К. Моне «Здание Парламента в Лондоне. Луи Леруа – критик журнала «Le Charivari», посетив «Салон отверженных», в пренебрежительном тоне пишет статью о салоне под заголовком «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление.
66 х 93 см (Чикаго)В 1891 г. художник выставил у Дюран-Рюэля серию из 15 картин изображающих стога сена в различное время дня. Мы почти ничего не видим. Перед ними стоит кузина художника снеизвестным. Некоторое время Моне жил в Лондоне, затем в Голландии. «Я знаю, что чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте и именно вот таким образом я работаю над одними и теми же сюжетами снова, снова и снова, четыре или даже шесть раз». 89 х 130 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)На полотне в полный рост изображены 12 фигур людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке.
Он по очереди брал то одно, то иное полотно в зависимости от меняющихся условий. Это обстоятельство и объясняет факт отклонения картины жюри Парижского салона 1869 г. Критик Феликс Фенеон написал, что «публика, приученная к ужасному изобразительному соусу от столпов официальной живописи и академиков, была поражена созерцанием этой неброской картины». Игру света изменчивость каждого мгновения жизни Моне передавал не только через природу и сельские пейзажи, но и через моменты современной жизни. 12 картин цикла он завершил в Лондоне, остальные дорабатывал уже в Живерни. Живописное изображение здания Парламента получилось условным, абстрактным. Художественный музей (Индианаполис)На протяжении шести лет (1899-1904 гг. ) Моне периодически приезжал в Лондон, чтобы запечатлеть его виды и городские пейзажи с балкона пятого этажа отеля Савой. Другой раз он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст —и в самом деле, это был настоящий дождь, перенесенный на полотно».
Силуэт здания за счёт эффекта тумана размыт и словно заново создан в нежных красках. Музей Орсе (Париж)Изображение на картине соткано солнцем и снегом, которые передают нам ощущение неуловимой полупрозрачной материи. Однако некоторые из них остались неоконченными эскизами, так Моне был убежден, что Венеция «слишком прекрасна, чтобы ее можно было запечатлеть» и лишь оттачивал свое мастерство. На этой выставке были показаны работы художников, которых отверг «Парижский салон», сочтя их несоответствующими канонам традиционной академической живописи. К. Моне «Завтрак на траве» (1866). Около 1856 под руководством Луи Эжена Будена стал писать пейзажи на открытом воздухе. Создаётся эффект нереальности мира, где всё растворено в тумане.
Это, например, серии картин «Стога» (1890-1891) «Тополя» (1890-1892) «Руанский собор» (1894), «Виды Темзы» (1899-1904), «Венеция» (начата в 1908) и другие. Французский художник, один из основателей импрессионизма. Так появилось название целому течению в живописи, а затем и в литературе и музыке. 130 х 181 см.
Восходящее солнце». Возвратившись во Францию, в 1883 г. Моне поселился в Живерни близ Вернона. К. Моне «Стог сена на закате, эффект снега» (1891). В те минуты он казался не художником, а настоящим охотником. «Я думаю, что изображение одного и того же сюжета в разное время суток не будет банальным, учитывая то, как разное освещение меняет облик зданий», – писал художник.
Цикл, посвященный Руанскому собору, состоит из 30 картин, выполненных в одном формате. Горизонт испещрен мачтами кораблей и фабричными трубами. Холст, масло. Через несколько лет он купил дом, участок земли, на котором разбил сад. Буден ненавязчиво, с большим тактом взялся за его обучение: «Глаза мои наконец раскрылись, – вспоминал Моне, – я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её». Среди них серии Стога (1890–1891) Тополя (1890–1892) Руанский собор (1894), Виды Темзы (1899–1904) и Венеция (начата в 1908). Через пять лет его семья переехала в Гавр.
Линия лодок и набережной сходятся в глубине слева, однако солнце и его отражение притягивают взгляд, возвращая композиции равновесие. В 1859 Моне приехал в Париж, где познакомился с К. Писсарро. Тогдашние жители Гавра, говоря «из-за моря», меньше всего имели в виду Персидский залив. Йонгкинд стал его вторым учителем.
Иногда художник подолгу ждал подходящих погодных условий. В это время он пишет картину «Завтрак на траве» (название – как и у Э. Мане). Его всё больше привлекала идея писать на открытом воздухе.
Он перенёс две операции, но живопись не оставил. Холст, масло. Это мы видим и в цикле картин художника «Руанский собор». Холст, масло. Клод Моне.
Клод Моне. Резкие архитектурные линии сглаживаются мягкими контурами. Родился 14 ноября 1840 в Париже в семье бакалейщика. Успех ожидал и остальные произведения из венецианского путешествия, хотя на них и изображены всего около десятка различных видов, находящихся поблизости друг от друга (c).
Холст, масло. К. Моне «Мост Чаринг-Кросс» (1900). 26 х 36, 5 см.
Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми. Он стремился удержать на холсте лишь чудо света и тем самым терял ощущение целого. Вскоре он познакомился с датским художником Яном Бартолдом Йонгкиндом, тоже пейзажистом.
Две фигуры, сидящие вкреслах, — это отец Монеи, вероятно, тетка. Здание Парламента утопает в густом молочно-сиреневом тумане. Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью» и утверждал, что очень важно прекращать работу над одним холстом, как только меняется свет и продолжать ее над следующим, «чтобы получить точное впечатление от определенного аспекта природы, а не смешанную картину». В стремлении почти с научной точностью наблюдать непрерывные изменения света Моне иногда утрачивал непосредственность восприятия. Эффект тумана» (1904).
Стремление к передаче «настоящего дневного света», желание «писать жизнь в разное время такой, какая она есть» было целью всех импрессионистов, в том числе и Клода Моне. Всё началось с выставки в 1874 году «Салона отверженных». У него всегда было с собой по 5-6 полотен, которые с удовольствием носили местные дети. К. Моне «Сорока». В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были закончены.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)Данную картину отличает особый эффект тумана. Художник был пленён лондонским туманом.