Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Исчезают стул и обои. Созданную творческую концепцию передачи «эмоций за счёт простых средств» художник представил в своей книге «Заметки живописца» (1908г). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма.
В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Существуют лишь предположения искусствоведов. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Родился в бедной многодетной семье. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
Она – в композиции моей картины. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета. В 1891 году Анри снова приехал в Париж. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Подобная живопись не рассчитана на углубленное толкование. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Изысканная передача цвета и формы — вот визитная карточка знаменитого художника. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых.
Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов». В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Анри Матисс родился во Франции. Его отец мечтал видеть сына адвокатом. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». П. Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины- и фон и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты. Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. В 1908г. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Это время ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности художника. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. «Когда я начал писать, я почувствовал себя в раю», -вспоминал он позже. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально.
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Все люди на картине находятся в неподвижности.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Такими и были его рисунки: чувственными, яркими, гармоничными. В 1905 г. в одном из залов парижского Осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. -Ш. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Использует различные манеры письма.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. К тому же, фовизм — это динамика, контраст и эмоции. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Осенью 1905г. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Эта дружба в его судьбе значила многое.
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет.
В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. После выставки фовистов на Осеннем салоне в 1905г, казалось, весь мир ополчился против авангарда: даже Папа Римский официально осудил Новейшее искусство в 1907г. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
В основе их концепции лежало убеждение, что сила художественного выражения создаётся яркостью колорита и контрастностью цветов: «Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Живописью он начал заниматься довольно поздно, уехав в Париж изучать искусство. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Искусство стало отвлеченным. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями.
Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист.
Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Анри Матисс распахнул свою копилку с идеями и показал их миру на рубеже двух столетий, в момент расцвета модерна. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13. Не следует вызывать у зрителя беспокойство и смятение. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Так и случилось. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Тема панно — танец. С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам. Холст, масло.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле-Като-Камбрези (север Франции) в семье торговца зерном Эмиля Матисса и Анны Жерар 31 декабря 1869г. Таким для него явился Поль Гоген. Манген, К. ван Донген и другие.
Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. les fauves). Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Мать увлекалась росписью керамики.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Доминика и Девы Марии. Тема панно – танец. Он говорил: «Картина должна спокойно висеть на стене.
В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Amlie Noellie Parayre). Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Выставка вызвала бурю критики и возмущения, особенно, картина Матисса «Женщина в шляпе». А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Ковёр на этой картине – реальный. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). 260 х 389 см. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Колорит стал более насыщенным и светлым. В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне — ежегодном смотре нового искусства. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну.
В 1908г русский коллекционер и промышленник С. Морозов заказал Матиссу два больших панно высотой 2, 6м «Музыка» и «Танец» для украшения парадной лестницы своего московского особняка на Знаменке. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Разумеется, это иллюзия.
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Особенного внимания заслуживал его мазок.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества.
Например, в картине Матисса «Красная комната» (1909), вещи, заполняющие пространство, отделены друг от друга тонкими контурными линиями.
Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота» Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров.
Фовизм (от фр. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало». Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). В настоящее время существует в двух версиях. Что же заставило критиков и любителей искусства остро реагировать на фовизм.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 В 1902 -1904 гг.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна.
Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции.
В 1908—1910 гг. Его рисунки пером просты и изысканны. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
Богатый внутренний мир и настоящий талант живописца рвались наружу. В 1904 г. состоялась его первая персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Холст, масло. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины.
Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Анри Матисс. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников.
У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В 1894 году в личной жизни художника произошло знаменательное событие. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Американский коллекционер Лео Стайн и его сестра Гертруда приобрели скандально известную картину Матисса «Женщина в шляпе», а Поль Синьяк купил его полотно «Роскошь, покой и наслаждение». А. Матисс «Музыка» (1910). «Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Это чувство — самое главное». Вот таким образом не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю. Жил Матисс в это время трудно. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката.
М. всегда восхищался творчеством Поля Гогена. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Лаконичная условность и декоративность — так можно охарактеризовать стилистику многих картин художника: «Портрет жены художника», «Розовая скатерть», «Музыка», «Танец». Его незаконнорожденная дочь Маргарита также была взята в семью. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Другое название этой работы – «Десерт». Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Зачем.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета.
Первый вариант был создан в 1909 году и чрезвычайно понравился русскому коллекционеру Сергею Щукину – настолько, что тот заказал аналогичное панно для своего дома. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
После осознания в 1910-е гг. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Запомните своё первое впечатление. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, вызвали бурю критики и эмоций, это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Справедливости ради нужно отметить, что у фовистов были и поклонники.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. Но об этом уже сказано в других разделах.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Углы комнаты даёт другим цветом. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Его нельзя назвать художественным стилем из-за отсутствия единых стилистических признаков.
