В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Его репутация была безупречной. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Чувствуется глубина оврага, глушь. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Затосковав по отечеству, Иван Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. – Величайшее несчастье. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
Отец выписывал сыну книги по искусству. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Все это развивало поэтическое воображение мальчика. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. – Как бы я хотел умереть.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Несмотря на то что Шишкин был женат дважды и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Лес выглядит небольшим и просторным. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Сюжет их – жизнь русских лесов. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Шишкин – художник народный.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства.
Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
Начал систематическое обучение Шишкин в гимназии в Казани, но работа чиновника не привлекала его. Характерна в этом смысле «Рожь». 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Воробьева. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Природа выражает музыку человеческой души.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Родилась дочь Ксения. Эту технику художник освоил еще за границей. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
«И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Шишкин сдержан и величественен. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Но семейное счастье художника оказалось недолгим.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. У него умерли сыновья.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Мастер смело экспериментировал. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. «Утро» полностью лишено всего этого. Они были куплены и художник получил первые большие деньги.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Художник одушевляет деревья. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Он решил учиться на художника.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Над землёй летают ласточки. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Крамским. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Весной 1862 года вместе с В. И. Должно также заметить, что с Иваном Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». К ним относятся Уголок заросшего сада. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Последнюю свою работу он так и не закончил. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. А их было немало.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. В 1872г За картину Сосновый бор. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Быть грозе.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Чувствуется глубина оврага, глушь. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Первое место занимает Шишкина Рожь.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Но счастье вновь отвернулось от художника. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. Природа – сама благородство. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. В окрестностях Москвы» (1869).
Сосны придают картине величественное звучание. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Облик этот был многолик. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. У работы было очень много положительных отзывов.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. В 1882г. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Что впереди. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. — Ср. Каждое дерево обладает своим «характером».
Богато нюансирован цвет. Много картин И. И. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Его картина поет. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Картина Полдень. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Задний фон мрачен. Мрачное настроение. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Шишкин бросил работать, запил. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Так в реальной жизни не бывает. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском.
Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Много работал Шишкин и за границей.
Это было выступление против мёртвого академизма. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Биография художника зашифрована в его творениях.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Воробьев. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Безболезненно и спокойно.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Все сковано морозом и погружено в тень. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Моментально».
Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Это была ювелирная работа.
Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Жил преимущественно в Петербурге. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Медведей написал Савицкий в самой картине. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Парит. Так писались и «Сосновый бор. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Это очевидно. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Человек Шишкина прикреплён к земле. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или много открытого неба или водоём или дорога. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Сосновый бор».
Ее иногда называют картиной-завещанием. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Лесная глушь (1872). За эту картину Шишкин получил звание профессора.
Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Его отец был купцом, культурным человеком. Ничуть не бывало. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Густые кроны бросают на них тень. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Вертикали пересекаются косыми линиями. Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Родился будущий художник в Елабуге.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В 1984 -85 г. г.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах.
Шишкин не облагораживал природу. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Внушительные дубы достойны восхищения. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). В его картинах – чуткое отношение к деталям. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Случайность. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Крамским.
В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил.
В 1858 г. Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Васильева.
Окрестности Москвы. Отец не стал настаивать. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова – двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. Это несомненно.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. «В рисунке природы не должно быть фальши. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Одиночество. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
В таких картинах, как «Полдень. Душевный мир. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Особенный, тихий, погожий выдался день.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Шишкин стремился к другому. Здесь исчезла всякая таинственность.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
Лесной пейзаж кажется необъятным. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Летом работает с натуры в Сиверской.
Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Невероятная тишина царит в пейзаже.
То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В них нет политики и социальной направленности. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика».
Их дом всегда был полон гостей. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).