Картина французского художника Жана Энгра. То, что мы видим на картине Энгра – это пример (даже -ы) так называемых трюмо (trumeau mirror или pier glass), зеркал, которые размещались в простенках между окнами. Картина вызвала критику ортодоксальных адептов классицистической школы, а в дальнейшем подобные работы Энгра высоко оценили молодые романтики.
В последние годы своей жизни Энгр выполнил ряд полотен на историческую тему и религиозных картин, многие из которых явились детализацией ранее написанных работ. Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены. В 1801 году, картина Доминика Энгра «Послы Агамемнона у Ахилла» награждается Большой римской премией. Работы из его мастерской, в том числе ряд крупных картин, более 4 000 рисунков и его скрипка были завещаны художником в музей своего родного города, ныне известный как Музей Энгра. Для тех, кто любит вторчество Глазунова и Церетелии, Энгр – друг и брат, всё понимающий в настоящем искусстве, где есть Красота и Идеал (и для них тогда одна из последних его картин, Турецкие бани (1862) – это такой образец НастоящейЖенственности.
Герцог погиб через несколько недель после завершения портрета и Энгр выполнил несколько копий картины. Рожденные там картины Доминика Энгра вошли в круг его лучших полотен – «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Эдип и Сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида» (1811). – зеркальной картиной Энгра (и так получилось, что и с самой драматичной историей).
В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму – темы берет из мифологии из истории древних времен.
Они то и составили славу французского искусства того времени. Так, Энгр не допустил избрания Делакруа в Институт Франции ибо считал его недостойным стать официально признанным мастером и наставником новых поколений художников73. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное.
В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны74. Однако главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля.
Позже, на основе архивных данных было открыто (точнее, открыто вновь, поскольку для современников это не было никакой тайной), что Мари Маркоз родилась (в 1783 году) вовполне почтенной семье французских торговцев из города Изер (Isre), была прекрасно образована, в 19 лет вышла замуж за некто Жана Таленсье, тоже купца, который в начале 19 века переехал по своим делам в Рим. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба.
Человек, который живёт здесь, — художник. »57 Тем не менее, он не собирался возвращаться во Францию, где у него не осталось родных и где критика с неизменной враждебностью встречала все его новые произведения. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. В настоящее время находится в музее Орсе. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. В Лувре полотно хранилось до 1986 года.
Русская публика была воспитана на Владимирской Богоматери, Казанской, ликах Андрея Рублёва. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. В декабре они обвенчались.
У них даже была дочь, родившаяся в 1803-м году, через год после свадьбы. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Энгра тепло принял тогдашний директор Академии— Жозеф Сюве, который счёл, что пенсионеры из Парижа нуждаются не в руководстве, а в полной творческой свободе.
Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8.
«Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений.
Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Который, как я уже писал, семья виконта никогда не признала. – Многие его шедевры итальянского периода – простые рисунки свинцовым карандашом, где почти уже нет теней и выразительность чистой линии достигает предельного мастерства.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Такие картины Энгр называл "набросками" и хранил их в своей мастерской. Первой картиной, оставшейся в стенах мастерской художника, стала "Венера", которую Энгр собирался отправить в Рим, но потом отказался от этого намерения, так как на полотне были излишне натуралистично изображены некоторые анатомические детали натурщицы. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Освободившись от обязанностей художника-пенсионера, Энгр мог продолжать эксперименты, но одновременно ему приходилось зарабатывать на жизнь.
Ещё я обещал, в самом начале, рассказать биографию и про ранее психосексуальное развитие. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Мари де Сеннон умерла довольно рано, в 1828 году (ей было 45 лет) и виконт хранил портрет в своём кабинете в особняке в Анже до самой смерти в 1851 году, после чего она перешла по наследству его сыну.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Которого его дедушка, царь Алей (Aleus), планировал забить, поскольку ему случилось предсказание, что он погибнет от руки своего внука.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея).
«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Будущий общепризнанный лидер европейского академизма родился на юге Франции, в маленьком городке Монтобан, на севере от Тулузы.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане). Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором). В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Стиль этих работ имитировал мастеров Кватроченто, при этом Энгр активно продолжал искажать анатомию, достигая предельной изысканности поз и экспрессии.
Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. «В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала "Деба" в символ новой эпохи» (В. В. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Вместе с тем он был далек от одноплановости.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Результатом этого обучения стала картина «Послы Агамемнона у Ахила» (1801), принесшую Энгру Большую римскую премию. Случился скандал, публика не приняла картину. Виды деятельности. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Рок в своё время совершил пенсионерскую поездку в Рим, во время которой познакомился с Жаком-Луи Давидом. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Симфориана» (1834).
Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). 10 апреля 1867 года в Школе изящных искусств открылась ретроспективная выставка Энгра, которая совпала со Всемирной выставкой. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Он работал тонко отточенным графитным карандашом, передавая фигуру единой непрерывной линией, почти без моделировок. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Картина была выполнена в форме круга. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр).
Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. Уверенный мягкий контур охватывает фигуру изображенную со спины словно одним непрерывным движением кисти.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж).
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. И, конечно же, он не мог не побывать во Флоренции, где провел еще несколько лет. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Николаю и Александру Невскому. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. В 1842 году графиня д39Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. Творчество.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Граф Гурьев оказался героем единственного заказного портрета из шести, выполненных Энгром во Флоренции. В 1813 году Энгр женился. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: "На дальней стене висела картина без рамки, его "Венера" и я признаюсь, что существует мало вещей, которые произвели бы на меня такое же живое впечатление, как вид этой картины".
Перехав из Тулузы (откуда он был родом) в Монтобан в 1775 году, он через два года женится на дочке местного брадобрея, Анне Муле (Anne Moulet). Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». В какой-то момент Энгр даже выиграл приз Академии, за лучший рисунок (точнее, за лучшую копию чужой работы).
Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4.
А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848).
И эти две характеристики ярко воплощены в полотне «Наполеон I на императорском троне» (ок. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». И руки сложила непонятным образом. Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом.
В 1817 году скончалась его мать. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года.
Колорит соответствует изысканности и грации модели— платье решено в голубовато-серебристых оттенках, что оттеняется синим тоном скатерти на столике перед зеркалом122. Стоящий к нам спиной мужчина – это Геракл, а ребёнок, который сосёт молоко из вымени оленихи – один его многочисленных внебрачных сыновей, Телеф (Telephus). «Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д.
И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Во второй половине XX века работы Энгра выставлялись на тематических экспозициях классицизма, романтизма и даже реализма1. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
Официальные круги приняли картину с восторгом. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Вероятно, в начале 1814 года Энгр написал портрет своей молодой жены, который простотой и психологической интимностью сильно отличался от заказных портретов. Вы можете сказать, Где же тут Энгр, это же Дюрер. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Дальше версии разнятся, то ли Мари овдовела, то ли они развелись (. ), но с 1809 года она уже жила в Риме одна имея при этом, благодаря своей красоте и талантам, как это пишут, большой светский успех.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Чегодаев.
Стародубова). В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II. Столь же спокойно и выражение его лица. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.
Симфорион". Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Всего художник прожил в Италии 24 года103. Симфорион», «Передача ключей св. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». По возвращению в Париж художник принимает решение открыть собственную школу живописи.
В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Ни Энгр, ни все его сотоварищи не знали ни про античность, ни про средневековье ровным счётом совсем-совсем ничо (как говаривал один тинейджер). Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Но не тут то было.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
Да что там Троя, первые проблески подозрений, что человечеству чуть больше, чем 6, 000 лет, возникли только в 1830-40е годы, но даже когда находки первобытныхкаменных орудий Жаком де Буше (во Франции, кстати) стали к 1860-м уж совсем неопровержимым, они всё равно вытеснялись общественным сознанием лет так ещё пятьдесят, примерно (во многих местах мира они и сейчас это же делают). Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Образ Стратоники, по замыслу Энгра, должен был стать воплощением хрупкости абсолютной красоты и тонкого лиризма. Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.
Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Стародубова. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Он проведёт в Париже 10 лет и за это время успеет основать собственную школу живописи, разругаться с Салоном, затравить Делакруа, но при этом написать только 5 картин. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде.
Эту величавую красавицу, которую современники сравнивали с Юноной, Энгр писал мучительно долго, придирчиво выбирая и меняя ее наряд и украшения. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
«Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Три года они сидели и карандашом перерисовывали скульптуры. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144.
Дела, дела. Но я же пытался избежать психосексуального. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840).
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Энгра» (1804).
Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Точнее, он сначала планировал просто избежать самого факта зарождения такого внука, отдав свою дочь Авгу (Auge) в жрицы Афины (что означало, что она должна была остаться девственницей). Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида.
Характерно, что отступление от канонов академизма вызывало нападки критиков на Салоне 1806 года21. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Но эта изысканная, холодная чистота рисунка не мешает меткой и спокойной характеристике изображенных людей. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Художник выполнил и множество графических портретов42. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Здесь все становится человечнее, проще. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Петру». В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.
В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним.
В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики.
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. марочку выше). В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини.
Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора19.
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Бартолини считал недостаточным копирование античных образцов и призывал искать вдохновение в прекрасном современной жизни, показывая средствами искусства не только возвышенные идеалы, но и чувства. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
История изображённая на этой фреске, довольно амбивалентная, скажем так. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.
Если говорить о том же любимом ими Рафаэле, то серьёзной исторической антропологией Возрождениязанялись только годах в 1930-50-х, а всё, что было до этого – это Сказки Братьев Гримм о Золотом Веке. Бартолини тогда ваял графскую жену. Никакой оригинальности тогда не ценилось, его учителя считали, что лучше Рафаэля ничего всё равно быть не может, вот таким образом надо просто делать не хуже (а лучше всего – точно так же). Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Энгр предвкушал успех. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71.
По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Сумма гонорара составила 3000 франков.
За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности истолкованной в эпическом духе. Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику.
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Тут-то (в 1810 году) она и встретилась с виконтом – семья которого, тем не менее, ни их отношения, ни последующий брак не приняли, что потом отразится на судьбе портрета самым печальным образом. Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.
В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Среди портретов друзей-художников, живших в Риме, многие сочетают строгость пластической формы с напряженностью внутренней жизни. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет.
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. И в дальнейшем Энгр воссоздавал в портретах напряжённую внутреннюю жизнь модели, чаще всего— это изображения его друзей-художников18. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Восхищение художника воодушевляло и модель — женщина, которая нравится, становится красивее. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы исполненные женственного очарования и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницательности.
Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Другими важными источниками вдохновения Энгра стали античные памятники, причём не столько римские рельефы и скульптуры, которые были образцами для Давида и его окружения, сколько греческая вазопись с её линейной ритмикой и плоскостным пониманием формы.
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). Богородица всегда писалась с широко раскрытыми глазами, прижимая к себе младенца Христа, вмещая во взгляд и его и молящихся, зрителей. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres 1780—1867)— французский художник, художник и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. — Его надо найти в самой модели». Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале.
Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). 1806). На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Таков "Апофеоз Гомера", "Св. Энгр выработал в рисунках особую технику. Выставленные на Салоне 1806 года— уже после отъезда художника в Италию— портреты вызвали критические отзывы, сводившиеся в основном к порицанию: Энгр слишком далеко отступил от академических канонов и заветов Давида24.
Энгр вернулся в Париж, когда ему было уже 44 года, вполне состоявшимся художником, работы которого покупались и частными заказчиками и государственными – например, многие свои (псевдо) исторические картины он писал для реконструировавшегося Версальского дворца. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Латинская Мадонна на Богородицу не похожа и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то.
Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.
Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Творчество Энгра делится на ряд этапов. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона».
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.