славы Стендаля, Бальзака, Диккенса, Тургенева и других критических реалистов. В новом стиле главную роль начинает играть не столько сама идея, сколько чувственная окраска слова, богатство эмоциональных оттенков. Толстой в своих произведениях изображает жизнь с позиции «стамиллионого земледельческого народа», как он сам любил говорить.
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "Пошехонская старина") в его произведении "История одного города" создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психо-логическим романе "Господа Головлевы" изображен духовный и физический распад дворянства. Одним из ведущих мотивов является разоблачение буржуазного общества. На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм (итал. Это было написано в 1835 году, в начале творческой деятельности великого критика. Русские писатели (Пушкин, Гоголь, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Достоевский, Чехов и др. ) довели до совершенства искусство художественного анализа. Более всего это относится к вокальным произведениям, особенно у Мусоргского, который расширил содержательные границы песни вплоть до «музыкальной сатиры».
С. 95). Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Это само- определение в точности демонстрирует выше обозначенную позицию. В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу». В XIX в. изменилось понимание общественной среды.
Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить». Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Представителей направления отличает повышенный интерес к социальной тематике.
В 1870-е гг. Он находит теперь опору своем творчестве в реальной действительности. Густой покров дыма, местами прорезанный багровыми вспышками огня, застилал небо. Но чаще романтический мятеж против обыденности означает просто ее игнорирование, уход от нее в древние времена (Средневековье), понимаемые как золотой век или в мистическую религиозность или во всепоглощающую любовь.
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. вом прежде всего интересы той социальной среды, которую он непосредственно представляет и на которую опирается как на самую здоровую, положительную и перспективную силу общества. В результате характер теряет свою самоценность и переходит в обстоятельства, становится их индивидуальным выражением, частицей той силы, которая подавляет все неповторимо личностное и общезначимое («чисто человеческое») в человеке. Новое видение мира было названо реализмом. Все это не означает, что рациональное начало было совсем чуждо романтикам. Тургеневу, Ф. М. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья).
Как выглядела в ту пору Академия. Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18в. ). Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Он считает недостаточным ограничиваться облечением общественных пороков. Чистяков учил «рисовать формой». Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму.
В высшей степени заостренно этот тип характера представлен Чеховым в рассказе «Человек в футляре». Но на самом деле это было невозможно. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.
Милле ("Сборщицы колосьев" 1857). Тургенев первым из русских писателей отразил в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» взгляды «новых людей». Предложенный У. Р. Фохтом термин «психологический реализм» более удачен, так как он указывает именно на внутреннюю мотивировку утверждения положительных ценностей, столь характерную для критического реализма в целом.
На эту важнейшую черту реалистического метода указал Энгельс. Борьба героя не позволяет злу охватить всю жизнь в целом и создает хотя бы временные оазисы, в которых личность может существовать в относительно нормальной, адекватной ее сущности ситуации. предмет теряет свое собственное значение, человеческие фигуры размываются в пейзаже, а пейзаж — в гармонии цвета, благодаря которой и достигается главным образом впечатление целостности художественного произведения, как это происходит, например, на картинах «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинок в Париже» It.
Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить».
В основном на конференции речь шла о двух типах внутри литературы критического реализма и это вполне соответствует характеру ее исторического развития. В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Ясно, что теоретическое определение метода не есть еще метод сам по себе. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени.
Милле (Сборщицы колосьев 1857). Ему неоткуда было ждать помощи во всем божьем мире». Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «Последождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Р. Фохт). Изображение человека в социальных связях не было открытием Гоголя или Бальзака. Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью.
Он раскрывался только в сфере своего высокого морального сознания. На рубеже веков он завоевывает ведущие позиции в мировом литературном процессе.
Таковы особенности концепции мира и личности в романтической литературной традиции. В балете "Раймонда" на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса).
В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу». В прекрасных творениях И. С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы и дети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо"). По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь».
Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному. Но разница все же есть. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому извлекли пользу из своего ученичества.
У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. Это, например, романы, Ремарка, Стейнбека, кинофильмы Антониони, Феллини. Обращение к современности во всех ее проявлениях стало основным требованием этого худ. течения.
