16. На Ерофея-мученика, 4 (17) октября, лешие перестают бродить по лесу, так как проваливаются под землю, откуда появляются вновь лишь веснойк. Стоит добавить несколько своих элементов и выйдет эксклюзивный наряд. В драме Василия Белова «Бессмертный Кощей» (1978) леший— единственный, кто не покоряется захватившему лес Кощею и борется с ним, пока не погибает, что побуждает, однако, остальных лесных обитателей к восстанию110111112113.
40, леший являлся восприемником функций тотемного предка13:254—256, 270, 29023:8742. По наблюдению О. А. Черепановой, они чаще всего изображают лешего древовидным31. Если же доведется повстречать самого лесного хозяина, нужно смело подойти к нему и крикнуть: «Овечья морда, овечья шерсть. » Тогда леший исчезнет, а напущенный им туман тут же рассеется, как будто его и не было. 2812:255-258, отправляясь в лес, следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина».
Леший имеет тесное родство с духом-хозяином полей— полевым: предполагаются отделение полевого от лешего в процессе отхода людей от подсечно-огневого земледелия (обособление поля от леса) и повторное слияние с ним при растворении мифологической традиции13:249, 265, 272. Леший сливается со стихией леса: он зелёный, у него деревянные «руки— грабли», напоминающий древесную кору «тела стан в морщинах дряблый». В некоторых регионах образ лешего как вихря был самым распространённым, а кое-где любая непогода идентифицировались с ним512:181-18414:31638.
В стихотворении Фёдора Глинки «Две дороги» (1850—1870-е) с лешим сравниваются паровозы и корабли («и свищет и рычит заклёпанный в засаде леший и без коней— обоз бежит»)72. Существовало представление, что вернувшиеся от лешего меняются. Согласно одному из них, необходимо нарубить молодых берёзок, сложить их в круг верхушками в центр, стать в круг, снять с себя крест и громко крикнуть: «Дедушка. » Также можно затупленным топором срубить в лесу сосну в обхват, чтобы она, падая, повалила две осины, встать на них лицом к северу и призвать лешего.
Леший может «привязать» человека к дереву, в котором он живёт, в таком случае путник, блуждая, всё время возвращается к нему. В некоторых местах считалось, что появление лешего предвещает беду513:319-32314:322, 326. Не менее действенным считалось обращение к самому «батюшке лесному» с мольбой выпустить и вывести из леса. 20. «Леший бродит» «на неведомых дорожках» у лукоморья в прологе к поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила» (1828)23:161.
Заботливый и от усталости злой в собственном царстве он устраивал ревизию. Внешний облик лешего (как и остальных мифологических персонажей) в быличках может и не приводиться, так как его образ часто неуловим, кроме того, рассказчик мог считать опасным красочно описывать нечистую силу31. Представления о происхождении леших размыты. Оберегами от лешего служат соль и огонь, очерченный «магическим» предметом круг, лутошка (очищенная от коры липовая палка), головёшка, рябина.
Указание на родство в именах (дедушка, дядя) объясняется славянской традицией брататься с опасным духом, считалось, что названный родственником дух не станет вредить человеку6:188-189. Есть поверья, что в случае человеческих войн воюют между собой и лешие разных стран513:32315:298-300. Впрочем, об этом уже рассказывалось в одной из предыдущих программ. В западнорусских регионах праздник леших совпадал с празднеством пастухов и отмечался в день св.
Также он носит сапоги, а иногда ходит босой. В те лихие годы афанасенко был членом одной из жестоких организованных преступных групп.
На Егория Вешнего, 23 апреля (6 мая) или около Николы Вешнего, 9 (22) мая, с лешим могли заключать договоры пастухи41. 11 и др. Помощь против лешего родственники искали и у домового, обращаясь к нему, «гаркая» в трубу. За несоблюдение ритуала гадающий мог жестоко поплатиться. 25919:34.
Выполняя договор, лесной хозяин приводит под ружьё охотника «стада» животных или загоняет их в его ловушки, делает выстрел всегда метким. 14. Строго запрещалось накануне похода говорить, что придут быстро.
Набоков изобразил лешего в духе фольклорных традиций, однако заметно и влияние картины «Пан» М. А. Врубеля. В одном из стихотворений Петра Вяземского леший является олицетворением метели68. Благотворительный праздничный обед для детей из детских домов организован при участии компании «читинские ключи», частных предпринимателей валерия и ивана нагеля. В некоторых описаниях у лешего синяя кровь и, как следствие, синяя кожа. А как он любит обменивать своих лешачат на людских детей.
Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. 3113:299-30514:314, 318, 32618:325-32923:8932:660-661. Те же поверья относятся и к детям: они могут быть лешачатами (лешачонки, лешени) или похищенными детьми. Лешачата обычно родившиеся у проклятых девушек или у лешачих, были безумно уродливыми, злыми и крикливыми.
Для этого ему преподносили дар— яйцо, хлеб с солью и др., завёрнутые в чистый кусок ткани, перевязанный красной ниточкой, молили его или угрожали ему магией («закрестить» все дороги в лесу, перевязать все деревья) или заступничеством святых. Узнав о потугах Сатаны, Всевышний разгневался и скинул всех вниз. И шум перелесков относили к его забавам.
Также для закрепления договора пастух оставлял в лесу запертый на ключ замок. 11, обычно с блестящими пуговицами. Для того, чтобы хозяин леса не тронул человека, не заморочил, на завёл в трясины, в древности, прежде чем отправляться в лес (на охоту, за грибами-ягодами, за дровами и т. д. ), лешему оставляли угощения. Когда рассказывают про встречи с лешим, как и с другой нечистой силой, часто используют слова «чудится», «кажется», «видится», «манит», «пугает», «блазнит» и другие выражения неопределённости12:170. Иногда наблюдалось также смешивание образов лешего с водяным9 и болотником55.
Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть513:262-264. Видели его и рыжего, который надел на голову остроконечную шапку и всего обросшего мхом. 32. Поход в ресторан — настоящий праздник. В волосах у лешего всегда запутаны еловые шишки и листва, она так же в его длинной бороде.
В стихотворении Николая Некрасова «Выбор» (1861) леший убеждает решившуюся на самоубийство девушку выбрать, вместо предложенных другими духами, его способ— броситься с дерева вниз головой65.
Человек не может найти дорогу, так как леший «обошёл» его, как бы замкнул невидимой круговой чертой, тем самым выделив из этого мира в иной. Защищая лес, леший может мешать человеку рубить деревья (прячет топоры, раскидывает поленья), а тем более увечить их без надобности и охотиться (отводит выстрел, лишает меткости и вообще способности стрелять, заманивает в непроходимые места).
Леший боится собак и трёхцветных кошек. Скотина могла пропасть, если попадала на место, которым прошёл леший.
Бывает, что это полностью растительный объект— дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, указывающая на демоничность осина и др. ), куст, пень, лист, мох, гриб ит. п. 13, одежда наподобие балахона или рясы с широкими рукавами. Одним из первых нарисовал лешего Виктор Васнецов, создавший эскиз его костюма к опере «Снегурочка» в 1885 году его леший стар и древоподобен с ногами-корнями и ветвями, покрывающими всё тело, на голове веточки с листвой99:310-311. Иногда утверждается, что у лешего заострённая вверх головак. Или леший заводит животное в глухое, труднодоступное место.
И один и другой исход добром для человека не заканчивается. Под взаимным влиянием и слиянием находились образы «злого» лешего и чёрта, который часто служил родовым понятием для всей нечисти13:257, 307-308, 32224:118-11931. Договор с лешим необходимо хранить в тайне.
Упоминаемое выше название лешего боровик или боровой в некоторых местах может рассматриваться уже как отдельный персонаж— старичок, хозяин грибов, живущий под ними и ими же питающийся8:127-12814:326. Это объясняли так, что он не хочет, чтобы люди, увидев его, от ужаса сошли с ума. Хотя в тенистых лесных чащобах может появиться и днем.
Так и передавалось столетиями, что леший беспричинно человека ни за что не тронет. Косолапый пользовался у лешего большим уважением. В настоящее время он наиболее популярный персонаж в сказаниях русского народа.
Бровей и ресниц у него не видно, волосы на голове он зачесывает налево. Он панически боялся и выстрелов с медной пуговицей. Есть также рассказы, в которых «похищенные» (заблудившиеся) люди погибают от изнеможения, голода, падения в яму или попадания в трясину12:176, 393-39713:311-314, 317-31914:319-32018:324-325274336:70. Особенно часто леший показывался перед Великим постом, Вербным воскресеньем и в ночь на Ивана Купала на 24 июня (7 июля)10:105-106. А может «закрыть» и самого пропавшего человека— люди слышат, что он где-то рядом, а найти не могут.
11. В стихотворении Льва Мея «Леший» (1861) ему снится страшный сон о железной дороге, проложенной сквозь его лес73. Будь то человек иль животное на такой тропе, сразу теряли всякую ориентировку. Представления о нраве леших также противоречивы. У лешего длинные седые, зелёные иногда рыжие, растрёпанные или зачёсанные налевок.
Т. И. Шамякина видит в них вход в иной мир, куда и вынужден уйти вытесненный людьми лесун34. Округа наполняется разноголосыми пародиями на зверей, пропадают лукошки и топоры. Так выродилось таинственное, неизведанное96. 53117, «Бабка жка и другие» (2006, озвучивает Александр Пожаров), «Ваня и Леший» (2010)к. Лесун— один из главных персонажей у Максима Богдановича в цикле «В зачарованном царстве» сборника «Венок» (1914). Леший и сам может принимать облик сильного ветра, вихря, а также бури, дождя, тумана.
У лешего могут отсутствовать брови и ресницы (но иногда у него кустистые брови), а иногда и ноздри или правое ухо или один глаз, он может быть хромым. Иногда он в одежде нехарактерной для леса, например, в чёрном костюме. В сказках вопрос как выглядит леший, решается несколькими путями.
54, вторая серия мини-сериала «Приключения Котигорошка и его друзей» (2014)к. Отсюда и отношение к лешему, как к лесному хозяину, в народе было двойственнымк. Ветер этот заметает следы лешего, вот таким образом, по одной из версий их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы)13:30118:323-32432:655, 66136:70. Если надеть на неё крест и отстегать рябиновой веткой, то она исчезнет.
Рассказчик в романе отмечает, что «лет, может, тридцать, а то и поболе» назад, когда происходит основное действие, лешие были, но теперь исчезли, поскольку в них никто не верит, да и леса стали уже не те89. По этому признаку его и можно отличить от обычного человека. Аналогично, если потерялся, ездя на телеге, следует перезапрячь лошадей наоборот. С другой стороны, в поэме «Песнь о Великой Матери» использован отрицательный образ лешего— «и в зыбуны косматый леший народ развенчанный ведёт»8384. Стоит описание лешего начать с того, что для человеческого глаза он невидим. 11, поиграть в карты531.
Все эти прозвища связаны с представлением о сопричастности его к зеленому пространству, которое традиционно на подсознательном уровне относилось к «чужому», «опасному» для человека. А если напугать жертву удалось, леший громко хохочет и хлопает в ладоши. Правда на луга он выходит редко, ведь необходимо соблюдать права своего соседа-полевика. 4465.
Леший в рассказе не может жить без своей земли и умирает, передавая герою что-то важное85. В сборнике сказок Алексея Ремизова «Посолонь» (1907) леший появляется под разными именами и в разных образах, как и имеющих фольклорную основу, так и полностью выдуманных: сивобородый Леший-дед, что «крал дороги в лесу да посвистывал» лесунок тяжко вздыхающий Лесной Ох спящий в хворосте Лешак-хворостянник хвалящий свой лес, шумя как еловые шишки Лесовой друг Водяного и Полевого Лесовик, которому дарят ягоды и авторские персонажи лешки Боли-Бошка— живёт в черничном бору используя хитрость душит людей, заводит в трясину и Аука— седой «затейный» старичок, живущий в уютной избушке, знает много весёлостей и любит попугать7475. Леший исчезал. 23, не совпадающие с людскимик. Гадающие очерчивали вокруг себя магическим предметом (кочергой, лучиной и пр. ) три круга-ограды или очерчивали шкуру животного, на которую садились, клали рядом с собой кусочек хлеба и иногда другие предметы и спрашивали у лешего, что случиться в будущем году. Леший мог наслать на скотину, которую пас плохой пастух, диких животных— волков, медведей.
