С переменным успехом производители пытаются решить эту проблему на программном уровне (снимая несколько кадров с последу-ющей склейкой и т. д. ), но результаты в большинстве своем плачевны. 6. Я решил описать этот момент в формате среднестатистического фотографа-любителя, у которого нет доступа к топовой фототехнике мировых производителей, но и съемка «мыльницей» осталось в далеком прошлом. Блик — это световой участок объекта, в котором зеркально отражается источник света. В качестве источника рисующего света можно применять не только обычный прожектор (КПЛ) с направленным лучом, но и другие источники света имеющие достаточную мощность.
Или он же снимает их же, через дверной проем. При совпадении деталь с фоном сливается, в результате чего теряется восприятие контурной формы и даже объемности. 1, к). Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет».
Для освещения фона выбирают любой световой прибор, способный: осветить фон равномерным светом (прибор «Кососвет») создать световое пятно различной конфигурации (прожекторы с линзой Френеля) или установить неравномерное светотональное освещение фона для получения плавно убывающей яркости (обычная лампа накаливания, устанавливаемая внизу фона). Но портрет в контровом свете – не простая задача для начинающего фотографа. Одна из задач освещения — создание выразительной светотени для восприятия объема и пространства в изображении объекта.
В данный момент я снимаю камерой Pentax K-r. Контур темной детали на светлом (не белом) фоне выделяется достаточно четко. Для создания бликов и освещения небольших площадок применяют специальные световые приборы «бликующего» света, а также прожекторы с узким лучом и регулируемой силой света и осветители с малым диаметром выходного отверстия. Перепад яркости в кадре. Человеческий глаз – это настоящее чудо природы. Сюжеты. Всякий пейзажный фотограф знает, как порой трудно найти сюжеты для снимка.
От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. А ведь хочется получить «золотую середину», чтобы и небо было красивым и пейзаж натуральным. Также подчеркивается текстура объектов съемки. 8, а). Выбор пал на нее в силу хороших показателей матрицы, лучших в ценовом диапазоне камеры (с техническими характеристиками датчиков этой камеры, а также других вы можете ознакомиться здесь), наличие режима Live View, хорошей совместимости с советской мануальной оптикой под резьбу М42 через весьма нехитрый и дешевый переходник. Если же погодные условия сложились так, что небо совершенно чистое, то пусть солнце станет тем недостающим элементом, который восстановит равновесие между пустым небом и насыщенным деталями передним планом (фото 7).
Чтобы получить более основательный практический опыт попробуйте менять положение источника света. Вдобавок, рекомендуется иметь при себе солнцезащитную бленду. При малой интенсивности света контур высветляется с сохранением фактуры поверхности.
Большая доля привлекательности снимка с контровым светом ложится на контурный свет вокруг модели. Рассеянный свет может отражаться различными предметами, находящимися как на объекте (рефлексный свет), так и вне объекта. Края начинают светится теплым потоком солнечного света и создают волшебный ореол. Вследствие этого снимок получается либо засвеченным, либо чересчур темным.
2. 1. Устанавливая на объекте свет, всегда следует помнить, что освещенность Е изменяется обратно пропорционально квадрату расстояния между источником света и объектом (закон обратных квадратов), вот таким образом количество освещения необходимо строго контролировать экспонометром-люксметром. Сложите вместе утренний туман, обычное дерево, восходящее солнце и в результате получите лучезарный, сказочный сюжет (фото 8).
Ведь данный фактор может испортить объектив, не говоря о самом изображении. При освещении двумя точечными источниками света (рис. Композиция. Но таких сюжетов не так и много. В результате съемка ведется с дальнего расстояния, а потом на фото видна вся башня и. Если вы подружитесь с приемами съемки в контровом освещении, шансы получить красивый снимок увеличиваются многократно.
1. 4. применяют после установки на объекте рисующего и заполняющего света, от которых образуются освещенные (света) и теневые участки объекта (тени). Отраженный свет получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности.
Светлая деталь на светлом фоне (белое на белом) выделяется при переднем освещении благодаря возникновению темного контура. Результат – см. Давайте разберемся, что же такое контровое освещение. Oсвещение объекта рисующим счетом условно соответствует освещению объекта днем в солнечную погоду, когда источниками света являются Солнце и небо (рассеянный атмосферой свет).
Также можно дополнительно зафиксировать камеру, прижав плотнее ее ко лбу, глядя на предмет съемки через видоискатель, либо держать локти не на весу, а один или оба локтя прижать к телу или опереть на бедро или на постороннй упор (но не чужое бедро). 6). При съемке на природе таким источником чаще всего является солнце. Угловая зона довольно широка (120—140) и световой рисунок снимков, выполненных при таком освещении, разнообразнее. В этом случае снимающему стоит попробовать присесть илине прилечь и снимать, расположив камеру значительно ниже, почти к земле, а снимаемому подойти ближе, однако не забывая о фокусе (резкости) по дальнему, фоновому изображению и конечно не заслоняя такового.
1. Вот так и появляются миллионы силуэтных снимков с красивейшим небом и угольными ландшафтами или «пересвеченные» фотографии с детально проработанными тенями. При этом моделировка объекта светом должна создавать определенную градацию геней, полутеней, бликов и рефлексов согласно поставленной изобразительной задаче. Во-первых, здесь необходимо грамотно выстроить освещение. Измерение максимальной (ключевой) освещенности затруднений не вызывает.
в изображении объекта играет дополнительную роль освещения и создания светового эффекта. А их даже три. Я всегда хочу иметь глубокую связь со своими зрителями и аудиторией. С достаточным количеством терпения и практики вы тоже освоите эту технику.
Для получения ключевого света несколько световых приборов обычно не устанавливают вследствие дробления теней. Фон будет хорошо виден, а главный объект съемки – сильно затенен. состоит из направленного (Солнце) и рассеянного (небо) света или только рассеянного света – облачное небо в пасмурный день. Он позволит удалить с лица модели любые тени и Вы получите отличный портретный снимок.
Всегда оставляйте свободное пространство вокруг предмета съемки (если только иное не художественный замысел), особенно над головами людей (воздух). Красота и качество фото, на которых изображены пресловутые рассветы и закаты, за которыми неустанно охотятся пейзажисты, на 70 зависят от того, насколько фотографу удастся передать состояние восходящего (заходящего) солнца и лишь на 30 от красиво освещенных деталей ландшафта. 2.
вариант 1, только вместо лысины будут бликующая посуда или дверные косяки слева-справа. Или вот более простой пример: зайдите в лес, спрячьте солнце в густых ветвях деревьев – и получите долгожданный кадр там, где до этого снять что-то красивое не получалось, а по дороге домой спрячьтесь за высокой травой и просто сфотографируйте её на просвет (фото 8. 1). Сами облака преображаются и становятся чрезвычайно интересным объектом для съемки. По своей значимости выравнивающий свет является вторым главным изобразительным видом света из трех (рисующего, выравнивающего и фонового). Если съёмка не является силуэтной или портретной (например, снимается с натуры), контрового света (будь то солнце или какой-либо осветительный прибор) необходимо избегать для того, чтобы качество фотографий было наиболее высоким, а все запечатлённые объекты были в достаточной мере рельефны. малоузнаваемый лилипут-антифашист под ней.
Если Солнце создает светотеневое освещение (направленный свет), то в пасмурную погоду объекты освещаются верхним рассеянным светом. В студийных условиях можно легко и бюджетно экспериментировать с одним источником света дополняя его отражателями, рассеивателями и затенителями. д — ж). Приведу несколько примеров.
Линию горизонта часто нарушают горы, деревья, здания и т. д., верх которых будет притемняться вместе с яркими участками, опять же нарушая естественность восприятия. И наоборот, если в кадре много темных деталей, то приоритет останется за ними. При съемках против Солнца можно применять подсветку от искусственных источников света (импульсных или иных ламп) и отраженный свет от подсветов и отражателей. 7) в относительных делениях шкалы световых уровней EV или в абсолютных значениях (люксы).
Основные виды освещения (светотональное и светотеневое) по отдельности применяют редко. 67, а) образуется одна резкая черная тень. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.
Он, конечно, не дешевый, но снимать с ним одно удовольствие. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Снимать придется на длинных выдержках порядка 30 секунд, а иногда и больше. Контраст освещения определяют с помощью экспонометра с молочной насадкой (люксметр) измеряющего освещенность на светлой и темной сторонах объекта (рис. При освещении, например, шара от одного точечного источника света (рис.
Отсутствие воздуха делает изображение куцым, приземленным, люди кажуться коротконогими.
Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. является более естественным и распространенным в постановочно-изобразительном отношении. Обычно достаточно выразительное светотональное освещение получают во фронтальной передней полусфере (рис. 1, з и). Внимания требует измерение минимальной освещенности, которая в объекте может быть принята различной, особенно у сферических поверхностей.
В таких случаях желательно, чтобы модель полностью закрывала собой солнце. То есть отснять несколько кадров с различной экспозицией, а затем объединить их. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т. п. Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона.
(общий, рассеянный) устанавливают от съемочной камеры несколько сверху и равномерно освещают им объект. Чаще всего это свет от светового прибора с каким-либо рассеивателем (матовым или молочным стеклом, сеткой, стеклотканью), предназначенным для получения светового потока рассеянного света.
Так называемый динамический диапазон матриц довольно ограничен и не может охватить такой разбег экспозиции между самыми яркими и темными участками (фото 8. 2). 7. Правильно — контурный свет).
Рефлексный свет (рефлекс) является средством усиления обособленных условий освещения, служит для выражения взаимосвязи объектов с окружающей средой и помогает выявлять объемную форму предмета, создавая жизненно правдивые световые эффекты. Понятие «ключевой свет», которым принято обозначать световой поток, закладывающий основу рисунка и определяющий будущую общую светотональную структуру кадра, уже встречалось нам в начале этого раздела.
Каковы его функции. Каждый человек, независимо от того, фотограф он, художник или далекий от искусства «черствый сухарь», любит наблюдать за восходом, огненным закатом или пронизывающими туман лучами солнца. Вводимая поправка, как правило, должна быть не менее 2Ev. Такой вид освещенности условно называется КОНТРОВЫМ и, так как моя статья посвящена пейзажу, в дальнейшем будем его рассматривать исключительно с точки зрения пейзажной фотографии (фото 1). Конечно же, это все многообразие света, направленного прямо на зрителя. Эта поверхность называется нефотографируемой боковой поверхностью объекта. Наличие штатива обязательно.
На лице человека может быть выражен прямой или рефлексный свет от любого источника света. И наоборот – лишний воздух делает фото пустым, незаполненным. Наиболее подходящим будет трипод из композитных материалов или карбона.
Естественный солнечный свет создает высокие освещенности. Осветительный прибор установлен напротив объектива фотоаппарата, приставка «контр» — «против» в термине, обозначающем этот вид света и говорит о месте установки прибора освещения. Дело в том, что большинство цифровых фотокамер (их матрица) по умолчанию создают изображение (файл) с размерами сторон в соотношении 3:4, то есть если далее этот файл распечатать форматом 15х20 или 30х40 (те же 3:4), то изображение полностью, без потерь и обрезков ложится на лист фотобумаги (отпечаток). Он умеет практически моментально менять «экспозицию» при переводе взгляда с места на место, т. е. На вопрос «и как же это сделать. » я обязательно отвечу чуть позже.
При этом следует учитывать светорассеяние в съемочной камере, которое может быть значительным от яркого фона сферы. Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. Боковым может быть свет из окна, нижним — рефлексный свет от какой-либо поверхности (снежного покроза зимой).
Правильную экспозицию чаще определяют по яркости теневых участков объекта съемки, строго следя при этом, чтобы свет от ярко освещенных элементов не попадал в окно светоприемника фотоэкспонометра (а если замер производится цифровым фотоаппаратом – то следует выбрать точечный экспозамер). 1. 3.
Например, если снимаете лицо, то лучше располагать его в профиль. по существу также является заполняющим, он освещает теневую сторону объекта после установки основного света и предназначен для получения определенного контраста между светами и тенями (ДВ), а также для выявления фактуры поверхностей, находящихся в тени. Это бывает при низко стоящем Солнце, а также если оно находится в туманной дымке или прикрыто полупрозрачным облаком. При использовании задне-бокового направления основного светового потока (см. Поэкспериментируйте с различным соотношением освещенности от двух источников.
Световые приборы (СП) могут иметь излучатели с точечным, линейным и в виде площадки телом накала. Опустите источник света ниже и подвиньте его немного вперед, чтобы лучше осветить боковую сторону лица. Хорошие результаты дает применение светотонального освещения при съемке портретов. Например, контровый свет обрисовывает светлый контур по волосам модели, который контрастирует с головой и задним планом, что помогает создать ангельский или романтический образ.
(контражур — против света. Поскольку разная оптика «держит» солнечный свет по-разному, то стоит перепробовать различные варианты, меняя угол съемки по отношению к солнцу. Что же в первую очередь привлекает внимание зрителя. 60.
Темные силуэты фигур будут казаться загадочными и таинственными. Если нужен крупный план – приближайте зумм или просто подойдите ближе, держа предмет съемки в центре видоискателя или монитора (при этом не забывая, что слишком близкая съемка чревата нарушением резкости изабелением предмета при срабатывании вспышки). Общий рассеянный свет (см. Соотношение максимальных светов и минимальных теней на поверхности создает контраст яркости объекта (интервал В), соотношение освещенности в этих точках — контраст освещения (интервал E).
При этом может быть использовано бесконечное множество различных комбинаций освещения. Конечно это не относиться к случаям съемки на фоне памятников, зданий и пр. Включать солнечный диск в кадр, не опасаясь возникновения рефлексов (т. е. При взгляде вдоль оптической оси объектива камеры освещенность сферы плавно снижается от максимальной (на передней выпуклости) к минимальной в той части сферы, которая уже скрывается из поля зрения фотографа, стоящего у съемочной камеры. Из этих теней одна глубокая черная, другие — слабые, поскольку получают дополнительную взаимную подсветку. Оптимально оставлять на воздух примерно четверть высоты фотографии. Классическое расположение источника контрового света – одна из точек пересечения линий золотого сечения (или диагоналей золотого сечения фото 2) для стандартных форматов кадра (2:3) и центральная часть кадра для панорам и квадратных кадров (фото 3).
Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Такой свет хорошо использовать утром или вечером, когда солнце стоит низко над горизонтом. освещает предметы, расположенные за сюжетно важными. Выбор световых приборов для получения рисующего света обосновывается в основном характером создаваемых ими теней (резко или мягко очерченных). Во втором случае солнце находится спереди и сбоку по отношению к фотоаппарату. 3.
Часто получаемые сюжеты: вариант 1 – при съемке сцены (театр, концерт) или детского утренника снизу в кадре обязательно торчит чья-нибудь голова, причем мало того, что часто фокус уходит именно на эту голову и остальное получается нерезким, так ведь еще вспышка дает контрсвет от этой головы, время экспонирования сокращается, объект съемки получается темным, зато посторонняя лысина сверкает на зависть куполам. Обычно волосы, трава меняют свой цвет и становятся менее резкими.
Контровое освещение хорошо подходит для портретной фотографии, поскольку создает контраст. Зрелищность. Следующим большим плюсом контрового света является его общая зрелищность. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Облачность на небе – прекраснй рассеиватель направленного света от Солнца.
Такой свет четко определит форму лица, создав высококонтрастный край. Относительно съемочной камеры выступы и впадины объекта образуют светотень вследствие падения света под углом к данной точке поверхности и отражения от нее с разной интенсивностью (рис. 2). В одном случае, например, применяют линзовый прожектор, направленным светом выделяют только часть сюжетно важной детали (лицо).
Контровое освещение – это когда источник света находится за объектом съемки. Начнем с композиции. При незначительной разнице в яркости (до 3-х «стопов») и ровном горизонте все проходит более менее гладко. Включите в кадр красивые закатные облака – и снимок уже будет привлекательным, несмотря на невзрачную местность (фото 6). В фототехнической литературе обычно принята (и приведена) средняя географическая широта 50. Как правило, в фотоаппарате установлен матричный (интегральный) режим экпозамера, который замеряет яркость по всему кадру и вычисляет некую усредненную экспозицию.
То есть, как видите, вариантов игры с контровым светом в постановке сюжета – «тьма», если так можно говорить о свете, нужно просто не бояться экспериментировать. сохраняют естественные цвета). 1. 1. 8, б) образуются три тени, ширина которых зависит от расстояния между источниками. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т. е.
При установке на объекте рисующего света существуют разные варианты.
При азимутальном угле 0, когда лучи света параллельны оптической оси фотокамеры, выравнивающий свет превращается в заполняющий. В качестве заполняющего света часто применяют свет, получаемый от светящихся площадок — плоскостей относительно больших размеров (щитов, натянутой ткани, белых стен и потолков), освещенных различными световыми приборами и отражающих свет от всей плоскости. фото 55) модель повернута в три четверти. При выборе СЮЖЕТА оцените, что Вы хотите видеть на фотографии – только крупный план (портрет предмета, лица человека, домашнего питомеца и пр. ) или их же, на фоне чего-либо (натурная съемка).
бликов), можно в тех случаях, когда его яркость сильно понижена (не ослепляет, если смотреть на него незащищенным глазом). Подобным эффектом на зрителя обладает красиво снятый контровой свет.
Где же выход. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.