Выделение из бытового жанра пейзажа и портрета (например, в «Приезде гувернантки в купеческий дом»), значение которых возрастает, особенно в следующие, 70-е годы, знаменательно в творчестве Перова, в котором, по справедливому замечанию исследователей, структурно оформились важнейшие жанры реалистического искусства. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Тарновского за карточным столом (1887), Вечером за картами (1903-1904), Обдумывает ход (1903-1904), Момент игры (1903-1094), Группа играющих в карты (1903-1904) изображены различные моменты карточной игры. Искусству романтизма я посвятила несколько записей.
Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х г. XIX в. и принесших ему известность (трилогия Детство, Отрочество, Юность, кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Тут всякий герой».
франсуа Милле-крестьянский мир-Сеятель, Сборщицы колосьев. Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». В какой-то момент он говорит «Поверните направо». На приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей склонностью к шутливым афоризмам выражал это так: «Рисунок – мужская часть, мужчина живопись – женщина». Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма Кому на Руси жить хорошо, 1866–1876 г. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А.
Картина Завтрак аристократа (1850, ГТГ) покоряет блистательным живописным мастерством, точностью социально-психологической характеристики героя, незадачливого аристократа, виртуозной передачей многообразной красоты видимого мира и чистосердечным восторгом перед ней. Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина)., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. В произведениях просветителей большое место занимает образ развращённого аристократа, не признающего никаких ограничений своим чувственным вожделениям.
Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. В России реализм носил название передвижничество. Зачем это нужно. Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со счетов роль Академии художеств, прежде всего как учебного заведения, во второй половине века, – это то простое обстоятельство, что из ее стен вышли многие выдающиеся художники.
Критический реализм ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, а также сочувствие неблагополучной судьбе бедных. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты.
Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе Дворянское гнездо (1858. ). В творчестве Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», «Башня ратуши в Дуэ»). Не контурами, не «чертежно» и не тушевкой, а строить объемную форму в пространстве идя от общего к частному.
Критический реализм в России явился следствием сближения литературы и искусства с жизнью. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Они были продолжателями традиций Федотова и Перова (И. М. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке. Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. В нём всегда ощущается биение жизни, человеческого сердца и души. Как уже отмечалось, живопись той поры находилась в теснейшей связи с «властительницей дум» –литературой, вот почему иногда просто как прямые иллюстрации к литературным произведениям воспринимаются некоторые картины Перова, например, «На могиле сына» (1874, ГТГ) – как иллюстрация к роману Тургенева «Отцы и дети», «Проводы покойника» (1865, ГТГ) невольно ассоциируются с некрасовской поэмой «Мороз, Красный нос».
К рубежу 60–70-х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру.
Именно по таким улицам Петербурга бродят герои его произведений. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. вторая половина 19 века – европейский реализмВторой этап в развитии французского реализма (1848-1870)Глава 1. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания).
Чистяков учил «рисовать формой». Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов.
Вершиной реалистического изображения действительности стало творчество Л. М. Толстого. Герои Бальзака, Салтыкова-Щедрина, Чехова и др. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. Его положительный герой не вознесён над жизнью (Базаров у Тургенева, Кирсанов, Лопухов у Чернышевского и др. ). Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. В 1853г.
Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Уже в 1908 году Серов писал ему: «Помню вас, как учителя и считаю вас единственным (в России) истинным учителем вечных, незыблемых законов формы – чему только и можно учить». В результате действительность представала в их творчестве как «обыкновенный поток», как самодвижущаяся реальность. Федотов, В. Г. Толстого и многих других. Манера художника здесь несколько иная: мазок свободный, легкий, чистые цвета. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872).
Достоевского, Ч. Диккенса, О. де Бальзака, Т. Манна, Л. Н. Формирование его граничит с именем Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти.
«Сельский крестный ход на Пасхе». Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г. ). Архипова, Н. А. Романтики, по его мнению, часто неслись «выше общества», а если, опускались к нему, то разве за тем только, чтобы хлестнуть его бичом сатиры, а не передавать его жизнь в образец потомств. Третий великий роман великого писателя – Воскресение (1889–1899 г. ), названный Р. Ролланом одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг. ), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».
