Период XVIII и XIX веков в целом характеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а позднее в поверхностном костумбризме. В последние десятилетия вклад Испании в мировое искусство внесли выдающиеся художники и скульпторы: Тапиес, Антонио Лопес, Барсело, Чильида, которые выразили себя в творениях исполненных огромной авторской индивидуальности. Романтизм, развивавшийся в Испании с 30-х годов XIX века, получил под влиянием неудач буржуазно-демократического движения преимущественно созерцательно-ретроспективную направленность, наложившую отпечаток и на все искусство второй половины XIX века. Однако в испанском искусстве импрессионизм был эпизодическим явлением, носившим скорее подражательный, нежели самобытный характер. Если творчество талантливого рано умершего Ордоньеса в целом развертывалось в рамках ренессансных традиций, то искусство Алонсо Берругете, одного из самых выдающихся испанских скульпторов, — пример того, как видоизменялись в Испании классические идеалы.
Однако испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Для искусства Испании характерна декоративность, капризность изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Испанское прикладное искусство первых веков христианства соединило традиции римской классической культуры и вестготского «варварского» стиля. Искусство периода Реконки-сты — борьбы с маврами (VII—XV вв. ) — развивалось в условиях обособленности исторических областей Испании и каждая из них приобрела неповторимое культурное своеобразие. Великий испанский живописец приехал в Италию в расцвете творческих сил его имя было здесь известно, его мнением об искусстве интересовались итальянские мастера.
Проникновение ренессансных форм в испанское искусство можно проследить уже около середины 15 в. Но ростки нового проявились лишь в области живописи архитектура и скульптура сохраняли готический характер. Историческая действительность находила в целом довольно слабое отражение в испанской художественной культуре 19 в. и особенно в изобразительном искусстве.
Введение подобного мотива как бы совмещает в изображении прекрасного юноши настоящее и прошлое, придает его образу многоплановый оттенок. Особенно значительны три памятника: скульптуры апостолов, украшающие капеллу св. 1670, Дрезденская галлерея «Непорочное зачатие», ок. Эта среда оказалась наиболее благоприятной для развития дарования Греко.
Его пространство как бы охвачено спокойным и четким ритмом кругового движения двухъярусной колоннады (внизу — тосканского, вверху — ионического ордера), которая поддерживает обходную галлерею. Однако скульптура по-прежнему оставалась всецело подчиненной культовым целям ее изобразительный репертуар из которого исключались образы светского содержания (в частности, получивший широкое распространение в других европейских странах скульптурный портрет), был чрезвычайно узким.
Достигнута неразрывная связь человеческих фигур с окружающей средой исчезло ощущение фона, сохраняющееся еще в «Сдаче Бреды». К этому времени художественные идеалы испанских живописцев заметно изменились. Кажется, в насмешку назван «Смеющимся Демокритом» (1630 Мадрид, Прадо) немолодой оборванец с вульгарным плутовским лицом уличного попрошайки.
мусульманами, жившими на территории христианской Испании. Однако новый исторический этап, на который приходится творчество Мурильо, наложил неизгладимый отпечаток на его искусство. Его ранние работы отражали натурализм Караваджо с использованием приглушенной коричневой палитры, простого, но не резкого освещения и религиозных тем изображенных в естественной или домашней обстановке, как в его картине «Святое семейство с птичкой» (ок. 1600) — чистый и скромный образ набожной испанской девочки. В Мадриде господствующее положение занимало придворное искусство. Нередко вот таким образом трудно провести четкую грань между его портретами определенных лиц (обычно монахов) и некоторыми изображениями святых католической церкви, отличающимися почти портретной достоверностью.
Период исабелино ярко проявился в творчестве одного из самых оригинальных испанских скульпторов, Хиля де Силоэ (работал в 1486—1505 гг. ). Эмоциональный строй этой картины отличается удивительной сдержанностью. Она стремительно бросилась к Марии, готовая упасть перед ней на колени. В Испании искусство романского периода представляло собой плавный переход от предыдущих прероманских и мосарабских стилей.
Картины построены на соотношении светлых и темных плоскостей и крупных цветовых пятен. Ученик Санчеса Коэльо, более суховатый и мелочный по живописной манере Хуан Пантоха де ла Крус (1549— 1609), с такой же достоверностью передавал облик своих моделей. В 12 в. испанскими мастерами были созданы произведения высокой художественной ценности. Из-за фронтона виднеется огромный купол собора. 1637 Прадо) или овеянный благородным изяществом образ «Дамы с веером» (ок.
Зрелым мастером проявляет он себя и в другом произведении — гробнице кардинала Сиснероса в университетской церкви Алькала де Энарес (1519). Чудесное появление ангела, который сообщает св. в испанской культуре произошел важный качественный перелом.
в 1543 г. ). Однако и у Чурригеры проявились характерные черты испанской барочной архитектуры. Однако оно не имеет аналогий ни в архитектуре барокко в Испании, ни в других странах.
Что касается красочного строя картины, написанной в широкой и свободной манере, то ее редкий по красоте, богатый оттенками и рефлексами колорит может служить великолепным образцом мощной тональной живописи Риберы.
В картинах Сурбарана оживает монотонный размеренный обиход испанских монастырей. Здание производит впечатление цельности и торжественной внушительности. Бодегон.
Урсулы в Толедо. Их чувства показаны очень сдержанно, но за внешней элегантностью облика испанского полководца ощущается благородство его натуры. Но в эту ставшую как будто привычной тему Веласкес внес нечто принципиально новое. «Маха одетая» (La maja vestida, ок.
Его виртуозная, словно эмалевая техника живописи близка к приемам нидерландской школы 15 в. Старое и новое тесно слиты в творчестве Моралеса. Экстатические образы Греко похожи на бесплотные тени. В целом Высокое Возрождение не дало в Испании сколько-нибудь заметных плодов, зато испанский вариант маньеризма (этот стиль, пришедший на смену Ренессансу, отличается повышенным спиритуализмом изломанностью линий, напряженностью поз) с гениальной силой воплотился в творчестве Эль Греко (El Greco, буквально — «Грек», уроженец острова Крит, 1541—1614).
В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» (1614) художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. Одним из внешних выражений этого факта было основание ведущими живописцами в 1660 г. Севильской Академии, своего рода свободной творческой организации, содержавшейся на средства ее членов. Тема мученичества занимает значительное место и в его картинах на мифологические сюжеты.
Ведущие мастера мадридской школы-— Клаудио Коэльо (1642—1693), Карреньо да Миранда (1614—1685), Франсиско Риси (1608—1685)—в своих картинах, фресках, портретах достигли большой высоты живописной техники, умело используя сложную перспективу архитектурных интерьеров, эффекты света, декоративность красочных созвучий. Однако в целом испанская знать не утратила, по словам К. Маркса, своих «вредных привилегий» и заняла господствующие позиции в системе государственного управления. Подобный прием отличен от принципов «бриллиантовой рустовки» некоторых итальянских построек, основанной на насыщении каждого камня повышенной объемной выразительностью и усиливающей воздействие всей массы здания. На родине Ордоньес создал по заказу Карла V гробницу его родителей Филиппа Красивого и Хуаны Безумной (1513 королевская капелла в Гранаде).
Мартина, св. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Готический стиль в Испании господствовал главным образом в церковном зодчестве и лишь отчасти в сооружении укрепленных замков и крупных общественных зданий. Рибера ставит своей целью воспроизвести взятую «с улицы» натуру во всей ее несколько нарочитой неприкрашенности. Михаила в соборе. Это не просто нарядная вышивка, а целая картина типичного для Греко призрачного характера.
Другой пейзаж, со светлой оградой и темными кипарисами, написан в рассеянном свете. Первые признаки зарождения нового стиля проявились в интерьере церкви Сан Хуан де лос Рейос (1476) в Толедо архитектора Хуана де Гуаса. Поэтическое чувство нередко подменяется у него слащавой умиленностью. Голубой период Пикассо (1901-1904 гг), который состоял из мрачных, тонированных картин, попал под влияние поездки через Испанию.
В 1640-е гг. Интересы крепнущей королевской власти сталкивались с интересами светской и духовной знати. Однако и здесь эмоциональное переживание как бы глубоко спрятано. 1617), видоизмененная реплика с которого находится в Будапештском музее. К этому времени мастерство Гойи достигает своего пика, «Молочница» — наиболее технически абсолютное произведение Гойи.
В художественном отношении фреска уступает предыдущей. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 10, стр. Художнику удалось создать очень чистый и светлый образ. Церковь не только разрушала производительные силы страны, подвергая массовому истреблению «еретиков»—чаще всего представителей наиболее активных торгово-промышленных слоев населения, — она с фанатичным изуверством душила всякое свободное проявление мысли, жестокими тисками сковывая живую душу народа. Скульптура и архитектура Рима отличаются величием и монументальностью. Екатерина» (ок. Мадрид и Севилья были по-прежнему основными центрами художественной жизни.
В некоторых («Смерть св. Позже он включил в свои работы элементы фламандского барокко Рубенса и Ван Дейка. «Маха обнаженная» (La maja desnuda, 1797—1800) несет на себе отпечаток вкуса XVIII столетия с его чрезмерностью и искусственностью.
Великолепный дворец-город Мадина аз-захра близ Кордовы был построен в X веке для династии Омейядов халифов Кордовы, он должен был стать столицей исламской Андазузии, раскопки ведутся до сих пор. Художник несомненно использовал некоторые маньеристические приемы. Внешний вид церкви строг и по-готически традиционен.
Упадочные тенденции проявились и в области светской архитектуры. Между тем лишь немногие из них могут быть признаны работами мастера. Бонавентуры (1629), где ярко проявилось художественное своеобразие мастера.
Лаврентий» (1636 Эрмитаж) душевное состояние героя показано очень сдержанно: слегка откинуто назад обращенное к небу мужественное лицо, правая рука прижата к груди. Сказывается и известная зависимость от традиций караваджизма. Испанская живопись второй половины 17 в. также испытывала глубокий кризис.
В Валенсийском соборе кисти обоих мастеров принадлежат картины главного алтаря, посвященные жизни девы Марии (1507). Стилевые принципы барокко, хотя еще в сдержанных формах, отличают фасад собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде (1626—1651) архитектора фра Франсиско Баутисты, работавшего в 1632—1667 гг. В портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601 Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Греко создал сложный и глубокий образ религиозного фанатика. Дама из Эльче (вероятно, IV век до н. э. ), возможно, представляет Танит, но также демонстрирует эллинистическое влияние, как и Сфинкс из Агоста и Бича из Баласоте VI века.
Большая гранитная галерея примыкает и к стене южного нефа церкви Сан Висенте в Авиле (11 —13 вв. ) — прекрасного памятника романского искусства в Испании, выделяющегося строгостью и благородством своей архитектуры и высоким мастерством скульптурного оформления портала.
Среди произведений мастера есть образы, характер которых раскрывается сравнительно просто. Римские храмы достаточно хорошо сохранились в Вике, Эворе (ныне в Португалии) и Алькантаре, сохранились также их элементы в Барселоне и Кордове. В этой картине меньше, нежели в «Вакхе», акцентированы мотивы реальной действительности. Некоторые восходящие к бодегонес приемы отличают и «Поклонение волхвов» (1619) в Прадо.
Оформление церковных интерьеров отличалось гнетущей пышностью. Отпечаток Востока просматривается во многих чертах местного искусства и сегодня.
Включение новых ренессансных элементов в местную, еще во многом средневековую архитектурную систему производит в данном случае впечатление не эклектического смешения традиций, а их органического слияния в целостный художественный образ. При всей реакционности эти идеи заключали в себе некоторые «еретические» положения, первоначально отвергнутые официальным католицизмом, а впоследствии использованные им в своих интересах. 1560-1624 гг) и Франциско Эрреры Старшего (1590-1654 гг). Возможно, по сравнению с произведениями Понтормо или Бронзино испанские портреты могут показаться архаичными, даже несколько примитивными. Зрелая стадия платереска относится к первой половине 16 столетия.
Греко как бы извлек из венецианской системы колоризма ее глубокую византийскую подоснову. Служба в инквизиции в качестве цензора (он контролировал сюжеты картин) не мешала ему увлекаться гуманистическими идеями. Идеализирующая тенденция его творчества наложила отпечаток и на ранние работы его талантливого ученика в Гранаде Педро де Мена (1628—1688). Диего Веласкес (1599-1660 гг) был ведущим художником при дворе короля Филиппа IV.
Ее богатство было порвждено в первую очередь откровенным колониальным хищничеством. Часто строителями соборов выступала не городская община, а соборный капитул. 1638 Эрмитаж), суровый, хмурый стареющий вельможа дон Хуан Матеос (ок. Василия» (Севилья, Музей) относятся к 1639 г. В луврском полотне св. Самым искусным «режиссером» Этих своеобразных театрализованных зрелищ был мурсийский мастер Франсиско Сарсильо (1707—1783), автор многофигурных «пасос» изображавших «Страсти Христа» (Мурсия, церковь Эрмита де Хесус).
Сами пряхи изображены на переднем плане в полумраке скромной гобеленной мастерской. 1528—1579). Бодегоны получили распространение в Италии в XVI веке под влиянием идей основоположника «реалистической» картины художника Микеланджело да Караваджо (Michelangelo Merisi de Caravaggio, 1573–1610).
Бруно (Севилья, Музей), запечатленного словно в момент теологического диспута, но гораздо чаще Монтаньес изображает состояние глубокой задумчивости, созерцательности («Св. Картина «Менины» (по-португальски менина — молодая девушка-аристократка, которая находилась в качестве фрейлины у испанских инфант, вот таким образом картину называют также «Фрейлины» или «Придворные дамы») переносит нас в сумрачную обстановку просторной дворцовой комнаты.
Ему вторят движение мягких складок покрывала, занавеса, очертания ленты у зеркала. Самая известная серия его картин – это Мрачные (Черные) Картины, написанные в конце его жизни. Снизу, у подошвы горы, город почти не виден за скрывающими его укреплениями. 1648 Лондон, собрание Уоллес).
Бруно», Кадис, Музей «Св. Валенсийцы Эрнандо Яньес де Альмедина (ум. Этот период открывается одним из ранних живописных циклов, посвященным жизни св.
Он состоит из трех монументальных арок. Среди памятников этого времени наиболее известен дворец маркизов Дос Агуас в Валенсии (1740—1744), построенный по проекту Ипполито Ровира. Лаконизм и строгость изобразительного решения соответствуют существу портрета — среди произведений Веласкеса это один из наиболее сложных по внешней «замкнутости» образа и по скрытому в нем богатому внутреннему содержанию. Св. Оттенок прозаичности придан изображению самого Аполлона.
Сеговийские церкви 11—12 вв. Это было своеобразное подобие «школы Фонтенбло», хотя и значительно менее яркое и гораздо сильнее проникнутое идеями католицизма.
Во многих городах Испании, особенно в Саламанке, были сооружены красивые жилые дома. Мудехар (Mudjar) – это термин, обозначающий произведения искусства и архитектуры, созданные этими людьми. Творению Вергары нельзя отказать в известной оригинальности.
В то время как Пикассо беспокоило, что, если он скопирует картину Веласкеса, то это будет выглядеть только как копия, а не как уникальное произведение, он продолжил делать это и огромная работа – крупнейшая из созданных им со времен «Герники» в 1937 году – заняла значимое место в испанских канонах искусства. Искусство Берругете — искусство страстного душевного порыва, драматических конфликтов.
Затем художник переселился в Италию, в Венецию, а в 1570 г. в Рим. Естественно, огромным было и влияние на Испанию культуры Рима.
Эль Греко (1541-1614) был одним из самых индивидуалистических художников того периода, он разработал очень маньеристский стиль, основанный на его происхождении из пост-византийской критской школы, на контрасте с натуралистическими подходами преобладавшими тогда в Севилье, Мадриде и других регионах Испании. Первыми живописцами, которые вступили на путь реализма, были работавший в Валенсии Франсиско Рибальта (1551/55—1628), севильянцы Хуан Роэлас (1558/60 – 1625) и Франсиско Эррера Старший (1576—1656).
Это относится к Франциско Байе-и-Субиасу (1734-1795 гг), опытному мастеру фресковой живописи и Мариано Сальвадору Маелле (1739-1819 гг), оба они развивались в направлении строгого неоклассицизма Менгса. Таким образом исламское искусство Испании оказывает и всемирное влияние. Инеса» (1641 Дрезден, Картинная галлерея) — составляет глубина человеческого переживания.
Открытие Греко превратилось в своеобразную сенсацию. Старинные акведуки, цирки, театры, форумы и общественные бани привлекают тысячи туристов. Ее главой стал выдающийся мастер севильской школы Хуан Мартинес Монтаньес (1568—1649). В полотнах 1630-х гг.
Все пронизано воздухом, причем, как справедливо заметил один исследователь, создается впечатление, что в картине колеблется тот же воздух, «которым дышат смотрящие на нее». Франциск Ассизский (ок. Власть империи базировалась главным образом на военной силе. Национальная галлерея).
Они далеко не определяли подлинное лицо скульптуры «золотого века», но сам факт возникновения этой антихудожественной тенденции свидетельствует об исключительных трудностях, которые возникали перед настоящими талантливыми мастерами. Его карьера при дворе — это карьера придворного, как бы медленно восходившего по иерархической лестнице освященных традицией официальных должностей, вплоть до гофмаршала двора (в 1656 г. ). Ее место в соборе Эскориала было отдано полотну посредственного итальянского живописца.
В образе шута и урода, служивших любимой забавой короля и скучающих придворных, художники стремились к передаче главным образом особенностей их необычного облика, деталей «шутовского» костюма. И в картине «Мученичество св. Авила расположена на скалистом холме в центральной части Кастилии, на высоте более 1000 м над уровнем моря. Создается полное ощущение окружающей фигуру реальной среды.
Однако видение природы у Веласкеса лишено поверхностности и случайности. Упомянутые произведения, так же как интересный по своей сложной многокупольной композиции собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677) работы художника и архитектора Франсиско Эрреры Младшего (1662—1685), свидетельствуют о том, что архитектура барокко в этот период еще только зарождалась на испанской почве. Бонавентуры Фомой Аквинским», в котором событие средневековой католической легенды перенесено художником в обстановку современного ему монастырского быта. В духе народной жанровой сцены написано одно из последних произведений мастера — луврское «Поклонение пастухов» (1650), в котором господствует ясный дневной свет, — здесь все просто, возвышенно и человечно.
Эскориал — одно из самых значительных произведений в истории испанской архитектуры.
Заслуживает внимания само изображение чудес в творчестве Сурбарана. Художник хорошо знал итальянское и нидерландское искусство. Уже в своих первых произведениях Веласкес ищет новых, самостоятельных путей в искусстве. Хотя в «Менинах» сочетаются черты бытовой картины и группового портрета, произведение это выходит за пределы данных жанров. Без королевского спонсорства многие испанские художники продолжали работать в стиле барокко при создании религиозных композиций.
