Как следует из названия, постимпрессионизм представляет собой совокупность художников, которые, несмотря на разнообразие стилей и направлений, объединены единым взглядом на развитие живописи. Знакомство русских художников спостимпрессионизмом состоялось между 1904 и1908. В изобразительном искусстве термин «постимпрессионизм» обозначает фазу современного искусства, которая дала возможность художникам выйти за рамки импрессионизма. Винсент Ван Гог (1853-1890) Голландский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма. К постимпрессионизму относят как отдельных художников (П.
Три влиятельных художника-представителя постимпрессионизма в Скандинавии: норвежские художники Эдвард Мунк, Петер Крейер, датчанин Вильгельм Хаммерсхей. Этот далеко не полный перечень самых ярких представителей постимпрессионизма даёт представление о популярности, востребованности и разнообразии направлений работ художников, писавших жизнерадостные картины.
Постимпрессионизм (от фр. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Все случайное Ван Гог умел претворить в космическое.
Импрессионистический метод был доведен до своего логического завершения в творчестве таких художников, как Жорж Сёра (1859-1891) и Поля Синьяка (1863-1935). Желтая, мажорная, гамма, от нежно-лимонной до звонко-оранжевой, была для него символом солнца, ржаного колоса, «благовестом христианской любви»: «Сеятель», «Жнец», «Подсолнухи», «Долина Кро», «Красный виноградник». В конце 1880-х гг. вслед за импрессионизмом и характеризующиеся отходом от его изобразительного метода. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны.
В 1892 – 1895 годах он создал цикл работ «Фриз жизни». Подлинными учителями для Мане являлись Тициан, Веласкес, Гойя, Хальс, Рубенс. Художник постоянно сомневался в правильности выбранной им дороги. В 1874 г. открылась первая выставка батиньольцев в фотографическом ателье Надара. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма.
Но этот период совершил настоящий переворот в умах творцов и публики. Его талант раскрылся позже. Soleil levant» («Впечатление. Поль Сезанн жил в провинции, Поль Гоген вообще покинул Францию и уехал на Таити. Ренуар пишет детские портреты и выставляет их в Салонах.
Революция внесла во французское искусство столь же глубокие изменения, что и в другие области жизни и привела к такому резкому слому художественных традиций, что мастера XIX века не смогли выработать общей эстетической основы. После смерти слава художника быстро росла. Огромная, ни с чем не сравнимая жажда творчества, стремление к совершенству и не покидающий живописца страх перед таинственными и темными силами природы воплотились и в ярких пейзажах («Цветущая слива», 1887 «Жатва. Фанатично трудился над своими картинами.
Вотличие отпервого, бубновалетского периода, теперь это неколлективное движение художники, ранее принадлежавшие кразным группировкам (бывшие бубновалетцы Кончаловский, А. В. Лентулов, Рождественский, близкий кним А. А. Осмёркин, бывшие ослинохвостовцы А. В. Шевченко иК. С. Малевич), «приникают» кСезанну поодиночке, находят индивидуальные стилистические решения «внутри» сезанновской традиции. В 1891 г. во второй раз уезжает на Гаити. С конца1880-х гг. Последняя выставка набидов состоялась в 1899 году. Винсент Ван Гог (1853-1890) развил на основе импрессионизма и неоимпрессионизма линейно-ритмический и ярко-цветовой экспрессионизм. вкл. ).
На протяжении 1907–1908 интерес кпостимпрессионизму быстро возрастал. пуантилизм) также причисляют к постимпрессионизму. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна». Вконце 1900-х отдельные попытки писать вего манере предпринимали Кончаловский («Франция.
Клод Моне прошел все этапы. В постимпрессионизм входят два течения – пуантилизм (Поль Синьяк, Жорж Сера, некоторое время к ним примыкал Камиль Писсарро) и интеллектуальный декоративизм (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс, Жорж Руо, Пьер Боннар). С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения. Отсюда следовало, что все их полотна похожи. 15 марта 1874 г. открылась первая выставка импрессионистов (всего 160 работ из них 9 – Моне, в том числе и знаменитая, давшая название всему направлению картина).
post – после, т. е. В1908 Париж посетил И. И. Машков. Представители: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др. Рубеж XIX-XX вв. Этот мотив источника света встречается во многих произведениях Ван Гога и самое раннее из них — «Едоки картофеля». Для Гогена характерна упрощенная примитивистская манера живописи. Бернар, Л. Анкетен и др. ) и ее синтетический постимпрессионизм.
Восходящее солнце»), Альфреда Сислея («Сельская аллея», «Мороз в Лувесьене», «Мост в Аржантее», «Ранний снег в Лувесьенне», «Лужайки весной»), Пьера Огюста Ренуара («Завтрак гребцов», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Танец в деревне», «Зонтики», «Танец в Буживале», «Девушки за фортепьяно»), Камиля Писарро («Бульвар Монмартр ночью», «Жатва в Эраньи», «Жницы отдыхают», «Сад в Понтуазе», «Въезд в деревню Вуазен»), Эдгара Дега («Танцевальный класс», «Репетиция», «Концерт в кафе «Амбассадор», «Оркестр оперы», «Танцовщицы в синем», «Любители абсента»), Жорж Сера («Воскресный день», «Канкан», «Натурщицы») и других. Картина Люсьена ПиссарроМетодика пуантилизма существовала и в музыке – точечная музыка. Отсылка кГогену читается в«Автопортрете сжёлтыми лилиями» Гончаровой (1907–1908. Это портреты близких людей, друзей, автопортреты, пейзажи («Берега Марны»), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов»), портреты-типажи («Курильщик»), редкие сюжетные изображения («Игроки в карты»). Он не стремится, как раньше, передать только впечатление от увиденного.
Именно в этот момент сотрудничество художников завершилось. Его наиболее знаменитыми картинами являются: «А, ты ревнуешь. » (1892) и «Жена короля» (1896). постимпрессионизм картины – Винсент Ван Гог считается наиболее великим голландским художником после Рембрандта.
Картины неоимпрессионистов отличались плоскостной декоративностью и нередко напоминали многофигурные панно. Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент. Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением.
Шостакович в опере «Нос», А. Г. Милле. Однако «комплексное» воздействие постимпрессионизма (кнему вконце 1900-х– начале 1910-х примешивалось влияние фовизма, затем кубизма) сочеталось убудущих авангардистов сусвоением уроков отдельных мастеров. Это сезаннизм с«поправкой» Матисса, отчасти народного искусства (мотив подноса или фольклорной картинки навтором плане), его образы отмечены жизненной энергией иоптимизмом.
Ван Гог используя выразительность цвета и формы, проложил дорогу экспрессионизму. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. Моне уговорил родителей отправить его на каникулы в Париж. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875). Его кипарисы кажутся готическими храмами, рвущимися к небу стрельчатыми видениями.
Иногда сезаннисты усваивали только формальную сторону творчества Сезанна. В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана. Ранний этап творчества не принес молодому художнику ни удовлетворения, ни признания. ".
В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что «официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые формы. Изделия его являлись изысканной растительной стилизацией. Фонд Петра Кончаловского), Ларионов («Груши».
Многие художники, несмотря на свою принадлежность к этому течению рисовали в исключительной, свойственной только им манере. Гоген)» («Золотое руно». Образцом «пластического» модерна является Каса Батло архитектора А. Гауди в Барселоне (см. Особенность живописной манеры «таитянского» Гогена состоит в ярко выраженной декоративности, стремлении закрашивать одним цветом большие плоскости холста, в использовании линейного контура, в любви к орнаментике, которая присутствовала и на тканях одежд и на коврах и в пейзажном фоне» Именно декоративный характер живописи Гогена объясняет то влияние, которое этот художник оказал на художников других стран и на возникновение группы наби. Новые течения объединяло неприятие эстетики импрессионизма и реализма, художники-постимпрессионисты стремились передавать в картинах не сиюминутное, а характерное и сущностное. Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант — все это выдвинуло Гогена в лидеры.
Краски наносились рядом или одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность создавать эффект «внутреннего свечения». Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной.
Время, проведенное на Таити (1891-1893 и 1895-1901) и острове Доминик (1901-1903), стало самым плодотворным для художника. Для периода творчества Сезанна 1872-1879-х именуемого импрессионистическим, характерны приближенная к реальной жизни трактовка образов, стремление к тонкой передаче световоздушной среды и «осветление» колорита. Синяя гамма, от голубой до иссиня-черной, казалась ему цветом холодной, бесстрастной вечности, ночного неба, смерти: «Хлеба и кипарисы», «Дорога в Провансе», «Терраса кафе ночью», «Звездная ночь». Но он был еще и выдающимся художником, графиком, создавшим оригинальный стиль «изысканного эстетизма», основанный на жестких линиях и строгих прямоугольных формах.
Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон) «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк) большая композиция «Откуда мы пришли. Это объединение получило название понт-авенской школы. Наиболее показательны в этом отношении работы «Под пандановыми деревьями» (1891), «Чудесный источник» («Сладкие грезы», 1894), в которых отражены легенды маори.
НГХМ). Наиболее близок к импрессионистам в некоторых работах Огюст Роден (1840-1917). Щукин собирал произведения постимпрессионизма сначала 1900-х, ноцеленаправленно– в1904–1908 (доэтого его интересовали преимущественно импрессионисты, после 1908– Анри Матисс, Пабло Пикассо иАндре Дерен). Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по некоторым характерным чертам. Сезанн говорил: «Живопись – не значит рабски копировать действительность.
Эти чувства отразились в таких произведениях, как «В комнатах» (1860-е), «Негр Сципион» (ок.
Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов («Таитянские пасторали», «Откуда мы пришли. До конца жизни подписывает Свои картины, добавляя «ученик Писсарро». Одновременно с импрессионистами в 80-х гг.
Наиболее известной его картиной считается полотно «Крик» (1893). В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк).
Наиболее известные полотна Сезанна – «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888-1890). постимпрессионизм картины – Ведущим художником постимпрессионизма был Поль Гоген. Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. На этом острове он и умирает. В 1886 г. состоялась последняя восьмая по счету выставка, но первая, которая имела успех. Писсарро: ". Его называют предтечей кубизма.
Обращаясь к композиции «Сельского концерта» Джорджоне, он интересуется прежде всего проблемой солнечного света, световоздушной среды, в которой представлены как фигуры, так и предметы. Долина Ла-Кро», 1888) и в композициях, напоминающих фантастические сны («Ночное кафе», 1888). В этот период он увлекся натюрмортом. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника.
Эдгар Дега (1834-1917) был выходцем из старинной банкирской семьи, получил художественное образование, связанное с академической школой, поклонялся до конца жизни Энгру и Пуссену. Куда мы идем. », «А, ты ревнуешь. »). его творчество граничит с искусством Рафаэля и Джорджоне. Это не идеальный образ красоты, а современный портрет, холодно передающий сходство «без поэтических затей». Восполнить этот пробел помогали зарубежные поездки.
Знакомство сограниченным числом подлинников ичёрно-белых репродукций немогло дать русским художникам достаточного представления опостимпрессионизме. ГТГ), «Автопортрете сПетром Кончаловским» Машкова (1910. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты прибегают даже к декоративной стилизации.
Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. Его картины – это не этюды, а законченные произведения. Во второй половине 19 века во французском искусстве складывается критическая ситуация. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм.
Важным событием впроцессе узнавания постимпрессионизма молодыми московскими художниками стала выставка «Салон Золотого руна» (1908). Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограниченна. post – после, т. е. В это же время им было написано и несколько работ в портретном жанре. Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм.
Своей устойчивостью, строгой линейностью очертаний, ритмическим повторением объемов эта вещь демонстрирует новые для сезанновской манеры обдуманность и взвешенность. постимпрессионизм художники – Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние 5 лет. Стремление эстетизировать стиль жизни обусловливает и эксперименты героя, одним из которых является траурный обед, данный «по случаю внезапного упадка сил». Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объемной формы, на ее обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты.
Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. П. Сезанн называл свое искусство «размышлением с кистью в руках». Однако, постепенно цельная картина миратеряется («Туман в Лондоне», 1903 «Поле маков»). postimpressionisme, от лат.
Воздух «выкачан», все связи симпрессионизмом оборваны. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. В то же время ощущение тревожности, напряженности, отражаемое при помощи цвета, выдает присутствие авторского «я» в картине и не позволяет назвать существование персонажей безмятежным и спокойным. В конце 1880-х гг. Сохранилось более 35 его автопортретов. В такой манере выполнена картина «Видение после проповеди» (1888).
