Кошута) иные работы вообще теряют смысл и оригинальность. Кабаков считает, что свойственная русско-советскому миру «пронизанность всего всем и отражение всего во всем», сверхсовокупность и целостность (найти выражение которой мечтал русский авангард от Ларионова до Лисицкого) не дает отдельному суждению и индивидуальному самосознанию вычленяться, продуцирует «невроз бесконечного говорения». Принося «Фонтан» на выставку, Дюшан еще и призывал подумать, что же делает искусство искусством и предлагал свой ответ: все дело в подписи художника и контексте музея. Амбиции если не творца всего сущего, то, по крайней мере романиста или кинорежиссера характернее для русского искусства, нежели стремление создать внешне привлекательный предмет. Отрицая и в теории и на практике традиционные законы эстетики, К. тем не менее фактически вовлекает в сферу эстетического (то есть неутилитарного) массу вне-эстетических и даже антиэстетических элементов и явлений.
«Разорванная бумага, – пишет он, – представляла собой как бы щель, проход, прорыв. Концептуальным объектом, с положенным комментарием, может быть любой предмет (телеграмма, фотография, диаграмма, текст, график, репродукция, схема, объект, ксерокс, формула). Философия, политика, психоанализ, природа, все формы бытия дают свежие идеи, которые можно воспроизвести любым образом, любыми способами и художественными приемами (с помощью видео, текстов, объектов, перфомансов). Гиперреализм (англ.
восприятия на интеллектуальное осмысление. И этот герой, этот маленький человек – этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», – Наталья Сидорова. Вскоре движение обрело интернациональный характер, вовлекая в свой круг (чуть раньше возникший) немецкий «флюксус», английскую группу «Искусство и язык» итальянское «бедное искусство», аргентинскую «группу Розарио» и другие радикальные течения. Классическим образцом концептуализма является композиция Дж. Концептуализм можно назвать одним из вариантов постмодерна. Инсталляции Кабакова возникли из потребности создать пространственную и звуковую метафору тоталитарного мира – мира, в котором рефлексия есть подвиг, а обособление своего сознания -героический акт, аналогичный побегу.
его представителей следует назвать И. Кабакова, А. Монастырского, Р. и В. Герловиных, И. Чуйкова, В. Пивоварова, группы Коллективные действия и Медицинская герменевтика. Это искусство или, скорее интеллектуальная практика, занятая анализом собственного языка. Время действия (1978) открыло онтологическую, если не мистическую, перспективу: зрители часами тянули из леса веревку, не зная, какой она длины и что их ждет в конце (как выяснялось, кроме конца клубка, – решительно ничего). В противопоставлении картины-экрана и картины-окна Булатов и Васильев на стороне второй, видя в ней хотя и утопическое, но пространство индивидуальной свободы.
Работы концептуалиста Роберта Барри (он называет их концепциями концепций) представляют собой записи бессмысленных формул или высказывания. Идеологема «полета к свободе» была отнюдь не единственной управляющей концепцией, которую новые художники выявили, подцепили на булавку и, как энтомологи, выставили на обозрение. Писсуар стал верхом реализма, ведь никакая живописная копия не могла показать предмет лучше, чем это сделал он сам.
Вот таким образом он резко противопоставляет себя всей выставке и сбивает зрителя с панталыку. Джозеф Кошут Один и три стула, 1965.
Фотография эта у Васильева пересечена крест-накрест лучами света так, что в светящемся центре исчезает лицо говорящего (и следовательно, произносимое им слово). Но вскоре концептуализм стал интернациональным движением. В "нормальной" живописи представление о самоценности и неповторимости отдельной личности выражается в индивидуальном видении. Само название «концептуальное искусство» появилось в 1967 г. (первым его применил американский художник С. Левит), годом же раньше его соотечественник Дж.
Помимо альбома, другой формой, в которой феномен «литературного искусства» мог себя узнать, стала у Кабакова в 1970 – 1980-е годы картина-стенд. Произведения поп-арта, в которых предметом изображения стали тиражированные образы реальности: фото, этикетки, газетные иллюстрации, комиксы, упаковки, представляющие собой знаки, оторванные от предметов их означающие. Классическим образцом концептуализма стала его композиция «Один и три стула» (1965), включавшая в себя стул, его фотографию и описание предмета, взятое из словаря. Картина Васильева Огонек (1980, коллекция Додж в музее Зиммерли университета Ратгерс, Нью-Джерси) воспроизводит обложку журнала с ретушированной фотографией оратора на трибуне. Концептуализм – (от латинского «conceptus» — «мысль» «идея», представление), концептуальное искусство — одно из наиболее распространенных направлений в культуре неоавангардизма второй половины XX в. Оно возникло и сложилось как культурный феномен в 1960-х. Она – ворота картины, которые одновременно вводят зрителя в картину и не пускают его в картину, оберегая замкнутый имманентный мир шедевра, живущего обособленной жизнью внутри себя.
Это означает, что решение принято заранее, а его выполнение – всего лишь формальность. Разрыв логических связей между объектами в концептуалистском произведении. Стюарт Брисли на протяжении двух недель часами находился в ванной, которая наполнена черной грязной жидкостью, в Лондонской художественной галерее (намекая на загрязнение окружающей среды и плохую экологию). искусствах), а в самой идее, в ее конкр.
Отношения между зрителем и художником сильно усложнились с поздней половины 20-го века. Художник вроде бы поступает по правилам нонконформистской культуры. Монастырского), поэты Д. А. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл.
Имеет ли оно какой-либо смысл или оно бессмысленно, т. е. Оно, разумеется, видело свое творчество не традиционным «изобразительным искусством», но вместе с тем и не тем родом визуального романа или визуальной философии, которым занимался Кабаков оно соотнесло свою деятельность с поэзией. Гипертрофия текста в московском концептуализме определяется тем, что за ним стоит не западная традиция визуального репродуцирования (техничного, безупречного, анонимного), а советская традиция репродуцирования словесного (устного, неточного, персонального) – слуха или пересказа, столь необходимого, если оригинал (как это нередко бывало в СССР) дефицитен или далеко.
Палец (1978, авторское повторение 1989 года в ГКСИ) представлял собой коробку, через отверстие в которой можно было указать на самого себя, осознав в это мгновение глубокую парадоксальность указывания. Важное место в его поэтике занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, к-рое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта. Полок, когда художник превращался в актера, а зритель сосредоточен не на результате, а на процессе написания картины, «случайности» действия. Поэт Дмитрий Пригов, подписывающийся «персонажным» псевдонимом Дмитрий Александрович Пригов, в 1970 – 1980-е годы выступал не только с «чистой» поэзией, равнодушной к форме ее издания, но и с текстами-объектами, которые требовали верчения в руках (серия Банок, 1979, частное собрание) или, наоборот, неожиданно запрещали привычное действие (Гробики отринутых стихов, 1985, частное собрание, – склеенные книги, которые нельзя раскрыть).
статьи о К. были написаны самими его создателями С. Ле Виттом и Дж. Во второй пол 20 в. возникли синтетические жанры современного искусства – видеоинсталляция, где видеоарт является частью инсталляции видеоперформанс (документация П на видеокамеру). В других его картинах это пугающие слова «Слава КПСС», «Опасно», «Не прислоняться», наложенные на пейзаж единственное, чему дана способность удаляться в глубь картины, – это поэтическое слово «от первого лица», буквы которого белые, а не красные (Живу-вижу, 1982, частное собрание, Берн: название есть цитата из стихотворения Всеволода Некрасова). Инсталляция. Разрушая обычные связи, они создавали связи иные.
Это вызывало много путаницы и шокировало людей. И «окна» и «панорамы» у Чуйкова – некие реди-мейды, готовые предметы, купленные на рынке «духовных ценностей», – единственном, который процветал в СССР. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. Личность художника деперсонифицируется. В отличие от подчеркнуто «западнического» искусства Праги другой центр «восточного концептуализма» — Лейпциг — культивировал немецкое искусство, воскрешавшее традиции Средневековья и Возрождения: художники Бернхард Хайзиг, Хайпц Цандер уподобляли свои композиции замысловатым записям и рисункам колдунов и алхимиков.
И вычленив такой блок, вытащив его, словно клеща из своего сознания, весело смеялись. В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства. Разные художники писали письма Малевичу, общались с ним телепатически.
Концептуалистские произведения, наоборот, вторгаются в мир человека (разумеется, поддающегося этому) и затягивают его в себя. Акцент в визуальных искусствах т. о. Основные пути реализацииконцептуализма– объект, картина инсталляция, перформанс.
С первых лет ХХ столетия художник в общественном сознании почти сливается с фигурой хулигана, вот таким образом вандализм – ожидаемое от него поведение. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см. физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство – это сила идеи, а не материала». Их изобразил один ремесленник (1000 линий в день в течение 10 дней) с использованием 4 цветов. Концептуальное искусство переносит задачу творчества с создания конкретного произведения искусства на формулирование идеи произведения и/или искусства в целом.
Изображение в «альбомах» Кабакова, текст в «каталогах» Л. Рубинштейна и «романах» Сорокина — симулякр, видимость изображения и текста. Нам Чжун Пайк, создавший первое видео произведение портативной видеокамерой фирмы «Sony». Пивоваров) по типу трафаретных работ. Это была другая логика – логика фантазий и сновидений. Кошут, Лес Левин, Дуглас Хюблер, Терри Эткинсон, Роберт Барри, Ян Вильсон, Ян Диббетс, Дж.
Джозефа Кошута «Искусство после философии» (1969), который заявлял, что в условиях современной культуры познавательно-методологическая функция, которую выполняла философия, должна перейти к искусству, перенесенному в область языка, в концептуально-визуальную сферу – такое искусство получило название «Концептуальное искусство» или «Искусство как идея», «Постпредметное искусство». У Кабакова были восприняты категории отсутствия и пустоты. На том же парадоксе были построены перформансы возглавляемой Монастырским группы «Коллективные действия», которые устраивались главным образом за городом. понимании) и жизнью, как бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Когда Кабаков апеллирует к самой знаменитой репродукции в мире, Джоконде (Запись на Джоконду, 1980, частное собрание), перед нами не зрительная отсылка к репродукции (как, например, в знаменитой работе Дюшана, пририсовавшего репродукции Джоконды усы), а словесная отсылка и даже не столько к самому оригиналу, сколько к неким шатким его обещаниям.
Для него характерна специфич. Постмодернизм, по самой своей природе, не может выражаться более четко. Кабакова, создававшего огромные визуально-графические серии, где бытовые реалии (большой коммунальной квартиры), несмотря на все свои дотошные подробности, очерчивали отсутствие и самих героев и скрепляющего их сюжета. Шрифт Брайля крупный, невидящий человек не смог бы прочитать, т. к. надпись слишком большая, а человек видящий не может понять, что там написано – для него это просто минимализм (см.
По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. Зритель смотрит. В число видных концептуалистов вошли (помимо вышеназванных) Х. Хааке, Б. Крюгер, Дж. Главное в К. — именно документальная фиксация концепта его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна. феноменом, т. е. В 1969 г. художник послал своему другу телеграмму: «Не беспокойся, я не собираюсь совершать самоубийство».
Направление продолжает техницистскую линию модернизма. Ее задача 150 переход от создания художественных произведений к провозглашению свободных от материального воплощения «художественных идей». Но существует и автовандализм. Пространственная схема его будущих картин была найдена в серии абстрактных Тоннелей 1960-х годов (движение сквозь картину в глубину), но Булатов понимал, что предмет в живописи желательно не трогать и принял фигуративность как неизбежность.
Весь пол засыпан осколками. В результате на первый план выходит тема хаоса, энтропии, абсурда. худ. Кейт Арнатт вывесил на себе вывеску «Я настоящий художник», сфотографировал себя и поместил изображение на выставке (художником является тот, кто себя им считает). «правдивость», «нет направлений, есть хорошие или плохие художники», представители культуры неофициальной принципиально определяли свою стилистическую позицию как предпосылаемую конкретной творческой деятельности, абсорбирующую творческие опыты как образ — имидж художника, конкретные тексты которого являются одним из его жестов в культурном пространстве. Истоки: нач.
Вместо пространства, в котором Булатов, Васильев и даже Кабаков хотели бы узреть онтологическую опору и моральную ценность, эти окна могут предложить разве что тавтологию («окно есть окно») и этику игры («а все же не совсем»). Чистые, «бездеятельные» тексты русского минимализма являются фактами именно визуального искусства, так как используют определенный пластический язык – язык машинописного самиздата. Замысел и проект превалируют над материальным воплощением. Субъект, порождающий произведение исчезает, его место занимает своего рода арт-инженер, предлагающий конструктивно-концептуальное «решение» художественного объекта. разработало новые формы в виде каталога с описание работ (выставка «Информация» в Нью-Йорке, 1970) Лингвистическое искусство – искусство состоит не в изображении вещей, а в языке («письменные картины»). В акции Десять появлений (1981) зрители получали инструкции отойти из центра поля в глубь леса, а затем вернуться обратно, после чего каждому вручалось фото его «появления» (снимки были сделаны заранее с других людей).
Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. Художник перестает мазать по холсту и начинает мазать по зрителю» (Кабаков). С середины 1960-х до середины 1970-х художники-концептуалисты создавали произведения, полностью отвергая традиционные идеи искусства: эстетику, выразительность, мастерство (в том числе и соответствие требованиям рынка). А одним из основных свойств этого действия во времени и является невозможность его одномоментной инсталляции в пространстве.
Зрителей приглашали участвовать в заранее неизвестном им действии («ситуации»), для чего нужно было проделать некий путь на электричке и пешком, а затем выполнить странные инструкции, находясь в напряженном ожидании-непонимании (это состояние обозначалось термином «пустое действие»). Возможно, авторство принадлежит участнику группы "Флаксус" ("Флюксус") Генри Флинту использовавшему его в 1961 г. Однако утверждать это с достоверностью не представляется возможным. Идея превращается в механизм. элементов и явлений.
Поскольку инсценируемое событие атомарно, если вообще достигает порога восприятия, такая эстетика может быть названа «минимализмом», хотя этот минимализм не следует соотносить с американской минималистской скульптурой 1960-х годов (трехмерными геометрическими абстракциями): то было доконцептуальное явление, тогда как русский минимализм – часть концептуализма, поскольку подчинен идее критики текста. Термин «концептуализм» пришел к нам с Запада, причем из сферы изобразительного искусства. Уолтер де Мария (США) «Земляная комната», «Поле с молниями» Роберт Смитсон, Морис Хейзер – вспашка земли «Гибкие круги», «Земляная работа». Таков многократно описанный Пивоваровым и Кабаковым персонаж «Евгений Леонидович Кропивницкий». На этом же рынке черпали свои сюжеты и художники соц-арта. Так инсталляция Случай в музее или Музыка на воде (1992) воспроизводила в белой нью-йоркской галерее не только экзотическую обстановку (помпезный и обшарпанный интерьер некоего российского музея и выставку живописца-реалиста в нем), чего было бы уже достаточно для мистифицирующей инсталляции, но и событие: внезапно прохудившийся потолок.
"Персонажи" концептуального искусства и сами в себе (освобожденные от индивидуального и случайного) и во взгляде на них обнаруживали свойство знака. Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Авторы изучали энциклопедии и научные труды, переписывались с учеными всего мира. Оказавшись в драматичной ситуации отчуждения языка, концептуализм обращается с языком, вернее, с множественностью языков, как с «черным ящиком», неорганической материей.
За зрителем предполагается существенно более активная позиция. Особое место в К. занимает К., возникший в России в к. 60-80-х гг. Отрицая и в теории и на практике традиц. искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из Энциклопедии, словаря. Такие работы невозможно сделать коммерческими, брать деньги за просмотр. Эрик Булатов еще в юности ощутил одновременно фатальную лживость языка соцреализма, которому его учили (он получил классическое художественное образование, проучившись в МГХИ им. Сурикова с 1952 по 1958) и свою неспособность искренне заниматься абстрактной живописью.
Альбомы начинаются с текстовой секвенции «Он говорит», где высказывается заглавный персонаж, затем идут рисунки (обычно того, что «он видит»), а в конце – два постскриптума: бытовой (рассказ свидетелей исчезновения) и теоретический (где истории дается интерпретация). В расставленные на полу «случайные» тазы и бидоны звучно капала вода (минималистский музыкальный проект Владимира Тарасова). Как выяснялось во время остановки, это и была акция, встреча со зрителями являлась финалом, а на зрительском «Здравствуйте» магнитофон выключался. Так, Пригов посвятил не один проект синдрому «черного квадрата», который развился в связи с модой на Малевича, охватившей в 1970-е годы все мировое сообщество. В XX веке направление в культуре изобразительном искусстве, литературе и т. д. Ковер был выполнен в Афганистане.
Хеппенинг (англ. По определению пионера этого направления, американского художника Сола Ле Витта, в концептуализме идея или понятие (концепт) является самым важным аспектом работы. Концептуальное искусство – модернистская форма художественного выражения, в котором конкретные концепции или идеи (как правило, личные (происходящие в сознании художника) и сложные) принимают форму абстрактных, несоответствующих образов, основанных на отрицании эстетических принципов. Искусство как «элементарная поэзия» (термин, которым Монастырский обозначил свои произведения 1970-х годов) -это построение простейшего эстетического события: появления исчезновения, протекания времени, зрительного или звукового сигнала. В Остановке (1983) зрители шли к месту начала акции (так они думали), но за ними незаметно следовали авторы, записывая на магнитофон свое описание всего, что видели.
Известнейший представитель концептуализма – Джозеф Кошут (США), который на место объекта или рядом помещал его энциклопедический аналог или характеристику. Классическим примером минималистского текста, который одновременно есть и вещь и процесс, являются работы Льва Рубинштейна на каталожных карточках (с 1974 года), которые он читал вслух в качестве перформанса. Они совершенно одновременны и совершенно разнонаправленны. Музей современного искусства.
«Комнатные» акции Юпитер и Бочка (1985) обрушивали на собравшихся длинные хаотические симфонии из вспышек света, слайдов с предыдущих акций, фонограмм уличных шумов, однообразных текстов, зачитываемых вслух и живых музыкальных импровизаций. Некрасова, Яна Сатуновского, Д. А. Пригова, Льва Рубинштейна и Андрея Монастырского (Пригов и Рубинштейн позднее образуют своеобразный дуэт, а Монастырский создаст акционную группу «Коллективные действия»), в прозе — В. Сорокина, в изобразительном искусстве — Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Отказ от "чувственной деформации" предмета.
С художественно-эстетич. Ингрид и Йен Бакстер перевернули все, что было в их квартире, в пластиковые мешки и сделали выставку (объект наблюдения может быть любой вещью). Парадоксально, но универсально понятным оказалось именно маргинальное индивидуальное, человеческое: тема «маленького человека» еще раз выручила русскую культуру. В 1970-е эту линию продолжил Пригов — уже в рамках общего концептуалистского движения, получившего название «московской школы концептуализма». Пока младшее поколение художников 1980-х годов реализовывало амбицию «частного» – искусство как форму досуга или как мир персональных видений, – старшее (прежде всего Кабаков) подводило черту под пронизавшими весь русский XX век амбициями универсального, открыв для себя форму инсталляции.
Пригов и Л. С. Художественные произведения концептуального направления часто вызывают определенное недопонимание и дискомфорт у зрителя, но не вследствие раздражающего (часто довольно непривычного) внешнего облика, а вследствие других правил восприятия идущих вразрез с укоренившимися привычками восприятия произведений искусства. 1970-х гг. «Искусство существует в мыслях творца, нежели в самих творениях» – Д. Кошут. У них одна природа — красноречивого молчания.
Алигьеро Боэтти Тысяча самых длинных рек мира, 1976. Цель – напомнить зрителю роль информации в современном мире. Каждая из машинописных книжечек Пригова построена как остроумная избыточная иллюстрация: Яма (1985, собрание художника) представляет собой мрачное, длинное, поэтическое определение ямы (не названной по имени могилы), при этом страницы прорезаны уменьшающимися квадратами, а «на дне ямы» виден маленький черный квадратик. Его прообразом послужил художник основатель – «Лианозовской группы». К., т. о., принципиально меняет установку на восприятие искусства.
Картина-стенд. Получается, что здесь главное – концепция, насколько мы понимаем или не понимаем искусство. Картина как литературный жанр.
Аналогичными «пространственными манифестами» параллельно занимался Олег Васильев, которому теория композиции Фаворского продиктовала представление об энергетических осях картины, о взаимоотношениях центра и края. 20 в. поп-арта, в основе которого отказ от языка высокой культуры (в первую очередь абстрактного экспрессионизма), поп-артисты стали использовать языки и технические приемы рекламы, средств СМИ и пром. Концептуализм отказывается от этого и приходит к другому типу изображения. Минимализм в визуальной поэзии и перформансе.
и духовно-худож. Картина размножается на серии и циклы, превращаясь в вырванные из книг страницы. В результате не автор создает художественный язык, а язык, его функциональное многообразие («речь»)—автора. Так его научили: искусство должно уводить в небо и спасать. Они сумели показать, что вода не подвластна критериям линейных измерений. общество потребления. Наряду с расколом единого пространства картины происходило разрушение картины изнутри.
становились литературой. Материальным элементам отводилась ограниченная роль возбудителя внутренних представлений (принцип «искусства в голове»). Такая обработка предмета и называется "чувственной деформацией". В том, чтобы схватить топор и всё подряд крушить. Может быть, если бы эта картина родилась где-то в другом месте, ей это не понадобилось бы, но тут, на литературо-центричной почве, где хаос – все, кроме слова, ей ничего другого не оставалось.
Главный лозунг времени: «возвращение к реальности», которую в 1960-е гг. художники покидают музейное пространство в поисках новых выразительных форм. Джим Деневан (США) – масштабный Л-арт на Байкале Александр Голиздрин (Россия) «Зубы» и др. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. Оказалось, что это самый эффективный и экономичный способ прозвучать на весь мир. Искусство поп-арта не было реализмом в традиционном понимании этого слова: поп-арт работал с реальностью уже опосредованной СМИ, вот таким образом произведения поп-арта можно назвать «картина картин», стереотип имидж эпохи.
Именно этот коленопреклоненный пиетет и демонстрирует Пригов в «Инсталляции для бедной уборщицы». Кабаков начал работать в пространстве с проектов с веревками, на которых были развешаны мусорные предметы (пустые банки, старые щетки. ), каждый – с клочком бумаги со столь же «мусорной» бытовой фразой (16 веревок, 1986). Монументальное искусство или Лэнд-арт (искусство земли) букв. Минималистские работы на пишущей машинке делали в это время Всеволод Некрасов (ему принадлежит радикальный лист с единственной точкой на нем), Римма Герловина (чьи первые книги были сделаны в форме черепахи и сердца), Андрей Монастырский и другие. Концептуализм (conceptus – мысль) – изначально философское направление. Другая картина, Реализм это Фашизм – Реальности нужна Армия написана в схожих тонах. Хочешь свободы.
В конце 1960 – начале 1970х возникли работы, где машинопись – не просто принцип тиражирования: текст создается сразу в определенном средстве и оно никак не может быть от него отслоено (так в художественной фотографии по сравнению с фотографией технической). Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Вс. Виктор Вазарелли «Тау-дзета», «Сверхновые» и др. Движение быстро росло и приобретало международный размах. Эти инсталляции выходили за пределы сатирических метафор-иллюстраций жизни в СССР: Кабакову удалось показать опыт этой жизни не как экзотический, но как всечеловеческий, универсально понятный, найти в «местном» потенциал всеобщего и превратить жэковский архив в кафкианский бюрократический универсум, а коммунальную кухню – в мавзолей погребенным человеческим надеждам.
С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. В чем же отличие московского концептуализма от западного. Концептуализм исходя из положения, что концепция произведения важнее его физического выражения, видел цель искусства в том, чтобы передать определенную идею, но не с помощью традиционных художественных форм и методов, а в ее непосредственном документально зафиксированном представлении.
С такой открытки была написана первая зрелая картина Булатова, его шедевр Горизонт (1971 – 1972, частное собрание), в котором горизонт, предмет романтической тяги вообще и устремления персонажей картины в частности, закрыт красной полосой орденской ленточки. Перформанс, перфоманс (англ.
Лейдерман, П. В. Несколько иначе обстоит дело с живописью концептуального символизма. Для того чтобы молчание стало красноречивым, требуется довольно громоздкий инструментарий. Пепперштейн) и «ТОТарт» (Н. Б.
Хрестоматийным произведением этого рода стал «Стертый рисунок Де Кунинга», который Роберт Раушенберг выставил в 1953 году. Или в том, что сегодня именно событие в социальном поле является искусством, а не картины. Концептуалисты (в строгом смысле) являются завершителями авангардисткой традиции. В программных манифестах американских художников С. Левита («Тезисы о концептуальном искусстве», 1967) и Дж. Под воздействием Рубинштейна Римма Герловина в 1974 – 1975 годах сделала серию Кубиков с текстами снаружи и внутри, составляющими афористический сюжет – «коан» (снаружи кубика Душа: «Не открывай, улетит» внутри: «Вот и улетела»).
Такое прочтение Кейджа свидетельствовало о глубинной мутации минимализма в форму почти шаманского ритуала, построенного скорее на интенсивном «экстазе присутствия», чем на метафизике отсутствия. Зачинателем этого «восточного концептуализма» (оставшегося в рамках искусства, но подчеркнуто и вызывающе парадоксального) был Пражский салон 1967 года (организатор Честмир Кафка), возникший как отважный вызов господствовавшему вкусу накануне «пражской весны». Классическим образцом концептуализма стала его композиция Один и три стула (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря. Один из основоположников течения, американский художник Джозеф Кошут, видел значение концептуализма «в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства — или как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство — это сила идеи, а не материала».
Пространство здесь понимается как пространство голосов, прежде всего (в более поздних проектах он будет использовать звук), словесное море коммунальной кухни. Искусство – свобода, а свобода суть враг собственника.
Художник выражает свое отношение к социальным, политическим, технологическим вещам и процессам. С 1968 г. Левитт начал создавать рисунки на стенах. 20 в. – попытки художников перенести акцент с картины на сам творческий процесс их написания или ваяния – «живопись действия» – Дж.
Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. Поп-арт: Роберт Раушенберг «Белая картина», «Кровать» Джеспер Джонс «Пивные банки», «Американские флаги» Рой Лихтенштейн – картины-комиксы Энди Уорхол – портреты массовых идолов Мерилин Монро, Элизабер Тейлор, Элвиса Пресли и рекласной продукции «200 банок супа «Кэмбл» и др.
Затем произошло очищение техники от этого ноюще личного характера – начали выходить самиздатовские журналы, поэтический Синтаксис (с 1959) и политическая Хроника текущих событий (с апреля 1968). возникло т. н. Тип концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека. Инсталляция Кабакова «Детский уголок» лапидарна. Идея, по мнению художников, может оформиться в любой физической форме.
Так, Илья Кабаков в честь своего триумфального возвращения в Москву в 2008 году создал грандиозную выставку-инсталляцию с сотней живописных произведений под названием «Альтернативная история искусства». Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом. статью про минимализм). Цитатность становится непременным элементом лирического стиха (у так называемых «иронистов» — А. Ерёменко, Е. Бунимовича, В. Коркия), а новые соцартисты — Т. Кибиров и М. Сухотин — порой доводят цитатность до центона (особенно Сухотин. ) концептуализм и сегодня оказывает заметное влияние на молодых поэтов и художников.
Тем не менее, важно понять, что концептуальное искусство развивалось в последовательности авангардистских движений (кубизм, абстрактный экспрессионизм и тому подобное), которые преуспели в том, что значительно расширили границы самого понятия искусства. Фотоинсталляции Лисицкого были такого же рода театром, но для массы они программно лишали зрителя индивидуальности, так же как альбомы Кабакова – укрепляли его в позиции рефлексирующего скептика. Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды). Бриджит Рили «Поток, «Прямая кривизна» и др. Искусство ежеминутно затрагивает нас, влияя на границы восприятия.
Собственник сравнивается с постоянством. Только из картинной иллюзии художник перенес этот образ в архитектурную фантазию, а затем даже материализовал в инсталляции «Небо». Изображение убрано, осталась одна рамка. Абалакова и А. И. оно приобретает статус критика, стоящего над всеми областями человеческого знания. Но зачем создается такое изделие.
Хотя еще во 2-й половине 16 в. теоретики итальянского маньеризма провозгласили примат художественной идеи (или «внутреннего рисунка») над законченным произведением, а в 17 в. Н. Пуссен называл живопись «лишь идеей бесплотных вещей», конкретные предварения концептуального искусства появились лишь в 1910-е г., в русле дадаизма, прежде всего, в творчестве М. Дюшана. Оптическое искусство (оп-арт) основание с 60-70 гг 20 в. - основывается на зрительских иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигурациях на плоскости, например, чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляется пересекающие их лучи, которые вращаются как пропеллер. Будущее развитие современного искусства часто регламентируется мероприятиями, происходящими каждые два года (The Whitney Biennial, The Venice, Sao Paulo, the Kwan Ju, the Havana), каждые три года (Echigo-Tsumari) и самая важная выставка в городе Кассель, Германия. При этом юридические последствия – минимальны. Московский концептуализм в своей основе – слова и форма без всякого смысла, абсурд.
ТОТАРТ и группы "Коллективные действия" (КД). Их прием – создание чуть искаженных самоописаний, слегка деформированных иронией. Или в том, чтобы различить в этом жесте глубоко традиционное авангардистское поведение.
Ануфриев, Ю. А. Затем объект восприятия (чем бы он ни был -человеком, звуком, предметом) переходил из невидимости через «зону неразличения» на «демонстрационное знаковое поле» (термины КД). Эти качества концептуального искусства в сущности и есть его эстетические признаки. Вместо изображения — фикция, симулякр. Альбомы И. Кабакова.
худ-к Ричард Гамильтон: «Так что же делает современные дома столь необычными, столь привлекательными. » (коллаж) Америк. Булатовское «Иду. », кабаковские улетевшие, прорывы и разрывы Володи Янкилевского исчезающие фигуры у Гороховского и т. д. и т. д». Феномен «сакрального минимализма», разумеется, представляет собой парадокс (минималистские и концептуалистские стратегии все же обычно пресекают всякие попытки сакрализации чего бы то ни было), но это один из центральных парадоксов русского искусства, которое традиционно понимает себя в качестве эмблемы невыразимого. С этого момента Кабаков занимается, в его терминах, «тотальной инсталляцией», то есть такой, которая переносит зрителя в полностью измененное пространство, развернута во времени и является пластической метафорой некоего универсума, для Кабакова – единственно знакомого ему универсума бывшего СССР (практически все эти инсталляции были сделаны после конца СССР и за его бывшими границами). Похожая на причудливый аппарат Пушка (1975, авторское повторение в ГКСИ) нарушала ожидания: надпись приглашала заглянуть в трубу и дернуть за нитку, но вместо зрелища раздавался громкий звонок.
Так в СССР выстроилась минималистская эстетика, которая вскоре показала свою способность вмещать сакральные категории, вот таким образом ее можно было бы называть богословским термином «апофатическая» (говорящая о божественном, но допускающая лишь отрицательные определения). Сквозь ее толстый слой в амбразуре скважины виднеется чистое голубое небо. Если говорить о западном минимализме, то огромное значение для московских художников имела минималистская музыка (Джон Кейдж). «Художник мажет по холсту. Там дыра в небо свободы представлена в виде люка, ведущего на чердак.
В акциях 1980 – 1983 годов (второй том Поездок за город) все большую роль играл почти кинематографический монтаж, разрушение временной логики и напряжение между проживанием и записью. ничто.
Среди основателей и гл. Они не опираются на непосредственное восприятие, не взывают к эмоциональному сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки. Именно массовая культура стала предметом нового художественного направления второй пол. environment – окружающая обстановка, среда).
Квадраты им виделись во всем и везде. Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды и назвал изображение Автопортрет фонтана (после Дюшана). Причем подбор текста проводится так, чтобы заранее лишить его смысла. Иными словами, вместо драгоценного сосуда – урна для мусора. В «Четырех цветных рисунках» (1970) использовано 4 цвета и 4 типа линии.
Картина передразнивает литературу, вводя повествование и персонаж. Англ. Концептуализм – это смесь модернизма и авангарда, символизма, экспрессионизма, футуризма, дадаизма и сюрреализма. На волне «восточного концептуализма» сложилось многогранное искусство Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В 1969 г. Кошут опубликовал программную статью «Искусство после философии», где доказывал, что важнее всего сам процесс арт-коммуникации, а не ее результат. Концептуализм отвергает принципы изобразительности и выразительности как «отвлекающие» от предложенной идеи и это выводит концептуальные тексты за пределы xyдожественного творчества, собственно искусства, делает особой деятельностью в сфере культуры.
Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература). кинетическое искусство). Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс.
В ней мало научной уравновешенности, много иронии игры и озорства. В период конца 1960-х – начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. и даже антиэстетич. – событие, происходящее здесь и сейчас) – это художественное событие, происходящее в пространстве, заполненном художественными и нехудожественными предметами, которое получило название «инвайромент» (англ.
Другой «блок сознания» имеющий широчайшее хождение – «почитание иконы». Художник манипулирует краями, рамкой. Серийная техника Кабакова, Рубинштейна, Сорокина, Монастырского и группы «Коллективные действия» — предел художественной редукции, квинтэссенция минимализма. Серия Панорам 1970-х годов – объектов – «коробок» с нарисованными на стенках видами – тоже превращает пространство в плоскость, а метафизику – в вещь повседневного обихода.
Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать». Огромное влияние на концептуалистов осуществило дело практика дадаизма и теоретика Марселя Дюшана, который еще в 1913 году в Нью-Йорке стал выставлять переосмысленные в новом ключе предметы массового изготовления – реди-мэйды: велосипед на табуретке, писсуар «Фонтан», «Мона Лиза» с усами и так далее. Словно оружие после убийства, брошен вандалом на месте преступления. Пересмотр роли цвета в картине.
Кабакову нет нужды расширять свою известность, он знаменит на весь художественный мир. Кабаков). Например, московская группа художников "Коллективные действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар".
Или о кошке. Начавшись как движение среди многочисленных арт-тенденций шестидесятых годов, задуманное, чтобы продемонстрировать приоритет идеи художника, сегодня оно рассматривается в совокупности (как эстетическая точка зрения концептуализма), оказывая большое влияние на современные способы художественного выражения. Это «ангажированная антропология», по выражению Джозефа Кошута. Центральной его фигурой постепенно стал Андрей Монастырский, а центральным феноменом – группа «Коллективные действия». Среди его героев появляется бездарный художник.
Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула» или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп. В современном искусстве известно немало случаев (например, Марсель Бродтарс), когда художники обретали имя, благодаря умело и вовремя произведенному уничтожению своих работ. Увеличенное до гигантских размеров приглашение «записаться» на дефицитные билеты на выставку – это в мире Кабакова единственное свидетельство о знаменитой картине. Первые манифестарно-теор. Находившиеся под сильным влиянием упомянутого выше минимализма (его простоты), они, в тоже время, категорически отвергали его концепции, которые воплощались в скульптуре или живописи, характерные для перцепционного или «ощущаемого» искусства (оно создается, прежде всего, для визуального восприятия).
К тому же, это всегда немного исповедь. Критики, которые все-таки соглашались описывать произведение, видели в нем единство и борьбу света и тьмы или бытия и небытия. поэзии, поп-арта.
Образец первого направления – американский художник Джозеф Кошут (Joseph Kosuth). Построенные в 1986 году в мастерской Кабакова, в 1988 году они были все вместе воссозданы в галерее Фельдмана в Нью-Йорке под общим «альбомным» названием Десять персонажей. В чем, действительно, свобода. Хольцер, Д. Бюрен, М. Мерц и другие. Это и есть то, что я предлагаю называть открытым искусством.
После эры модерна (первая половина 20-го века) искусство включает в себя постмодернизм, нео-концептуализм, Хай Арт Лайт (High art Lite, движение Юных Британских Художников середины 90-х) ирреалистов начала 21 века, также как и многонациональные работы в стиле постмодерна. удаляется в пространство «другой действительности», которое граничит с наукой, литературой, философией, оставаясь при этом не идентичным им, т. е. Суть арт-деятельности усматривается К. не в выражении или изображении идеи (как в традиц. Андрею Монастырскому принадлежали «акционные» (его термин) поэтические объекты – «машины» по производству события в момент встречи со зрителем. Многочастные, сложные проекты Игоря Макаревича и Елены Елагиной (Жизнь на снегу, 1994) апеллировали к советским найденным артефактам, но не к их внешним формам, а прямо к их сюжетам, поскольку «найденными предметами» тут являлись книги – курьезные памятники уникальной цивилизации 1930-х годов.
Другие эксперты отмечали смещение фокуса внимания с объектов искусства на стены галереи, на которых они обычно выставляются. Разрушение данного различия – важный аспект современного искусства. Решающую роль в формировании нового движения сыграли американские (Дж.
Первой серией работ такого рода и стали Окна (с 1967 года): трехмерные объекты в виде окна в раме, на поверхности которого написан пейзаж, часто цитатный. В 1967 году этот термин использовал Солл ЛеВитт (Sol LeWitt) – американский художник, одна из ключевых фигур минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму. Зритель начинает судорожно метаться от этикетки к поломанным картинам. Вы входите в зал и сталкиваетесь с неординарной ситуацией.
и В. М. Чуйков денонсирует мистику окна: оно тоже есть излучающий экран, а вовсе не вид вдаль. Именно вот таким образом Булатов и Васильев оказались близки концептуальному кругу. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям.
Солл ЛеВитт написал это в 1967 году в Параграфах о концептуальном искусстве. Термин концептуальная живопись является в, значительной степени двусмысленным и условным. Открытое искусство. В группу входили Терри Аткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бсйнбридж, Харолд Харрел. «возврат к природе», к ее «естественному реализму».
Термин концептуальная живопись достаточно часто употребляют в художественной среде. Первые акции КД были сугубо минималистскими, построенными на чистоте стимула: Появление (1976), во время которой человек появлялся из леса, Либлих (1976), в которой из-под снега раздавался звонок. Все это уже и в 1930-е годы было новой художественной формой, дидактической «текстовой инсталляцией» для массового зрителя. Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. Возможна организация и проведение таких акций на открытом воздухе – пейзажный перформанс.
В сфере визуальных искусств гл. На первый план в К. выдвигается концепт — формально-логич. Аккончи сфотографировал, а затем прокомментировал, как он ежедневно вставал и сходил на стулья, после этого сравнивал различные методы, которыми он это делал (разнообразие способов действия).
Этот акцент на политике, хотя он и не нов, похоже усиливается. Между тем определенно можно говорить о том, что к середине 60-х гг. Если аналитический художник описывает и демонстрирует (часто в качестве отдельных произведений) свой профессиональный инструментарий, то концептуалист занят художественной антропологией. Другой известный концептуалист – Кристо. Это временное искусство.
В Х. нет героя, есть только ряд жизненных ситуаций. Да именно такой ответ дают концептуалисты, выражая свою позицию в иных словах: произведение искусства – это пустое место. Он изобразил «искусство», «стул», «чашка» и др. Черный квадрат на холсте может нарисовать любой человек, не обязательно художник.
Его особенно привлекает самое «дно» культуры, жизнь и опыт маргиналов, всеми забытых, спрятавшихся «под плинтус», чье творчество никогда не попадёт ни в какие институции, выставки или аукционы. протеста, нонконформизма, авангардности. Стихотворение мотивируется сугубо лично и не требует доказательств. Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев. После снятия всех запретов на арт-авангард понятие «концептуальное искусство» стало в России весьма расплывчатым, превратившись почти что в синоним постмодернизма как такового и охватив многие художественные явления не только в изобразительном искусстве, но также в литературе и театре.