Живописное выполнение картины во многом неровно. Выдающимся живописцем этого периода и самым известным испанским художником до признания заслуг Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко в XIX веке был Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682 гг). Особенно выразительны лица, в которых тщательное изучение натуры сочетается с внутренней силой чувств, достигающей иногда большого напряжения («Евангелист Лука», 1627—1628 Валенсия, Музей). 1580—1648) — церкви Иезуитской коллегии в Саламанке (заложена в 1617 г. завершение верхней части здания и строительство внутреннего двора коллегии относится к середине 18 в. ), воспроизводящей в плане тип иезуитского храма, в частности римской церкви Джезу, — заметно, в противоположность строгой каноничности стиля Эрреры, стремление к большей декоративности и композиционной свободе. Его влекло изображение глубоких душевных переживаний («Св. в 1543 г. ) и Дамиана Формента (1480—1543).
Наивысший расцвет местного исламского искусства приходится на десятый век.
Помимо технических аспектов, темы и дух Возрождения были преобразованы, чтобы соответствовать испанской культуре и религиозной среде. Начиная с сильной фламандской традиции подробной и гладкой манеры письма, что показано в работах Франциско Пачеко (1564-1642 гг), в течение долгого времени развивался натуралистический подход с влиянием Хуана де Роеласа (ок.
Аналогия подобного портала с испанским заалтарным образом (ретабло) несомненна, тем более что на рубеже 15—16 столетий искусство ретабло достигло в Испании высшего расцвета. м. В Эскориале насчитывается 11 внутренних дворов и 86 лестниц. Известными художниками-представителями маньеризма были Висенте Хуан Масип (1475-1550 гг) и его сын Хуан де Хуанес (1510-1579 гг), художник и архитектор Педро Мачука (1490-1550 гг) и Хуан Корреа де Вивар (1510-1566 гг). Правда, этого ему удается достичь не сразу.
В 1612 или 1613 г. он навсегда уехал в Италию. Одна из самых знаменитых работ мастера, написанная в этой новой манере, — «Менины» (Las Meninas, 1656, Прадо). Но, постепенно постигая человеческую индивидуальность, Рибера создает одно из самых своих замечательных произведений — дрезденского «Диогена» (1637). Образный строй картины приобретает маньеристический оттенок. Трудно разграничить здесь творчество архитектора и творчество скульптора. Здесь он пишет в точном, реалистическом стиле, основанном на исследования голландских и испанских мастеров, но с темой, которая растворяет границы между органическим и механическим и которая больше похожа на кошмарные сцены нидерландского живописца Иеронима Босха, чей «Сад земных наслаждений» создал модель для центральной спящей фигуры в работе Дали.
Жизнь Мурильо (1617—1682), последнего крупного испанского живописца 17 в., прошла безвыездно в Севилье, где он пользовался исключительной известностью. Не менее выразителен и образ Юстина Нассау, сгорбившегося словно от внутренней тяжести. Тереза», Вальядолид, Музей «Скорбящая богоматерь», Вальядолид, церковь св. Приемы художника подчас очень необычны. Наоборот, сильный властный характер угадывается в юной Изабелле-Кларе-Евгении, будущей правительнице Нидерландов (Прадо). Как известно, сам Иннокентий X, увидев законченный портрет, воскликнул: «Слишком правдиво. » Однако он благосклонно принял его, а Веласкеса наградил золотой цепью.
Этот портрет имел большой успех в Риме. Толеданский художник Хуан Баутиста Майно (ок. Для утверждения своего господства Фердинанд и Изабелла, которые получили от римского папы официальное наименование «католических королей», опирались на учрежденную в 1480 г. инквизицию.
Молодость Берругете прошла в Италии, где он учился у Микеланджело, копировал античные статуи. Подлинным увенчанием творчества Веласкеса являются два его находящихся в Прадо произведения—«Менины» (1656) и «Пряхи» (1657). В Испании, как и в других странах, к королевскому двору приглашались итальянские мастера.
1509—1586), работавший в своем родном городе Бадахосе. Однако возвышение, «обожествление» мифологических персонажей приобретает здесь оттенок иронии, оно как бы дано художником «не всерьез».
Даже среди величайших испанских архитекторов Антонио Гауди (1852 – 1926) выделяется своей устремленностью ввысь и в будущее. Все эти обстоятельства осложнили и насытили противоречиями эволюцию искусства испанского Возрождения. Своеобразна и сама скульптура. Несколько испанских художников были наняты двором – редким исключением был Мигель Хасинто Мелендес (1679-1734 гг) – и потребовалось некоторое время, прежде чем испанские художники освоили новые стили рококо и неоклассицизм. Нижний этаж утяжелен массивной рустовкой. В дальнейшем (особенно в цикле гваделупского монастыря) художник обратился к более сложному решению пространства и свето-воздушной среды в живописи у него становится преобладающим общий серебристый тон. и 19 г н. э.
«Менипп», насмешливый старик, вполоборота смотрит на зрителя «Эзоп», большой и нескладный, с отекшим лицом, безразличен ко всему окружающему. Он согласился писать картину при условии организации конкурса, в котором должны были принять участие и придворные художники и одержал блестящую победу (в 18 в. картина эта погибла при пожаре королевского дворца). Так, парчовая риза св. «Кузница Вулкана» чрезвычайно интересна и с точки зрения развития живописного метода Веласкеса.
Фомы в Авиле (находятся в Прадо). 1614 г. Думбартон-Окс). И хотя его скульптурам («Мадонна», Гранада, собор «Мадонна ла Соледад», Гренада, церковь св.
Безжизненное тело Христа (в испанской скульптуре его изображение представляло единственную возможность запечатлеть обнаженное человеческое тело) сохраняет идеальность пропорций, но в целом оно создает впечатление бесплотности, хрупкости, некоторой угловатости форм, что соответствовало религиозным требованиям в изображении бренной телесной красоты. В формах ретабло собора в Уэске (1520—1541) работы Дамиана Формента еще чувствуется связь со средневековьем. В упомянутой выше книге (вышла в Севилье в 1649 г. ) Пачеко во многом выказывает себя сторонником романизма. В период творческой зрелости лирическая тема не играла значительной роли в его искусстве. Его живописное видение проявилось здесь необычайно ярко.
У него властное грубое лицо широкие складки одежд драпируют могучую грузную фигуру. Отмеченная уже чертами художественной зрелости картина «Мученичество св. Но цветовое звучание фигуры Вакха (некоторые исследователи считают, что она была переписана Веласкесом после посещения Рубенсом Мадрида), построенное на сочетании серебристо-перламутровых и светло-красных с сиреневым оттенком тонов, уже предвещает будущего Веласкеса, одного из величайших колористов мировой живописи. Проявились они в живописи ибо трудно найти в Испании 17 в. другого художника, нежели севильский мастер Хуан Вальдес Леаль (1622—1690), творчество которого столь сильно было бы проникнуто исступленным фанатизмом, так далеко отошло от традиций «золотого века».
Цветовой строй Греко необычайно одухотворен. Однако передача душевной эмоции подкупает у Моралеса своей искренностью, особенно в произведениях лирического плана, как, например, в поэтической картине «Богоматерь с младенцем» (ок. Но, в отличие от образов итальянского Ренессанса, произведения Берругете, среди которых особенно известны деревянные полихромные статуи ретабло церкви Сан Бенито в Вальядолиде (1532), полны драматизма и смятения.
Правда, общая картина развития ее отличается пестротой и отсутствием стилевого единства. Стилистически фронталес близки к современным им стенным росписям. Но художник не хочет унизить изображенных. Благодаря этому его произведения, написанные как бы «одним дыханием», являются образцами абсолютного мастерства, не имеющего ничего общего с чисто внешней формальной виртуозностью. Испанская культура в начале 16 столетия испытывала растущее воздействие Италии.
Ее непомерно большая фигура господствует во всей композиции. Художественный процесс приобрел черты большей целостности. И в то же время общие принципы развития испанского барокко проявились здесь так же последовательно, как и в других областях. С одной стороны, это была тесно связанная с архитектурой декоративная скульптура.
Испанское общество было увлечено культурой итальянского Возрождения. Особенно необычно для традиционного изображения евангельского сюжета такое произведение, как «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. Многие музеи предлагают богатейшие коллекции относящихся к римскому периоду предметов искусства. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины.
Иное впечатление производят те произведения Сурбарана («Видение святому Педро Ноласко распятого Петра», 1629, Прадо или некоторые картины из цикла монастыря в Гваделупе), где преобладает настроение религиозной экзальтации. Известные испанские художники, представители нового стиля – Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685 гг), Франсиско Ризи (1614-1685 гг) и Франсиско де Эррера Младший (1627-1685 гг), сын Франсиско де Эрреры Старшего инициатор натуралистического акцента в школе Севильи. Но она имела и более глубокие корни в национальном зодчестве. Творчество Рибальты, Майно и Санчеса Котана было созвучно караваджизму.
Яркое свидетельство зрелого искусства Веласкеса — его картина «Сдача Бреды» (1634—1635 Прадо), запечатлевшая падение в 1625 г. голландского города-крепости – одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для Испании войне с Нидерландами. Картины Берругете для библиотеки дворца в Урбино свидетельствуют о том, насколько серьезно овладел он приемами ренессансной живописи. Не все они равноценны. Резкие контрасты светотени подчеркивают материальность выступающих на темном фоне крупных монументальных фигур («Апостол Петр» Валенсия, Музей).
Внутри общая композиция фонаря отличается исключительной оригинальностью. Но если религиозные композиции мастера одухотворены глубоким и возвышенным чувством, то здесь торжествует показ бессмысленно звериной жестокости, физической муки («Аполлон и Марсий», 1637 Брюссель, Музей изящных искусств).
