Также эти храмы украшались свитками, вертикальными и горизонтальными. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Он ощущает себя не столько сторонним наблюдателем, а как бы соавтором произведений великого мастера. Так, существовали анималистические жанры (Цветы и птицы, Растения и насекомые), бытовые жанры (Люди и предметы), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись (Горы и воды).
Стиль «гун би» был очень популярен на раннем этапе развития китайской живописи, примерно до XII века: именно в этом стиле работали те мастера, которые занимались росписью интерьеров императорского дворца и знати. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны.
2 тыс. Но ей требовалась надёжная защита от кочевых народов. Обе скульптурные группы вполне реалистичны, каждая из них представляет собой уникальное произведение. Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Это – основное правило для любого художника.
1898), успешно продолжили поиски Ци Бай-ши в создании новых образов мира природы. Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком. Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как «четыре монаха».
лет назад. создается много гравюр, посвященных историческим событиям освобождения страны. Сами народные ремесла, равно как и прикладное искусство, в 50-е гг. В этих работах пейзаж – место для прогулок и развлечений.
Картины небольших форматов писались на шёлке, веерах, ширмах, листах бумаги (8, 10 и 12 листов альбомы). Древнее и прекрасное искусство китайской миниатюры имеет богатую историю. Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы ит. п. Изображены первые пейзажи, заложены основы художественной теории. Династия Тангов (618-907) В живописи формируются новые жанры: портреты. Пятая династия (907-960) – созданы первые художественные академии, где уделяется много внимания теории и техники живописи. В эпоху династии Сунгов (960-1279) в городах созданы искусственные сады и озёра, характерные скульптурные формы, торжествует пейзаж. Во время молодой династии моголов (1279-1368) архитектура и искусство придерживались традиции Тангов и Сунгов.
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Однако ее содержание существенно изменилось. Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре «цветы— птицы».
Художник пятью мазками передает суть, а не форму и может нарисовать все, что он захочет. Эротическая живопись была одним из достижений художников эпохи Мин. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов.
Так называемый жанр «женьу хуа» — «живопись людей», — формально претендующий на роль бытовой живописи, по существу, в 19 в. был весьма далек от жизни, воспроизводя в салонно-архаизирующей манере сцены дворцового быта или сюжеты средневековых романов. Живопись У-Син имеет в общей сложности пять мазков, пять движений и пять типов композиций, соответствующих пяти элементам — это дерево (возрождение и рост), огонь (развитие), земля (зрелость), металл (упадок) и вода (пассивная сила). Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Трактат состоит из двух частей – «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». каменные статуи.
Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн. Пантеистическое мировосприятие направляло религию, философию и искусство в единое русло. С 1271 по 1368 в Китае правила монгольская династия Юань. 1552 гг). Живопись в Китае как вид искусства издревле пользуется большим уважением.
Особенных высот достигла живопись тушью и лаком. Новая гравюра появилась в Китае в 20-х гг. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.
Однако именно они, каждый по-своему, показали в этот кризисный предреволюционный период возможные пути развития искусства и литературы нового типа. В результате эпидемий и непосильного труда погибли десятки тысяч человек. Вместе с тем жизнь предъявляла к искусству новые требования. все больше обращались к своим древним истокам.
Пала могущественная танская империя. Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. Полотном служит шелк (или хлопчатобумажная или пеньковая ткань) или особая бумага из мягкого волокна, которая сворачивается в свиток. Для этого достаточно «Сада с горчичное зерно», где в одиночестве и покое можно радоваться жизни, наслаждаясь гармонией природы». В конце XlXв.
Пропорции свитков были канонизированы. Декоративные возможности манеры «гохуа», где белый лист бумаги всегда играет особую, активную роль, Ци Бай-ши использует каждый раз с удивительной новизной и смелостью. Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком. Высочайшие функции жрецов относились к самому владыке. Большую роль играл культ мёртвых.
Еще в V в. Цзун Бин, автор одного из первых в китайском истории трактата по эстетике живописи, описал эффект созерцания живописного свитка в таких словах: «Не нарушая своего покоя, я достигаю предела мира Не меняя веления Неба, в одиночестве слушаю пустынную ширь». В плен попал и сам император – художник. Одновременно развивалось и другое направление, одним из выразителей которого была школа «гоцуй», культивировавшая в живописи наиболее традиционные черты и не интересовавшаяся актуальными вопросами современности. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. В Китай начала проникать школа буддизма. В период династии Мингов (1368-1644) и Цингов (1644-1912) формировались симметричные, правильного плана города с внутренней и внешней частью. Первая категория «Сеи» характеризуется простыми и смелыми ходами, предназначенными для передачи основных особенностей объекта – формы, пропорций, цвета.
лет назад. Так поступили художники Хун Жэнь, Кунь Цань, Чжу Да и Юань Цзи, вошедшие в историю как «четыре монаха». Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом.
Следствием всех этих событий стала Синхайская революция 1911 года, приведшая к падению империи и провозглашению Республики. Зримый мир природы, преображенный его фантазией, завораживает недосказанностью. «Портрет машиниста Ли Юна» (1950), «Крестьянин-художник» (1958).
до н. э) и Хань (206 г до н. э – 220 г. н. э). Картины Пань Юня «Весеннее утро» (1954) или «Девушка за чтением» Цзян Чжао-хэ полны уюта, воспевания тихой свежести утреннего дня, мирных радостей человеческой жизни. изображали стройки индустриальные пейзажи, школы, героев страны используя уже не только средства ксилографии, но и литографскую и офсетную техники, линогравюру, а также широко обращаясь к различным жанрам и методам, сближая гравюру то с живописью «гохуа», то с живописью маслом, то со старым лубком, то заимствуя почерк гравюры других стран.
Подлинными новаторами в области «гохуа», расширившими действительно горизонты китайской живописи, явились Ци Бай-ши (1860 — 1957) и Сюй Бэй-хун (1895 — 1953), которые, каждый по-своему, сумели, впитав в себя мудрость многих поколении, отказаться от ложной традиционности и взглянуть на мир глазами другой эпохи. Ах, как много самодовольства в этом ничтожестве. Ци Байши прошел путь от простого столяра до живописца с мировым именем. Выразительны и его гравюры «Может быть, в родных местах еще спокойно» (1949), «Засуха» (1944), где обостренные чувства и образы людей передаются сжато и сконцептрированно на небольших листах бумаги по большей части однотонной тушью. Пейзаж «шань-шуй» (Шань-шуй-«горы-воды») — традиционные пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян. В то же время мастер органически соединил старые приемы с применением светотеневой лепки лица, объемной трактовкой тел и новым более свободным расположением фигур в пространстве. до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу.