И те и другие недооценивали роль объективного фактора в развитии истории. художники. Васнецов. Вокруг Перова формировались художники-жанристы открыто социальной направленности.
Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870. Поленов. В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета. Передовое искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей.
Характерна и индивидуализация и тонкость передачи душевных состояний, находящихся в процессе смены и развития (чередование недоверия и улыбки на лице егеря, робость и восхищение в лице молодого охотника и т. д. ). Он раскрывался лишь в сфере своего высокого морального сознания. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание (нигилизм), показан в романе Отцы и дети (1862. ). Перов был прекрасным педагогом, отстаивавшим принципы демократического искусства.
Касаткина и др. Не повезло только скульптуре была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства «не везло» долго, собственно всю вторую половину века. Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей.
Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину «Смерть Нерона») нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Нестеров говорил, что в «Проводах покойника» Перов выступил «истинным поэтом скорби». С прославлением нравственного величия человека, его духовной красотой связан лиризм Тургенева, характернейшая черта его стиля. Репиным и В. И. В них духовная связь природы и человека в последний раз прозвучала как основная тема его искусства.
В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев.
В 1870 году создаётся «Товарищество передвижных художественных выставок». Стоит отметить, что спустя несколько лет, реализм стал самым известным направлением в живописи во всем СССР. Произведение отличает острое конфликтность.
Следующий роман Л. Н. Толстого – Анна Каренина (1874–1876 г. ). Он значительно шире захватил современную ему действительность. Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923. В работах А. М. Плеханов отмечает, что создатель «Человеческой комедии» «брал» страсти в том виде какой давало им современное ему буржуазное общество он со вниманием естествоиспытателя следил за тем, как они растут и развиваются в данной общественной среде.
В результате психология героев Тургенева – взаимодействие многих слагаемых как социального, так и естественного ряда. К началу 1870-х г. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ).
Его учениками были С. Коровин, А. Архипов, М. Нестеров, А. Рябушкин и многие другие. Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Товарищество многим было обязано критику В. В. Вместе с тем, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Его не удовлетворяет преимущественно обличительная направленность его прошлой литературной деятельности.
Горячий желто-красный колорит Свадьбы придает всей картине зловещий и тревожный характер, подобный прием использовал и Федотов в своих работах, например, Анкор, еще анкор. Просветительская роль «Мира искусства» чрезвычайно велика и многогранна. Вместе с тем он объявил себя защитником идеала свободы, связывая ее прежде всего с независимостью творческой индивидyaльности и личности, ее права на самоутверждение и самовыpaжeниe. В ней нет никакого движения.
Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг. ). Однако, стоит отметить, что до творчества Курбе, некоторые художники уже творили в стиле реализм. Романтизм, как мы уже отмечали, положил начало культуре XIX в., но к середине столетия в литературе, театре, живописи практически исчерпал себя. Соломаткина Невеста (1867, ГТГ), тема брака приобретает социальную остроту.
Зимний день (1850, ГРМ) – единственное пейзажное полотно Федотова, которое сразу наводит на мысль о пейзаже Достоевского. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Врубеля Семья Я. В. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. Его творчество обретает историческую конкретность, в нём усиливается критика различных проявлений социального гнёта, обостряется внимание к тяжёлой судьбе народа («Когда я городом задумчив я брожу », «Румяный критик мой » и другие).
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. )- Репин создал целую галерею портретов. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х г. И. Е. Тема сватовства, обручения, брака, тесно связанная с размышлениями о женской доле, получила широкое распространение в русском искусстве. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала.
Русский критический реализм создал галерею образов борцов за народные интересы (у Тургенева, Некрасова). Но всем этим Федотов уже не мог довольствоваться. Таковы картины С. А. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Произведения романтизма отличаются яркой и оригинальной формой, они часто наполнены меланхолией, чувством «мировой скорби», ностальгией по прекрасному прошлому.
В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. А у романтиков пейзаж был приукрашен. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Наследие его огромно. Глубокий психологизм, т. е. Особенности взаимовлияния живописи и фотографииКритический реализмЛекция 4.