1908. В «Звездной ночи» (1889) устремленные в небо кипарисы кажутся похожими на языки огромного костра. Еще большее негодование вызвала «Олимпия», представленная в Салоне 1865 г. На нее изображена обнаженная женщина на желтоватой шали и голубоватых простынях, которой темная служанка приносит цветы. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем— и материальные и духовные. Пг., 1920).
Однако после переезда в 1886 г. в Париж, когда художник попадает под влияние импрессионизма и японской цветной гравюры на дереве ("грешный мир"), его работы становятся светлее по колориту и разнообразнее по тематике – пейзажи, портреты и натюрморты. Общим качеством становится подчёркнуто станковый характер картины, отказ отсхематизации формы ицвета, внимание кпространству и«протекающему» голубому тону вживописи мастера. Петербург).
В 1860-е гг. Его картины также не покупали, однако нарисованная им рекламная афиша кабаре сразу же принесла ему широкую известность. постимпрессионизм картины – Под влиянием постимпрессионистов сформировалась творческая манера Анри Матисса, одного из основателей направления фовистов (то есть «диких»). За последние 70 дней жизни он написал 70 картин. 1867-1869), «Магдалина» (1869). Его отец был бакалейщиком.
Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Отсюда и дригие названия этого этапа импрессионизма – дивизионим (division – разделение) или пуантеризм (point – точка). Испытывал с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке деталей.
Он с большим мастерством пишет смуглых красавиц среди пышной тропической зелени или на фоне раскаленного песка, розоватый тон которого выгодно оттеняет их золотистые тела («А ты ревнуешь. », 1892 «Таитянская девушка с плодом манго», 1892 «Две таитянские женщины», 1892). Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят» и есть такие, что «ненавидят» друг друга.
Воспоминаниями о днях юности навеян образ высокой сосны в картине «Большая сосна близ Экса» (1890), в которой Сезанн стремится решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и передать изменчивость вечно живущей природы. Особенности постимпрессионизма группы «Наби» следует искать в восточной эзотерической философии, христианской мистике. Ещё одно отличие было близко русским новаторам: замена категории света накатегорию цвета (А. А. Фёдоров-Давыдов). Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Он изображает будни театра, в основном балета, сцены скачек. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.
В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. Шнитке в «Pianissimo», написанной по мотивам рассказа Ф. Кафки, в этом произведении с помощью пуантилизма изображается аппарат для изощрённой казни иглами. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. Французский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма. Белая окраска его знаменитой мебели полностью скрывала текстуру дерева, подменяясь декадентской «искусственностью».
Он никогда не разлагал, не растворял предметы в цветовоздушной среде. Он изображал не данный эффект согнутого ветром дерева, а самый рост дерева из земли. Этот прием пришел в живопись из прикладного искусства — перегородчатой эмали («клуазонизм» — от французского doison — перегородка). Они уже стремятся изображать самые основные, "главные" элементы окружающего мира.
Поздние пейзажи, одновременно объёмные и плоскостные, предвосхитили последовавшие всего через несколько лет кубистские опыты (кубизм) Брака и Пикассо. Острый духовный кризис, пережитый романтизмом во Франции, Германии и, в меньшей степени, другими европейскими странами, обусловил появление мировоззрения конца века – «fin de siecle», важнейшей установкой которого являлись подчеркнутый индивидуализм, космополитизм изощренность изысканность формы и аристократическое презрение ко всему обыденному. Они составляли диаграммы, старались писать отдельными короткими мазками спектральных цветов, достаточно яркими и чистыми. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. Так, по рисунку Г. Доре Ван Гогом было создано полотно «Прогулка заключенных» (1890), в котором отразилось состояние больного художника: покорность и обреченность. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Немного раньше вжурнале «Мир искусства» (1904.
ГРМ), Гончарова («Пейзаж скрасной землёй». Это – особенность его творчества. Служил он в алжирском полку.
Темы насилия и страха звучат не во всех ранних картинах Сезанна. После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г. на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и интенсивно работает: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. Это был моментальный срез, скоростная фотография мира внутреннего, мира эмоционального. Они собирались в кафе, обсуждали проблемы современного искусства, спорили о новых формах. В последней из них разные люди объединены единством судьбы и духовного подъема. Современная жизнь передается художником в богатстве быстро меняющихся ощущений.
Художники М. Дени, П. Боннар, Э. Бернар, Ж-Э. Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Постмодернизм (англ.
Сезанн о Моне сказал так: «Моне – это только глаз, но Бог мой, какой глаз. ». Художник писал женщин за туалетом («Урок танцев», 1874 «Поездка скаковых лошадей», 1880 «Танцовщицы на репетиции» «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Прачки» «Абсент»). Сами члены группы не были едины. В конце 1880-х гг.
Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. Ван-Гог). Директор парижской фабрики «Гобелен» химик М. Э. Шеврейль (1789-1889) опубликовал в 1839 году свой труд «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов». Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. В 1876 г. преподавал работой в Англии. Он воскресил технику маркетри и открыл мебельное производство.
В это сообщество входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Выразителен колорит Дега как в масляной живописи, так и в пастели. Пятнадцать его полотен изображали стога сена при разном освещении. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причем постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника.
Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов» и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека и конструктивистское видение мира Сезанна и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, – и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени. Они утверждали, что смешение цветов уничтожает их силу. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Вцелом он продолжает иразвивает «западническую» концепцию происхождения авангарда исобственного творчества («От Сезанна досупрематизма.
С натуры они писали лишь этюды, а над картинами работали в мастерской и даже при искусственном освещении. Бернар, Л. Анкетен, П. Серюзье, Я. Веркаде) и группа «Наби» (М. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. В 1872-1873 гг. Искусство Гогена связывают с направлениями символизма, примитивизма. Он работает в технике лессировки. Характерной для этого времени стала композиция «Едоки картофеля» (1885), которая по манере исполнения и темной цветовой гамме близка живописи Ж. -Ф.
Влияние Гогена сказалось вбольшей степени натематике иобразной структуре– тяготении к«первобытному» иэкзотическому («Портрет негритянки» Куприна. Главными шедеврами импрессионизма принято считать картины К. Моне «Кувшинки» и «Восходящее солнце», О. Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет», К. Писсарро «Бульвар Монмартр ночью» и «Мост Буальдье в Руане в дождливый день», Э. Дега «Абсент», хотя этот список можно продолжать почти бесконечно. Центром мирового искусства тогда, безусловно, был Париж. Его новые картины, созданные в Париже, выполнены в чисто импрессионистической манере и представляют виды Монмартра, окрестностей Парижа («Сады Монмартра», 1887 «Бульвар Клиши», 1887), цветочных композиций, построенных на сочетаниях различных цветовых и фактурных контрастов («Ваза с циниями и геранью», 1887 «Фритилярии в медной вазе», 1887).
Работали в направлении пуантилизм и дивизионизм. В этих произведениях нищий художник воплотил мечту об идеальном и прекрасном мире. Первый этап сезаннизма приходится нагоды расцвета «Бубнового валета» (1912–1916). Но еще большей выразительностью, нежели его техника, являлся колорит. постимпрессионизм в искусстве постимпрессионизм художники – В Понтуазе и Овере он работал маслом, акварелью, пастелью, рисовал и даже занимался гравюрой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь. », 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго»). Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал «воплощением», реализацией.
1908–1909 «Цыганка». Моне стремился передать в своих картинах мерцание света в воздухе и над согретыми солнцем полями, преломление света в облаках и во влажном тумане, отражения на текущей воде и изменение листвы деревьев на солнце и в тени. Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903). И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. 8–9) врубрике «Парижский салон 1904» были помещены репродукции ссеми работ Гогена, картин Ван Гога («Поле») иСезанна («Фрукты ипеченье»). Выставка завершилась провалом.
жеи, соединивших народную архитектуру малоэтажных домов с упрощенной готической формой. Этот период творчества Сезанна многие исследователи называют романтическим или барочным. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что соответствует человеческому восприятию. Наих картинах предметы укрупнены (как иразмер полотен), пространственные смещения утрированы, объёмы кажутся весомее, цветовые контрасты интенсивнее ирезче.
Живописи Ван Гог учился в Брюсселе (1810-1881), Антверпене (1885-1886), а также в Гааге у голландского художника Мауве, но истинное мастерство пришло к Ван Гогу, по его же словам, с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней». ГРМ)– один изнаиболее близких кпервоисточнику образцов гогеновского декоративизма (фризовая композиция, плоскостный фон, «сказочный» колорит, статичные позы женщин).
работа точками удивительная вещь. Уже в начале XIX века сущность цвета вызывала всеобщий интерес. К наиболее известным художникам-импрессионистам относят Эдуарда Мане («Бар в «Фоли-Бержер», «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «У папаши Латюиля», «Аржантей»), Клода Моне («Поле маков у Аржантея», «Прогулка к утесу в Пурвиле», «Женщины в саду», «Дама с зонтиком», ««Бульвар Капуцинок», серия работ «Водяные лилии», «Впечатление. Произведения Ренуара производят впечатление картин сделанных с необычайной легкостью.
Они прокламировали соединение искусства с наукой. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. сейчас уже невозможно писать в старой беспорядочной манере. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. Для их творчества характерно передача не мимолетных ощущений и впечатлений от окружающего мира, а познание подлинной сути вещей, которая скрыта под их внешней оболочкой.
цв. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями.
Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником. Дени, П. Серюзье, Э. Вюйар, П. Боннар). В его пейзажах почти нет совершенно прямых линий. Точки чистого цвета смешиваются только в глазах зрителя.
Поль Сезанн (1839-1906), подобно большинству постимпрессионистов, начинал как импрессионист. ". Однако прежде всего его интересует вовсе не цвет, а форма. После множества экспериментов и формируются направления сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (Модернизм).
Постепенно Ван Гог оказался в тисках тяжелого психического заболевания. На последней выставке импрессионистов в 1886 г. была представлена картина Ж. Сёра «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», ознаменовавшая отход от принципов и приемов импрессионизма. Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованс на юге Франции. При жизни была продана лишь одна его картина. 1908–1909.
постимпрессионизм художники – О его жизни можно судить по творчеству. В качестве научного обоснования этого разложения цветов они использовали «Науку о цвете» Шеврейля, стремились создать собственную научную теорию цвета. Ренуар (1841-1919) в живописной технике своеобразен.
ГТГ). Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить свое отношение к изображаемому. В 1860-1870-х гг. Он обладал удивительным состраданием к человеку. Критический очерк».
Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Подобное «несоответствие» между авторским замыслом и его воплощением нередко вызывало у Сезанна ощущения, связанные с неверием в собственные силы. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы.
Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. Ему удается передавать мгновения, выхваченные из потока жизни большого города («Бульвар Капуцинок в Париже»). Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика.
Одним из основоположников данного течения был норвежский художник Эдвард Мунк. Громкими скандалами сопровождалось появление «Завтрака на траве», в котором Мане изображает в непривычной живописной манере одетых молодых людей и обнаженных женщин. Постимпрессионизм представлял собой взаимодействие различных творческих систем (отдельных художников и целых направлений). В его картинах и рисунках из жизни парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе, проституток) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, утонченностью штриха, точностью цветового пятна.
В отличие от импрессионистов, создавших нечто вроде общества единомышленников, эти художники творили в уединении. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.
Поль Сезанн (1839-1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке в 1874 г., затем уехал в Прованс и жил замкнутой, но напряженной творческой жизнью. Практически все художники в этом жанре — французы. Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)Французский художник-художник, яркий представитель постимпрессионизма. Получил хорошее общее образование, но в детстве способностей к живописи не проявлял. Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиямКлода Моне.
«Цвет лепит предметы» – утверждал Сезанн. На такую тематику его вдохновлялЖан-ФрансуаМилле. Героями большинства картин голландского периода являются простые крестьяне изображенные в привычной обстановке за обычными занятиями («Ткач», 1884 «Крестьянка», 1885).
Поль Гоген (1848-1903) поздно, как и Ван Гог, стал заниматься живописью систематически. – Ю. Б. ) плох: вместо того, чтобы помогать художнику, он сковывает и замораживает его. Постимпрессионизм (пост — после импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии. Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогдаимпрессионизма и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам.
Он постоянно жаловался брату на недостаточную силу даже его любимого ярко-желтого цвета. Иногда он в композиции прямо следует классическим произведениям. Художники этой школы жили в Париже во второй половине 19 века.
Одним из направлений модерна, попыткой противостоять «хаосу» разности-лья, эклектики явилось обращение архитекторов к традициям классицизма. Немур». Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Реальную природу художник превращает в декоративный красочный узор.
Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами направления. В пластике второй половины XIXв. Его палитра высветляется («Аржантей», 1874 «Берег Сены в Аржантейе», 1874 «Партия в крокет», 1873 «В лодке», 1874 г. ). Ранний период его творчества связан с импрессионизмом. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
30), а древнейшим его «предвосхищением» – средневековый гокет, где мелодия рассекается на фрагменты исполняемые по очереди разными певцами. «Точечная фактура» нередко используется в целях музыкальной изобразительности. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. В наибольшей степени это присуще работам 1860-х гг. 1876).
Моне и Ренуар выставлялись в Салонах, Писсаро примкнул к группе неоимпрессионистов. Художники пытались на практике применить научные открытия, сделанные в области оптики. Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм. Если Англия выступила как зачинатель, то Франция стала распространителем нового стиля, называемого здесь «ар нуво» («новое искусство»). 1865), «Оргия» (ок. Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира.
Впрочем, это его увлечение было недолгим. 27 начало «Вариаций для оркестра», op. Комнаты располагались не по анфиладному или коридорному принципу, а по вертикальному. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса.
Салон принимает его картину «Железная дорога», 1873. Представители классической школы не приемлют новаторства молодых художников и не допускают их на Салон – единственную выставку, открывающую путь к заказчикам. Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов» и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека и конструктивистское видение мира Сезанна и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, – и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени.
Куда идем. » (1897, Музей искусств, Балтимор). Клод Моне (1840-1926) любил рисовать шаржи друзей и знакомых. Основной темой его творчества стали островитяне. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Позже направление начинает распадаться на новые течения, часть художников умирает. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком ее изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сера, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека.
Это произошло в ту нору, когда во французской живописи парил небывалый разнобой в понимании целей искусства и выборе выразительных средств. и борозды действительно убегают вдаль, а кусты горят на земле, как костры. Над ними звезды — светящиеся шары, напоминающие солнце. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом.
Словно укрощая свой темперамент, достигающий зрелости художник стал методично и точно компоновать детали своих картин. Зарождение неоклассицизма как общеевропейского направления архитектуры в рамках модерна граничит с постройкой архитектором Францем Штуком (1863-1928) виллы в Мюнхене.
Под влиянием К. Писсарро увлёкся пейзажами. Произведения Сезанна открывают внутреннюю жизнь художника, наполненную внутренней энергией притяжения и отталкивания. Постимпрессионизм – (фр. Группа «Наби» (др. -евр.
Обе– 1928). Эти творческие изыскания происходили в разных плоскостях: синтетический символизм художников Наби (от слова nabis – пророки) и Гогена, модерновая декоративная стихия Тулуз-Лотрека, конструктивизм в отображении мира Сезанна, а также выразительность форм и сверхчувствительные цвета Винсента ван Гога. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Редон), кубизм (П. В 1884 г. произошла встреча молодых художников Поля Синьнка (1863-1935) и Жоржа Сера (1863-1935). Новозникновение «русского сезаннизма» как оригинального направления относится к1912–1913. Создавая свою мебель, Макинтош часто пренебрегал высоко ценимой романтиками «правдой материала».
Идеологией этой школы было сиюминутное переживание, впечатление. В своих работах Сезанн занялся исследованием поверхности материальных объектов, которые на его картинах имеют геометрическую структуру. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. От природы он имел чувство цвета и лепил форму крупным мазком. Краски Сезанна светятся всем богатством своих возможностей.
postimpressionisme, от лат. сближается с Мане. Постимпрессионизм виделся новым словом даже всравнении споздним импрессионизмом («соборами» Клода Моне), поскольку резко смещал акцент спередачи видимых свойств натуры наеё интерпретацию.
Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Его горные кряжи изгибаются, точно образуясь из первоначального хаоса прямо на глазах. Постимпрессионизмкак явление – неоднородное. Вторая волна сезаннизма зарождается в1917–1920, впериод распада общества «Бубновый валет» ипобеды радикальных течений авангарда.
Напротив, один из основоположников импрессионизма Камиль Писсарро, дебютировавший в Салоне 1859 г. и участвовавший в Салоне отверженных (1863) как импрессионист, с 1985 г. переходит на позиции постимпрессионизма и в течение пяти лет работает в технике пуантилизма. Галле создал технику эмалевой росписи «лунный свет», включая в стеклянную массу золотую и серебряную фольгу. Ван Гог оказал влияние на фовистов и экспрессионистов.
В 1895 г. показывает в Париже 150 картин. К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм, доведший до логического завершения разработанный и практически реализованный импрессионистами метод пространственного (оптического) смешения цветов (Ж. Сёра, П. Синьяк). Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию "болезнью", Гоген, жаждущий "слиться с природой", в 1891 г. уезжает на Таити. Скандал разразился, когда молодой Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве». Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций.
В 1860-е гг. После кратковременного (1893-1895 гг. ) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию – сначала на Таити, а с 1901 г. на Маркизские острова, где и умер. При отборе участников выставки 1863 года было отвергнуто свыше 60 заявок. Пока его современники Писсарро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись.
С 16-летнего возраста работал служащим в фирме «Гупиль» (филиалы ее находятся в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже), занимающейся куплей-продажей предметов искусства, в частности картин. В1918 Кончаловский, Лентулов, Шевченко идругие были приглашены вреформированное МУЖВЗ (ГСХМI иII). Одной изпричин «возвратного сезаннизма» явилась преподавательская деятельность художников авангарда. Художники этого направления, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных впечатлений (творчества импрессионистов). Техника, разработанная живописцами, стала проявлением научного подхода к живописи. Встатьях конца 1920-х Малевич доказывает принципиальное отличие «нового искусства», родоначальником которого явился Сезанн, от«изобразительного», тоесть образно-повествовательного искусства вцелом («Анализ нового иизобразительного искусства (Поль Сезанн)» «Новое иизобразительное искусство». Эти идеи близки идеям позитивизма.
Техника импрессионистов отличается короткими мазками. Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств, художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Таковы главные герои сезанновских композиций. Его картины написаны энергичным и свободным пастозным мазком. Импрессионизм (от французского «impression» – впечатление) представляет собой направление в искусстве (литературе, живописи, архитектуре), появилось оно в конце ХIХ начале ХХ века во Франции и быстро получило широкое распространение и в других станах мира.
На фоне вспаханной нивы и огромного солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (Сеятель, 1888 г. ), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (Красный виноградник, 1888 г. ). С марта 1865 г. начинает выставляться в Салоне. Огромное впечатление насовременников произвёл представительный показ постимпрессионистов навыставке «100лет французского искусства» (1912. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре». Его создателями были учредители общества «Бубновый валет», организационно противопоставившие себя группе Ларионова вконце 1911.
Главное — это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии — не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». Архитектуру этого направления – неоклассицизма – отличали монументальность, помпезность. Сезанн не дематериализует форму, у него нет картин сложного содержания. Его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген). Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании. postmodeгnism).
Приобщение кпостимпрессионизму художников, постоянно живших заграницей, падает натеже сроки. К произведениям в данном направлении относят скульптуры знаменитого французского скульптора Огюста Родена («Поцелуй», «Мыслитель», «Поэт и муза», «Ромео и Джульетта», «Вечная весна») итальянского художника и скульптора Медардо Россо (фигуры из глины и гипса залитые для достижения уникального светового эффекта воском: «Привратница и Сводня», «Золотой век», «Материнство»), русского гениального самородка Павла Трубецкого (бронзовый бюст Льва Толстого, памятник Александру III в Петербурге). Как правило, признание приходило к ним уже после смерти. Свои задачи он выразил в двух высказываниях: (1) "повторить Пуссена на природе" и (2) превратить импрессионизм "во что-то основательное и вечное, подобно музейному искусству". Изщукинской коллекции были воспроизведены «Цветы ввазе» и«Масленица» Сезанна, «Таитянский пейзаж (Лошадь надороге)» (вжурнале назван «Остров Таити») Гогена и«Арена вАрле» («Бой быков») Ван Гога. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. Голландский художник Винсент Ван Гог, крупнейший представитель постимпрессионизма, художник, рисовальщик, офортист и литограф, завоевавший своими работами мировое признание, родился в 1853 г. в местечке Грот-Зюндерт близ Бреды (Северный Брабант) в семье сельского священника.
Мане сближается с импрессионистами, пишет на пленере. Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. К сожалению, при жизни он былмерзавцем и неудачником, но его спасколоссальный талант. 1908. В 35 лет он оставляет работу в банке и посвящает себя искусству.
Пристальное внимание художника стали привлекать образы скромных тружеников (Доктор Рей, 1889 г. Колыбельная, 1889 г. Портрет почтальона Рулена, 1889 г. ). 1908. он вместе с К. Писарро работает сначала в Овере, затем в Понтуазе. Это качество постимпрессионизма, как и«упрощение рисунка» (выражение тогдашней критики), станет основой сближения двух главных источников авангарда– новой французской живописи инародного искусства. Иная судьба ожидала наследие Сезанна.
Это тысячи живописцев. Его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы «Наби» (французский вариант модерна). Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Но в итоге именно Сезанн стал родоначальником новых форм в европейском искусстве. Самым выдающимся представителем модерна в английской архитектуре был Чарльз Макинтош (1868-1928). Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Cезанна и проч.
Осенью 1890 г. мастер неожиданно для себя открывает «серийный» способ работы. Наиболее известным примером здания, построенного в таком «готическом народном» духе, был «Красный дом» Уильяма Морриса в Беркли Хилл, достижения которого были в дальнейшем подхвачены многими архитекторами. Около 1910– Ларионова). В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников«Наби» и в конце концов модерн.
1864-1868), «Вскрытие» (ок. Черты его стилистики очевидны вработах Кончаловского в1908, Бурлюка– в1908–1909, А. В. Куприна в1910 (одна изего картин неофициально называлась «Пейзаж вманере Ван Гога». Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. Элементы абстрактности, заложенные в искусстве Сезанна, привели его многочисленных последователей «сезаннистов» к живописи отвлеченности.
Подсолнухи, автопортреты, яркие пейзажи — это все было до того, как он стал постимпрессионистом. присоединился к импрессионистам, но никогда не разделял их целей и не принимал их техники. 2). Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там.
Вот таким образом Мане участвует в так называемом «Салоне отверженных» вместе с другими живописцами, которых не допустили к участию в выставке.
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Постимпрессионизм (от французского слова postimpressionisme) – направление в мировой живописи возникшее в конце 19 века, вследствие упадка популярности импрессионизма и является естественным продолжением развития этого течения. Чтобы добиться желаемого, Сезанн деформировал пропорции человеческих фигур, создавал композиции с неустойчивым равновесием использовал интенсивные и очень темные краски.
На самом деле художник был великим тружеником. Кто мы. Представители течения использовали особую художественную технику (дивизионизм или пуантилизм). Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) искусство которого теснейшим образом граничит с развитием французской живописи.
Это значит находить гармонию между многими соотношениями». П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар». ГРМ).
Ван Гог. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. При этом выпущенные серийным методом элементы металлических конструкций вносили в облик здания определенное единообразие, что воспринималось как его «рациональность». Восходящее солнце». Это годы напряженного, почти нечеловеческого труда. Содной стороны, они увидели внём определённый этап вразвитии искусства, накотором оно освободилось отобязанности воспроизводить видимый мир согласно академическим правилам (иреалистической традиции) неслучайно Кончаловский вписьме Машкову (1908) назвал Ван Гога иСезанна «освободителями».
Излюбленным местом из работы был «лягушатник» – местечко на Сене близ Парижа («Купание на Сене, 1869 «Обнаженная», 1876 «Качели», 1876 «Завтрак лодочников, 1881 «Бал в Бужевале» «Девушка с веером»). Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Под термином «постимпрессионизм» искусствоведы объединили творчество ряда художников, по большей части французских, которые работали в конце XIX – начале XX века. Её тетраптих «Сбор плодов (1908.
Она имеет противоположную направленность: если наэтапе «освобождения» Сезанн воспринимался как один изразрушителей канонов натурализма, тотеперь видится основателем традиции обращение кнему знаменует возвращение кценностям «чистой» живописи. Прежняя, академическая система их неустраивала изаоснову новой системы обучения были взяты живописные принципы Сезанна (поКончаловскому– «метод», поМалевичу– «система»). Они не входили, как импрессионисты, в единую группу.
Душа Ван Гога требовала ярких красок. входят в незавершённый цикл "Фриз жизни". С 1886 г. (после смерти отца) жил главным образом в семейном поместье в Экс-ан-Провансе.
Художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли». Подавали обед на черной скатерти. Наней экспонировались потри картины Сезанна («Портрет жены художника», «Натюрморт» и«Чёрный замок») иГогена («Пейзаж.
Ж. Сера и его последователи П. Синьяк, отец и сын Писсар-ро называли себя «научными импрессионистами» в отличие от «романтических импрессионистов», хотя по мнению многих критиков новый метод превращал творчество в скучное педантичное занятие, не меняя при этом конечной цели работы – взаимодействия света и цвета. Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров. Де Тулуз-Лотрек), немецкий экспрессионизм (В. (Мартиника)», «Красный берег» и«Натюрморт (Фрукты)») ипять произведений Ван Гога («Садовник», «Солнце вдеревьях», «Колыбельная (Госпожа Рулен)», «Ночное кафе вАрле» иакварель «Зуав»). Общество не признавало его творчество. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа.
В 1893 в Париже устраивает персональную выставку. Его композиции продуманы, в нем нет элемента случайности («Зонтики Мулен де ла Галетт»).
Вот таким образом многие художники во всем мире работают в этом направлении. Ему свойственен направленный мазок, стиль волнистых полосок («Прогулка заключенных», «Автопортрет с перевязанным ухом», «Подсолнечники», «Ирисы»). У художника обострено чувство, переплетаются противоречивые настроения. В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами.
В1904 несколько месяцев вПариже провёл Д. Д. Бурлюк, в1906 около месяца– Ларионов (вэто время проходила персональная выставка Гогена). Влияние творчества Гогена на искусство 20 века бесспорно. 7–9). Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели художника к самоубийству.
Эдуард Мане отказывается вступить в «Анонимное общество живописцев, скульпторов и графиков» и участвовать в выставке. Они почти полностью отказываются от черного и коричневого в пользу насыщенной, яркой палитры, часто сильно высветленной. «Он играет на органе как Цезарь Франк», – говорили про него. Он снова и снова писал яблоки.
Понимая сложность окружающего мира, художник не мог оставаться простым созерцателем. Кто мы. Теоретиком и вдохновителем дивизионистов был Ж. Сера: (в группу также входили П. Синьяк, А. Э. Кросс, Л. Писсаро и др. ) Сера продолжил и теоретически обосновал опыты импрессионистов с чистым цветом. С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление (impression) действительности, но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные. «Как много надо работать, – писал Моне, – чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней». Он пользуется упрощенным рисунком, его формы плоскостны, краски яркие и чистые, композиции носят орнаментальный характер («Женщина, держащая плод»).
Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Подобный эффект достигался благодаря технике грубого крупного мазка. В 1870-е гг. Эти великие колористы были для него объектами восхищения. Одним из самых выдающихся художников-декораторов модерна был Эмиль Галле (1846-1904). Не дожив до признания в 1883 г. умер Мане.
Нередко случается, что художники используют один и тот же мотив, применяя различные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», ок. В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888). Своеобразным манифестом декадентского мировоззрения «fin de siecle» стал роман французского писателя Шарля Мари Жоржа Гюисмана (1848-1907) «Наоборот», главный герой которого в построенном по собственному проекту замке создает особую художественную атмосферу, мир грёз, где все наоборот по отношению к прозаическому миру действительности. Его представители (Кончаловский, Куприн, Машков, Р. Р. Фальк, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Г. В. Фёдоров) нестолько подражают Сезанну, сколько используют его приёмы имотивы для создания русской версии стиля, заметно сдвинутого всторону декоративности ибрутальности. В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса.
Главный труд Гете по цвету был обнародован также в 1810 году, а в 1816 году Шопенгауэр опубликовал свой трактат «О видении и цветах». В видах Роны («Мост Ланглуа», 1888), серии марин, написанных в селении Сент-Мари-сюр-мер неподалеку от Арля («Море в Сент-Мари», 1888), пространство (согласно импрессионистическим законам) передано фрагментарно. Вюйяр, П. Сезюрье, К. Руссель, А. Майоль.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн ("Сестра художника", 1892 г. "Девушки на мосту", около 1901 г. ), но обнаруживало и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма ("Крик", 1893 г. ). «Экзотическая» живопись Гогена – «А ты ревнуешь. », «Ее зовут Вайраумати», «Женщина, держащая плод» – отражает не столько природные качества предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов. В постимпрессионизме было много внутренних течений и направлений.
Иногда Моне менял полотно каждый час, чтобы изобразить изменения пейзажа. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. В 1882 г. организована наиболее представительная выставка. Их наиболее известные произведения: Поля Гогена («Озорная шутка», «La Оrana Maria», «Борьба Иакова с ангелом», «Желтый Христос»), Поля Сезанна («Пьеро и Арлекин», «Большие купальщицы», «Дама в голубом»), Винсента Ван Гога (Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ирисы»), Анри де Тулуз-Лотрека («Прачка», «Туалет», «Обучение танцу в Мулен-Руж»). В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Однако в скором времени, столкнувшись с равнодушным отношением к своей деятельности представителей церковной власти, он навсегда порвал с официальной религией. Как архитектор Макинтош опирался на традиции строительства сельского шотландского жилища и так называемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков, т. е. был типичным представителем неоромантизма.
Он умер в 1926 г. Эдуард Мане (1832-1883) был сыном богатых родителей, получил академическое художественное образование в мастерской Кутюра. Восход солнца», 1872). Человеческие фигуры в живописи Сезанна не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающие их образы природы, пронизаны светом и воздухом («Купальщики», 1890-1892).
Основатели – Жорж Сера и Поль Синьяк. Сам он и художники его группы, писал не то, что видел, а то, что хотел увидеть. С конца XIX – начала XX вв. Он хотел «слиться с природой» и в 1891 г. уехал на Таити (остров во Французской Полинезии), где проживал в Папеэте, создав там 80 полотен. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.
1902-1904 гг. Никакого возмущения со стороны "классиков" это не вызвало. Истинным вождем постепенно становился Клод Моне.
Помимо формальных элементов, Гончарову роднит сГогеном своеобразная «почвенность», оттенок мистицизма художница заимствует унего итип «загадочного» натюрморта, включающего портрет– толи «живое», толи написанное нахолсте лицо («Натюрморт спортретом ибелой скатертью». Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Сезанн, подчиняясь буйному воображению, начал писать картины, сюжетами которых стали страсть, чувственность, смерть. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург «Свинопас.
ГРМ) идругих работах, где авторы преподносят публике «сниженный» образ творческой личности. Ван Гог Винсент (Gogh, Vincent van) (1853-1890), голландский художник и график, наряду с Сезанном и Гогеном крупнейший представитель постимпрессионизма. Цветовая гамма его парижских полотен становится более светлой используемые ранее темные серовато-землистые цвета уступают место чистым голубым, золотисто-желтым, красным оттенкам («Мост через Сену», 1887 «Папаша Танги», 1887). не наблюдается такого яркого развития импрессионистического направления, как в живописи. После публикации его первого крупного материала, коллеги журналисты смеялись над ним и всячески угнетали, он пережил сильный стресс и начал пить. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность.
Клод Моне на этой выставке представил картину «Impression. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты». Он создал так называемый флориалъный стиль.
те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после). Картины Поля Гогена (1848-1903) — всегда ярки, орнаментальны идеализированы, подчеркнуто декоративны, символически условны, чем-то напоминают узоры пестрых восточных тканей. Сера явился также автором теории о символике вертикальных, диагональных и изогнутых линий, выражающих в картине не поддающееся описанию эмоциональное состояние художника. Художники отказывались изображать только зримую действительность, а стремились изображать ее основные, закономерные элементы.
Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные точки. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. Его целью было выразить себя. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Большинство картин 1890-1910-х гг. Он заставляет их служить себе, выражению своего внутреннего состояния. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Сезанна и проч. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства.
С 1886 года он постоянно жил во Франции. В 1894 г. Писсарро писал: "Я нахожу, что сам метод (постимпрессионизма.
Заметное влияние оказал Ван Гог наЛарионова иН. С. Гончарову: оба некоторое время писали «вибрирующим мазком» (Дж. Ревалд), пытаясь совместить свето- ицветопередачу натуры. Первым объектом подражания и«цитирования» стал Ван Гог.
Глубоко самобытным выразителем тенденций постимпрессионизма во французском искусстве был выходец из Голландии Винсент Ван-Гог (1853-1890). Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. В 1878 г. Роден впервые экспонировал в Брюсселе, а затем в париже скульптуру «Бронзовый век». Сезанн Поль (Cezanne, Paul) (1839-1906 гг. ), французский художник. Он лишь подтверждает факт существования своих моделей. Сезанн перешел к модулированию замкнутых цветовых плоскостей. Около 1909. Интервалы формы и цвета контрастируют и сливаются как в музыкальном произведении.
Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой. Наиболее известны его картины «Красные рыбы» (1911), «Одалиска» (1926). Сезанн сознательно искривляет предметы, чтобы показать их с разных точек зрения. 1909 и«Деревенские купальщицы». Первой попыткой можно считать доклад поэта ихудожника С. П. Боброва наВсероссийском съезде художников (конец 1911), вкотором он декларировал создание Ларионовым иГончаровой нового течения– пуризма, аего истоком провозглашались постимпрессионизм ирусский изобразительный фольклор.
Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. Обладая яркой самобытной индивидуальностью, Ван Гог выработал свою собственную живописную манеру. Слово-понятие «декадент» прозвучало впервые в сонете французского символиста П. Верлена, посвященном упадку (decadence) Римской империи и было подхвачено бельгийцами М. Метерлинком и Э. Верхарном, норвежцами Г. Ибсеном, К. Гамсуном, шведом Ю. А. Наряду с Гогеном и Ван Гогом Сезанн – самый крупный постимпрессионист (постимпрессионизм), один из выдающихся художников, определивших развитие изобразительного искусства 20 века. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Таковы картины «Цирк», «Воскресенье на Гранд-Жатт», «Порт-ан-Бессен», «Натурщица со спины» и др. Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа, который под впечатлением посещения выставки группы молодых художников «Салон отверженных» в 1874 году в Париже, называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами», причем данное высказывание носит несколько пренебрежительный и ироничный характер.
Быстро пополнялись произведениями постимпрессионизма собрания Щукина (кначалу 1910-х ему принадлежало 16картин Гогена, восемь– Сезанна ичетыре– Ван Гога) иМорозова (вего коллекции выделялись 17первоклассных «Сезаннов»). Данный период получил название постимпрессионизма (от латинского post — после). Назревал скандал. Стриндбергом. Так, русский импрессионизм в живописи представлен в новом московском одноименном музее.
Постимпрессионизм – художественное направление, возникшее на рубеже XIX и XX веков на основе художественных достижений импрессионизма, однако опирающееся на ряд новых художественных принципов и выдвигающее новую художественную концепцию мира и личности, предвосхищающую трагическую напряженность наступающего XX в. Постимпрессионизм – дитя утраченных иллюзий. Картина вызвала негодование критики и публики и художнику запретили ее выставлять. Его стиль называют ковровым.
Интерес к взаимодействию меняющегося и постоянного наиболее ярко отразился в поздних натюрмортах художника («Натюрморт с драпировкой», 1898-1899). Сезанн), модерн (А. Гоген намеренно переходит к примитивным формам. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его.
Центральными группировками постимпрессионизма в искусстве Франции конца XIX были дивизионисты (пуантилисты), основоположники французского модерна (art nouveu) — группа Наби, Понт-Авенская школа П. Гогена. Четверо художников в 90-х годах 19 века создают новое направление в искусстве на основе импрессионизма и называют себя постимпрессионистами (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек). Его кисти принадлежат такие шедевры, как «Едоки картофеля» (1885), «Красные виноградники в Арле» (1888-1890), «Прогулка заключенных» (1890). постимпрессионизм картины – Творческая судьба Анри Тулуз-Аотрека была более успешна. Дега не признавал живописи на пленере, не занимался пейзажем. Восприятие постимпрессионизма русскими художниками было изначально двойственным. Он пишет картины «Вид Темзы и парламента в Лондоне» (1871), «Скалы в Бель-Иле».
Глубже других восприняла искусство Гогена Н. С. Гончарова. Наиболее импрессионистичны его картины «Бар в Фоли-Бержер» (1882), «Бал-маскарад в Опере» (1873).
Её использовал Д. Д. Представители его многочисленны и многогранны.
С. 29) инициировал их публикацию вфевральском номере журнала «Искусство» (1905. Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление».
К реалистически монументальной скульптуре относятся его работы «Мыслитель», «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Граждане Кале». Так, А. Г. Явленский пережил увлечение живописью Ван Гога в1905, Гогена– в1907. В детстве его звали Оскаром.