они возникли в Испании раньше, чем в других государствах Европы. В одном из пейзажных этюдов изображающих живописные уголки парка виллы Медичи (1650—1651 Мадрид, Прадо), художник передает движение света, напоенность воздуха солнечными лучами. 1507—1577) испанского скульптора, также учившегося в Италии.
Многосторонняя одаренность Кано проявилась здесь с подкупающей силой. Это можно ясно увидеть в картине «Донья Хуана Ла Лока» – знаменитой ранней работе Прадильи. Насколько бледны и даже слащавы его идеальные образы, настолько выразительны, например, в своей неумолимой жестокости участники побиения св. Основу лучших работ художника — будь то трагически скорбное «Оплакивание Христа» (1637 Неаполь, монастырь Сан Мартино) или знаменитая «Св.
Некогда «сердце Испании», древний Толедо в 16 в. стал приютом старой феодальной аристократии. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Оба они долго жили в Италии.
Грозные неприступные стены окружают город со всех сторон. Образ Инесы — это воплощение целомудренно чистой, трогательной и светлой юности. Помимо сорока портретов Филиппа работы Веласкеса, он писал портреты других членов королевской семьи, в том числе принцев инфант (принцесс) и королев. Например, в «Тайной вечере» исполненные в натуральную величину фигуры Христа и двенадцати апостолов восседали за настоящим накрытым столом.
Бонавентуры особенности его художественного языка в той или иной мере сказались и в других его известных полотнах 1630-х гг. Он пишет в это время главным образом картины в жанре бодегонес.
Иногда эти качества проявляются более эмоционально, например в образе св.
С большой выразительностью запечатлевал он страдание, скорбь, боль, смятение чувств. Духом парадной зрелищности и повышенной декоративности овеян главный, западный фасад кафедрального собора в Сант Яго де Компостела (1738—1747), заменивший древний романский фасад. Есть много точных и подробных исследований изображений, созданных им в юности под опекой отца, а также редких произведений периода его старости, которые ясно демонстрируют, что в работах Пикассо была твердая основа из классических методов.
Гойя тонко почувствовал потребность общества в новом художественном языке на смене веков, эти настроения он отразил в двух шедеврах коллекции музея Прадо: «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Столь присущая Сурбарану конкретная вещественность изображения проявилась в его натюрмортах, лучшим образцом которых является натюрморт 1633 г. (Флоренция, собрание Контини-Бонакосси). мир воображения и конкретной иррациональности объективно мог стать столь же очевидным. Но смелый мотив «открытия мира» подчинен в картине религиозной идее. В Риме, загруженный поручениями короля и исполнением ряда заказанных ему портретов, большинство из которых не сохранилось, Веласкес в немногое свободное для себя время пишет пейзажи на вилле Медичи, а также замечательный портрет своего ученика и слуги Хуана Парехи (1649 Солсбери, собрание Раднор).
Таким образом, данный стиль является частью более широкого периода барокко в искусстве. Тот же принцип применен и в их резких неожиданных ракурсах. Впечатление безмятежного, разлитого в природе и охватившего людей покоя рождает эрмитажная картина «Отдых на пути в Египет» (1665/70) сценой бесхитростного, немного сентиментального семейного счастья кажется «Святое семейство» (1645—1650 Прадо). Напротив, с 1650-х гг.
Все части его декора — человеческие фигуры, фантастические растения, завитки лент и волют изображение облаков и кувшинов с выливающейся водой (символ фамилии владельцев дворца — агуа по-испански означает вода), раковины и солнечные лучи — словно охвачены одним движением какой-то тягучей массы. Некоторые образы его обладают немалой художественной убедительностью («Богоматерь с кинжалами» Вальядолид, Музей). И все же Испания не знала столь мощного ренессансного движения, как другие страны Европы.
Процесс вырождения архитектуры еще сильнее затронул творчество Нарсиса Томе (работал в 1715—1732 гг. ), кастильского архитектора, скульптора и живописца, автора капеллы (1721—1732), примыкающей к обратной стороне главного алтаря собора в Толедо. Отсюда некоторая архаичность внешнего облика здания. Для творческой эволюции Греко характерно нарастание мистицизма и трагического чувства обреченности. Само понимание скульптуры еще осталось готическим.
Скульптор изобразил и самого себя коленопреклоненным у ног покровителя собора — св. В их работах приемы реализма часто использовались в применении к романтическим темам. Попав сюда, словно переносишься в волшебный мир сказок незабвенной Шахерезады.
Подобно тому как захватывающие своей красотой образы нимф Гужона с его фонтана Невинных при всей своей необычайной изысканности далеки от бездушной холодности и вычурности маньеристических образов, так и яркая Экспрессивность «Жертвоприношения Авраама» Берругете — это не внешний прием, а выражение существа самих живых образов. Акведук в Сеговии, римские стены города Луго, мост Алькантара (104-106 гг н. э. ) и маяк Башня Геркулеса являются хорошо сохранившимися крупными памятниками, впечатляющими примерами римской инженерной мысли, если не всегда искусства. Его проект принадлежит испанскому архитектору Педро Мачука.
Уже в основном произведении последователя Эрреры, зодчего Хуана Гомес де Мора (ок. У него подвижное болезненное лицо, непринужденная поза, живой жест нервных рук. В иррациональном пространстве совмещается образ рая, земли и ада. С другой стороны, подспудное воздействие демократических тенденций было так велико, что собственно народное начало оказалось выраженным в испанской культуре 17 в. нагляднее, нежели в культуре других стран.
Тем не менее, наиболее популярным испанским художником начала XVII века был Луис де Моралес (1510. Христианское население мусульманской Испании разработало стиль мосарабского искусства, самыми известными сохранившимися примерами которого являются несколько иллюстрированных рукописей, несколько комментариев к книге Откровений астурийского Святого Беата (Беатус) Лиебанского (ок. Но в пору своего творческого расцвета, в 1630—1640-х гг., художник полон мощного ощущения реальной жизни и оно властно вторгается в сферу канонических религиозных представлений. Крупнейшим представителем северной школы был Грегорио Фернандес (ок. По бокам ретабло помещены статуи коленопреклоненных католических королей. Портреты Греко значительно более жизненны.
С поразительной для своего времени новизной и смелостью Веласкес решил в «Сдаче Бреды» историческую тему. К периоду зрелого платереска близко творчество Фелиппе де Боргонья (ум. Не случайно до недавнего времени большинство бодегонес связывалось с его именем.
С точки зрения итальянской живописи — это вполне «грамотные» произведения, в которых сказывается знание рисунка, перспективы, анатомии и моделировки фигур. Искусство Монтаньеса в большей степени, чем искусство его современников, было свободно от религиозной экзальтации и аскетической суровости: в нем преобладало восходящее к Ренессансу понимание гармонии пропорций и красоты форм человеческого тела, что отличает уже его раннее «Распятие» (Севилья, собор). Совсем иные задачи стояли перед испанской живописью, в которой на рубеже 16—17 вв. В ответ на горячую молитву девушки свершилось чудо: с неба слетел ангел, бросивший ей покрывало, а распущенные волосы скрыли ее нагое тело. Для последующего поколения — представителей классицистической доктрины — чурригереск стал синонимом творчества главы этой династии — кастильского зодчего и скульптора Хосе Чурригеры (1665—1725).
Для придворных кругов это увлечение выразилось в поверхностной моде на все итальянское. Площадь, занимаемая ансамблем, превышает 40000 кв. Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Он изображал многих библейских персонажей, в том числе Деву Марию с Младенцем.
Он отказался от традиционного парадно-аллегорического изображения и сумел не только глубоко объективно показать событие испано-нидерландской войны, но и подняться до стихийного осознания закономерностей исторического процесса. Своеобразен алебастровый портал дворца работы скульптора Игнасио Вергары. Дети едят, болтают играют в кости. В сцене «Усекновение главы Иоанна Предтечи» особенно заметны черты того беспощадно правдивого изображения мученичества и страдания, которое вообще отличает испанское искусство. Все элементы этой композиции связаны между собой: вертикальная устремленность ее основных членений подхвачена движением стройных плоских декоративных пилястр, плавные очертания аркады находят созвучие во входных порталах, круглых окнах, а также в медальонах, которые украшают стенную плоскость и завершают капители пилястр.
Римляне постепенно завоевали всю Иберию между 218 г до н. э. Многих евангельских персонажей у Греко сближает не только единство настроения, но также и большое внешнее сходство при многообрАзии эмоционально-психологических оттенков. Его изобразительный язык отличался чертами своеобразной упрощенности и лаконизма. В общественном сознании произошли глубокие сдвиги. Между обеими странами расширялись дипломатические, торговые и культурные связи.
Используя перспективу, Берругете стремился изобразить внутреннее пространство интерьера, в котором происходит действие, создать реальные образы людей, объединенных общим переживанием. Уже на первых этапах сложения испанского абсолютизма она стала его верным союзником. Написанный же вскоре после него портрет римского папы Иннокентия X (1650 Рим, галлерея Дориа-Памфили) буквально покорил итальянцев.
Стефана камнями в его одноименной композиции, хранящейся в музее Прадо. Около 1657 г. мастер написал свою картину «Венера с зеркалом» (Лондон. Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса» (1586 Толедо, церковь Сан Томе). Наметившийся в испанской живописи 15 в. процесс развития реализма значительно усилился в первых десятилетиях 16 столетия. Центром всего ансамбля является увенчанный куполом величественный собор.
Уже образ гранадского дворца Карла V нес в себе черты державного представительства. Изображение окружающей среды почти отсутствует, детали сведены к минимуму. Один из аспектов этой темы находит свое воплощение в «Мениппе» и «Эзопе» (ок.
— «Видении праведного Алонсо Родригеса» (1630 Мадрид, Академия Сан Фернандо), «Апофеозе Фомы Аквинского» (1631 Севилья, Музей) и в картине 1635 г. севильского музея изображающей чудо, которое произошло при посещении трапезной монастыря святым Гуго: вкушаемое монахами во время поста мясо в присутствии святого превратилось в угли. прозванного Эль Примо (двоюродный брат), Эль Бобо (дурачок) из Корин и карлика Себастьяно Мора (Мадрид, Прадо). Разочарованный своим неуспехом при дворе, Греко покинул Мадрид и поселился в Толедо.
Живописное видение Веласкеса в большей мере основывается на реальном соотношении тонов. Художник достигает ощущения торжественности этого момента умелой компоновкой фигур их уверенной пластической лепкой и звучностью богатой оттенками живописи.
В этот период художника особенно привлекает проблема световоздушной среды. Слово bodegon по-испански значит «харчевня»: так назывались жанровые картины с изображением поваров, кухарок, выпивох, сценок, разыгрывающихся в тавернах, кухнях, погребках.
1680—1742). Картина призвана прославлять торжество католицизма в завоеванных землях. Новый этап испанского искусства начинается в конце 15 столетия. Значительное место в его творчестве занимают статуи мадонны то в виде совсем юной девушки, то гордой небесной царицы с младенцем на руках (Севилья, Музей) исполненной величия и чисто земной прелести.
Не случайно, что оно было создано именно в Испании и что подобного памятника архитектуры не знает Европа 16 столетия. Но фронталес отличаются еще большей звучностью, яркостью и силой колорита.
Знаменательно складывалась судьба испанских городов. Особое организующее значение приобретает четко выявленное соотношение вертикальных и горизонтальных линий архитектуры комнаты и картин, висящих на ее стенах.
Иакова, фигура которого помещена на центральном столбе. Проявившиеся в картинах из жизни св. Бонавентуры» (Дрезден) и берлинское «Посещение св. Гойя написал портреты испанской королевской семьи, в том числе Карла IV Испаниского и Фердинанда VII.
Но кажущаяся непреднамеренность изображения подчинена продуманному замыслу. Себастьяна» (1628 Эрмитаж). Его разоряли феодальные поборы и войны. Реалистическое направление развивалось и в других городах Испании. Издали алтарь, заполненный множеством готических архитектурных и скульптурных форм, рождает впечатление мерцающей узорчатой поверхности.
Хусепе Рибера (ок. Еще одним отличительным аспектом был включение элементов стиля мудехар.
Варфоломея» (1630 Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды. Образный замысел этого произведения смел и необычен. Чаще всего мастер писал погрудные и поясные портреты, почти лишенные аксессуаров. Сходные черты можно заметить и в творчестве валенсийского живописца Хуана де Хуанеса (ок. Фомы»).
Бронзовые статуи (их авторы — итальянские мастера Помпео и Леоне Леони) изображающие застывших в молитвенных позах Карла V и Филиппа II в окружении своих семей, выступают на темном фоне больших гладких ниш по сторонам алтаря. Севильская Академия не породила нового поколения мастеров-реалистов, да и творчество ее основателей (в том числе и Вальдеса Леаля) часто развивалось совсем в ином направлении. И даже в «Кузнице Вулкана»—картине на мифологический сюжет — колорит лишен всякой условности. 1639—1640 Прадо).
В скульптуре южной Испании сильнее были выражены лирические черты.
Однако мастер смело вышел здесь за рамки канона. В архитектуре Эскориала можно обнаружить возникновение элементов классицизма и барокко здесь были предвосхищены и другие новшества 17 в., например тема купола, венчающего всю ансамблевую композицию. Но для жанра натюрморта можно еще было получить королевскую поддержку, это касалось таких художников, как придворный художник Бартоломе Монтальво (1769-1846 гг) и Луис Эгидио Мелендес (1716-1780 гг).
Так, следуя примеру Тициана, он изобразил обнаженную богиню лежащей на богатом ложе. Многочисленные постройки Эскориала выдержаны в едином строгом монументальном стиле. Это были, например, Фернандо Яньес де Альмедина. (1475-1540) и Фернандо Льянос, который продемонстрировал черты Леонардо в своих работах, в частности, тонкие, меланхоличные выражения и мягкость исполнения в моделировании черт. К прекрасным образцам зрелого испанского платереска принадлежат также Здание университета в Алькала де Энарес, главный фасад которого был создан по проекту Родриго Хиля де Онтанъон в 1540—1559 гг. и севильской ратуши (начата в 1527 г., архитектор Диего дель Рианьо).
Но в свою очередь нельзя отрицать того, что обладавшие могучей силой воздействия творческие идеи Караваджо ускорили процесс сложения тех художественных принципов, которые составили своеобразие этого этапа на почве Испании. 1537 г. ) и Эрнандо Льянос (ум.
Насаждение барокко в архитектуре Испании происходило не только «верхушечным» путем. для севильской церкви Каридад), пейзажи, написанные с большим поэтическим чувством («Исаак, благословляющий Иакова», 1650-е гг. Из стадии феодальной раздробленности Испания вышла уже к концу 15 столетия.
Эта эпоха — время господства готического искусства. Боковые галерей, нарушая пластическую замкнутость постройки, смягчают это впечатление. Декоративная система платереска Здесь в значительно большей мере подчинена выявлению структуры здания. Лучшими произведениями цикла являются «Молитва св. Образ отличается столь свойственной испанским мастерам суровой неприкрашенностью.
Греко еще не прибегает здесь к подчеркнутой деформации фигур. Особенно показательна в этом смысле деятельность Рибальты. Пачеко, человек большой художественной культуры, завоевал известность главным образом как опытный педагог, владевший обширными знаниями.
Пабло Пикассо посвятил «Менинам» целую серию своих работ. Внешний вид собора сильно изменен позднейшими перестройками. В одной из лучших его гравюр (1628) образ пьяного силена с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом олицетворяет необузданную стихию пьяного обжорства. Считается, что данный период начался в определенный момент после 1492 года и закончился или с Договором о Пиренеях в 1659 году, хотя в искусстве его начало откладывается до царствования Филиппа III (1598-1621 гг) или непосредственно перед ним и конец также относят к 1660 годам или более позднему периоду.
Гауди относят к когорте деятелей искусства, опередивших свое время.
Несомненно, что широкое участие в постройках принимали народные резчики по камню, сочетавшие традиции испанской готики и мавританской художественной культуры. Они более интимны, непосредственны, мягки по настроению. В созданной в Риме около 1630г. В картине зрелого периода «Урок катания на лыжах» очевиден его характерный язык знаков, цифр и черных линейных форм на более текстурированном и живописном фоне.
Все Это придало постройкам еще более причудливый характер, чем в Кастилии (семинария Сан Тельмо, 1724—1734, созданная архитектором Леонардо де Фигероа собор в Мурсии, 1737 — конец 18 в., зодчий Хаиме Борт). Еще позднее, уже во второй половине 15 столетия, готика проникла на юг, в Андалузию. Замысел произведения сложен и необычен.
Позже наступил период романтизма, представленный в истории живописи в работах Антонио Гисберта (1834-1901 гг), Эдуардо Росалеса (1836-1873 гг) и Франсиско Прадильи (1848-1921 гг). Главными очагами реализма «золотого века» на рубеже 16—17 столетий были Севилья и Валенсия — оживленные торговые города, в художественной жизни которых всегда сильнее и ярче, чем в других центрах Испании, проявлялись новые веяния времени. Визитная карточка музея — ритуальная скульптура «Дама из Эльче» (Dama de Elche, IV в. до н. э).
Духа» (после 1610 г. Прадо) «Поклонение пастухов» (1609—1614 Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Встреча Марии и Елизаветы» (ок. 1585 – 1649), будучи учеником Эль Греко, оказался, однако, свободным от влияния своего учителя и получил известность как одаренный мастер-реалист («Поклонение волхвов», Эрмитаж «Портрет монаха», 1635, Оксфорд, Эшмолен музей). Присущая его архитектуре открытость и возвышенность поражают людей во все времена.
1620 Лондон, Национальная галлерея). Разгром в 1521 г. испанским абсолютизмом восстания кастильских городских коммун, так называемого восстания «коммунерос», окончательно уничтожил их средневековые вольности. Не случайно его так привлекала тема мученического подвига, страдания человека. В значительной мере это новые образы, свободные от готической скованности и угловатости.
Кажется, что буря разметала его волосы и одежды. Как правило, здания чурригереска просты, даже традиционны по своей объемной композиции. Художник сообщает этим странным фигурам своеобразное величие.
Среди произведений подобного рода выделяется конный портрет маленького инфанта Бальтасара Карлоса (Прадо). Его прежде всего привлекает образ человека, простого изображенного без всяких прикрас. Таковы св.
Искусство Рибальты полно ощущения реальности и одновременно—в отличие от Караваджо — аскетически сурово, подчас не свободно от мистицизма, что проявляется в одном из самых его известных полотен — «Видение св. Пространство здесь как бы выходит за пределы полотна, так как сама королевская чета находится вне его. Эти черты возобладали в творчестве Хуана де Хуни (ок. Ранние произведения итальянского периода, например «Исцеление слепого» (ок.
Значительная часть испанского крестьянства была свободна от крепостной зависимости. Севильский художник Луис де Варгас (1502—1568), поклонник Рафаэля, в своей картине «Мадонна перед праотцами Ветхого завета» (1561 Севилья, Собор) подражает произведениям Вазари, добиваясь все же большей жизненности, особенно в трактовке второстепенных персонажей. Полихромная раскраска фигур еще более усиливает драматический эффект сцены. является самым развитым отдельным примером.
Бонавентуры», «Св. «Св. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города.
В некоторых жилых постройках этого времени сказались традиции мавританского зодчества (например, во дворце герцогов Монтерей 1539 г. в Саламанке). Грандиозный план создания мировой католической империи Габсбургов оказался несостоятельным. Только в одной из своих поздних картин он вновь обрел прежнюю художественную силу.
По существу, это тот же жанр бодегонес. Проект его (1563) принадлежал прошедшему обучение в Италии испанскому архитектору Хуану де Толедо.
В портрете молодого принца дона Карлоса (Прадо) художник не скрывает, что весь облик наследника престола отмечен печатью явного вырождения. Довольно крупные статуи располагаются в пространстве ниш. И в его творчестве сказывались средневековые традиции. -1586), Современники называли его «Божественный» из-за религиозной насыщенности его картин. Уже само сочетание розовато-малиновой одежды и жемчужно-серебристых кружев, покрывающих ее тонким узором, необычайно красиво. Этим объясняется, что именно в готический период окончательно сложилась наметившаяся еще в романское время чрезвычайно характерная для испанских церквей внутренняя планировка — вынесение хора из восточной абсиды в середину главного нефа.
Но он всегда оставался при этом художником своей темы. 1570 г. Прадо).
В 1642 г. он пишет «Хромоножку» (Лувр). В другом интересном сооружении, «Доме с раковинами» в Саламанке (1475—1483), крупные раковины — эмблема владельца дома, кавалера ордена Сант Яго, — в шахматном порядке наложены на плоскость стены.
Огромные по размерам, написанные свободным, пастозным мазком полотна Эрреры несут на себе как бы отпечаток его необузданного темперамента. Но если наступление абсолютизма на средневековые права городов в других странах Европы не воспрепятствовало дальнейшему росту буржуАзии, совершавшемуся под покровительством самой совершенной монархии, то в Испании, где, по словам К. Маркса, «города утрачивали свою средневековую власть, не приобретая значения, присущего современным городам» (К. Образ Елизаветы — это само воплощение сильного и непосредственного чувства. Зелень садов сочетается с шорохом фонтанов. ок.
как и внешний мир. » и эта цель может прослеживается в наиболее известном его произведении «Постоянство памяти». 1480—1493). Внося в гравюру столь присущие его искусству пластичность фигур и богатую, сочную светотеневую игру, Рибера запечатлевает этот мифологический персонаж как реально увиденную натуру.
Игнатий Лойола», «Св. 730 – ок.
В картине «Св. С другой стороны, в позднем творчестве мастера возобладало мистическое начало.
Даже в архитектуре зрелого платереска заимствование некоторых ренессансных конструктивных элементов мало затронуло готические основы "плана и конструкции зданий. И в то же время образы святых — само воплощение высшей духовной красоты.
Особенно известно его полотно «Мадонна мореплавателей» иногда поэтично называемая «Мадонной попутного ветра» (первая треть 16 в. Севилья, Алькасар). В своих лучших полотнах Мурильо сохранил, вопреки религиозному сюжету, ощущение реальности, народность образов, он часто вводил в композиции элементы жанра («Милостыня Диего де Алькала», 1645, Мадрид, Академия Сан Фернандо «Моисей, высекающий воду из скалы» из цикла 1671—1674 гг. Однако это уже язык не готических, а новых форм классического искусства. Отсюда столь типичное для абсолютных монархий Европы внесение в искусство этих стран ренессансных форм «извне», своеобразный «верхушечный» Ренессанс, насаждаемый правящим классом.
Эта легкая изящная система архитектурных форм, несомненно, организует всю композицию. Главные достижения стиля относятся к области фасадной композиции. Они защищают здание от чрезмерного нагревания солнечными лучами, создавая вокруг него своеобразную «теневую зону».
В картине «Лаокоон» (ок. В других субъективное восприятие приводит к искажению натуры. Но многофигурные композиции Хуана де Хуни 1540-х гг.
Эти два плана картины находятся в сложном взаимодействии.
Это сказывается и в религиозных композициях Муридьо и в его многочисленных «Мадоннах», написанных с черноглазых андалузок. Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. В дальнейшем развитии испанского зодчества то, что было скрыто в интерьере, словно вышло на поверхность здания и прежде всего на его фасад, как, например, в замечательных памятниках конца 15 в. —в церкви Сан Пабло и коллегии Сан Грегорио в Вальядолиде.
Особенно сильным было воздействие нидерландской школы, возросшее после посещения в 1428—1429 гг. Дух наживы разрушил иллюзии патриархального «земного порядка». Еще одним важным направлением для испанских художников была портретная живопись, которой активно занимались Антонио Гонсалес Веласкес (1723-1794 гг), Хоакин Инза (1736-1811 гг) и Агустин Эстеве (1753-1820 гг). Однако в действительности его жизнь в Мадриде была очень тяжелой. Лондон, собрание Веллингтон), который выдержан в общей золотисто-коричневой тональности и весь пронизан мерцанием серо-оливковых оттенков воздушного фона.
Из-за преобладания иллюзионистических эффектов это сооружение получило название Эль Траспаренте (что означает прозрачная завеса). Наиболее передовой областью испанского искусства этого периода была архитектура. Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития — побиения святого камнями. Другой период в испанской скульптуре Возрождения – барокко – охватывал последние годы XVI века, продолжался в XVII веке и достиг своего окончательного расцвета в XVIII веке, создав подлинно испанскую школу и стиль скульптуры, более реалистичной интимной и творчески независимой по сравнению с предыдущей, которая была привязана к европейским тенденциям, особенно тенденциям Нидерландов и Италии.
Этот величественный старец изображен сидящим в естественной позе. Он создает в 1634—1636 гг. Его художественное видение необычайно конкретно и лишено элементов фантастики (это качество присуще всему испанскому искусству 17 столетия). Какой бы области живописи ни коснулся Веласкес, всюду он создавал нечто новое.
Если на первых порах американское золото активизировало развитие испанской экономики, то последствия «революции цен», вызванной колоссальным золотым потоком, хлынувшим из Нового Света, раньше всего сказались именно в Испании, где они приобретали поистине катастрофические формы. В правой части композиции изображена группа испанцев, над которыми возвышается лес стройных копий (эти поднятые к небу копья сразу привлекают внимание зрителя и не случайно в Испании веласкесовское полотно часто носит название «Копья»). Своеобразие культуры «золотого века» тесно граничит с особым, отличным от других европейских государств соотношением классовых сил в испанском обществе. Пиренейского полуострова Яном ван Эйком. Это изображение сновидения Филиппа II (1580 Эскориал).
Нередко поиски повышенной выразительности образов придавали их произведениям подчеркнутую экспрессивность и напряженный драматизм. Искусство мастера, особенно в полных суровой силы рельефах хора собора в Малаге (1658—1662) изображавших около сорока фигур святых, утверждало принципы непосредственного восприятия натуры без всяких прикрас. Согласно легенде, юная христианка Инеса была обнаженной брошена на поругание. Мурильо передает здесь непосредственность детских радостей и мимолетных огорчений.
Однако внешняя импозантность этих произведений не могла скрыть их внутренней пустоты. Подобное решение отличает одно из самых его известных произведений — фасад приюта для престарелых в Мадриде (1722, закончен только в 1799), в котором двухъярусный, перегруженный барочными декоративными мотивами портал является главным компонентом довольно простого и малоприметного здания. Несмотря на этюдный характер пейзажей (особенно первого), в них раскрывается многообразная красота мира, переданного в единстве и движении. Особого внимания заслуживают произведения Риберы, написанные на мифологические сюжеты. 1663 Толедо, собор) — потрясающий образ монаха-фанатика, Мария Магдалина (ок.
Мильяна, св. Своеобразной испанской интерпретацией знаменитой «Тайной вечери» Леонардо является картина Хуанеса того же названия (Прадо). Действующие лица в той или иной степени связаны присутствием царственных особ. Хуанес во многом следует композиции Леонардо.
Не все они равноценны. Но, в отличие от итальянских (в частности, венецианских) мастеров этого периода, в творчестве которых явственно выразилась связь и преемственность с кругом художественных идей предшествующих фаз Возрождения, в испанской живописи острее воплотились черты трагического кризиса позднего Ренессанса. Он проявил большой интерес и внимание к деталям отражений, текстур и ярких участков изображения (таких как яркие участки на узорной вазе в «Натюрморте с апельсинами, флягами и коробками конфет»), отражающим новый дух эпохи Просвещения. С глубокой объективностью Веласкес изобразил испанских инфант в ряде детских и женских портретов (в Прадо, Вене, Лувре).
Однако в целом истолкование его портретов — чрезвычайно сложная задача. Зрелая стадия платереска относится к первой половине 16 столетия. Кажется ощутимой вибрация воздуха изменчивы прозрачные тени, очертания предметов. 1664 Мадрид, Прадо) – немолодая некрасивая женщина, вся во власти мистического экстаза. 1650). Вальяолидскую школу XVII века (Грегорио Фернандес, Франсиско дель Ринкон) сменила в XVIII веке Мадридская школа, хотя и обладавшая меньшим блеском, к середине века она превратилась в чисто академический стиль.