Возмущение мобилизацией на строительство стены вызывало народные восстания и послужило одной из причин падения династии Цинь. Латинское название Китая «China», которое существует сейчас во многих европейских языках, вероятнее всего, происходит от имени этой династии Цинь (221-206 до н. э. ). Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. Ци Байши подобно волшебнику заставил «говорить» безмолвные предметы. Мастерство китайского художника определялось по шести факторам. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах. Многие формы этих предметов гончарного искусства, например трехногие «ли» или округлые кувшины с невысоким горлом, сохранили своё существование в течение многих последующих веков.
Эти миниатюрные сценки отражали жизнь растений, птиц, насекомых. Чжао Юн, родившийся от брака Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн, также стал одним из выдающихся китайских художников.
Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. По своему характеру это была буржуазно-демократическая революция. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы. Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость и даосский идеал «пользы бесполезного», то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок и древнюю идею вечной юности. Начала развиваться и скульптура, заново пролагающая свои пути.
Широко откликаясь на все события в жизни народа, граверы Китая 50-х гг. Гравюры «Умирают от голода», «Продажа дочери в рабство» из серии «Прошлое и настоящее китайского крестьянина» (1942) соединяют остроту и лаконизм традиционной манеры с принципиально новой выразительностью чувств. В прикладном искусстве стали доминировать изделия из красного лака и фарфора. Картины первой группы передают общие идеи и ценности. Расширилась и тематика искусства. Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени.
В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись живопись – это обретшая форму поэзия». Но были и нововведения. Он, как и все мастера национальной живописи «гохуа», пишет картины быстро влажной кистью по легко промокаемой бумаге, при этом нельзя стереть и исправить ни одного штриха. Ценимые как особый вид искусства, надписи имели самостоятельное художественное значение.
И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи «одухотворённый ритм живого движения», который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение. Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи», считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. На рубеже XIX—XX веков Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских и японской армий. Свои представления о живописи Го Си и высказывал и записывал.
Образам китайской живописи придавалось символическое значение, связанное с идеями древней космогонии. Рожденный воображением художника пейзаж всегда был наполнен дыханием жизни. В своем трактате Го Си раскрывает тайну пространственного построения свитка (именно Го Си разработал теорию так называемых «трех далей» — саньюань, — в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя). живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Бесчисленные набеги кочевников, жестокие и кровавые междоусобные войны иноземные завоевания многократно разоряли и опустошали страну. Вместе с тем художники постепенно начинают обращаться и к своему национальному наследию.
Го Си являлся членом Академии художеств в Кайфыне. В начале XlX в. уже было немало выставок с примерами Восточного искусства. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Показывая небольшой замкнутый уголок Пекина, тихие заметенные снегом дворики, Ли Цюнь в гравюре «Зима в Пекине» (1957) — в интимной и полной человечности сцене — раскрывает прелесть природы уже не через ее необъятность и отстранение от человека, а через мир уютной городской человеческой жизни и даже традиционная точка зрения сверху помогает зрителю еще внимательнее приглядеться к этому неразрывно связанному с человеком пейзажу. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке.
Основное его направление живописи было направлено на светскую тематику, одной из самых его известных картин является «Фея реки Ло». Он любил изображать пионы, лотосы, цветы дикой сливы, вьюнки травы и т. п. В Пекине открылась галерея современного искусства Красные ворота.
Мастера, работавшие в этой манере изучали все живое, подобно естествоиспытателям. Живопись маслом, как и «гохуа», в 50-е гг. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи.
Привычная форма свитка еще более подчеркивает новизну решения картины «Весенний дождь на реке Лицзян», написанной совсем в ином, чем прежде, эмоциональном ключе. Художник здесь являлся посредником в процессе преобразования природного хаоса. Третьим крупным живописцем-реалистом, начавшим свою деятельность в 20-х гг., был ученик Сюй Бэй-хуна — Цзян Чжао-хэ. Одной из лучших в этом цикле была гравюра Гу Юаня «Живой мост» изображающая скупо и без ложного пафоса героический подвиг бойцов, продержавших на своих плечах в ледяной воде мост из бревен, по которому переправились бойцы Народной армии.
Любовь к каллиграфии встретишь сегодня повсюду в Китае. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна. роль руководителя и воспитателя молодых художников.
до н. э. ) получила развитие фресковая живопись. Второй термин часто применяют к стилю Гохуа.
Термин «гохуа» означал не только сумму определенных технических приемов, но и весь традиционный метод восприятия и воспроизведения действительности — словом, весь арсенал, которым пользовались художники в течение тысячелетий. Регламент искусства существующего в конфуцианской идеологии. То разделение, которое произошло в начале 20 в. между живописью «гохуа» и живописью маслом их большие внутренние расхождения вызвали множество дискуссий относительно целей и перспектив живописи «гохуа», не представлявшей собой единого по стилю и методу явления, а объединявшей все написанные тушью и минеральными красками картины на свитках под общим весьма условным термином «национальная живопись». Первым известным художником-отшельником стал Ни Цзань (1301—1374). Мастеp пейзажа, оpхидей, бамбука Дао Ци или Ши Тао (1630-1717), жил на юге Китая и был монахом буддийской секты Чань.
В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470—1559). Биси – помесь китайского дракона с китайской черепахой, один из «Девяти сыновей дракона» в китайской мифологии. В китайской архитектуре они обычно появляются в виде исполинской ушастой, зубастой черепахи, несущей на своей спине стелу с важным текстом. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 – 1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Такие поиски новых средств выражения, начатые еще Сюй Бэй-хуном и Цзян Чжао-хэ, привели к появлению в живописи «гохуа» весьма различных художественных решений. Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа.
В этот период символические образы далеки от реальности и отличались абстрактной формой. Общий упадок культуры не мог не отразиться и на развитии архитектуры. Сегодня, китайская живопись переживает новый период трансформации.
Общая площадь настенных фресок составляет около 45 тыс. В середине 50-х гг. В том же направлении поисков нового отношения к миру природы каждый в своей манере работали Фу Бао-ши, Гуан Шан-юэ, Ин Е-пин, Цзун Ци-сян и Чжан Дин.