В поэме Арсения Несмелова «Прощённый бес» (1941) леший раскаивается в былой жизни, когда он стаскивал звёзды с небес (по мнению Т. Ф. Усковой, это отождествление с гоголевским чёртом) и издевался над богомолками, видя, что теперь не осталось паломников в расположенную в лесу обитель Николая Угодника, кругом одни «лихие мужики», уничтожающие лес. Есть севернорусские поверья, утверждающие, что леший носит шапку-невидимку, но его можно увидеть с помощью растения иванова (или адамова) голова и украсть у него шапку510:105. Однако иногда леший мог вредить человеку и без видимой причины5к. Если же от лешего рождает женщина, живущая в деревне, то её ребёнок вскоре исчезаетк.
Причём пастух мог по своему желанию, протрубив, вызвать любую скотину из леса. Очень любит сумерки, утреннее и ночное время. Фигурки из лиственницы получались корявые, но прочные.
912:170-177. Зато в лесу он и полноправный и неограниченный в действиях хозяин всего и всех. Так или иначе, лешего рисовали как полновластного хозяина всего живого в лесу. Ряд дат в народном календаре связаны с лешими.
А навстречу попавшего человека он далеко отбрасывал и даже калечил. Это, например, мультфильмы «Новогодняя ночь» (1948, озвучивает Георгий Милляр)к. Считается, что леший одет как обычный человек. Первые получались красивые, но непрочные. Мифологические рассказы содержат в себе несколько способов, при помощи которых можно было вызвать лешего. Для шляпки понадобятся два кружка из красной и белой ткани.
4210:1081962. Неограниченная физическая сила позволяет вытащить из земли больное дерево. Распространено представление лешего как седого бородатого старичка. Леший часто фигурирует в «малороссийских былях и небылицах» Ореста Сомова69. Считалось, что защититься от похищения можно сразу же после проклятия используя христианские (помолиться, перекреститься, вспомнить Бога, совершить молебен) или языческие средства (сказать «чур меня», произнести заговор, произвести обряд «отведывания»), а то и просто вовремя спохватившись и догнав «уносимого» в лес.
У него имеются личные тропы, ему не принято ходить по человеческим дорогам. Взрослые всегда старались, чтобы правила поведения детей в лесу были безукоризненными. В быличках и бывальщинах описываются встречи с лешим в любой точке леса, а также в поле и даже в деревне и в любое время суток. С этим образом также преемственно связаны сербо-хорватский вучи пастир, украинский лсун (который может рассматриваться как отдельный персонаж— «волчий бог») и русский Егорий Храбрый13:271, 277-28018:3255452:112—113. Будучи заграницей, он зашёл проведать человека, которого пугал на Родине. Что касается родственных названий «дедушка, дядя», то славяне верили, что это может уберечь от нападок лешего, так как родственникам дух леса не будет причинять вреда. Ходить в лес в этот день считалось опасным, так как можно потерять разум.
В плохом настроении он может человека даже погубить, заведя в непроходимые болота. Отношение к лешему в народе двойственное. Также особым «срочным днём» лешего считалось Воздвиженье, 14 (27) сентября, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё, чтобы играть на него в карты крестьяне не ходили в этот день в лес, чтобы не попасть на сборище леших5.
Существовали представления, что лешие активны не все сутки, но только в некоторые, обычно переходные, часы: ночью (особенно в полночь), на утренней заре, в полдень или в неопределённый «худой час»913:267. Там же известен заманивающий и убивающий мужчин женский демон лсниця (лсна, лсовка)10:108. У южных славян собственно лесные персонажи развиты слабок. Иногда он предстаёт как великан, который выше деревьев, а иногда выглядит как маленький старичок размером с гриб. После этого он находился под охраной государства по программе защиты свидетелей. Слово «леший» упоминается в литературных памятниках (в текстах заговоров) начиная с XVII векак.
Если человек почувствовал, что его «водит за нос» лесовик, то верное средство снять чары и заставить уйти лесного духа – надеть всю одежду наоборот. При этом раздеваясь необходимо громко браниться и выбивать одежду о дерево, а одеваясь— читать молитву и произносить заговор. Из первых и получились леший и другая нечисть, которая до сих пор обижена на весь род человеческий. В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки ит. п. Он был и «лешак» и «лесной хозяин», «царь и дух леса» и «лесной дедушка» и «лесной херувим».
Некоторое сходство с лешим имеет польский лесной дух (borowiec, borowy и др. ), он пугает и сбивает людей с дороги, свистит и кричит с вершин хвойных деревьев и плачет, когда их рубят8:12810:1086061. Так леший останется довольным и сам скоро уйдет и больше тревожить не будет. Они учатся заново говорить, повреждаются умом или, наоборот, становятся сосредоточенны и серьёзны, приобретают способности к колдовству, предсказанию своей и чужой судьбы, общению с духами (лешими, домовыми). 34. Но было у лешего и авторитетное название — «праведный».
А может заводить голосом знакомого, плачущего ребёнка или умирающего. Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями (жена лешего— лешачиха или похищенная девушка, дети— собственные лешачата или также похищенные) и даже деревнями: дома леших покрыты кожейк. Георгия. Считалось, что если обход был совершён с ошибками, то леший, обиженный на применение против него магии (а именно он считался причиной всех несчастий со скотом в лесу), может попытаться отомстить людям— погубить животных.
Существует поверье, что у лешего отсутствует теньк. В народных поверьях также сохранились сведения о мороке лесовика. По одним версиям, леший всегда подпоясан, а по другим— всегда без поясак. Лапти отлично дополнят костюм Лешего. Помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт Куц103104105106.
Лешего можно прогнать ударом наотмашь. Вот таким образом часто предпочитали ритуалу «божественного» («благословенного») отпуска договор с лешим и «лесной» («страшный», «неблагословенный») отпуск. Ведущего себя плохо в лесу человека леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь, защекотать до смерти (за последнее его иногда называли щекотуном)12:200-201, 224, 338-34813:268-270, 273, 278, 302, 308-31114:317-318, 322-32318:325-326, 330-331, 33932:655, 658, 660. 7— собака, чёрная кошка, конь, чёрный козёл и др. 297:97-9826.
Леший любит шутить – встречается человеку идет с ним, ведет беседы, а сам заводит в чащу или болото. 37. Настоящее обличие леший никто не видел, так как он от всех его старательно скрывал. Однако, поскольку леший является «нечистым» духом, то обычно он имеет небольшие рожки и темную растительность на теле, подобно черту. Чтобы наказать путника, леший мог оморочить (запутать). Согласно М. М. Бахтину, в образе лешего в этой поэме, как и в образах лешачонка и лешачихи в рождественской пьесе-сказке «Снежимочка» (1908), «соединяется страшное и смешное, но страшное здесь существует в форме смешных страшилищ, то есть уже побеждённых смехом»78.
10 волосы и длинная седая иногда зелёная, борода иногда он лысый. Такое многообразие граничит с запретом на произнесение настоящих имён духов. Можно было попросить о помощи Пречистую Богородицу, святого Николая. Его больше воспринимают как звук: хлопанье, треск, улюлюканье.
У девушек (которых на Смоленщине называли после пребывания у лешего лесными девками) влияние похищения проходит после свадьбы512:21713:317-3192747. По некоторым данным он имеет огромный рост и достигает головой до верхушек деревьев. Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (леший может воплощаться белым волком— вожаком)13:254-256, 268, 270-27314:317-31818:325. Но путники это могут и не сразу понять и заметить. 2715:625223:13731.
Вдруг незнакомец — леший, он непременно попросит назвать самое заднее слово. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детейк. Лешего называли лесовиком, лесным духом и хозяином, а также «дедушкой» и «дядей». При случайной встрече с лешим надо знать, как вести себя правильно. 50, «Уважаемый леший» (1988, озвучивает Виктор Проскурин)к.
15510:10513:260-26314:315-31618:321-32223:873137. В конце ХХ века русский люд описывает его остроголовым существом без правого уха.
По другим традициям, лешего не вызывали, а просто клали подарок ему под берёзу, «которая на тебя посмотрит». В противном случае, при произнесении, к примеру, слова «леший» он мог откликнуться и явиться. Вот таким образом он вместо крестьянского красивого дитя, которого мать оставила без присмотра или сильно выругала, подсовывал своего. Кроме того, нужно обязательно поменять местами лапти.
В это торжество леших задаривали, чтобы они на пастьбе оберегали от диких животных скот. 12, то как крохотный человечек, то он обычного роста. Лешего часто «вспоминают» в ругательствах (впрочем, его можно заменить в них на чёрта)48. Согласно автору, Россия лишается своей души87.
Леший может сам указать охотнику, как заключить договор. Дальше вяжут ряды без прибавлений. Впрочем, леший и в виде человека имеет ирреальные особенности31к. Пропасть могут люди любого возраста и пола.
Совсем не обязательно прибегать к сложным расчетам и черчению. Кое-где считают, что их праздник это или Ильин день (2 августа) или Агафона-огуменника (4 сентября). В Сибири говорят, что Бог делал людей из глины и лиственницы.
В драматической поэме Александра Олеся «Нч на полонин» (1941) Лесовик изображён старым и лысым с сучками по всему телу, позеленевший от мха, он хозяин леса, к людям относится хорошо помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт108109. Ещё можно было попытаться выйти из леса задом по собственным следамк. Также леший мог покалечить скотину13:291-29814:320-32118:335-3383141:246-247. Подобно другим демоническим персонажам, леший может похищать людейк. По мнению Н. Н. Афанасьева, в образе лешего выражено то, что Набоков любил в природе России (мох, берёза, брусника) и чего ему не хватало в эмиграции, то, что ассоциируется с Родиной.
Такое поверье можно связать с выражением «накликать беду». Вместе с тем леший – персонаж неуравновешенный, лучше его не злить. Клюев следует народному образу «лесного хозяина», сливающегося со своим царством. В нём присутствуют многие характерные черты мифического лешего89. 35. Вновь появляются лешие только весной, когда начинает таять снег. Такого человека он уже не видел, вот таким образом удерживать его уже не мог. Только у русских их упоминается более сотни5. Что стихию создает он, люди даже не сомневались.
Если с лешим удалось договориться, то он показывал пропавшему дорогу или даже сам выводил его из леса или «открывал» его ищущим— пропавший мог оказаться в том месте, где его уже безрезультатно искали. Тем не менее, опасно для жизни выходить из такой избы, опасно выказывать свой страх.
Россияне со старины давали ему различные имена. Считалось, что леший соглашался ответить только на три вопроса. Человек, нарушивший договор или его тайну, лишается покровительства лешего и может понести серьёзное наказание— болезнь или даже смерть13:273-27914:320-32118:330-33132:659, 663-664. В некоторых бывальщинах лешачиха изображена как жена лешего, хозяйка в его доме. Он трудился день и ночь, а получались только черти. Лесному духу, естественно, никакие угрозы не страшны, вот таким образом и пояс он никогда не носит.
На Русском Севере есть поверье, что лешачихи (боровухи) являются мужчине в лесу, часто в виде его жены или любимой и вступают с ним в половую связь, после чего он сходит с ума или умираетк. Фото такого костюма будет очень красочным и займет достойное место в семейном альбоме. 3910:10812:199-20049.
Леший также может похитить человека с целью превращения в раба. Он воспринимался как чуждая и опасная территория, место скопления нечистой силы и даже иной, «тот» мир13:247-25014:31418:320. по другим поверьям леший всегда с непокрытой головой.
Согласно народному этикетук. Это может быть как гигант, так и обычный с виду человек. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы. Собеседника, который затруднялся его вспомнить, он забирал с собой. Вот откуда пошла фраза «Где вас леший водил. В этом нет ничего сложного, как может показаться на первый взгляд.
Шесть пар они спрятали в непроходимой чаще, а шесть показали Господу. Если попросит что-либо (обычно, это еда, водка или курево) – дать обязательно. Ответом служили различные лесные звуки, в которых людям «чудился» смысл. 524:15528.
Мало найдется людей, которые не смогли бы ответить на вопрос «кто такой леший. », но вот тех, кто, действительно, знает все подробности характера лешего, его магические свойства, привычки и то, как надо себя с ним вести – таких людей мало. Ходили слухи среди крестьян, что «праведный» беспричинно не обидит человека, но, тем не менее, многими отправляющимися в бор, строго соблюдались и сейчас выдерживаются переданные традицией порядки манер в лесном пространстве лешего. Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Леший обладает огромной силой13:259.
Именно с его образом, а не водяника, связаны лесные озёра— зеркальца, манившие автора. Этими шнурками обвивают ногу ребенка до середины икры. 51, «Глаша и Кикимора» (1992, озвучивает Юрий Волынцев)к. Леший был широко известен у русских (особенно на Севере), в меньшей степени представления о нём бытовали у восточных белорусов и восточных украинцев10:10424:32. Как у покровителя пастухов и животных возможна связь между образами лешего, «скотьего бога» Велеса и христианских святых, на которых перешли в двоеверии функции последнего: святого Власия, Егория Храброго (святого Юрия, Георгия Победоносца), Николы (Николая Угодника) и др. 13:280, 291, 2985352:112—113 Как покровитель одного из видов диких животных, чаще всего волков, реже медведейк.
Также леший— один из персонажей балета «Русские сказки» (1915) на музыку Анатолия Лядова и спектакля «Аленький цветочек» (1950) режиссёра Леонида Лукьянова. Чтобы найти заблудившегося в лесу человека, люди совершали тот же обряд «отведывания» («отворачивания»), что и в случае с потерявшимся домашним животным, только дары были несколько ценнее— не только хлеб с солью, но и блины, пироги, горшок с кашей, кусок сала. Часто он передразнивает людей— подобно эху, которое в лесу считалось его откликом. Для успешной охоты можно заключить с лешим договор (лучшим временем для этого считались Пасха и ночь на Ивана Купала): принести ему дар— «первохрестное» пасхальное яйцок. Чтобы закончить разговор с лешим, необходимо произнести «заднее слово», то есть то, которое он (или же сам человек) сказал первым, как бы замкнув словесный круг. С одной стороны, он хозяин и защитник леса, а с другой – довольно опасен для человека.
24, попасть на них опасно для человека— можно заблудиться14:31840. Отмечается, что леший никогда не подпоясывается. 3815:30024:44, ворует у людей неблагословлённую еду, а также зерно и гвозди514:319.
Слово «леший» иногда используется для перевода на русский названий различных схожих существ и духов в иностранных языкахк. Чтобы изготовить поганку, понадобятся лоскутки белого и красного бархата. Велимир Хлебников в части своих стихотворений показывает лешего как «хозяина леса», «полулюд-полукозёл», способного устроить «в роще самовал» и «ветры буйные смутить». Есть поверья, что туда приходят перед смертью лесные животныек. 49, «Приключения домовёнка» (1986, озвучивают Феликс Иванов— леший и Светлана Травкина— внук лешего)к.
В ночь под Агафона Огуменника, 22 августа (4 сентября), лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства крестьяне по ночам охраняли от лешего снопы, они ходили на гумно в вывороченной одежде и обводили около снопов круговую черту кочергой, как бы замыкая их оградой18:339. 47, «Стрела улетает в сказку» (1954, озвучивает Георгий Вицин, а в переозвучке 2001 года— Владимир Конкин)к. В басне Василия Тредиаковского «Леший и Мужик» (1752) Мужик приглашает к себе домой замёрзшего в лесу Лешего, но тот убегает испугавшись то согревающего, то охлаждающего дыхания человека66. Леший мог «привязать» скотину к дереву, так что она не могла от него отойти, хотя съела вокруг всю траву и голодала или даже «закрыть» («спрятать») животное, как бы поместив его в иной мир, причём ищущие люди могут слышать где-то поблизости колокольчик коровы. Заблудившийся человек оказывается в незнакомом месте, которое в бытовом плане понимается как труднодоступное, а в мифологическом— как иной мир.
В качестве дополняющих образ деталей можно использовать самые разные материалы. Считается, что лешие, как и другие духи, празднуют приход весны и Пасху (лучший подарок для лешего в этот день— пасхальное яйцо)14:324. Леший управляет лесными животными, способен превращаться в пень, в его облике проявляются элементы леса— «нос— лукошко», «волосья— поросли ракит». Описания внешнего облика лешего довольно разнообразные.
Клюев также демифологизирует лешего («бородёнка козья»), сближает его с крестьянами («доплетает леший лапти на опушке»). Если человек отправится в лес за грибами или ягодами и, увлекшись, забредет в лесную чащу, леший может напустить ему в глаза такого тумана, что тот будет долго кружить в поисках тропинки по одному и тому же месту. Если вдруг малыш начинал капризничать, ему говорили: «Заберет зыбочник. Если пропавшая скотина не была «завещана» лешему, то она либо сама вскоре возвращалась, либо леший говорил, где её можно найти, либо рассказывал о её судьбе (загрызли звери, украл кто-то из людей, гуляет не в лесу). 48, «Новогодняя сказка» (как Чудище-Снежище), (1972, озвучивает Ефим Кациров)к. 19.
Его самого несколько раз пытались убить. Лесовики также присутствуют на линогравюрах «Мелодия гор» и «Лесовик» из серии «Легенда гор и лесов» (1936) здесь их образы ближе к славянской мифологии и более романтичны99:317. Она ничего не говорит, но её губы, как этот ручей— затаившееся живое сердце» она дарит герою волшебное яблоко, открывая «в нём наличие внутренней связи с другим миром» и «предчувствие творческого вдохновения»76. Также считалось, что в Великий четверг можно прийти в лес, сесть на старую берёзу, позвать лешего («Царь лесовой, всем зверям батька, явись сюда. ») и спросить у него о будущем. В драме Леси Украинки «Лесная песня» (1911) Лесовик изображён как защитник леса, хранитель мудрости, старший наставник главной героини Мавки.
При этом у лесного духа зеленая кожа, а глаза горят как огромные изумруды. В декабре олег попал в больницу, фото наталья бехтерева в молодости где ему должны были делать операцию, но 28 декабря он умер. Чаще всего поводом для похищения становится проклятие, особенно родительское, в виде посылания «к лешему». В мифологии западных и южных славян и украинцев в лесу могут встретиться дикие (дивьи, лесные) люди— голые, обросшие шерстью и волосами существа10:10818:49919. Для человека встреча с лешим может быть очень неприятной.
Левая пола одежды лешего запахнута на правую (у мужчин принято наоборот), при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь иногда надета не на те ноги. Считалось, что будучи хозяином леший заботится о лесе, охраняет его. Когда леший сидит, он закидывает левую ногу на правую.
А заплутавшие в дубравах люди, говорили, что это через «шатуна», «блуда», «водилу» они не могут найти нужную тропинку. Не стоит передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос— это может оказаться леший. ». В советской военной прозе черты лешего просматриваются как в положительных героях, например в «чудесном помощнике» дедушке Селиване в повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» (1977), так и в отрицательных, например, образы немцев в повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» (1967)95.
Николай Угодник покидает лес и прощает лешего, говоря, что ему зачлась его защита лесных животных, предлагает идти вместе с ним в «радостный Ерусалим»9394. В этом облике он поднимает пыль на дороге, сносит крыши домов и валит деревья. 18 и даже под землёйк.
Традиционные советы предков учили, при встрече и разговоре в перелесках с незнакомцем крепко помнить первое свое произнесенное слово. Часто лешего видят голымк. В народе был распространён ритуал гадания, чаще всего на Святки, ночью в лесу, обычно на перекрёстке. Но есть множество других имён, распространённых в разных регионах. К слову сказать, полного и рационального объяснения, отчего животные вдруг снимаются с места и меняют ареал обитания, наука до сих пор не предоставила.
Родные ожидают заключения судмедэкспертизы. Леший у Клюева изумлённо наблюдает, как на его мир надвигается «злой тонконогий дьявол»— прогресс23:317-321. Николай перекрестил лешего на прощание, что придало тому сил94. В целом же лешачихи ведут себя в основном аналогично лешим: пугают криками в лесу, морочат и сбивают с пути, уводят в лес детей, парней и скотину, воруют неблагословлённую еду, пасут скот по договору с пастухом, благодарят человека за оказанную помощь10:106, 10815:29524:4549. В поэзии Николая Клюева лес— это и сама жизнь, дар неба и хаос, в котором царит леший82.
Нельзя ложиться на ночлег и разводить костёр на тропе, а особенно на перекрёстке, так как может задавить передвигающийся по ней леший или целая свадьба или похоронная процессия леших. Леший упоминается в стихотворении Василия Жуковского «К Войекову» (1814), в котором подмечена его зооморфность (козлоногость)23:154. Иногда представляли, что его лицо белое как береста.
По мнению И. Шевченко, для Лесовика характерны черты, присущие людям, он «один из тех, кто указывает путь к гармоничному человеческому существованию»107. Вместе с тем леший может увеличиваться и уменьшаться и по своей воле13:253. Леший часто предстаёт как получеловек-полукозёл (наподобие чёртак.
30, хлеб с солью (со своими волосами или ногтями) и др. — или жертву— свою кровь (из пальца) или первую добычу или написать кровью договор на бумаге или листе растения. Заблудится и тот, кто «перейдёт след лешего», попадёт на его тропу. Скот во многих регионах пасли в лесу и с целью оградить его от нападений хищников и пропажи пастух в начале сезона, на Егория или на Николу, совершал ритуальный обход (отпуск) скота— обходил стадо трижды с иконой и другими «магическими» предметами, произнося заговоры. Своими подарками несли людям радость. При сохранении веры в этого персонажа его называли вежливыми выражениями («лесной хозяин» ит. п. ), слово «леший» считалось неуважением по отношению к духу и распространилось после упадка культа изначально среди горожан6:1907:95. Образы духов леса присутствуют на иллюстрациях Елены Кульчицкой к книге В. Гнатюка «Нарис укрансько мфолог» (1918—1921).
Но все они одинаково рассказывают о его седых, длинных, косматых волосах на голове. Сверху наложить полиэтиленовую пленку и скопировать все имеющиеся швы. и выгнать, может, даже убить. В рассказе Владимира Набокова «Нежить» (1921) леший был вынужден эмигрировать из России, спасаясь от «безумных землемеров», уничтоживших его леса и убивших множество людей. Иногда леший персонифицирует весь лес, заполняет собой всё его пространство513:25334.
Леший — полноправный хозяин каждого леса. 26. Они в воде тонули, а в жару выделяли воду и очень были хрупкими.
Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми13:25414:314, 316, 32218:323-32532:654—655, 657—660, 66539:510-511. Взамен похищенного младенца лешие иногда кладут в колыбель «подменыша»— полено или связку соломы иногда же оставляют своё детище, принимающее образ похищенного ребёнка, но искажённый, уродливый подменыш злой, много орёт, не умеет ни ходить, ни говорить, не проявляет признаков интеллекта через некоторое время он исчезает или умирает или по достижении определённого возраста убегает в лес, а если остаётся между людьми, то делается колдуном. Лесун у Богдановича изображён старым и измождённым, хотя есть стихотворение, в котором его «душу дикую» крестит месяц в небесной купели3480. Существовало поверье, что похищенный, чтобы вернуться домой, не должен был есть пищу леших (но в других рассказах люди угощались у лешего и возвращались, но взятая ими с собой еда превращалась в шишки, мох ит. п. ). В мифологии славянских народов в лесу обитают самые разные персонажи. Он не нечистая сила, а хозяин леса.
55. 36. ». Леший может закрыть дорогу преградой-наваждением: буреломом, рекой и др. Особенно рассказами о зыбочниках страшили маленьких дитятей.
Образ Лешего зачастую довольно разнообразен.
Но он продолжает оставаться невидимым обитателем и охранником леса. 22, честной лес5910:10613:265-26714:31618:32432:658, 66239:51033. Иногда леший живет в специальных охотничьих избушках. Голова у них была схожа с пивным котлом. Далее в них начинают проявляются человеческие признаки: форма, ветви как волосы.
Это им охранялся зеленый океан от изводящих его людей. К. А. Титянин считает, что его «образ близкий по стилю к гоголевским нечистым, по функции— к чёрту в Братьях Карамазовых Достоевского»90. Но при этом лешего воспринимали и как доброго и справедливого духа, который просто так человеку не навредит он может помочь набрать грибы или ягоды, указать дорогу, если его попросят, позаботиться о потерявшемся ребёнке.
Во множестве историй леший разговаривает по-человечески. 46115, «Дудочка и кувшинчик» (1950)к. «благотворительность — это желание помочь без какой-либо выгоды. 3313:312-314, 318-319274546. У белорусов образ лешего мог сближаться с образом лесного цмока (змея), высасывающего молоко у коров. 35 В современных историях некоторые функциональные особенности лешего переходят к интернациональным персонажам: инопланетяне похищают людей275758, в лесу встречают огромного, мохнатого, вызывающего болезни снежного человека31 и др. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота14:314, 318-31918:321, 326, 33035.
Эти случаи могли закончиться травмой или даже смертью. Охотники чаще всего заключали договоры с лешим на Пасху и в ночь на Ивана Купала13:274. Но хотя лес и активно использовался человеком, соседствовал с освоенным им пространством, тем не менее оставался неподвластным ему. Считалось, что леший мог похищать у людей скот, особенно тот, который прокляли, послав «к лешему».
Жизнь крестьянина была тесно связана с лесом, зависела от него. Заключивший договор с лешим пастух должен был в течение всего сезона соблюдать ряд запретов: ему нельзя было смотреть за скотом в лесу, бить его, убивать лесных животных, ломать деревья, собирать ягоды (особенно чёрные) и грибы, ругаться в лесу, стричь волосы и ногти, пасти в своей одежде, давать другим людям свои трубу и батог, прикасаться к другим людям (здороваться за руку, есть из одной посуды, мыться вместе в бане, спать с женщиной), видеть мертвецов и новорождённых также было запрещено в течение сезона продавать скотину из стада, чесать шерсть у овец, нарушать целостность изгороди. Некоторые считали, что лучший подарочек для него — это пасхальное яйцо. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает. По другим представлениям, леший заботится о похищенных коровах, пасёт и доит их. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу живёт только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший). По мнению Н. Л. Блища, на образ лешего в рассказе оказали влияние ремизовские лешие из «Посолони» и сказки «Нежит» (1907): мажорная интонация Ремизова сменилась у Набокова трагическим пафосом, а образ Нежита— неприкаянного призрака «без души, без обличья» становится символом эмигрантской реальности86. Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров.
Согласно мифологическим рассказам, звуковые проявления лешего шумны (часто слышатся на весь лес, оглушают человека) и разнообразны (все звуки, которые слышатся или чудятся в лесу): свист, хохот, хлопки в ладоши, зычный крик, пение, голоса любых животных, завывания ветра, гул, треск и шум. 3, в которых описываются бесы с поведением, присущим лешему5920212223:137. Дар оставляется в корнях вывороченного дерева или на перекрёстке лесных дорог, при этом человек должен снять пояс (оберег) и крест (отказ от христианства). Как замечает П. Ф. Маркин, «это не своенравный хозяин леса и зверей, а уставший от времени старик», он «горбатый», «с серыми волосьями» и «древним челом»23:275-278.
Пан на «одноимённой картине» Михаила Врубеля 1889 года изображён на фоне типичного севернорусского пейзажа и не отделим от него, что роднит этот образ с образом лешего99:311100. Вернувшихся тянет обратно в лес, они избегают людей, зачастую не могут создать семьюк. Как и другие мифологические персонажи, леший стал объектом интереса художников. А как же опасно попасть на его тропинку. Ещё способы: не молиться на ночь и перед сном думать о лешем сесть на сосновый пенёк и трижды аукнуть выйдя из дома, закрыть дверь левой рукой, придя в лес, разрыть муравейник левой ногой, срезать верхушку берёзки левой рукой и крикнуть «У-у-у. » срубить осину, отрубить от неё чурку и аукнуть и так три раза15:316-318 ночью в лесу снять с себя крест, закопать в землю и сказать: «Владыка лесов, у меня есть до тебя просьба. »12:211. В лесу совершался весь цикл земледельческих работ (при сохранении подсечно-огневого земледелия), в лесу пасли скот, заготавливали дерево для строительства и отопления, охотились и ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, к лесным промыслам относились гонка дёгтя и смолы, выжигание древесного угля, через лес проходили дороги, в лесу совершались различные языческие обряды. Нельзя прерывать старика историю надо выслушать, но в глаза стараться не смотреть.
В балладе Павла Катенина «Леший» (1815) леший изображается седым старичком инфернальность которого выдаёт лишь «насмешливый и злой вид», он через сны заманивает мальчика в лес и похищает23:156-15767. Потом сам исчезает, а в лесу долго слышен его хохот и свист. Очень располагает лешего небольшой презент – чай, сахар, поделиться своей едой. Считается, что лешие даже приходят в баню к баннику. Любили, например, перекинуться в картишки.