1520 г. Прадо). На рубеже 15—16 вв. Фомы Аквинского, св. Некоторые из них воплощают более жизненный идеал женской красоты («Мадонна-цыганка» в римском собрании Корсики), но большинство — слащавы, неестественны, полны удивительной душевной аморфности («Мадонна с салфеткой» Севильского музея «Мадонна с младенцем», ок. Екатерины» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей), мягкую, светлую по настроению и чудесную по живописи как в целом, так и в удивительно красивых деталях. Сам черный цвет лишен непроницаемости, он полон богатейших оттенков.
1664). Чувственное, языческое начало было враждебно Рибере недаром в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности. Иногда это нарядная башня (как, например, в мадридской церкви Монтесерратской богоматери, 1720) или вычурные украшения Толедского моста в Мадриде (1720/32) или пышные порталы зданий. Василий и Окружающие его святые образуют величественную группу на фоне золотисто-розовых клубящихся облаков. После его смерти в 1567 г. строительство возглавил молодой одаренный зодчий Хуан де Эррера (1530—1597), не только расширивший, но и во многом изменивший первоначальный замысел.
«Пряхи»—вершина живописного мастерства Веласкеса. Его «Моисей» — один из великолепных рельефов, украшавших деревянные скамьи хора Толедского собора (1548 ныне в Музее Вальядолида), — исполнен тревоги и возбуждения. Эта «оформительская» тенденция барочной архитектуры в Испании развивалась под некоторым воздействием искусства целой плеяды итальянских театральных декораторов и живописцев, работавших при дворе Карла II. решенный почти без применения архитектурных элементов.
Но не они представляли теперь ведущую художественную тенденцию эпохи. Среди произведений зрелого платереска особой известностью пользуется западный фасад университета в Саламанке (1515—1533). И в воплощении окружающей среды, в целом значительно более абсолютном по сравнению с «Вакхом», сочетается близость к натуре (правая часть картины изображает внутренность кузницы с пылающим горном, раскаленным металлом на наковальне и орудиями труда) с условной трактовкой интерьера слева, где, как в полотнах ренессансных мастеров, сквозь подобие выреза в стене виден идеальный пейзаж. Но его немногочисленные ранние картины этого рода совсем лишены мистического оттенка. Распространение готической архитектуры на территории) страны происходило неравномерно.
поднималась могучая волна реализма и искусство его было надолго забыто. Возможно, церковь Сен Сернен в Тулузе послужила прототипом собора в Сант Яго. Это знаменитый Эскориал, дворец-монастырь, резиденция Филиппа II. Еще более глубока по своему содержанию картина «Пряхи».
Ни в одной из стран Европы не достигла она подобного могущества. Они изображают сцены из жизни св. Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Эти качества отличают созданную в 1643/48 г. картину «Обручение св. Обращение к «низкому» жанру бодегона было реакцией на изысканность итальянского маньеризма.
Будучи воротами в Новый Свет, Севилья стала культурным центром Испании в XVI веке. Обычно создание Кано считают сооружением типично барочного характера. Среди романистов Испании можно отметить лишь художника Хуана де Наварете (1526—1579), талантливого колориста испытавшего воздействие венецианской живописи в его творчестве сказывались черты реализма. Совсем иное впечатление производит его ретабло в церкви Сан Доминго де ла Кальсада в Логроньо (1537), где мастер свободно владеет языком новых пластических форм.
Их относительный расцвет в первой половине 16 столетия был кратковременным. В 1631 г. Веласкес, обогащенный итальянскими впечатлениями, вернулся на родину. Это изящное увенчанное куполом и украшенное статуями и балюстрадой здание сложного и прихотливого очертания (в плане — октагон с вписанным в него крестом) как бы предвосхищает динамичные композиции барокко. Каменная урна, канопа, выполненная в традициях греческой архаики, предназначалась для хранения праха усопшего и была найдена в древнем некрополе.
Но все неузнаваемо преображено художником. Лаврентия.
В известной мере этот прием напоминает принцип барельефного решения.
Раскрашенные статуи нередко украшались настоящими тканями, кружевами, драгоценностями их раны кровоточили из глаз струились хрустальные слезы, ноги и руки двигались на шарнирах. Маврикия» (1580—1584). Более лирично творчество представителя севильской школы Алехо Фернандеса (ум. Греко не имел последователей. Луки. Овьедо (так называемый Священный зал), статуи западного портала церкви Сан Висенте в Авиле и портал собора Сант Яго де Компостела исполненный мастером Матео в 1183 г. Подчеркнутая условность форм и известная косность пластической массы в указанных памятниках 12 столетия были уже во многом преодолены. Вторжение арабов на полуостров и восьмивековое их пребывание здесь, конечно же, не могло остаться бесследным и для искусства Испании.
Ведущие европейские художники, в том числе Джованни Баттиста Тьеполо и Антон Рафаэль Менгс, были активными и влиятельными. Нигде у Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. В 1824 году Гойя поселился во Франции, где создал грациозный образ «Молочницы из Бордо» (La lechera de Burdeos, 1825—1827, Прадо). Наряду с суровыми и величественными образами Сурбаран создавал произведения лирического характера («Поклонение пастухов», 1638 Гренобль, Музей), у него часто встречаются детские образы.
Самое крупное сооружение из них — дворец Карла V в Гранаде. Одним из немногих удачных примеров здесь может служить картина Яньеса «Св. Его картина «Слепой музыкант» (Вена, галлерея Чернин) заключает в себе типические черты испанского жанра: отсутствие развернутого сюжета, статичность действия, близость к жанровому портрету изображающему простых людей.
Один из интересных и древних романских замков в Испании — Алькасар (королевский дворец) в Сеговии (9 в., перестроен в 16 в. ). Нет здесь и прямой связи с национальными традициями прошлого. В романский период в Испании возникло искусство оформления книги. (св.
Здание, сильно испорченное перестройкой во второй половине 16 в., —пример попытки создания типа трехэтажного дворца только на основе местных традиций, без использования итальянских образцов. ок. В картине отразились наиболее типичные черты зрелого искусства Риберы. Более близким стало знакомство испанских мастеров с достижениями итальянской живописи.
Массовые казни «еретиков», ярастное преследование крещеных мавров — морисков, гонение на научную мысль, торжество религиозного мракобесия — все это происходило на фоне углубляющегося разорения страны, крушения ее мирового могущества. В течение всего средневековья церковь непрерывно обогащалась и укрепляла свою власть. картине «Кузница Вулкана» (Прадо) он необычайно оригинально решает мифологическую тему.
Доминик на аутодафе»), разнообразные типы испанского духовенства («Св. Франциска» (Мадрид, Прадо).
Стены сплошь покрыты, особенно в подкупольном пространстве, скульптурной орнаментикой. Лишь Веласкес осмелился нарушить их. учившемуся в Риме во времена Браманте и Рафаэля. Вскоре было предпринято наступление на средневековые вольности испанских городов.
«Менины» — многогранное произведение, оно не раз вдохновляло художников на создание собственных реплик и вариантов. Уже здесь получают выражение те принципы его колоризма, которые составляют новую веху в истории мировой живописи.
Политика испанского абсолютизма, подавлявшая ростки новых капиталистических отношений, парализовав развитие производительных сил страны, привела ее в 17 в. на грань катастрофы. Это эрмитажное «Отрочество Марии» (ок. К лучшим образцам ранней романской пластики Испании принадлежат рельефы клуатра в церкви Сан Доминго де Силос в Бургосе, в частности композиция «Путь в Эммаус» (последняя треть 11 в. ).
Инквизиция оказалась основным орудием внутренней политики Филиппа II. Главенствующее положение в испанской культуре начала 16 в. заняла архитектура, впоследствии получившая наименование стиля платереск (от слова platero — ювелирный подразумевается тонкое, подобно ювелирному изделию, декоративное украшение зданий).
Как и все испанские мастера, Веласкес писал композиции и на религиозные сюжеты. Его высшим достижением была скульптурная группа «Оплакивание» (Вальядолид, Музей) —пожалуй, лучшее из того, что было создано кастильскими мастерами в 17 в. Группа как бы замкнута в пределах строгого, простого по очертаниям силуэта. Каждая индивидуальность запечатлена ими с точным сходством, без тени лести. Алонсо Берругете (скульптор, художник и архитектор) называют «Принцем испанской скульптуры» из-за величия, оригинальности и выразительности, которых он сумел достичь в своих работах.
Фигуры монахов и святых на картинах Сурбарана, представленных во весь рост, одетых то в жесткие, затканные золотом ризы, то в рясы из грубого холста, поистине монументальны. Благородная интеллектуальность облика подчеркнута в портрете поэта-мистика, друга и почитателя Греко фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей). («Положение во гроб» в соборе Сеговии, ретабло церкви Сан Франсиско в Вальядолиде) перегружены деталями, пронизаны запутанным и напряженным движением.
Франциск Борха»—-в университетской церкви Севильи). были созданы «Старая кухарка» (Эдинбург, Национальная галлерея), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Музыканты» (Берлин), «Завтрак двух юношей» и «Водонос», хранящиеся в собрании герцога Веллингтона в Лондоне. В 1657 г. был написан исключительно острый по своей психологической характеристике портрет стареющего Филиппа IV (Прадо, реплика в Лондоне). Многие города Испании (Барселона, Таррагон, Мадрид, Севилья, Малага и пр. ) богаты памятниками, сохраняющими память о римском периоде в истории страны. Картины его выдержаны в гамме холодных тонов лица святых как бы озарены внутренним светом.
Вытеснение готических элементов ренессансными происходило постепенно. Вот таким образом сам термин «испанский караваджизм» достаточно условен. Не случайно эта огромная империя, столь обширная, что, по словам современников, в ее пределах «никогда не заходило солнце», справедливо сравнивалась с колоссом на глиняных ногах. Изобразительное искусство древних иберов, населявших Пиренейский полуостров в VI–III веках до н. э., представлено в Национальном археологическом музее Мадрида (Museo Nacional de Arqueologa). Его наиболее известные работы — «Св. В портретных работах нередко вводятся пейзажные фоны.
