Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
Они оказали серьёзное влияние на формирование такого течения, как абстрактный экспрессионизм. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности.
Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Картины Клайна, часто сравнивали с восточными каллиграфиями. «Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. Экспрессионистские приёмы использовал М. Рейнхардт в постановках У. Шекспира, Ф. Шиллера и др. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.
Это живопись, кино, литература, музыка, театр. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Сам автор отрицал параллели: «Каллиграфия – это письменность, а я не пишу писем. Вайоминг). Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму.
Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Корни экспрессионизма уходят в глубь истории и охватывают обширную географическую территорию. Возникла в 1905 году. Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
Я пишу скорее белым, чем черным: белый цвет не менее важен». Объединенные общими идеями и мировоззрениями, художники начали создавать группы единомышленников. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире.
Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Однако известность пришла к мастеру уже посмертно.
Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Картины экспрессионизма – нарочито плоские, ведь таким образом они надеялись сконцентрироваться на передаче эмоций, а не сюжетов. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны.
Ницше спорит со всей немецкой эстетической традицией, оптимистически трактовавшей древнегреческое искусство с его светлым, аполлоническим в своей основе началом. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
Не осталась в стороне и Германия. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Холст, масло.
Затем он проник и в архитектуру и, в еще более явственной форме — в новый, современный вид искусства — кино. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. Во многом, ту точку зрения на искусство, которая оказалась ключевой для эстетики экспрессионизма, определил Фридрих Ницше.
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский.
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Работа отмечена новшествами, характерными для начала 50-х годов.
Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Предпочтение в картинах отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля.
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Мы внутри, а не снаружи».
Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. В 1910г. Во французском языке оно так же звучит аналогично этому. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.
Эволюция отд. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии.
представителей экспрессионизма своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у Берга. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. – Гюбнер).
Позже возникла группа «Синий всадник». Его живопись станет нежней. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л.
Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
Неровные края по периметру привносят эффект вибрации. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии.
С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Картины лучших современных экспрессионистов – в галерее русских художников Les Oreades.
Наибольшее развитие получил в начале XX века. Экспрессионизм всё больше противопоставляет себя эстетизму и натурализму, утверждая идею о сгущении мотивов боли и крика, повышенной аффектации, прямом эмоциональном воздействии на глубинное подсознание человека. Очень распространены мотивы боли и крика. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня.
В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов.
К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Экспрессионизм также развивался в Норвегии руками Эдварда Мунка, в Бельгии – Констана Пермеке, в Голландии – Яна Слёйтерса. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы и т. п. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость).
Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов».
Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций. Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник.
Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Полагают, что сам термин экспрессионизм был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину импрессионизм: Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя.
Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
Э. Мунк «Крик» (1893). Значит ли это, что приобрести экспрессионистскую работу музейного уровня скоро будет так же сложно, как и живопись импрессионистов. Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания. В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта.
Холст, масло. В архитектуре (Р. е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было.
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами.
Мне такое ограничение не нравится». Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Само слово экспрессионизм возникло, как и всем нам хорошо известное – экспрессия от латинского expressio, что означает выразительность или яркое выражение. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».
Отсюда тяготение экспрессионизма к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Искусство экспрессионизма было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран.
В начале 50-х годов Клайн использовал в своей живописи только черный и белый цвета. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Мы не французы, мы немцы. Умер Поллок 11 августа 1956. Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года.
Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма.
Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Он объяснил: Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее. Но отдельные писатели-экспрессионисты работали и в других европейских странах: в России – Л. Андреев, Е. Замятин, в Чехословакии – К. Чапек, в Польше – Т. Мичинский и др. Произведения раннего экспрессионизма испытывали влияние французского и немецкого символизма, в особенности Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Всего их в короткой жизни Маке было 78. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). «Восход солнца», «Мост в Европу», «Впечатление» – это лишь малая толика уникальных произведений автора, поражающих своей насыщенностью и полнотой жизненности. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Германия также не осталась в стороне. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Очень распространены мотивы боли и крика. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Но с приходом к власти нацистов все изменилось. Кафка и Г. Майринк).
Франс Клайн Фигура Восемь, 1952. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
Впрочем, говоря об экспрессионизме в искусстве, следует помнить об одной особенности этого термина. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Критики соединяли их под общим названием Multiforms (полиморфные, многообразные формы). Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения».
Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Экспрессионисты отодвинули на второй план реальные объекты, остановив внимание на выражении чувств. Ротко пришел к своим Цветным полям после ряда работ исполненным между 1946-1949 годами.
Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии.
Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего.
По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Кёльнский собор потрясен до основания». Экспрессионизм (от лат. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.
Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры. Bracke). Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов.
В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Именно Харольду Розенбергу и Климентину Гринбергу мы обязаны изобретением названий живопись действия (Action Painting) и живопись цветных полей (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае – красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом – широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана. N-Y, собрание Виллиама С. Рабин. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений.
Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции.
Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Поживем — увидим. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени фовизму и кубизму. Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей.
Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. В результате объединение официально прекратило существование. Все выставки были отмечены широким вниманием общественности, но отзывы в прессе были крайне негативными.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным.
Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Лишь за несколько месяцев до гибели художнику удалось продать только одно свое творение. Принцип выражения преобладает над изображением12. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Имя Ван Гога известно даже тем, кто абсолютно далек от мира живописи.
Так же, в качестве своих предшественников многие художники-экспрессионисты называли французских постимпрессионистов, швейцарца Фердинанда Ходлера, норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами.
Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. Картины Экспрессионизм.
Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль.
В этом была их схожесть с фовистами. Художники-экспрессионисты в своих картинах отразили именно эти апокалиптичные настроения, при этом указывая на принципиальное отличие их творчества от традиции импрессионизма. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично.
Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Марк Ротко Gelb und Gold (Золотое и золотое), 1956. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др.
Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф.
Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. В 1917 он вернулся в Вену. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует.
Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Основной вклад в его развитие принадлежит американцам – Клиффорду Стиллу, Джексону Поллоку и Хансу Хоффману. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года.
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Однако эти сочинения лишены активного утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были последними яркими проявлениями экспрессионизма как направления, В творчестве Веберна экспрессионизм перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. Она страшная, эта музыка. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн).
«Осенний пейзаж», «Пристань в Гурзуфе», «Лунная ночь» – картины, от которых невозможно оторваться. Экспрессионизм (от лат. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Художник прославился своей экстравагантностью, отрезав себе мочку уха. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). Поиски германских модернистов начала века многим видятся близкими творчеству знаменитых русских художников того же периода.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж.
Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства.
Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
На немецком языке писали также авторы т. н. Экспрессионизм (от фр. Предыстория возникновения объединения Синий всадник такова: в 1909 году В. Кандинским и А. Явленским было основано Новое художественное объединение в противовес отказавшемуся принимать произведения авангардистских художников Мюнхенскому Сецессиону. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи.
В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. И уже ничто не имеет значения. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.
В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. В творчестве художников-экспрессионистов принцип выражения эмоций преобладает над самим изображением.
На первый взгляд кажется, что резко очерченные знаки оставлены на поверхности холста единым взмахом руки. Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии.
В творчестве Шёнберга и др. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх.
В 1912г. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». В экспрессионизме было много противоречий. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925.
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. 91 х 73, 5 см. Они борются, по мнению Ницше, в художнике и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен.
В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни.
Принцип выражения преобладает над изображением. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Родился в Витебске 24 июня. Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора переполнены эмоциями восторга, негодования, ужаса.
В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Частное собрание. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского.
Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Картон, масло, темпера, пастель.
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики.
Художник любил крупный формат. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения.
На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
Политическая жизнь Европы переживала сильные потрясения и неспокойная обстановка того времени не могла не повлиять на художников. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей.
Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. – Только это может быть экспрессионизмом»). Но она страшная. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие.