Винсент Ван Гог написал эту картину под впечатлением от картины под названием «Пустой стул». Сама картина так и называется "Стул Ван Гога". Картину «Стул Винсента с трубкой» Ван Гог создал в дополнение к ранее написанному «Креслу Гогена».
Само название картины- "Стул Ван Гога", предметов на ней действительно изображено мало, стул на первом плане, а на нем- Трубка, это и есть ответ. Само название картины- "Стул Ван Гога", предметов на ней действительно изображено мало, стул на первом плане, а на нем- Трубка, это и есть ответ. У Винсента ван Гога было множество примечательных картин, на одной такой его картине изображен стул на котором лежит ничто иное, как курительная трубка. Для начала нужно понять о какой картине Ван Гога идет речь, хотя в вопросе есть подсказка, в нем упомянут стул.
Сама картина так и называется "Стул Ван Гога". У Винсента ван Гога было множество примечательных картин, на одной такой его картине изображен стул на котором лежит ничто иное, как курительная трубка. То ли натюрморт, то ли интерьер На этих картинах ван Гог представил стул и кресло — как главного героя картины — в центре пространства, почти в центре вселенной. Для начала нужно понять о какой картине Ван Гога идет речь, хотя в вопросе есть подсказка, в нем упомянут стул.
Я пытался изобразить место, где его нет, – пишет Ван Гог Альберу Орье о Кресле Гогена., что его внимание привлек рисунок Льюка Филдса «Пустой стул». Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира (Музей Метрополитен, Нью-Йорк Художественный институт, Чикаго галерея Тейт, Лондон). и пр. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье.
В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле». «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», – заявляет Винсент брату. Пламя свечи, например, является для него обычным и символизирует свет и жизнь. De stoel van Gauguin) – картина известного нидерландского художника Винсента Ван Гога. Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение.
Письмо Винсента к Орье проливает дополнительный свет на замысел «Кресла Гогена»: «За несколько дней до того, как мы расстались и болезнь вынудила меня лечь в больницу, я пытался написать «его пустое место». Письма из Сен-Реми и Овера, последних пристанищ Винсента, поражают героическими попытками художника справиться с болезнью, преодолеть отчаяние. Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года.
Первыми героями его произведений становятся шахтеры. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса. Однако, несмотря на это, благодаря дару, постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир, он сумел создать подлинные шедевры.
Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». Неживое как символ живого, но ушедшего. Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть и для «Итальянки» (Париж, Музей дОрсэ). Можно добавить, что стул – самый «человеком-образуемый» предмет мебели, так как все части человеческого тела задействуют детали этого предмета.
Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. Жёлтый дом). Это чувствуешь и мыслишь так же, как они было в те годы для художника законом творчества.
., что его внимание привлек рисунок Льюка Филдса «Пустой стул». То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски – в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», – приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения. К тому моменту это было для него самым серьезным произведением: против обыкновения, он сделал подготовительные рисунки крестьянских голов интерьеров, отдельных деталей, композиционные наброски и написал его Винсент в студии, а не с натуры, как он привык.
Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме 3 по улице Кавалери. Описание картины: «Кресло Гогена» (нидерл. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – пишет Винсент в августе 1888 года Тео.
Винсенту уже тогда было ясно, что Гоген покидает мастерскую будущего.
В конце концов Париж становится ему отвратителен.
А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли. Такова была история этого рисунка. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» – произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками.
Рухнули все идеи и мечты Ван Гога, которые он возлагал на сотрудничество с Гогеном. Ван Гог нередко запечатлевает симпатичных ему людей, зачастую своих друзей. Он, как любой художник-реалист, находил их в действительности извлекал их из нее. Я пытался изобразить место, где его нет, – пишет Ван Гог Альберу Орье о Кресле Гогена. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться.
Долина Ла-Кро, 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах (Ночное кафе, 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Весь вопрос в том, как выудить ее оттуда. Палитра обогащается, она становится более красочной, картины словно преображаются. Среди наиболее значительных – последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Вот таким образом именно человек, венец мироздания, становится главным героем его первых произведений.
Пока же мы пребываем, как ты знаешь, в состоянии полного хаоса и анархии. Таким образом, хотя содержание этих произведений иное, чем рисунка Филдса, нетрудно заметить, что сама идея через изображение стула, этого «пустого места», создать емкий художественный образ, пришла от виденного Винсентом шесть лет назад рисунка. Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. К концу ноября 1885 года, после того как в марте неожиданно умер его отец да к тому же распространились клеветнические слухи, что он является отцом ребенка, который родился у позировавшей ему молодой крестьянки, Винсент перебирается в Антверпен, где вновь соприкасается с художественной средой. Неживое как символ живого, но ушедшего. останутся лишь пустые стулья».
Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). останутся лишь пустые стулья. В полной мере раскрыться творческому потенциалу художника помогает путешествие на юг Франции, в Арль, где он, будто на одном дыхании, создает ряд прекраснейших и вдохновенных произведений. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. Стул предоставляет человеку опору и удобство и хотя вариантов дизайна этого предмета мебели – великое множество (кресло, табурет), все равно, основа его конструкции остается неизменной: ножки, сиденье, спинка, (в пределах которых обычно помещается один человек) – соответствуя неизменным частям тела. Эту картину Ван Гог написал в конце ноября 1888 года.
Действительность – вот истинная основа подлинной поэзии, – не устает повторять Ван Гог. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. Он смотрел тогда на жизнь и на природу глазами простого народа.
Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. Рисунок произвел большое впечатление на Винсента. У Гогена есть целая серия картин, где стулья пустые. В этот период палитра ван Гога стала светлой исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (Мост через Сену, 1887, Папаша Танги, 1881). Эти картины также представляют собой косвенные портреты.
— горестно восклицает он. В 1885 году появляется полотно "Едоки картофеля". В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. В свое время, работая над фигурой сеятеля, Ван Гог был озабочен тем, чтобы создать полнокровный реалистический художественный образ или тип, – как писал он тогда, выкристаллизовавшийся из многих индивидуальностей.
Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Такова была история этого рисунка. Рисунок произвел большое впечатление на Винсента. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. «О, эти пустые стулья.
Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении. «Стул – самый нужный, самый важный (и функционально и образно) предмет мебели, самый домашний предмет, самый интерьерообразующий».
Но Ван Гог вовремя спохватился: Поверь я Орье, его статья побудила бы меня рискнуть выйти за пределы реального и попробовать изобразить красками нечто вроде музыки в цвете, как на некоторых картинах Монтичелли. Рисунок произвел большое впечатление на Винсента. Рисунок произвел большое впечатление на Винсента. Тогда абстракция казалась мне соблазнительной дорогой. останутся лишь пустые стулья».
Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым. Примерно в то же время он написал ещё картину «Стул Винсента с трубкой», которая считается дополнением к картине «Кресло Гогена».
Тот испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Этот предмет всегда ассоциируется с живым человеком, без хозяина он безжизнен. «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», – пишет он Тео в июле 1880 года, – «и там окажется Бог». За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину (Красные виноградники в Арле), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его Портрет доктора Гаше был куплен за 82, 5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»).
Первые работы 27-летнего Ван Гога были во многом неуклюжими и не очень удачными, но именно они стали первым шагом на пути осознания истинного жизненного призвания. Стул предоставляет человеку опору и удобство и хотя вариантов дизайна этого предмета мебели – великое множество (кресло, табурет), все равно, основа его конструкции остается неизменной: ножки, сиденье, спинка, (в пределах которых обычно помещается один человек) – соответствуя неизменным частям тела. Но отчаяние и пессимизм все больше дают себя знать и в письмах и в творчестве. В результате этого под кистью художника возникал порой искаженный образ реального мира.
Льюк Филдс иллюстратор произведений Диккенса, в день смерти писателя вошел в его комнату и увидел там его пустой стул. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора. Но эта дорога – заколдованная, милый мой: она сразу же упирается в стену. В письмах первой половины 1880-х гг. Образ жнеца, сменивший в его творчестве образ сеятеля, был задуман художником, судя по его собственным высказываниям, как олицетворение смерти, пожинающей хлеб – человечество.
В декабре 1882 г. Винсент пишет брату. В декабре 1882 г. Винсент пишет брату.
И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синьяком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.
Таким образом, Ван Гог не пошел за Гогеном и Бернаром. Но сам характер этого контакта с течением времени существенно меняется. Примерно два месяца художники жили в своём жёлтом доме и занимались вместе творчеством. Этот предмет всегда ассоциируется с живым человеком, без хозяина он безжизнен.
Динамика цвета и мазка в картинах Ван Гога наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей (Красные виноградники в Арле, 1888, ГМИИ, Москва), но и неодушевленные предметы (Спальня ван Гога в Арле, 1888). «О, эти пустые стулья. Эта картина находится в Национальной галерее Лондона. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи.
Голландский художник Винсент Ван Гог в 1888 году написал картину, которая называется «Стул Ван Гога». Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы. В самом деле, Ван Гог никогда не выдумывал своих картин, если не считать двух-трех случаев, осужденных самим живописцем. Второй — зеленое и красное кресло Гогена при ночном освещении, пол и стены также зеленые и красные, на сиденье два романа и свеча. У Гогена есть целая серия картин, где стулья пустые.
Стул как место человека. В Голландии и Бельгии Ван Гог жил жизнью простого народа. По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено).
Систематизированная в 1891 году Альбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Он потерял единственного друга. На протяжении всего творческого пути неизменным оставался интерес Ван Гога к человеку.
Таким образом написанные ночные виды – отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, – становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь. Так он и поступает.
Его полотна становятся более эмоциональными. Он, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым.
Примерно в то же время он написал ещё картину «Стул Винсента с трубкой», которая считается дополнением к картине «Кресло Гогена». Здесь Винсент Ван Гог думает воплотить свой грандиозный замысел. Именно их фигурки, согнутые вековой усталостью, запечатлевал бывший проповедник. Она была написана в ноябре 1888 года в Арле. Этот предмет всегда ассоциируется с живым человеком, без хозяина он безжизнен. В 1887 году, когда он уже переехал в Париж – место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, – он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал».
Ван Гог надеется, что со временем он сможет разместить там сообщество художников по типу того, что сформировалось в Бретани, в Понт-Авене, вокруг Поля Гогена. Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. Желтый – символ жизни, зрелого и полноценного урожая, выращенного руками тружеников-крестьян (особенно ярко проявляется в полотнах "Подсолнечники" и "Сеятель"). Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик.
Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, – того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Ко всем бедам Ван Гога добавилась еще одна, самая страшная – болезнь.
Такова была история этого рисунка. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. «Природа здесь необычайно прекрасна», – пишет Винсент брату из Арля.
Но при этом художник исходит всегда из жизни из окружающей его действительности. В 1886 году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями. Жнец стал полной противоположностью Сеятелю и по методу работы.
Напряженная работа ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Этот путь мог бы очень далеко завести Ван Гога, тем более что он постоянно испытывал влияние и даже, можно сказать, давление со стороны Гогена, Бернара и Орье – писавшего о нем художественного критика. Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда – безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых – первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. Во французский период в ряде произведений Ван Гога сохраняется объективное общественное содержание, рожденное духовной близостью художника к жизни народа.
А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен – старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», – будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной». «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. Этот предмет всегда ассоциируется с живым человеком, без хозяина он безжизнен. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами.
Можно добавить, что стул – самый «человеком-образуемый» предмет мебели, так как все части человеческого тела задействуют детали этого предмета. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца». В Овере он энергично принимается за работу.
Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. Гоген уехал в Париж искать свое счастье, бросив товарища в беде. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», – отметит он. Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. Эта картина находится в Национальной галерее Лондона.
Примерно два месяца художники жили в доме на улице Ламартин (см. Примерно в то же время он написал ещё картину «Стул Винсента с трубкой», которая считается дополнением к картине «Кресло Гогена». В том же 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» «Манифест символизма», обозначив этим термином существующую, по его определению, тенденцию созидательного духа в искусстве. Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века. Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности.
Таким образом, письмо Винсента проливает дополнительный свет на рождение замысла. Эти изображения являются не просто натюрмортами, а скорее иконографиями, напоминая об аллегорическом использовании мотивов в голландском натюрморте семнадцатого века. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег.
Жёлтый дом). Они будто наполняются светом.
Их хозяева навсегда расстались с ними и друг с другом. Однако его творческое наследие поразительно. Примерно в то же время он написал ещё картину «Стул Винсента с трубкой», которая считается дополнением к картине «Кресло Гогена». Такой сад, по мысли Ван Гога, способен разбудить воображение и творческую фантазию. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. У Гогена есть целая серия картин, где стулья пустые., что его внимание привлек рисунок Льюка Филдса «Пустой стул».
– горестно восклицает он. В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей – тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс). Эту картину Ван Гог написал в конце ноября 1888 года.
Винсент был очень рад его приезду. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти. Ему был чужд рафинированный мистический символизм, свойственный их некоторым произведениям этих лет. Эта работа считается также дополнением к картине «Кресло Гогена».
То ли натюрморт, то ли интерьер На этих картинах ван Гог представил стул и кресло – как главного героя картины – в центре пространства, почти в центре вселенной. Стул Гогена является ночной сценой, а его собственный дневной. Среди этих пейзажей – «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. И не случайно то, что именно здесь он создает полотно под чарующим названием "Сад поэтов". Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу – с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) – в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге.
За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. О, эти пустые стулья. Рухнули все идеи и мечты Ван Гога, которые он возлагал на Южную студию.
«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – признается он в письме к брату. Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Через шесть лет, в декабре 1888 г., Винсент, по-видимому, вновь вспомнил этот рисунок и создал «Кресло Гогена» и «Стул ван Гога».
Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов. Одно из них – «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц. У Гогена есть целая серия картин, где стулья пустые. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и мрачного визионерства (Дорога с кипарисами и звездами, 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (Пейзаж в Овере после дождя, 1890, ГМИИ, Москва). Стул предоставляет человеку опору и удобство и хотя вариантов дизайна этого предмета мебели – великое множество (кресло, табурет), все равно, основа его конструкции остается неизменной: ножки, сиденье, спинка, (в пределах которых обычно помещается один человек) – соответствуя неизменным частям тела.
– горестно восклицает он. Контрастная палитра этих полотен становится символическим воплощением жизненных трудностей и радостей, воли к жизни, несмотря на трудности, выпавшие на долю этих людей. Все в том же 1886 году закладывается, наконец, фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной целиком из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента.
Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. Первый — стул с совершенно желтым соломенным сиденьем на фоне стены и красных плиток пола (днем). Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. «Стул – самый нужный, самый важный (и функционально и образно) предмет мебели, самый домашний предмет, самый интерьерообразующий».
Картина словно звучит, она превращается в гимн природе.