На следующем крупном аукционе произведений импрессионистов и модернистов (Sothebys, 25 июня) «немцев» не будет, зато будет австриец Эгон Шиле, а также французские фовисты, чьи полотна пользуются едва ли меньшим спросом, чем картины немецких и австрийских экспрессионистов. Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей- экспрессионистов поменяли воспринятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства.
Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии.
этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. К сожалению, художнику судьбой был уготован короткий жизненный путь. Bracke). Импрессионисты пытались найти способ отобразить действительность по-новому, экспрессионисты критиковали их за ограниченность, выходя за рамки традиционного восприятия реальности.
Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Художник любил крупный формат. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Маслом по холсту написаны не все перечисленные в статье известные картины импрессионистов. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». В качестве модели выступала одна из кузин художника Тереза де Хорс.
Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. Фото выше позволяет понять, что представляет собой картина «Голубые танцовщицы». Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом.
Неровные края по периметру привносят эффект вибрации. Вайоминг). В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Он погиб в 28 лет на фронте во время франко-прусской войны. Но она страшная.
Экспрессионизм (от лат. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Выполнена она пастелью на бумажном листе размером 65х65 см и принадлежит к позднему периоду творчества художника (1897 г. ). Принцип выражения преобладает над изображением12.
Холст, масло. Очень распространены мотивы боли и крика. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Картон, масло, темпера, пастель. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года.
Отсюда тяготение экспрессионизма к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Искусство экспрессионизма было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны. Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Критики соединяли их под общим названием Multiforms (полиморфные, многообразные формы). Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. – Только это может быть экспрессионизмом»).
Художника обвинили в аморальности, вульгарности. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). И уже ничто не имеет значения. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам.
В результате объединение официально прекратило существование. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Наибольшее развитие получил в начале XX века.
В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Позже возникла группа «Синий всадник». Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. В настоящее время картина принадлежит Музею Орсе в Париже. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Ротко пришел к своим Цветным полям после ряда работ исполненным между 1946-1949 годами. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие.
Сам автор отрицал параллели: «Каллиграфия – это письменность, а я не пишу писем. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года.
Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Холст, масло.
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Творчество экспрессионистов изменило восприятие людей, подготовив мир к ещё более странному искусству-сюрреализму. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства.
Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. В этом была их схожесть с фовистами. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше».
Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму.
В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль.
Однако его, пусть и немногочисленные, полотна по праву включают в список «Лучшие картины импрессионистов». Кафка и Г. Майринк). Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили.
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей.
Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени.
Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Экспрессионизм (от фр. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник.
Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Он объяснил: Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее.
Два наиболее значимых источника этого направления нельзя отнести ни к современному искусству, ни к Европе: это искусство Средневековья и так называемых примитивных народностей. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Собственно, об абстрактном экспрессионизме.
Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Мы внутри, а не снаружи».
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов и швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Его живопись станет нежней. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует.
Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь.
Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т.
к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. В 1929 он приехал в Нью-Йорк учиться живописи у известного американского художника Томаса Харта Бентона.
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Своей самобытностью экспрессионизм обязан не только влиянию готических мастеров, но и экзотическому искусству Африки, Океании, Дальнего Востока и в высшей степени эмоциональному творчеству Ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г.
Но с приходом к власти нацистов все изменилось. Эволюция отд. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством и вот таким образом намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Такие картины выглядели нарочито грубыми и небрежными.
В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья».
Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Объединенные общими идеями и мировоззрениями, художники начали создавать группы единомышленников. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства.
«Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. Джексон Поллок стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра.
Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Мне такое ограничение не нравится». В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля.
В архитектуре (Р. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Еще в годы обучения в лицее он стал увлекаться живописью. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других.
Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом.
Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Только спустя время это творчество получило четкое определение. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. А. С. Пушкина в Москве.
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. В 1910г. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
В экспрессионизме было много противоречий. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было.
Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость».
Она страшная, эта музыка. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Картины Клайна, часто сравнивали с восточными каллиграфиями. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм.
Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. N-Y, собрание Виллиама С. Рабин. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники.
Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. К 1925 экспрессионизм в кино исчерпал себя, но пластическая выразительность лучших его фильмов оказала влияние на развитие изобразительных средств киноискусства. В 1912г. Экспрессионизм (от лат.
Германия также не осталась в стороне. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»).
Картины лучших современных экспрессионистов – в галерее русских художников Les Oreades. Я пишу скорее белым, чем черным: белый цвет не менее важен». Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник».
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. 91 х 73, 5 см. Эти явления стали предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы на рубеже XIX-XXвеков. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Частное собрание.
На немецком языке писали также авторы т. н. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
Именно Харольду Розенбергу и Климентину Гринбергу мы обязаны изобретением названий живопись действия (Action Painting) и живопись цветных полей (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае – красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом – широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана. Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому».
Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). Во французском языке оно так же звучит аналогично этому. Кёльнский собор потрясен до основания». в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Переехав в Париж, завел знакомство с К. Моне и О. Ренуаром. Часто творцы не грунтовали полотна, что вызывало недоумение у зрителей.
Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Многие критики считают, что по гармонии цвета и композиции «Голубых танцовщиц» можно считать лучшей работой художника на данную тему. Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии» и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
справа). Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм».
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Не осталась в стороне и Германия. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли.
Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. В. Кандинский, Ф. Марк и др. ), чья эстетическая программа была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков здесь возникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства.
Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Среди её членов были такие великие художники ХХ века, как Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами.
Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Она неоднократно повторялась в его творчестве. – Гюбнер). Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. В творчестве Шёнберга и др. Её активную поддержку нового течения, начиная с публикации многочисленных статей об экспрессионизме, трудно переоценить. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э.
Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Здесь присутствуют упрощения, практически сравнимые с примитивизмом, преувеличения, которые подобны гротеску, элементы импрессионизма, угловатые линии, грубые мазки, яркие цвета, вызывающий контраст оттенков – все эти техники направлены только на то, чтобы отбросить всё лишнее, не зацикливать человека на красоте деталей, а сосредоточить всё его внимание на главной идее.
Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи. Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он переписывет их через простые формулы и символы. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Марк Ротко Gelb und Gold (Золотое и золотое), 1956. В начале 50-х годов Клайн использовал в своей живописи только черный и белый цвета.
Одна из них – это «Розовое платье», написанная в 1864 г. По всем признакам полотно можно отнести к раннему импрессионизму: колористические контрасты, внимание к цвету, солнечное освещение и остановленное мгновенье, то самое, что назвали «впечатлением». Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. На рубеже XIX-XXвеков в Германии и Австрии зародилось и получило развитие одно из самых неоднозначных направлений авангарда-экспрессионизм. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник.
Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Для Синего всадника, в противоположность объединению Мост, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Для модернистской живописи австрийцев и немцев появляются новые институции — например, нью-йоркская Neue Galerie, открытая в 2001 году Michael Werner Gallery. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции.
«Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. Возникла в 1905 году. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг.
Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Мы не французы, мы немцы.
Часто они использовали грубые мазки, угловатые линии, яркие цвета и контрастные оттенки. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Тема танцовщиц была близка Дега.
Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. В настоящее время картина хранится в Музее искусств им. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Франс Клайн Фигура Восемь, 1952. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Значимыми представителями немецкой ячейки экспрессионистов были Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Умер Поллок 11 августа 1956. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие.
Работа отмечена новшествами, характерными для начала 50-х годов. Самыми яркими представителями нового стиля были художники Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Макс Пехштейн, Карл Шмидт-Ротлуф и Эмиль Нольде. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Поживем — увидим.
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Картины Экспрессионизм.
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Члены «Моста» вместе и жили и работали. И сегодня среди экспонатов любой художественной выставки почти в любой стране можно увидеть отголоски того пламени, которое пылало в душах первых экспрессионистов.
Э. Мунк «Крик» (1893). Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами.
«буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая. Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера экспрессионизма совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.