Цвет значим только в соотношении с соседним. Он знакомился с художниками разных стран. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. «Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Но после 1907 года объединение распалось. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Не было и группы как таковой.
Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления. В 1907г.
Лидер течения фовистов.
Его название произошло от французского слова fauve -- «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Стайны подружились с художником. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
Душой фовизма был, несомненно, Анри Матисс (1869-1954) — художник яркого дарования, наделенный тонким вкусом. Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». А ведь изначально он работал юристом, так как и хотели его родители.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. манера письма и стиль художника сильно меняются. Фовизм, который давным-давно считался чем-то диким (фовизм — от фр. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. В этот период художник начал использовать в своих работах технику декупажа (аппликации), в которой выполнил несколько работ, в том числе, свою знаменитую серию «Джаз» (1944-1947гг) и декупаж «Попугай и русалка». Эти революционные изменения коснулись всех сфер жизни.
1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей».
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Фовизм (от fauve- «дикий») – авангардистское течение во французском искусстве конца XIX-начала XXв.
Речь идет о фовизме. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. То же можно сказать и о графике.
Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. по заказу русского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка — «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»). Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм). Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема. Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма. В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет. Затем они начали вводить в полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей. Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов. Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом. Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Чувственная передача красоты натуры — вот в чем заключалась главная задача живописца. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции.
Холст, масло. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм. (Мадам Матисс). Особый колорит и темперамент работ фовистов сразу перевели творчество «сентиментальных» импрессионистов, в своё время вызывавшее ожесточённую критику и споры, в категорию реалистического, традиционного искусства.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм. О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра.
Венчает капеллу ажурный металлический крест. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Критик Луи Воксель дал это ироническое название группе художников, представивших свои работы на парижском Осеннем салоне в 1905г. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Цвет его был цветом живописи, а не быта. Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 г. на уровне экспериментов и был актуален до 1910 г. Движение имело всего 3 выставки. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности».
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец.
(Donatello parmi les fauves). Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Дополняет образ острота ритма.
К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Но вскоре он увлёкся живописью. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь.
Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). 10 января 1898 года Анри Матисс женился на Амели Парейр (фр. На скале растут редкие деревья. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Настроение создается с помощью контрастного сопоставления тонов, сочных и ярких. Матисс также копировал их манеру письма.
Его модель Каролина Жобло (фр. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Выставка «диких» имела непредвиденные последствия для авторитета импрессионистов, которые совсем недавно находились в авангарде искусства. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. В 1895 году оба выдержали вступительные экзамены в Школу изящных искусств и были приняты в мастерскую Гюстава Моро, у которого с 1893 года они обучались в качестве приглашенных студентов. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования.
Основными лидерами фовистов были Анри Матисс (1869-1954) и Морис де Вламинк (1876-1958). Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или теории. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники -- приверженцы нового искусства. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. fauves). Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук.
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В Сен-Тропез из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Стиль живописи художника Анри Матисса был разным как и его жизнь. В 1930 году крупнейший американский коллекционер Альберт Барнс заказал Матиссу декоративное панно для собственного частного музея.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Матисс воспринимал жизнь с радостью и оптимизмом, а в творчестве стремился к красочной гармонии и внутренней умиротворенной тишине. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Ж. Помпиду). Из монотонности провинциальной жизни Анри помогла вырваться болезнь: он попал с аппендицитом в больницу и мать, которая сама увлекалась росписью фарфора, принесла сыну коробку красок, чтобы скрасить его вынужденный двухмесячный «отдых». И Матисс впервые попробовал свои силы в живописи, копируя цветные открытки. Матисса по праву считали главой фовистов. Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ».
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Более всего ему было близко графическое оформление поэтических произведений. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.
Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Amlie Noellie Parayre), которая родила ему сыновей Жана-Жерара (1899—1976) и Пьера (1900—1989).
И вместе с тем, в его произведениях просматривалась строгость. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Ж. Помпиду, Париж). Она приглашает к созерцанию любимой Матиссом радостной простоты и «чистой» красоты. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Дополняет образ – острота ритма.
«Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс. В творческую группу входили художники: А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, де Вламинк, А. Дерен, Ж. Брак, ван Донген и др. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию. В 1889 году у него случился приступ аппендицита. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
1901 год можно назвать годом становления художника. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Критик Луи Воксель заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.