Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. Названы данные складки по имени художника стиля рококо Ватто, на картинах которого можно найти изображения платья кунтуш.
А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ).
Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Так родилось название нового стиля. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой игривой она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Под него надевали камзол. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Рококо (фр. Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
Приложение 1). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора.
За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
«осколки раковины». ниже). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Приложение 6). Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Искусство рококо в основном представлено только в деталях.
И здесь рококо ждало открытие. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Наивысшее развитие рококо в архитектуре получил в Баварии, Австрии, куда он попал из Франции, где в основном использовался для оформления интерьеров и достиг своей вершины при Людовике XV.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно.
Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Герцог Орлеанский не любил официальных церемоний, многолюдных празднеств, презирал этикет, предпочитал проводить время в кругу близких друзей, знал толк в еде и выпивке. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Он не скрывает театрального приема в композиции. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Кроме фарфора— в моде серебро.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
В 1736г. Стены оформляются деревянными панелями.
Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. (см. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Так изменились критерии физической красоты. Приложение 8). Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие художники. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Однако такая раковина существенным образом отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. В творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения – неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
Декор расставляется в пространстве гармонично, не перегружая какой-то один угол или сегмент комнаты. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации.
Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. по документу из РГИА). Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин.
В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792).
То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. по документу из РГИА). Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Меняется и формальный строй его работ. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление.
Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. Рококо (франц.
Они могут выполнять и чисто декоративную роль. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. А. С.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным».
Видным художником является Пьетро Лонги. Художник изобразил Геракла, находящегося в глубоком раздумье, выбирающего между долгом, представленным в образе мужественной Афины и наслаждением, воплощенным фигурой Афродиты. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Картелль (франц.
Новые веяния проникли в Академию. На рукавах были широкие обшлага.
Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Светская живопись, как и скульптура эпохи рококо, отказалась от обращения к драматическим сюжетам, а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Художники использовали в своих работах подчеркнуто светлую палитру, предпочитая достаточно блеклые тона, включая золотистые, серебристо-голубоватые и розовые оттенки. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Его использовали с негативным оттенком. Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку).
В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы.
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В этом стиле преобладают пейзажи, мифологические темы, отображение интимного быта аристократии и пасторального жанра. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи.
Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Видным художником является Пьетро Лонги.
В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Здесь прежде всего следует сказать о творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.
Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Приложение 5). ниже). rococo, от фр. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. (иллюстрации см.
Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. А одной из самых распространенных форм живописного произведения в этом стиле можно считать декоративное панно.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Музей изобразительных искусств им. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах. На карманах— огромные клапаны. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). На смену репрезентативности приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
В этом стиле оформляли внутреннее убранство общественных и частных помещений, строили великолепные здания, писали картины и музыку, шили модные наряды, слагали пасторали и эротические оды. Чаще всего художник писал знатных лиц. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Фрагонара). Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ).
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк.