Другой его учитель жил веком раньше: Микеланджело (1475-1564). По красоте его молодая супруга Елена Фурман (нид.
Сильно опьяневшего и обессиленного великана уводят сатир и вакханка. В результате получился красивый сюжет для девчачих фантазий. Волны прибили его труп к подножию башни и, увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море. Эта общественная ситуация отразилась и на фламандской живописи. Всмотритесь: вот они амуры, парящие в небесах вот голуби, один из которых несет желток (вверху слева) — символ супружеской любви вот онаВенера, грудное молоко которойуказывает на плодовитость и семейное счастье, вот он павлин представляющий древнеримскую богиню Юнону, покровительницу браков. Именно из-за него стоит попасть на выставку в Лондоне (или побывать в Музее Прадо в Мадриде), куда он вернется после её окончания). Он пишеталлегорию собственного счастья, которым переполнен. Естественно, эти способности не могли пройти мимо художников и скульпторов, которые вдохновлялись необычными способами воспроизводства божественной силы (и очень может быть, что завидовали ему). Огромное количество статуй, картин, медалей, камей посвящено Зевсу и его приключениям. Бог-громовержец Зевс, как известно, любил превращения.
У Тинторетто лебедь тянется к Леде, которая сама напоминает эту изящную птицу. Интересно, как отреагировала бы на такое предложение законная жена. И все же произведения Рубенса свободны от религиозного фанатизма и нетерпимости. Существуют и другие версии мифа. Как будто зовет тебя кто-то полушепотом и плачет. Прислушайся — и сердцезащемлят.
Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Беспрерывно. Поскольку владел Ледой не Зевс, а птица, то результатом совместно проведенного времени стало появление на свет яиц (версий здесь много – кто называет два, другие утверждают – три) из которых вылупились вышеназванные герои. Либо же она снесла тройное яйцо из которого появились Кастор, Полидевк и Елена. Вторая серия осталась неосуществленной.
Их – четверо, что говорит о том, что у Леонардо была своя трактовка мифа. Опять же— постоять, посмотреть, почувствовать. А у ее ног ползают вылупившиеся из яиц дети.
Так на примере обоих произведений можно видеть, как Рубенс использовал итальянские образцы на пути к собственному совершенству. (Геркулес – персонаж греческих сказаний. Разобраться в греческой мифологии – непостижимая задача. Картина Рубенса звучит как гимн соблазнительной силе женской красоты. Представление об оригинале дают копии, сделанные современниками, лучшие из которых находятся в собрании Уилтон-хауса и Уффици.
В результате на свет появилось полотно, где обнаженная Леда (кстати, вот уж если совсем идти вслед за сюжетом, то вряд ли она гуляла по лесу полностью обнаженная) типичных ренессансных пропорций миловидная женщина, в лице которой угадываются черты Джоконды и автопортретов Леонардо, стоит в обнимку с черным лебедем. Таким образом, Рубенс не просто отображает на холсте древний миф. С большим чувством передана своеобразная атмосфера зимнего дня.
Любовь, утки и гуси тоже улетают в жаркие страны, а одомашненные лебеди уже много столетий украшают водоёмы дворцов и богатых усадеб, а зимой живут в сарайке (как и павлины). Пораженный и возбужденный красотой Леды, Зевс возник перед ней в образе лебедя. Кто такой Зевс – уже как бы ясно. В продолжавшейся десятки лет ожесточенной борьбе за экономическую обеспеченность, религиозную свободу и национальную независимость семь северных провинций освободились от испанского господства и основали в 1581 году в результате этой национально-освободительной борьбы, выполнившей одновременно задачи буржуазной революции, республику Голландию. Лебедя пристраивали к Леде и так и этак. Последний из холстов, о котором я хочу рассказать, особенный.
А образ лебедя создало изощрённое воображение Эллинских женщин-поэтесс и мифотворцев. Hlne Fourment, 1614-1673), согласно поэту Яну Каспару Гевертсу (нид. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. Эта буржуазно-демократическая черта его характера проявляется в выборе сюжетов картин. Леда представляет собой копию, сделанную Рубенсом с картины Микеланджело. Не с яиц. От этого союза Леда родила яйцо из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин.
И все они (творцы) никак не могли отвлечься от человеческой природы – от естественного пути соединения. Зачем было все так сложно обставлять – не понятно, но ведь людям нужна загадка.
Тем моментом, который привлек Рубенса к произведению великого итальянца, была не столько щекотливая тема (отец богов Зевс в образе лебедя овладевает своей возлюбленной), сколько восхитительная красота могучего женского тела, динамика которого берет перевес над первобытной чувственностью сцены. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Древнеримский поэт Овидий писал в «Ге-роидах» : Что вспоминать про обман белоперой птицы потоков И горевать, что в себе лебедь Юпитера скрыл. Молва говорит ab ovo, что означает в переводе с латыни – «с яйца».
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Художник работал над ним в 1633-1634 годах, когда, 56-летний, женился во второй раз. Изабелла Брант, умерла в 1633 году) и детей художника.
