Илл. Но достаточно и этих двух, чтобы наглядно представить, в какой тяжелой обстановке протекали последние десятилетия жизни Микеланджело. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Вот, грядет с неба Царь и навеки Его будет царствие, в коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный». Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Выделявшиеся из цеха, а затем и порывавшие с ним художники еще не успели стать придворными мастерами.
Скульптор нагромождает горы мускулов, в выглядывающей из-за плеча голове есть что-то угрожающее. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Петра.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, мечтавшего восстановить фанатичную и аскетическую средневековую теократию, завершились народным восстанием, в результате которого Медичи были изгнаны из Флоренции. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко.
Илл. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Необыкновенно экспрессивный образ. Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами. 37.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Они утратили волю. 16.
Если таковы были настроения Микеланджело за семнадцать лет до смерти, то в 60-х годах они, естественно, еще более усилились. Кроме Микеланджело. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. 3, 4.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Илл. Илл. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Мастер изобразил убийцу Юлия Цезаря с резко повернутой вправо головой, придав облаченной в античную тогу полуфигуре юрдую осанку. Этот принцип цикличности, новый для ренессансного искусства, уже намечен в фигурах рабов в статуях гробниц он получает дальнейшее развитие. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). 163. Храм будет обращён на восток иметь притвор и деревянный жертвенник 3 локтя высотой (Иез. 41:22). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Художник охотно принял это предложение. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Он побежден.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Не только библейские пророки, но и сивиллы имеют брутальные мужские формы с мощными мускулистыми руками и ногами.
Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. 166, 167. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
150. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. (Дан.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Этот жест символизирует молчание. Да поможет мне Бог». 162.
Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. И чтобы усилить трагизм этого образа, Микеланджело опоясывает торс Авроры лентой – символом рабства. Женственно беспомощна Ева в сцене «Сотворение Евы».
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. 80. Здесь с особой силой сказалось глубокое противоречие, заложенное в самом творческом методе Микеланджело: всякий раз, когда ему приходилось создавать многофигурные живописные композиции, пластическое мышление скульптора воздвигало столь непреодолимые преграды, что это мешало успешному решению поставленной им перед собой задачи. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. 164. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Илл. За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Илл. Монументальные гигантские фигуры изображенные в немыслимых, сложных ракурсах, в величественных позах, с одухотворенными лицами, в выражении которых отразились разные оттенки чувств — сосредоточенность, сомнение, удивление, уверенность, скорбь, порыв, — являются важнейшими персонажами всей росписи.
Почувствовав недомогание, Микеланджело принужден был лечь в постель и через несколько дней, 18 февраля 1564 года, его не стало. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Тело Христа поддерживают Мария Магдалина, Богоматерь и Иосиф Аримафейский, в образе которого Микеланджело дал свой автопортрет.
Моисей восседает в торжественной позе. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). 32. В этом же году Микеланджело выполнил глиняную модель купола, а между 1558 и 1561 годами – его деревянную модель, относительно которой идут не затихшие и по сей день научные споры.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. И притом отразить в формах столь универсальных, что они приобретают общечеловеческую значимость.
177, 178. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Илл. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Однако и здесь царит дух отчужденности. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Илл.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Илл. Он отказался от расчленения композиции на горизонтальные регистры, так как в основу ее он положил принцип кругового движения. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Ева послушно следует слову творца. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Петра. Илл. Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Как выяснили специалисты, работавшие в 1980-х годах над реставрацией фресок свода капеллы, Микеланджело за счет уменьшения пигмента в красках смягчал цвета, создавая ощущение легких, воздушных тканей, получая эффект насыщенного светом цвета.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Но если у Бернини поверхность камня нередко кажется перегруженной, то в Пьета Микеланджело она приобрела какой-то драгоценный характер. 23, 24.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Илл. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Тут столкнулись два сильных характера. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. 92, 93, 94. По-видимому, при разработке образа Мадонны Микеланджело исходил от античных стел и работ позднего Донателло, во многом близких ему по духу.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. В правой части запечатлен момент изгнания Адама и Евы из Эдемского Сада. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. 109, 111.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Илл. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Илл.
По мысли Иезекииля, служить в храме должны исключительно саддукеи— потомки Садока (Иез. 44:15). И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Также должны проводиться ежесубботние богослужения.
И в ней мастер смело порывает с традицией. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Илл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Таков, несомненно, был его основной замысел. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. 167.
Недаром его любимым материалом была бронза. 174. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Петра. Илл. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Пока Адам спит, Ева, сложив молитвенно руки, склоняется перед Господом. Иначе он не сказал бы копировавшим Страшный суд молодым живописцам: Сколь многих из вас это мое искусство сделает дураками.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Статуя апостола Матфея, оставшаяся незаконченной мастером, представляет совсем особый интерес, так как она бросает свет на метод работы Микеланджело.
Подобно тому как в своих статуях рабов Микеланджело использовал принцип цикличности, дополняя одну статую другой и таким путем преодолевая вневременность пластического образа, так и в архитектуре он попытался дать своеобразный временной поток, в котором вестибюль немыслим без завершающего его читального зала и читальный зал без предваряющего его вестибюля. Петра в Риме. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Зато вид группы справа мало удачен.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Поначалу борьба со строптивым отцом. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве5.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Картоны изображающие «Всемирный потоп», были готовы первыми и перенесены на свод Сикстины. Илл.
Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Вот таким образом стена и без того имеющая согласно конфигурации плана выступы и отступы, приобретает еще большую подвижность.
Стих и рифма стоили ему больших усилий и нередко он переписывал одно и то же стихотворение до девяти раз, меняя слова и ритм речи. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Илл. Ему принадлежит описание тетраморфа— четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зоар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека4. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Вот таким образом каждый из найденных художником мотивов движения обладает исключительной динамикой и внутренней убедительностью. 106, 113. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила».
И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). И результаты были самыми плачевными.
Вазари прямо пишет:. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Подобными приемами, новыми для его времени, мастер добился в своем плане замечательной ясности и гармонии, освободив архитектурный облик площади от всего случайного и наносного.
182, 187, 188, 189. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Илл.
Илл. Католическая церковь, напуганная широкими реформационными движениями, понимала неотвратимость пересмотра своих старых позиций. В руках Микеланджело контрапост превращается в могучее средство выражения внутренней приподнятости образа. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур.
Илл. 97, 98. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 145. В левой, под его сенью, мастер изображает сцену искушения.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Его слуги, его ученики и помощники души в нем не чаяли, хотя порою он был с ними резок и даже несправедлив. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Илл. Илл. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Один из самых патетических образов капеллы – пророк Иезекииль. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил. Такой ее и изобразил Микеланджело.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. По другой версии он был побит камнями коленом Гада1. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка.
114, 115. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Илл. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. 122-125.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Через 3 месяца фреска изображающая картину всетоглощающего ужаса, была готова. По-видимому, это была статуя Вакха. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
Она напоминает мощную лавину. 47.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Мир Микеланджело в отличие от его современников — Леонардо да Винчи и Рафаэлем с их миром гармонии — разнообразен и противоречив. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1).
Для Микеланджело и его единомышленника скульптора Винченцо Данти такая формулировка уже неприемлема. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. В ней чувство трагического получает такую полноту раскрытия, равную которой мы не найдем ни у одного ренессансного мастера. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Илл. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Илл.
155, 156. Следуя установившейся ранее традиции, фреска развертывает два сюжета. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой.
Илл. Трудность своего характера осознавал и сам художник. Илл.
Тогда приняли решение заново отстроить Капитолийский холм, сделав его центром городской планировки. Адам и Ева, полные гордой красоты и силы, объединенные в ритмичную группу. В действительности оно так и получилось. Илл. Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). И всюду Микеланджело выходил победителем.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. 17, 18, 19, 20. 109-112, 116-119. Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. Он даже не дотрагивается до нее.
Тематика фресок была предложена мастеру Павлом III, пожелавшим прославить двух старших апостолов, одного из которых – Петра – папы рассматривали как первого римского епископа иначе говоря, как своего прямого предшественника. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Недаром они украшали пилястры. Но как раз этого не произошло.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Илл. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Пейзаж пустынен и гол. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Увенчанный небольшим фронтоном фасад должен был быть разделен с помощью раскрепованного карниза и мощного аттика на два этажа. В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18). 38. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги выражают не только физическую мощь, но и подчеркивают силу духа.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении. Однако судьба Италии в целом была столь горестной, что лучшие ее умы не могли не думать с тревогой о том, что творилось в стране и что ожидало ее в будущем.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. При этом движение лишено всякой скованности. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Илл. Илл. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению».
Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. 21, 22. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica).
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Илл. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Вот таким образом искажены гримасами их лица, вот таким образом так безнадежны все их, даже самые энергичные, движения, напряженные и конвульсивные. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
Илл. 86-88. Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26).
Илл. Действительность не оправдала их надежд. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. 173. Илл.
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Илл. Внезапно раздался крик: мы пропали. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Илл.
Илл. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной37. И это приводит к трагической разобщенности образов. Особенно выразительна правая фигура.
Пророки и сивиллы читают, листают, представляют зрителям фолианты, разворачивают листы рукописей, размышляют над написанным, записывают новые строки пророчеств. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Между 1542 и 1545 годами было написано Обращение Савла, а между 1546 и 1550 годами Распятие апостола Петра. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. 160. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения.
Илл. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу. Илл. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
По богатству своих пластических аспектов эта вещь не знает себе равных в творчестве художника. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее.
Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. Переходы от света к тени стали мягче, более деликатной сделалась и колористическая гамма, в которой наблюдается возврат к колористическим принципам росписи распалубок и люнет Сикстинского потолка. Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Мощная фигура пророка Ионы над алтарем представлена художником в необычном, сложнейшем ракурсе, отклонена от оси и уравновешена огромной рыбиной изображенной справа. Илл. Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей – декоративных фигурках, обрамляющих малые поля. 41.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. 110, 112. Его гений искал более широкого поля деятельности.
33, 34. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещён (Иез. 44:9). 159.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Когда Папа спросил: почему. 25, 26. Около 571 года дон. э.
158, 159. Старые гравюры и свидетельство Вазари позволяют восстановить основной архитектурный замысел Микеланджело при достройке палаццо Фарнезе. Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхи в 14-й день 1-го месяца (Иез. 45:21).
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Илл.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. 86-91. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. 149. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
119, 111. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. 169.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. 175, 176. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Его рука сгибается к плечу. Этому миру естественных чувств Микеланджело противопоставляет тот высший свет, где повержена Правда и где царят Измена, Коварство, Навет и Лесть. Петра, с чем папа был полностью согласен. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
155. Иезекииль сообщает, что Бог повелевает сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва (Иез. 41:18). Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
Илл. 183. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Слева мы видим райский сад. 185, 186.
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. 184. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Илл. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. В общей композиции Микеланджело несомненно отправлялся от позднеантичных саркофагов, но он дал уже чуждое античности живописное понимание группы. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. 126.
Тем самым ей отводится центральное место. Илл.
Илл. Он победил. Это были тяжелые годы. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Это помогало ему сохранять чувство целого. 116-119. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Это люди, обладавшие, согласно средневековым воззрениям, не только великим даром провидения, но и редкостной остротой интеллекта и огромным жизненным опытом. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. В этом отношении Рим Юлия II был как раз тем местом, где перед Микеланджело открывались широкие творческие перспективы. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Он стал уже высекать статую св.
Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Статуя осталась незаконченной. 13, 14, 15.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Но столь же несомненно, что великий художник в ряде случаев сознательно не доводил отделку камня до последней стадии завершенности избегая вялой и перетруженной фактуры. Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. е. уважением классической традиции).
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. 99, 101, 102. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Илл. При таком понимании архитектуры материя становится равнозначной движению и движение трактуется как выражение энергии самой материи.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Библейские сцены среднего пояса фланкированы фигурами обнаженных юношей, выполняющими чисто декоративную роль. И здесь бог изображен в активном действии.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Илл.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Холодный, расчетливый политик и жестокий деспот, Козимо проводил чисто абсолютистскую политику, враждебную буржуазии, зато целиком отвечавшую интересам крупных землевладельцев. Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса.
Холодные, светлые краски так подобраны, что от соприкосновения с ними пластическая форма обретает еще большую рельефность. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). 48-55. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Это человек действия (vir activus).
161. Микеланджело полностью подчиняет его форме. 56-71).
Все это придает его архитектуре величественный характер. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. 179-181. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Его искусство учило многому.
81-84. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Илл. Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру.
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. 75-78.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.
Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Илл.
Но Микеланджело упорно отклонял все приглашения, прибегая к различного рода деликатно замаскированным отказам. И тогда полностью раскрываются ее красоты. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
Это, конечно, не так. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана».
Но школярская учеба не привлекала мальчика. И кто не был или не является хорошим мастером фигуры, а также анатомии, тот не сможет это уразуметь. пророк скончался. 130.
Тут все: исступление и страсть и порыв и такой динамизм, от которого дух буквально захватывает, в этой фигуре бушует титаническая сила и рвется куда-то неудержимо одухотворенная человеческая воля. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. 134.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
Их он терпеть не мог и не щадил. Они должны носить льняные одежды (Иез. 44:27). Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Илл. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. 136. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Илл. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Илл. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха».
Фигура погружается в сон. Это было обусловлено классицистическими вкусами маркизы, более всего ценившей в графике rifinito.
В статуях появилась совсем чуждая Микеланджело академическая приглаженность – результат работы бездарных учеников. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы.
Илл. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Илл. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. 107, 108. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Илл.
Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. И я только бесплодно теряю время.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Он действует только словом. 131, 132.
Илл. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Илл. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.
Когда он осознал невозможность передать с помощью живописи и скульптуры свои мысли и чувства, понимая, что последние вступают в глубочайшее противоречие с языком изобразительного искусства, он обратился к архитектуре. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». И здесь его постигает страшный удар.
Но все усилия напрасны. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Илл.
89-91. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Затем он ест лепешки испечённые на коровьем навозе (Иез. 4:15). На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). 36.
Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Его слуга Урбино так приставал к нему, чтобы он ее поскорее закончил, что в конце 1555 года Микеланджело в сердцах разбил незавершенную группу, мрамор которой имел к тому же изъяны. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. 10, 11, 12.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. 146-148. В результате побеждает грубая сила палачей, хотя представители мира униженных и оскорбленных мало чем уступают по своему атлетическому телосложению поборникам насилия. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. 39. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Эти рисунки, выполненные в необычайно тщательной манере сангиной либо итальянским карандашом, призваны были служить образцами для учившегося рисовать Кавальери, который был страстным поклонником античного искусства и обладателем первоклассной коллекции антиков. Но обрабатывая так глыбу камня, художник всегда был связан ее первичной формой, которую Гильдебранд называл пространством камня.
Он избегает детализированной характеристики места. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Илл.
46. Илл. А воля художника была поистине безмерна. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
Петра. Таким представил его и Микеланджело. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. 2. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Такая трактовка невольно заставляет вспомнить изображения небесных видений в раннехристианской и средневековой живописи. Они дополняют друг друга и вестибюль, с его учащенным, тревожным ритмом, служит подготовительной ступенью для читального зала, в котором царят спокойствие и тишина.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Последнее пророчество, датируемое 571 до н. э., касается возобновления богослужений в Храме. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
Смятенные, страдающие, гонимые карающим мечом ангела, Адам и Ева покидают райские кущи. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. 170. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». Петра (Музео Петриано). Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. 174. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Этому его научила скульптура. Он занимался там в течение одного года. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Тогда осознал Микеланджело весь масштаб своей ошибки и тщетность своих усилий.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Всюду подчеркнута пластическая масса стены, не спокойная и статичная, а полная внутреннего движения, так что стена кажется как бы пружинящей. И тут же Юлий заключил с художником договор на выполнение большой его бронзовой статуи, предназначенной для постановки на фасаде Сан Петронио. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Илл. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
Петра со стороны апсид. Тревога и волнение отразились на его лице. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
В возвышавшемся в глубине площади дворце Сенаторов он, наоборот, мобилизовал все средства, чтобы выявить центральную ось. 171. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). В это время Иезекиилю было около 30 лет.
Илл. После заключения в 1542 году нового контракта на гробницу Юлия II работы пошли быстрым темпом и к 1545 году гробница была завершена. Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в 1-й день 1-го месяца (Иез. 45:18) и 15-й день 7-го месяца (Иез. 45:25). Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
Мастер страдал от старческой бессонницы и, чтобы как-то себя развлечь брал посреди ночи молоти резец и принимался за работу при свете свечи, укрепленной на сделанном из картона головном шлеме. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
Здесь все построено на контрастах. Они называли Микеланджело divino (божественным). При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок).
На самом же деле между ними лежала бездна. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. 135, 139.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Илл. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога).
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Они смело протягивают руки к древу познания добра и зла. Илл.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. И этой же цели служит цвет. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» 56. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников.
5, 6. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела 7. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Илл.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Илл. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека.
Илл. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Он должен думать о смерти. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Илл. 140, 141.
В образах Адама и Евы он воплощает свой идеал прекрасного человека. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Восстанавливаются давно отмененные феодальные и помещичьи права, вводится закон о майоратах, направленный против дробления земельной собственности, торговля превращается в монополию казны.
В боковых дворцах, с их мощными пилястрами и открытыми нижними галереями, Микеланджело всячески подчеркнул протяженность фасадов, прибегая к ритмическому повтору одного и того же мотива. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. 7, 8. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как "дуб" из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.
И этому оно учит и нас. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Жизнь Микеланджело была трудной.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. 79, 142. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
И стоит только сравнить грубо намеченную голову Дня с овеянной тонкой дымкой головой Вечера и доведенной до полной законченности и отполированной головой Утра, чтобы понять, сколь разнообразными техническими приемами владел мастер. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Илл.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Но роспись обладает и другим аспектом. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. В борьбу включился и Микеланджело. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. История жизни Иезекииля и его пророческой деятельности изложена в книге, называемой его именем— «Книге пророка Иезекииля»— и занимающей 3-е место в ряду книг великих пророков (после «Исаии», «Иеремии» и перед «Даниилом»)3. К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Илл.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Илл. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
Например, деревянная модель собора св. Илл. Слева – обрамляющий фигуру Адама холм и лишенное листвы дерево, как бы высеченное из мрамора, в глубине – бесконечный морской горизонт. 151.
Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл. Но какой ценой.
Его план, по сравнению с очень изящным планом Браманте, выглядит более простым и в то же время более монолитным. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Отсюда рождается трагизм этого образа, по духу своему близкого к флорентийской статуе апостола Матфея и к позднейшим статуям рабов. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом.