Картина французского художника Жана Энгра. Работы из его мастерской, в том числе ряд крупных картин, более 4 000 рисунков и его скрипка были завещаны художником в музей своего родного города, ныне известный как Музей Энгра.
В начале XIX века практически все юноши, обладавшие способностями к живописи, оказались учениками Луи Давида. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Он проведёт в Париже 10 лет и за это время успеет основать собственную школу живописи, разругаться с Салоном, затравить Делакруа, но при этом написать только 5 картин. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48.
Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции.
Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во времени такой хрупкий, такой недолговечный дар, как молодость, красота. Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно. 6 апреля 1841 года Жан Огюст и Мадлен Энгры покинули Рим, но следующие десять дней провели во Флоренции, общаясь с друзьями, с которыми расстались двадцать лет назад. Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Художник выполнил и множество графических портретов42. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Три года они сидели и карандашом перерисовывали скульптуры. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808).
В колорите доминируют нейтральные оттенки: обнажённые тела— золотистые, они оттеняются пятнами синего, жёлтого и красного. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. «В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала "Деба" в символ новой эпохи» (В. В. И руки сложила непонятным образом.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Симфорион», «Передача ключей св. Энгр предвкушал успех.
В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Петру».
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Учился в Тулузской академии изящных искусств.
Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр).
Июльская революция оставила Энгра равнодушным. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Сумма гонорара составила 3000 франков. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863).
Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Первоначально он планировал провести какое-то короткое время в Париже и снова уехать в Италию, но его ждал такой восторженный приём – его избрали в Академию изящных искусства, он получил орден Почётного легиона лично от короля – что он решил остаться. Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. В 1817 году скончалась его мать.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Позже, на основе архивных данных было открыто (точнее, открыто вновь, поскольку для современников это не было никакой тайной), что Мари Маркоз родилась (в 1783 году) вовполне почтенной семье французских торговцев из города Изер (Isre), была прекрасно образована, в 19 лет вышла замуж за некто Жана Таленсье, тоже купца, который в начале 19 века переехал по своим делам в Рим. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Когда срок пребывания во Французской академии вРиме заканчивается, Энгр остается вИталии.
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век».
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Благодаря своему отцу, Энгр смолодупринялся за изучение рисования и музыки, создав свою первую работу на гипсе в возрасте девяти лет. Эти заявления вполне типичны для эпохи рубежа XVIII—XIX веков, когда в художественной среде существовала идея высшей миссии художника, которой противопоставлялись взгляды романтиков на то, что судьба настоящего гения— одиночество и непонимание.
В 1842 году графиня д39Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. В какой-то момент Энгр даже выиграл приз Академии, за лучший рисунок (точнее, за лучшую копию чужой работы). Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят.
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Но я же пытался избежать психосексуального.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. — Его надо найти в самой модели».
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».
Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль.
Ни Энгр, ни все его сотоварищи не знали ни про античность, ни про средневековье ровным счётом совсем-совсем ничо (как говаривал один тинейджер). Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет. Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства.
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором). В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Как художник он сформировался очень рано и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр).
Однако в государстве нет денег и поездка отложена. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом».
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Ещё я обещал, в самом начале, рассказать биографию и про ранее психосексуальное развитие. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
В настоящее время находится в музее Орсе. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Энгр был хорошим учителем и большинство его студентов стали видными представителями салонно-академического направления самые известные из них— Поль Бальз, Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль и Ипполит Фландрен, автор больших декоративных циклов в парижских церквях.
Он придавал этому труду чрезвычайное значение, сохранилось множество подготовительных работ. Энгр вернулся в Париж, когда ему было уже 44 года, вполне состоявшимся художником, работы которого покупались и частными заказчиками и государственными – например, многие свои (псевдо) исторические картины он писал для реконструировавшегося Версальского дворца. Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона. Другую— светскую— сторону портретного искусства Энгра воплощают три изображения семейства Ривьер— отца, жены и дочери. Картина была выполнена в форме круга. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему.
Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Уже в ней просматриваются характерные для мастера черты – театральность композиции и скульптурность фигур, за которые он периодически был то восхваляем, то критикуем. Выставка имела резонанс, свой обзор опубликовал Бодлер, в нём он особое внимание уделил работам Энгра. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.
Который, как я уже писал, семья виконта никогда не признала. К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. У них даже была дочь, родившаяся в 1803-м году, через год после свадьбы. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.
На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Эти портреты, которые ныне хранятся вЛувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя вподражании художникам XV века. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Стародубова). Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. На картине скрупулёзно воспроизведена полихромия античного интерьера, дизайн которого разработал его студент Виктор Бальтар, а в цвете написали братья Поль и Ремон Бальзы, которые ранее копировали фрески Рафаэля102. В этот период он много работает в жанре портрета. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
Энгр тем самым соединил выразительность с предельной произвольностью трактовок человеческих фигур44. Стоящий к нам спиной мужчина – это Геракл, а ребёнок, который сосёт молоко из вымени оленихи – один его многочисленных внебрачных сыновей, Телеф (Telephus).
Тут-то (в 1810 году) она и встретилась с виконтом – семья которого, тем не менее, ни их отношения, ни последующий брак не приняли, что потом отразится на судьбе портрета самым печальным образом. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.
Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с "бессюжетным" изображением обнаженной натуры. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Которого его дедушка, царь Алей (Aleus), планировал забить, поскольку ему случилось предсказание, что он погибнет от руки своего внука.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Принято считать, что в этой работе Энгр наиболее полно выразил себя и собственное понимание творческой миссии художника. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем.
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Энгра» (1804). В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии).
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. «Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д. И свет и тени сбалансированы, цветовое решение также сдержанно: желтоватые тона тела, зеленоватый занавес слева и белые драпировки.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Точнее, он сначала планировал просто избежать самого факта зарождения такого внука, отдав свою дочь Авгу (Auge) в жрицы Афины (что означало, что она должна была остаться девственницей). Да что там Троя, первые проблески подозрений, что человечеству чуть больше, чем 6, 000 лет, возникли только в 1830-40е годы, но даже когда находки первобытныхкаменных орудий Жаком де Буше (во Франции, кстати) стали к 1860-м уж совсем неопровержимым, они всё равно вытеснялись общественным сознанием лет так ещё пятьдесят, примерно (во многих местах мира они и сейчас это же делают). «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Но эта изысканная, холодная чистота рисунка не мешает меткой и спокойной характеристике изображенных людей. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Его одухотворенное лицо взволновано, глаза возбужденно блестят, беспорядочно взметнулись словно от быстрого движения пряди волос.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Если говорить о том же любимом ими Рафаэле, то серьёзной исторической антропологией Возрождениязанялись только годах в 1930-50-х, а всё, что было до этого – это Сказки Братьев Гримм о Золотом Веке.
«Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Случился скандал, публика не приняла картину. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Он также оценивается как крупнейший представитель историзма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
И эта картина писалась долго: начатая во Флоренции в 1820 году, она была завершена лишь 36 лет спустя. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане).
И в дальнейшем жанр ню оставался предметом творческого интереса художника до конца его жизни. Однако главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Никакой оригинальности тогда не ценилось, его учителя считали, что лучше Рафаэля ничего всё равно быть не может, вот таким образом надо просто делать не хуже (а лучше всего – точно так же). Дела, дела. Энгру удалось добиться разрешения для Сигалона работать в Сикстинской капелле и копия была выполнена. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как "наследник" Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия. Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет.
Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».
Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: "На дальней стене висела картина без рамки, его "Венера" и я признаюсь, что существует мало вещей, которые произвели бы на меня такое же живое впечатление, как вид этой картины". Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Дальше версии разнятся, то ли Мари овдовела, то ли они развелись (. ), но с 1809 года она уже жила в Риме одна имея при этом, благодаря своей красоте и талантам, как это пишут, большой светский успех. В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию. Возможно, его родина — Гасконь — наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом.
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Историческая ситуация, запечатлённая в картине, недостоверна: король Франциск I не присутствовал и не мог присутствовать у смертного одра великого художника. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Перехав из Тулузы (откуда он был родом) в Монтобан в 1775 году, он через два года женится на дочке местного брадобрея, Анне Муле (Anne Moulet). Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Бартолини тогда ваял графскую жену. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848).
В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину Послы Агамемнона у Ахилла (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142.
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.
– Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Стародубова. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Чегодаев. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция.
Энгр едет, наконец, в Италию. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Симфорион".
Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом. Они то и составили славу французского искусства того времени. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление.
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Здесь он не подчиняет свое дарование теориям, рисует, как птица поет, естественно, просто, прекрасно. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии).
В то время Энгр продолжал получать стипендию, но она была очень невелика, нерегулярными были и заработки от портретов. В 1813 году Энгр женился. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
Он даже решил бросить Париж и снова уехал на несколько лет в Италию, где с 1835 по 1841 год находился в качестве директора Французской академии в Риме на вилле Медичи. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Интерес к средневековой и ренессансной поэзии также был возрождён в XIX веке романтиками, которые ценили передачу средствами поэзии душевных качеств персонажей и чувственность натуры. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. По Автопортрету (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали.
Поворотным событием в судьбе ещё молодого Энгра сыграл Жак Луи Давид, под руководством которого юноша постигал азы неоклассицизма. Он создал графический семейный портрет Форестье, на котором, кроме наречённой изобразил её родителей, дядю и служанку. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Мари де Сеннон умерла довольно рано, в 1828 году (ей было 45 лет) и виконт хранил портрет в своём кабинете в особняке в Анже до самой смерти в 1851 году, после чего она перешла по наследству его сыну.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Но исторические картины этих лет получились у Энгра надуманными, холодными и скучными, а иногда полными манерной театральности».
В портрете мадам Ривьер Энгр подчёркивал привлекательность модели, что показано также позой и одеянием. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98.
Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр).
Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу.
Вы можете сказать, Где же тут Энгр, это же Дюрер. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Но не тут то было.
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. В декабре они обвенчались. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106.
Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. Столь же спокойно и выражение его лица. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме – и при этом окружены не менее прекрасными вещами – драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов и утонченная красота колорита.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Так как импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
В течение всей жизни Энгр переписывался с друзьями, особенно Жилибером, но оригиналы его писем не сохранились. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Уравновешивалось соперничество, пожалуй их равновеликим по силе талантом.
Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Симфориана» (1834). Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Официальные круги приняли картину с восторгом. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий.
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2.
Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. В портретах матери и дочери Ривьер Энгр впервые использовал характерный для него приём— диспропорциональное изображение фигуры. 1806).
Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Латинская Мадонна на Богородицу не похожа и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Велико оказалось воздействие Энгра на развитие французского искусства следующих поколений, начиная с Дега, который в своих ранних работах очень близок ему.
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра.
Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров – эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних и доброту и одухотворенность у других.
И эти две характеристики ярко воплощены в полотне «Наполеон I на императорском троне» (ок. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. История изображённая на этой фреске, довольно амбивалентная, скажем так. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели.
Николаю и Александру Невскому. Портреты семьи Ривьер нельзя считать и серией, поскольку они сильно отличаются формой, композицией и стилистическими особенностями. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. В то же время Ж. Кассу в своей биографии Энгра отмечал, что в ненависти, разделявшей двух художников, можно увидеть глубокий интерес друг к другу, с оттенком любопытства и даже почтительности75.
Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий Большая купальщица (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска (1814) дышащая томной негой и чувственностью Турецкая баня (1863 все — Париж, Лувр). В 1855 году Энгр участвует в международной выставке, где была выделена целая комната для его работ. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере.
В отличие от своего антагониста Делакруа искавшего красоту в непрестанном движении, в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. В 1825 году Энгр был избран в члены Академии.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона. Здесь все становится человечнее, проще. Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю.
«Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845).
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Удачными признаются в плане оригинальности и пластической красоты лишь сам Гомер и аллегории Илиады и Одиссеи, особенно последняя. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает. К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд.
По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Таков "Апофеоз Гомера", "Св.
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). Результатом этого обучения стала картина «Послы Агамемнона у Ахила» (1801), принесшую Энгру Большую римскую премию. Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину.
марочку выше). Музей был открыт в 1869 году в здании бывшего епископского дворца, построенного в XVII веке там экспонируются произведения Энгра и его отца130. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
А все они эти академизм не почитали. Они кажутся непосредственными и идеальными, чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Такую реакцию Энгр узнал, уже находясь в Риме и дал зарок больше никогда не участвовать в выставках.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Энгр продолжал работать до глубокой старости.