Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Д. Розенталь). В этюде замечательно передан характер молодого казака и его душевное состояние. Многие художники 20 века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, Х. Грундига фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, Х. К. Ороско). Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль).
Месонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. Фон Швинд в Австрии). И здесь прежде всего надо вспомнить художников А. Иванова, К. Брюллова. Ведущую роль играли крупная по размерам тематическая картина (Й.
Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова о древнерусских героях памятник Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса, 1804-18 медальоны Ф. П. Толстого, 1814-1836). Сурикова «Степан Разин» -- произведение, к которому художник возвращался неоднократно (1887 1901--1906 1909--1910). «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм). Особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр – в тех случаях, когда раскрывается исторический смысл военных событий.
Картина «Степан Разин» была задумана Суриковым сразу же по окончании «Боярыни Морозовой». Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Jahrhunderts, В., 1930.
Испанский художник Веласкес создал не менее известную картину исторического и батального жанра «Сдача Бреды». Суриков. Рафаэль «Афинская школа» (1511).
Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. В выражении его взгляда чувствуются неуемная жажда правды, затаенная тоска, невысказанный мучительный вопрос. Гораздо интенсивнее бытовой жанр обособлялся в Нидерландах (Массейс, Лука Лейденский, Питер Брейгель) изображая конкретные особенности поведения и бытовую среду людей разных общественных слоёв. На четвертый день в живых осталось только 67 человек, начался каннибализм. По его рисункам сооружены церковь и сказочная "Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве (под Москвой 1883), выстроен фасад Третьяковской гал.
Новый поворот случился после создания М. И. Глинкой национальной школы музыки в Москве. Роль исторического жанра в европейском искусстве необыкновенно возросла в XVIII столетии, когда живопись стала выполнять политическую и воспитывающую функции. Для искусства символизма и стиля модерн характерны вневременная символика и декоративная стилизация исторических образов (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии, эскизы витражей С. Выспяньского и станковые композиции Я. Мальчевского в Польше).
в 1874). В русском историческом жанре усиливается интерес к духовной атмосфере эпохи (М. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Важным событием в развитии исторической живописи стало появление в 1635 году картины Диего Веласкеса «Сдача Бреды». К историческому жанру обращались многие художники.
И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Евангелие от Луки 5:1-11). Последователями А. Лосенко были художники И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов. Особую категорию составляют советские фильмы-экранизации романов, в частности, «Три мушкетера», «Узник замка Иф», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита» и др. Именно он первым обратился к теме историко-патриотического звучания в опере «Иван Сусанин» (1836 г. ), широко использовав народные мелодии. Мифологический сюжет создан на полотне в соответствии с современной Рубенсу политической ситуацией: Тридцатилетней войной в Европе (1618-1648). Знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1668-1669) посвящена евангельской притче. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году. Иногда художник соединял в своих работах исторические и мифологические мотивы.
Матейко), Чехии (М. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Э. Делакруа «Резня на о. Хиос» (1824)Историческая основа картины – расправа турок 11 апреля 1822 г. над жителями греческого острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 120 000 жителей острова около 115 тыс.
Многочисленны были и группы романтиков искавших свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании). ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник.
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII веке (Караваджо, Рубенс, Ленен, Веласкес, Адриан ван Остаде, Фабрициус, Питер де Хох, Вермер, Терборх, Метсю). К. П. Брюллов внёс в русскую историческую живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830-33). О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др. ). В 50-80-е гг.
Дерево, масло. И. Козлов) и античные (М.
Данное понятие охватывает все литературные произведения в прозе (рассказы, романы, повести), повествующие о реальных событиях, которые происходили в более или менее отдаленном периоде времени, а действующими персонажами (главными или второстепенными) в них являются исторические личности. Например, Франсиско Гойя в своих картинах и офортах показал героизм испанского народа, самоотверженно сопротивляющегося захватчикам, Теодор Жерико представил зрителям современную трагедию («Плот Медузы»), Эжен Делакруа воспел революцию, свидетелем которой стал («Свобода, ведущая народ»). Паруса казацких стругов, как крылья гигантских птиц, почти закрывают небо. На восьмой день выжившие выбросили за борт слабых и раненых.
в 1867 "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя изд. Исторический жанр в его современном виде сформировался вместе с развитием научных взглядов на историю (полностью лишь в XVIII-XIX вв. ), но многие его особенности сложились значительно раньше. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Ведущую роль играла крупная по размерам тематическая картина (А.
Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты. На картине изображён бой (батальный жанр): переплетение человеческих и животных тел. Так, в 1771–1772 годах он создал полотно, в котором показал историческое событие, положившее начало созданию в Америке английской колонии Пенсильвании («Уильям Пенн подписывает договор с индейцами»). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин.
Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона и его армии (картины Давида, А. Гро). Он очень красив и декоративен по замыслу. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Об этой картине Вы можете прочитать здесь. Мадарас), Польше (П.
Рейнолдса в Великобритании и др. ). Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. С началом пробуждения национального самосознания народов связаны исторические сюжеты в русских иконах (Церковь воинствующая, после 1552), европейских хрониках и кодексах (миниатюры Геттингенского кодекса, около 1464, Йенского кодекса, начало XVI в. и др. ). С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век. ) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. На его лице тяжелые размышления.
Тинторетто). Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин. Родоначальником жанра по праву считают Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др. ), который смог совместить художественный вымысел с историческими фактами. Романиста вы можете увидеть на фото выше.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник. в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Афганистана, Индии, Средней Азии и др. Настоящей классикой считаются такие ленты, как «Юлий Цезарь» (1953 г. ), «Десять заповедей» и «Александр Великий» (1956 г. ), «300 спартанцев» (1962 г. ), «Спартак» (1960 г. ), «Последние дни Помпеи» (1959 г. ) и др.
художники начали изображать жизнь обездоленных, рабов и больных, а в ХХ ст. А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. Важное место в отечественном искусстве после 1917 года заняла историко-революционная тематика, нередко в символико-аллегорическом воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона).
В скульптуре начала 20 века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Такие произведения создавали Якоб де Гейн, Симон Ренар де Сен-Андре, Юриан ван Стрек. Васнецов создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), "Алёнушка" (1881), проникнутая искренней поэтичностью, "Иван-царевич на сером волке" (1889), "Богатыри" (1881-98) исполненные веры в богатырские силы народа, "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897, все в Третьяковской гал. ).
Художники пытались уловить мимолётное впечатление от природы (отсюда и название стиля), передать относительность восприятия. Одни историки выводят происхождение названия от итал.
В. Нестеров, М. А. Врубель, Н. К. Рерих). Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Ню (произошло от фр. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного французского художника Оноре Домье: картина «Восстание» (1848).
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович, русский художник. Волга раскинулась широко и свободно, как песня. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства. Благодаря этому мастерам удавалось создавать работы, не смешивая краски на палитре (это позволило им работать на открытом воздухе – ещё одна особенность импрессионизма), а также отказаться от чёрного цвета.
Это было граничит с созданием академии художеств в Санкт-Петербурге. Пейзажный стиль – один из самых разноплановых. Оформился и тип торжественной идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины. Известны и анонимные картины XVI в. с острыми историческими сюжетами (Казнь Савонаролы и др. ). В. И.
И. Пучинов) сюжеты. Никто, как новый Степан -- весь народ -- сбросит оковы в вольную Волгу. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода").
Провизия быстро иссякала. Черты исторической действительности отражаются преимущественно в мифологической форме в средневековых росписях и рельефах Индии, стран Юго-Восточной Азии. Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). Такова одна из фресок, получившая название «Сон Константина». В живописи и графике Ф. Гойи (Испания) вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года, около 1814). П. Соколов «Дедал привязывает крылья Икару» (1777).
В барокко сочетаются иллюзия и реальность, духовное и материальное, возвышенное и смешное. Эволюция исторического жанра обусловлена не только сменой художественных стилей, но и развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, национальных и государственных конфликтов, возникновением новых общественных движений. «Сдача Бреды» восхищает своей человечностью и гуманизмом. В работах мастеров Позднего Возрождения находят место подробное, документально точное отражение современного быта (П. М. Васнецова, 1878 Ивана Петрова, 1883 оба – в Третьяковской гал. ) иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения). Доказательством тому служат оперы «Орфей» (1607 г. ), «Коронация Поппеи» (1642 г. ). Население Хиоса до сих пор так и не восстановило свою былую численность.
