Ощущение этого рождает у человека чувство страха («Вечернее происшествие») и осознание того, что далекое пространство космоса равнодушно к судьбе человека, вот таким образом в лирическом сюжете многих стихотворений ситуации встречи и столкновения с мирозданием возникает стремление вернуться в близкий герою национальный мир, представленный образами дома и семьи, очага. Очернение без покаяния вызывает чувство брезгливости по отношению к автору «Грозной драмы». В первую очередь, это ретроспективный пейзаж – «Улица Батюшкова в Вологде» (1998) и два полотна, написанные в 2000 году – «Поэт К. Батюшков» и «Могила поэта К. Н. Батюшкова в Прилуцком монастыре». Поэт согласился.
Последняя была подготовлена к печати автором, но вышла уже после его трагической кончины: в ночь на 19 января 1971 года во время разыгравшейся бурной ссоры он погиб от рук женщины (Людмилы Дербиной), которую любил и с которой собирался связать свою судьбу. Тесное общение поэта и художника привело к тому, что Владимир Николаевич написал портрет Юрия Макаровича (1988), а тот в свою очередь, посвятил художнику ряд своих стихотворений. Публицист и заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владимир Бондаренко, указывая в 2000 году, что смерть Рубцова так или иначе наступила в результате действий Дербиной, назвал её мемуары «бессмысленными и суетными попытками оправдания»8. А в Москве я люблю дворики в районе Чистых прудов, так что трудно сказать, чем тут лучше. А учился я в двух техникумах — в лесотехническом и горном, работал кочегаром тралового флота треста «Севрыба», слесарем-сборщиком в г. Ленинграде, шихтовщиком на Кировском (бывшем Путиловском) заводе, прошел четыре года военной службы на эскадренном миноносце Северного флота». лауреатом литературной премии им.
В первую очередь В. Корбаков написал лицо и руки. Именно Н. Рубцов при первых публикациях С. Чухина дал очень высокую оценку его стихам. Из остальных портретов, посвященных поэту, более удачным можно считать портрет работы Г. Осиева. Вот таким образом у нас две ипостаси: хозяйственная и творческая. В этом плане В. Корбаков сумел по-другому увидеть и осмыслить образ поэта.
След, который люди узнали, поняли, приняли и по достоинству оценили. Не только Н. Рубцов понимал, что растет очень талантливый поэт. В составленном В. Белковым «Жизнеописании Николая Рубцова» и некоторых мемуарах говорится о том, что после смерти матери старших детей взяли к себе родственники, а младшие — Коля и Боря — попали в Красковский детский дом недалеко от Вологды.
А еще хуже то, о чем написал один критик в статье, название которой говорит само за себя: «Убийство поэта – литературный капитал для его убийцы» (Л. Дербина позиционирует себя как талантливого поэта, а свои отношения с Н. Рубцовым как противоборство двух творческих индивидуальностей). Поэт Александр Романов и Владимир Корбаков долгие годы были закадычными друзьями. И не один стих, а сотни стихов, а на творческих вечерах читать их на память.
Дербина в своих воспоминаниях и интервью, описывая роковой момент, утверждает, что произошёл инфаркт— «сердце просто у него не выдержало, когда мы сцепились». Побывав в тех местах, в которых прошло детство Н. Рубцова, В. Корбаков не мог не нарисовать удивительно красивые живописные цветочные натюрморты. В 1939—1940 годах отец Рубцова Михаил Андрианович работал начальником Няндомского горпо.
Он редко улыбался. Об этих годах сообщит скупо: «Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Особую прелесть, как мне кажется, таят в себе осенние натюрморты В. Корбакова.
Недолгую и совсем непростую жизнь прожил Николай Рубцов. Аппликация. Как известно, этот год был назван годом Николая Михайловича Рубцова в связи с 70-летием со дня рождения известного русского поэта. Дело в том, что раз в три года Министерство внутренних дел СССР проводило Всесоюзные выставки, которые назывались «Всегда начеку».
Даже, кажется и в голову не пришло такое — читать себя. Художник с особой любовью писал деревенскую улочку, на которой находится музей Н. М. Рубцова. Это и ярко-желтые, как маленькие солнышки, цветы, которые в народе называют «золотыми шарами», в изобилии растущие около каждого деревенского дома. Они часто ходили друг к другу в гости, весело и интересно проводя время в кругу друзей. Валентина Ивановна Петрова, поэт и художник, рисовала портреты Николая Рубцова и раньше, а тут к приезду Леонида Вересова, написала большую картину «Рубцов с девочкой» и подарила ему. Зимой занимались утеплением дома, а сейчас художествами.
Изо дня в день, при каждой новой встрече, я получала определенную дозу яда, который постепенно заполнял мои клетки жутью обреченности. Но ведь город – это не только дома и улицы. Он мог сочинять, не записывая и всю жизнь держать в уме написанные строки. Поэтическое наследство, оставленное Рубцовым, невелико: оно умещается в одном томе, хотя очевидно, что в него вошло не все написанное, точнее созданное им. Особо хочется отметить пейзажи, написанные В. Корбаковым в селе Никольском.
Именно в тот приезд и было сделано множество карандашных набросков с писателя. Аналогичные внутренние переживания художника несут в себе и его работы «Вид на село Никольское» и «Мостик через реку Толшму в селе Никольское». Так состоялось их знакомство.
Их знакомство произошло абсолютно неожиданно для обоих. Владимир Николаевич подошел к ним и Викулов сказал: «Вот, познакомься – Вася Белов». Брат прислал мне двухтомник Есенина, вышедший в 56-м в Госиздате. Да и размером своим с Машенькой поспорить может. Так считали многие.
Сидоренко характеризовал его с наилучшей стороны, большие подборки его стихов были приняты к печати журналами «Юность», «Молодая гвардия» и «Октябрь». Но не более. Обе работы писались по воображению художника.
Открытка. Говорили мы с ним и о мистике стихов Николая Рубцова, например, о стихотворении «В минуты музыки печальной», а он вспомнил ещё несколько таких «мистических» стихотворений, когда работал над составлением сборников стихов Рубцова. Приступить к исполнению задуманного удалось только спустя два года. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. Возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум. Летом 1952 года, кончив два курса «лесного» техникума и, главное, получив паспорт, еще раз пытается пройти конкурс в «мореходку», но теперь уже Архангельскую. «С получки особенно хорошо, — сообщает он другу, — хожу в театры и в кино».
Предлагаем ознакомится с аудиокнигой Николай Рубцов. Это и роскошная сирень, тяжелые гроздья которой переливаются множеством цветовых оттенков, начиная от ослепительно белого, переходя к нежно-лиловому и заканчивая густым фиолетовым. Милое, да. Вот таким образом, уже в 1993 году В. Корбаковым была написана портрет-картина «Голубые сумерки. /Спокойные кругом ложатся тени. Мне и теперь они дороже многих нарядных изданий.
Это, прежде всего, люди. Так и пошло по родственной линии: песня — от матери, музыка — от отца». Возвращение к теме Н. Рубцова в творчестве В. Корбакова произошло в 2006 году.
В результате получился очень впечатляющий портрет поэта (1983), который на холсте по своему внутреннему и внешнему состоянию как бы пытается найти выразительную поэтическую фразу. И зритель, глядя на корбаковские портреты Н. Рубцова, прекрасно это ощущает и понимает. Впервые к образу Николая Рубцова Владимир Корбаков обратился в 1990-е годы, начав работу над большим живописным циклом к 850-летию Вологды «Моя Вологда».
Зато подпись автора – чуть не на самом видном месте. Абсолютно дикие приступы утонченной жестокости вызывали во мне страх и отвращение. Поступает в вечернюю школу. 1961 — выходит коллективный сборник «Первая плавка» с пятью стихотворениями Рубцова. Возможно, он один видит эту звезду.
Поначалу он успешно сдавал зачеты и экзамены, руководитель творческого семинара поэт Н. Н. Уважая и ценя творчество Б. Чулкова, В. Корбаков предложил написать с него портрет (1986). Первый этюдный портрет не очень устроил художника (в настоящее время он находится в Музейно-творческом центре народного художника России В. Н. Корбакова ВОКГ), вот таким образом они договорились, что В. Корбаков напишет еще один его портрет. Клюев здесь как икона. Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. В. Корбаков всегда принимал в них участие, создавая портреты сотрудников милиции: от постовых до главного командного состава (все эти портреты сейчас находятся в Музее УВД г. Вологды). Да, у Николая был очень высокий лоб.
Тем же летом 6-летний Николай написал своё первое стихотворение. Кроме портрета было сделано много карандашных набросков.
Вот характерные слова поэта из письма Сергею Викулову: «Все последние дни занимаюсь тем, что пишу повесть (впервые взялся за прозу), а также стихи, вернее, не пишу, а складываю в голове. Из огромного арсенала портретов (более трехсот), созданных В. Корбаковым за пятьдесят лет творчества, всем особенно памятны портреты героев Великой Отечественной войны, портреты матросов, солдат и офицеров Русско-японской войны 1904-1905 годов, портреты тружеников села и города. Во время подготовки к работе было сделано много этюдов и карандашных рисунков. 1950—1952 — Николай Рубцов кончил семилетку и, по его словам, «рвался к морю». Правда, в городе я почему-то пью больше.
Вновь неудачно. Но. Говорили только о Есенине». В годы службы Николай Рубцов посещает литературное объединение при флотской газете «На страже Заполярья», начинает печататься. 1959—1960 — после демобилизации, с ноября начинает работать кочегаром на Кировском (бывшем — Путиловском) заводе, живет в заводском общежитии. Два из них – «Портрет Е. Г. Поповой, матери А. Яшина (этюд к картине «Скорбящая мать»), 1971 и «Скорбящая мать», 1971 – находятся в Музейно-творческом центре народного художника России В. Н. Корбакова ВОКГ в Вологде. Ужасно люблю такие вещи». А побывал он и поработал в самых отдаленных уголках страны.
А вот фото. По возвращении с пленэра работа над рубцовским циклом была продолжена в мастерской. Приход Синеуса на Белоозеро» и «Легенда (выход Белозерского князя с дружиной на Куликовскую битву).
Вот это был праздник. Журналистка указала на участившиеся факты плагиата произведений Рубцова в Интернете, привела ряд примеров недобросовестного копирования стихов поэта разными «авторами», что является хищением чужой интеллектуальной собственности. В это время (с 1964 по 1977 год) он был председателем Правления Вологодской организации Союза художников РСФСР. Как говорит Владимир Николаевич, Борис Чулков был самым близким другом Николая Рубцова. Светлая душа его всегда находила прекрасное в темной реальности быта и мрачного существования.
Николай Рубцов трагически погиб в ночь на 19 января 1971 года, на 36-м году жизни, в своей квартире, в результате бытовой ссоры с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной (Грановской) (род. В Вологде Рубцовых застала война. Все это он передает нам с помощью своей уникальной палитры и выбранной композиции. Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск». Даже не все чистовики отпечатываю на машинке — так что умру, наверное, с целым сборником, да и большим, стихов, «напечатанных» или «записанных» только в моей беспорядочной голове». Люди, которые живут в нем и работают, которые прославляют его и делают краше.
Ему светит в небе какая-то мигающая яркая звезда и указывает путь. На первый взгляд может показаться, что серия работ с таким названием должна содержать только пейзажные полотна. Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емецке Холмогорского района Северного края (ныне Архангельской области). Еще будучи учащимся Московского художественного училища инвалидов Великой Отечественной войны, он сделал карандашный набросок с К. И. Чуковского. В это время уже были написаны исторические картины – «862 год. Учеба в Литературном институте, расширившийся круг общения в среде молодых поэтов и критиков (а в их число входили Владимир Соколов, Станислав Куняев, Анатолий Передреев, Вадим Кожинов, Борис Примеров, Игорь Шкляревский и др. ) во многом способствовали расцвету таланта Рубцова как художника.
Тогда, в машинном отделении, мы не читали друг другу собственных стихов. Именно тогда К. Чуковский читал свои воспоминания об И. Е. Репине. Так появились две новые работы – «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны» и «Обветшалые гнутся перила и по лестнице шаткой во мрак, чтоб нечистую выпугнуть силу, с фонарем я иду на чердак», навеянные конкретными стихами Н. Рубцова. Это просто увеличенная до метра известная фотография Н. Рубцова.
В. Корбаков был приглашен на эту встречу: для вологодского парнишки это было большой честью ибо происходила она в одном из кабинетов ЦДРИ, где за «круглым столом» собралось шесть московских художников и среди них – Николай Жуков известный советский график. А сама-то Машенька хорошая. Новой по смелости и чувственной красоте стала объемная серия женских образов. Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет»), Тихая моя родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь»), Вечернее происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В. В. Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди Виднее на чем поднималась великая Русь»). Я уже зрительно четко и красочно представлял их плывущими по суровому «Онего-батюшке».
Так появилась большая композиция «Тайны Бобришного угора». По мнению Н. Рубцова, мироздание настолько огромно, что не может быть познано разумом, но доступно пониманию через ощущение: «Я чуток как поэт, бессилен как философ», – говорит его лирический герой. На одном из таких заседаний, в 1960 году и появился первый карандашный портрет поэта.
Но мне давно хочется рассказать, поговорить о другом. Третий портрет – «Евдокия Григорьевна Яшина, мать поэта», 1970 – находится в фондах ВТОО «Союз художников России» в Москве. В ней по прошествии времени мы самым внимательным образом сегодня всматриваемся в значительную группу портретов писателей и поэтов. В январе 1941 года Михаил Рубцов выбыл из Няндомы в Вологодский горком партии.
Это, конечно, феноменальный, возможно, единственный в истории литературы случай. Так и случилось. Стараясь добиться с помощью внешней атрибутики (рубцовские шарф и пальто, деревенские пейзажи) схожести в портрете с личностью поэта, они абсолютно забывают о том, что главное в портретном искусстве – суметь заглянуть в душу человека, рассмотреть и понять его внутреннее психологическое состояние и донести свои открытия до зрителя. Портрет поэта Н. Рубцова». 1938), на которой собирался жениться (8 января они подали документы в ЗАГС)5. Начиная с 1965 года, с вышедшей в Архангельском издательстве тоненькой книжечки «Лирика», включившей всего 25 стихотворений, одна за другой появляются книги, представляющие Рубцова как глубокого и оригинального лирического поэта: «Звезда полей» (М., 1967), «Душа хранит» (Архангельск, 1969), «Сосен шум» (М., 1970), «Зеленые цветы» (М., 1971).
Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Там просто магазин рядом, а тут до него 2 км нужно пройти. Ведь ни для кого не секрет, что В. Корбаков – истинный патриот своего любимого города Вологды. Владимир Николаевич Корбаков (1922-2013) – народный художник России, почетный житель Вологды, участник Великой Отечественной войны, знаковая фигура вологодской живописной школы. Борис Чулков чаще других бывал в мастерской В. Корбакова. И часто это не зависит от желания или воли самого человека.
Так завязалось их знакомство, перешедшее в дружбу. Ведь сам поэт так любил писать стихи о цветах («Аленький цветок», «Цветы», «Букет», «Зеленые цветы»). В 1937 году переехал вместе со своей многочисленной семьёй в Няндому.
Как сказал Бернард Шоу: «Трезвость особенно хороша, когда ты немного выпимши». Но, со слов самого автора, его дом был там, где была работа. Сам художник считает эту работу неудачной, говоря, что «это первый скороспелый, еще не созревший плод».
Тут в голове моей вопрос возник: что главнее показать, Машеньку или подпись. Прошло 36 лет со дня смерти Рубцова. Своим творчеством он показал, что достоин этой премии. Чувство, что я в западне, однажды вселилось в меня и уже никогда не покидало. — Художники здесь занимаются тем, чем должны заниматься.
Присутствовали на встрече его старые друзья по Литературному объединению с далёких теперь двухтысячных годов и новые, которые пришли в объединение уже после его отъезда (2007) на родину – вологодчину. Разумеется, это лишь мнение одного из зрителей. Изображение Машеньки будто вырезано из журнала и приклеено. Можно говорить о специфическом агностицизме поэта.
Они переливаются всеми красками осени, от бледно-желтых, навевающих легкую грусть («Осенние листья»), до ярко-красных, наполняющих сердце жаждой жизни («Осенний натюрморт»). Начинает заниматься в литобъединении «Нарвская застава».
Литературный портрет. Первоначальный вариант картины был немного не таким, какой мы видим сейчас. Она была признана виновной в убийстве поэта, осуждена на 8 лет, досрочно освобождена почти через 6 лет5, по состоянию на 2013 год жила в Вельске, виновной в преступлении себя не считала и надеялась на посмертную реабилитацию7. Глядя на это полотно, выполненное в «вызывающе кричащих», темных оранжевых и зеленых тонах, зритель, как мне кажется, ярко представляет себе не только трагические события тех дней, но даже ощущает дуновения пронзительного ветра и холод, которые идут от полотна и усиливают эффект восприятия картины. Вообще я никогда не использую ручку и чернила и не имею их.
Вот и на этот раз он привез из родных мест Рубцова пятнадцать великолепных пейзажей. Я изображаю вещи, подсмотренные или воображенные, водку пью и в баню хожу. А в 1997 году был написан еще один портрет поэта «Старшина второй статьи Николай Рубцов». Узнав, что здесь же в отдельной палате лежит А. Яшин, он пошел навестить поэта. Светло-сиреневый переплет, зеленое пятно неприхотливого пейзажа на обложке.
Плоское оно. Корбакову как художнику, Ю. Ледневу как писателю) начальник Управления вручал именные часы за пропаганду работы органов милиции.
Светлые участки на грани пересветов.