Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др. Стены в стиле рококо украшают разнообразными картинами, росписью, лепными элементами, зеркалами, бумажными и шелковыми узорными обоями. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений.
Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. Моду эпохи рококо во всём её блеске можно увидеть на картинах художников той эпохи – Ватто, Буше, Шарден, Фрагонар. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов.
На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
А. С. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). В 1780-е гг. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя.
(см. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. «осколки раковины». В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Но затем причёски вновь увеличиваются, достигая полного абсурда – на головах придворных дам появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев и даже целые декоративные лодки с парусами. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Так изменились критерии физической красоты. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Модные стилизованные интерьеры в стиле рококо снова делают с китайской подтемой. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.
– Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Художники использовали в своих работах подчеркнуто светлую палитру, предпочитая достаточно блеклые тона, включая золотистые, серебристо-голубоватые и розовые оттенки. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ).
Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. художник лишается и заказчиков и славы.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Искусство рококо в основном представлено только в деталях.
Другой, совсем юный и изящно манерный, полулежит на земле в восхищении от открывшихся ножек дамы. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
Видным художником является Пьетро Лонги. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. На древесном ламинате интересно смотрятся мягкие шкуры животных, что тоже является комбинацией классики и рококо.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. В конце 60-х гг. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Меняется и формальный строй его работ. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Музей изобразительных искусств им. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
В конце 70-х гг.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Осознав свое художественное призвание, он попытался в 1747 г. поступить в мастерскую Франсуа Буше, который отослал неподготовленного подростка к Шардену.
Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. И здесь рококо ждало открытие.
Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. ниже). Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Сегодня дизайнеры интерьеров в основном используют стиль рококо не в чистом виде, а в комбинации с другими стилями, главным образом мешая с барокко и классицизмом. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. На рукавах были широкие обшлага.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Сценка откровенно театральна. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Чаще всего художник писал знатных лиц. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью, напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, роспись по шелку. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Приложение 5). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. На карманах— огромные клапаны. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
Кроме фарфора— в моде серебро. Это становится актуальным и сегодня. Его творчество начала 60-х гг. Приложение 1). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
В 70-е гг. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). В 90-е гг. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. В 80-е гг. Возможно именно уроки отцовского ремесла сказались в столь последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Однако подлинно мировую славу Фрагонару принесли его пейзажные композиции, образы парков и аллей, созданные в основном во время первого второго путешествий в Италию. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Стилю Фрагонара присущи особая внутренняя свобода и смелость обобщения формы, сочетающиеся с богатством цветовых оттенков.
Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды.
Живопись рококо, которая богата тонкими переливами цвета и в то же время несколько блеклая по колориту имела преимущественно декоративный характер (примером служат картины и росписи Ф. Буше, Н. Ланкре, Ж. О. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. С тем же совершенством Фрагонар пользовался тушью, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, офортом.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Приложение 6).
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. В искусстве Фрагонара теперь находят отражение другие аспекты культуры XVIII в., который был не только веком аристократического эпикурейства и галантных празднеств, но также веком Просвещения с его демократическими устремлениями. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо.
В конце 70-х и в 80-е гг. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Фрагонара).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина».
Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Приложение 8). Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства.
Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Наступившие в живописи господство светской тематики обусловило отказ от присутствия в интерьере иконописи.
Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надвигающихся грозных бедствий. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной).
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. Под него надевали камзол. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. по документу из РГИА). Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома.