было проведено более семи выставок импрессионистов. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. «Это место мне совсем не подходит», — сообщает он своему покровителю Дюран-Рюэлю. Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903). Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Когда Моне между 1876-1878 годами писал свою серию Вокзал Сен-Лазар, он тоже изображал одну из форм существования воды – пар, вырывающийся из локомотивов.
В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Теперь Моне абсолютно по-другому работает с тенью.
В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (1869, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния) мастер использовал темный фон, от которого впоследствии отказался. Зато здесь он познакомился с плеядой талантливых молодых художников. Этот вид пруда с кувшинками обнаруживает революционный отход Моне от идеи картины как "описания" природы и выглядит шагом художника к абстрактной живописи.
Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Восход солнца» Клода Моне. После смерти Эрнста Гошеде Моне официально женился на Алисе Гошеде.
Он засадил все разнообразными видами цветов и растений. В их кругу зародилось ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Основой процветания города была торговля хлопком.
впечатление). Как же в нем передать движение. Здесь художник пишет свои подсолнухи. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. Критики встретили картины Моне с восторгом.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Это означало больше света, больше тени, общий зрительный эффект вместо деталей и контуров. Буден показал юному Моне некоторые приёмы живописной работы с натуры.
Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (1899-, Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая в даль сада дорожка, полускрытая разросшимися кустами ирисов, над ней – уходящие перспективой стволы садовых деревцев. Вместе они изучали произведения двух английских живописцев – Тернера и Констебла, пейзажи которого поразили публику парижского Салона в 1824 году.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Зрение — не единственное, что беспокоило Моне. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей.
В это время Моне вопреки желанию отца решил посвятить себя живописи, для чего отправился в Париж. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В 1856 году под руководством Луи Эжена Будена он начал писать пейзажи на открытом воздухе. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. Восход солнца" – именно эта картина дала название движению импрессионистов.
Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Для того времени, «независимые» выставки были немыслимы – показать свои работы можно было только официально – через Салон. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту.
Срезанные цветы в букетах он изображал не часто. Во втором десятилетии нового века стареющий Клод Моне все больше роднился с одиночеством.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Он не желал, как Дега и Базиль, служить в армии. Была в этом злая ирония судьбы, отнимающая у художника главное, чем он живет, – зрение, подобно тому, как музыкант теряет слух (достаточно вспомнить Бетховена, не слышавшего звучания своей гениальной «Девятой симфонии»). В 1916г, в возрасте 76лет, Моне по предложению своего друга Жоржа Клемансо создал свой последний грандиозный шедевр – серию из восьми крупномасштабных полотен «Кувшинки». В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
В 1926г, после смерти художника, всю собственность в Живерни унаследовал его сын Мишель. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Он также был известен как способный мимический актёр. Он выпрашивает у отца немного денег и уезжает в Париж. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Струится солнечный свет, от влажной земли поднимаются испарения.
и передал ее в дар Лувру. Когда мальчику было пять лет, семья уехала в Нормандию, в Гавр. Жанровое по сути полотно изображает мать у детской колыбельки (такие сюжеты часто встречаются в голландском искусстве). Цвет лепит предметы, – говорил Сезанн. Ослепительная, если говорить о манере и вызывающая, если говорить о ее размерах и композиции, эта картина является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами. Очевидно, Моне не ставил перед собой задачу скопировать памятник. А когда я умру, то хотел бы, чтобы меня похоронили на бакене.
В «Японском мостике» (1918, Институт искусств, Миннеаполис) читаются очертания любимого мостика, перекинутого через пруд с кувшинками и увитого глициниями. Эта картина пользовалась большой популярностью, позволив забыть о привычном голоде. Клод днями напролёт писал воду, с удовольствием передавая её изменчивые состояния.
Под кистью Моне они будто обретают душу. Под кистью Моне вся земля уподоблялась воде. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. В Академии Сюисса Клод Моне познакомился с Писсарро и Сезанном. Коллекция Hommage Claude Monet состоит из четырех комплектов: «Ирисы» – это интерпретация в стиле ар-нуво цветов Живерни в зеленом и голубом.
Моне разбил его в 1893 году, преодолев многочисленные административные сложности. Художник моря и неба. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу.
