Неординарность и особое видение мира новаторов поразили всех посетителей салона настолько, что за авторами картин закрепилось и необычное название «фовисты». Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид.
Своей наивысшей точки фовизм достиг в 1906 году, будучи свершившимся фактом и признанным влиятельным художественным течением. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
В этом искажении собственного произведения Матисс наглядно выразил фовистский принцип отказа от правдивости в изображении действительности в угоду декоративности. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Все три женские фигуры «ню» даны в красном цвете, точно повторяющем фон новой картины зеленовато-желтое небо превращено в ярко-синее, остро контрастирующее с доминирующим красным цветом зеленый фон реки высветлен и выровнен занимающему правый верхний угол, теперь светлому, облаку противопоставлена по диагонали дополнительно введенная в картину светлая дорожка, контрастирующая с красным фоном стены. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. М. Вламинк гордился тем, что «нога его не ступала в Лувр».
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Искусство стало отвлеченным. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Я вижу свою форму. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Фовизм оказал огромное влияние на немецкий экспрессионизм. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Корни современного абстрактного искусства особенно явно начинают звучать в кубизме. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts). Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Душой группы был молодой Анри Матисс. Манген, К. ван Донген и другие. «Чтобы слушаться своих инстинктов, нужно обладать большей смелостью, чем героически пасть на поле битвы», – утверждал М. Вламинк.
Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. Немецкий экспрессионизм отличается эмоциональным или чувственным видением мира. По прошествии времени, монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных во всём творчестве Матисса. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Принципы супрематизма был разработаны в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем.
В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень.
В настоящее время существует в двух версиях. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Углы комнаты даёт другим цветом.
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Нельзя не упомянуть Ван Гога, творчество которого подарило высокую температуру живописи, свободный и независимый мазок, а также непринужденное обращение с пространством и деление предметов в цветовые пятна. Э. Фриз так определяет задачи фовистов: «Дать эквивалент солнечного света техническими средствами оркестровки цветов – путем страстного воплощения (исходной точкой которого является эмоция, возникшая от соприкосновения с природой), при котором истинность и теории объединяются в страстности поисков и энтузиазма».
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Это своеобразно подтверждается расположенной в правом верхнем углу полотна копией известной картины самого Матисса «Роскошь» (1907 г. ), в которой цвета полностью изменены в соответствии с декоративными требованиями нового произведения. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. В этом они видели своего рода подвиг живописца.
Тогда происходит полный провал», – писал в 1903 г. А. Дерен в письме к М. Вламинку. Ковёр на этой картине – реальный. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24.
После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр. Это был первый абстрактный стиль современного искусства, который игнорировал традиции перспективного рисунка и показывал за один раз сразу несколько сторон предмета. Образ в полу-абстракции одной ногой еще в изобразительном искусстве (кубизм, футуризм). Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves).
Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Кубисты верили, что традиции западного искусства исчерпали себя и требуют оживления. Анри Матисс сохранил в своем дальнейшем творчестве элементы фовизма. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Естественно, что для «аранжировки декоративными приемами» художникам-фовистам мешала реалистическая образность, она отвлекала рассудочными сопоставлениями с реальностью внимание зрителей от эмоционального, безотчетного восприятия цветовых сочетаний и контрастов.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. В глубине фовизма скрывается кантианство, проникнутое горделивой мыслью Ницше». Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Фовисты настолько отчетливо воплотили в своих произведениях формальные принципы, что историки искусства определяют фовизм как явление чисто формалистическое, поддающееся оценке без соотнесения его произведений с действительностью.
Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль.
Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. После осознания в 1910-е гг. Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками».
Были близки фовисты и к экспрессионизму. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками.
Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. В абстрактном искусстве принято понятие «нечто», то есть один или несколько визуальных элементов субъекта – его линии, формы, тона, текстуры и так далее. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Тема панно – танец.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Моя форма меня убивает. С другой, отрицали их живописный метод, а в частности технику, вместо пятен использовали линию и наносили краску не мелкими разноцветными мазками, а широкими и большими пятнами одного цвета.
«Ярисую неженщину, ярисую картину». На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Он постепенно свел элементы в сетку линий и основные цвета по принципу гармонии. Холст, масло.
Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905—1907 г., однако вскоре объединение распалось и творческие пути участников разошлись. «О том, что такое моя живопись, я думаю слишком много и слишком хорошо.
Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
На скале растут редкие деревья. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера.
Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. Она – в композиции моей картины. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года.
У фовизма не было определённой осознанной программы и морально-философской окраски, как, к примеру, в немецком экспрессионизме. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Сначала Жорж Руо делал рисунки китайской тушью, затем писал маслом, а после этого перешел на технику офорта.
Важным итогом фовизма было не только появление новых живописных приемов, но и преобразование классической стратегии искусства. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Просуществовав недолго, оно распалось, его участники пошли каждый своим путём, но оно оставило заметный след в истории искусства. К числу сторонников этого направления относят художников Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жана Пюи, Мориса де Вламинка, Анри Мангена, Рауля Дюфи, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и др. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33.
В начале своего творчества главной темой его работ являются изображения морских гаваней и портов, а также портретная живопись. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Его отличают дикая и смела работа с цветом. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Следующая выставка картин художников в 1906 г. в Салоне независимых была образно названа критикой «Клетка хищных».
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Также экспрессионисты черпали вдохновение из немецкой готики и примитивного искусства. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Я ее слишком вижу. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм».
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. К тому моменту, ещё не ставший отцом фовизма Анри Матисс, прошедший путь подражания импрессионизму и пуантилизму, отдает предпочтение широким, чистым и экспрессивным мазкам и штрихам кисти. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37.
Он был придуман во Франции в начале прошлого Анри Матиссом и Андре Дереном. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Картины в духе фовизма имеют две основные характеристики – крайне упрощенную графику и интенсивно преувеличенную палитру. Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. «Откровение пришло комне сВостока». Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Родился в бедной многодетной семье. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Идеалом для фовистов был и Ван Гог, ведь его живописи были характерны яркие, сочные, эмоциональные краски, чистые цвета. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Но после 1907 года объединение распалось. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. В 1908-1909 годах художник резко меняет манеру письма, перейдя к упрощённой, схематичной форме изображения. Порой точная, порой абстрактно-обобщенная образность произведений Матисса, его поразительный, остро передающий динамику рисунок, цветовая насыщенность его красок, – все это придает картинам Матисса большую притягательную силу, способствует их эмоциональному воздействию на зрителей. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Голландский «Стиль» вырос из чистой абстракции и был разработан Питом Мондрианом, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Зеленое лицо и плечо, красные волосы, конечно, не могли быть списаны с действительности. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Здесь используется принцип стилизации, когда художник выбирает, развивает и уточняет конкретные визуальные элементы (например, линия, цвет и форма) в целях создания поэтической реконструкции или упрощенную сущность предмета. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков.
Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5. Художников стали называть фовистами.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Фовизм – один из самых радостных и восторженных стилей живописи XX века. Именно так понимал Матисс свою задачу, создавая необычную картину «Женщина в зеленой шляпе» (1905 г. ). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22.
Вместо этого импрессионисты обогатили палитру тени дополнительными цветами. Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. 1901 год можно назвать годом становления художника. Постепенно объемность исчезает из их полотен.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Дополняет образ – острота ритма. Не было и группы как таковой.
Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. В картине Матисса «Красная студия» (1911 г. ) перспектива условно обозначена ассиметричным углом пола, без естественного продолжения этого угла в линии стен. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
Первая часть повествует о грехах человечества, за которые принял мученическую смерть Иисус, а вторая рассказывает о кошмарах войны.
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Художников этого направления можно разделить на две группы – Die Brcke и Der Blaue Reiter. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII).
Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. (Donatello parmi les fauves). Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Причем этот путь выступает для них как качественно иной по сравнению с напряженным трудом, «работой» традиционного художника.
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Это отмечает критика при анализе конкретных произведений художников-фовистов. Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Они стремились передать атмосферу и нюансы конкретного времени суток или погодных условий. les fauves). К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Они прославляли индустриализацию, технологии и развитие транспорта вместе с их скоростью, шумом и энергией городской жизни. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Они отбросили итальянскую перспективу, заменив сначала линейный способ передачи перспективы цветовым: части картины, менее насыщенно заполненные цветом, с большим количеством просветов, создавали впечатление большей отдаленности (этот прием четко выражен в картине А. Матисса «Открытое окно», 1905 г. ). Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества.
Я стараюсь остановить свою волю двумя известными формами. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Дополняет образ острота ритма. Фовизм (от фр.
Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное».