В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». В клипе использованы картины французского художника Жана-Леона Жерома и музыка из фильма Клон в исполнении Azez Alaya из фильма Клон – Праздник в Фесе. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно— «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине».
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль, дочери торговца картинами. Современный критик Ги Дебор, придерживающийся социалистических взглядов, в 1996 году писал, что в этой картине Жером вскрыл корни старейшего из социальных барьеров — «барьера насилия». Вы можете приобрести репродукции картин Жерома Жана-Леона маслом в интернет-магазине Твой Постер. В 1889 году, отталкиваясь от картины Жерома известный живописец-академист Генрих Семирадский создал своё полотно – «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». В жизни Жан-Леон Жерома эти картины внесли скандальную нотку.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Жана-Леона Жерома. Современный критик Ги Дебор, придерживающийся социалистических взглядов, в 1996 году писал, что в этой картине Жером вскрыл корни старейшего из социальных барьеров – «барьера насилия». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Деларош же взял с собой Жерома в Рим на год – и на полотнах, представленных в интернет-магазине репродукций картин «АртПостерГалерея», мы можем видеть, что римская культура оказала на Жерома Жана Леона огромное влияние.
Современный критик Ги Дебор, придерживающийся социалистических взглядов, в 1996 году писал, что в этой картине Жером вскрыл корни старейшего из социальных барьеров — «барьера насилия»49.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Как офицер Почётного легиона, он имел право на государственные похороны, но в завещании отдельно оговорил, что этого делать не следует. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Жан Леон Жером (1824-1904). В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
— Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. — спросил он посредника. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Окрыленный успехом он забыл про потерянную премию и создал множество сюжетных картин и портретов, которые считаются образцом академизма. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Жан-Леон Жером (фр. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона — 10 января 1904, Париж) — французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). По мнению и Дж. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58.
Художник закрепил свой успех, создав целый ряд картин на сюжеты из истории Эллады («Анакреон, Вакхи Амур» (1848), «Диоген» (1860), «Сократ посещает Алкивиада в доме Аспазии» (1861), «Фрина перед ареопагом» (1861) и императорского Рима («Добей. » (1872), «Circus Maximus» (1876), «Последняя молитва христианских мучеников» (1883), «Рынок рабов в Риме» (1884). Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших всемирно известных картин: «Убийство Цезаря», «Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу Гигесу», «Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия» (Ave Caesar, morituri te salutant), «Фрина перед ареопагом» (1861), «Авгуры», «Клеопатра у Цезаря» и некоторых другие. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне.
Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Между тем, по мнению А. Шестимирова, сюжет картины был абсолютно оригинальным и иллюстрировал важный аспект эстетических взглядов Жерома, а именно— представление о жизни как театральных подмостках.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Вернувшись в Париж, работал некоторое время под руководством Глейера, а потом снова у Делароша.
Я знаю количество букв в Коране и стихи, отменяющие и отмененные и суры мекканские и мединские и причины их ниспослания я знаю священные предания, по изучению и по передаче, подкрепленные и неподкрепленные я изучала науки точные и геометрию и философию и врачевание и логику и риторику и изъяснение и запомнила многое из богословия. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Аллегорическая картина получилась большой (фигуры на ней были в натуральную величину). Его мраморные ню, стилизованные под «антики», пользовались большим успехом у парижской публики. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением.
На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. По мнению и Дж. Я разглядывал этих бедных крошек с огромными черными глазами, одетых словно маленькие султанши наверное их забрали от матерей, чтобы потакать прихоти местных богачей. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа. Жан -Леон Жером (1824-1904) – известный французский ориенталист. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Отцом художника был ювелир Пьер Жером из Везуля, который в апреле 1823 года женился на дочери лавочника— Франсуазе Вильмо. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней).
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот».
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Мне представлялось невозможным, чтобы европеец прибегнул к подобной недостойной оговорке, даже в том случае, если его действительно обманули.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога). Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Масло, холст. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Его работы принадлежат к мировому культурному наследию, они романтичны. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901).
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. На июнь 2012 г. коллекция насчитывает 350 единиц хранения и собрана из даров художников на протяжении 25 работы галереи.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853). Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Известность пришла к нему после показа в парижском Салоне 1847 года картины «Бой петухов» (1846), удостоенной медали Третьей степени. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке».
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Главное внимание обращается на развитие таких талантов, которыми отличаются сами госпожи, как то: музыка, танцы, уборка волос и т. д». Жан-Леон Жером. Так, в книге Н. Н. Калитиной творчество Жерома рассматривается только на материале его дебютных полотен, выставленных в Салоне 1847 года, без упоминания его последующей эволюции.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Коллекция картин современных художников Московского выставочного зала Галерея А3. Снято, без прекрас, в офисном помещении (подвале) ГБУК МВЗ Галерея А3, как ответ на утверждение Начальника Управления культуры ЦАО г. Москвы Р. Крылова-Иодко в том, что выставочный зал не имеет коллекции Открытые фонды. На встрече с Общественным советом Галереи А3 6 июня 2012 г. совет был полностью дезинформирован Начальником Управления культуры ЦАО о деятельности Галереи А3 и её директора. Всё высказанное Р. Крыловым-Иодко о Виталии Копачеве, как руководителе галереи А3 является клеветой. Общественный Совет не имел реальной документальной информации о работе галереи А3 и введен в заблуждение. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Жан-Леон Жером (фр.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. И показал ее нам. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. В последние десятилетия XIX века он пробовал свои силы также в скульптуре. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Он продолжал активно путешествовать: зимой 1871 года побывал в Турции, а в 1873 году вместе с Г. Буланже и тремя студентами через Испанию отправился в Алжир, где ему понравилось значительно меньше, чем в Египте. Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. Первая известность пришла в 1847 году, после выставки в Салоне картины «Молодые греки забавляются петушиным боем».
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В 1872 году Жерому удалось реализовать сюжет, который увлёк его ещё в 1843 году в Неаполитанском музее: битва гладиаторов. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. — спросил халиф.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон10. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Она сейчас находится в музее Орсе. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Так, в книге Н. Н. Калитиной творчество Жерома рассматривается только на материале его дебютных полотен, выставленных в Салоне 1847 года, без упоминания его последующей эволюции.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». При этом он выставлял свои картины каждый год.
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. И маскарад – не маскарад и драма – не драма».
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Начиная с 1870-х годов, творчество Жерома заметно слабеет, так что за последние десятилетия XIX века можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им ранее репутации: «Rex Tibicen» (Фридрих Великий 1874), «Серое преосвященство» (1874) и «Мусульманский монах у дверей мечети» (1876). С ним произошло множество приключений: в течение 17 дней он пересекал Сирийскую пустыню, на Пасхе побывав в иерусалимской церкви Гроба Господня и так далее.
Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Продажа рабыни.
Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Отец не уставал повторять, что художники, в отличие от ювелиров, бедны и в конце концов дал сыну год на достижение художественного успеха в случае неудачи ему предстояло вернуться в родительский дом. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. В 1854 году Жером совершил путешествие в Турцию, а в 1857 году посетил Египет. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую.
И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. В июне 1871 года он вернулся в Париж. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Жером создал целый ряд полотен, проникнутых экзотикой восточного мира («Молитва в Каире» (1865), «Невольничий рынок» (1867), «Игра в шахматы в кафе» (1870), «Арабская женщина с кальяном» (1873), «Бассейн в гареме» (1876) «Торговец коврами» (1887). Став профессором Школы изящных искусств, всеми уважаемым мастером, Жером не только яростно критиковал импрессионистов, но и сделал, являясь членом государственной комиссии, все от него зависящее, чтобы приостановить действие завещания Гюстава Кайботта (подарившего свою знаменитую коллекцию импрессионистской живописи французскому правительству с условием, что все картины будут впоследствии размещены в Лувре).
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой.
Это вызвало возмущение парижских критиков, заявивших, что жанристам не должны были присуждаться медали. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Отчасти это было демонстрацией позиции, занятой Жеромом в дискуссии о реализме, начатой Г. Курбе. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях.
В Школе было открыто три новых мастерских и введены три профессорские вакансии, одна из которых досталась Жерому. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул.
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Абдулла деликатно остался стоять у лестницы. В большой комнате с лепным орнаментом и полустертыми золотыми и цветными арабесками вдоль стен сидело пять довольно красивых женщин цвет их кожи напоминал флорентийскую бронзу черты лица у них были правильные, нос прямой, рот маленький классическая форма головы, грациозный изгиб шеи, умиротворение, написанное на лицах, делали их похожими на итальянских мадонн с картин, краски которых потемнели от времени. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). На подбородке тоже была татуировка в виде острия пики, а левая ноздря проколота, чтобы носить кольцо.
«Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея».
Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Ходили слухи, что он использовал студентов при написании своих полотен бригадным методом— например, при написании фона, однако однозначные свидетельства этого отсутствуют. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Восток поразил художника яркими красками и самобытной культурой. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи.
Жером писал большие жанровые полотна со множеством фигур на темы истории Франции и античного времени: он считается основателем так называемого «неогреческого» стиля. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Его любимая гамма – сероватая, не глянцевая. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Жером также работал как скульптор.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Полотно велико по размеру — 134 203 см.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем».
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. По мнению и Дж.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Во внутреннем дворике устроен торг. В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов. Но, возможно, для живописи это и замечательно.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Результат этой «заботы» для Франции оказался плачевным – богатейшая коллекция «распылилась» по частным собраниям и музеям в разные концы мира. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». А его скульптура «Беллона» (1892), выполненная из слоновой кости и металла с использованием драгоценных камней и показанная в лондонской Королевской Академии, произвела настоящую сенсацию.
Вот таким образом правителям Востока дарили тигров и при этом считали, что смерть хищника предвещает конец его владельца. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность».
Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история.
Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»).
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Полотно велико по размеру – 134 203 см. В автобиографии он утверждал, что проучился у Глейра всего 3 месяца и его искусство не оказало на начинающего живописца существенного влияния.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В 1846г.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре. Посетители Парижской всемирной выставки 1878 останавливали свое внимание на двух вылепленных им группах: «Гладиатор» и «Анакреонт с Бахусом и Амуром». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В 1855 году за картину «Век Августа» он был удостоен ордена Почетного легиона, а в 1865 году — избран членом Института Франции.
Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В дальнейшем живописные произведения на темы из истории Древней Греции, содержащие благопристойно трактованные эротические сцены, принесли ему славу основателя стиля «неогрек». В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Вместо мелодраматических сюжетов из классической мифологии и истории в моду в 1840-е и последующие годы вошли занимательные сюжеты. Родился 11 мая в Везуле (департамент Верхняя Сона).
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Но вскоре я с ужасом обнаружил у несчастной девушки два клейма с монету в шесть ливров: одно под стягивающей лоб красной повязкой, другое — на груди и на обоих — татуировка изображающая нечто вроде солнца. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Увидев их, он вдохновился гладиаторскими боями и стал усердно изучать древние источники и музейные коллекции, содержащие античные изображения поединков, что впоследствии сказалось на выбор тематики его произведений.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Замечательная передача воздуха и египетской жары. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки.
План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Картина была размещена высоко в выставочном зале, но оказалась замечена критиками, в том числе авторитетным тогда Теофилем Готье. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Получив известность в монархической Франции, вступил в оппозицию к движению импрессионистов и стал своего рода символом косности академического искусства.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Он, как и все ориенталисты, увлекался внешними, поверхностными деталями, в тематике. Жером сделал множество рисунков и эскизов, на которых запечатлел арабов, египетских феллахов, нубийцев и прочих обитателей страны Нила. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Жан-Леон Жером (фр. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать.
Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
В июне 1871 года он вернулся в Париж. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек».
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем.
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее художника и мастерству его техники, сделала Жерома вождем особой группы в среде французских живописцев – группы так называемых «неогреков». Бюджет работы Жером оценил в 20 000 франков причём уже в феврале 1853 года он получил аванс в 5000, чтобы совершить путешествие для написания с натуры пейзажей и этнографических типов для картины. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
На полученные от заказа деньги Жером отправился в Египет и был покорен Востоком. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане.
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. В конце 1840-х годов художник, получив государственный заказ на создание исторического полотна «Век Августа», путешествовал по Европе и Малой Азии изучая этнографию. Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея». Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Деларош ответил, что всё это так и Жан Леон может писать лучше, но это всё в будущем, а пока картину стоит отправить в Салон. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Энциклопеди. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).