В годы революции Давид в героически-приподнятых и правдивых образах отразил её реальные события (Клятва в зале для игры в мяч, 1791 Смерть Марата, 1793). Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело). («Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»).
были православными греками, остальные католики, турки и евреи. О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» читайте здесь. Во второй половине XIX в. большинство картин исторического жанра были созданы на сюжет исторических событий России: В. Суриков «Боярыня Морозова» (1887), «Переход Суворова через Альпы» (1899), «Утро стрелецкой казни» (1881), И. Репина «Бурлаки на Волге» (1973), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1893), «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, вовремя казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 г» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), В. Васнецова «Богатыри» (1898), а также полотна Н. Ге, А. Рябушкина, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Серова и др. В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж) в живописи П. Брейгеля Старшего. Так, в подобной технике выполнены некоторые полотна Пикассо («Авиньонские девицы», «Аккордеонист»), картины Хуана Гриса, Марселя Дюшана, С. И. Щукина. Трагические события современности косвенно отразились в картине К. П. Брюллова Последний день Помпеи (1830-33), в которой слепой разрушительной стихии противопоставлена духовная сила и близость людей.
Это живопись, декоративно-прикладное искусство, графика, скульптура, фотоискусство, комиксы и граффити, а также немое кино. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело) воплощали в образах священных легенд представления о физическом совершенстве и духовном величии человека, его органической связи с жизнью окружающей природы. К концу XIX в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщённой трактовке реальных исторических образов (героическая многофигурная скульптурная композиция Граждане Кале О. Родена, 1884-86, Франция). Д. Розенталь).
Ф. Щедрин), в том числе портретная (М. Таким же псевдо историческим направлением отличается произведение А. Лосенко Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким (1770). Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Его перу принадлежат известные картины из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. на территории Европы.
Д. Флавицкий), развлекательные костюмные изображения древнерусского быта (К. В древнерусском искусстве изредка получали отражение события национальной истории в иконах, миниатюрах и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547-1552, не сохранились). Вместе с тем в нем есть песенное начало. Русский исторический жанр во второй половине XVIII в. связан с просветительскими идеалами и классицизмом, пропагандистом которого выступала Академия художеств.
Среди других мастеров исторического жанра – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж. В первые годы Советской власти события Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны находили символико-аллегорическое воплощение (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). (1902). Важное место в советском искусстве заняла историко-революционная тематика. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Этому способствовали утверждение новых эстетических представлений и направления реализма.
Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения древнерусского быта (К. до н. э., сохранилась римская копия II в. до н. э. ). Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16-17 века, художники-передвижники (Н. Трамбалла на темы Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). Так, за пять лет до революции он написал свое известное полотно «Клятва Горациев» (1784), призывавшее народ к борьбе против монархической тирании. Но Икар поднялся слишком высоко к солнцу. Венцом русской исторической живописи является творчество В. Сурикова.
Лодки и человеческие фигуры намечены с большой энергией. В 17-18 веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Рафаэль считал, что это четыре основания, на которых должно основываться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). На фреске изображены исторические лица, в том числе Эпикур, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Диоген и др. Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами».
Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. -- М., 1963. Жанр исторический в кинематографе зачастую пересекается с другими, а именно приключенческим и боевиком.
На груди юродивого мы видим тяжёлый железный крест на цепи. Исторический жанр позднего классицизма, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Лучи растопили воск, крылья распались и юноша погиб, упав с огромной высоты в море. Исторический жанр (книги наиболее известных авторов перечислены далее по тексту) зародился еще в произведениях об А. Македонском и Троянской войне, а затем получил широкое распространение в Средневековой Европе. Русская оратория как таковая возникла в первой половине XIX в. Одно из выдающихся произведений того времени – это «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» (1811 г. ) авторства Дегтярева С. А. В тот момент национальная историческая тема в русской опере присутствовала незначительно.
Это весьма специфические разновидности: батальное кино (особенно популярное в советском кинематографе), вестерн, пеплум (киноленты о древнем мире), тямбара (о самураях), фильмы плаща и шпаги (с динамичными фехтовальными поединками), уся (китайское кино с утрированной фантастической версией восточных единоборств). Так, американский художник Бенджамин Уэст писал картины на исторические сюжеты («ЛеонидасII, король Спарты, отправляет в изгнание Клеомбротуса»). Его монументальные фрески для церкви Сан-Франческо в Ареццо, наряду с библейскими сюжетами, содержат и сцены из античной истории («Победа Константина над Максенцием»). Зарисовки повседневной жизни создавали ещё в Древнем Египте и Греции. Манес), Венгрии (В. Французские романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А. Г. Декан насытили исторический жанр духом протеста против социальной несправедливости и беззакония, страстным, эмоциональным восприятием драматической противоречивости исторических и современных общественных конфликтов. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п. ).
С начала 20 века переживала расцвет русская панорамная (смотри Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). А. Лосенко «Чудесный улов» (1762). Сделав это, они поймали великое множество рыбы и даже сеть у них прорывалась.
в историческом жанре находит отражение революционная борьба пролетариата и крестьянства: графические циклы К. Кольвиц (Германия) Восстание ткачей (1897-98) и Крестьянская война (1903-08) картины и рисунки С. В. Иванова, В. А. Серова, В. Е. Маковского – в России, О. Бэнчилэ и Ш. Лукьяна в Румынии, С. Ленца в Польше и др. картины обрели идеологический подтекст. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Аман, Венгрии (М.
Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века. Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. В скульптуре начала XX в. получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена во Франции, И. Мештровича в Хорватии, И. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др. ). Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи.
Б. Тьеполо). Нельзя не упомянуть и о пеплуме – направлении исторического жанра, который характеризуется обращением к библейским и античным сюжетам, большой временной продолжительностью фильма, а также масштабностью и грандиозностью съемок (массовка, костюмы, общие планы и т. д. ). Подобно Пуссену, он искал в античной истории примеры для подражания и воспитания молодежи. Юродивый олицетворяет собой страдания русского народа, его скорбь. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках.
Лебрен во Франции). Зачинателями такого типа советской исторической картины выступили деятели АХРР и прежде всего И. И. Бродский. греческий художник Филоксен выполнил картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Героический путь Красной Армии в годы Гражданской войны запечатлел М. Б. Греков. В XVII-XVIII вв.
В работах мастеров Позднего Возрождения находит место подробное, документально точное отражение современного быта (Паоло Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Битва при Заре Якопо Тинторетто, около 1585). Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Кроме того, он был историческим живописцем английского короля ГеоргаIII. Сам художник высоко ценил этот этюд и повесил его в своей комнате во время последующей переработки «Разина».
Трагическая, полная внутренних противоречий история народных масс стала центральной темой творчества В. И. Сурикова, отразившего яркие исторические события, героические национальные характеры, неиссякаемые жизненные силы народа (Утро стрелецкой казни, 1881, Боярыня Морозова, 1887, Покорение Сибири Ермаком, 1895, Переход Суворова через Альпы, 1899). Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. И. Козловский), посвященная не только античной, но и национальной истории.
Собственно исторический жанр начал развиваться в 1-й половине – середине 18 века с появлением светского искусства и исторической науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700-21, созданные при участии К. Б. Растрелли мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), картины на евангельские (Г. Вторую группу составляют литература, архитектура (нединамические виды) и музыка, балет, хореография (динамические). Уэст получил образование в Италии, с 1763 года работал в Лондоне, где стал одним из основателей, а затем президентом Королевской академии художеств.
Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы достиг И. Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола (Иван Грозный и сын его Иван, 1885) и жизнерадостного вольнолюбия народа (Запорожцы, 1878-91). Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), убедительно воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Единственное лицо в картине, написанное со старинного портрета – это лицо Петра 1.
Старая Пинакотека (Мюнхен)Эта картина писалась по заказу. С начала XX в. переживала расцвет русская панорамная (см. П. Рубенс «Битва греков с амазонками» (1618). Не отстает в этом плане и современный кинематограф: «Гладиатор», «Александр», «Троя», «Исход: Цари и боги», «Бен-Гур». К первому принадлежит, пожалуй, один из самых объемных блоков. Большое внимание привлекает юродивый, который протягивает двуперстное знамение.
Рассмотрим картину И. Акимова Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев (1773). Старшая дочь Мария, прижавшаяся к отцу и задумавшаяся о чём-то, полностью разделяет судьбу семьи и не ропщет сын Александр, снимающий воск с подсвечника, также изображён не лишённым надежды на будущее, как и младшая дочь Александра изображённая художником как жизнеутверждающее начало. Художники XX в. также часто обращаются к историческому жанру: П. Д. Корин «Русь уходящая» (1932) триптих «Александр Невский» (1942-1943) А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947). В основе сюжета – древняя эпическая легенда. Жил в Петербурге и Москве.
Художники Мира искусства (А. Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. Зачастую только название картины (обыкновенно чрезвычайно длинное) помогало установить, к какой стране и времени имеет отношение изображенное событие. Прогрессивные искания, наметившие будущие пути исторического жанра связаны с творчеством крупнейших художников XVII в. : Н. Пуссену (Франция) принадлежат полные общественно-этического пафоса образы античных героев (Смерть Германика, 1626-27) Д. Веласкес (Испания) с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих социальных сил – феодальной Испании и буржуазной Голландии (Сдача Бреды, 1634) П. П. Рубенс (Фландрия) свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных декоративного блеска, жизни и движения историко- аллегорических композициях (цикл История Марии Медичи, около 1622-25) Рембрандт (Голландия) воплотил воспоминания о событиях нидерландской революции идеи освободительной борьбы в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях Ночной дозор (1642) и Заговор Юлия Цивилиса (1661).
В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, 147-163). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, - пример творческой интерпретации подлинного археологического и этногр материала, - оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 – нач.
Разгневанный Минос заточил Дедала вместе с сыном в башне на скале. В 15 – начале 16 века выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П.
М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). Ну а к зрелищному искусству относятся кино, эстрада, театр, опера и цирк. В дальнейшем это направление поддержали композиторы «Могучей кучки».
(живопись и графика Ф. Гойи). Историко-бытовые сюжеты появляются с VII в. в кит., с XI-XII вв. Отечественная война 1812 года привлекла внимание художников к героическим подвигам русских людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева). Основная мысль этой картины — противостояние двух типов национальных характеров.
Полотно не имеет ничего общего с иллюстрацией к песням о Степане Разине. Во второй половине XIX столетия художники начали рисовать сюжеты из истории России. 20 вв.
Он одной веры с боярыней. Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси XVI-XVII вв., художники-передвижники (Н. Картины К. Флавицкого Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения (1864), И. Репина Иван Грозный и сын его Иван (1885), Н. Ге Петр допрашивает царевича Алексея (1871) по праву считаются ярчайшими образцами нового этапа развития исторического жанра в России. В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895-1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи. Наиболее значимыми являются такие произведения, как «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина А. П., «Царская невеста» и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакового, «Суворовский марш» А. С. Аренкова и др. Он создал исторические картины, наполненные духом героизма.
Одним из основных жанров стал витраж – из разноцветных стеклянных пластинок мастера создавали удивительно сложные и красочные изображения не только на богословскую, но и на бытовую тематику. Он является автором живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за 1000 лет.
Эскиз этот помечен 1887 годом. Сын афинского царя Тезей убил Минотавра. Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (картоны для росписей Битва при Ангьяри Леонардо да Винчи, 1503-06 и Битва при Кашине Микеланджело, 1504-06 сохранилось в копиях). В XVII веке наметилось два направления в бытовом жанре: демократическое (графика Рембрандта, ряд картин фламандца Брауэра, голландца Стена) и идеализирующее, рисовавшим картины идиллического благополучия жизни крестьян (Тенирс во Фландрии) или богатого городского бюргерства (Нетсхер в Голландии).
В XV – начале XVI вв. Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Уэста привлекала не только античность. В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 век и др. ).
Рейнолдса в Великобритании и др. ). По приказу Миноса он построил знаменитый лабиринт для чудовища Минотавра. Его большое полотно «Метель. В середине – 2-й половины 20 века античную тему переосмысливают в живописи М. Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). Один из самых популярных жанров живописи. Юродивых на Руси почитали. Данный стиль зародился в XIX ст.
С помощью стихотворных строчек он попытался разъяснить и замысел картины «Метель. Процесс сдвинулся с мертвой точки под влиянием все того же В. Скотта, которое отразилось в первую очередь на произведениях Пушкина А. С. Однако отечественными авторами-создателями исторического русского романа считают М. Н. Загоскина («Юрий Милославский или Русские в 1612 году», «Брынский лес») и И. И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»).
Апостольский дворец (Ватикан)В 1508 г. Рафаэль по поручению папы Юлия II начал роспись парадных залов (станцев) Ватиканского дворца. С конца XIX – начала XX вв. Сначала сила была на её стороне: греки уже дрогнули и начали отступать. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро). Оставшиеся жители были обращены в ислам.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)Картина написана на сюжет из античной мифологии. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). Во время Великой Отечественной войны российские художники работали над многочисленными произведениями, отражающими борьбу народа против фашизма, героическое прошлое России (А. В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карпаччо, Джорджоне, Бассано). Н. Пуссен «Похищение сабинянок» (1634-1635)Картина является иллюстрацией легенды римской истории. Васнецов исполнил также ряд портретов (А.
Римляне разлучают девушек с их матерями и отцами, но художник морально как бы оправдывает их, ведь это было необходимо для роста и процветания Рима, который должен был стать центром мировой империи. И. Семирадский). Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Этот стиль – визитная карточка Италии XVII-XVIII ст. выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (Паоло Уччелло), торжеств, событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ), как правило, включённые в композиции на религиозные сюжеты.
И. Козловский), посвящённые не только античной, но и национальной истории. Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 века (Доменикино и др. ), в картинах С. Розы. Рост политического сознания художников, успехи революционных преобразований, становление социалистического реализма определили создание этапных произведений советского исторического жанра: в живописи – Оборона Петрограда А. А. Дейнеки (1928), Допрос коммунистов (1933) и На старом уральском заводе (Урал демидовский 1937) Б. В. Иогансона, посвященные В. И. Ленину полотна И. И. Бродского, А. М. Герасимова, картины С. В. Герасимова, М. Б. Грекова, П. М. Шухмина, Г. К. Савицкого, Ф. Г. Кричевского, А. К. Кутателадзе, в скульптуре – обобщённые исторические образы И. Д. Шадра, А. Т. Матвеева и др., серия графических и скульптурных работ Лениниана Н. А. Андреева (1919-32) и др. «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др. ) авторов. И. Семирадский, В. С. Смирнов).
Они призваны напомнить о тщетности и быстротечности жизни, неотвратимости смерти. Лебрен и П. Миньяр). Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере) противопоставляли современности причудливое своеобразие старины (главным образом XVIII в. ), в которой видели источник красоты и поэзии. 121 х 154, 5 см. Вапперс, Л. Галле), Чехии (И.
Первая попытка адаптации исторического повествования в русской литературе была предпринята Н. М. Карамзиным в повести «Наталья, боярская дочь» в 1792 г. Однако и читатель и сам автор осознали, что задача овладения исторической эпохой не разрешена. Бытовые сцены известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Ноябрь 1941 А. А. Дейнеки (1941), триптих Александр Невский П. Д. Корина (1942-43), графический цикл Не забудем, не простим. Эпическим, былинным духом проникнуты композиции В. М. Васнецова (Богатыри, 1881-98) облик московской старины воссоздал А. М. Васнецов.
Байё). На этом полотне князь облачен в античные доспехи и богатый шлем, а дети изображены в хитонах и, разумеется, ничего собственно исторического (за исключением факта возвращения князя Святослава) в картине нет. Андреевича-Куна в Сербии и др. ). Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия ("Алёнушка"), то эпические по характеру ("После побоища Игоря Святославича с половцами"), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. Но главный путь русского исторического жанра был связан с реализмом он определялся интересом художников к отечественной истории, её драматическим социальным противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам крупнейших исторических деятелей и народных масс.
во Франции. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Историческая картина написана на евангельский сюжет. 196, 4 х 145. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. В картине этот образ гребца, помещенного в глубине, уменьшен в масштабе и написан несколько упрощенно по сравнению с этюдом (1903--1907), более глубоко раскрывающим замысел Сурикова и принадлежащим к числу самых проникновенных образов, созданных художником.
Предметом изображения являются события прошлого: жизнь выдающихся деятелей и целых народов, переломные моменты в развитии общества, а также эпизоды и происшествия более частые (включая также изображения недавних событий историческое значение которых признано современниками). Поступки древних и современных героев воспринимаются как образцы высокой общественной морали. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах).
«высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. С 1878 член Товарищества передвижников.
Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). К историческому жанру обращаются Ю. Н. Тулин, М. А. Савицкий, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич, В. А. Фаворский, Е. А. Кибрик и др. Так, в III веке до н. э. Вот только он имеет свой особый путь развития.
в японской живописи, с XV-XVI вв. Классицизм и барокко вскоре уступили место новому культурному течению – романтизму. Аман), Венгрии (М.
В картине ощущение приволья. К античной теме обращался А. Альтдорфер. Каждая деталь, каждое тело и предмет до мелочи проработаны художником.
Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Это может быть отдельный стиль или жанр исторический в том числе. Глазунова много исторических полотен: «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус», циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Основные признаки – контрастность, напряжённость, динамичность, величие и пышность. Переход Ганнибала через Альпы»: подпись к полотну гласила, что гибельным для карфагенской армии могут быть не только суровые горные вершины, но и «удовольствия и соблазны обычной жизни в плодородных долинах Римской Кампании».
«В самую революцию попал», -- говорил Суриков. Возможно, вот такие юродивые приходили в дом к боярыне и она покровительствовала им, пригревала, давала подаяние, привечала, помогала выжить. Мункачи). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников.
Его фрески – это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» – философия, «Диспута» – богословие, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие, «Парнас» – поэзия. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.
В основе этого направления (XVII-XIX ст. ) лежат философские идеи Декарта. Особой популярностью пользовались картины П. Делароша (Франция) с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. Плот был перегружен, на нём было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В 1960-70-х годах делались попытки обновить исторический жанр романтикой образов (Г.
В нём сочетались мелодраматические картины (К. Михаловский), Румынии (К. Эта эпоха (XIV-XVI ст. ) стала культурным расцветом европейской истории. Данное направление зародилось в эпоху барокко.
Героические и трагические образы отечественной истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др. ), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др. Подобное явление характерно для живописи XIX века. Все остальные персонажи и все детали одежды и обстановки писались с натуры. 2 июля 1816 г. у берегов Сенегала потерпел крушение фрегат «Медуза». К концу 19 века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889).
Испанский мастер обратился не к античной истории, а к событиям недавнего прошлого. Эстетическим образцом стало творчество античной эпохи. мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. В 1860-х гг.
Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Пуссен известен в основном как исторический художник. Матейко), Чехии (М. В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами ("Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", 1918 "Кащей Бессмертный", 1917-26 обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).
Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др. ) нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты. Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». События 1812 года непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814-36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804-18). Плывет с набега вольная дружина. так как я человек грешный. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»).
В статье мы расскажем вам о данном направлении в живописи, кинематографе, литературе и музыке. Героическим пафосом революционной романтики овеяны картина Свобода, ведущая народ Делакруа (1830), горельеф Марсельеза Ф. Рюда (1833-36), композиции О. Домье на темы классовых битв жизненно выразительны здесь и аллегорические фигуры и типичные образы народных героев. Веласкес показал не кровавое сражение и не триумф победителей. Д. А. Шмаринова (1942), работы Кукрыниксов, А. П. Бубнова, М. И. Авилова, Н. П. Ульянова, Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др. Его всемирно известные произведения Утро стрелецкой казни (1881), Боярыня Морозова (1887), Покорение Сибири Ермаком (1895), Переход Суворова через Альпы (1899) оказывают воздействия огромной силы на зрителя.
Из наиболее ярких проектов следует отметить следующие: «Иван Грозный» (1944 г. ), «Андрей Рублев» (1966 г. ), «Война и мир», «Орда», «Арап Петра Великого». Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи.
«barocco» – «странный», тогда как другие склоняются к версии, что оно заимствовано из португальского языка, где слова «perola barroca» означают «жемчужина с изъяном». После этого остров потерял своё хозяйственное значение. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). Исторические события получали отражение в песне с древнейших времен. Художники запечатлевают работников и фермеров, юмористические эпизоды. тесно связаны его работы для театра.
Лувр (Париж)Событие, которое потрясло всю Францию, Жерико изобразил выразительно и трагично. Это направление бытовало в XII-XVI ст. Вацлаве, 1006). Вместе с тем в середине 19 века обращение к историческому жанру представителей реалистического направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. В 1870-е гг.
С распадом устоев миф. Холст, масло.
Вот таким образом художники-классицисты (Карл Брюллов, Антонио Каналетто, Никола Пуссен) часто обращались к мифологическим сюжетам. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п. ), либо в циклах, повествующих главным образом о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, путешествий и т. п. ). В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв.
С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880- 1890-х гг. Манес), Венгрии (В. Собственно исторического жанра начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона).
Михаловский), Румынии (К. Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Слева на пороге храма первый царь и основатель Рима – Ромул (в красном плаще) вдохновляет своих воинов на это деяние (мы бы сказали сейчас: злодеяние). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. О ней Вы можете прочитать здесь. Н. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э.
Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Не менее известна картина Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878, - обе в Третьяковской гал. ). В Древней Греции представления о пережитых исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа Тираноубийцы работы Крития и Несиота, около 477 до н. э. ). В XIX ст.
491 х 716 см. Вечерняя тишина над ширью Волги. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы (Германия). В безбрежном пейзаже река слилась с небом ширь и размах невиданные. 500 х 770 см. Мадарас), Польши (П.
Известны и анонимные картины 16 века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др. ). Такова отчасти и картина В. В. Его оперы с классическим сюжетом «Тамерлан» (1724 г. ), «Ксеркс» (1738 г. ) и «Юлий Цезарь» (1724 г. ) – это, в первую очередь, героическая драма с бурей страстей и сильными характерами, в то время как исторические имена добавлены лишь для помпезности. В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России.
Все на лодках, включая капитана и губернатора, добрались до берега. А. Дейнека, П. Д. Корин, Д. А. Шмаринов, Кукрыниксы, А. П. Бубнов, М. И. Авилов, Н. П. Ульянов, мастера Студии военных художников имени М. Б. Грекова и др. ). Накануне Великой французской революции (1789-94) мужественно-строгие картины главы революционного классицизма Ж. Л. Давида изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга и прозвучали как призыв к революционной борьбе (Клятва Горациев, 1784). М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст скульптор С. Т. Конёнков).
И сказал Симону Иисус: не бойся отныне будешь ловить человеков. В Германии К. Ф. Лессинг обращался к теме народных антифеодальных войн. Неизвестный художник «Портрет Меншикова» (1716. ) Ситуация его не сломила, сильный дух и уверенность в себе не поколебали в в нём ни обстоятельства, ни обстановка. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы.
Историко-бытовые сюжеты появляются с 11-12 века в японской живописи, с 15-16 века в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16-17 века), Средней Азии и др. П. Лосенко, И. А. Акимов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция, в т. ч. портретная (М. Романтические веяния сказались и в русском историческом жанре. Его название «Vanitas» переводится с латыни как «тщеславие, суета» и восходит к библейскому стиху: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета. ». Песенно-поэтический характер «Разина» выражен и в колорите. Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ).
Андреевич-Кун (Сербия). При этом история народа ранее ХХ в. в фильмах представлена крайне скудно. Так, наряду с картинами, посвященными далекому прошлому, Илья Ефимович Репин выполнил и ряд полотен изображавших современные ему события («Не ждали», «Отказ от исповеди»). Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг. ). Традиционные религиозные сюжеты наполняются мирским содержанием, нарастает реалистичность работ (они пишутся с учётом законов анатомии и линейной перспективы), у картин появляется пластический объём, а на заднем плане изображаются пейзажи либо интерьеры. Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, государств и др. ) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. Мейссонье во Франции, Х. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ).
Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Отечественный кинематограф тоже не обошел данный жанр (исторический) стороной.
Это граничит с возникновением нового направления – реализма. Песни и разгул. Холст, масло. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т.