Романтики предпочитали оценочные эпитеты, необычные, яркие метафоры. Та же узкосоциальная ограниченность обнаженно выступает в многочисленных образах политиков, адвокатов, буржуазных дельцов, самодовольных мещан в литографических сериях и в живописи Домье («Законодательное чрево», «Французские типы», «Адвокаты»). Н. А. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А. Н. Островского "Снегурочка".
То же — Кабаниха и Дикой в известной пьесе А. Н. Островского. И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер.
В романах "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. Критический реализм стремится к изучению общества. Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра. И это, конечно, верно. Критические реалисты идут дальше. Характеризуя метод Бальзака, Г. В.
С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Он еще больше сжался и заковылял прочь. В XIX в. всемирную славу получил русский балет. Крупнейшим представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821 – 1880). В конце 18-начале 19 веков угасает интерес к античности.
Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Особое значение и очарование творчества импрессионистов состоит, видимо, в том, что они максимально реализовали именно субъективно-выразительные возможности живописи.
При этом он именует себя «секретарем, пишущим под диктовку Современности». В зрелом творчестве Левитана также предельно достоверное изображение предметного мира заключает в себе необычайно глубокий и многозначительный подтекст — ощущение скрытого движения подспудных жизненных сил, чувство скорби по уходящему прошлому, радостное ожидание нового («Над вечным покоем», «Март», «Летний вечер», «Озеро»), Особое значение так называемого лирического подтекста в творчестве Чехова и Левитана состоит в том, что здесь субъективные авторские надежды на обновление жизни, не связанные непосредственно с какими-либо конкретными общественными силами, обращены вместе с тем к животворному началу объективно существующего мира.
Реализм «Что делать. » имеет черты, сближающие его с романтизмом. Его творчество обретает историческую конкретность, в нём усиливается критика различных проявлений социального гнёта, обостряется внимание к тяжёлой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу », «Румяный критик мой » и другие).
Произведение отличает острое конфликтность. Искусство критического реализма как художественная форма активной общественной деятельности сформировалось в тесной типологической связи с широкими, так называемыми буржуазно-демократическими или общедемократическими движениями европейских народов. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Для Кьеркегора счастье в покое, а он достижим через отказ от овладения истиной.
Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, выведение законов из натуры -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок». Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.
Базаров ненавидит праздность, сибаритство, проявления барства. Чистякова заслуживает особого внимания. Отрицая жестокую деловитость прогресса, «голубиная душа» Обломов отрицал активность, враждебную человеку и природе в то время, когда угроза только намечалась (См. : Сквозников.
Отсюда высокое духовное напряжение, творческий взлёт интуитивное прозрение – главные черты романтического сознания. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. )- Репин создал целую галерею портретов. Романтических мечтателей и бунтарей вытеснил реальный исторический человек. Московское Училище и на десятою долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. И те и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории. ст.
Гончаров раскрыл привлекательность патриархальности и утвердил образ героя-лентяя, противостоящего мирской суете. Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям художественной культуры в середине XIX в. французским литературным критиком Ж. Шанфлери для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге.
Тургенев – один из наиболее лиричных писателей XIX века. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Критический реализм значительно расширил в сравнении с романтизмом сферу искусства.
Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. Писателя-реалиста называли «доктором социальных наук». Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского. 60 – 70-е годы 19 века стали самым важным этапом в творчестве Достоевского, так как в это время были созданы самые выдающиеся его произведения – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в которых он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей.
Я опять ползком добралась до витрины. Вот таким образом и источником положительного начала в человеке изображается только его внутренний мир, его вера или убеждения, а источником лучшего будущего — волевые усилия людей, таких, как движимые человеколюбием Пьер Безухов Л. Толстого и Алеша Карамазов у Достоевского или действующие в соответствии со своими социалистическими убеждениями «новые люди» у Чернышевского. 2. — И. В. ) отпечаток» 3. Семенов Тян-Шанский.
Живопись и музыка реже ставили перед собой большие социальные задачи, ограничиваясь правдивым описанием повседневной жизни. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. В низах общества, к которым он принадлежит по рождению, Жюльен не видит никакой перспективы для себя, личность — здесь подавлена, человек обречен на однообразное, примитивное существование. Характеризуя метод Бальзака, Г. В.
Сегодня уже хорошо известно, что излишняя и все нарастающая активность современной цивилизации ставит мир на грань экологической катастрофы, а слишком суетное и жадное к богатству и «сладкой жизни» человечество на грань деградации. Тут всякий герой». Творческие принципы критического реализма сложились в условиях, когда классовая структура общества обнаружила себя в своей классической, крайне антагонистической, буржуазной форме, когда никакой другой общественной структуры не было, а идея бесклассового общества существовала лишь теоретически, не стала еще практической, материальной силой исторического развития.
Человек с помощью воображения переносится в другие культурные миры и может творить их сам. Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности.
Это направление открывало обществу глаза, началась эпоха революций и резких перемен. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой. В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» -пошловатой красивостью. Житейские, бытовые мотивы стали обязательным спутником реалистических произведений. Она помогает познанию жизни, раскрытию ее существенных сторон.
Эта была система рационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическом подходе к построению формы. Прямым предшественником романтиков в этой сфере стал И. Г. Фихте, создавший в своем Наукоучении концепцию совершенного я, чье бытие единственно бесспорно, а весь остальной мир (не-я) является продуктом его деятельности – мышления.
Это очень характерно для творчества Даргомыжского и стало одной из основных программных установок русской музыкальной школы известной под именем «Могучей кучки». Обстоятельства эти лишь постольку определяют, «подпирают» характер героя, поскольку они делают его узкосоциальным характером. Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски.
Но горячая любовь к человеку, ненависть к социальному гнету помогли им достичь большой силы в отрицании уродливых сторон самодержавно-крепостнического и буржуазного общества. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Я хочу покоя. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл РОМАНТИЗМ, стремившийся проникнуть в тайны человеческого "я". В Западной Европе критический реализм генетически связан с пролетарским движением.
Являясь творческим приемом, он выполняет задачу по непрерывному развитию наиболее ценных человеческих способностей, благодаря которым становится возможной победа над природными силами ради здоровья и долголетия человечества и великого счастья на планете. Старое классическое наследие, попадая в новую идеологическую атмосферу, не утрачивает своего значения, оно содержит в себе нечто нетленное, общечеловеческое, что переходит из одной эпохи в другую. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах. Декларация такого изображения отличает взгляды многих писателей-реалистов. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать. » Чернышевского ) и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий.
Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Внимание, которое реалисты уделяют личности, помогает им добиться успехов в изображении характеров, ведет к углублению психологизма. Между ними и социалистами лежит у Лондона пропасть. Историко-революционная тема. Серова).
Крупнейшими пред-ставителями критического реализма на Западе были О. Бальзак, Г. Флобер (в литературе), О. Домье, Г. Курбе, барбизонцы (в живописи). Просветители (Д. Толстой, Гарди). Критический реализм создал бесконечную вереницу таких «средних индивидов», в образах которых типизированы существенные особенности самых различных социальных групп, классов. Оно во множестве вариантов проследило, как уродуют и разрушают человеческую личность пороки господствующей среды и создало убедительные картины крайней нищеты и ужасающих страданий трудового народа. N1. Камиль Коро-пейзажи.
Б. Храпченко), «реализм обстоятельств» (Г. Он находит теперь опору своему творчеству в реальной действительности. Узкий, знаете, серый, светлый. » По-своему эта «узость» и «серость» социального бытия представлена на картинах Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора»), Перова («Сельский крестный ход на пасхе», «Фомушка-сыч»), Репина («Протодиакон», «Торжественное заседание Государственного совета», сословное представительство в «Крестном ходе»). Только в революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и в отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку.
В критическом реализме XX в. достаточно определенно наметились две тенденции. Глазами, в которых застыл ужас, он боязливо водил по сторонам. Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.
Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие. Критический реализм (греч. В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни.
Трагично отцовское чувство папаши Горио, трагична любовь Эжени, Катерины, Анны Карениной. Пушкин. Формирование критического реализма сопровождалось пересмотром многих эстетических понятий. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники». Предсказания просветителей о наступлении после революции 1789 – 1794 гг. Вот таким образом термин «психологический» требует устойчивого дополнения, которое бы определяло психологизм как основное средство утверждения положительных ценностей в художественной системе критического реализма. В России — Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (в литературе), П. А. Федотов, В. Г. Перов, передвижники (в живописи).
Художественное исследование проникает здесь в экономическую, классовую структуру жизни. В них не заключено такой объективно-исторической силы, которая способствовала бы развертыванию оригинальных возможностей личности и поддерживала бы ее стремление к иным, свободным, «чисто человеческим» отношениям. Он видит её недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности.
Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Протест вызывали способ производства, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущие к искажению природы человека, лишавшие его целостности и универсальности. Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни».
Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. В литературе, музыке и искусстве формируется романтизм.
В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Критический реализм не ограничивается обличением безобразного. Позднее реалистические тенденции развили в своем творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже «академический» художник. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре.
В критике отживающих форм жизни заключалась народность творчества классиков XIX столетия. Зато как педагог был в своем роде единственным. Здесь есть романтика, но не романтизм. Патриотический дух народа, в изображении Толстого, пробил себе путь к победе независимо от субъективной воли отдельных личностей. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники».
Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. Так что смотреть с былой уверенностью на Обломова как на ретрограда вряд ли следует. Форма не может служить надежным критерием при определении методологии художника. В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений.
Так, пафосом поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является беспощадное революционное отрицание всей системы феодализма и всех ее пережитков и иллюзий, в том числе и иллюзии о совместном благе крестьян и их барина. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Защищая автора Человеческой комедии от упреков в романтизме, он подчеркивал, что Бальзак в отличие от Гюго и Ж. Санд брал страсти в том виде, какой давало им современное ему буржуазное общество он с вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде. В нём всегда ощущается биение жизни, человеческого сердца и души. На конференции в ИМЛИ рассматриваемый тип творчества в системе критического реализма назывался по-разному: «гоголевское течение» (М.
Но и этого мало. Особое место в русском реалистическом искусстве занимают Чехов и Левитан. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Идейная вооруженность необходима реалистам для того, чтобы верно понять и правдиво раскрыть объективное содержание действительности. Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, "выведение законов из натуры" -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок».
Тургенев, Н. А. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Данное направление отражало в мире искусства острые социальные проблемы, давало оценку различным явлениям в жизни общества того времени. Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века. Народность. Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др. ) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности.
В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Гоголя и – за ним – в так называемой натуральной школе. Создатель использовал один и тот же образец для создания всех живых существ. Многому научился Репин также у Крамского.
Однако национально-освободительная борьба даже в такой эпопее, как «Война и мир», не избавляет самоценную личность от трагического положения, обусловленного социальными обстоятельствами ее жизни. Аналитический характер критического реализма настойчиво подчеркивал Белинский. Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода. Но это был как раз тот момент, когда он почти целиком растворился в окружающей среде, стал ее рядовым представителем, ее «средним индивидом» вместо самоценной личности, человеком, значение которого определяется не его личными достоинствами, а его званием и чином. Произведения романтизма отличаются яркой и оригинальной формой, они часто наполнены меланхолией, чувством «мировой скорби», ностальгией по прекрасному прошлому. Эта была система рационалистическая, суть ее заключалась в сознательном аналитическом подходе к построению формы. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям.
в творчестве художников-«шестидесятников» В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Н. В. Неврева, стремившихся вынести своими картинами «приговор современности», разоблачить социальную несправедливость, пробудить сострадание к «униженным и оскорбленным». Признается экстерналистского тезис, сформулирована социологами: реальность частично (но только отчасти) создана человеком. «Творя в эпоху «свободной» конкуренции, в эпоху «свободного» капитализма, — писал Б. Сучков о критических реалистах, — они изучили главным образом и преимущественно разделяющие, разъединяющие общество последствия капиталистического прогресса и гораздо меньше внимания смогли уделить анализу тех процессов, которые вели к объединению людей внутри капитализма» 1. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники».
И вот что он писал в конце своей деятельности, отстаивая в «гоголевском» направлении опять-таки ничем не прикрытое «беспощадно откровенное», натуральное воспроизведение социальных нравов русского общества.