Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. Живопись рококо – станковые картины панно росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие.
Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч.
Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др. Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами россыпями цветов.
Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Иллюзия торжествует. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Б. Тьеполо. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»). В 1780-е гг.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В конце 70-х гг. Это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду, жизни светских аристократических салонов, точно следует тем модным направлениям, которые диктуются главными фаворитами короля: маркизой де Помпадур, мадам Дюбарри и Марией Лещинской. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). – СПб. : ЛИТА, 2003. Мебель изящна и легка. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Эти рисунки стали хорошей школой для мастера.
Если для барокко необходима вся гамма эмоций – от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо – лишь изысканно тонких изящных. Наиболее часто произведения в стиле рококо выполнялись пастелью. по документу из РГИА). Классики и современники.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»).
Каждое лицо изображено с большей экспрессией и психологичностью идеализированы только образы Наполеона и Жозефины, выделенные светом. Ладожин И. Ю. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Мебель эпохи рококо очень изящна. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. Замечательна система световых рефлексов на картине. 320—321) не дала больших художников.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Светская живопись как и скульптура эпохи рококо отказалась от обращения к драматическим сюжетам а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. / Под ред. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Но внутри дома стены обильно украшались зеркалами с декоративными, деревянными, с затейливой резьбой, рамами, хрустальными люстрами, живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Под него надевали камзол. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из пьес и постановок драматургов XVIII века, таких как Данкур или Мариво. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. cartel – карта, свиток бумаги).
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). В своей любви к паркам Фрагонар был истинным сыном своего века, в котором парковая культура достигла кульминации. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Никола Ланкре (1690 – 1743), французский художник, представитель искусства рококо. А. С. Приложение 8). Сценка откровенно театральна.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Фрагонар. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Едва ли удивительно то, что прямолинейная система Французской Академии (см. пустяк, безделушка). Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. За стилем барокко следует стиль рококо. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Особую известность приобрели художники Франсуа Буше, Никола Ланкре, Жан Оноре Фрагонара и другие.
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. На карманах— огромные клапаны. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Во Франции рококо ассо циируется в эпохой Людовика XV (1715—1765), с которой оно почти совпадает хронологически.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Они изображались на фоне воображаемых античных построек. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно.
Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника, умеющего строить композиции на сочетании ритмики целого и характерной детали. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Меняется и формальный строй его работ.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках.
Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Музыка звучала на светских приёмах и во время еды, танцев, вот таким образом возникали всё новые выдумки и развлекательные приёмы: имитации, звуковые изображения и т. д.
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой.
Испытал сильное влияние А. Ватто. китайщиной – шинуазери (от фр. В искусстве длинные тени наложили на рококо Пуссен и Рубенс.
Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Искусство Буше должно было вызывать у зрителей приятные и волнующие чувства, но не тревожить и не пугать.
Природа в рокайльных картинах абстрактна искусственно напыщенна, необычайно приукрашена и романтизирована. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Стасов отмечал что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и правда присущие картинам голландской школы3. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
В Академию проникали новые течения. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру». Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Откровенно шаловлива и пикантна «Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку». Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник.
Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, размышляющее состояние. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Ланкре. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. 19). Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. – Минск: Искусство, 2002. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно.
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере. Ланкре — своеобразный и тонкий художник.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. К концу века в Академии образовалось две враждующие фракции по вопросу об отношении рисунка к цвету: «пуссенисты» (или консерваторы) против «рубенсистов». Но теперь её форма резко изменилась.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Приложение 8). по документу из РГИА). 312). В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений "Паломничество на остров Цитеру" (см. стр.
Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Казалось бы, после «малых голландцев» и фламандцев, что можно еще изобразить в натюрморте. Он не скрывает театрального приема в композиции. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности.
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Центральное место, конечно, занимает статуя Меркурия. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Все вместе это составляет праздничное, феерическое зрелище. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства.
Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Они вот-вотсядут на корабль, в окружении сонма амуров. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. стр.
Приложение 6). Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему.
В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны.
Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Мебель рококо была с тонкими, причудливо изогнутыми, золочеными ножками, со светлой обивкой. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Юные пары приехали на Киферу, остров любви, отдать долг богине Венере, образ которой в обрамлении гирлянд виднеется вдали справа. Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Приложение 3).
Картины декоративны, портреты элегантны, грациозны интимны. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. Его живопись оказывает на зрителя нравственное воздействие, но, в отличие от типично барочных натюрмортов (см.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Многие его листы посвящены портретным образам – автопортреты изображения близких и друзей или просто окружающих художника людей, впечатляющие правдивостью, точностью и красотой рисунка.
Получив в 1723 первую премию в Академии художеств, Буше едет в Италию, где остается до начала 1730-х годов. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Иконография «галантных празднеств» восходит к «садам любви» известным еще с эпохи средневековья. / Под ред. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Эта картина нарушала все правила академизма, а ее тема не подходила ни под одну из установленных категорий. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин н др. ) Ватто дал яркий портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок.
Каждый предмет пред ставляется художнику — и нам вместе с ним. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет». Но все это не любовь, а игра в любовь, театр.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции.
1712 г., Санкт – Петербург, Эрмитаж). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
(см. По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена». выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Рококо – стиль, основанный на детали. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ).
Фрагонар причисляется к академикам, получает квартиру и мастерскую в Лувре, перед ним открывается перспектива почетной карьеры с заказами двора и королевской мануфактуры гобеленов. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
В этом действии нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Шарден — лучший французский художник этого направления. Жан Антуан Ватто (1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы.
стиль Людовика XV. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем.
Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. С конца XVII в. распространялась чисто декоративная нарядная живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах.
Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Картины Фрагонара конца 70-х гг. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. 1709).
Знаменитое «Паломничество на остров Киферу» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. 1767).
Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. стр.
Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Приложение 6). В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе— искусство сервировки стола. Приложение 8).
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Модным словом становится пустяк, безделушка. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Власова Л. Г. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции.
Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни. В конце 60-х гг. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
В декоративно-прикладном искусстве Германии рококо начинает завоевывать свои позиции к 1730 г., а полной зрелости этот стиль достигает, как и во Франции, в середине XVIII в. Распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты декора интерьеров и мебели, которые выполняли такие мастера как Габерман, Кювилье, Мейль. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Художника в большей мере интересует передача посредством живописи самых разных психологических состояний. Об становка на его натюрмортах выглядит, как правило, одинаково скромно — в отличие от своих голландских предшественников, он не стремится к «облагораживанию предмета». В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. На рубеже XVIII-XIX вв. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. chinoiserie – китайщина).
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Фрагонара). В 80-е гг.
Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. К характерным работам мастера относится его картина Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (Государственный Эрмитаж). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены.
Композиция «Паломничества» лишена устойчивости -- герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Эти красивые декоративные композиции могли быть использованы как фон в любой пасторальной сценке. Так изменились критерии физической красоты. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Его использовали с негативным оттенком.
В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Причем группы в его полотнах объединены скорее по декоративному, нежели по смысловому сюжетному принципу. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Еще В. В.
Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним).
Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Фрагонар непосредственно и последовательно примкнул к стилю своего учителя. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
Модным словом становится bagatelle (фр. Еще В. В. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты.
К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж).
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Наконец Ланкре создает серии картин изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга.
В 70-е гг. «Паломничество на остров Киферу» включает в себя еще один элемент: классическую мифологию. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Роль Ланкре в развитии жанра галантного празднества велика. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов (Падение Симона-мага). В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Видным художником является Пьетро Лонги. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
— бесконечно ценным, заставляющим вновь и вновь его разглядывать. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии.
Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Ланкре писал в духе рококо галантные сцены (Галантная беседа, собрание Уоллес, Лондон), пейзажи, жанровые и театральные композиции (Кухарка, собрание Уоллес Концерт в парке, ГМИИ, Москва), портреты (Танцовщица Камарго, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), отличающиеся изысканным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Музей изобразительных искусств им.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Чаще всего художник писал знатных лиц. Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Натье, Ф. Буше, Ж. О. Приложение 6). Стены оформляются деревянными панелями. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Для приема Ватто в академию была создана новая категория — «fetes galantes» («галантных праздников»). Большое внимание уделяется шторам. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Например, в Святом семействе (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Они выполняли, как и во все времена, социальный заказ, объективно отражали мировоззрение господствующего класса, ту красоту естественных чувств, которая, по выражению того же И. Э. Грабаря, правее логики и всегда покоряет. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. С началом нового XVIII столетия абсолютно очевидно обозначился процесс разложения французской совершенной монархии. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. М. Д. Аксенова. Большинство других художников были его последователями. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Он пришел на смену достаточно тяжеловесному стилю барокко, при этом представляя собой определенный логический результат развития этого стиля, но в то же время и его противоположностью. (см. Приложение 7).
Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Художники использующие этот стиль, создают произведения, предназначенные для украшения.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Его творчество начала 60-х гг. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Шарден.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
В иллюстрациях к сказкам Лафонтена Фрагонар – веселый мастер рококо и непревзойденный рассказчик, причем в отличие от писателя он никогда не переходит за грань пристойного. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). В 18 веке его картины собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Жан-Батист-Симеон Шарден является во всех отношениях противоположностью Буше. Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Цвета то рождаются один из другого, то контрастируют, то ярко вспыхивают, то замирают, то гаснут. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В 90-е гг. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно.
Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Этот метод «пропускания» живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля — классицизма конца XVIII столетия. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо.
Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Приложение 5). Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. художник лишается и заказчиков и славы.
– рококо в его французском варианте, т. е. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Он пережил своих учителей и соперников, вот таким образом влияние его было более длительным. В это время развернулись большие строительные работы в Петербурге и Царском селе, строятся знаменитые Петергофский, Царскосельский, Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы, в отделке которых применяется много золоченого дерева в стиле рококо, лепных узоров искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов, отражающихся в зеркалах и др.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика.
Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). В этом смысле рококо, как и барокко, все еще принадлежит к миру Возрождения. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Приложение 1).
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. «Пуссенисты» против «рубенсистов».
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Последнее крупное произведение «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. В 1750-х гг. И здесь рококо ждало открытие.
Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. – с. -34.
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Находящиеся на улице слуги упаковывают покупку, среди них портрет «короля – солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто.
В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, «размышляющее» состояние. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара – штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра иногда сепии. (см. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния).
Помимо их форм, цвета и фактуры, они дороги ему и как символы жизни простого народа. В творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения – неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом. Рококо – стиль, основанный на детали.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. В моде были всевозможные украшения, вазы, веера в китайском стиле.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». «Рубенсисты» защищали цвет за его большую близость к натуре. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Приложение 3). -- М. : Аванта Плюс, 2003. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска).
Чаще всего художник писал знатных лиц. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. Этим объясняется происхождение названия рокайль. ниже). Ланкре. Его кисти принадлежат такие произведения, как Падение Симона-мага (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), Ахилл среди дочерей Ликомеда (Флоренция, Уффици), Возвращение блудного сына (Турин), Кающаяся Магдалина (Дрезденская картинная галерея), Святое семейство, Геркулес на распутье, Великодушие Сципиона Африканского (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Меняется и формальный строй его работ. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Надо сказать, что в галантном жанре, как и в остальных областях своего искусства, Фрагонар порой уступал требованиям заказчиков и создавал чисто декоративные вещи. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
(см. Приложение 7). Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Пейзажи «Вид Тиволи» и «Вид садов Фарнезе» исполнены на основании итальянских впечатлений.
Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева изображена в условном неоклассическом духе. Приложение 1). Во Франции возникло рококо в области архитектуры и сказалось преимущественно в характере декора, который приобрел утонченно-усложненные и подчеркнуто изящные формы. Этот метод "пропускания" живого восприятия действительности сквозь призму идеала характерен не только для искусства Батони-портретиста, но и для его творчества в целом и знаменует начало нового направления европейского стиля – классицизма конца XVIII столетия.
Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа и протягивающая к младенцу руки святая Анна, данные слева изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ.
Приложение 3). Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Но все это не любовь а игра в любовь театр. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Художественную манеруЖана-БатистаСимеона Шардена (1699—1779)можно отнести к рококо только с оговорками. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. (иллюстрации см.
Гравюры Буше делали жанровые сцены, взятые из произведений А. Ватто, похожими на орнаментальные узоры, которые позднее стали обязательным элементом книжной иллюстрации рококо. Чаще всего художник писал знатных лиц. (см. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада.
В конце 70-х и в 80-е гг. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. В картинах стиля рококо мы можем обозначить достаточно тонкую культуру цвета, достижение особой легкости и умение строить композицию рисунка слитными декоративными пятнами.
пущен в Академию за его «Паломничество на остров Киферу» (илл. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Кроме фарфора— в моде серебро.
В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Ланкре – своеобразный и тонкий художник. Она держит на поднятых ногах лохматую белую собачонку, чувствующую себя довольно растерянно, в то время как ее госпожа от души веселится. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). При Людовике XV стены покоев стали покрывать резными узорами небывалого изящества, паутиной орнаментов, расписывать цветочными гирляндами, фигурками птиц, животных, резвых амурчиков, пастушек, причудливо завитых раковин. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются их можно объединить в несколько групп. Ножки мебели выгнуты изящной линией. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. «Рубенсисты», помимо прочего, подготовили почву и для возрождения интереса к натюрморту и жанровой живописи гол ландских и фламандских мастеров.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. (см. Еще В. В. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Мейссонье. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность. ниже).
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. / Сост.
Налицо повальное увлечение т. н. Этому соответствует мягкий колорит и дробная асимметрическая композиция. Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Меняется и формальный строй его работ. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке -- волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Испытал сильное влияние А. Ватто. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Остров Цитера обретает космические очертания.
Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц». В его «Кухонном натюрморте» (илл. На рукавах были широкие обшлага.