Объект исследования: Художники экспрессионисты. Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания. Художники-экспрессионисты создавали внутренне напряженные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небрежные движения кисти. Предлагаем Вам биографии потрясающих, великолепных, пронзительных, временами шокирующих, художников-экспрессионистов.
Конечно же, самые известные художники среди экспрессионистов не ограничиваются несколькими фамилиями, однако мастери кисти, упомянутые выше должны быть известны каждому человеку, причисляющему себя к категории образованных людей.
Экспрессионизм (от фр. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. По крайней мере, если такие произведения в обозримом будущем появятся, они произведут фурор. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Она страшная, эта музыка. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. В экспрессионизме было много противоречий. Родился в Витебске 24 июня.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
«Осенний пейзаж», «Пристань в Гурзуфе», «Лунная ночь» – картины, от которых невозможно оторваться. Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма.
Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Действительность художникам этого времени воспринималась крайне субъективно, через призму разочарования, тревоги, страха.
Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. – Только это может быть экспрессионизмом»). К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. В архитектуре (Р.
Bracke). Художник пытается не только изобразить современного человека, но и найти свой идеал. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого.
«буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.
Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Но она страшная.
Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего.
Нестандартными выразительными средствами, Э. Шиле представляет человеческое тело и душу. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Экспрессионизм (от лат. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Bracke). Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Эволюция отд.
К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн.
Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная.
За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство. Хотя немало работ изображают людей: балерин, актрис и даже прачек. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Например, Э. Шиле интересно изображает своеобразную фактуру одежды модели.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда.
В 1917 он вернулся в Вену. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.
В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Это живопись, кино, литература, музыка, театр.
Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». В результате объединение официально прекратило существование. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Думаю потому, что в этом могу непосредственно выразить свои чувства и взгляды и придать телу любую форму. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г.
Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. При помощи линий художник передает положение предмета в пространстве и изменение его формы в разных ракурсах. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Вайоминг).
В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910).
Каждый находит свое прекрасное, порой даже в том, что большинство считает безобразным. Э. Шиле применяет контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главное. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна.
Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Все остальное – хаос, сплетение случайностей. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Мы внутри, а не снаружи».
Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города.
Заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока, Океании. Социальная напряженность тех лет и дала толчок для появления экспрессионизма. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму.
Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Цвет используется художником и с целью вычленения главного. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии.
Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому».
Банальность и противоречия современного мира воспринимались крайне субъективно через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и мистический ужас перед хаосом бытия. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). Но изображенный облик имеет внутреннее, глубинное сходство с моделью.
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Изломанность веток у дерева снаружи, у человека – внутри. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Шиле старался противодействовать чувственной фрагментации собственного «я», передавая его множественность.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. В экспрессионизме ландшафт потрясенной души предстает как потрясения самой действительности. В произведениях графики они пытались возродить заново средневековую гравюру на дереве с ее традициями. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам.
Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Позже возникла группа «Синий всадник». expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. В 1910г. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др.
Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая.
В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал навязчивому журналисту, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский всадников. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре.
Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого. Они борются, по мнению Ницше, в художнике и всегда оба присутствуют в любом художественном произведении. Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. В их работах нет ничего изобразительного, но они выполнены с такой эмоциональностью и энергией, что их смело можно назвать экспрессионизмом.
Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Само название этого направления (от лат. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25.
Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Однако известность пришла к мастеру уже посмертно.
Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Экспрессионизм (от лат.
Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
expressio, франц. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Образ представляет собой сложный и многомерный процесс.
Некоторые искусствоведы считают, что все произведения Шиле, включая ландшафты и городские виды, выражают душевные переживания художника и невероятным образом «автопортреты». Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли.
Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Умер Поллок 11 августа 1956. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Художник создал около сотни собственных изображений.
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Он использует свежие краски, очень простой рисунок, его искусство становится монументальным и декоративным. Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение.
Члены «Моста» вместе и жили и работали. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. В его автопортретах гораздо больше общечеловеческого, чем личного. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.
В основном в работах Эгона Шиле обнаженные модели. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Все пороки бытия, уродливость и неразрешимые противоречия реальности вызывали у экспрессионистов чувства тревоги, раздражения, отвращения, которые они переносили на свои полотна при помощи гипертрофированных форм, угловатых и искорёженных линий, темной гаммы, грубых и быстрых мазков. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. В 1918 году Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского.
Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства.
Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Тенденции:1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм3) безудержная эмоциональность4) абстракционизм. В русле экспрессионизма возникла идея духовности искусства, высшая чистота которого требует полного освобождения от мира чувственно-конкретного. На мой взгляд, нет уродливой или красивой обнаженной натуры. При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). Члены «Моста» вместе и жили и работали. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна.
Очертания фигуры неправильны и угловаты. Всего их в короткой жизни Маке было 78. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма).
– Гюбнер). У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Поживем — увидим.
О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Кёльнский собор потрясен до основания».
Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Это можно наблюдать на «Автопортрете» 1914. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов).
Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. группа художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном отделилась от Берлинского сецессиона и образовала Новый сецессион. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней. Возникла в 1905 году. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов.
С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу.
По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга.
Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи.
Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Чаще всего импрессионисты обращались к пейзажу, поскольку в изображении природы находили больше всего повода «поиграть» подвижным светом, яркими красками и воздушной перспективой. Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается на границе жизни и смерти. Исследовать свое «я» всегда означает представить себя как двойственность, так как субъект, производящий исследование, одновременно является и объемом.
Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Именно эти художники стали писать на улице с натуры, подняв значение этюда.
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене.
Кандинский Василий – русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века вошел в число основоположников абстрактного искусства. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Это с одной стороны демонстрация, а с другой изоляция собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространстве в автопортрете. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Он очень любил изображать себя, свой облик и свои позы.
Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
В творчестве Шёнберга и др. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Несмотря на то, что термин «экспрессионизм» широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника— Арнольда Шёнберга и у его учеников— Альбана Берга и Антона Веберна. Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
Обнаженная человеческая фигура всегда привлекала мое внимание. В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе.
Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. В одних случаях он вел к обостренному выражению трагического, в других— к художественной утопии, которая казалась спасением духовных ценностей. Они выражали протест против поверхностного восприятия мира импрессионистами, пытались в своих работах выразить свой внутренний мир и передать эмоциональное состояние зрителю. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством.
В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Очень распространены мотивы боли и крика.
Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности.
Ветви – трещины в небе и камне. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Вот таким образом творческие люди просто не могли остаться в стороне и через свои работы демонстрировали отношение к миру.
Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль). Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим.
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Они же сделали палитру более светлой и свежей, а мазки смелыми. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева.
Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани. В новой манере были написаны преимущественно камерные пьесы. В 1912г. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Кафка и Г. Майринк). Наибольшее развитие получил в начале XX века.
В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. «Восход солнца», «Мост в Европу», «Впечатление» – это лишь малая толика уникальных произведений автора, поражающих своей насыщенностью и полнотой жизненности.
Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Новый взгляд, который Ницше излагает в этой книге, во многом оспаривает традиционный немецкий подход, который трактует древнегреческое искусство оптимистически, воспринимая его светлое – аполлиническое начало. В Германии, как и во Франции, естественное развитие изобразительного искусства привело к изменению художественных методов. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912).
Не стандартные ракурсы раскрывают зрителю новый взгляд на тело человека. Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания. Но с приходом к власти нацистов все изменилось.
Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). Мы не французы, мы немцы. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Известными экспрессионистами называют Эдварда Мунка, Василия Кандинского, Ханса Хофманна. Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими «Семья» (1918). Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве.
В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. Художник прославился своей экстравагантностью, отрезав себе мочку уха. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения».
Э. Шиле пишет портреты. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни.
Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) – это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я». В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). Это— высшее достижение музыкального экспрессионизма. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом.
Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не так как тело выставлено напоказ, а потому «я» выявлено полностью. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания».
Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов. Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. На них оказали глубокое влияние произведения примитивного и средневекового искусства, африканская пластика, а также в высшей степени эмоциональная живопись голландского художника Винсента ван Гога и его норвежского современника Эдварда Мунка. Не осталась в стороне и Германия.
В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Картон, масло, темпера, пастель. Судьба красоты в том, чтобы отцвести, заболеть и свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается».
Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Школа Шёнберга отходит от крупных симфонических форм, ясно ощущая, что атональность препятствует конструированию монументальных полотен. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Возник он как острая и болезненная реакция на Первую мировую войну и революционные движения. Отсюда тяготение экспрессионизма к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму. Искусство экспрессионизма было поневоле социально ориентированным, так как развивалось на фоне резких социально-политических переломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировой войны.
Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Э. Мунк «Крик» (1893). Реформа А. Шенберга явилась для тех лет наиболее радикальной.
Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925. Единственный яркий, кричащий оранжевый тон усиливает экспрессию. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Портрет Валери Нойцель, (1912). Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Некоторых вдохновляли барокко и романтизм.
Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Принцип выражения преобладает над изображением. Именно вот таким образом исследованию данной темы стоит уделить отдельное внимание.
Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Внутри человека даже в разгар лета – осеннее дерево.
В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э.
Белый фон листа совершенно нейтрален. Первые картины Маке отражают результаты творческой переработки художником идей импрессионизма. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники.
Экспрессионизм (от фр. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
В Восточной Германии, естественно, отношение к экспрессионистам было абсолютно другим: там их живопись рассматривалась как символ буржуазного упадничества, которым, впрочем, восхищались молодые диссиденты. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Германия также не осталась в стороне. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Поиски германских модернистов начала века многим видятся близкими творчеству знаменитых русских художников того же периода. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Август Маке, Альберто Джакометти, Амедео Модильяни, Бальтюс, Василий Кандинский, Димитрис Митарас, Зинаида Серебрякова, Иоганнес Иттен, Карлос Саенс де Техада, Кэте Кольвиц, Линд Уорд, Люсьен Фрейд, Макс Бекман, Мстислав Добужинский, Николаос Литрас, Осип Цадкин, Оскар Кокошка, Панаиотис Тетсис, Пауль Клее, Рамон Овьедо, Рафаэль Забалета, Рихард Герстль, Спирос Папалукас, Теофрастос Триантафиллидис, Франк Ауэрбах, Франц Марк, Хаим Сутин, Эгон Шиле, Эмиль Нольде, Эрнст Людвиг Кирхнер, Ян Слёйтерс, Янис Царухис, Яннис Моралис.
в России он слабо известен. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга.
Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Отсюда и тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, характерным для этого стиля.
Мне такое ограничение не нравится». Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов.
Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Одним из основоположников экспрессионизма считается постимпрессионист Винсент Ван Гог.
Его живопись станет нежней. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Очертания фигуры неправильны и угловаты. Эгон Шиле – австрийский художник, один из лучших мастеров экспрессионизма.
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди.
Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Мои работы искажают привычное видение души и тела. Экспрессионизм (от лат.
В этом была их схожесть с фовистами. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса.
91 х 73, 5 см. На немецком языке писали также авторы т. н. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. В 1917 он вернулся в Вену.
Картины Экспрессионизм. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. «Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта, но он— его гипертрофированное, болезненное и неистинное отражение» (Г. А. Недошивин). Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего.
Очень распространены мотивы боли и крика. Имя Ван Гога известно даже тем, кто абсолютно далек от мира живописи. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Он впервые говорит о другой Греции— трагической, опьяненной мифологией, дионисической и проводит параллели с судьбами Европы. В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания.
Принцип выражения преобладает над изображением12. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух».
Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Лишь за несколько месяцев до гибели художнику удалось продать только одно свое творение.
Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи. Нервы – трещины в теле. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени.
«Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») – смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть.
Ученик Шёнберга Альбан Берг создал единственное в своем роде экспрессионистское сочинение, отмеченное духом социального критицизма, — оперу «Воццек». Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов.
«пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Живопись Эгона Шиле необычайно графична.