Статья о современном течении в живописи – концептуальном символизме. Значительно проще обстоит дело с живописью концептуального символизма. Неоднозначная, но однозначно концептуальная живопись Хорди Диаса Аламы (Jordi Diaz Alama) не шокирует стилем исполнением, нет, оно удивляет оригинальным взглядом на реальность.
Живописцы признают, что их работы должны иметь, концептуальный характер.
Концептуализм (conceptus – мысль) – изначально философское направление. В «Четырех цветных рисунках» (1970) использовано 4 цвета и 4 типа линии. Среди его героев появляется бездарный художник.
Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику.
Как отмечает Л. Газизова, человек живет в языковом обществе. В основе концептуализма лежит принцип важности самой концепции произведения, а не художественных приемов в ее реализации. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе – пейзажный перформанс. На волне «восточного концептуализма» сложилось многогранное искусство Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.
Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля. Концептуализм отвергает принципы изобразительности и выразительности как «отвлекающие» от предложенной идеи и это выводит концептуальные тексты за пределы xyдожественного творчества, собственно искусства, делает особой деятельностью в сфере культуры. Языковая картина мира (ЯКМ), которая также может обозначаться терминами «языковой промежуточный мир», «языковая репрезентация мира», «языковая модель мира», возникает в процессе познания благодаря активной роли языка.
С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства. Молчание, ничего неделание, пустые пространства – это те формы, в которых концептуалисты пытаются обратить внимание на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Концептуальная композиция являла собой художественный чистый жест, который освобожден от какой-либо пластической формы.
Такая совокупность знаний в философско-лингвистической литературе называется «картиной мира». Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар". Это искусство или, скорее интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка. По определению пионера этого направления, американского художника Сола Ле Витта, в концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы. С одной стороны, на основании системного семантического анализа лексики определенного языка производится реконструкция цельной системы представлений, отраженной в данном языке, безотносительно к тому, является она специфичной для данного языка или универсальной, отражающей «наивный» взгляд на мир в противоположность «научному».
Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. Этой точки зрения придерживаются многие исследователи: Г. А. В период конца 1960-х – начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах.
В XX веке направление в культуре изобразительном искусстве, литературе и т. д. Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. Их выполняли ремесленники по его инструкциям: 10 тысяч сделанных наугад прямых линий. Жигалов). Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом. Автор анализирует и устраняет референциальную функцию произведения искусства иными словами, законы репрезентации, отмечая лингвистические связи между предметом, его изображением и его значением. По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма.
Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты 150 некие музыкальные информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Это вызывало много путаницы и шокировало людей. В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства. Гиперреализм (англ. По мнению В. Борисенко, понятие ЯКМ включает две связанные между собой, но различные идеи: 1) картина мира, предлагаемая языком, отличается от «научной» и 2) каждый язык рисует свою картину изображающую действительность несколько иначе, чем это делают другие языки.
Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Он может захватывать значительно более широкий круг предметов и явлений. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см.
Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). Искусство замещается идеей искусства. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. Другой известный концептуалист – Кристо. Зачастую арт-объекты представляли некую игру для воображения зрителя.
Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя Дюшана (18871501968), который еще в 1913 в Нью-Йорке стал выставлять осмысленные в новом ключе предметы массового производства 150 реди-мэйды: велосипед на табуретке (1913), писсуар «Фонтан» (1918), «Мона Лиза» с усами и т. д. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Теория концептуализма сложилась под влиянием идей лингвистической философии, логического позитивизма, новейших школ психологии и языкознания.
Вместе с работами часто выставлялись его книги: «Я читаю» — коллекция вырезок из газет, «Я встречаюсь» — список людей, с которыми он встречался, «Я выходил» — список мест, в которых он бывал. Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»).
С другой стороны, языковая картина мира является «наивной» в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. По отношению к нему «понятийное» преследует абсолютно иные цели. Даже самые простые вещи, она воспринимала как нечто интересное и необычное, видя их совсем ином свете.
Направление продолжает техницистскую линию модернизма. Заимствуя различные методы (как например, минимализм) художники-концептуалисты стремились переосмыслить не опиравшиеся на теоретические основы искусства формы поп-арта. Или человек, который ничего не выбрасывает – как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых – маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души. Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства. Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. ЯКМ покрывает лишь некоторую часть концептуальной картины мира.
Алигьеро Боэтти Тысяча самых длинных рек мира, 1976. Монастырского), поэты Д. А. Несмотря на противоречивые мнения и споры, работы автора разошлись по всему миру, завоевав многочисленное признание. В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др.
Термин концептуальная живопись достаточно часто употребляют в художественной среде. Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Замысел и проект превалируют над материальным воплощением. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации («концептуализации») мира.
Главным в работе был не пустой лист, оставшийся после уничтожения одним художником графики другого, а ситуация неопределенности: зрителю нужно было решить, может ли стертый рисунок быть искусством. Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в Параграфах о концептуальном искусстве. В западно-европейской направлении это отсутствие предусмотрено нарочно, там у автора нет личной манеры и быть ее не может, нет личной истории и есть только примат концепции. Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. И этот герой, этот маленький человек – этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», – Наталья Сидорова. В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат.
Классическим образцом концептуализма стала его композиция Один и три стула (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря. Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. Это временное искусство. Представители – Джозеф Кошут, Дэн Грэхем.
Идея, по мнению художников, может оформиться в любой физической форме. У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи. В программных манифестах американских художников С. Левита («Тезисы о концептуальном искусстве», 1967) и Дж. А попытка передать действие и состояние при помощи живописи – бесплодна по определению. С 1968 г. Левитт начал создавать рисунки на стенах. Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений.
Нью-Йорк. В отличие от подчеркнуто «западнического» искусства Праги другой центр «восточного концептуализма» — Лейпциг — культивировал немецкое искусство, воскрешавшее традиции Средневековья и Возрождения: художники Бернхард Хайзиг, Хайпц Цандер уподобляли свои композиции замысловатым записям и рисункам колдунов и алхимиков. В группу входили Терри Аткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бсйнбридж, Харолд Харрел.
К тому же, это всегда немного исповедь. Термин концептуальная живопись является в, значительной степени двусмысленным и условным. В качестве примера творческой интерпретации концептуальной темы при помощи визуальных символов можно привести две работы художника Евгения Гегузина с одинаковым названием «Времена Года». Ее задача 150 переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». С середины 1960-х до середины 1970-х художники-концептуалисты создавали произведения, полностью отвергая традиционные идеи искусства: эстетику, выразительность, мастерство (в том числе и соответствие требованиям рынка).
Отрицая и в теории и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений. Ануфриев, Ю. А. Кошута («Искусство после философии», 1969) искусство сводилось к феноменам сознания (идеям, понятиям, мысленным конструкциям), отвергалась необходимость их воплощения в чувственной форме. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре.
Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать». Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Движение быстро росло и приобретало международный размах. А что делать с искусством прошлых веков.
Лейдерман, П. В. В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). Концептуализм можно назвать одним из вариантов постмодерна. ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД). Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности» (site-specific art), когда сам пейзаж становится составной частью произведения.
Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве. Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Такой «художественный концептуализм» сложился в Советском Союзе как часть «подпольного искусства».
Павиленис, З. Д. Его рисунки основаны на математической идее. ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД).
Ковер был выполнен в Афганистане. Зачинателем этого «восточного концептуализма» (оставшегося в рамках искусства, но подчеркнуто и вызывающе парадоксального) был Пражский салон 1967 года (организатор Честмир Кафка), возникший как отважный вызов господствовавшему вкусу накануне «пражской весны». Собственник сравнивается с постоянством.
Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С. Б. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм), направление в искусстве авангардизма, сложившееся к концу 1960-х годов. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Он обогащает свою концептуальную систему благодаря не только своему личному жизненному, но и общественно-историческому опыту, а значит и благодаря языку, поскольку именно в нем закреплен общечеловеческий и национальный опыт.
кинетическое искусство). Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла. В 1969 г. художник послал своему другу телеграмму: «Не беспокойся, я не собираюсь совершать самоубийство». P. S. Уфимцева и др.
Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. Перморманс в отличие от живописи не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как произведению искусства. «Картина мира» в этом смысле означает образ некоего мира, как отраженного, так и сотворенного сознанием.