И такими жалостливыми были у тростника этого звуки, что огорченный, а скорее — разгоряченный бог Пан сорвал его и сделал флейту. Работа Микеланджело была хорошо известна в Италии и за её пределами уцелели многочисленные с неё копии (в том числе две— Рубенса) и скульптурная версия Амманати. Композиция монументального холста Яна Вильденса (1386-1633) Зимний пейзаж с охотником, созданного в 1624 году, напоминает нам Рубенса, а его сюжет является отголоском Мужицкого Брейгеля. Южные же провинции капитулировали перед силой Испании.
Те помогли, как могли: превратили красавицу в речной тростник. Сказать «часто» – ничего не сказать. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. Прежде всего, это относится к Англии, Голландии и частично к Франции.
Весь облик и поза богини носят подчеркнуто женственный характер. Полотно «Леда и Лебедь», например, он срисовывал два раза — в 1601 и 1602 годах. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Сегодня мы займемся его играми с Ледой.
Результат: она снесла два яйца из которых вылупились Полидевк и Елена (та самая--Троянская. ). Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Кажется, что ощущаешь колючие порывы восточного ветра, метущего по равнине. Во всяком случае, Рубенсу, сделавшему две копии с картины, доставляло явное удовольствие, повторять мощные бицепсы и развитые бедра «несчастной» Леды, впавшей в неожиданную страсть.
Так, один из лидеров французского академизма Жан Огюст Доминик Энгр на картине «Турецкие бани» 1863 года изобразил целый каталог грудей разных форм и размеров. Художники отдавали предпочтение фигурам атлетов в энергичных позах. Леда и лебедь 1555. Прототипом Вирсавии послужила вторая жена Рубенса, Елена Фурмент. Чаще всего – бюджет и тайные интересы заказчика.
Заботиться, правда, я о них потом не хочу». Но что и как привлекает художников в выборе сюжета – вопрос сложный. Еленастала музой и моделью пожилого художника именно её он вводит в «Сад любви», райское место, символизирующее бесконечную любовь и счастье.
Во-вторых, они носят разные имена и эпитеты (при всем том, что речь идет об одном и том же боге). Слева изображена служанка, которая, не зная, что это за лебедь, собирается посадить его в клетку.
Причем, работаМикеланджело утеряна, а копии Рубенса — целы и невредимы. Причем фигурально это значит «с начала». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Стиль барокко – это художественное выражение последней фазы феодализма.
Когда ветер колышет высокий береговой тростник, тотиздает высокиежалобныезвуки. Мастеру удалось воплотить в этой картине в символических формах духовное напряжение вожделения и целомудренной чистоты, плодородия и девственности. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Видимо, все творцы мучились одним и тем же вопросом: а как это у них.
И сколько детей он наклепал – не перечесть. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». Jan Caspar Gevaerts), «превосходила саму Елену Троянскую», ту самую дочь Леды и лебедя-Зевса.
Художники барокко искали новые возможности выказывания. Там он писал свои последние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья. Во-первых их очень много, этих богов и полубогов.
У Тинторетто лебедь тянется к Леде, которая сама напоминает эту изящную птицу. Драматическая композиция находит свою вершину в превосходной группе человеческих фигур. Петер Пауль Рубенс (1577-1640), величайший художник барокко, создавал, будучи придворным живописцем испанских наместников, в Антверпене, произведения, прославлявшие княжескую и церковную власть. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Эта, первая и наиболее близкая к оригиналу, находится в лондонской Национальной галерее.
Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. Женат, между прочим, на богине Гере (она же его сестра), но он ей изменяет. И счастье это прекрасно. В этом образе он явился к ней и овладел ею. Усовершенствовав эти средства, барокко обогатило в высокой мере европейское искусство. Хотите удостовериться – загляните в Википедию.
(А почему не с яиц Зевса. АС Пушкин в «Гавриилиаде» так описывает процесс сошествия на Марию Святого Духа (правда, здесь голубь, а не лебедь, но все равно – птичка):«И что же. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.
Темная речная вода, на песке — сорванные белые лилии да кувшинки. Они хотели увлечь зрителя необыкновенным в форме и содержании своих произведений.
Причем очень давно – одно из самых древних произведений такого рода датируется первым веком до новой эры. Однажды во время бури он утонил. Вероятно, подумав: «Коль не моя, так пусть будет на веки вечныебожественно-печальна». Фантазии Зевса при соблазнении безграничны. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства).
Есть еще выражение, которое звучит так: «начнем с яиц Леды». Ее ясное, одухотворенное лицо повторяет черты Изабеллы Брант, первой жены Рубенса. Леда – дочь этолийского царя Фестия.
Любовь к мифологическим сюжетам Рубенс (1577-1640) перенял у своего учителя Отто ван Веена (приб. 1556 –1629), художника и гуманиста, отличающегося глубокими знаниямиистории и мифологии античности. Убегая от разгульногобогаПана, рожденного, прямо сказать, уродцем (с козлиными ногами, длинной бородой и рогами) и являвшегося повелителем дикой природы, онаобратилась к речным нимфам: мол, знаю, что он — повелитель, но — спасите.
Главный из богов-олимпийцев, сын титана Кроноса. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Его носителями были аристократия и католическая церковь. Нимфы олицетворяли различные силы и явления природы, силены – лесные божества. ) Объединяющим моментом обеих групп являются роскошные тела и полнокровные краски, перекликающиеся в одеждах женщин и тяжести плодов в руках силена. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.