Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Музей Альфонса Мухи, Прага. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн).
В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы.
В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов.
Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею.
Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев и у дизайнеров. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
Загадочная и грациозная женщина, утопающая в море цветов, всегда изображалась в самом центре произведения. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. А любовь.
Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. Собрал свои дизайнерские проекты (панно, витражей, ковров, мебели) в альбоме Декоративные документы (1901).
По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе. Муха остался без средств к существованию. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Холст, масло.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. В том же «стиле Мухи» создавались и красочные графические серии (Времена года, 1896 Цветы, 1897 Месяцы, 1899 Звезды, 1902 все работы – акварель, тушь, перо), которые до сих пор тиражируются в виде арт – постеров. Родился Альфонс Муха в 1860 году.
Холст, масло. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. От того, что здесь его называют Мюша. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи». После первой мировой войны художник возвращается на родину. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Затем они долго хранились в замке в Моравском Крумлове, хотя сам художник их завещал Праге при условии, что для них будет построена отдельная Галерея.
Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как художник и педагог. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Там художник и освоил технику литографии, которая впоследствии стала его визитной карточкой. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). 1893 год.
Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. Музей Альфонса Мухи, Прага. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже.
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Интересна история внучки Мухи. Однако финансовые дела графа ухудшились и Муха остался без средств к существованию. Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. Актриса любила подыграть публике.
С 1904 по 1913 гг. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Он согласился. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон».
Выдвинулся своими афишами для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра С. Бернар (Жисмонда, 1894 Дама с камелиями, 1896 Лорензаччо А. де Мюссе, 1896 Медея по мотивам Еврипида, 1898). Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Близится Рождество. Название пришло из Франции. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Художник моментально становится знаменитым.
Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844–1923), блистательная французская актриса. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Частная коллекция. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню. Художественное образование получает в Брно.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Это было довольно прибыльным делом. Топаз, 1900 год. Начиная с 1897года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям.
Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. Холст, масло.
Так на свет появились его «La Femme Muchas» – образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Альфонс Муха включил в сюжет реальные исторические события, произошедшие в XIII веке в Европе. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Поводов находилось предостаточно. Он с удовольствием писал то, что любил сам.
Весна, 1894 год. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Дальше – больше. От заказов не было отбоя.
Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице.
Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания» и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. После Первой мировой войны Альфонс Муха перебрался в Чехию.
Изумруд, 1900 год. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Аметист, 1900 год. Мадонна лилий, 1905 год.
Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Талант живописца рисует множество образов – это и томные барышни и изящные принцессы и соблазнительные красавицы и прекрасные богини. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. В 1906 году мастер женится на Марии. Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
Он вернулся в Моравию, в город Микулов, здесь он познакомился с графом Куэн-Беласси, который заказал ему оформление Эммахофского замка. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Да и самого художника в Европе порой считают французом. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. В представлении принимала участие Сара Бернар. Является единственным официальным музеем художника.
Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин. Посетители узнают и детали личной жизни автора. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна дАрк». Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Вплоть до 1923 года Альфонс Муха сотрудничал с французским ювелиром Жоржем Фуке, который заказывал у него дизайн украшений и аксессуаров, кроме того, Муха оформил интерьеры торгового дома Фуке, открывшегося в 1901 году7. Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»).
Великая актриса была очарована работой. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Сегодня произведения мастера входят в коллекции музеев различных стран мира, а в Праге есть музей, полностью посвященный творчеству знаменитого земляка. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи. Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Например, аметист – это ирисы. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Но это не так. Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия).
В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования и было отчего.
Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Один из ярчайших представителей стиля модерн. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Но это не так. Последний также оформил фасад и интерьер магазина Фуке, придав ювелирному магазину довольно экстравагантный вид.
«Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия. Муха занимался декорированием графского замка и аристократ был очарован его работами. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Работал как книжный иллюстратор исполнил декоративную живопись павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже (1900 не сохранилась) и Дома собраний в Праге (1910), нарисовал эскизы первых чехословацких почтовых марок и банкнот (1918). Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Но судьба благосклонна к гению. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений.
Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Однако к этому времени его покровитель умирает и художник остается без средств к существованию. И что же делал Муха. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
В 1913–1930 написал большой цикл Славянская эпопея (музей замка Моравски Крумлов) традиционно-академическая манера соединилась в этих полотнах, посвященных начальным главам истории чехов, поляков, русских и других народов Восточной Европы, с плоскостной ритмикой модерна. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах.
Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров – Климта, Врубеля, Бакста – произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос.
«Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Наконец его таланту отдали должное в Вене и пригласили работать художником театральных декораций в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Славянская эпопея путешествует по миру. Умер художник в Праге 14 июля 1939.
Дама с камелиями, 1896 год. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Но на этом сказка закончилась. У неё две дочери. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя.
Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения». Геральдическое рыцарствоЗа время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Mucha Museum, Прага.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. В ту пору он заинтересовался историей славян. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Произведения дышат спокойствием и негой. Это было время творческих скитаний и поисков себя. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Тогда Муха стал брать уроки рисования. В 1887–1922 жил в основном в Париже. Интересна история внучки Мухи. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
Получил первичное художественное образование в Брно.
Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США.
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»).
Работа наполнена скорбью и переживанием о судьбе славянских народов в сложные периоды кровопролитных войн. А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов — иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно.
И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Весенняя ночьДействительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Альфонс Муха – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс».
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. У неё две дочери. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. В настоящее время она живет в Чехии.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар. Хитилова была соотечественницей Мухи. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знаетПортрет Milada CernyВ 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар.
Афиша стала революционной. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Выполненный в технике многокрасочной литографии плакат, по сути, представлял собой великолепный портрет актрисы в полный рост.
В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Слева автопортрет художника. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма.
Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей. Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Слева автопортрет художника.
Альфонс Муха (чеш. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М. » — видимо, Альфонс был не прочь пошалить.
Яркий пример его работы в этом направлении – обложка «Petit Francais illustre». Принцесса Гиацинт, 1911 год. Обучение продолжает в Академии художеств в Мюнхене, а после – академии Р. Жюльена в городе Париже.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Славянский Эпос, 1928 год. На самом деле все вполне логично и гармонично. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Музей Альфонса Мухи, Прага.
В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. Рубин, 1900 год. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей». Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Позже у них рождаются две дочери и сын. С1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П. Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия).
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Холст, масло. Возможно, причина в том, что где-то здесь родилась его первая юношеская любовь, в память о которой Муха назовет свою дочь Ярославой. Ярослава, 1925Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но безуспешно. В настоящее время она живет в Чехии. Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников.
Название пришло из Франции. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. На фото слева: Цветок, 1897 год. Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже.
Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев».
Приведем краткое описание картины. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.