Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия. Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах». Картины Рубенса этого времени полны страстной динамики. Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом, Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.
Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения. Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы.
При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок.
2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Вследствие болезни он был практически парализован.
Художник объездил много городов, стремясь увидеть произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Коллекционирование монет началось с 14 века. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами.
Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Художник скончался в 1640 году. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией».
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др., Буонарроти Микеланджело, Тициана, Якоп Тинторетто, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Микеланджело да Караваджо, современных ему болонских живописцев. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость.
В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»).
и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Репродукции Питера Пауля Рубенса сочетают в себе изящное искусство традиционной живописи, ставшей эталоном и замысловатую, хорошо продуманную, композицию. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.
Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой). Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса.
В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. 1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.
Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
Казалось, ему было подвластно все. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Яркая красочность картины подчеркивает приподнятый, героический характер изображенной сцены.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Однако в 1939 году власти города Антверпена приступили к реставрации всего здания и теперь туристы могут видеть его элегантный дом таким, каким он был при жизни Рубенса.
Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдался творчеству. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). 1594-1598). К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. К 1630-м гг. Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В 1600 году он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.
Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо.
Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». км, население 58, 1 млн человек (2007).
первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».
Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1609 году после возвращения в Антверпен Рубенс стал придворным живописцем при правителях Испанских Нидерландов эрцгерцоге Альберте и эрцгерцогине Инфанте Изабелле. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дал такое описание художника: «Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам и прекрасными качествами, дарованнымиприродой.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.
Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности. искусства).
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). В 1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Оттиски также называют гравюрами. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок.
В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Соответствует вавилонскому Таммузу. Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
1606, музейВальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Буонарроти Микеланджело, Тициана, Якоп Тинторетто, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Микеланджело да Караваджо, современных ему болонских живописцев. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. Население 2, 1 млн. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен.
Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. («Камеристка», около 1625). После смерти Рубенса Елена хотела уничтожить эту работу и другие, на которых она тоже была обнажена, но через духовника её уговорили не делать этого.
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности.
Несмотря на то, что, наделенным могучей фантазией, Рубенс был выдающимся колористом, рисовальщиком и творцом уникальных композиций, он неустанно стремился совершенствовать свое мастерство. Площадь 301 тысяч кв.
"История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, совершенного авторитета, такого творческого триумфа", – такими словами биограф Марк Руузес подвел итог жизни мастера. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.
Это одна из поздних работ Рубенса. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. 1638), одной из трех граций (ок. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Возникли в 15-16 веках.
Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Многие жители покидали разоренную войной страну. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Его талант был сразу же замечен. Слева на картине виден замок Стен, написанный так же любовно, как и последние портреты жены и детей художника, сделанные приблизительно в то же время. Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью.
Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. с мантуанскими друзьями», ок. национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ). Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Соперничество кончилось трагедией. 1630-1640, Музей истории искусств, Вена).
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи.
1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. 1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. человек (2004).
Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. В 1620-е гг. Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций.
1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. Антверпенский период. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В 1620-е гг. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок.
В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Нумизматика как наука возникла в 18 веке. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций.
И слава Богу. его творчества. Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч.
Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Эскизы Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы.
Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало. В них начисто отсутствует мистика. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы.
Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии.
Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок.
Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
С наслаждением писал местные пейзажи. 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден). Основная тематика, конечно, – образ юной жены.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Верхний этаж, куда вела из вестибюля видимая на фотографии лестница, занимали ученики Рубенса, весь первый этаж принадлежал мастеру. Но Идас камнем сразил Полидевка. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал.
1620, Эрмитаж). При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). В 1600-1608 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ).
Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
По его поручению в 1603 посетил Испанию. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо).
Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко.
Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Быстрота работы мастера поражала современников. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Уже в первые годы своего пребывания в Антверпене Рубенс открыл мастерскую, можно даже сказать художественную школу. В 1620-е гг. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ). В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Во Флоренции в церкви Сан Лоренцо его внимание привлекла капелла Медичи со статуями Микеланджело, обладавшими исключительной пластической свободой.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Могучий красавец конь Пегас, круто изогнув шею, в волнении бьет копытом и косит глазом на раскрытую пасть агонизирующего дракона, спускается богиня Славы, венчающая Персея, хлопочут амуры.
Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Елена – в роли светловолосой дамы с выразительными глазами в синем платье (на самом деле современники отмечали схожесть с персонажем), а Рубенс – в роли влюбленного кавалера (художник себе польстил изобразив себя несколько моложе, в испанской манере с бородкой и богато украшенной шляпе). Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные.
Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима).
Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. 1594-1598). Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр).
относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. и художником королей. Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ).