К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины На миру, где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Громоздящиеся скалы, купы пышных деревьев, кристально-прозрачные озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически ясной, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста.
Другая картина — «Смерть Виргинии», задуманная в 1795 г., была окончена лишь в 1831 г., когда уже веяния К. отживали свой век. Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. Егоров и Шебуев были, действительно, еще холоднее, еще безжизненнее своих образцов, но до колоссальных знаний Давида, Герена, Жироде, Энгра и даже итальянцев Камуччини, Пинелли и других им было далеко. Он считал, что в академии художник, будучи вынужденным «подчиняться общепринятой рутине», не может быть свободен в выборе форм и методов творчества. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Брюллов напечатлел целую серию образов своих современников. В этих портретах есть правда характеров и правда среды. Витте, К. П. Наиболее яркие картины: «Полк на позициях» (не завершена), «Портрет жены» В. Шухаева, «Скрипач» А. Яковлева. Достаточно вспомнить «Сватовство майора», «Разборчивую невесту», «Свежего кавалера», «Завтрак аристократа», «Вдовушку», чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по всей справедливости прозванный «Гоголем русской живописи».
Из-за ряда обстоятельств Пуссен вынужден был, однако, вернуться в отчий дом. Еще более решительным поборником классического направления был Пьер Герен (1774—1833), вышедший из школы Реньо. Он избегал общества, как только мог и прятался от друзей для того, чтобы побродить одному в виноградниках и в самых пустынных уголках Рима, где он мог без помехи созерцать античные статуи, ласкающие глаз пейзажи и наблюдать наиболее прекрасные явления природы (Felibien des Aveaux, Entretiens sur les vies et les ouvrages des plus fameux peintres, anciens et modernes, Paris, 1666. ).
Работа на лоне природы помогала передать впечатление от увиденного наиболее достоверно. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. Как направление классицизм по-разному развивался в странах Европы. В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля – и сильные и слабые.
В тех краях он создал свои дождливые работы: После дождя, Хмурый день, Над вечным покоем. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга.
Необычайно для Пуссена по своей обостренной экспрессии эрмитажное Снятие со креста (1630). Его с полным правом можно назвать универсальной личностью, не уступающей своим масштабом титанам Возрождения. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю.
Одновременно выдвинулись и молодые мастера — В. Демут-Малиновский, С. Пименов. Справа изображены сёстры Горациев. По своему призванию Лесюер – мастер декоративной живописи и его работы в этой области наиболее интересны. Сложившаяся в Академии классицистическая система служила разработке сюжетов и аллегорий, прославлявших монарха («король-солнце» ассоциировался с богом света и покровителем искусств Аполлоном). Академическое ученье пропитывается насквозь классическим духом.
Активно участвовал в революционном движении. Тема жизни и смерти, которая волновала многих мыслителей XVII столетия, проходит через все творчество Пуссена. Несмотря на то что «краски горят и мечутся в глаза» (Н. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С.
Литературный критик В. Г. Подлинного расцвета в начале XIX столетия достигает русская архитектура. Замечательно, что в том же году (1808) публика ознакомилась с картиной Жироде «Атала и Шактас», сюжет которой взят из Шатобриана, а не из истории или античного мира, как все делали в ту эпоху, — картиной, которая колоритностью отличалась от обыкновенных произведений школы Давида. Однако стоит отметить, что данное разделение условно.
Такова его картина Похороны Фокиона (после 1648, Париж, Лувр). Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим.
Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). С Куртуа он занимался также математикой и изучением перспективы. Давида.
Этой верой проникнуты все лучшие произведения художника. В Париже завершилось начатое ранее сооружение геометрически правильных единых по стилю площадей (Конкорд, 1685-86 Вандом, 1685-1701 обе — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар).
Из других его картин античного мира назовем «Смерть Клеопатры», «Алкивиад и Сократ», «Пигмалион», «Туалет Венеры», «Геркулес и Альцест» Реньо писал также и современные исторические картины, придерживаясь воззрений Давида. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили.
Больше двадцати лет жизни посвятил Иванов созданию картины «Явление Христа народу». В начале XX в. он получил заказ накартину Торжественное заседание Государственного совета. Больше всего он любил саму человеческую жизнь.
«Все было прибито к земле. Бакст, М. В. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Широкое обращение «отца русского жанра» к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества. Победоносцев, П. П.
Основное его ядро – художники К. А. Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и художник Л. Бернини (1598-1680). Русский классицизм в живописи 19-го века занимает почетное место, поскольку имеет свои открытия и особенности. Зима изображает потоп, гибель жизни.
Слова Академия и классицизм получают почти значение синонимов. Однако о юношеских годах Пуссена известно мало. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу».
Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Богаевский, П. И.
На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Возвратясь в Италию, Пуссен как бы обретает творческую силу. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России). Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Роберт Лефевр и Кинсом, современники Жерара, модные портретисты, старавшиеся доставить больше удовольствия своим моделям, чем гнавшиеся за правдой, теперь уже забыты, Жерар же имеет значение и до сих пор, хотя жизненность его портретов далеко не так глубока, как в работах великих мастеров. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Его картина «Mapк Секст, возвращающийся из изгнания» (1799) произвела почти такое же сильное впечатление на общество, как несколько лет назад «Горации» ибо появление ее совпало с эпохой возвращения французских эмигрантов в отечество.
Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали французские трагики Корнель и Расин. (от лат.
Настоящим триумфом петербургского периода стало произведение «Руслан и Людмила», увидевшая свет в 1820 г. Сюжетные линии, героев и некоторые сцены Пушкин брал из других исторических и литературных источников, делая свою художественную обработку. Ему было отказано в погребении на родине. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник.
В этой картине он стремился воплотить свои новаторские эстетические принципы.
Произведения художника 1840-х годов носят ярко выраженный романтический характер. Вероятнее всего, в этом образе следует искать наиболее точное и яркое выражение авторской позиции, главной идеи полотна, символизирующей крушение прекрасного, но обречённого на гибель античного мира. Его «Воспитание Ахиллеса» (1783) составило ему имя. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой.
Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Находясь в Риме, большую часть своего времени он посвящал рисованию античных статуй и рельефов, а также копированию картин итальянских мастеров. Термином «неоклассицизм» в современном искусствознании характеризуют различные художественных направления 19-20 веков, для которых характерно обращение к традициям искусства Античности, эпохи Возрождения или классицизма, а так же для противопоставления классицизма в искусстве 18 – 19 веков классицизму 17 – 18 веков.
Практически выродился классицизм в 19 веке. 19в., важной чертой которых являлось обращение к наследию античности (Древних Греции и Рима) как к норме и идеальному образцу. В 1783 году был избран членом Академии живописи. Художнику необходимо вырваться, по его словам из петли которую надел себе на шею, чтобы вновь в тиши своей мастерской заняться настоящим искусством ибо, если я останусь в этой стране, – пишет он с глубокой горечью, – мне придется превратиться в пачкуна, подобно другим, находящимся здесь. Например, Клод Моне изображая туман над Лондоном, придал ему красноватый оттенок.
Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Фомин, В. А. Одно из известных произведений начала века на историческую тему – картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Картины НиколоПуссена стали примером для представителей классической живописи.
Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А. Г. Все преображено здесь в форму глубоко поэтичной аллегории. Изделия декоративно-прикладного искусства отличались парадностью и великолепием.
Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). Иллюзионизму классической живописи авангардисты противопоставили визионизм (от лат. Являлся членом Комитета общественной безопасности, в качестве которого подписывал приказы об аресте «врагов революции». Угрюмов был действительно более определенным представителем новых тенденций. Светлая любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. В его героях нет особенного внутреннего волнения. То же самое с классицизмом.
Жанровые картины и рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простого, «маленького» человека. Как выглядела в ту пору Академия. Они создают как бы обобщенный образ природы. Но внутренний мир его не показан. Вопреки канонам в основу было положено событие из реальной жизни (гибель города в результате извержения вулкана Везувий), а не мифологический или библейский сюжет.
классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Построение картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, обладает ясностью и завершенностью. Сюжет этого произведения Давиду подсказала пьеса Корнеля «Горации», восходящая к древнеримской легенде VII в. до в. э. В ней рассказывалось о борьбе двух ролов (Горациев и Куриациев), оспаривавших первенство Рима. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге – из петербуржцев, а из москвичей – Перову, Прянишникову, Саврасову. Однако его фламандский темперамент далеко не все принял от великих итальянцев. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе.
Художник для Пуссена – это прежде всего мыслитель. Средствами живописи они создавали иллюзию изменчивого света и движущегося воздуха. В результате творческих и литературных экспериментов Пушкина были написаны рассказы романтического содержания, лучшим из каких считается «Барышня-крестьянка», стихотворный роман «Евгений Онегин» и «Сказка о царе Салтане». Он учился всюду, где бы ни находился.
Великие произведения – плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума изучения классических произведений древности и знание правил вкуса. Но при этом понимание народа носит у Иванова исторически конкретный характер. В своих картинах художник показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Для полотен К. П. Портреты московского мастера всегда простые, домашние.
Мильтоно, Гёте, Шиллер, Ломоносов, Сумароков, Державин, Княжнин. Ряд репинских полотен написан на исторические темы (Иван Грозный и его сын Иван, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану и др. ).
В то же время наблюдается усиление субъективного начала в искусстве.
Живопись от Давида до Делакруа представляет период господства классицизма. Современники относились свысока к истинно великим мастерам – к Левицкому и Боровиковскому, так как их картины с полным совершенством воспроизводили только натуру и зато млели от восторга перед пальцем Акимова, так как он был написан по всем правилам благородного стиля.
В отличие от Брюллова, Иванов сознательно противопоставлял темам гибели, страданий и ужаса тему надежды на спасение человечества: «Мирный предмет мой станет выше изображения пожара и язвы». У нас в России классицизм также скорее принес своего рода пользу. Королевские дворцы и резиденции окружались регулярными парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный ансамбль Версаля). После изнеженного и фривольного рококо он, по словам Ш. Бодлера, вернул французскому искусству «вкус к героическому».
classicus150 образцовый), художественный стиль и направление в европейском искусстве 17150 нач. Жанры в романтическом стиле все время переплетаются.
Волшебница Армида, найдя спящего рыцаря-крестоносца Ринальдо, увозит его в свои зачарованные сады. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель.
1655, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Золотой плес, Вечерний звон, Тихая обитель. Пушкина и Н. В. Господствующий в картине коричневатый, насыщенный темным золотом тон как бы концентрирует в себе напряжение, которым насыщен пейзаж в сопоставлении с этим тоном особенно красиво выделяются оттенки обнаженного тела богини.
Вся атмосфера придворной жизни внушает Пуссену брезгливое отвращение. Разбушевавшаяся стихия лишь помогла проявиться в людях их необычайной духовной красоте. Пьеро делла Франческе, Ф. Рабле и др.
Венецианов открыто порывал со старым условным искусством Академии и призывал учиться у жизни, у натуры изучать ее и ей подражать. Ему было свойственно тонкое лирическое чувство природы. Передовые общественные идеи распространялись в то время прежде всего через литературу, которой занимались многие из будущих декабристов (Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Одоевский и другие).
Это были учреждения, где собирались лучшие мастера своего дела. Но их рисунки их эскизы и этюды способны доставить удовольствие. В одних произведениях, как в Царстве Флоры, она приобретала характер поэтической аллегории, окрашенной более непосредственным восприятием бытия, в других – например, в Смерти Германика – связывалась с этической, героической проблематикой.
Тропинин явился создателем портрета-картины — таковы его работы «Девушка со свечой», «Кружевница», «Швея» и другие. Его произведения также наполнены бурным динамизмом.
А. Канова «Три грации». Одним из таких поэтов был М. Ю. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Как широкий и торжественный гимн природе воспринимается Пейзаж с Полифемом (1649, Ленинград, Эрмитаж).
В их картинах все дышало и двигалось, предметы как бы теряли вес и четкость формы. Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке.
Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Но это было наивной ошибкой. «На картинах и в театре можно видеть людей изображающих страсти, которые, однако, не выражая характера, свойственного представляемому предмету имеют такой вид, как будто они играют комедию и только пародируют то, чем они должны быть». Три группы переднего плана справа олицетворяют эти высокие чувства. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма.
На фоне голубого неба и зеленых деревьев выделяются белые храмы, башни, городские стены. Щуко, К. Ф.
Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был красивым, а не мужицким (пример красивых неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). Художника восхищают верность, возвышенная любовь и неистребимая вера в справедливость. По-новому, например, был в вей трактовав самый традиционный и наиболее сложный исторический жанр академической живописи. Все формы отличались ясностью и отчетливостью. Есть жанры главные и неглавные.
О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи.
Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Эти слова принадлежат А. М. Горькому. Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство и, опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума. С заботливой нежностью его поддерживает верный друг Вафрин.
1650, Париж, Лувр). Например, за «высокими» жанрами (трагедия, ода) закреплялась проблематика общегосударственного характера. Спустя год он вновь отправился в Париж. Во Францию Давид вернулся совсем другим художником.
В пустынной местности, на каменистой почве распростерт раненный в поединке Танкред. Для данного направления характерны понятия ясности и меры, пропорции и равновесия. Чуждый карьеризма и поисков легкого успеха, Пуссен жил очень скромно. Однако вскоре художник утвердил и собственный принцип трактовки человека.
Венецианова. В один год с Давидом он выставил также «Смерть Сократа», но остался в этом произведении при многом старом, как в отношении сочинения, так и в трактовке форм и драпировок. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки».
Его портреты 20-30-х годов, т. е. Жан-Батист Викар (1762—1834), написавший, между прочим, — «Орест и Пилад» и «Электра», «Вергилий читает Энеиду Августу», провел большую часть своей жизни в Италии, не имел прямого влияния на французское искусство своими произведениями, но деятельность его отмечена в другом отношении (см. Жерар прославился как портретист и, действительно, сравнение портретов его работы с портретами XVIII столетия, например Гиацинта Риго (1659—1743), показывает огромный шаг по пути к простоте и натуральности, так как Риго моделям своих портретов, то искусственным и жеманным, то торжественным, часто придавал даже атрибуты мифологических богов. (Аристотелем и Горацием), стремясь найти в античных гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота.
Самый значительный художник, вышедший из мастерской Давида, это — Гро (1771—1835), но слава его основана на произведениях, в которых он не следовал советам своего учителя. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Именно эти черты приведут во второй половине 19 века классицистическую живопись к упадку.
В самом своем известном произведении «Девятый вал», написанном в 1850 году, он доносит до зрителя великолепную красоту разбушевавшейся морской стихии, многоцветие пенящихся, сверкающих в лучах солнца могучих волн, которые, как кажется, почти достигают облаков. Этот художник, поступивший десяти лет, спасаясь от нужды, в ученики Академии слишком еще был пропитан духом эпигонов рококо, от которого не могли освободиться и оба первых русских исторических живописца: Козлов и Лосенко (стоит только вспомнить Апостола Петра первого в Музее Александра III и Прощание Гектора с Андромахой второго в Академии). IV. Нравственное воздействие на читателя или зрителя — вот к чему должен был стремиться художник.
нет патетики и т. д. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Он изобразил пастухов, неожиданно увидевших гробницу с надписью И я был в Аркадии.
Гоголя. Для эстетики классицизма характерны рационализм, стремление установить определённые правила создания произведения, строгая иерархия (соподчинение) видов и жанров искусства. Туман действительно приобретал красноватый оттенок, отражаясь от стен кирпичных домов. Источники фразеологизмов.
Его «Спящий Эндимион», в котором лунное освещение давало повод к некоторой колоритности, был хорошо принят публикой, но в фигуре виден недостаток школы. Пьер-Поль Прюдон (1758—1823) хотя и брал сюжеты из мифологии («Грации», «Афродита», «Психея», «Зефиры», «Адонис»), но этот материал он одушевлял своим чувством и владел жизненным колоритом. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета. Это отнюдь не смутило Брюллова и он с большим подъемом продолжал работать над своим крупнейшим полотном «Последний день Помпеи», принесшим ему славу лучшего живописца эпохи. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). В творчестве многих из них сочетаются черты классицизма и других направлений и стилей (барокко, романтизм и др. ).
Не повезло только скульптуре (была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства не везло долго, собственно всю вторую половину века. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. В творчестве Алексеева же они превратились в один из видов живописного искусства. А. С. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее.
В середине XIX в. начало бунтовать тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России – передвижниками. Сумарокова, И. И. Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом Мира искусства. Чернышевский.
Ключевые идеи классицизма были изложены в трактате Беллори «Жизнеописания современных художников, скульпторов и архитекторов» (1672), автор высказывал мнение о необходимости выбора срединного пути между механическим копированием природы и уходом от неё в область фантазии. Огромный успех сопутствовал постановке в январе 1637 года трагедии Сид Корнеля. Такие картины, как Избиение младенцев (конец 1620-х гг., Шантийи, музей Конде), Мученичество cв, Эразма (1628, Ватикан, Пинакотека), близки к караваджизму и барокко известной сниженностью образов, преувеличенно драматической трактовкой ситуации.
Не все сложившиеся жанры отвечали принципам классицизма. Таково было художественное понимание Давида, выраженное им в названных уже картинах, а также в Сабинянках (1799) и других его произведениях. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: Вечер на Волге, Вечер. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность.
Тропинина можно считать антиподом Кипренского. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А. С. Рубенс нарушает все это в пользу движения. Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь.
Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Иное получается во второй половине XVIII века. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства. Принцип иерархии делит жанры на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художественные сферы. Такие картины Брюллова, как «Итальянское утро», «Полдень» и некоторые другие, посвященные жизни итальянского народа, вызвали в Петербурге со стороны защитников классицизма упрек в чрезмерной приверженности молодого художника к реальной жизни.
Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие передвижники. Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца – известного украинского гравера. С ранних лет он очень любил рисовать.
Одной из лучших работ тогда еще молодого художника явился портрет Давыдова. Художник обладал незаурядным живописным талантом.
В «низких» жанрах можно было касаться частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие). Об искусстве И. А. Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: один палец, написанный им, – выше целой картины, писанной иным художником. Тем не менее пока еще небо над ним ясно и безоблачно. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй.
Почти одновременно с Вьеном и Пьер Перрон (1744—1815) старался возвратить искусство к изучению антиков и природы. Велико значение Венецианова как педагога. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками.
Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. Чистяков учил рисовать формой.
В придворной живописи сложился новый тип репрезентативного портрета (Г. Исключениями можно считать лишь графа Ф. П. Толстого (1783-1873) и Ивана Иванова (1812-1848). Искусство Федотова своей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важнейшей вехой в истории русской художественной культуры. Лоррен известен также как гравер-офортист и как рисовальщик. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.
Вьен, о заслугах которого было говорено выше, не один понимал, что искусство XVIII века само стремилось своими крайностями к падению. Драматизм происходящего усиливал напряжённый колорит. В подражание королевским дворцы и отели строились по всей стране. Но как ему удаётся это.
В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как XVII – XVIII, так и первой половины XIX веков. Это мы находим в комедиях Д. И.
Он построил теорию так называемых модусов, которой старался следовать в своем творчестве. Феодально-крепостнические отношения тормозили развитие торговли и промышленности. Одни построены на резком контрасте света и тени. Жерар (1770—1830) — тоже ученик Давида — получил первую известность картиной «Велизарий (любимый сюжет того времени), несущий своего спутника» (1791) — одно из лучших произведений классического направления она имела большой успех, но его «Психея» менее понравилась. Живописное творчество Матюшина, несмотря на близкую дружбу с такими мощными генераторами художественных идей, как Казимир Малевич, развивалось по собственным законам и в конце концов привело к созданию оригинального направления, названного автором ЗОРВЕД (зоркое ведание, зрение (зор) – ведание). При блестящем дворе короля-Солнце Людовика XIV (правил в 1643-1715) процветали все искусства. Появился ранее не известный принцип иерархии жанров, утверждавший их неравенство.
В 1835 году выходят знаменитые «Египетские ночи», а в 1836 – «Капитанская дочка», принесшая невероятный успех Пушкину. До Алексеева архитектурные виды выполнялись в основном в гравюре и носили характер «перспектив». Но зато они ведут себя непринужденно, спокойно. Наряду с поэзией начала развиваться проза. В искусстве внимание уделялось не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Avantgafdisme от avant – передовой и garde – отряд). И на Академии неспособность Бецкого отозвалась в сильной степени.
В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Лермонтов. Свой идеал античной красоты художник выразил в контрасте ритмов и жестов, в античной символике (рисунке скрещенных рук и мечей, воспринимающемся как символ величия и оправданности приносимой жертвы).
Искания Пуссена в 1620-е годы были очень сложными. Хемницера, одах М. В. Классицизм 18 150 начала 19 вв. Нерадовский).
Бенуа и С. П. Классицизм150 стиль противопоставлений. Правда, мало-помалу они заняли положение официальных департаментов искусства. Благодаря этому усиливается впечатление хаоса и беспорядочного движения испуганных людей.
Единственные художники, которые не исчезали незаметными в тени при Давиде, это были Жан Батист Реньо (1754—1829) и Франсуа-Андре Венсан (1746—1816). Именно здесь передан высший накал страстей, сюда сходятся все нити композиции. Пигаля и Ж. А. Задачей всей своей жизни он поставил возвращение искусству его общественной значимости.
Не случайны достижения художника и в области портрета. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Духовной родиной Иванова стала Италия, куда он приехал для продолжения учёбы и работы.
Такова, например, московская картина Похищение Европы (ок. Автор явно стремился к гармонии цвета и к равномерному распределению его интенсивности. Руки братьев изображают противоположную его грань. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века «идеальные пейзажи» К. Лоррена). Говорить было опасно», — писал об этом времени Герцен.
В воздухе чувствовалось леденящее приближение XIX века. То был титанический труд художника-подвижника, отдавшего все силы искусству.
Большой вклад в пейзажную живопись внес работавший в Риме художник Эльсгеймер. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Русский художник Федор Михайлович Матвеев был типичным представителем классицизма в пейзажной живописи. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. Его творческое наследие значительно. Но воздействие его искусства становилось все шире.
academisme) – художественного направления, связанного с деятельностью академий художеств. Добужинский, Е. Е. Провозглашался принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Пусть и в меньшей мере, но то же самое можно сказать о Л. Альберти, Ф. Брунеллески. Жизнь идет своим чередом: пастух пасет стадо, по дороге волы тянут повозку и мчится всадник Прекрасный пейзаж с особенной остротой заставляет почувствовать трагическую идею этого произведения – тему одиночества человека, его бессилия и бренности перед лицом вечной природы.
Вода, хлынувшая на землю, с неумолимой неизбежностью поглощает все живое. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Истоки его лежат в деятельности итальянских испанских академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху возрождения обратились к античному искусству, к нормам изложенным античными теоретиками.
А ночевка с цыганами по пути в Одессу принесла Пушкину вдохновение на создание в 1824 году поэмы «Цыганы». Всему убранству присущи упорядоченность, геометрическая ясность форм и изысканное чувство стиля. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.
Классицизм 18 – начала 19 вв. Все его пейзажи точно передают характер природы. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому.
Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Произведения в стиле романтизм, как правило, отличаются динамикой. Во второй же половине XIX века, в период расцвета реализма, художники и критики видели в Брюллове лишь представителя неприемлемого для них «академического» направления. Для Пуссена природа – олицетворение высшей гармонии бытия. Уравновешенность композиции со даёт фигура отца с поднятой рукой» которая является вершиной л боковой линией треугольника (характерная черта композиционного построения многих произведений классицизма).
По исполнению — живопись вроде той, как у Давида. Другой ученик Давида — Жироде де Триозон (1767—1824) больше любил вначале греческую мифологию, чем римскую историю. Их известно большое количество. Трагизм событий усиливает неординарное изображение пейзажа.
Пушкин произвел колоссальную работу исследуя этот исторический период. Движение развивается влево и вправо от центра, где изображена упавшая с колесницы женщина. Теперь такие масштабные фигуры становятся редкостью. Здания Сената и Синода в Петербурге.
Остроумова-Лебедева. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Тем не менее при жизни Брюллова или «великого Карла», как его прозвала элита, почитали не только в России, но и многие выдающиеся люди Европы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти. Все три стройные женские фигуры слились в объятии их объединяет сплетение рук и шарф, спадающий с руки одной из граций.
Одним из главных достижений творчества Алексеева было «оживление» городского пейзажа. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Однако трактованный в идиллическом духе эпизод из античного мифа о похищении Зевсом, превратившимся в быка, прекрасной девушки Европы, соответствует общему настроению пейзажа.
В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма. Современная критика видела в художнике сочетание Микеланджело и Рафаэля, а ныне его картина представляется академической и искусственной композицией, но с некоторым оттенком страстности ныне больше нравится его «Атала и Шактас». Трудно переоценить значение творчества этого художника. Римские республиканские идеи теснили монархический принцип, веселое беззаботное рококо чахло и уступало место суровому Витрувию, грациозные моды Ватто и де Труа мало-помалу переходили в античные хитоны, появились и эстеты нового духа: Лессинг, Винкельман, Менгс и Давид.
Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Его престиж в обществе необычайно высок. Трём братьям, сыновьям Горация, предстояло вступить в смертельный поединок с друзья мл своего детства и родственниками (один из которых был помолвлен с сестрой Горациев). Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры.
Академии существовали уже с конца XVI века, со времени Карраччи. В своих картинах Айвазовский изображает особые моменты в жизни природы (морские пейзажи) ищет прекрасное и возвышенное и необычном. В живописи признавалось главенство линии над цветом, ценились чёткий рисунок и статуарность форм отдавалось предпочтение локальным (чистым, несмешанным) цветам. Для него уже не существовало соблазнов в барочном искусстве. Собрание рисунков, созданных между 1648-1675 годами и воспроизводящих живописные пейзажные композиции Лоррена, составило Liber veritatis (Истинную книгу), объединяющую около двухсот произведений художника (Лондон, Британский музей). Рядом с Шебуевым и Егоровым следует назвать и отца Александра Иванова – отличного знатока рисунка Андрея Иванова (1775-1848).
В своих лучших работах он успешно преодолевал условный, «музейный» колорит и правдиво передавал естественное состояние природы — нюансы солнечного света, легкую голубую дымку дали, нежные переливы голубого неба. Самый лучший день в жизни стал последним днём их земного счастья. Кроме того, некоторые элементы неоклассицизма заметны в картинах К. С. Пуссен продолжал заниматься наукой, литературой изучал римскую историю, анатомию, зарисовывал и обмерял статуи и даже копировал некоторые античные оригиналы. Нигде нет спасения.
Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально иногда загадочно глядят на зрителя. Сам Лоррен не любил писать фигуры и поручал их выполнение другим мастерам. Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно.
Находясь в Москве, в 1832 году Пушкин пишет известный роман «Дубровский», рассказывающий о помещичьем произволе, обращается к легендам в «Русалках» и реальностям «Медный всадник». 1818), Булахова (1823), Равича (1825), Зубовой (1834) и др.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка передвижников убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. Позже их стали изображать в античных тогах. Величественная картина «Явление Христа народу (Явление Мессии)» стала главным итогом его творческой биографии. Оно стало не только веком науки, но и веком искусства. У Лоррена более непосредственно выражено живое чувство, оттенок личного переживания. Конь вздыблен (по образу и подобию «Медного всадника»), кругом крутые горные обрывы, снега, дует сильный ветер и царит непогода. Репин создал целую галерею портретов. Здесь молодой нормандец продолжал многому учиться и получил свои первые живописные заказы.
«Академическая живопись в России (на примере творчества одного из художников)» «Творческие искания и шедевры К. П. Брюллова» «К. В самых даже облагороженных композициях Шебуева всегда сквозит русский натурщик, какая-то связь с беспомощными иконописцами XVII и XVIII веков и в Егорове всегда чувствуется школьная выправка, а не увлечение все его композиции – классные сочинения на темы, а не свободное, сознательное творчество. В них все как бы ближе к земле, все гораздо проще, естественнее, правдивее, жизненнее.
В обнажённых телах героев художник воскрешает идеалы античной красоты. Роль танца (особенно любимого самим королем) возросла, хотя он еще не выделился в самостоятельное искусство балета. Возращение к истокам – античной культуре, эпохе Возрождения, классике – стало новым шагом в развитии живописи конца 19 – начала 20 веков.
Развиваются новые жанры – дивертисмент, серенада и кассация. Об этом же свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. Путешествие на Кавказ и в Крым тоже принесло творческие плоды. В этот период Франция становится признанной законодательницей общеевропейских мод. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили.
В 1821 году появились «Братья разбойники» и «Кавказский пленник». Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. Интерес художника к среде, к обстановке, в которой пребывают люди, привел его к особому типу картины, в которой портрет соединяется с жанром. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал – неизменными.
Пейзажи Иванова не случайно поражали современников. Высокими жанрами в живописи считались историческая, религиозная и мифологическая картина, дающие зрителю героические примеры для подражания низшими150 портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина. Автор знаменитого «Соловья» на слова А. А. Дельвига Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку. П. Брюллов – величайший мастер портретного искусства» «Вечный праздник жизни в картинах К. П. Брюллова Итальянской серии» «Роль Н. В. Гоголя в осуществлении духовных поисков и творческом становлении художника А. А. Иванова» «Явление Христа народу: особенности мастерства и новаторства» «История создания картины А. А. Иванова Явление Христа народу» «Историческая и мифологическая тематика в творчестве А. А. Иванова» «Красота мира в пейзажной живописи А. А. Иванова» «Художественные открытия А. А. Иванова».
В ряду крупнейших русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Сюжет его также взят из поэмы Тассо.
В его произведениях отчетливо сказывается упорная работа с натуры. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве.
И он не был свободен от влияния XVIII века. Строго регламентированная система обучения требовала точного воспроизведения «идеальной красоты», соответствующей заданным классическим образцам. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Сюжет должен был воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств (Древний Рим, Древняя Греция) он должен был угадываться из названия идея – с первых строк.
Грибоедова. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества, но отражало конфликты личности и общества идеала и реальности, чувства и разума, что свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Мотивы рисунков очень разнообразны: то это пейзаж панорамного характера, где несколькими смелыми мазками кисти создается впечатление бескрайней широты (Тибр в окрестностях Рима, то густая аллея, где лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, падают на дорогу, то просто заросший мхом камень на берегу реки, то, наконец, законченный рисунок величественного здания, окруженного прекрасным парком (Вилла Альбани).
Разумеется, прославленные их вещи хуже всего. Давид оказал огромное влияние на формирование многих художников. Еще один из талантливых учеников Давида — Франсуа-Ксавье Фабр (1766—1837), написавший в классическом роде: «Эдип в Колонне», «Смерть Нарцисса», «Неоптолем и Улисс» и др., не оправдал надежд своих учителей.
Ослабление влияния Королевской академии живописи и скульптуры на художественный процесс осуществилось не без участия известного французского живописца Жака Луи Давида (1748 – 1825). Наиболее явно неоклассика проявилась в творчестве мастеров, которые в 1904 году создали группу «Новое общество художников» (Б. М. Их ритмическое чередование ещё нагляднее подчёркивало трагизм происходившего. Это был высший образец. Традиции сказочности и былинности присущи романтической опере Верстовского «Аскольдова могила». Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова.
Все эти приобретаемые обширные и разносторонние знания служили одному – его искусству. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. Он был поэтом Версаля. Фонвизина, сатирах А. Д. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова.
Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Рядом с двуглавым каменным изваянием римского бога Януса сидит младенец, пускающий мыльные пузыри – символ быстротекущей человеческой жизни. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление.
Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры. Но высшие достижения классицизма в музыке связаны всё-таки с творчеством представителей венской классической школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. вана Бетховена. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту. Риго), оказавший огромное влияние на европейский портрет. Данные тенденции обозначились в светских постройках Мансара. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей.
Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Семенов Тян-Шанский. Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Эта опасность встала впоследствии и перед ним самим.
Законодателем «большого королевского стиля» был Шарль Лебрен, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Природа Пуссена и в трагической Зиме исполнена величия и силы. Романтические поэмы А. С. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди.
Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света.
Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Вместе с тем Венера Пуссена – это прекрасное порождение окружающей ее природы. О портретном мастерстве художника говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу».
Из этих художественных педагогов, явившихся насадителями у нас строгой художественной школы, первым был еще Лосенко, постаравшийся поворотить художественное образование от чисто технической практики к эстетической теории. Великими его представителями были французские художники Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ О ДРЕВНЕРУССКОМ ВЕЧЕАнализ искусственной диффузииБлок 9 о НАСТОЯЩЕМ ИСКУССТВЕВ русском и английском языках (на основании данных Л. Прокофьевой)Виды искусственного дыханияДелопроизводство в древнерусском государствеДелопроизводство в Древнерусском государстве (X—XI вв. ) и в период феодальной раздробленности (XI—XV вв. )Документирование на формальных (искусственных) языкахДоля красного цвета в русском алфавитеЕстественных зубов и искусственных зубов (в)Жак Жермен Суфло – (1713–1780), французский архитектор, один из лидеров классицизма. Картины зрелого Лоррена не изображают – за немногими исключениями – какого-либо конкретного пейзажного мотива.
Вместе с тем нарастало стремление абсолютизма централизировать и подчинять своим интересам художественную и идеологическую жизнь страны. Большинство из них представлено в профиль. Смех становится сатирическим и относится в основном к отрицательным героям.
Однако, за исключением Федотова, у художника не было значительных по таланту учеников. Но вопреки канонам Брюллов использует эффект двойного освещения (почти нереального блеска молний и зарева пожара от извержения вулкана) игру света и тени, создающих напряжённый эмоциональный настрой. В 1802 г. выставлена картина «Ипполит, Федра и Тезей», потом «Андромаха» (1808), «Эней и Дидона» (1817).
Это придало высокое гуманистическое звучание и картине «Последний день Помпеи». Именно так они учились передавать краски и образы живой природы. В каждом пейзаже художник создает неповторимый образ. Основные требования достижение в живописи «правды» и «величия».
Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности различных народностей. Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Произведения художника даже одного периода часто несхожи. Высокий – торжественный, величавый.
Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Внутреннее духовное единство между героями достигается не общим чувством страха, а общим идейным стремлением понять, разобраться в сути новой веры.
Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. Чистякова, которого вот таким образом и называли всеобщим учителем. Уже в раннем пейзаже Лоррена Кампо Ваккино (1635, Париж, Лувр) сказались особенности творческого метода художника. Развитие русской исторической живописи, портрета, рисунка, декорационной живописи многим обязано его творчеству. монарх и окружающий его двор. В своих работах он большое внимание уделяет изучению натуры — все его портреты правдиво воспроизводят окружающую художника жизнь, в них нет ничего нарочитого, надуманного.
Из школы Давида вышел Друэ (1763—1788), на которого учитель возлагал большие надежды его картина «Марий при Мантурне» имела успех, но теперь она представляется бездушной и тоже с условными театральными фигурами. Почти все эти художники, придерживавшиеся мира идеальных, с точки зрения академического К., форм, не имели достаточного таланта, чтобы вдохнуть в них настоящую жизнь. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Три «стиля» по Ломоносову:1.
Кантемира, баснях А. П. Могучее величие природы покоряет в Пейзаже с Геркулесом (1649, Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), где запечатлена воспетая в Энеиде Вергилия победа Геракла над великаном Какусом.
Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Возникновение неоклассицизма вызвано желанием художников противопоставить «вечные эстетические ценности» противоречивой реальности. О пристальном внимании к тайнам своей внутренней жизни, о поиске своей, личной истины говорят многие работы начального периода творчества Рембрандта и прежде всего его автопортреты.
Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Большое внимание классицисты уделяли теории жанров. В его произведениях появились торжественность и величие, они стали более строгими и публицистичными.
Петра. Слишком слабо картина согласовывалась и с общепринятыми представлениями о героическом. Из картин Венсана назовем: «Велизарий, просящий милостыню», «Зевскис избирающий себе натурщицу между кротонскими девушками», «Генрих IV и Сюлли», «Битва под пирамидами».
Цвет играл подчиненную роль. За этой картиной последовал Брут и ликторы, принесшие трупы его сыновей, казненных по его же приказанию после того Давид написал (1787) Смерть Сократа (раб подает ему чашу с ядом, отвернувшись и плача).
Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник. Лермонтов, Грибоедов, Жуковский, Крылов, Захаров, Воронихин, Глинка. Иванов упорно пытается проникнуть в дух далёкой эпохи. В дрезденском полотне ярче, чем где-либо, ощутима связь Пуссена с колоризмом Тициана. Усилилась регламентация художественной жизни: в дополнение к основанной Ришелье Французской академии «сорока бессмертных» были созданы: Королевская академия живописи и скульптуры (1648), Королевская академия архитектуры (1671), Королевская музыкальная академия (1669).
В. Гоголь), они оказались удивительно гармоничны и исполнены «внутренней музыки». Однако к 1830-м годам данное направление постепенно утрачивает свое общественное значение и все больше превращается в систему формальных канонов и традиций. Кустодиев, А. Ф. Гауш, И. А. Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Время народного подъема внесло новое содержание в искусство.
Луврская картина Вдохновение поэта (ок. Авангардизм (франц. Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны.
Вспышка молнии прорезает ночную тьму и мир, охваченный отчаянием, предстает как бы окаменевшим в неподвижности. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками Античности – Плутархом. Жизнь Пуссена в Риме была посвящена настойчивой и систематической работе. Это породило волну интереса общественности к искусству. Появляется интерес к темам, почерпнутым из героического прошлого русского народа.
Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. На это указывают письменный стол, заваленный рукописями роскошный чернильный прибор полки с книгами на заднем плане. Образ Г. Р. Державина узнаваем. Художник еще опирается на традиции барочного портрета.
Пуссен был особенно силен в пейзаже. Эта особенность творчества Алексеева укрепляла растущее самосознание русского общества. Викар). Благоговейно любуются ее красотой молодые пастухи. Излюбленный романтический образ художника – человек на коне.
Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно. Пуссена увлекала героика Древнего Рима идеал всепобеждающего чувства долга. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. Его идеологи провозгласили превосходство общественного над личным, разума над эмоциями, чувства долга над желаниями.
Первые значительные жанровые произведения художника «Гумно» и «Утро помещицы» отчетливо и полно выражают главные принципы его искусства. Гильом Гильон Летьер (1760—1832), десять лет бывший директором французской академии в Риме, подобно Давиду написал «Брута» (1801), но в другой момент нагие тела и драпировки сделаны по римским скульптурам в духе давидовской реформы. В недрах классицизма зарождалось новое направление – романтизм.
Это и является достижением художников романтиков – они создавали «живые» произведения, способные донести до нас события того времени с максимальной реалистичностью. Грандиозную попытку вывести академическую живопись на новые рубежи предпринял в своём творчестве русский художник Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858). В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма17-го века). Щедрин критически отнесся к искусству популярных в то время представителей классицизма. Ломоносова, Г. Р.
Главное внимание классицисты уделяли трагедии, законы её написания были очень строгими. На их картинах – образы родной природы и простые люди на этом фоне. Однако долгое время при этом средневековое цеховое начало не покидало Академий. В такой же степени было велико и художественное значение их для той эпохи: изнеженность игривость и чувственность современной живописи не могли устоять против изображения чувств возвышенных и благородных исключительность которых никто не мог тогда осудить. Таковы картины из второго цикла Семи таинств (1644 – 1648) (Первый цикл Семи таинств, проникнутый духом рационализма и условной выразительности, был создан Пуссеном в 1639 – 1640 гг. ).
От Античности классицисты заимствовали внешние черты. Сомов, Л. С.
периода расцвета, свидетельствуют уже о абсолютно самостоятельной образной концепции. Его позицию развивают Н. А. Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. Ван Бетховена. Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов. Лучшие его работы были созданы в 20-е годы (Гумно).
Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М. Ю. Классицизм как литературное направление сложился в 16 -17. Православие — это путь к возрождению русского государства.
Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Некоторые из них были официальными живописцами церквей и монастырей и луврских плафонов. Великий русский художник Александр Андреевич Иванов обогатил российскую и европейскую живопись XIX века глубиной философской мысли. В 1792 году был избран депутатом Национального Конвента, где примкнул к монтаньярам во главе с Маратом и Робеспьером, голосовал за смерть короля Людовика XVI. В первой четверти XIX столетия важные процессы происходят и в области пейзажной живописи.
Изображая Иоанна Богослова на острове Патмосе (между 1645 – 1650, Чикаго, Институт искусств), Пуссен отказывается от традиционного истолкования этого сюжета. Добролюбов, Н. Г. Сначала и сам Давид постигал азы мастерства в Королевской академии, справедливо отмечая при этом, что из неё в лучшем случае могут выйти лишь «искусные ремесленники», но никак не великие мастера. Он очень хотел, чтобы «зритель, взирая на картину, преисполнился сам высокости». Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим.
«Читайте Плутарха, — неоднократно говорил и писал ему Давид, — там вы найдете образцы, достойные вашей кисти». Даже смерть героя не может омрачить ее равнодушной красоты. Это традиционный для классицизма парадный портрет. Картина Царство Флоры (ок.
Будучи в Италии, Рубенс прошел хорошую художественную школу. Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Учение о трёх стилях, т. е.
Главный теоретический труд, в котором изложены основные принципы классической эстетики – «Поэтическое искусство» Буало (1674 год). В творчестве ему удалось совместить реальную действительность и идеалы классики. Но, разумеется, восторг этот объясним только слепотой академической системы. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину Смерть Нерона) нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского.
Неизменными в его творчестве остаются сказки: о мертвой царевне, о золотом петушке и т. д. На античность и Возрождение обратили внимание не многие. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Шуваловская Академия просуществовала всего пять лет.
Его творческое наследие значительно. Художники-романтики ратовали за эмоциональную приподнятость образа, старались показать силу чувств человека и возвышенность его стремлений. В частности, его знаменитая «Даная» выглядит весьма чувственной и плотской, но не до такой степени, как это исполнил бы Рубенс. Например, картина «Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора».
Его творчество пришлось на тот период, когда классические по форме произведения наполнялись духом романтизма, это сочетание назвали академизмом. В Академии был учрежден род отделения Воспитательного дома. Бруно (Париж, Лувр) в повышенной эмоциональности образов есть что-то неприятно слащавое, проникнутое духом католического фанатизма. Горизонтальная латинская надпись подобна начертанию на мемориальной стеле. В его Гиппократе видна театральность движений. Древний герой Фокион был казнен по приговору неблагодарных сограждан.
Победы русского оружия в Эстляндии и Лифляндии (1710) и продолжение укрепления позиций России в ПрибалтикеXIV и XV века. Федотов обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Русская художественная культура в первой половине XIX столетия достигла высоких успехов. Он написал романсы на слова Пушкина («Я вас любил», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др. ).
В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. Венецианов — создатель целой галереи крестьянских портретов. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Тем более кажутся для нас странными восторги современников от их безличного искусства.
Основные темы работ художников-классиков – библейские и мифологические сюжеты. Именно в это время творили Пушкин, Гоголь.
Они послушно принимали разные изменения вкуса и моды и сообщали только всему известную сдержанность и благоразумие. Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы.
Крымские впечатления передались в поэме «Бахчисарайский фонтан», датированной 1822 годом. Проделав огромную предварительную работу, он создал подлинно драматическую эпопею, романтическая приподнятость образов которой произвела колоссальное впечатление на современников. Наполняющее это полотно чувство глубокой взволнованности находит для своего воплощения язык строгих, чистых гармонически-уравновешенных форм. Их падение воспринимается как крушение его идеалов о разумно устроенной жизни. Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец.
В Париже художнику был оказан пышный прием, его милостиво принял монарх, который (о чем рассказывает сам Пуссен в одном из писем), обращаясь к своим подданным, сказал: Вот хорошая замена Вуэ. Чистякова заслуживает особого внимания. Муза, стоящая рядом с Аполлоном, – само живое олицетворение прекрасного. Петра, становилась все более очевидной.
К числу непосредственных подражателей Караваджо – как итальянских, так и иностранных живописцев, живших в Риме, – принадлежал уже упомянутый Валантен, соотечественник Пуссена, который стал его другом. В. Боровиковский «Портрет Г. Р. Все полно блаженного покоя. Недаром кони Армиды, влекущие за собой ее колесницу по облакам и едва сдерживаемые прекрасными девушками, так похожи на коней бога солнца Гелиоса (этот мотив впоследствии часто встречается в картинах Пуссена). Из картин Прюдона одна («Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением») по страстности и силе выражений и по колоритности считается предвестницей нового направления, которое, впрочем, обнаружилось лишь пятнадцать лет спустя. «В моей картине всё должно быть тихо и выразительно».
В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Поэты призывали власть прислушаться к их словам.
Галерея портретов, созданная им, является гордостью русского изобразительного искусства. Впрочем, Акимов в значительной степени принадлежит еще к XVIII веку. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие. Классицизм получил развитие во многих странах Европы, в США, Латинской Америки и т. д. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах.
Ф. Шубин. Впрочем, Угрюмов не был, как кажется, бездушным и рутинным академиком. Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни.
Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Когда можно только вот так и никак иначе. C. Тексты для чтения без словаря и передачи содержания на русском языке. I. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма.
Содержательным центром его полотна становятся не поступки героев, а их причины, не нарочитая демонстрация идеального и героического, а едва заметные движения и переходы чувств (от удивления, любопытства и недоверия до благоговения и восторга). Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П. Еще одной отличительной особенностью многих произведений Тропинина является их жанровый, бытовой характер. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Новая эпоха требовала иного, более реалистического отражения действительности.
Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. О. Кипренский, например, открыл не только новые человеческие качества, но и новейшие возможности живописи. Все эти особенности можно наблюдать в портретах сына (ок.
Федотова. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии, к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно Танкред и Эрминия (1630-е гг. ). Сеть грязных интриг и доносов этих животных (так называл их художник в своих письмах) опутывает его, человека безупречной репутации. Давида.
стремление к суровой простоте в творчестве К. Н. Он написал немало портретов из которых дошедшие до нас довольно характерны. Все его творчество можно назвать искусством портрета.
Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса. К середине 17 века главным жанром литературы стала трагедия. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана». Близки к декабристам были Пушкин и Грибоедов.
Художник глубоко сочувствовал крестьянской доле, много сил прилагал к облегчению положения крепостных художников, но в то же время он был далек от социальной критики. Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской живописи первой половины XIX века сводилась к приближении всех жанров искусства к жизни. Для того чтобы передать стремительность движения героев, автор активно использует приём встречного движения (изображение христианского проповедника и семейной пары с детьми: людей, столпившихся на ступенях, одни из которых пытаются попасть внутрь гробницы, а другие с криком вырываются из неё). Подобно красочному живому венку, персонажи картины окружают танцующую богиню. Его работы неизменно отличались широтой замысла.
Лосенко даже издал атлас пропорций идеальной человеческой фигуры. Художник представил тот момент, когда рабы выносят из Афин на носилках останки Фокиона. Наиболее значительное место здесь принадлежит, безусловно, Сильвестру Щедрину. За один из них – архитектора А. Кокоринова – он был удостоен звания академика.
В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены.
Характер может быть предельно, неправдоподобно заострён. Лансере, А. П. Не случайно публика называла его «самым передовым и смелым живописцем» своего времени.
Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками. Двое из учеников Угрюмова, Егоров (1776-1851) и Шебуев (1777-1855), заслужившие один прозвище русского Рафаэля, другой – русского Пуссена, явились настоящими насадителями у нас строгого классицизма в духе Давида, Карстенса и Камуччини. Объединение русских земель вокруг Москвы. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577-1640).
Так писал, например, Н. Пуссен. В Сократе видели проповедника высоких истин, погибающего от несправедливости тиранов. Период характеризуется более умеренным использованием и равномерным распределением элементов декора, осознание самостоятельного значения свободной плоскости стены.
Действительно, несмотря на невероятно тяжелые условия феодально-крепостнического строя, несмотря на то, что «замкнуты были уста народа» и «связаны крылья души» его, русский народ и тогда создавал произведения необычайной художественной ценности. Мастер изобразил себя на фоне орнаментированного античного фриза и нескольких картин. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу.
Романтическую приподнятость придаёт полотну, композиция. Именно к этому пришли все академисты, следовавшие лишь внешним приемам Пуссена.
XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Первая половина века явилась временем блестящего расцвета городского ансамбля. Строгое следование классическим формам, сюжетам и образам на историческую, мифологическую и библейскую тематику обусловило расцвет академизма (фр.
Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. В 1661 была создана Академия танца. Здесь пишет он лиричную, напоминающую античный рельеф Встречу Елеазара и Ревекки (1648, Париж, Лувр), создает уже упомянутый второй вариант Аркадских пастухов.
Особой выразительностью отличается всегда четко найденное мягкое и плавное движение фигур. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Visionis – явление, образ).
Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Иванов оказал огромное влияние на последующее развитие русского реалистического искусства. Из других последователей К. — Луи Дюси (1773—1847) писал на мотивы из мифологии Филипп-Август Геннекен (1763—1833), Клод Готеро (1765—1825), Шарль Тевенен (1760—1838), Жан-Батист Дебрэ (1763—1845), Шарль Менье (1768—1832) и некоторые другие писали частью античные и аллегорические, частью исторические картины, частью портреты. Стимулом для развития стиля стали научные исследования памятников древности в 18 веке. При системе воспитывать в художников людей, часто лишенных каких-либо способностей, нечего было вообще ожидать превосходных, живых результатов но, во всяком случае, твердая система в этом воспитании дала возможность выдвинуться нескольким мастерам, если и лишенным темперамента, то все-таки набравшимся в Академии больших, твердо усвоенных знаний, которые они и сумели преподать своим более талантливым ученикам. Гильом Менажо (1744—1816), тоже долгое время директор академии в Риме, нерешительно остановился в промежутке между старым и новым.
«Соединить технику Рафаэля, — писал он, — с идеями новой цивилизации — вот задача искусства в настоящее время». Так, одними из предшественников неоклассики считаются прерафаэлиты. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б. Художник-мыслитель, ценивший прежде всего свою творческую свободу, стремившийся к глубокому, продуманному воплощению художественного замысла, он вскоре испытывает в Париже самое горькое разочарование. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). Почетное место в русском искусстве занимает творчество А. Венецианова.
но данью классицизму в полном смысле слова эту картину никак назвать нельзя. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. Однако массового революционного движения в ту пору в России еще не было. «Мы живем в эпоху приготовления для человечества лучшей жизни», — говорил Иванов и в этих его словах была заключена непоколебимая вера в прогресс, в светлое будущее человека. Лирическое дарование Гурилева раскрывается в его лучших романсах «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка».
Он создает редкий по красоте и по силе настроения пейзаж – живое олицетворение прекрасной Эллады. Увлечение Пуссена пейзажем граничит с изменением его мировосприятия.
Его классические мотивы: «Сафо, бросающаяся в море», «Ариадна и Бахус», «Геркулес, бросающий Диомеду его лошадь» (1835) показывают его неспособность к этому роду, тогда как «Битва при Абукире», «Чума в Яффе» представляли в свое время большое движение в сторону понимания действительности, показывают большой талант, наблюдательность и силу представления виденного в природе. Бюст Павла IШубин известен и как декоратор, он создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца, 42 скульптуры для Мраморного дворца и др. Не спешите с отрицательным выводом. Вечный город жил насыщенной и яркой художественной жизнью.
В произведениях этого времени в центре внимания художника оказывается образ природы.