Взору открываются огромные массивы лесов. Проучившись там 4 года, Шишкин поступил в училище живописи в Москве. В то же время мотив ржаного поля со снопами и высоким небом, простирающимся над ним, созвучен ранней картине Шишкина Жатва. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Богато нюансирован цвет.
Справа темнеет непроходимая чаща леса. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием.
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие.
Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).
И хочется только одного – заботиться о природе, не бросать мусор на землю, не оставлять после пикника горящий костер, посадить дерево или цветок. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. За эту картину Шишкин получил большую золотую медаль и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. Мери-Хови. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень.
Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Изображая на заднем плане то освещенные, то погруженные в тень стволы, а совсем вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Регулярно посещая артельные четверги, Шишкин вскоре был замечен и оценен как выдающийся мастер. Друг Шишкина А. В. Гине, работавший на Валааме над этюдами бок о бок с ним и делавший в то время большие успехи, тем не менее не в силах был достичь такой уверенности и точности в изображении форм природы. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.
Поле словно налито золотом. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Сосны организуют картинное пространство, помогают его восприятию и вместе с тем усиливают ощущение могущественной силы природы.
Все они были написаны под Петербургом. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Чувствуются глубина оврага, глушь. Тончайшие оттенки цвета, различающие деревья одной породы, – важная примета произведений художника.
Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Колорит здесь играет решающую роль.
В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Художник сосредоточивает внимание на эффекте вздымающихся к пасмурному небу крон, контрастно освещенных стволов и причудливо изогнутых ветвей, добиваясь поэтически-возвышенной трактовки обыденного. Живее и разнообразнее делаются штрихи, либо наносимые деликатным касанием карандаша, либо резкие, сгущенные до черноты. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Судьба ее в настоящее время неизвестна. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
Недаром на обороте полотна он написал: «Раздолье. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. Но картина не является иллюстрацией стихов.
Его репутация была безупречной. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты.
Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ). Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье.
Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881).
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.
Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Художник их штудировал прямо в лесу. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь, от этого она кажется выше, тучнее, гуще.
Также Шишкин входил в состав кружка аквафортистов. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.
Последнюю свою работу он так и не закончил. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Он не только вычерчивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Процесс отбора идет даже на этой стадии.
Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.
Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). В гущу хлебов врезается дорога. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
Окрестности Москвы. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём.
Божия Благодать. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Он написал много картин соснового леса, среди самых известных – «Утро в сосновом бору», «Ручей в лесу», «Заповедник. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Сосновый бор». Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи.
Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Первое образование в биографии Шишкина было получено в казанской гимназии. Во время пребывания за границей Шишкин возобновил занятия литографией и офортом, но особенно много трудился над рисунками пером.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.
Много работал Шишкин и за границей. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива.
Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос.
Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Шишкин не облагораживал природу.
Все сковано морозом и погружено в тень. Все вокруг погружено в зимний сон. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. В картине Вид в окрестностях Петербурга, написанной во время летней практики в Лисьем Носу, близ Финского залива, ясно ощущаются и уроки, полученные Шишкиным в училище от Мокрицкого как ученика Венецианова и академические установки. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу». Видимо, «Туман в сосновом лесу», породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Она для него заключалась прежде всего в правде, в натуре, ее материальности, в многообразии проявлений жизни природы. В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления, долгое время возглавлявшаяся профессором М. Н. Воробьевым.
Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Шишкин же в своих пейзажах утверждает естественную красоту леса, подчеркивает крепость сосен, обилие зелени, полноту летнего цветения, обогащая подчас повествовательную основу произведений элементами бытового рассказа. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.
Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
В их изображении художник достигает изощренного мастерства, раскрывая индивидуальные особенности каждой сосны, как бы ни были они похожи друг на друга. Художник одушевляет деревья. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Путешествуя по России, Шишкин представлял затем свои полотна на выставках. Приближается страшная гроза. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. На всем словно лежит серый налет. Ее более простой, безыскусственный, по сравнению с чопорным Петербургом, жизненный уклад, более свободная общая атмосфера этого города, где с такой силой проявлялось своеобразие национального реалистического искусства, особая красота среднерусской природы, ярко выраженная в окрестностях Москвы, московское Училище живописи и ваяния со сложившимися там демократическими традициями, где в дальнейшем стали преподавать друзья Шишкина В. Г. Перов, затем В. Е. Маковский, К. А. Савицкий и другие, – все это роднило его с Москвой.
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Этюд, построенный на градациях локального приведенного к единству цвета, пронизан настроением благости и покоя, разлитых в природе и подчеркнутых в фигурах неторопливо идущих крестьян. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Шишкин же был пока что на пути к этому.
На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант. В середине и второй половине восьмидесятых годов Шишкин много работал на Карельском перешейке, находя в местных лесах, дубовых рощах и на песчаных дюнах близкие своей душе мотивы и сюжеты. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Упоминание прежде всего В. Г. Перова, сделавшего вскоре важнейшие открытия в области бытовой реалистической живописи, да и вообще дружба Шишкина в то время со многими жанристами позволяет думать об уже осознанных демократических устремлениях художника и о том, какое серьезное значение начинает приобретать в его представлении вопрос о содержательности искусства. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях.
Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Вид на острове Валааме (1860). Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Эта картина – очень светлая и яркая. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. На протяжении всех последующих лет он неоднократно демонстрировал этюды, к которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям.
60. ). Сейчас эти мечты стали явью. По обочинам ее цветы – сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой». Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Недаром его называли швейцарским Поттером. В центре картины он выделяет несколько сосен, освещенных солнцем. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891).
А их было немало. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Строй сосен выровнялся и контраст близкого и удаленного отсутствует. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Все полно жизни. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Русское богатство. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянку с котомкой за спиной. Пейзаж носит пространственный характер.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Этюд Полдень. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Природа – сама благородство. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. И в природе Крыма Шишкин находит созвучные своей душе мотивы – эпически величавые, жизнеутверждающие, простые. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
В окрестностях Москвы. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. Глядя на эту картину, я понимаю, как сильно он любит свою землю и ее прекрасную природу.
В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло, – писал К. Савицкий увидев картину. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
Природа выражает музыку человеческой души. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой.
Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Среди долины ровныя. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы.
А измельченность штрихов, обусловленная детальностью изображения, аккуратное расположение их на листе исключительная выработанность приемов создавали у многих впечатление гравюры. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность.
Успешно занимаясь в Академии, Шишкин все же жаловался Мокрицкому на тревожное состояние души, на передрягу в мыслях и чувствах, вызванных неясностью творческих задач. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Клодт, творчество которого в то время уже близилось к закату, не сумел глубоко осмыслить и обобщить увиденное, в отличие от Шишкина, воспевшего величие родины. Их он стремился передать как можно конкретнее. Быть грозе. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
В 1873 году получил звание профессора в Академии Художеств, недолго был руководителем учебной мастерской. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно.
Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория.
— Ср. Рожь Русское богатство». Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Окрестности Москвы. «Рожь» —одно из классических созданий Шишкина. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Легкие тени скользят по коре, падают на землю.
Различные оттенки черного, звучность белого цвета, желтоватая просвечивающая бумага придают ему особую выразительность. Большую часть картины занимают серые облака. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Разные нажимы пера, выразительный линейно-штриховой ритм и возникшие на этой основе разнообразные градации черно-белого тона создают впечатление трепетности солнечного света, проникающего в полумрак чащи, скользящего по листве, камням и воде.
1. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895).
Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Первое впечатление от картины – это величавое спокойствие и невозмутимость.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
И Шишкин не останавливался на достигнутом. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Пятна солнечного света способствуют ритмичности построения и вносят бодрую, жизнеутверждающую ноту в эту картину разрушения. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). А вдоль дороги, как будто исполины, выстроились высокие сосны.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Первоначально, у Шишкина на картине не было медведей их в последующем нарисовал Савицкий. Родился Иван в городе Елабуга в Вятебской губернии 13 января 1832 года в купеческой семье.
Она всегда влекла его возможностью непосредственного общения с природой, более свободной ее интерпретации, обогащавшей выразительные возможности художественного языка мастера. художественная галерея) и другим. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Кроме того художник показывал свои картины в Товариществе передвижных выставок. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Сосны придают картине величественное звучание.
Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Рожь. Природа насыщена сырым воздухом.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Знаменательна стала она и для развития пейзажа. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Его восхищение природой с годами не притупляется. Облик этот был многолик.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Сосновый бор», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу». Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника.
Один из самых совершенных – Берег моря. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Проникновенно-правдиво воспроизведены здесь свободно разместившиеся на прогретой солнцем сухой почве стройные деревья.
К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. В картине 1867 года В церковной ограде. Автор словно утверждает значительность темы. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Даже обращаясь к непривычным для себя приемам, художник добился определенной выразительности, по-своему передав возвышенный строй поэтического образа, созданного Лермонтовым. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Внушительные дубы достойны восхищения. Особенный, тихий, погожий выдался день.
О художнике 1898, Петербург, русский художник. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Сочетая мел с графитным карандашом и тушью, Шишкин добивается впечатления стремительно несущейся, пенящейся воды.
Ритмичность в расположении прямоствольных сосен, ясность контуров, взаимоуравновешенность масс, вертикальный формат холста – все это придает картине коструктивную крепость, устойчивость. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Валаам (1858, 59. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Изображена Кама близ Елабуги. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Одно из них – Сосна. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития.
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Как воспринял Шишкин французских пейзажистов во время своего недолгого пребывания в Париже, мы не знаем.
Как поистине велики художники, у которых неизбывный запас духовных сил и жизненных наблюдений выливается в форму предельно ясную, простую, доступную самому широкому зрителю.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина.
Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Немалую роль в творческой биографии Шишкина ранних лет сыграл его наставник в училище А. Н. Мокрицкий, в прошлом серьезно увлекавшийся пейзажем и сам учившийся у Венецианова. Художник стремится не только к фиксации причудливых очертаний облаков, не только к передаче их как бы зримой сущности, но и пытается раскрыть состояние природы.
Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало.
У него умерли сыновья. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Над землёй летают ласточки.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Он кропотливо изучает натуру.
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них.
Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
Вертикали пересекаются косыми линиями. Обращение Рейсдаля к мотивам лесной природы, словно приближенной на его полотнах к человеку, стремление художника к своего рода портретированию изображаемой местности, перечисление подробностей наряду с глубокими обобщениями – все это было родственно творческой душе Шишкина. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Жатва – одно из доказательств, что корни и истоки творчества Шишкина, впитавшего многие традиции русской пейзажной живописи первой половины XIX века, надо искать прежде всего в школе Венецианова. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
«Утро в сосновом лесу» Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Думается, что можно. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. В природе нет для него крупного или мелкого.
Но реалистический творческий метод Шишкина, основанный на глубоком изучении натуры, остается неизменным. Он суров, величествен, но доступен. В 1866 году в биографии Ивана Шишкина состоялось возвращение в Петербург. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894).
Воздух словно напоен теплом. За строками этого интересного документа встает художник, впитавший в себя прогрессивные эстетические взгляды эпохи. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. «Корабельная роща» Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Лучшей вещи он не писал1. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь.
И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа.
По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Картина Хвойный лес. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Домотканово (1888). Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
В стенах этого заведения художник получал знания с 1856 по 1865 год. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Впереди художника ждали новые достижения. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Но облачное небо уже начинает светлеть.
Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. В 1860 – 1861 годах появляются у Шишкина и необычные для него жанрово-пейзажные произведения, посвященные деревенскому быту.
Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. К началу семидесятых годов, как следствие бурного развития в России капиталистических отношений и новой волны революционно-освободительного движения, вся социальная жизнь в стране значительно осложнилась и перед реалистическим искусством встали новые, более многообразные задачи. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Значительный интерес представляет серия небольших набросков облаков, очень лаконичных и выразительных. Он носит романтический характер. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Задний фон мрачен. Обретенная в самой природе композиция сохраняется в законченном произведении, хотя и совершенствуется в плане расширения пространства, конкретизации мотива.
Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче.
В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Шишкин был членом кружка аквафортистов. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Невероятная тишина царит в пейзаже. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане.
Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Мастер смело экспериментировал. Парит. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Левее сосны уходят в глубь рощи, то появляясь на свету, то скрываясь в тени. К ним относятся Уголок заросшего сада. По другую сторону полотна показан сплошной массив зелени. Даже с учетом категоричности такого утверждения И. Крамской не слишком погрешил против исторической истины.
Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Это одно из самых совершенных произведений художника.
Его отец был купцом, культурным человеком. Сиверская (1883. ). Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос.
Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Простор. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Сосна – одна из них.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Они давали богатый натурный материал. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887).
Если в предыдущей картине могучий дуб доминировал в композиции, то теперь одинокая сосна – лишь один из элементов, организующих пространство. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах.
В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.
Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.
Да и сама жизнь требовала этого. Жил преимущественно в Петербурге. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства.
Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ.
Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь – от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге.
Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. На косогоре (1880).
Густые кроны бросают на них тень. Первое место занимает Шишкина Рожь1. Родился в купеческой семье.
Ему не свойственна та обобщенно-декоративная манера, которая присуща многим рисункам Калама с их заглаженными штрихами. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Угодья. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами.
В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. Удивительный старик этот Шишкин. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Посвященные обыденной русской природе, неразрывно слитой с жизнью крестьян, картины Рубка леса и Вид из окрестностей села Поречье сходны по своей идейной сущности. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Красота, которую нельзя оценить.
Сам Шишкин был вдохновлён этой мыслью. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.