В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598.
В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Несмотря на то, что могучий и грузный Вакх – бог вина и веселья – изображен как будто в статичной позе, тяжело восседающим на бочке, его фигура, а также расположенные рядом менада, сатир, два мальчика образуют композиционно динамическую группу. Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком.
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. В портретах Марии Медичи (ок. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. В 1620-е гг.
Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо).
Оба алтарных образа потрясают героическим отвлеченным пафосом и одновременно конкретной жизненностью, с которой художник трактует событие из Легендарной истории. 1610) и «Снятие с креста» (1611—1614) в соборе Антверпена. «Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры. Население 2, 1 млн. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». В них начисто отсутствует мистика. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). Рубенс не считается мастером психологического портрета. Рубенс и себя не раз писал в ней. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков).
В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. 1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. КОНТИНЕНТЫ. Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой). Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Это одна из поздних работ Рубенса. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. В 1620-е гг.
Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. 1594-1598). Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны.
Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским». И слава Богу. В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. искусства). Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов.
В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Возникли в 15-16 веках. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества.
По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др., Буонарроти Микеланджело, Тициана, Якоп Тинторетто, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Микеланджело да Караваджо, современных ему болонских живописцев. Репродукции Питера Пауля Рубенса сочетают в себе изящное искусство традиционной живописи, ставшей эталоном и замысловатую, хорошо продуманную, композицию. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. 1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование. галерея Медичи в Лувре).
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). К этому сюжету он обращался не раз (ок. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета.
ОбразОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя.
Из мерцающего полумрака глядит молодая женщина XVII века в черном платье с белоснежным воротником – фрезой. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Все это тайна велика есть.
Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. 1594-1598). Оттиски также называют гравюрами. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген в семье довольно известного юриста. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства).
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Коллекционирование монет началось с 14 века. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Неужели она была настолько скромна. В 1600 году он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии.
Но Рубенс никогда не был педантом. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. В 1620-е гг. Пережив в 1626 году смерть Изабеллы Брандт, Рубенс искал отвлечения в дипломатической деятельности, много работал, в основном в жанре портрета. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. и художником королей. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя).
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. К 1630-м гг. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Эскизы Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха.
Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
1630—1640, Вена, Музей истории искусства). 1606, музейВальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Буонарроти Микеланджело, Тициана, Якоп Тинторетто, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Микеланджело да Караваджо, современных ему болонских живописцев. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
км, население 58, 1 млн человек (2007). В 1600-1608 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). 1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца.
Соперничество кончилось трагедией. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). с мантуанскими друзьями», ок. и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Кастором и Полидевком Диоскурами, которые и похитили у них невест. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. («Камеристка», около 1625).
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. 1617—1618, Мюнхен, Старая пинакотека) с выразительной пластикой и динамикой борьбы крупных тел передана группа — полные страсти братья Диоскуры с их вздыбленными конями и белокурые красавицы. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. 1638), одной из трех граций (ок. Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Христос уже мертв и на его светлое, бледное тело, на холм Голгофы и на туманную даль изливается странный, мерцающий, сверхъестественный свет. Площадь 301 тысяч кв. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. 1620, Эрмитаж).
его творчества. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. А ведь оно только одно из многих. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок.
Соответствует вавилонскому Таммузу. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Парис решил похитить Елену. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ). Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден).
античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным.
В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Нумизматика как наука возникла в 18 веке.
Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ).
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии».
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице.
Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса».
Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). 1630-1640, Музей истории искусств, Вена). Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
Однако весь динамический строй произведения позволяет нам ощутить бурный и драматический характер только что происшедшего. с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 1638—1640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Африка может носить кораллы изображаться со сфинксом, львом или слоном Америка одета в костюм охотника с головным убором из перьев, а монеты символизируют богатые природные ресурсы Азия может изображаться с верблюдом, носорогом, слоном, пальмами, драгоценными камнями или экзотическими благовониями, а Европа – в виде быка или коня и она может держать рог изобилия или корону превосходства иногда окружена фигурами, представляющими искусства.
Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.
Но Идас камнем сразил Полидевка. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник. Пространственная глубина с воздушной перспективой, свойственная более поздним произведениям искусства, на них почти отсутствует. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. человек (2004). Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом.
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»).
Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем.
человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. 1750). С наслаждением писал местные пейзажи. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
Художник дважды был женат. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.