Работа утрачивает глубину и разворачивается на плоскости, тяготея к декоративности. В картине «Дамы в саду» (около 1865, Эрмитаж, Санкт-Петербург), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы — здесь и голубые блики и зеленоватые, охристые, розоватые столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Они смогли показать на своих полотнах все мимолетные явления природы, как никто другой.
Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. А может именно вот таким образом она кажется загадочной и не сразу открывает свои тайны.
В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. Моне жил долгое время в такой нужде, что не было денег ни на хлеб, ни на краски и он подчас не мог закончить начатый холст. Свои последние работы — 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии» или «Кувшинки»), над которыми Моне работал начиная с 1918, — он завещал в дар государству: пейзажи с мерцающими водами, лилиями, серебристыми ивами и их зыбкими отражениями заполняют пространство двух овальных залов «Оранжереи» Лувра (Париж). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» (1866–1867, Музей дОрсе, Париж) чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создается впечатление фрагментарности. СЛАЙД 12. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
В картине «Пруд с кувшинками» (1908, частное собрание, Санкт-Галлен, Швейцария) Моне выбрал квадратный формат полотна, зрительно «увеличивающий» изображение в пространстве и создающий впечатление бесконечности. Горизонтальная композиция с четким делением на первый (водное пространство) и второй (стена палаццо с многочисленными арками оконных и дверных проемов) планы облегчается двумя тонкими силуэтами гондол.
Там они встречали Коро и других художников Барбизонской школы. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. В качестве примера можно привести работу «Сад с прудом в Живерни» (около 1920, Музей изящных искусств, Гренобль). Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Обе выставки имели успех. Все здесь полно осмысленного движения. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Во временных искусствах действие разворачивается во времени.
Не имевший собственных наследников сын художника завещал всё имущество и хранившиеся в Живерни картины французской Академии изящных искусств. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как ещё называют это полотно — «Пруд с кувшинками», написанная Моне в 1919 году, является самой дорогой картиной этого мастера. В 1911 умерла вторая жена Алиса, в 1914 – Жан – их первый с Камиллой сын. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве» (1865-66). Из восьми выставок Моне не принимал участие в пятой, шестой и последней.
СЛАЙД 18. Ван Гог часто писал цветы. Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. В любое время года Моне вставал вместе с солнцем, завтракал с холодным бокалом белого вина, закуривал сигарету и отправлялся работать до самого заката. Блондинок мало. Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.
Он купил большую часть его картин, что позволило после возвращения на родину приобрести домик в Аржантее, где Моне проживет до 1878 года. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Эта фантастическая работа привела к смене обыденного миру, населенного живыми людьми, на таинственный, фантастический мир воды и водных растений («Ирисы в Живерни», «Плакучие ивы»). Это направление объединило различных художников, каждого из которых можно охарактеризовать следующим образом. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Однако Моне не переставал писать.
Несколько картин Клода Моне находятся даже в музеях Новой Зеландии. В 1890г 53летний художник, уже располагавший немалыми средствами, купил этот дом, в котором жил и творил в течение 43-х лет. Уголок сада художника предстает таинственным местом, спрятанным в густых зарослях. В столице соблазнов он знакомится с богемной жизнью местных художников.
Его произведения ничего не воспевают. Наиболее крупными странами-владельцами картин Моне считается Россия, США и Великобритания. Моне искал воду повсюду. Знакомство с художником Эженом Буденом открывает Моне настоящую живопись.
Технической стороне искусства его обучил Буден. Великому импрессионисту Клоду Моне оставалось жить 15 дней. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Летом в 1865 году, оставшись в Шайи на пять месяцев (в результате несчастного случая, повлекшего за собой перелом ноги), Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному – 6х4, 6 м – полотну, по размерам, равному Мастерской Курбе, которое он назвал Завтрак на траве – в знак уважения к Мане. И тут появился четвертый, его появление запомнили все.
Там он заводит знакомствос Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислей. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Действильно, картины Моне имели огромный успех. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние.
Моне всегда оставался опорой, стойким защитником группы. Восход солнца». Говорят, что к концу сеанса модели Дега были не только смертельно уставшими от долгого позирования, но и расписанными полосками, которые теряющий зрение художник наносил на их тела как разметку, помогавшую ему точнее определить пропорции.
За это время он написал около 70 картин, среди которых много видов Овера и его окрестностей, в том числе и «Церковь в Овере». Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. Художник наносит на холст ликующие чистые цвета, передавая зрителю свое ощущение полноты жизни и счастья, рожденное от соприкосновения с природой. Импрессионисты по-новому показывали мир в своих картинах.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Смысловой центр смещен к левому краю полотна. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Она, выражаясь фигурально, больше похожа на «портрет» средневекового венецианского здания, глядящегося в зеркало канала.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Подходы Моне к живописи Глейр не принял и довольно резко осудил.
Он жил один. Вот таким образом художник пишет все, что открывается его взору: «Дорога на Живерни», «Весна в Живерни», «Закат в Живерни», «Девушка в саду Живерни» и другие. Остальные выполнены пастелью. Эжен Буден понял, что Моне обладает даром художника.
Она позировала ему для многих полотен, среди которых и такие известные, как «Дама в зеленом», «Женщины в саду», «Мадам Моне с сыном», «Портрет жены Клода Моне на диване». Любимым детищем художника стал Сад на воде. Он рисовал их в разное время суток, в разные поры года, разные виды, но это непременно были кувшинки. Художник видел эту серию как «симфонию цвета». «Я понял свое предназначение. » – записывает в дневнике восхищенный юноша. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Поздние произведения Моне находятся на грани предметного и беспредметного искусства.
Они стали сами выбирать темы и приемы работы. Позднее признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Клод Моне (1840-1926) родился в Париже 14ноября 1840г. В конце концов даже пассивная бюрократия от культуры дрогнула. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886, Музей изобразительных искусств, Москва) «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е, оба — Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея», »Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце», »Впечатление. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок и передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными.
Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов.
Хюттингер). Он уже не мог передавать на холсте световые эффекты, увиденные в живой природе. Когда в 1880году он писал ледоход им владело то же стремление. Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша. «Сад на воде» вдохновлял художника в течение 20лет: здесь он написал более 300картин.
В 1859г Адольф Моне отпустил сына в Париж, назначив ему скромное содержание. Сегодня «Пруд с кувшинками» занимает девятое место в рейтинге самых дорогих картин мира, проданных на аукционах.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Одна из картин серии «кувшинки» на закрытом аукционе в 2008 году была продана за 80 миллионов долларов. Сам Ван Гог описывал пшеничное поле как «очень желтое». Живопись как бы способна запечатлеть лишь один-единственный момент времени.
В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. В 1867 художник написал картину «Жан Моне в колыбели» (частное собрание). В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. Клод Оскар Моне появился на свет 14 февраля 1840 г. в Париже. Подсолнухам же мала не только ваза – им тесен весь холст.
В 1883 году семейство Моне перебирается в Живерни — деревню на берегу Сены. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. 5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Щеголь.
Даже не вериться, что картина написана не совсем здоровым человеком. В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана. Картина Моне Мост Ватерлоо. Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы и выпустить кисть, но пальцы не разжимались, он писал смерть жены. Моне участвовал во множестве выставок.
Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. И одна из его картин дала название новому стилю: «Впечатление. Клода Моне интересуют серийные композиции: Стога, Руанский собор, виды Лондона. Мерцание увиденного, летним жарким полднем Моне очень тонко передал это ощущение.
Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Покинув учебное заведение, он поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Восход солнца» с французкого Impression- впечатление). Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года и получившей название «Выставка мятежников».
Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины.
Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей.
Правда, к концу жизни он довольствовался прудом в своем саду. Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 года выступил именно Клод Оскар Моне (1840 – 1926). Он писал сюжеты, которые появились в Париже лишь на первой выставке импрессионистов. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. Моне первым ввёл в художественную практику многократное изображение одного и того же объекта при различном освещении и разных климатических условиях (знаменитые циклы, посвящённые собору в Руане, Лондону, серии «Стога сена» и «Тополя на Эпте»). Всеми оттенками желтого – цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами.
Художникам удавалось разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. Картины импрессионистов представляли лишь позитивные стороны жизни. В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного – рисования, где Клод проявил врожденный талант художника и в первую очередь как карикатурист. В том же году в Париже Моне обрел новых друзей – Ренуара, Сислея и Базиля. В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок. В 1879 году Камилла ушла из жизни.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. Здесь он знакомится с продавцом картин Полем Дюран-Рюэлем, который станет одним из его лучших друзей. Часто Клод Моне ещё ребенком наблюдал в Гавре волшебную игру воды.
И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, — отражать современность. Или искал каналы. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Ни одно место не связано так тесно с историей импрессионизма, как Аржантёй.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. В Салоне внимательно присматривался к полотнам К. Коро, Т. Руссо, Ш. Добиньи. СЛАЙД 11.
В возрасте 32 лет. Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873, Музей изобразительных искусств, Москва). Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив, в разное время дня: «Руанский собор в полдень» (1894) «Руанский собор вечером» (1894, оба Музей изобразительных искусств, Москва) контуры предметов, объемы начинают растворяться в световоздушной среде.
Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. В 1895 г. Моне строит свой знаменитый японский мостик.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Мне нравится эта суровость». Одновременно он открыл там собственную галерею. Значительную роль в творчестве Клода Моне оказала работа в Буживале, где он создавал кабачок «Ла Гренуйер» вместе с Огюстом Ренуаром.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. Но постепенно все привыкли. В этом их сила и слабость. В Живерни к Моне пришла слава.
Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Трава, цветы, одиноко идущая женщина— четко видны. Дизайн «Оранжери» посвящен самым знаменитым картинам Моне – образам кувшинок. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Насчитывается около 300 (. ) картин этих цветов. Одним из первых Клод Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды (возможно, в этом следует видеть воздействие японской гравюры на дереве, где этот принцип играл ведущую роль). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Термин «импрессионизм» художниками был принят, так как отвечал творческому методу, который они исповедовали: передаче мимолётного впечатления от натуры, фиксации ускользающих мгновений жизни из-за чего возникает нечёткость и расфокусированность зрелища и утверждение субъективного взгляда на мир. Не отличаясь особыми успехами в школе, Моне преуспевал в рисовании. Но им всем не хватало бесспорного лидера. В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков.
Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Восход солнца» язвительно написал: «Я должен находиться под впечатлением, но картина не произвела на меня впечатления».
Восход солнца». Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Но он продолжал принимать в Живерни гостей, показывать им новые картины и рассказывать о недавно приобретенных семенах: «Весной вы их увидите. ».
Видеть красоту и творить ее, жить для искусства и писать до последнего дня. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Худых — больше, чем толстых. Пытаюсь взрастить в себе материалиста.
В 1874 году группа художников совершила прорыв: организовала свою собственную выставку. Красота природы становится величайшим чудом и, видимо, венцом божественных творенин для Моне (в отличие от ренессансного «Человек – венец творений»). Клод Моне написал посмертный портрет своей супруги.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Это же в последствии стало поводом отказа от чёрного.
В это же время Моне создает полотно аналогичной тематики «Дама в саду» (1867, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Когда началась франко-прусская война, Моне переселился с семьей в Лондон. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. А потом, грустнея: «Вот только меня уже не будет». Все смешалось, как и в жизни.
В 1881 г. Моне вместе с четой Ошеде (когда муж Ошеде умрет, как и Камилла, Моне женится на Алисе Ошеде) перебрались в Пуасси, на виллу Сен-Луи. Кажется, художник подсмотрел за балеринами в Голубых танцовщицах, выбрав тот угол зрения, ту линию и те ракурсы, которые нужны лишь ему. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Но успех Моне говорил и о другом. Лишь иногда приобретенные некогда произведения вновь возвращаются из рук коллекционеров в музеи или попадают на аукционы. И это, пожалуй, единственное, что можно «идентифицировать» в сумасбродстве красок, не считая невысокого куста на переднем плане картины и вертикали дерева у правого края.
Сложно назвать картину «Палаццо да Мула в Венеции» (1908, Национальная галерея, Вашингтон) ведутой (городским пейзажем) или архитектурным пейзажем. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетеной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно — художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). Художник написал крупным планом «фрагмент» пруда, в кадр вошла только гладь воды с живописно разбросанными листьями, цветами кувшинок и отражением облаков. Порой он работал сразу над пятнадцатью полотнами. Йонгкинд стал его вторым учителем.
Именно это и передал Моне. В конечном итоге строит лодку и в ней плывет до Руана и там, жутко пораженный увиденным изображает в этюдах окрестности города и заходящие в гавань морские суда («Аржантёй», «Парусная лодка в Аржантёе»). Именно там он нарисует серию кувшинок, которые уже упоминались.
Лицо ее в тени и зрителю выпадает возможность угадывать – кто это. Отличия импрессионизма и академизма проявлялись в двух аспектах – идейном и техническом.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Спокойная поверхность и растительность этого водоема вдохновила его на последние шедевры – «Водяные лилии». Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840.
И все же стоит отличать импрессионизм как направление в искусстве, которое на данный момент является законченным и стиль импрессионизма, продолжающий использоваться в работах современных авторов. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются» в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру («Стог сена», около 1886, Музей изобразительных искусств, Москва). Все эти новшества вызывали неприятие публики и критики. В отличие от кино у нее всегда один кадр. А небо написано настолько интересно, что оно больше напоминает океан с волнами.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Вместо нее на салоне была представлен портрет «Женщина в зеленом», моделью для которого выступила будущая жена Моне К. Донсье. Он преобразил метафору Гомера, описывающего воду как струящуюся равнину. В 1896 году все картины были вывешены в Люксембургском музее.
То есть работать надо было быстро, рисуя короткими резкими мазками. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Выполненный короткими мазками в импрессионистском стиле набор «Живерни» отражает разнообразие сада через мощный, яркий цвет.
Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех. На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Он говорил о победе импрессионизма ведь Моне сохранил верность его первоначальным принципам и, не меняя своей техники (не в пример Писсарро), расширил его выразительные возможности, открыв его для новых идей. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
"Впечатление. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе. Получая многократные отказы импрессионисты не могли больше ждать одобрения Салона.
За художником преданно ухаживала дочь Алисы от первого брака, ставшая женой (а теперь и вдовой) Жана. Картина написана на холсте, за год до смерти художника, в мае 1889. В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Цвет экспрессивен. А когда портной пытался протестовать, он говорил ему со снисходительным высокомерием: Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов. Начало поисков новой стилистики художниками, которых уже не устраивали цели и средства академизма, относится к 1860гг.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Именно в Живерни Моне становится предвестником современной живописи.
Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Французский художник родился в 1840 году.
«Здание парламента в Лондоне» (1904, музей дОрсе, Париж) словно окутано густым туманом, сквозь который проступают величественные очертания неоготической архитектуры и пробивается желто-рыжее солнце, окрашивающее Темзу рыжевато-багровыми бликами. И не понимали они при этом, что главное здесь – перед глазами зрителя.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. В 1878 году город По купил полотно Дега. Картина завораживает. На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль», »Тополя»). А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Вот таким образом неслучайно в самой знаменитой серии его последних панно представлены виды разнообразных прудов с плавающими в них кувшинками («Белые кувшинки»). Ее бесспорно можно применить к Клоду Моне и его знаменитым кувшинкам.
С этой первой выставкой связана история происхождения термина «импрессионизм». Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. В 14 лет Моне писал карикатуры, заработав таким образом известность среди жителей Гавра. Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. В 1877 году из под кисти Клода Моне появляется серия картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), ознаменовавшую новый этап в творчестве великого художника: переход от всеобщей концепции этюда к аналитическому подходу к изображаемому («Вокзал Сен-Лазар»). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Он быстро пролистал каталог и заказал весь каталог. А еще через два года государство купило картину Ренуара Девушки за фортепьяно.
Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Одной из таких попыток запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости была попытка создателей направления в живописи, получившего название импрессионизм (от франц. Жизнерадостное восприятие мира, присуще в целом всему импрессионизму, особенно отчетливо проявилось в творчестве одного из крупнейших представителей этого направления Огюста Ренуара (1841-1919).
В числе 165картин, авторами которых были Моне и 30 его единомышленников (Буден-единственный представитель старшего поколения, Сезанн, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и др. ) была представлена работа Клода Моне «Впечатление. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Мадам Моне родила художнику двоих сыновей (первенца ещё до официального вступления в брак).
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции.
О том, кто приобрел эту картину и где она находится сейчас – неизвестно. Сущностью его исканий была передача формы соотношениями красочных тонов. В 1888 году, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком». С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Типично жанровая сценка — дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, — утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века. Служба была непродолжительной: Моне вскоре заболел анемией и был демобилизован. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). А в 1859 Моне приехал в Париж, где познакомился с Камилем Писсарро. Моне работал с ограниченной палитрой, предпочитая чистые цвета и использовал холсты с белой или кремовой грунтовкой, подчёркивающей яркость нанесённых на них красок.
Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. На это Моне ответил отказом и был лишен всякой материальной помощи. Высоких было больше, чем низких.
Основную часть полотен с кувшинками Клод нарисовал в знаменитом саду Живерни (о котором мы поговорим чуть позже) чтобы обустроить второй, так называемый «водный сад» — пруд с водяными лилиями, над которым был перекинут мостик в японском стиле, — художник даже добился разрешения властей отвести воды реки Эпт в свое имение. Так и случилось. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Здесь отражена атмосфера Живерни, аромат цветов, тепло солнца и мягкие ветры Нормандии.
». Сегодня работы художника «разбросаны» по всему миру. Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками.
Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. «О чем я думаю. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Если по близости не было моря, он шел к реке или ручью. Одно из значительных полотен Ренуара – Бал в саду Мулен де ла Галет. СЛАЙД 16. Пшеничное поле с кипарисами. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. СЛАЙД 13. Нежные цветы ирисов на переднем плане картины словно заглядывают нам в глаза. В 14лет Клод начал рисовать карикатуры на жителей Гавра, а с 15 – продавал их, что, по собственным словам художника, принесло ему «некоторую известность и совсем мало денег».
Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Остроумие и юмор сменились более серьёзным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Синее небо и цветущий луг под ногами, залитые солнечным светом. Наконец-то я взялся за серию с различными эффектами». Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Инстинктивно Моне стал набрасывать последний портрет Камиллы. Все проникнуто светом, воздухом и душевной теплотой. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).
Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Перед концертом нам удалось немного поговорить.
В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. Такой легкий и в тоже время плотный объём, который неосязаемы, был достигнут при помощи огромного количества переходных тонов, чьи оттенки не различаемы и выполнены с таким высоким мастерством, что мы не увидим ничего кроме масляного полотна, пока не отойдем от картины по дальше. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды. В центре внимания композиции «Онфлёр» – это красные и оранжевые хризантемы, столь любимые художником композиция названа в честь портового города, чья идиллическая обстановка привлекала многих импрессионистов. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
В Лондоне Моне встретился с Писсарро, который также бежал из Франции. impression — впечатление). Одним из основоположников импрессионизма является Клод Оскар Моне. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Эффект тумана считается одной из лучших работ, посвященной Англии. У набирающего силу движения появился лидер. Его привлекали молодые свежие лица, естественные, непринужденные позы.
Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Четверть — молодежь. После покупки дома в Живерни, художник в октябре 1890г писал: «Свершилось. Клод Моне как никто другой придавал значение свету, его оттенкам и игре теней и как никто другой боготворил природу. Это было непривычно – городской житель в деревне.
Летом 1869 года вместе с Ренуаром Моне рисует в Бужевиле. В 1873году художник вернулся в Париж.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
В 1865–1866 Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане. Я взял палитру и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». В период 1876-1886 гг. Восход солнца» (1872, Музей Мармоттан, Париж франц. Вскоре он познакомился с датским художником Яном Бартолдом Йонгкиндом, тоже пейзажистом.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Некоторые из них можно увидеть в крупных музеях по всему миру, а кое-где, например, в Глипотеке Ню Карлсберг, Копенгаген имеется их полный набор. Пропагандистом и главным защитником современного искусства был Эдуард Манэ, который в 1863г в «Салоне отверженных» выставил свою картину «Завтрак на траве». Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Позднее имя Моне неразрывно связывали с изучением изобразительных возможностей света. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Здесь художник много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему. Он вдохновил Моне на осмысление зыбкости и изменчивости окружающего мира.
Признание приносит материальный успех. Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом. Эти масштабные полотна составляют панорамный фриз около 70м в окружности. В лесу Фоншебло Моне работал над своим «Завтраком на траве».
Роже Маркс восхвалял остроту видения, абсолютную искренность и композиционную силу Моне. Художественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии Сюиса, некоторое время посещал мастерскую художника академической ориентации Ш. Глейра. Из вызова художники этот эпитет приняли. Моне называли Рафаэлем воды и первооткрывателем цвета.
Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Восходящее солнце», «После ланча», «Красные лодки».
Они называли себя «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и граверов». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Буден, таким образом, приобщил Моне к работе на открытом воздухе (пленэре) и помог ему почувствовать особенности и нюансы солнечного освещения, его взаимодействие с водной поверхностью. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х — «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. Однако Пуасси, как признавался сам художник, действовал на него угнетающе.