Концептуализм рассматривает художника как генератора идей, а не создателя вещей. Пример раннего К. – работа Д. Кошута «Один и три стула», в котором художник уравнял в своих правах реальный стул, его словесное описание (цитата из словаря) и визуальный образ (фото). К серийному творчеству относят работы Сола Левитта.
В прессе тогда разразилась настоящая буря насчет того, можно ли это считать искусством (но мы-то знаем, что главная цель художника была именно в том, чтобы в очередной раз задать этот вопрос). Их выполняли ремесленники по его инструкциям: 10 тысяч сделанных наугад прямых линий. В концептуальном искусстве художник рассматривается не как создатель художественного произведения, а как генератор новых идей. Световая структура картины напоминает об опытах Клюна 1920-х годов (Красный свет). «Экспортный» характер этих инсталляций восходит к Лисицкому: для своих работ конца 1920-х годов, которые делались в основном на Западе, тот также избрал форму пространственной фотоинсталляции, развернутой модели шестой части мира.
С тех пор он периодически отправлял друзьям телеграммы с загадочным посланием: «Я еще живой». В 1970-х гг 20 в. возникло направление концептуализма (от лат «понятие», название придумано америк. Может быть, речь идет о мальчике, которого родители временно выселили в коридор, чтобы он красками не испачкал хорошую мебель. В приговском объекте «Окно» рама настежь открыта, что позволяет нырнуть взглядом в ночную мглу или увидеть на ее месте искомый квадрат, вырезанный оконным проемом аккурат по размерам картины Малевича.
Уютный живой уголок. С конца 60-х годов сформировалось концептуальное направление в московской культуре. Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. В 70-е гг.
Кошутом впервые термин К. был еще до них употреблен Г. Флинтом (1961) и Э. Кинхольцем (1963). ор art, сокращ.
Кристо выбирал для своих произведений простые предметы: коробки, жестянки и т. п., которые он заворачивает в различные материалы, покрывает плеткой, связывает сетками Скрывая предметы, он придает им загадочность, скрытность, прелесть. Их картины выполнялись несколькими, четырьмя-пятью, локальными плоскими колерами (В. В своём эссе Искусство после философии (Art after Philosophy, 1969) Кошут писал: Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, так как искусство и существует лишь в виде идеи. Когда художника Эллисона Хеттера (Allison Hetter) спросили что такое постмодернизм, он ответил простой фразой: Все это уже где-то было. Но едва в силу разных причин в глазах глядящего «икона» десакрализуется, весь его пиетет мигом преобразуется в свою противоположность – в иконоборчество.
В русском искусстве вообще почти не существует традиции эстетизации «немногого» («сигналы» Злотникова 1950-х годов – редкое исключение), однако есть богатая традиция эстетизации «ничто», в том числе и через поэтический жест (Поэма конца Гнедова). Классическое произведение концептуализма — «скульптура» Марселя Дюшана «Фонтан» (1917), представляющая собой выставленный на всеобщее обозрение писсуар. Беря пустые объекты, голые структуры, Кабаков, Рубинштейн и Сорокин накапливают художественный эффект по крупицам, «малыми воздействиями», чисто внешними перестановками, формальными, неструктурными вариациями. – утверждение, что произведение искусства может не иметь материального воплощения, т. к. Кошута («Искусство после философии», 1969) искусство сводилось к феноменам сознания (идеям, понятиям, мысленным конструкциям), отвергалась необходимость их воплощения в чувственной форме. Павильон на международной выставке «Документа-IX» в Касселе (1992) снаружи воспроизводил хорошо знакомый жителям СССР беленый известью общественный туалет с дырами в полу, внутри которого шокированный зритель обнаруживал жалкое человеческое жилье, брошенное его обитателями. Он объединяет процессы творчества и его исследования.
Проблема отчужденного языка, чужого слова по-прежнему в центре внимания. мифология абсурдной повседневной экзистенции в узких рамках социально-идеол. Концептуализм, концептуальное искусство это искусство идеи, когда художник создает и демонстрирует не столько художественное произведение, сколько определенную художественную стратегию, концепцию, которая, в принципе, может репрезентироваться любым артефактом или просто артистическим жестом, «акцией». неутилитарного) массу внеэстетич. Живопись сворачивалась в плоское, ровное, малярно-техничное раскрашивание. худ. Или человек, который ничего не выбрасывает – как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых – маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души.
Хэппенинг (англ. Только что тут произошел скандал. Он автор термина, который до сих пор в ходу – «московский романтический концептуализм». Очень незаметный человек. У Васильева, как и у Клюна, центр картины непроизвольно углубляется, пространство одерживает победу над плоскостью и эта точка глубины оказывается «заумным» средоточием картины, где уничтожаются противоположности, умолкает речь и наступает искомая полнота.
Зачастую арт-объекты представляли некую игру для воображения зрителя. Концептуальное искусство, работавшее с этим языком, получило название соцарга («социалистическое искусство»). Произведение видеоарта должны содержать художественный месседж (message- сообщение), т. е. е совокупность художественных смыслов, которые автор хочет донести до зрителя. У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи.
XX в. в западном искусстве появилось новое оригинальное направление. Центра нет. Среди гл. Некоторые черты концептуального искусства проявились тут еще в футуризме 1910-х г., а в 1920-е г. — в творчестве «обэриутов», но настоящими его провозвестниками явились в 1920-1923 г. молодые студенты Вхутемаса – С. Б.
Вместе с работами часто выставлялись его книги: «Я читаю» — коллекция вырезок из газет, «Я встречаюсь» — список людей, с которыми он встречался, «Я выходил» — список мест, в которых он бывал. Сюжеты представляют собой метафоры, в которых системы властных и культурных иерархий представлены пространственно (Мучительный Суриков видел мир как сквозь крохотную дырочку, Украшатель Малыгин маниакально рисовал только по краю листа). Видеоарт – основатель америк.
Кошута из Музея совр. Главное положение К. И. Франкфурт-на-Майне, Музей современного искусства. Они обходились почти без слов. Кошут, Л. Вайнер, Р. Берри, Д. Хьюблер) и английские (группа "Искусство и язык") художники.
После этого уже можно было осознать плохую «четвертую копию» эстетически – как форму критики текста. Слово и текст хорошо чувствовали себя в новом пространстве. американец Джозеф Кошут. Картина, в соответствии с ее мифологией, есть окно в магическое пространство, но Булатов всегда напоминает о том, что это окно закрыто, помещая на его «стекле» некий идеологический барьер. В живописи и графике — у Оскара Рабина, в поэзии —у К. Холина, Г. Сапгира, Вс. Некрасова. — московский К.
И очень пристрастен. Рубинштейн, а чуть позднее, уже на рубеже перестройки – группы «Медицинская герменевтика» (С. А. Основной предпосылкой искусства после периода постмодерна является то, что все формы восстания либо создания чего-то нового, уже были где-то использованы и что даже если это не правда, особый акцент на отрицании того, что уже было, является всего лишь помехой. Причем не сам. Также часто включает в себя мульти-дисциплинарный дискурс использующий разнообразные наборы умений и людей, для того чтобы, в конечном счете, увлечь их важным и иногда провокационным разговором, о важных вопросах, формирующих мир в настоящий момент. В 20 веке модерн-концептуализм это уже не просто изображение, которое ни к чему не относится, а конструкция объектов, это уже практически производственный эскиз, план к действию информация об объекте.
Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. Все они включены в довольно парадоксальные отношения со зрителем: «мысленные перформансы» (тексты, предназначенные только для чтения про себя: визуальная поэзия Некрасова и других авторов), «перформансы для одного» (объекты, с которыми зрителю предлагается проделать некие действия: работы Монастырского или Пригова), «перформансы для немногих» (в ходе которых зрители вовлекаются в некое переживание: акции «Коллективных действий») или «перформансы без зрителей» («игры» Риммы и Валерия Герловиных и Франциско Инфантэ, которые делались только для фотографий). Множество границ и различий внутри самого искусства были утеряны.
Полотно, вышивка. Хотя сперва Дюшан создавал вполне материальные произведения, со временем все более существенной стала для него окутывающая их аура символических смыслов и размышлений, а затем он вообще перестал творить что-либо художественно-материальное, перейдя к чистым мыслям об искусстве. Эти образцы «отсутствующих произведений» были осмыслены в 1960-е г., на рубеже постмодернизма, в качестве канонических. Кабаков-концептуалист вступил в противоречие с Кабаковым-художником. Вся работа – это рядоположение черно-белой фотографии стула (масштабом 1:1), собственно стула и его словарного определения.
При этом, мало кто задумывается над смысловым наполнением этого определения, вернее, над полным отсутствием такового. Работы созданные до 60-х годов можно было легко отнести к той или иной школе. К. И. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку).
Такой «художественный концептуализм» сложился в Советском Союзе как часть «подпольного искусства». Интересно, что в этом смысле концептуализм, помимо явной авангардности своих устремлений (например, определение новой границы между жизнью и искусством), является прямым наследником традиционно русского культурного мышления (но не в его внешнем, фактурном слое, а в структурно-порождающем). Они были доступны пониманию посвященной публики лишь в контексте всей истории искусства.
На выходе из вагона посетителя встречали сломанная лестница, хаос, мусор и крушение пафоса. К фигуре «воображаемого зрителя» обращались акции, в которых «выставочный объект» оставляли в лесу: двенадцать картин, сшитых вместе в виде палатки (Палатки, 1976) или лозунг «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об зтих местах» (Лозунг-1977, 1977, текст из книги Андрея Монастырского Ничего не происходит). Понятно, что таким средством автопромоушена все чаще стали пользоваться сами художники.
Отстраненная от автора картина получила возможность говорить сама. В СССР развитие искусства происходило стремительно. Группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо» (1960-е – 1970-е) придумывали затейливые акции и таинственные концептуальные тексты. Акция Юпитер продолжалась 4 часа 33 минуты, что отсылало к знаменитой музыкальной пьесе Кейджа, которая, однако, продолжается 4 минуты 33 секунды (в ней звучит тишина).
Некрасов замечает, что концептуализм правильнее было бы назвать «контекстуализмом». Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). Нью-Йорк. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет – в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. И та и другая закалились в полемике с авангардом и советской картиной, – «проекцией» идеологической установки на плоскость и этой агрессивной плакатности противопоставляли пространство созерцания, в прямом и переносном смысле глубину.
Классич. Виктор Пивоваров также не удержался в границах иллюзии «прорыва в свободу» и – сделал реальную дырку в бумаге. А что делать с искусством прошлых веков. Он играет на обострение. Концептуальные произведения вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их восприятия, нарушающих укоренившуюся привычку общения с искусством.
Оп-арт Оп-арт (англ. Инсталляция (от англ. Концептуализм, в предельных случаях, вообще отказывается от создания произведения искусства и, соответственно, от любой имманентной выразительности. Автор анализирует и устраняет референциальную функцию произведения искусства иными словами, законы репрезентации, отмечая лингвистические связи между предметом, его изображением и его значением. Постмодернистское искусство 20 в. все больше превращается в арт-деятельность, функционирует как производство, конструирующее арт-объекты 150 некие музыкальные информационные, художественные и литературные «продукты», сочетающие в себе интеллектуальный замысел, логическую рефлексию и элементы собственно художественного произведения. Возможно, самым ярким аспектом современного искусства является его неопределимость.
Таким образом, концептуальное искусство взывало не к эмоциональному сопереживанию, а ориентировалось на угадывание идеи интеллектуальное осмысление увиденного. Кроме этого, рама – это некая граница, отделяющая мир реальный от мира живописного. Концептуалистические произведения часто представлены проектами, жестами идеями, только указывающими на возможности, на вероятность возникновения искусства. заменяет массовая культура, связанная с телевидением, супермаркетами и т. п.
Реформированная картина легко, без сопротивления встретилась с концептуальным мышлением. роль начинает играть обычный язык человеч.
Результаты этих усилий вылились в том Классификация тысячи самых длинных рек (Classifying the Thousand Longest River), 1977 года. Кристо говорит, что никто не может быть владельцем своих работ, даже он. Его рисунки основаны на математической идее.
Философ и критик Артур Данто (Arthur Danto) утверждает, что модернизм (так же как и история искусств сама по себе) закончился после создания Энди Уорхолом (Andy Warhol) Бриллиантовых Коробок (Brillo Boxes), которые, являясь произведением искусства, практически неотличимы от своих реальных прототипов. В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). В поэзии концептуализм связан с творчеством Вс. По отношению к нему «понятийное» преследует абсолютно иные цели. Как следствие, меняются отношения между автором и зрителем. стандартизированный материал передается всем группам населения одинаковым способом, воспринимается единообразно, создавая стереотипное мышление, единообразие, несамостоятельность мышления – вот главные характеристики «человека массы», которые формируются под воздействием СМИ.
В русле «московского концептуализма», признанным лидером которого был Кабаков, работали также супруги Р. А. Концептуальное искусствостало ведущим направлением в искусстве в 60-70 годах XX столетия. Предмет не должен был, по словам Булатова, «сопротивляться», то есть язык должен был достичь точки совершенной нейтральности, которой не было в слишком «человеческой», рукотворной и дряблой живописи позднего соцреализма. К. претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, артефакт). Конкретная поэзия, точно так же объективируя и отчуждая язык, тем не менее использовала его фактуру, стремясь к своеобразной образности и выразительности.
для самовыражения художника. Во многих концептуальных работах используются природные материалы в их чистом виде – земля, хлеб, снег, трава, зола и пепел от костра. Картина, объект, перформанс инсталляция – основные сферы реализации концептуализма. Событие (1980, частое собрание) состоит из двадцати таких карточек с фразами, фиксирующими постепенное осознание неизбежного (от «совершенно невозможно» через «не сейчас» до «вот и все»).
Не отрицая традиционного искусства, К. И. Многие зрители пришли «на Кабакова» и, увидев эту жалкую живопись, были страшно разочарованы. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Художественное произведение «Один и три стула» (1965 г. ) представляет собой медный согнутый стул, фотография этого стула в натуральную величину и его словарное определение. Лучишкин, выдвинувшие метод т. н. традиц. Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля.
Художник-ирреалист Tristan Tondino (1961-2002) заявлял, что история искусства – это история ирреализма (например, разрушение абсолютизма). худ. В 1972 году Илья Кабаков начинает высказываться в изобретенном им (одновременно с Виктором Пивоваровым) жанре «альбома» – серии больших несброшюрованных листов с рисунками и текстами, которые автор демонстрирует (как всегда, посвященным), вынимая один за другим из специальной коробки, лежащей на пюпитре и читая тексты вслух. Рама в традиционном искусстве очень важна. Причина этого лежит на поверхности.
Наиболее влиятельным объединением концептуалистов стала английская группа «Искусство — язык» издававшая одноименный журнал. Концептуальную композицию не имеет смысла покупать или продавать, составные части для них подбирали из предметов обихода иногда художественный объект становился сам автор. А первые собиратели требовали их – как русский знак и русский взгляд. 1960-е годы ушли на поиски языка, который не был бы невыносимо претенциозен. При этом концептуалисты достаточно регулярно играют на предельно тривиальных, банальных, общеизвестных в обыденном контексте концепциях и идеях, вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную среду, напр. ).
В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»). черт, отличающих его от зап. Отстранение. Последние могут быть представлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде графиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур либо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) в виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника. В каждом из десяти альбомов ключевой серии Десять персонажей (1972 – 1975, Национальный музей современного искусства Национальный Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж, собственность художника и другие собрания) рассказывается история чудака, заканчивающаяся его смертью, которая одновременно выглядит как спасение (Вшкафусидящий Примаков таинственным образом пропадает из шкафа, где просидел всю жизнь Вокноглядящий Архипов растворяется при взгляде в окно). А попытка передать действие и состояние при помощи живописи – бесплодна по определению.
Конкретная поэзия). Датированные картины Он Кавары — своеобразная форма медитации. Произведения московских концептуалистов – это часто «литература» история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины или набором объектом.
Никритин и С. А. Переходит границу иллюзии.
Основными компонентами московского концептуализма – абсурд, формы и слова, лишенные смысла. При пересечении отрезка прямой штрихами могут возникнуть ощущение ломаной линией. Литературный жанр был смоделирован в изобразительном искусстве. Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И. Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского, ТОТАРТ и группы Коллективные действия (КД). Он валяется рядом на полу.
Концептуальные объекты существуют в виде набросков, коротких фраз, пространных текстов, схем, графиков, чертежей, воплощенных в фотографиях, киносъемках, аудио- и видеозаписях, ксерокопиях, печатных и рукописных текстах, нередко используются и природные материалы (земля, трава, пепел). от optical art – оптическое искусство) – направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах.
И имеет множество форм (в их числе: инсталляции, перфомансы, хэппенинги, эфемера). «Это сам Кабаков разбил или его персонаж или он вообще тут ни при чем. ». Характерно для московского концептуализма, что искусство, десятилетиями лишенное банальной (и потому не осознаваемой) возможности публичной выставки исследовало именно саму структуру выставленности, оборотной стороной которой является невыставленность, отсутствие, пустота. Первой инсталляции в Москве (если не считать уникального Рая Комара и Меламида) стала делать Ирина Нахова – в 1984 году она приступила к проекту Комнат.
Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», – Н. С. Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута – «Один и три стула» – в ней нет автора. практически элитарным и почти эзотерич. Используя технические приемы рекламы, пром. Кошута из Музея современного искусства в Нью-Йорке Один и три стула (1965 г. ), представляющая собой три ипостаси стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из энциклопедии, словаря.
Вне сомнения, Пригов изображает уже знакомый нам булатовский «тоннель», проход в мир свободы. Не мысль, но замысел. В центре оказывается даже не «элементарное, как фундаментальное» (Вс. Некрасов), а пустой объект.
На этой выставке Кабаков впервые расположил отдельные инсталляции в виде комнат, открывающихся в коридор коммунальной квартиры, вдоль которого проходит зритель, – видя открывающиеся ему «картины» жизни того или иного персонажа – в его отсутствие. Некоторые лучшие экспозиции были описаны Жаном Бодрильардом (Jean Baudrillard) в его теоретических работах.
Только в роли сакрального означаемого в данном случае выступает тоже пустой объект. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм), направление в искусстве авангардизма, сложившееся к концу 1960-х годов. Надо думать, Кабакова это абсолютно не устраивает.
Кабаков апеллировал к русской литературе XIX века с ее повествовательностью и культом персонажа, но реинкарнировал ее в абсолютно ином обличье – в форме некоего «театра знаков» для немногих. Оно ассоциировалось с высокими мотивами – а не войной. Концептуализм – направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. Эта традиция связана с именем Марселя Дюшана, создавшим «ready made» и объявившего «искусством» выбор, сделанный художником в соответствии с какой-то идеей, концепцией. Ни больше, ни меньше. На ковре воспроизведены названия тысячи самых крупных рек мира.
Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Предлагая зрителю различные стадии воплощения «идеи стула», К. в корне меняет принцип восприятия искусства с художественно-эстетического содержания на активизацию интеллектуально-аналитической деятельности зрителя. И в этом отношении он как бы изначально ясен и близок (непонимание происходит по причине узаконенной условности определения правил существования искусства и художника), понятен как бы по жизни, а не по искусству.
Он ставит зрителя «раком» перед изображением или текстом любого авторитета, будь то политик, культурный герой или церковный иерарх. Ведь в рейтингах медийных событий вандализм занимает призовые места. группы Искусство и язык и др. Вот таким образом концептуалистское произведение представляет собой не самодостаточный предмет или событие для эстетического переживания, а попытку художника (готового стать и часто становящегося автором) по-своему сформулировать само понятие "искусство" исследовать условия эстетического восприятия и особый характер функционирования произведений искусства.
Он считал, что Идея превращается в машину, которая создает искусство. Причем малые формы тут уже не годятся. Например, Александр Бренер нарисовал знак доллара на подлиннике «Черного квадрата» Малевича в Амстердаме и немедленно попал в антологии перформанса.
Разрушение логических отношений не было для них самоцелью. «проекционизма», заменяющего произведения таблицами и текстами о том, как и ради чего оно создается. В 1970-е г., в сфере «неофициального искусства», настоящим мастер-классом отечественного концептуализма пребывала мастерская И. И. Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя Дюшана (18871501968), который еще в 1913 в Нью-Йорке стал выставлять осмысленные в новом ключе предметы массового производства 150 реди-мэйды: велосипед на табуретке (1913), писсуар «Фонтан» (1918), «Мона Лиза» с усами и т. д. Произведение можно выставить в галерее или создать «на местности», когда сам пейзаж становится составной частью произведения. Разрывает плоскость картины. Подобно альбомам, тотальная инсталляция является новой формой интегрирующей в пространственное искусство категорию времени и связанные с ней фабульность и эффекты неожиданности.
Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. В 1980-е для нового поэтического поколения (последнего советского) концептуализм — уже почтенная традиция. коммуникации. Оттуда спущен на пол морской канат и, чтобы никто не сомневался, куда по этому канату можно взобраться, его конец образует на полу надпись «Sky».
Концептуальное искусство – это не просто описание природы во всем её многообразии. Бесцельная игра – важный компонент концептуального искусства. Лезь. образцом К. является композиция Дж. Предмет в картине показывается как бы обработанным авторским зрением.
Но острый контраст между концептуальными инсталляциями-исследованиями, критически анализирующими творческий процесс и традиционными формами «позитивного» современного искусства стал в последнее десятилетие сглаживаться. Герловины, группа «Коллективные действия» (под руководством А. В. Жигалов). Кошут выставил этапную серию «Искусство как идея», представляющую собой ряд кратких словарных дефиниций, показанных в виде таблиц с увеличенными текстовыми фотокопиями. Заимствуя различные методы (как например, минимализм) художники-концептуалисты стремились переосмыслить не опиравшиеся на теоретические основы искусства формы поп-арта. Разновидность постмодернизма, которая оформилась в конце шестидесятых годов ХХ века, целью которой было создание свободных от материального воплощения творческих идей (концептов), в противовес сторонникам создания лишь вещественно-материальных произведений.
Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе., когда средства массовой информации создают «своего человека массы», т. к. Вариантов интерпретаций было бесконечное множество и это главная прелесть «работы», ведь автор в очередной раз избежал роли диктатора смысла и предоставил зрителю возможность самому осмыслить происходящее. Все их стекла разбиты, холсты продырявлены топором.
В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др. наука констатировала именно в 60-е гг. Событие смерти остается апофатически неназванным.
В 1967 г. он опубликовал «Параграфы по концептуальному искусству» с многозначительной фразой: «Идея становится машиной, которая создает искусство». Искусство замещается идеей искусства. Являясь, таким образом, практически элитарным и почти эзотерическим феноменом, то есть предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиционном понимании) и жизнью, вроде бы вторгается в эту жизнь и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств. дизайна. искусству и философии, смерть к-рых зап. Зрителей никаких не было.
В 1976 году самой длинной рекой был Нил, сейчас – Амазонка. законы эстетики, К., с другой стороны, фактически вовлекает в сферу эстетического (т. е. с конкретно-чувств. Важное место в его «поэтике» занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, которое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста) изображения и самого объекта.
Его увлечет поиск смыслов, заложенных автором. Принципы и методы концептуализма повлияли на формирование соц-арта, в эстетике которого сложно переплетались отвлеченные информационные и лингвистические теории с политической сатирой, высмеивавшей советские стандарты жизни. «Искусство есть источник информации» – Д. Кошут. Концептуализм принят, понят и поставлен в ряд.
Характерно, что самиздат не видел разницы между новыми текстами и переводами запрещенных авторов: перепечатывание было не механическим процессом, но родом личной апроприации, продиктованной неудовлетворенностью и страданием (как и у художников 1950-х годов, работавших с теми или иными старыми стилями).