Человек мог услышать звуки свадебного поезда лешихк. Согласно поверьям, живёт леший на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, в тайной пещерек. По мнению Н. Я. Оноприенко, гибель лесуна в некоторых стихотворениях символизирует «упадок древней народной культуры, трагичную судьбу белорусского этноса, драматичную историю Беларуси»79. Изредка ему давали кличку «зыбочника», считая любимым его развлечением качание на ветвях и верхушках деревьев. Хотя леший всячески пытается скрывать свое «нечистое» происхождение, сделать это не так-то легко. В рассказе Евгения Носова «Сронилось колечко» (2002), посвящённом эпохе коллективизации, перемены в обществе отрицательно сказались и на нечистой силе: в результате остановки мельниц исчезли речные омуты и водяные были вынуждены перебраться в лес, где выживают как могут— «дегтярничают, живицу сочат, дорожки к белым грибам за полтину указывают», а лешие же оказались «посноровистей»— устроились на службу в лесничие.
С другой, его часто противопоставляли «настоящим» чертям: его негативные действия вызваны не целью загубить человека, а желанием наказать (пусть и смертью) за ненадлежащее поведение в лесу14:32318:321, 33024:119 (а иногда и нарушение правил человеческого общества14:323). В романе-быличке Сергея Клычкова «Чертухинский балакирь» (1926) леший Антютик (от эвфемизма «анчутка») выступает сватом для главного героя. В мифологи славян и сказках по-разному описывается и жизнь лешего. По мотивам пьесы были созданы одноимённые балет (1936), опера (1958) и фильмы (1961, 1976, 1980), в которых также участвует Лесовик. В рассказе «Бежин луг» (1851) Ивана Тургенева дети рассказывают былички о нечистой силе, в том числе и о лешем и обсуждают его звуковые проявления71. Веками народ относил его к числу добрых и справедливых духов. Разные имена, которые имеют косвенное отношение к образу того или иного духа, были связаны с поверьем древних славян в то, что нельзя или не рекомендуется упоминать вслух настоящие имена духов.
Николай зимний покровитель путешественников и детей, в такое время нужно одаривать детей», — говорит галина кадушкина, директор ресторана «забайкалье». В последнее время он вел спокойный образ жизни, занимался бизнесом. Есть также немногочисленные бытовые сказки с лешим (в связи с тем, что мифологические персонажи, в отличие от персонажей сказочных, воспринимались как реальные, а не вымышленные) леший в сказках деромантизирован, приземлён, часто неорганичен и легко заменяется другим персонажем7:9824:35-45, 151-15430. Человек, который пошёл в лес, мог услышать свадьбу лешего – топот коней, песни, звуки гармони. Охотника леший может завести в чащу, прикинувшись ускользающим животным иногда диковинным.
Девочки надели свои самые нарядные платья, мальчики пришли в отглаженных рубашках. Чтобы найти пропавшую скотину, крестьяне предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» («отворачивания»): ночью или рано утром шли на перекрёсток лесных дорог (или посылали «знающего» человека), где пытались договориться с лешим.
В «Фантазии» сидящий под деревом лесовик похож на древнегреческого силена в росписи кратера «Силен и менады» V—IV века дон. э., он выглядит добродушным. Нет ничего удивительного в привлекательности данного существа, так как его приравнивали к божеству. Хозяин леса является покровителем всего лесного царства. Также образ лешего создан в ряде самостоятельных произведений. В либретто Афанасия Фета «Днепровские русалки» (1839) леший— разудалый лесной царь, которому «всё в мире трын-трава», охотники используют магические фразы, чтобы защититься от его чар также у Фета есть стихотворение «К лешему» (1840), в котором лирический герой просит того напугать девушку, чтобы она искала в нём защитника70. Обереги от лешего — это обычная соль, яркий огонь и обструганные липовые, осиновые, рябиновые палки.
Двойственное отношение проявлялось и в том, что леший представлялся то сильным, страшным духом, против которого могут помочь только молитвы или магия (в основном в быличках), то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обхитрить (в основном в сказках и близких к ним бывальщинах)15:33643. На вопрос, как выглядит леший, трудно найти однозначный ответ.
Многие днем лешего считают Воздвиженье, когда заканчиваются последние деньки бабьего лета и осеннее тепло плавно переходит в зимние холода. А. В. Пигин подчёркивает, что у Несмелова языческие боги и нечистая сила получают приглашение в рай, былые противоречия не важны в эпоху «лихих мужиков», которые уподобляются чертям. 52116, «Месяц» (1993)к. Корова, «завещанная» лешему, должна была погибнуть или пропасть в лесу в течение сезона. По лесам леший носится как угорелый, постоянно теряя шапку. 25.
В иллюстрации «Лесовик и эхо» лесовик, в соответствии со сравнением в книге, напоминает чёрта, а также силена с амфоры VI века дон. э. Часто леший предстаёт в форме лесника или солдатак. В поэме «Вила и Леший» (1912) ссора лешачих и попытка вилы соблазнить лешего изображены в буффонированном виде23:27877.
Подчас леший прямо изображается властителем стихий13:254, 265, 267. И это стоит исправить, так как все, кто, так или иначе интересуется народной мистикой и колдовством, должны все знать о лешем, поскольку без него не обходиться ни одни ритуал, проведенный на лоне природы, без него вы никогда не найдете настоящие лекарственные травы, да и вообще, колдовство, магия и леший – это «звенья» одной цепи, по крайней мере, на этом сходятся, как древние знахари, так и современные жрецы. В романе «Иверень» (1943) Ремизов создаёт образ лесавки— дочки лешего, которую он видит во сне: «её зелёные волосы пушатся без ветра, глаза как две ягоды. Кроме того, леший мог предсказать судьбу просто встретившемуся ему человеку.
Недаром мы выбрали день 19 декабря — день николая чудотворца. Наиболее распространённое в русском языке по отношению к этому персонажу слово леший означало «лесной», «лесистый» (например, «лешая земля», «лешие яблоки»)4.