В течение дня художник работал над несколькими холстами, передающими разное состояние освещения: утреннее, дневное и вечернее — в этом была оригинальность метода живописца, положенного в основы ещё одной серии — «Тополя». Именем мастера. Моне оставил после себя настолько богатое наследие, что остается посочувствовать тому, кто попытается выбрать из многих картин лишь одну.
В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. На зеленоватой глади тихо цвели огромные розовые кувшинки-ненюфары, деревья склоняли к воде свои серебристые ветви, скользили отражения облаков (Нимфеи, 1910—1920-е, Париж, Музей Орсэ, Музей Оранжери). За редким исключением публика и критика не принимали такой живописи, называя ее «мазней». В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад. Зеркальная симметрия, по принципу которой выстроена композиция произведения «Тополя на Эпте» (1891год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) представляет зрителю две реальности: настоящую тополиную рощу на берегу реки и её отражение в зеркальной глади воды, лишь слегка подернутой рябью. Часто в витрине той же лавки Моне видел помещённые над его собственными произведениями морские пейзажи, которые он, подобно большинству своих сограждан, считал «омерзительными». Восходящее солнце (1872, Музей Мармоттан, Париж) произошло название импрессионизма. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. А. С. Крупнейший цикл, посвященных Руанскому собору, был начат Клодом Моне в 1892 году. Развивая достижения мастеров барбизонской школы, со второй половины 60-х гг.
Здесь, в Аржантёй, Моне устроил себе «плавучую мастерскую». Пушкина). Полотна занимали всю поверхность стен. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко. Диагональное построение композиции создает ощущение движения.
Обе пары написаны с одних и тех же моделей. Решающее значение имела для него встреча с прекрасным художником Э. Буденом. Это и служило обоснованием полного отказа импрессионистов от черного и создание ими «цветных» бликов и теней на светлых поверхностях их полотен. Картины получили название «Лягушатник» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Картина «На берегу Сены близ Ветёя» (1880 год, Национальная галерея, Вашингтон), написанная летом следующего года одновременно проста и лирична.
Музей изящных искусств, Бостон. 1885 года, частная коллекция. Именно оно стало первым полотном, написанном Моне в стиле импрессионизма. Моне останавливается на still life, не вводя в сюжет людей, зато у него есть пейзаж.
В последние годы Моне работал над серией декоративных панно (четырнадцать полотен по 4 м в ширину), для которых в Музее Оранжери архитектором Лефевром было построено два просторных овальных зала. И каждый художник искал свои детали для замысла изображения живописи живописью. Сюжет картины Натюрморт с подсолнухамивполне обычен, что характерно для большинства творений великого художника.
Овсяное поле с маками, 1890 год. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы. 1917 г. Фото: Etienne Clementel.
Живопись обретала качество «длительности», жизни образа во времени: облака в синеве искры света — все движется, переливается, отражаясь в струящихся водах реки. В 1867 году, Камилла Донсье, родила художнику сына Жана, а немного позже стала его женой. К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком.
Именно такое отношение к природе, являющейся в работах Клода Моне сомодостаточным объектом живописи, отличает художника от приверженцев академического стиля, в котором «венцом творения» всегда был только человек. «Все, что написано непосредственно на месте, — заявлял он, например, — всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской». Чувствуйте себя, как дома.
Приобретя этим путём некоторую известность, Моне вскоре стал «важной персоной» в городе. Если в более ранних работах она скорее стабильна (Церковь Сен-Жермен лОксерруа, 1866, Берлин, Национальная галерея), то, начиная с 1870-х годов, художник избегает симметрии, нарочитой «скомпонованности», стремясь к тому, чтобы картина казалась случайной зарисовкой, выхваченной из потока жизни. «Пока я ещё смог побывать в Салоне только один раз.
Одна из ранних работ Клода Моне Женщины в саду, 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж. Уставшие глаза мастера не смотрят на зрителя, хотя он и развернут к нему анфас. Добиваясь чистоты и свежести цвета, художник предпочитает не смешивать краски на палитре — чтобы передать верный тон зеленой листвы, мастер, подчас, кладет на холст рядом мазки желтого и синего (наряду с зеленым), на расстоянии они «смешиваются» в глазу зрителя и он видит только зеленое.
Уже в это время он стал пренебрегать линией и моделировал все формы с помощью цветовых пятен. В московском Музее Имени А. С. Или притягивающий внимание натюрморт.
Маковое поле близ Ветея 1879 год. Сент-Адресс, 1867, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Прибрежные кусты и отдельно растущие деревья на третьем плане картины как будто окутаны голубовато-сероватой дымкой, от затеняющих их серых облаков. На работах цикла художник изображает водяные лилии (ненюфары), плавающие в пруду его садика в Живерни. В частности, Клод Моне придумал не смешивать краске в палитре, а ложить их рядом на холсте (напр: жёлтый и зелёный мазок рядом) для того что бы они смешивались в глазу у зрителя и давали куда больший эффект.
Работал преимущественно в жанре пейзажа. Для позднего периода творчества Моне характерны всё большее растворение реальных предметных форм в изощрённых сочетаниях цветовых пятен, нарастание черт декоративизма (Кувшинки, 1904-22, Лувр, Оранжерея в Париже). Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Родители мои одобрили это»9.
1890-1891 гг. Сквозь густую листву прорываются лучи солнца, наполняя сцену дыханием жизни. В Салон 1866 года Моне послал Даму в зеленом (1866, Бремен, Кунстхалле).
Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Выбранным им стилем.
В витрине единственной лавки художественных принадлежностей гордо красовались его карикатуры, выставленные по пять-шесть в ряд и, когда он видел, как перед ними в восхищении толпятся зеваки, он «готов был лопнуть от гордости». Портрет написан в традиционной манере и свидетельствует о мастерстве художника. А. С. Пушкина).
Композиция естественна и передает атмосферу непринужденного дружеского общения (позировали друзья художника и его будущая жена Камилла). Автором пейзажей, внушавших ему «крайнее отвращение», был Эжен Буден и, ещё не зная этого человека, возненавидел его. А вот цветы, страстно любивший их художник предпочитал писать на природе.
Возможно именно благодаря цветам, я и стал художником, – говорил о себе Клод Моне. «Эти пейзажи, с водой и отражениями, стали каким-то наваждением», — признавался мастер (Дома на реке в Зандаме, 1871, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств Регата в Аржантее, ок. Весной 1908 года Клод Моне с семьей отправился в Венецию. «Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать», — писал Моне впоследствии Будену. Фиолетовые маки, 1883 год. Моне не выдержал и однажды сказал своим друзьям — Ренуару, Базилю, Сислею: «Бежим отсюда, это место вредно для здоровья».
Из-за этого, кажется, что море нависает над солнечной террасой. Цель Моне не «остановить мгновение, так как оно прекрасно», а сотворить чудо, создать впечатление длящейся красоты. Поле маков в Живерни. Искусственный пейзаж-шпалера — такой же атрибут живописи, как кисти и ящик с красками. франков.
Анемоны, ок. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды. Прекрасные и нежные цветы ирисов на первом плане работы словно заглядывают нам в глаза. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко.
Я заходил к Труайону, показал ему два моих натюрморта и по поводу их он мне сказал: Ну что ж, мой милый, с цветом у вас всё будет хорошо в целом он создаёт верное впечатление. Хризантемы 1882 год. Великий французский художник-импрессионист Клод Моне (Oscar-Claude Monet), (1840—1926 гг. ) очень любил рисовать цветы. Лето. Поле маков в лощине близ Живерни, 1885 год.
Картина представляет пикник в тени деревьев. Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне. Немногим ранее, в 1917 году, Клод Моне пишет свой «Автопортрет» (Музей Оранжереи, Париж). Свет, солнечные блики играют в композиции не менее важную роль, чем фигуры людей. С другой стороны, перед нами сюжет аллегории живописи. Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год.
Местонахождение картины в настоящее время не известно. Учился искусству живописи во Франции, в Париже, преимущественно в студии Сюиса. Вы талантливы— это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Две фигуры, сидящие вкреслах, — это отец Монеи, вероятно, тетка.
Сюда к нему вновь приезжали друзья – Сислей, Эдуард Мане и Ренуар. Один из главных создателей метода импрессионизма. Букет из мальвы, 1880 год. Его картины – это часто какие-то совсем случайные фрагменты из жизни (Бульвар Капуцинок). Клод Моне оставался верен себе до самого конца, ни разу не свернув с избранного пути и лишь совершенствуя и оттачивая выразительность приемов своего индивидуального стиля.
Свет становится главным героем этих картин. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. Будь это манящий россыпью красок пейзаж. Надо сказать, все серии пользовались огромным успехом у публики. Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом.
Подсолнухи, 1881 год. После возвращения во Францию в конце 1872года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Это был самый светлый период его творчества. Горизонтальная композиция с четким делением на передний (пространство воды) и задний (стены палаццо испещренные многочисленными арками дверных и оконных проемов) планы уравновешивается парой тонких силуэтов гондол.
Может быть именно эту картину очень ждет одна из стен вашего дома. Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Но это лишь поверхностное впечатление, на самом деле именно они «собирают» всю работу, акцентируя внимания зрителя на её центральной части. Эта компания, расположившаяся на завтрак на лоне природы, занята только своей беседой и никак не контактирует со зрителем. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время. Сад художника в Ветёе, 1880 год. Серийность работ основана на варьировании этого мотива при разнообразном освещении. И эта история станет невидимым, но от этого не менее значимым, украшением дома. В доме он оборудовал просторную мастерскую.
У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью. Здесь нет идеализации, характерной для академического искусства. Произведение прекрасно демонстрирует умелое выстраивание композиции с помощью цвета. Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно. Здесь вы найдете все вышеперечисленное и даже больше. Пушкина есть один из вариантов работы, созданный в 1886 году.
Так создаются серии Стога (1890-е), Руанский собор (1890-е) и другие. Трепетность водной поверхности подчеркнута характером мазков живописца. Клод Моне всегда хотел иметь свой собственный сад, где бы он мог спокойно работать на пленэре. Одна из самых известных картина Клода Моне Поле маков (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. Перечислять причины можно долго, да и неблагодарное это дело. Поле маков, около 1890 года. Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна.
Он пишет интерьеры, натюрморты, городские пейзажи, однако в Салон их не принимают. Учитель внушал ученикам, что природу надо исправлять и, работая, «думать об античности». Он также в первый раз съездил в соседний Амстердам.
Художник всегда писал то, что видел в данный момент, стараясь «поймать» застывшей всего на один миг изменчивой действительности, а для такой задачи ему нужна была быстрая техника. Клод Моне в своем саду, ок. Поле красных маков близ Живерни, 1895 год. Настроением его работ. Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста.
Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года1 в Париже. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874году. В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни.
Тем временем в Париже, в кафе Гербуа на улице Батиньоль, а позднее в кафе «Новые Афины», начинают собираться молодые талантливые художники, непризнанные Салоном, писатели, критики — Мане, Дега, Моне, Писсарро, Золя и другие. Так возникает «Анонимное кооперативное общество художников», первая выставка которого открылась 15 апреля 1874 в ателье фотографа Надара. Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики.
Цвет необычайно экспрессивен. Институт Искусств, Чикаго. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»).
Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. На шпалере-фоне мы видим тропический пейзаж с пышными растительными формами. Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника. А. С. Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне.
Перед ними стоит кузина художника снеизвестным. Картина «Сад с прудом в Живерни» (около 1920 года, Музей изящных искусств, Гренобль) представляет нам таинственный уголок сада художника, спрятанный в густых зарослях. Цветы были его страстью.
В картинах Руанский собор в полдень (1893—1894) и Руанский собор вечером (1892—1894, обе — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В 1888 году Моне создаст серию из 25 работ, посвященных этому виду. Не «успевая за этими изменениями», Моне начинает писать один и тот же пейзаж на разных холстах, меняя их в зависимости от перемены света, времени дня. Через три года Моне пишет полотно «Завтрак на траве», вдохновением для которого послужила скандальная работа Эдуара Мане под тем же названием.
В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни. Музей современного искусства, Страсбург.
Так родилась серия венецианских пейзажей, написанная прямо во время путешествия. Но понадобились десятилетия, чтобы живопись Моне и его сподвижников была оценена. Но так как у меня нет необходимых средств, чтобы послать его в Париж для занятий в мастерских известных художников, я прошу вас оказать мне любезность и благосклонно принять кандидатуру моего сына»7 Два месяца спустя совет рассмотрел это прошение, а также посланный одновременно натюрморт и отверг просьбу, опасаясь, что «естественные склонности» Моне к карикатуре «могут отвлечь молодого художника от более серьёзных, но менее выгодных занятий, которые одни лишь заслуживают муниципальной щедрости»8. Именно оно не дает по сей день спать спокойно многочисленной братии критиков.
Школа ему, по натуре недисциплинированному, всегда казалась тюрьмой. Весенние цветы, 1864 год. Пробовал писать и пейзажи. Они то и зародили новое искусство, которое впоследствии стали называть импрессионизмом.
Художник не ищет «диалога».
Юный художник просто искал свой стиль.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Еще в коллеже в Гавре Моне получил известность своими карикатурами. Оскар Клод Моне (1840-1926) – великий французский художник-импрессионист. Судить о том, насколько незначительными для художника были сами дамы, можно по тому очевидному факту, что все четыре барышни написаны с одной модели – все той же Камиллы.
Создается впечатление, что в работе цвет играет самостоятельную, он подчеркнуто декоративен в преломлении гаснущего зрения живописца. А теперь отыщите среди картин холст, над которым красуется надпись Впечатление. Моне Клод Оскар (Monet), французский художник. Национальная галерея, Вашингтон.
Ритм композиции задан вертикалями женской фигуры и обоих деревьев, а также узкими тенями, отбрасываемыми ими на зелень травы. Он избегал оттенков и полутонов, принятых в традиционной живописи. Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно— самое правильное» и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом»5. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии2, по существу, была юностью бродяги. Да-да.
Покорило художника удивительно гармоничное единство архитектуры и ландшафта, спроектированного гениальным архитектором, задумавшим дворец, как бы выходящим из воды. Выставки импрессионистов, а их было восемь (1874—1886), неизменно вызывали скандал. Начал с Армана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже.
А. С. Изображение срезанных цветов являлось редким исключением, примером которого может служить полотно «Цветы и фрукты» (1869 год, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния). Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Пушкина) каменная плоть собора то «растворялась» в сиянии полуденного солнца, то таяла в лиловатых сумерках, но при этом сохранялось образное величие готики. В этом же году написано полотно «Жан Моне в колыбели» (частная коллекция).
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Картина «Терраса в Сент-Андресс» (1867 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) отличается отсутствием перспективного построения пространства, обычного для европейского искусства. Маковое поле, 1875 год, частная коллекция.
Труайоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными. Чаще садовые и полевые цветы, реже – срезанные цветы в вазах. Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Это вновь Камилла. Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира.
Хризантемы, 1878 год. Не только Моне, но и другие художники-импрессионисты Мане, Ренуар, Сислей, Кайботт писали свои пейзажи в Аржантее. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. Восходящее солнце. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.
1888 год, частная коллекция. Это было завещание великого художника, его дар Франции. 1872, Париж, Музей Орсэ). Он писал цветы на протяжении всей своей жизни, в разные периоды творчества. Музей Орсэ, Париж.
Это формальная дата рождения импрессионизма (хотя участники выставки об этом еще не знают). Мы можем лишь любоваться складками платьев дам, повернутых к нам спиной. Сад стал для художника главным источником вдохновения.
Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hosched), с которыми уже был знаком несколько лет. Ярким примером влияния восточного искусства на творчество художника может служить его знаменитая на весь мир картина «Японка» (1876 год, Музей изящных искусств, Бостон). В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества». Две вазы с хризантемами.
В годы, когда мастерство Клода Моне только-только зарождалось на него и его творчество оказывали большое влияние полотна таких мастеров как К. Корро, Т. Руссо, Ш. Добиньи, других мастеров Барбизонской школы, а так же японская гравюра на дереве. Но Моне абсолютно сознательно избегал этого. В 1873 году Моне создает картину «Поле маков у Аржантёя» (Музей дОрсе, Париж) изображающую Камиллу и маленького Жана Моне утопающих в полевой траве.
В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. 1860—1870-е годы плодотворны в творчестве Моне. Вскоре после прибытия в Париж Моне прислал Будену свой первый отчёт. Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Послушайтесь меня— и вы увидите, что я прав. Здесь мастер изначально использовал темный фон, но впоследствии от него отказался.
По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни. Есть несколько красивых Коро Я побывал у нескольких художников. Дальнейшее художественное образование Моне получил в Париже (1859—1860), работая в студии Сюиса, а также посещая мастерскую художника академического направления Глейра (1862—1864).
Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. Поля маков увлекали Моне. Единственным отличием позднего периода его творчества стала тяга к беспредметности, размытие понятия конкретного сюжета и формы. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада. Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж.
Делайте копии в Лувре. От наименования пейзажа Моне Впечатление. Вас ожидают все. Или наделенный настроением портрет. Невероятной притягательностью наделил мастер каждое созданное им полотно. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист3. Одна из самых известных серий Моне «Кувшинки» была начата в 1899 году.
Учитесь рисовать— это то, чего вам всем сегодня не хватает. А знаете ли вы, что свое имя импрессионизм получил благодаря Клоду Моне. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности). Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах.
Однако художник продолжал открывать людям красоту реального, а не выдуманного мира. В 1865 году Моне выставил в Салоне пейзаж Мыс де ла Эв во время отлива (1865, Форт Уорт, Художественный музей Кимбелла), привлекший внимание критики и начал работу над большой картиной Завтрак на траве (более шести метров в ширину). Парусная лодка изображенная вблизи террасы служит важным ориентиром для глаз. Клод Моне очень по своему подходил к изображению природы и натуры человека.