В 1863. Но обо всем по порядку. Ещё со школьной скамьи мы помним, что реалистическое изображение – это объективное изображение действительности такой, какой она есть на самом деле. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Прекрасные портреты писали также И. Е. Самым значительным из перечисленных выше произведений, безусловно, является картины В. В.
Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. Иванова (В дороге. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье.
Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Однако свойственный искусству 1860-х гг.
Реализм «Что делать. » имеет черты, сближающие его с романтизмом. Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872). Положив в основу произведения «мысль народную», писатель подверг критике тех, кто равнодушен к судьбе народа, родины и живёт эгоистической жизнью.
Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Реалистическое искусство Толстого ярко проявилось в романе эпопее «Война и мир». В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи. Реализм XIX в. принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так как его мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазного общества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму.
Иванова). Причудливая форма искусства берет корни в Париже.
Способом выражения этих настроений стал символизм. Зато как педагог был в своем роде единственным. Ларионова Зимний пейзаж с фигурой (1899, соб.
Петрова Сватовство чиновника к дочери портного (1862, ГТГ), В. В. Победоносцев, П. П. Только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878).
Об этих художниках, считая их носителями «эллинского духа» одобрительно отзывался в свои поздние годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и Айвазовский – тоже «академический» художник. В. Г. Перов. Именно это видение и ощущение города у Федотова утвердится потом в работах Л. И.
Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни». В основе реалистического искусства лежит свой, особенный взгляд на окружающую действительность, который подвергает критике и анализу многие стороны жизни общества. А. К. И действительно, жесты персонажей картины помогают характеризовать человека, его психологическое состояние в настоящий момент (распростертые руки бывалого охотника, говорящие о том, что страшный рассказ дошел до кульминационного пункта забытая папироска в руках увлеченного молодого слушателя ироничный жест егеря, почесывающего затылок). Милле (Сборщицы колосьев 1857).
У всех есть мобильный телефон или автомобильный навигатор. Они выступали не реставраторами прошлого, а творцами нового иронического мифа о старых временах. Как и Федотов, Перов начинает с картин-рассказов, где акцент делается на какой-то одной детали (например, перевернутая лицом вниз икона или упавший в грязь молитвенник в «Сельском крестном ходе на Пасхе»). В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений.
Позднее оно перешло в собственность Москвы. Архипова, Н. А. Творческим методом романтизма стала ирония – от легкой и снисходительной до горькой и печальной.
Изображение процесса карточной игры можно отметить у Ларионова в работе Картежники (1906, ГТГ). На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Густав Курбе-Мстерская художника, Здравствуйте, господин Курбе. Она произвела сильное впечатление на общественность. В более поздних произведениях, таких, как «Последний кабак у заставы», Перов достигает большой выразительной силы, причем исключительно живописными средствами, не прибегая к описательности. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова.
Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Базаров ненавидит праздность, сибаритство, проявления барства. Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Он находит теперь опору своему творчеству в реальной действительности. Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» и артелей художников ставило целью приблизить искусство к народу, активно участвовать в мобилизации сил для его освобождения.
Серова). Важное место в литературе 70-х гг. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883).
Музей Мармоттан-Моне, ПарижИмпрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения. И. Е. «Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862).
Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Характернейшой чертой буржуазного сознания Достоевский считает индивидуализм, заботу о собственном благополучии, вот таким образом развенчание индивидуалистической психологии – основное направление в творчестве писателя. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского (Свои люди – сочтемся, Доходное место, Женитьба Бальзаминова, Гроза и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия Свадьба Кречинского, Дело, Смерть Тарелкина). значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи.
Здесь образы прошлого и настоящего великой восточной державы контрастируют с огромной убедительной силой. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Но не они задавали тон: близился выход на авансцену «Мира искусства», равно далекого и от передвижничества и от Академии. Это вызвано тем, что в самом лучшем случае бытовой навигатор дает точность местоопределения не лучше 5 метров, а обычно – в пятне от 10 до 100 метров (в зависимости от многих условий).
Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники».
Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов. В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Они просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби.
В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества. Важнейшим событием в русской культуре этого периода стало объединение группы художников во главе с А. Бенуа вокруг журнала «Мир искусства», организация ими выставок. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени.
Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Идеал в творчестве критических реалистов часто утверждается через отрицание безобразных явлений действительности. Реалисты не ограничиваются критикой нравов и современного им законодательства.
и Игроки. В изобразительном искусстве натурализм не был представлен как четко определенное течение, но присутствовал в виде натуралистических тенденций: в отказе от общественной оценки, социальной типизации жизни и подмене раскрытия их сущности внешней зрительной достоверностью. Выход их вызвал большой общественный резонанс.
В 19 веке архитектура, зодчество и связанные с ними прикладные искусства находились в состоянии глубокого кризиса и упадка, что предопределило неблагоприятные условия для развития монументальной скульптуры и живописи. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Стасову и П. М. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно.
Ведущую роль играет портретное искусство, для которого характерны высокая гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения (Серов). «realis» – действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие «передвижники». Волкова Прерванное обручение (1860, ГТГЛ Г. Г. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма.
Окружающая человека социaльнaя среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не руководствоваться своей «свободной» волей. Камиль Коро-пейзажи.
Пукирева Неравный брак. Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. Тургенев – один из наиболее лиричных писателей XIX века. Репиным и В. И.
Пьеса весьма многозначна по своему содержанию. Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г. ). Восход солнца» (1872). РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). Возникновение данного течения часто связывают с творчеством известного французского художника Гюстава Курбе, который открыл в Париже выставку своих работ и назвал её «Павильон реализма». Падала художественная культура, падала изобразительная грамота.
Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке (Преступление и наказание, Братья Карамазовы, Бедные люди, Идиот). Пукирова Неравный брак (1862, ГТГ), эскизе Л. И. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. М. В.
В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее «красота» -пошловатой красивостью. Художник нервничал, пока не втянулся в эту погоду и не обнаружил особую прелесть сиреневых красок русского ненастья. Смена, 1895, ТГ). Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х гг.
В 1863 году было положено начало независимому от официальной опеки искусству («бунт 14»). Врубеля, В. А. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Новое видение мира было названо реализмом.
Название понятия уже говорит само за себя и в дословном переводе с позднелатинского означает «вещественный». В 1892 г. она была передана в дар Москве. Музыка. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи Война и мир (1863–1869 г. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В реалистичных произведениях часто встречаются внутренние конфликты личности. Он считает недостаточным ограничиваться облечением общественных пороков.
Гоголь в 40-е годы относится критически к русской литературе романтического периода. В некрасовском «Современнике» впервые напечатал свою трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстой, печатал первые рассказы И. С. Тургенев, печатались Гончаров, Белинский, Герцен, Чернышевский. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко).
Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме хоровой картины, где главным действующим лицом выступала бы масса народа. Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам.
Мясоедова Поздравление молодых в доме помещика (1861, ГРМ), Н. П. Салтыков-Щедрин полагал даже излишней третью фигуру – егеря. Только у революционно мыслящих сентименталистов (у Руссо и особенно у Радищева) и у отдельных романтиков (Сю, Гюго и др. ) эта тема получает разработку.
Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. В рамках этой жанровой картины Перов создал один из проникновенных русских пейзажей. Кроме того, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью. Общая установка мирискусников (Сомов, Головин, Бакст, Добужинский, Грабарь и др. ) – вселить в окружающем обществе любовь к самому существу искусства. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг.
Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Искусство не развивается путём революционных взрывов. Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», ), быт городской бедноты («Тройка», ) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом», ). Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского. К своим героям он относится с горячей заинтересованностью. Нельзя назвать удачными и исторические композиции Перова. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей.
Положительные герои в творчестве реалистов – правдоискатели, люди, связанные с национально – освободительным или революционным движением (карбонарии у Стендаля, Неурон у Бальзака) или активно сопротивляющееся растлевающему вниманию индивидуалистической морали (у Диккенса). Новое искусство получало, таким образом, более широкую аудиторию, которую в основном составляли разночинцы. Новое слово сказали передвижники в реалистической пейзажной живописи, для которой характерна задушевность, «песенность», многогранность внутреннего содержания, национальный колорит, «очеловечивание» природы (Саврасов, Васильев, Куинджи, Шишкин, Левитан). Он видит её недостаток в том, что она не дала верной картины русской действительности. Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен.
Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. Поленов.
В 1860-1870-е гг.
Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. И это, не смотря на то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал вообще мало.
Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс.
Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане. В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества. В отличии от стиля конструктивизм, который, по большей части, влился в архитектуру, термин реализм чаще всего употребляют по отношению к живописи.
По его мнению, в «меркантильный век» имеют больше «электричества» «чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь». Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь.
В нём приплетаются судьбы людей самых разных воззрений, различного положения в жизни. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Чистякова заслуживает особого внимания. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Романтики предпочитали оценочные эпитеты, необычные, яркие метафоры. Обострение интереса к внешним проявлениям поведения и психологии человека не случайно.
В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Это событие имело свою предысторию. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина.
Натурализм. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Одно из лучших произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» повествует о постепенном распаде семьи и вымирании помещиков Головлевых. Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа.
Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А. Островского, И. С. (убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику.
Многому научился Репин также у Крамского. Ге 1890-х гг. ). Выход их вызвал большой общественный резонанс.
Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. Критический реализм не ограничивается обличением безобразного. Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом.
Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). У истоков русского реализма XIХ века стоит А. С. Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в. ). Этим стилем стал романтизм. Картина создают образ томительного беспокойства.
Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Томилиной-Ларионовой, Париж), М. Добужинского Окно парикмахерской (1906, ГРМ). Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство.
Чернышевского. Наследие его огромно. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П.
В человеке над всем должен господствовать разум». Ге 1890-х г. ). Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Чистякова, которого вот таким образом и называли «всеобщим учителем». Касаткину (картина Углекопы. Всего серия насчитывает 25 картин.
Тургенева. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). К их мнению прислушивались. Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими.
И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910).
Восход солнца» («Impression, soleil levant»). 1855-художник Густав Курбе открыл Павильон реализма-автопортреты, Похороны в Орнане. Характеризуя метод Бальзака, Г. В.
Иванова). Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. Смена, 1895, ТГ). Литературный реализм имеет свои характерные черты, которые отличают его от других направлений.
Первая выставка открылась в 1871. Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина». Для этого они избегали симметричных изображений.
Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. В поздних полотнах Перова сатира сменяется юмором («Охотники на привале», «Птицелов», ). В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры. изображаются не только в возвышенные минуты своей жизни, но и в самых трагических ситуациях.
Принцип социальности – эстетики критического реализма. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Витте, К. П.
Клод Моне «Впечатление. Оно во многом граничит с пониманием образа человека в искусстве критического реализма. Врубель с гордостью называл себя чистяковцем. километров. В конце XIX —начале XX вв.
Таковы картины С. А. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Выражение усталой обреченности на лице этого человека навевает мысль об уже начавшемся осмыслении кризиса движения.
Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Крамским, заявила протест против традиции, согласно которой конкурсная программа ограничивала свободу выбора темы произведения. Но вы видите, что на самом деле поворот вы уже проехали. О. Кипренский: портреты В. Тропинин: «Кружевница» К. Брюллов: «Последний день Помпеи» А. Иванов: «Явление Христа народу» П. Федотов: «Сватовство майора», «Вдовушка» В. Перов: портреты Н. Те: «Тайная вечеря» И. Крамской: «Христос в пустыне» А. Саврасов: «Грачи прилетели» И. Левитан: «Тихая обитель», «Над вечным покоем» И. Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», В. Поленов: «Московский дворик» В. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» В. Васнецов: «Богатыри» В. Маковский: «На бульваре» И. Шишкин: «Сосновая роща» А. Куинджи: «Берёзовая роща» К. Врубель: «Демон сидящий» В. Серов: «Девочка с персиками», «Пётр Первый» М. Ярошенко: «Курсистка».
Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894). Достоевского, А. Н. Диагональное построение композиции придает ей беспокойную динамику и своего рода незаконченность: эпизод картины как бы мыслится частью бесконечного ряда подобных явлений. (картина Расстрел С. В.
Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был «красивым», а не «мужицким» (пример «красивых» неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). В. Васнецов обращался к Чистякову со словами: «Желал бы называться вашим сыном по духу». Но Достоевский ищет выход из противоречий современности. Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий. На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Соломаткин и др. ).
Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски.
Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял егосимволизму и романтизму. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была мысль народная.
В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ). В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. kritike — суждение вынесение приговора и лат.
Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского («Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Гроза» и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»). Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс, выведение законов из натуры -это он и считал необходимой основой искусства, какая бы не была у художника «манера» и «природный оттенок». Соломаткина У забора (1879, Пермская государственная художественная галерея), М. Ф. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Это название картины и стало в дальнейшем термином.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Толстой в своих произведениях изображает жизнь с позиции «стамиллионого земледельческого народа», как он сам любил говорить.
Как это ни странно, но не последнюю роль в развитии реализма сыграла французская революция 1848 года, которая, в некотором смысле, помогла разогнать иллюзии представителей французской интеллигенции. Вершина его реалистического творчества – «Мёртвые души». Сам Гоголь рассматривал свою поэму как качественно новый этап в своей творческой биографии. Для создания ирреальности, нечеткости и Федотов в этюдах к Игрокам – Игрок, сидящий за столом Игрок, разминающий поясницу (1851-1852, ГРМ), Игрок, сжимающий голову руками (1851-1852, ГРМ), Потягивающийся игрок (1851-1852, ГРМ) и Врубель используют штриховку, позволяющую передать зыбкость, окружающего мира и, может быть, особое восприятие его их больным воображением. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм.
Человек с помощью воображения переносится в другие культурные миры и может творить их сам. К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины «На миру», где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ.
реализм в живописиВ разделе Живопись, Графика на вопрос Критический реализм. Реализм (от лат. Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х г. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ). Прянишников, Л. И. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Мане, К. Моне, К. Писар-ро).
Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г. ). Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881).
Он избежал этого. В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. картин. Касаткина и др.
В 1871г. В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю). Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель.
Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Чистяков не оставил развернутого изложения своей «системы», она реконструируется в основном по воспоминаниям его учеников.
Литература и живопись этой поры часто решают сходные задачи. В искусстве русских передвижников была заложена тенденция к повышенной экспрессии, к душевному гиперболизму их влекла «драма жизни», впечатления природы, дух истории. Но красота свадебного обряда, вдохновлявшая художников 40-х, 50-х годов, (отзвуки этой красоты мы обнаруживаем в Сватовстве майора Федотова), перестает ощущаться. граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). С середины 80-х участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг.
Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В художественной практике деятелей «Мира искусства» общей особенностью был ретроспективизм (пассеизм) – пристрастие к прошлому, но особого рода – через призму современного мироощущения. Но вместе с тем Чернышевский стремится преодолеть романтическую мечтательность.
Касаткину (картина Углекопы. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Человек в пейзажах Коро органично входит в мир природы. Ф. Шопен: этюды, прелюдии, мазурки Л. Бетховен: концерты, сонаты, симфонии Вагнер: «Тангейзер», «Кольцо Нибелунга» Ф – Шуберт: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Д. Верди: «Аида» Брамс: «Немецкий реквием», концерты Э Григ: «Пер Гюнт» Ж. Визе: «Кармен» Ф. Лист: «Годы странствий», «Венгерские рапсодии» М. Глинка: «Иван Сусанин» А. Даргомыжский: «Титулярный советник» М. Мусоргский: «Борис Годунов», «Картинки с выставки» Н. Римский-Корсаков: «Садко» П. Чайковский: «Евгений Онегин», симфонии А. Бородин: «Князь Игорь» А. Скрябин: «Поэма экстаза» С. Рахманинов: фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии.
так, как он видит и понимает её, то здесь можно говорить о том, что под реализмом в узком смысле понимают позитивизм – философское учение о том, что единственным источником истинного, действительного знания являются эмпирические исследования. Семенов Тян-Шанский.
Образ её – «Ревизор» Гоголя, острая сатира на российскую действительность 30-х годов XIХ века. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». К середине 19 века складывается реализм (критический реализм) исследовавший личность человека в неразрывной связи с социальным положением в современном ему обществе. В изобразительном искусстве открываются новые пути художественного поиска, связанные с философским осмыслением жизни, выражением великой стихийной силы и самобытности русского народа, обращением к сказочно-былинному, ярко-праздничному пласту народной жизни (Рябушкин, Малявин, Врубель, Рерих, Кустодиев). Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный встать с дивана Илья Ильич Обломов (Обломов, 1859. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский (Обрыв, 1869. ).
Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. К числу самых известных представителей реализма в литературе стоит отнести М. Твена, Ф. М. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности.
Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Реализм Тургенева выразился наиболее ярко в романе «Отцы и дети».
Гоголь теперь ставит перед собой задачу всестороннего и исторически конкретного воспроизведения жизни в её объективном движении к идеалу. Благодаря этому он сделался реалистом в самом смысле слова и его сочинения представляют собою незаменимый источник для изучения психологии французского общества времён реставрации и «Людовика-Филиппа». Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге – из петербуржцев, а из москвичей – Перову, Прянишникову, Саврасову.
Большую роль в идейно-эстетической эволюции поэта сыграло его сближение во время южной ссылки с декабристами. Современник печатал рассказы один за другим. Их печали, радости и страдания являются как бы его собственными. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Идиот»). Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888).
Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года. К их мнению прислушивались. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.
Его повседневная жизнь со всеми своими горестями, страданиями и заботами оставалась, по существу, за пределами повествования. Он издавал журналы «Современник», «Отечественные записки», на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей.
Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. В начале 90-х гг. Конечно, в произведениях некоторых реалистов имеют место неопределённые романтические иллюзии там, где речь идёт о воплощении будущего («Сон смешного человека» Достоевского, «Что делать. » Чернышевского ) и в этом случае можно с полным правом говорить о наличии в их творчестве романтических тенденций. Гоголь и самого себя включает в число критикуемых им писателей. Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы.
Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Итак, получается, что художник-реалист изображает действительность такой, какой он её видит. Просветители (Д. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века».
После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1866–1876 гг. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Не те ли же чувства, что перовская «Тройка», вызывает рассказ Достоевского о рождественской елке и замерзающем на морозе мальчике.
Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Писатели XVIII века остро критикуют религиозный фанатизм («Монахиня» Дидро, «Натан Мудрый» Лессиниа), выступают против доисторических форм правления, поддерживают борьбу народов за свою национальную независимость («Дон Карлос» Шиллера, «Эгмант» Гёте). Согласно истории, реализм сформировался в 18 столетии, однако начал стремительно развиваться несколько позже, достигнув пика своей популярности только в 19 веке. Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г.
Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. Христос и Пилат» (1890). На рисунках М. А.
Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко). Пушкин. Гоголь отмечает устарелость комедии с любовной тематикой. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
К началу 1870-х гг. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова- Щедрина, А. П. Чехова. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну.
значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. Так что точек схода между «передвижниками» и Академией было достаточно и это понял тогдашний вице-президент Академии И. И. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи.
Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873. В 1863 году выходит повесть Казаки, ставшая важным этапом в его творчестве. занимает М. Е. Салтыков-Щедрин, сатирическое дарование которого с наибольшей силой проявилось в «Истории одного города». Особое место в социологическом реализме занимает «Что делать. » Н. Г.
Тургенев соотносит человека не только с обществом, но и природой, с мирозданием в целом. Как выглядела в ту пору Академия. Причем они не повторили «бунта четырнадцати» и, по-видимому извлекли пользу из своего ученичества. В музыкальном искусстве Шумана, Шуберта, Берлиоза, Вагнера он преломляется и как мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире и как восхищение перед красотой и величием природы. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Несловоохотливый Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за границы.
Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873. Репиным в Не ждали (1883, ГТГ) (особенно, если иметь в виду, что первоначальное название федотовской картины было Не в пору гость, то есть, в сущности такое же не ждали). Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселенца. Иванова (В дороге. Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства – прежде всего на графику, в которой широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопиcь прозаический бытовой жанр начинает вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда). Таково содержание этой картины.
Сумерки», 1899). Эскиз Невеста (1867, ГТГ) и картина Свадьба (1872, ГТГ) Соломаткина в какой-то мере навеяны федотовским Сватовством майора. Художники-передвижники (Крамской, Перов, Репин, Суриков, Ге и др. ) обратились к бытовому жанру, как наиболее доступному широкому зрителю. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма.
Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих.