По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Сказать «часто» – ничего не сказать. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Молодой фламандец объехал чуть ли не всю Италию изучая и копирую работы великого итальянца.
В январе 1622 года Рубенс отправился в Париж, где с французской королевой Марией Медичи, матерью Людовика XIII, заключил договор на исполнение картин для двух галерей из нового Люксембургского дворца. Темная речная вода, на песке — сорванные белые лилии да кувшинки. Любовь к мифологическим сюжетам Рубенс (1577-1640) перенял у своего учителя Отто ван Веена (приб. 1556 –1629), художника и гуманиста, отличающегося глубокими знаниямиистории и мифологии античности. Именно из-за него стоит попасть на выставку в Лондоне (или побывать в Музее Прадо в Мадриде), куда он вернется после её окончания).
Полотно «Леда и Лебедь», например, он срисовывал два раза — в 1601 и 1602 годах. А у ее ног ползают вылупившиеся из яиц дети. От этого союза Леда родила яйцо из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Когда ветер колышет высокий береговой тростник, тотиздает высокиежалобныезвуки.
Во-вторых, они носят разные имена и эпитеты (при всем том, что речь идет об одном и том же боге). (А почему не с яиц Зевса. Кто такой Зевс – уже как бы ясно. Во-первых их очень много, этих богов и полубогов. Интересно, как отреагировала бы на такое предложение законная жена. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни.
Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Результат: она снесла два яйца из которых вылупились Полидевк и Елена (та самая--Троянская. ). Молва говорит ab ovo, что означает в переводе с латыни – «с яйца». По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Поскольку владел Ледой не Зевс, а птица, то результатом совместно проведенного времени стало появление на свет яиц (версий здесь много – кто называет два, другие утверждают – три) из которых вылупились вышеназванные герои. Их – четверо, что говорит о том, что у Леонардо была своя трактовка мифа. Всмотритесь: вот они амуры, парящие в небесах вот голуби, один из которых несет желток (вверху слева) — символ супружеской любви вот онаВенера, грудное молоко которойуказывает на плодовитость и семейное счастье, вот он павлин представляющий древнеримскую богиню Юнону, покровительницу браков. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Зачем было все так сложно обставлять – не понятно, но ведь людям нужна загадка. Как будто зовет тебя кто-то полушепотом и плачет. Прислушайся — и сердцезащемлят. И счастье это прекрасно.
В результате на свет появилось полотно, где обнаженная Леда (кстати, вот уж если совсем идти вслед за сюжетом, то вряд ли она гуляла по лесу полностью обнаженная) типичных ренессансных пропорций миловидная женщина, в лице которой угадываются черты Джоконды и автопортретов Леонардо, стоит в обнимку с черным лебедем. Леда – дочь этолийского царя Фестия. Причем фигурально это значит «с начала». Согласно одной из версий, Леда снесла два яйца из которых появились Полидевк и Елена, либо же три яйца из которых появились Полидевк, Кастор и Елена, либо четыре яйца из которых появились Полидевк, Кастор, Елена и Клитеместра. Трудно вообразить, глядя на мощную Леду, напоминающую, скорее, героев-Титанов, что она не справилась бы с этой птичкой, если бы хотела ей отказать. Jan Caspar Gevaerts), «превосходила саму Елену Троянскую», ту самую дочь Леды и лебедя-Зевса.
Бог-громовержец Зевс, как известно, любил превращения. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь.
Не с яиц. И сколько детей он наклепал – не перечесть. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Беспрерывно. В-третьих, они плодовиты и неразборчивы в связях, что приводит к земным конфликтам и войнам. В результате получился красивый сюжет для девчачих фантазий.
Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Главный из богов-олимпийцев, сын титана Кроноса. И все они (творцы) никак не могли отвлечься от человеческой природы – от естественного пути соединения. Есть еще выражение, которое звучит так: «начнем с яиц Леды».
Любовь, утки и гуси тоже улетают в жаркие страны, а одомашненные лебеди уже много столетий украшают водоёмы дворцов и богатых усадеб, а зимой живут в сарайке (как и павлины). Художник работал над ним в 1633-1634 годах, когда, 56-летний, женился во второй раз. АС Пушкин в «Гавриилиаде» так описывает процесс сошествия на Марию Святого Духа (правда, здесь голубь, а не лебедь, но все равно – птичка):«И что же. Лебедя пристраивали к Леде и так и этак.
Пораженный и возбужденный красотой Леды, Зевс возник перед ней в образе лебедя. Разобраться в греческой мифологии – непостижимая задача. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. Hlne Fourment, 1614-1673), согласно поэту Яну Каспару Гевертсу (нид. Последний из холстов, о котором я хочу рассказать, особенный.
У Тинторетто лебедь тянется к Леде, которая сама напоминает эту изящную птицу. Либо же она снесла тройное яйцо из которого появились Кастор, Полидевк и Елена. Чаще всего – бюджет и тайные интересы заказчика.
Он пишеталлегорию собственного счастья, которым переполнен. В этом образе он явился к ней и овладел ею. Но что и как привлекает художников в выборе сюжета – вопрос сложный. Эта, первая и наиболее близкая к оригиналу, находится в лондонской Национальной галерее. Заботиться, правда, я о них потом не хочу».
Хотите удостовериться – загляните в Википедию. Существуют и другие версии мифа. Вероятно, подумав: «Коль не моя, так пусть будет на веки вечныебожественно-печальна». Работа Микеланджело была хорошо известна в Италии и за её пределами уцелели многочисленные с неё копии (в том числе две— Рубенса) и скульптурная версия Амманати. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Таким образом, Рубенс не просто отображает на холсте древний миф. Причем, работаМикеланджело утеряна, а копии Рубенса — целы и невредимы.
Другой его учитель жил веком раньше: Микеланджело (1475-1564). Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства). По красоте его молодая супруга Елена Фурман (нид. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.
А образ лебедя создало изощрённое воображение Эллинских женщин-поэтесс и мифотворцев. Сегодня мы займемся его играми с Ледой. Еленастала музой и моделью пожилого художника именно её он вводит в «Сад любви», райское место, символизирующее бесконечную любовь и счастье. Убегая от разгульногобогаПана, рожденного, прямо сказать, уродцем (с козлиными ногами, длинной бородой и рогами) и являвшегося повелителем дикой природы, онаобратилась к речным нимфам: мол, знаю, что он — повелитель, но — спасите. Женат, между прочим, на богине Гере (она же его сестра), но он ей изменяет. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму».
Фантазии Зевса при соблазнении безграничны. Опять же— постоять, посмотреть, почувствовать. Видимо, все творцы мучились одним и тем же вопросом: а как это у них. Вторая серия осталась неосуществленной. Во всяком случае, Рубенсу, сделавшему две копии с картины, доставляло явное удовольствие, повторять мощные бицепсы и развитые бедра «несчастной» Леды, впавшей в неожиданную страсть. Те помогли, как могли: превратили красавицу в речной тростник.
Но последние годы художника серьезно омрачала жестокая болезнь, приступы которой становились все сильнее и чаще и с 1638 года подолгу мешали работать. Естественно, эти способности не могли пройти мимо художников и скульпторов, которые вдохновлялись необычными способами воспроизводства божественной силы (и очень может быть, что завидовали ему). Огромное количество статуй, картин, медалей, камей посвящено Зевсу и его приключениям.