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Ветер — олицетворение неуправляемости и непредсказуемости. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Излишнее сходство вульгарно, несходство — обман».
Термин «китайская традиционная живопись» появился для отличия от западной живописи: она появилась в Китае ориентировочно в XVII веке.
Отбрасывая второстепенное, мастер стремился раскрыть душу предмета. В основном на его картинах изображались женщины. Именно в это время сформировался стиль орнамента, сохранявшийся ещё долгие века. В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. Самой значительной картиной Цзян Чжао-хэ явился написанный во время японской интервенции в 1943 г. грандиозный свиток (около тридцати метров в длину), развертывающийся по горизонтали. В китайской живописи существует эстетический культ дерева.
Пользуясь ими, мастера достигали порой самых неожиданных эффектов. Эти художественные центры распространения гравюр время от времени перемещались одни из них угасали, другие возникали на новых местах в связи с постоянными преследованиями. – 220 н. э. ) получила развитие фресковая живопись. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями».
В результате, создается ощущение бескрайнего пространства, полного жизни. Живописные ремесла были массово подражаемы и импортированы. Вместе с тем увеличилось и давление извне капиталистического мира.
Древняя китайская живопись, как впрочем и современная, знала два основных стиля: «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи) для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведён каждый предмет и отдельная деталь, чёткость линий. «Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию. Это ощущение жизненной силы проявляется и в картине «Весенний дождь в Южном Китае», где беленькие деревенские домики, весело расположившиеся по всему горному хребту, своей яркой нарядностью, чистотой и четкой крепостью форм придают черной и влажной после дождя земле и карминно-красным цветам сливы мэйхуа особую реальную убедительность, земную радость могучего цветения природы. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Если в живописи большинство художников находилось еще в плену средневековых традиций, граверы Китая в начале 30-х годов начали уже нащупывать пути, пролагаемые сквозь дебри новых и незнакомых дотоле образов и чувств и непригодного для ее боевого, активного духа арсенала прошлого.
Герой картины — страдающий народ, чувства которого как бы обострились с особой полнотой. В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии.
В первой из них изображен момент приближения бури: высокие стебли бамбука гнутся под порывом ветра, преодолевая его упорно движется белая птица, внешне больше похожая на цаплю, чем на чайку (вот таким образом эта картина еще называется «Бамбук и цапля»). Из этих отрывочных записей его сын Го Сы составил трактат, озаглавленный «Записки о высокой сути лесов и потоков» (Линьцюань гаочжи цзи), который преподнес императору. На китайских картинах бамбук – это не просто растение, а символ человеческого характера. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера.
Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков – горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл. Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей.
Не случайно в это же время Ци Бай-ши, всем сердцем приветствовавший освобождение родины, написал большую аллегорическую картину «Мир» (1952), где в пышном цветении ярких трав он хотел показать, что счастье человека заключается в мирной созидательной жизни. В живописи используется особая тушь, абсолютно не похожая на употребляемую на Западе. Элементы каллиграфии – неотъемлемая часть китайской живописи.
Особенную популярность принесли художнику картины, выполненные в жанре цветы – птицы. Притягательная сила движения граверов была так велика, потребность в новом, актуальном искусстве стала столь острой, что многие художники бросали свою деятельность и брались за резец. Это остатки культурные Янгшао (керамика геометрического орнамента, полированная кость, каменные инструменты). Изготовление печатей является особой отраслью искусства.
В царствование династий Цинь и Хань (221 — 220 вв. Древняя китайская живопись, как в прочем и современная, знала два основных стиля: гун би (прилежная кисть) и се и (выражение идеи) для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведен каждый предмет и отдельная деталь, четкость линий. С конца 50-х гг.
Художники расписывали стены храмов и дворцов. В конце 40-х гг. Его новаторские искания последовательно шли по линии использования опыта мирового реалистического искусства для обновления живописи «гохуа», которую он сам изучил в совершенстве.
Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. 3) навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя.
Отпечаток производится с помощью специальной мастики красного цвета (из киновари, клея и кашицы полыни). Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Глубокое родство связывало, например, живопись и зодчество средневекового Китая. Но большинство западных учёных отрицает существование этой династии. Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), между XVIII и XII ст.
В Китае живопись никогда не основывалась на математических построениях, как, например, греческий канон или современная абстракция, не пыталась имитировать натуру как реалистическое искусство, не уделяла большого внимания Я и Личному, как это делали экспрессионисты и романтики. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники— картины. В эти десятилетия, когда настроение безнадежности и подавленности владело многими представителями китайской интеллигенции, творчество Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хуна, утверждавшее собой веру в жизнь, веру в человека, чуждое пессимизма, сыграло для передовых слоев китайского общества значительную роль. Дворяне и зажиточные купцы путешествовали на Восток. Искусство Древнего Китая берёт своё начало в 6—5 тыс.
Вертикальная — когда свиток развертывался и вешался на стену и горизонтальная — когда он разворачивался в руках по мере просматривания. Вертикальные изображения обычно не превышали трех метров, а горизонтальные, объединявшие серию пейзажей, жанровых сцен, городских видов, достигали подчас нескольких десятков метров. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись живопись – это обретшая форму поэзия». Вторая группа «Гунби» тяготеет к передаче деталей, мелких подробностей в изображении.
Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688—1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. шла по пути исканий, по пути освоения и раскрытия нового для Китая человеческого образа. Первые чаще всего работали в цвете, в детальной, скрупулезной манере. Древние художники смотрели на китайскую картину как на аналог иконы, символично завершенный образ космоса, мгновение «бракосочетания духа и материи». Все растущее иностранное влияние в хозяйстве и предельно косный феодальный уклад внутри самого Китая обусловили глубокую противовечивость во всех сторонах жизни государства. В VII – XIII вв. Именно в это время появились написанные Сюй Бэй-хуном многочисленные портреты рабочих — простых и скромных тружеников изображенных без прикрас, но с большой любовью и уважением к человеку. К этим двум главам Го Си добавил собственное небольшое послесловие «О живописи».
Из всех жанров этого времени наибольшее значение приобрёл пейзаж. Они вошли в историю под названием «уской четверки».
Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. В портретном искусстве можно выделить два направления. Затем он купил ему кисть и немного копировальной бумаги. Пpи этом основой обpазов всегда остается окpужающий миp, пеpеплавляющийся в душе мастеpа.
Штрих может быть легким, как облако или мощным, как дракон.
Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью1. Эта картина привлекла внимание Сюй Бэй-хуна, почувствовавшего значительность дарования молодого мастера. в «гохуа» среди огромного общего числа картин чрезвычайно большое место по-прежнему занимали пейзажи и картины жанра цветов и птиц, написанные в архаизирующей манере 19 в. Далеко не все мастера-пейзажисты сумели действительно преодолеть ту стену, которую воздвигли между ними и миром мертвые традиции. В 1368 к власти в Китае приходит последняя в истории китайская (Ханьская) династия Мин.
А после открытия власти дважды предъявляли ультимативные требования закрыть выставку (за всего лишь две недели ее работы) и добились своего. В плен попал и сам император— художник. Первые художники-авангардисты появились в Китае в восьмидесятых годах. С V по II в. до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, но в 221 до н. э. они были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю.
И лишь закончив картину в целом, художник может вернуться к ней позже и уточнить детали. Трактаты по искусству композиции учили художника: «Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли Между ними заботливо расположи пейзаж». «Лотосовый пруд» навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. Люди помогают друг другу, делятся последними крохами еды. Так, впервые увидев западные портреты, один китайский художник с изумлением заметил, что европейцы, видимо, частично чернокожие, хотя вообще-то, наверное, белые, ведь они рисуют одну половину лица черной, а другую белой. Этому способствовала композиция, выработанные веками законы перспективы. Новые поиски выразительных средств стали особенно заметны в 40-х гг. до Р. Х.
На китайских картинах, как правило, присутствуют иероглифы. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Со времён средневековья дошли стихи, прославляющие живопись, трактаты о творческих путях живописцев и описания отдельных картин.
Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. А одинокая птица, нахохлившаяся на голой ветке, осеннюю бесприютность. собирали предметы восточного искусства. Первым известным художником-отшельником стал Ни Цзань (1301 — 1374). Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Она изготавливается из металла, камня (яшмы, нефрита), горного хрусталя, дерева, слоновой кости, а сейчас и из пластмассы.
Внутриполитическая обстановка «смутного» периода смены династии Мин маньчжурской династией Цин вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников. Первые известные в Китае изображения, картины – узкие фризы в пещерных храмах. 1475— ок.
Однако в день ее открытия сообщили о заложенной в зале бомбе и оно было отложено. Так же лирично изображает Хуан Чжоу в картине «Свидание» (1957) сцену объяснения юноши и девушки, не показывая их лиц, а передавая их состояние привычной системой намеков через их позы, через несколько зеленых весенних веток. Жертвы и молитвы относились к силам природы.
Чжао Юн, родившийся от брака Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн, также стал одним из выдающихся китайских художников. В VII—XIIIвв. В след за синхайской революцией последовал полувековой политический хаос, отягощённый новой войной с Японией (вторая Мировая война), приведшей к новым невероятным разрушениям. Эти сооружения за годы войн были разрушены, разграблены и опустошены, парки превращены в свалки, - озера в зловонные болота, а бесчисленная сеть чрезвычайно узких переулков «хутун», расположенных по сторонам от главных магистралей, находилась в угрожающих для санитарного состояния города условиях. При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082—1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Кисти бывают очень разные по толщине, соотвественно и штрих получается тонким, как взмах крыла бабочки, либо мощным, как полет сильного дракона.
до н. э. В это время живопись использовалась для росписи ритуальных сосудов. Создавались целые свитки исполненные в самых разных манерах и стилях.
Темы гравюр стали более широко отражать жизнь народа. В Китае связь текста и изображения приобретает философский смысл. Особенно тонко раскрыть область человеческих чувств китайским живописцам «гохуа» удалось в этот период в лирическом плане.
На длинном свитке «Осень в долине Желтой реки» исполненном в XI веке Го Си изображены бесконечные цепи гор, старые сосны, хижины, тонущие в волнах мягкого тумана. С 1280 по 1368 в Китае правила монгольская династия Юань. Китайская живопись настолько же древня, как и история этой восточной цивилизации.
живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства.
Их основой был необычный внешний вид произведения. В природе царит покой. Современник Ци Бай-ши Хуан Бинь-хун (1864 — 1955) в своих пейзажах был безусловно архаичнее, чем Ци Бай-ши, поскольку его искания касались только изменения некоторых формальных живописных традиций, а не содержания творчества. Часто, всего лишь одна деталь например, ветка сосны, нахохлившаяся птица в произведениях Му Ци или Лян Кай (XIII век) придавала им выразительность, эмоциональность и, даже, драматизм. Эти мастера и создали лицо новой китайской графики.
Многие художники в это время уже начали отходить от подражательства. В эпоху правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16—3 вв.
Зародившись тысячелетия назад искусство Китая процветает и сегодня. Она способна соединять и разъединять, быть связующей нитью и границей. Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук.
Другие современные ему художники «гохуа» далеко не всегда умели так органично справиться с этой задачей. (Первая греческая бумажная рукопись, созданная не в Византии, а в Дамаске, датируемая 800 г. В Византии бумага появилась не позже Xl в. 1109 годом датируемая древнейшая рукопись в Сицилии, в Xlll в. бумага появилась в Германии). В настенных свитках, напротив, раскрывалась вся ширь мироздания.
Китайская живопись отличается от привычной нам всеми чертами. Гравюры Ли Хуа этого периода чрезвычайно экспрессивны, порой слишком резки, словно доведенный до отчаяния молодой мастер стремился в таких произведениях, как «Погоня за светом» (1944), «Набор в солдаты» (1947), «Пахота» (1947) и др., передать вопль душевной муки за свои народ, терзаемый бедами. Одна тщательная, скрупулезная гун-би (прилежная кисть), другая более свободная, раскованная се-и (выражение идеи). Вот таким образом пейзажи, этюды и зарисовки Ци Байши обладают такой содержательной емкостью, вмещают столько поэзии и чувства. Показательны в этом смысле картины «Весенний дождь на реке Лицзян» (1937) и «В горах Эмэйшань» (1940-е гг. ), в которых заметно ощущается соединение традиционного и нового принципов показа природы. Лу Синь взял на себя в конце 20-х — начале 30-х гг.
Зернистая фактура шелковой ткани играла ту же роль. Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.
Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая. Оживилась торговля со Средней Азией, Сирией, Ираном, Римской империей (Великий шелковый путь). В 60 — 70-х гг. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Без личной печати картина считается незаконченной.
Постепенно начинают украшаться не только глиняные сосуды, но и бронзовые предметы. период. Бамбук – символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Для обозначения стиля применяют понятие «даньцин» — в переводе «живопись» или «рисование».
Мир человеческих чувств, непосредственно переданных через изображение самого человека и его действий, расширил постепенно сферу живописи «гохуа». Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей. Картины художников Ван Вэя, Сюй Даонина, Го Си, выполненные более 9 — 12 веков тому назад, заставляют и теперь пережить душевное волнение.
«Золотой век» Китая – VII-XIV вв., время господства династий Тан и Сун. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне. Бамбук – символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Но были и нововведения.
Он явился как бы обличителем своего времени, раскрывшим его глубокие язвы и трагедии. В след за разрушениями времён мировой войны последовала культурная революция Мао Цзэдуна. По-новому осмысляется красота природы. Только в 20 в. в Китае произошел окончательный кризис и крушение феодализма.
Китайская живопись резко отличается от изобразительного искусства других стран.
В Литовских музеях хранятся ценные экспонаты. Вот таким образом часто говорят, что китайскую живопись не рисуют, а пишут и не смотрят, а читают. В Шангский (Инкский) период найдено много изделий из бронзы, особенно бытового и культурного значения, посуда, украшения с орнаментом.
Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Бамбук— символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Уже в III тысячелетии до н. э в Китае существовали многочисленные поселения. Когда же оказалось, что господство Цин установилось прочно и надолго, немало художников впало в уныние, кое-кто принял постриг и заточил себя в монастыре.
Много общего у китайской живописи с каллиграфией: инструменты, материалы, техника нанесения красок, стилистическое единство. В китайской живописи используются кисти разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). После периода Тан (618-907 гг. ) портретной живописи стали отводить менее значительную роль, пока она не заняла последнее место. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих «Заметках о категориях старинной живописи» (490 г. ) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники.
шире используется принцип застройки микрорайонами. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. Тем не менее революция 1911 — 1912 гг.
Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 г. монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. Иероглиф — это, своего рода, говорящий орнамент со смысловым содержанием. Вот таким образом узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест.
1919). Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766) итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н. э. Появились пиктография и иероглифические записи, основы лунного календаря.
Это, скорее, живописная поэма или повесть, читающаяся подобно рукописи. Это название картины имя автора и личная печать художника. Художественные приемы Ци Байши и традиционны и новы.
Творческая манера художника отличается порывистостью, темпераментом, размахом и смелостью. Китайская живопись, как и имена китайских художников, абсолютно самобытна и уникальна. Они большее внимание уделяли линиям и формам предметов, нежели их цветовой окраске. Имеется в виду, что изобилие внешних красот может отвлечь от красоты внутренней, подлинной. В этих произведениях художники стремились сочетать традиционные приемы живописи тушью на свитках с отражением реальной жизни своего времени.
Сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента. Особым разделом жанра «цветы и птицы» является живопись так называемых «четырёх благородных»: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись живопись — это обретшая форму поэзия». И, пожалуй, самым известным китайским художником шести династий являлся Гу Кайчжи.
Со времён монгольского завоевания в XIII века, начинает развиваться «провинциальная» живопись художников, не желавших вступать на службу императорскому двору завоевателей. На протяжении 11-12 веков в живописи Китая произошли перемены. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. Ясность образа зависит от того, насколько глубоко художник способен погрузиться в изображаемый предмет и понять его суть. Так, свиток «Дикий гусь и тростник» довольно точно следуя стилистике Хуан Цюаня, отличается детальной прорисовкой натуры, красочностью цветовой гаммы и общей декоративностью. В этих работах пейзаж — место для прогулок и развлечений.
Вся атмосфера жизни была накалена и пронизана духом борьбы за независимость. Хризантема – прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Так, ветка цветущей сливы рождала в воображении образы весны.
Большой импульс развития получила живопись фигур. 1552 гг).
Для такой работы нужна точность глаза и руки. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Это событие ознаменовало начало эпохи северных варварских завоеваний в истории Китая.
«В живописи секрет мастерства находится на грани сходства и несходства. Таким обpазом, живопись великого единства, о котоpой идет pечь в тpактате Ши Тао под названием «Беседы о живописи монаха Ку-гуа», есть понятие о живописи вообще, в котоpую входит, как ее частица, любая каpтина художника с его неповтоpимой индивидуальностью. Сюжетами служили мифы о героях – предках, чудесных птицах и загробном мире. Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761).
Художественной речью желание напомнить людям нравственность прошедшего золотого века. Крестьянское движение, равно как и рабочие выступления, не получило еще своего развития. Начал формироваться старый опоясывающий план городов (Аньян), в центре которых строили дворец владыки и храм. Жилые дома и дворец строили из твёрдой смеси земли (лёсс) и древесной добавки без камней. Цзян Чжао-хэ обратился к изображению человека — самого трудного и самого актуального объекта искусства. Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники – картины. Штрих может быть легким, как облако или мощным, как дракон.
«Лотосовый пруд» (см. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Страна превратилась в полуколонию. 6-5 тысячелетия до н. э. ).
Небо было главным божеством.
Деревянные строения были более стойки к землетрясениям. Вот таким образом архитекторы в конце 50-х гг. 146. ), — писал В. И. Ленин об этом периоде истории Китая. Художники эпохи Сун, прежде всего Ли Сысюнь и Ли Чжаодао пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей. Первые и еще весьма робкие демократические тенденции в искусстве Китая конца 19 — начала 20 в. наметились в живописи «гохуа» в жанре «цветы и птицы» и отчасти в пейзаже.
«Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. Живопись — «живой письмо», вот таким образом с каждым движением руки мастера мгновение наполняется вечностью. Картина – это иной мир, где трава может быть черной, а лица людей – красными. Для достижения целей художники используют различные техники работы с материалами. Пейзажам Ли Кэ-жаня (р. В VII – XIII вв.
Обычно картины пишутся как бы на одном дыхании, не отрываясь. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом. Гу Кайчжи одним из первых начал применять принцип передачи настроения через форму и главной идей его картин, было то, что она передавала «душу».
Китайские художник рисовали полотна, придерживаясь уникальной манеры. Уже деятельность Сюй Бэй-хуна и Цзян Чжао-хэ показала, что так называемый «национальный способ» не может развиваться вне больших проблем, волнующих людей всего мира, а следовательно, без больших внутренних изменений. Постройкой стены управлял полководец Мэн Тянь. Строительство первых участков стены началось в III в. до н. э. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны (около миллиона человек). В ханьском искусстве произошли разительные перемены. Через 150 лет после Чжурчжэньского завоевания настала эра Монгольских завоевателей.
Среди многочисленных художников эпохи Мин выделяют четверых художников: Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэнмина, Тан Иня и Цю Ина. В середине 50-х гг. Существует еще два понятия «юхуа» и «шуймохуа»: первое понятие означает «масляная живопись», второе – «живопись тушью». 19 в. после «Опиумных войн», закончившихся неравноправными договорами с иностранными державами, а также после Тайнинского восстания — грандиозного крестьянского движения, жестоко подавленного, но потрясшего самые основы феодализма, усилился рост национального самосознания. Человек как активная действенная сила все более и более стал основой содержания живописи. Китайская живопись движется от сложного к простому.
Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Необходимость революционных преобразований так назрела в Китае, что ее уже невозможно было не ощущать во всем. Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые.
Большой импульс развития получила живопись фигур. до Р. Х. Заговорили в последние годы в Китае и о расцвете современной авангардной живописи. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только чёрной тушью с размывом. Императрица Цы Си вместо необходимых стране железных дорог и флота в конце 19 в. вновь отстроила парк «Ихэюань» с многочисленными затейливыми павильонами и грандиозной беседкой в виде каменного корабля, эклектически сочетающей элементы китайского и европейского зодчества.
Позже эти условные, почти орнаментальные полосы расширились до больших размеров. Произведения китайской живописи в Европе впервые появились в конце XVll в. Не столько они, сколько описания путешествий в то время подняли настоящую китайскую моду в искусстве. были созданы такие сооружения, как гостиница «Пекин», гостиница «Дружба» и ряд других зданий, где зодчие пытались осуществить связь новой архитектуры с ансамблем старого города путем сооружения характерных черепичных крыш с загнутыми углами. и (р. живопись завоевала ведущее место среди других видов искусства. Уважение китайцев к письменным знакам приобретало порой мистический вид.
Однако величие китайской культуры появлялось в том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям как единый прочный массив. Через малые детали Ци Байши рассказывает о вкусах, привычках и обычаях своего народа. Основные изменения в китайской графике намечаются в конце 30 — 40-х гг.
Китайская культура – одна из древнейших.
Она давала особенно живописную плавность тональных переходов.
В своем трактате «Записки о высокой сути лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание диких источников и скал — обычное наслаждение для абсолютного человека. Эти два начала не существуют один без другого. В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские идеи. Молодые граверы были так активны их деятельность настолько неразрывно срослась с революционной борьбой, а увлечение советским искусством достигло таких больших размеров, что реакционные гоминьдановские власти арестовывали людей за одну принадлежность к обществу граверов.
В известном буддийском храме Фэнсянь периода Танской династии есть одна большая статуя Будды высотой в 17 м. Малая пагода диких гусей (Сиань)Большинство строений в древнем Китае сооружались из дерева: в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. Характерно, что в середине 50-х гг. Иероглиф в Китае — нечто значительно большее, чем мысль, выраженная средствами письма. Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»). Изображение «трёх друзей холодной зимы» (мэйхуа, бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших «четыре совершенных», символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. На рубеже XIX – XX веков Маньчжурская династия Цин окончательно себя дискредитирует, подавив национальное китайское восстание, направленное против европейского влияния (Боксёрское восстание), при помощи солдат европейских и японской армий.
Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Пространство стало символом безграничности мира. Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. возникли и такие тематические картины, как «Восемь героинь бросаются в реку» (1957) Ван Шэн-ле, где рассказывается о гибели девушек-бойцов во время японской оккупации или «Доставка еды в снежную ночь» Ян Чжи-гуана, раскрывшего облик новой молодежи Китая.
Каждое маленькое изображение служило ему поводом для больших и важных обобщений. В отличие от прошлого духовный мир людей раскрыт через них самих, через их лица, через их взаимодействие. Это делалось для того, чтобы картину можно было смотреть во время ходьбы.
Порой же стихотворные надписи Ци Байши пылали гневом, бичуя угнетателей китайского народа. Их работы конца 30-х гг. 1475 — ок.
Нельзя не отметить отличную технику владения кистью, которая совершенствуется на протяжении нескольких веков.
Та же неразрывность ощущается и в гравюре Чжао Цзун цзао «Идут на собрание», где снежный ландшафт, ориентированный по вертикали наподобие свитка, оживлен необычно динамичной толпой людей под бумажными зонтами, заполняющими все поле листа сверху вниз и создающими новый, четкий, словно колышущийся ритм движения. Здесь был построен и китайсский павильон. Сунские художники выразили в своих произведениях идею единства и целостности всего сущего.
В парках замка устроены были павильоны и пагоды (Дворец Потсдама Сансуси). Дальний Восток и Литва. Волна моды ориентализма не обошла и Литву XVlll-XlX в. B имениях, в городских дворцах появились китайские, японские тарелки, вазы, фарфоровая посуда, восточные лампы, зонты, мебель, японские рисунки на шелке, китайской письменности матрицы. По образу и подобию черепахи должны были строиться сооружения, рассчитанные на вечность. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Равновесие между правдой и вымыслом Ци Байши соблюдает в своих картинах очень точно. Вымысел и реальность сплетены в его творчестве. Приложение рис. Иероглифы рассматривались как своеобразная маска, скрывающая и проявляющая Вселенную. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы.
Часто люди по нескольку дней не отходят от полотна. Она издревле, была предметом пристального наблюдения. Веками выработанное мастерство позволяет народным мастерам простыми ножницами или острым резцом несколькими быстрыми движениями вырезать в толстой пачке рисовой бумаги тончайшие ажурные украшения, названные «оконными цветами». Цю Ин писал также в жанре эротической живописи, часто изображая не только обнажённую натуру, но и сам половой акт.
Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день. Именно за эти годы китайская живопись, тесно связанная с прогрессивными устремлениями и идеалами всего человечества в его борьбе за мирную созидательную жизнь, вошла как одно из важных явлений в современную художественную жизнь. Современный новый пейзаж в «гохуа» рождался медленно и болезненно. Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин.
«Или: «Лучшежить в бедности, чем быть чиновником-вымогателем. Ряд молодых художников был отправлен для обучения за границу.
Однако и в пределах этого одного жанра он находил все новые решения, всегда избегая монотонности. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Строились и деревянные храмы. Художники расписывали стены храмов и дворцов.
— времени войны с японской интервенцией и патриотического сплочения всего народа. Названная «Беженцы», эта картина по силе выраженных в ней эмоций не только лучшее, что было до сих пор сделано самим мастером, — она явилась произведением исторического значения. То есть, художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. В начале 50-х гг.
В те годы многие мастера считали все темы, кроме революционной, недостойными изображения.
Само появление названия «гохуа» свидетельствовало о расколе, происшедшем в единой прежде системе китайской живописи. обогатилась многими достижениями. В III-VI вв. В разных вариантах такие черепахи встречаются не только в Китае, но и в сопредельных государствах: Вьетнаме, Корее, Монголии и даже в России (две черепахи из Уссурийска в Приморском крае). В древних китайских традициях черепаха являлась символом долголетия её форма связывалась со строением мироздания.
В ней можно почувствовать нечто вневременное. Китайские свитки имеют две формы. до н. э. Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Произведения Ци Бай-ши всегда захватывают остротой и виртуозной смелостью своих решений.
С тех пор «путешествия за край мира» стали девизом всех поколений китайских живописцев и одной из самых популярных тем пейзажных картин. Метод живописца оригинален и неповторим. Печать может украшаться резными фигурками и храниться в специальном футляре. Тогда же утвердились и две основные манеры.
При Сунском императоре Хуэй Цзуне (1082 — 1135) китайская культура достигла апогея и начала клониться к упадку. Однако и в этом жанре, сохранив чувство величавой красоты, он стремился порвать в то же время со средневековым миропониманием, его созерцательной пассивностью. В монохромной живописи бамбука заключается смысл конфуцианской этики и даосской философии.
Например, чивэнь на конце конька крыши. Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам присуща некая неуловимость, но намек и недосказанность чаньских мастеров способствует их обостренной эмоциональности.
Лян Кай (вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах. Все предметы словно увидены художником сверху. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества. По разнообразным могильным остаткам можно судить о чётком классовом разделении. 16-11 век до Р. Х. – Инкский (Шангский) период.
Ни одно из племён-завоевателей не смогло противостоять китайской культуре. Цинь Ши-хуанди отдал распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль Иншаня. Одним из требований к живописцам была необходимость передать в живописи «одухотворенный ритм живого движения» (Сэ Хэ, заметки о категориях старинной живописи, 490 г. ).
В это время для определения традиционной манеры китайской живописи стали применять термин «гохуа» (в буквальном переводе — «национальная живопись»), обозначающий своеобразный способ живописи тушью и минеральными красками. Оба талантливых живописца по-своему стремились освоить новые пути решения старых тем.
При написании картины главным образом следовало мастеру уловить гармонию его с окружающим миром, что позволит полно передать природу или человека. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Сюй Бэй-хун стремился соединить в своих портретах красоту и выразительность линейного штриха, свойственные «гохуа», с глубиной и значительностью образов реалистических портретов. Первыми из живописцев жанра цветов и птиц, сумевших в какой-то мере выйти за пределы того порочного круга, в котором находилось искусство конца 19 — начала 20 в., были Жень Бо-нянь (1840 — 1895), У Чан-ши (1844 — 1927) и Чэнь Ши-цзэн (1876 — 1924).
Долго прожив в деревне, Ци Байши с удовольствием писал деревенские пейзажи, овощи, плоды, насекомых, рыб. создаётся чёрная неорнаментальная керамика (Лунгшанская культура). В храмах на стенах рисовали Будду, особенно если буддийские храмы находились в пещерах, а поначалу это случалось часто. Не было дорог, не хватало воды и пропитания для участвующих в работах. Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж.
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Они выражали глубокий философский смысл. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе. Она берет свое начало в VI -- V тыс.
В частности, абсолютно новыми задачами первоочередной важности оказались вопросы градостроительства и рождение нового стиля зодчества, особенно осложненные необходимостью органического включения в ансамбли старых городов архитектуры нового типа. В творчестве Ци Байши, одного из наиболее известных китайских художников, жившего на рубеже XIX – XX вв., отразились классические традиции и экспериментальные поиски.
Хризантема— прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. кв.
Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Известнейшие литовские коллекционеры В. Даумантас, П. Галауне, А. Рачкус и др. По бокам друг против друга расположены новые здания Исторического музея и Дома Всекитайского собрания народных представителей. Тем не менее, несмотря на жестокие преследования в начале 30-х гг., в разных городах возникли многие организации — такие, как «Лига левых художников» в Шанхае, общество «Современная гравюра» в Гуанчжоу и др. Ли Кэ-жань, творчески осмыслив возможности применения традиций, сумел по-своему взглянуть на мир.
Такие города, как Шанхай, Нанкин, Тяньцзинь, Гуанчжоу (Кантон) и др., по существу, в течение более ста лет являлись городами для иностранцев и представляли собой чудовищное сочетание средневековой нищеты восточного города с эклектичным, подавляющим человека духом зданий огромных капиталистических фирм, банков и контор, выстроенных разными государствами без малейшего учета планировки и стиля национальных ансамблей. Они вошли в историю под названием уской четверки. Высшим пилотажем считалось умение передавать движение человека и животных. В целом художники Минской эпохи ориентировались на образцы эпохи Сун, как это делал крупнейший мастер эпохи Мин Вэнь Чжэнмин (1470 – 1559). Талантливый художник Гу Кайчжи дал новое направление «гохуа» в изобразительном искусстве, с китайского это переводится как «национальная живопись».
Эротическая живопись была одним из достижений художников эпохи Мин. Сюжетами служили мифы о героях— предках, чудесных птицах и загробном мире. Буйвол, тяжело бредущий по заснеженной равнине, олицетворял зиму. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. Многие знаменитые картины погибли при пожарах иные сохранились только в поздних копиях.
Только достигнув всего этого, можно считаться настоящим художником. «Ему было свойственно тонкое переживание взаимоопределения и обоюдопроникновения противоположностей, способность «вместить всю тьму вещей в крошечное пространство сердца». Жизнеутверждающая ясность настроений, свойственная лучшим произведениям живописи тушью и вместе с тем спокойная сдержанность человеческих чувств ощущаются в небольшом свитке Чжоу Чан-гу «Тибетская девушка-пастушка» (1954), где облокотившаяся на изгородь босоногая девчонка с задумчивой лаской смотрит на резвящихся на лугу ягнят. «Преодоление дуализма мира (пустой — заполненный, высокий — низкий, темный — светлый и т. д. ) возможно путем отождествления себя с формальной очевидностью и пустотой Абсолюта. Это же можно сказать и о китайской живописи.
Зародившись тысячелетия назад, китайская культура процветает и сегодня. А для того, чтобы картина могла передать эту самую таинственную «душу», надо было уметь очень детально и красиво изобразить глаза у персонажа картины.
Почти заново перестроена столица Пекин. У Цзо-жэня и «Самоотверженный труд в освобожденных районах» (1950) Дун Си-вэня показывают людей за работой, простые будни труда. Но эти мягкие, бархатистые затеки туши, завершенные тонкими штрихами, легко и непринужденно разбросанные по белому полю, обладают самостоятельной живописной прелестью. Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Гораздо быстрее откликалась на события графика. Вблизи Пекина были найдены останки синантропа, которые датируются 550-300 тыс. Психологизм образов Цзян Чжао-хэ достиг небывалой для Китая силы.
Внутриполитическая обстановка «смутного» периода смены династии Мин маньчжурской династией Цин вызвала крутой перелом в жизни и творчестве китайских художников. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. У-Син является синтезом китайской живописи и философских традиций. Почти каждый район, каждая провинция создают свой тип «оконных цветов». Зачастую, на таких предметах изображались животные или птицы, растения или люди. Были созданы надгробные памятники (Армия первого китайского императора Цин Ши Хванг-ди из 7000 форм в натуральную величину-200 м. )Большую роль в истории китайской культуры сыграла древняя китайская книга мудрости и предсказания судьбы, называемая Книга перемен.
Это сопровождалось сложными п противоречивыми явлениями в искусстве. Когда пришло время династии Цинь и Хань, примерно в то время очень стала популярна фресковая живопись. Скульптуры делались из глины, дерева, бронзы.
Его последователи в X-XI веках н. э. по-новому осмысли эстетические качества природы, вечное обновление которой отождествлялось с даосской идеей гармонии и незыблемости бытия. Китайская цивилизация помогла культурным традициям многих Восточных стран: Японии, Кореи, Индокитаю, Монголии. Ни один из этих живописцев не смог, однако, решительно стать на путь новаторства. Среди художников эпохи Юань особо стоит отметить супругов Чжао Мэнфу и Гуань Даошэн.
Он сумел выявить само существо жизни природы, донести скрытый смысл ее явлений. Совсем по -другому решена монохромная картина «Замерзшие воробьи», которая в эскизной манере изображает стайку замерзших птиц, которые примостились на обнаженной ветке. Его творчество раскрыло новые возможности обращения китайской живописи к жизни. С этого времени начались годы упорного труда и путь к славе.
По существу, впервые китайцы, оторванные от мира и замкнутые в своей изоляции, увидели в зарубежных художниках своих собратьев, живущих теми же, что и они идеями, мыслями и чувствами. 20 — 30-е гг. Она иллюстрировала легенды и новеллы и имела повествовательный характер.
Традиции Китая, его культура и искусство разительно отличаются от западных. На этом основании возводилась кровля, которую покрывали черепицей.
В портрете Рабиндраната Тагора (1942 Пекин, музей Сюй Бэй-хуна), уже зрелом произведении мастера, Сюй Бэй-хун показал глубокую творческую сосредоточенность погруженного в размышления поэта. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Зритель прекрасно понимает, что расплывшиеся «кляксы» черной туши на белом листе бумаги далеко не буквальное изображение заросшего лотосами пруда, однако при взгляде на картину Ци Бай-ши в его воображении встает образ заросшего широкими мягкими листьями пространства тихой сонной воды.
В 1927 г. Цзян Чжао-хэ выставил в Шанхае свою первую обличительную картину «Семья рикши», где на фоне огромных европейских зданий он изобразил семью бедняка, расположившуюся, не имея крова над головой, под открытым небом. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 23, стр.
Этими словами он как бы определял свое понимание художественной правды в искусстве. В живописи и графике предпочтение отдается линии. Император признавал талант современника и потому тот был придворным живописцем. Обращение к возможностям каллиграфии не было случайным. Цветущая дикая слива мэйхуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. Этот цветок – символ возвышенного одиночества.
Китайская живопись на шёлке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. С помощью фресок украшали дворцы, храмы и места захоронения. Чжоу Чан-гу и Хуан Чжоу показали возможности развития живописи в этом направлении. Если в живописи «шань-шуй» природа величественна и необъятна, то в другом жанре, получившем название «цветы-птицы», она, напротив, максимально приближена к человеку. Иногда только нюансами черной туши передает он яркую свежесть распустившегося цветка.
Свитки хранились в специальных ящичках и никогда не вывешивались надолго. Монгольскую династию Юань сменила эпоха Мин. К этому времени относится появление революционной карикатуры, первых политических плакатов иллюстрированных газет, получивших распространение в воинских частях. Тем не менее, существуют различия. Однако круг исканий и этих живописцев для своего времени был слишком ограничен. Изящная сеть штрихов давала представление о возможных комбинациях «действительных образов» вещей. Печать чаще всего квадратная в сечении.
Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Вместе с тем многие художники последующего поколения, такие, как Пань Тянь-шоу (1897 — 1965) и Ван ГЭ. Но главный их недостаток – недолговечность и пожароопасность. Вот таким образом, пейзаж завоевал в искусстве ведущее положение.
Сочетание объемной лепки лица и рук со штриховой линейной трактовкой одежды и употребление цветной туши придают этому произведению, написанному светлыми, но яркими красками известную долю декоративности, свойственной «гохуа». Кистями и тушью на бумаге или шелке поэты пишут стихи, а художники – картины. Ещё одной несомненной национальной особенностью китайской живописи является каллиграфия. С древнейших времен в Китае существовала живопись на шелке.
В живописи и графике предпочтение отдается линии. Чтобы выразить своё неприятие маньчжурского господства и сохранить верность Минам, многие деятели культуры категорически отказались сотрудничать с новоявленными правителями.