Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены, умершей в 1626 году.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Факты о жизни известных художниках, касающиеся их рождения, образования, быта – не сложно отыскать в библиотеках и интернете. А что касается тех событий, которые были, не так заметны в их жизни, но столь значимы в их творческой деятельности Многие даже не догадываются как какие то мелочи могут повлиять на судьбу человека и как они могут подвигнуть на создание гениальных произведений. Рубенс и себя не раз писал в ней.
Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Соперничество кончилось трагедией. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В них начисто отсутствует мистика. Анатомически достоверные тела и лица, тонкая светотеневая работа, подчеркивающая фактуру кожи.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. А ведь оно только одно из многих. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Но Идас камнем сразил Полидевка. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Сусанна не поддалась на уговоры и, якобы за то, что согрешила с юношей, была осуждена на смерть, но ее невиновность доказал пророк Даниил. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Но Рубенс никогда не был педантом. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Парис решил похитить Елену.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Рубенс изобразил тот драматический момент, когда любопытная Аглавра приоткрывает корзину и зовет сестер посмотреть на младенца. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. С наслаждением писал местные пейзажи. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Кроткий вид богинь и грациозные позы не предвещают роковых последствий решения, которое должен принять Парис и которое привело к Троянской войне. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Не смотря на то, что художник изобразил счастливых, мирно отдыхающих людей, картину сложно назвать жизнерадостной, на лицах – печать некоторого раздумья, размышления. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Это верно в том случае, когда речь идёт о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Существует предположение, что черты лица камеристки сходны с об ликом рано умершей дочери Рубенса – Клары-Серены. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками.
Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Кастором и Полидевком Диоскурами, которые и похитили у них невест.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. КОНТИНЕНТЫ. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». галерея Медичи в Лувре).
Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). 1750). Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. И слава Богу. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. Нам несказанно повезло, так как эта коллекция является одной из лучших среди всех музеев мира. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост.
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
У него было достаточно таланта и обаяния, чтобы попробовать себя в другом деле – в области политики. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.