Это результат фиксации концептосферы вторичными знаковыми системами, которые материализуют, овнешняют существующую в сознании непосредственную когнитивную картину мира. В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. Концептуализм – (от латинского «conceptus» — «мысль» «идея», представление), концептуальное искусство — одно из наиболее распространенных направлений в культуре неоавангардизма второй половины XX в. Оно возникло и сложилось как культурный феномен в 1960-х. Концептуальное искусство – это не просто описание природы во всем её многообразии. Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», – Н. С. Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута – «Один и три стула» – в ней нет автора.
Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. ор art, сокращ. Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов). Другие эксперты отмечали смещение фокуса внимания с объектов искусства на стены галереи, на которых они обычно выставляются. Караулов, Г. В.
Ю. Д. Апресяна выглядят следующим образом. Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература). На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира.
Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж. Попова, И. А. Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). С тех пор он периодически отправлял друзьям телеграммы с загадочным посланием: «Я еще живой».
Причина этого лежит на поверхности. американец Джозеф Кошут. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку).
Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского. Колшанский, Р. И. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Попытка теоретического обоснования этого художественного направления была сделана, в свое время, выдающимся художником советского происхождения - Виталием Комаром (Vitaly Komar), который еще в 2009 году в работе «Новый символизм» рассматривал «образы Концептуального Символизма, как видения еще не рожденного, непроизносимого слова». Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей.
Концептуализм – это смесь модернизма и авангарда, символизма, экспрессионизма, футуризма, дадаизма и сюрреализма. Произведения московских концептуалистов – это часто «литература» история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины или набором объектом. В работе использованы реальные предметы. Кошута) иные работы вообще теряют смысл и оригинальность.
Он считал, что Идея превращается в машину, которая создает искусство. Кристо выбирал для своих произведений простые предметы: коробки, жестянки и т. п., которые он заворачивает в различные материалы, покрывает плеткой, связывает сетками Скрывая предметы, он придает им загадочность, скрытность, прелесть.
Начавшись как движение среди многочисленных арт-тенденций шестидесятых годов, задуманное, чтобы продемонстрировать приоритет идеи художника, сегодня оно рассматривается в совокупности (как эстетическая точка зрения концептуализма), оказывая большое влияние на современные способы художественного выражения. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж. Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд. Датированные картины Он Кавары — своеобразная форма медитации. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б. Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте.
Такая игра просто активизирует саму жизнь, подтверждает человеческое существование, так как "искусство как идея" возникает и существует только как продукт человеческой жизни. Она может быть определена как когнитивная, поскольку представляет собой «результат когниции (познания) действительности и выступает в виде совокупности упорядоченных знаний – концептосферы». Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД). Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника. Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев.
Никритин и С. А. статью про минимализм). Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения.
Материальным элементам отводилась ограниченная роль возбудителя внутренних представлений (принцип «искусства в голове»). Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Концептуализм – это интернациональное движение в искусстве XX века, реализовавшееся в области пластических искусств и в литературе.
Субъект, порождающий произведение исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта.
И имеет множество форм (в их числе: инсталляции, перфомансы, хэппенинги, эфемера). Находившиеся под сильным влиянием упомянутого выше минимализма (его простоты), они, в тоже время, категорически отвергали его концепции, которые воплощались в скульптуре или живописи, характерные для перцепционного или «ощущаемого» искусства (оно создается, прежде всего, для визуального восприятия). Ранее представляли и предметы и их изображения, а вот определение идею предмета – еще нет. Брутян, Ю. Н.
Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды и назвал изображение Автопортрет фонтана (после Дюшана). Стернин, В. Н. Абалакова и А. И.
В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму. Вариантов интерпретаций было бесконечное множество и это главная прелесть «работы», ведь автор в очередной раз избежал роли диктатора смысла и предоставил зрителю возможность самому осмыслить происходящее. Результаты этих усилий вылились в том Классификация тысячи самых длинных рек (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. В прессе тогда разразилась настоящая буря насчет того, можно ли это считать искусством (но мы-то знаем, что главная цель художника была именно в том, чтобы в очередной раз задать этот вопрос). Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс.
Он объединяет процессы творчества и его исследования. Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре. Очень незаметный человек.
ЯКМ – результат отражения уникального общественно-исторического опыта определенной нации. Концептуальное искусствостало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. Концептуалистические произведения часто представлены проектами, жестами идеями, только указывающими на возможности, на вероятность возникновения искусства. Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана. Художественное произведение «Один и три стула» (1965 г. ) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение.
Несколько иначе обстоит дело с живописью концептуального символизма. Полотно, вышивка. Основные пути реализацииконцептуализма– объект, картина инсталляция, перформанс. В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж.
Концептуальная картина мира (ККМ) – это КМ, получаемая в результате прямого познания окружающей действительности. Концептуалисты (в строгом смысле) являются завершителями авангардисткой традиции. Хрестоматийным произведением этого рода стал «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг выставил в 1953 году. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Концептуализм утверждает приоритет ментального начала над визуальным, приоритет замысла над восприятием. Пригов и Л. С.
Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений. Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Дадаист Морис Дюшан, который ввел новую художественную практику, утверждал, что идея произведения имеет большее значение, чем его физическое представление. Во многих концептуальных работах используются природные материалы в их чистом виде – земля, хлеб, снег, трава, зола и пепел от костра. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. В 1967 г. он опубликовал «Параграфы по концептуальному искусству» с многозначительной фразой: «Идея становится машиной, которая создает искусство».
Зрителей никаких не было. В чем же отличие московского концептуализма от западного. Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. Молчание, ничего неделание, пустые пространства – это те формы, в которых концептуалисты пытаются обратить внимание на возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии.
Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды). В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка. Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника. Явление концептуального символизма в живописи трактовалось, с одной стороны, как возвращение к «древним синкретическим символам, которые тысячи лет назад обьединяли происхождение письменности и искусства», в виде использования забытых, но простых, понятных и вечных аллегорий, выраженных в образах и знаках.
Хэппенинг (англ. Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью).
Концептуальное искусство – модернистская форма художественного выражения, в котором конкретные концепции или идеи (как правило, личные (происходящие в сознании художника) и сложные) принимают форму абстрактных, несоответствующих образов, основанных на отрицании эстетических принципов. Это означает, что решение принято заранее, а его выполнение – всего лишь формальность. Все они хранят память о всевозможных событиях жизни, а может и не одной. Перформанс, перфоманс (англ.
Группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо» (1960-е – 1970-е) придумывали затейливые акции и таинственные концептуальные тексты. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия). Джозеф Кошут Один и три стула, 1965. Напрвление быстро выросло и приобрело международный размах. Однако, картина мира – это не просто совокупность знаний человека о мире.
Идея превращается в механизм. Оп-арт Оп-арт (англ. Не мысль, но замысел. Наиболее влиятельным объединением концептуалистов стала английская группа «Искусство — язык» издававшая одноименный журнал. К серийному творчеству относят работы Сола Левитта.
Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. Их изобразил один ремесленник (1000 линий в день в течение 10 дней) с использованием 4 цветов. Он автор термина, который до сих пор в ходу – «московский романтический концептуализм».
Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их концепциями концепций) представляют собой записи бессмысленных формул или высказывания. и В. М. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций извивающихся линий. Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее.
Тем не менее, важно понять, что концептуальное искусство развивалось в последовательности авангардистских движений (кубизм, абстрактный экспрессионизм и тому подобное), которые преуспели в том, что значительно расширили границы самого понятия искусства. Современные представления о ЯКМ в изложении акад.
Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр. Инсталляция (от англ. Однако, языковая картина мира не равна концептуальной, последняя гораздо шире.
Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965 г. ), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря. Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Телия, А. А. Личность художника деперсонифицируется. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора.
Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык» итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения. Классическим образцом концептуализма является композиция Дж. Принося «Фонтан» на выставку, Дюшан еще и призывал подумать, что же делает искусство искусством и предлагал свой ответ: все дело в подписи художника и контексте музея.
Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. Причем не сам. Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он.
физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство – это сила идеи, а не материала». Интересно, что эта черта живописи концептуального символизма находит полный отклик в призывах к избавлению от «красивостей» такого известного теоретика концептуального искусства, как Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). В своём эссе Искусство после философии (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, так как искусство и существует лишь в виде идеи. Если мир рассматривается как картина мира (КМ), то позицию человека в данном случае следует понимать как мировоззрение, которое представляет собой систему взглядов и убеждений человека, сформировавшихся в процессе его жизнедеятельности и определяющих его отношение к действительности. Музей современного искусства. Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула» или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается. В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И.