Себастьян» Берругете — почти мальчик с хрупким угловатым, мучительно изогнутым телом. В 1576 г. Греко навсегда уехал в Испанию, которая стала его второй родиной.
Среди древнейших произведений испанской миниатюры — иллюстрации рукописи «Комментария к Апокалипсису» пресвитера Беата из Льебаны (10 в. ), списки которой рассеяны по библиотекам и музеям городов Испании и других европейских стран. В произведениях Диего де Силоэ и Бартоломео Ордоньеса чувствуется ренессансная школа. он выполнил поднимающиеся до скорбного трагизма портреты карлика Диего де Аседо. Существовали две школы с особым вкусом и талантом: севильская школа, к которой принадлежал Хуан Мартинес Монтаньес (так называемый севильский Фидий), его самыми великими произведениями являются распятие в соборе Севильи и еще одно в Вергаре и Святой Иоанн и гранадская школа, к которой принадлежал Алонсо Кано, которому приписываются Непорочное Зачатие и Богородица Розария.
Другие известные художники барокко: Клаудио Коэльо (1642-1693 гг), Антонио де Переда (1611-1678 гг), Матео Серезо (1637-1666 гг) и Хуанде Вальдес Леаль (1622-1690 гг). Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо» (1610—1614 Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Значительную роль в нем играли мавританские элементы. Должны были существовать местные мастерские, производившие высококачественные мозаики, хотя большая часть лучшей отдельно стоящей скульптуры, вероятно, была импортирована. Так, окружающие Вакха фигуры выдержаны в несколько тяжеловатой коричнево-красной гамме. Эти образы, несомненно, отличаются портретной достоверностью.
Они обогащались грабежом колоний. Художник создал здесь превосходные портреты представителей испанской аристократии. Избран иной момент, нежели у Леонардо: Христос, поднимая в руке святое причастие, произносит слова: «Се — тело мое». Как уже упоминалось, широкое распространение получили иллюзионистически раскрашенные статуи, которые во время религиозных процессий являлись «действующими лицами» драматических сцен иллюстрировавших эпизоды из Ветхого и Нового завета. Мариано Фортуни (1838-1874 гг) также разраотал сильный реалистический стиль, после того, как оказался под влиянием французской романтической Эжена Делакруа и стал известным художником своего века в Испании.
Значительные ранние представители этого периода – Хуан Баутиста Маино (1569-1649 гг), который принес новый натуралистический стиль в Испанию, Франсиско Рибалта (1565-1628 гг) и Санчес Котан (1560-1627 гг) влиятельный художник, писавший натюрморты. Сопоставление геометрически четких плоскостей и крупных пластических объемов, господство пронизанных ясным светом белых, светло-золотистых, серых и синих красочных пятен рождает ощущение удивительной художественной цельности. Такое произведение и было создано.
Сакристия картезианского монастыря Мирафлорес в Гранаде (1727—1764)—пример безудержной фантазии архитекторов Мануэля Васкеса и Луиса де Аревало. Перед ней открывались широкие перспективы экономического могущества. Рибера поднимается здесь до самого глубокого в своем творчестве понимания личности.
Его искусство как бы приобрело новые силы, стало увереннее и зрелее. Но несравненно большее значение имело творчество Риберы для Испании. Произведения, созданные в 1650-х гг., — самые высокие достижения его гения. Строгое, логичное, пластически выразительное построение интерьера придает впечатление особенной торжественности Этому храму — одному из центров паломничества в Западной Европе. После захвата Пиренейского полуострова в – столетиях до н. э. Василий Великий» (Лувр) и «Видение св. 1800), лежащая на кушетке в легком светлом платье, предвосхищает романтизм XIX века.
Наконец, художник расширяет в картине само восприятие реальной среды. В значительно большей мере испанским мастерам удавались будто выхваченные из жизни эпизодические персонажи, например пастухи в картине Яньеса «Поклонение пастухов». Рибера — художник ярко выраженного драматического плана. Доминика и Петра-мученика.
Эрмитаж). Не все картины цикла равноценны. Каталония и Валенсия уступили свою роль ведущих художественных центров Кастилии и Андалузии. В 1618-1620 гг.
Его идейно-образное содержание сложно и противоречиво. Наиболее ранней является эрмитажный «Завтрак» (ок. На столбах в виде своеобразных кариатид расположены статуи пророков и апостолов.
Прямоугольное деревянное ретабло картезианской церкви Мирафлорес около Бургоса было выполнено Хилем де Силоэ в содружестве с Диего де ла Крус в 1496—1499 гг. Воображение его было захвачено образами венецианской живописи. Кастильский художник, придворный художник католических королей Педро Берругете (ум.
В поздний период творчества Веласкес создавал портреты главным образом представителей королевского дома. В более сложных условиях протекала эволюция скульптуры и живописи. Безграничная власть церкви и инквизиции явилась подлинной трагедией для испанского народа. Традиции безорнаментального стиля еще во многом сдерживают декоративную фантазию испанских зодчих. Как известно, Испания была рано вовлечена в процесс первоначального капиталистического накопления.
Поздний период творчества Веласкеса — не только вершина испанского «золотого века», но и одна из вершин европейской живописи 17 столетия, художественное явление мирового значения. Многоплановость образных решений порождает оживленные споры среди исследователей при истолковании поздних полотен Веласкеса ибо эти произведения сложны, как сложна сама жизнь. Например, это манускрипты Беатус Моргана, вероятно первый, Беатус Жероны, украшенный женщиной-художником Энд (Ende), Эскориальский Беатус и Беатус Сен-Север, который на самом деле был создан на некотором расстоянии от мусульманского правления во Франции.
И как своеобразная противоположность лондонскому портрету — портрет Филиппа IV, созданный в каталонском городе Фрага и известный под этим названием (1644 Нью-Йорк, музей Фрик), который воспринимается как своего рода живописная феерия. Наконец в 1616 г. он поселился в Неаполе, находившемся в то время под властью Испании. Большую часть своей карьеры он проработал в Севилье. 1678, Лувр). Гранадский художник Хуан Санчес Котан (1561—1627) положил начало испанскому натюрморту — изображениям скромных предметов народной трапезы в подчеркнуто монументализированных формах (в Испании 17 в. подобные картины, нередко включавшие и бытовые сцены, происходившие в кухне или харчевне, назывались жанром бодегонес—от слова bodegon — трактир, харчевня). Архитектура благодаря этому влиянию приобрела изысканные прихотливые очертания, орнамент в архитектуре (да и не только в ней) приобрел утонченные геометрические черты.
1580 г. Глазго, собрание Стерлинг Максвелл). В картине «Непорочное Зачатие (Soult)» используется более яркая и сияющая палитра цветов, кружащиеся херувимы направляют весь фокус на Богородицу, взгляд которой обращен к небу, а вокруг нее распространяется теплый светящийся ореол, делая ее эффектным благочестивым образом, важным компонентом этого произведения тема Непорочного Зачатия Девы Марии была представлена у Мурильо около двадцати раз. Новые тенденции в культовом зодчестве рассматриваемого периода сказались и в тех изменениях, которые внес архитектор Диего де Силоэ — сын Хиля де Си-лоэ, бывший также одаренным скульптором, — в первоначальный проект собора в Гранаде, особенно в решение его алтарной части (1528). Многие испанцы — участники военных походов Карла V — побывали в Италии. Есть также несколько антепендиумов (завеса или перегородка перед алтарём) с росписью по дереву и других ранних панно. Показательно его обращение к сцене из Апокалипсиса в полотне «Снятие пятой печати» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Однако здесь нет грубого снижения образов, все представлено с необходимой долей достоинства, с сохранением полной видимости этикета. Отныне, по словам Кеведо, «дон рыцарь Деньги», перед которым «гербы дворян лежат покорно», стал могучим властелином человеческой судьбы. Вместе с тем мастера увлекает не столько передача пластической красоты человеческого тела, сколько стремление выявить драматичность сюжетного конфликта. Та же задача утверждения субъективного начала, которая у Моралеса проявлялась, так сказать, в локально испанских формах, с неизмеримо большей яркостью и силой в масштабе общемировом была решена первым великим живописцем Испании Доменико Теотокопули, прозванным в связи с его греческим происхождением Эль Греко (1541—1614).
Сальвадор Дали был ведущим представителем сюрреалистического направления в Париже. Григория.
Он был выставлен для обозрения в Пантеоне, а Веласкес избран в члены римской Академии св. Сочетание полихромии с новым, стоящим на уровне эстетических требований своей эпохи изображением пластических форм породило опасность иллюзорного сходства статуй с живой натурой. Своеобразными были и приемы строительной техники.
Фонарь старого собора в Саламанке (12 в. ) снаружи представляет собой купол конических очертаний с богатым декоративным убранством. Но король и королева находят свое воплощение только в призрачном отражении зеркала. Главные достижения стиля относятся к области фасадной композиции. Его герои, полные неиссякаемой духовной силы, внешне замкнуты, погружены в себя. Креста).
Однако основу искусства этих художников составили страстные поиски жизненной правды. Узкие кривые улочки, строгие романские постройки, дворцы знати и древний собор (11 в. ) — здание наполовину культового, наполовину крепостного характера (показательно, что его массивная, похожая на башню абсида с бойницами и защитными обходами включена в линию городских стен) — все несет на себе неизгладимый отпечаток времени кровопролитных религиозных и феодальных войн.